Тыловое обеспечение таможенной службы РФ

СОДЕРЖАНИЕ: Введение Оптимально организованная работа тыловой службы - одна из основ­ных составляющих эффективной деятельности таможенных органов и уч­реждений Федеральной таможенной службы (ФТС России).

Введение

Оптимально организованная работа тыловой службы - одна из основ­ных составляющих эффективной деятельности таможенных органов и уч­реждений Федеральной таможенной службы (ФТС России).

Состояние тыловой службы практически определяет развитие таможен­ной инфраструктуры, материально-техническое оснащение и жизнеобес­печение ее объектов, уровень социального и медицинского обеспечения долж­ностных лиц, членов их семей и пенсионеров таможенных органов.

Задачи перспективного развития и требования к состоянию тыловой службы адекватно отражают стратегические цели повышения эффектив­ности деятельности всей таможенной службы. Это фактически подтверж­дает ретроспективый анализ становления современной таможенной систе­мы России.

Если рассматривать таможенную инфраструктуру и ее материальную составляющую — объекты недвижимости, то после распада Советского Со­юза Российской Федерации пришлось практически заново обустраивать таможенную границу. При этом на государственной границе почти не было пунктов пропуска, соответствующих международным стандартам. Также было необходимо учитывать возросший поток участников внешнеэконо­мической деятельности.

В настоящее время эти задачи тыловой службы по-прежнему в полной мере не реализованы, а порой приобретают еще большую актуальность. Объем поручений по строительству и обустройству автомобильных пунк­тов пропуска в основном сформулирован в Федеральной целевой програм­ме «Государственная Граница Российской Федерации (2003—2010 годы)» (ФЦП «Госграница»).

В современных условиях возрастают требования к техническому осна­щению автомобильных пунктов пропуска, обеспечивающих эффективные таможенный контроль и оформление. В последнее время пункты пропуска оборудуются как стационарными, так и мобильными инспекционно-до- смотровыми комплексами, позволяющими сократить досмотр крупногаба­ритных грузов и повысить его объективность.

С серьезными проблемами таможенная служба столкнулась при обу­стройстве таможенной территории, размещении таможенных органов материально-техническом оснащении объектов внутренней таможенной инфраструктуры.

В настоящее время более двух третей служебно-производственных зданий региональных таможенных управлений (РТУ) являются федеральной собственностью. Таможни обеспечены помещениями федеральной собственности почти на 80%.

Наиболее проблемное положение сложилось с размещением таможен­ных постов, лишь около 40% которых располагается в помещениях феде­ральной собственности. Таким образом, общая потребность в помещениях для размещения таможенных органов составляет более 600 объектов.

В соответствии с «Концепцией развития таможенных органов Россий­ской Федерации», одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации, предусмотрены соответствующие мероприятия по размещению таможенных органов только в помещениях федеральной собственности.

Решение этих вопросов возможно, прежде всего, за счет нового строи­тельства, средства на которое в основном предусмотрены ФЦП «Госграни­ца» и Федеральной адресной инвестиционной программой (ее непрограм­мной частью). Причем внимание Правительства Российской Федерации к развитию материально-технической базы таможенных органов остается неизменным даже в период мирового финансового кризиса.

Реальным направлением в решении проблемы размещения таможен­ных органов в помещениях федеративной собственности является перевод объектов, на которых они размещены, из муниципальной в федеральную собственность.

В связи с выходом постановления Правительства Российской Федера­ции «О порядке принятия федеральными органами исполнительной власти решений о даче согласия на заключение сделок по привлечению инвести­ций в отношении находящихся в федеральной собственности объектов не­движимого имущества» ФТС России в последнее время принимаются необ­ходимые меры для развития инвестиционной деятельности на таможенных объектах, где не завершено строительство, и неиспользуемых землях, за­крепленных за таможенными органами.

В сферу практической деятельности службы тылового обеспечения входит широкий круг задач. Это организация мероприятий по охране труда, ликвидация чрезвычайных ситуаций, личное обязательное и имущественное страхование, проектирования и экспертизы проектов строительства, капитального ремонта, материально-техническое обеспечение таможенных органов и некоторые другие вопросы, обеспечивающие общую координацию тыловых структурных подразделений.

Целью данной работы является изучение теоретических аспектов тылового обеспечения таможенной службы, а так же их практическое применение.

Для достижения поставленной цели мы рассмотрим:

1. Историю становления службы тылового обеспечения таможенных органов.

2. Функции, цели и задачи службы тылового обеспечения.

3. Организацию тылового обеспечения таможенной службы.

4. Планирование вложений на строительство объектов таможенной инфраструктуры.

1. Понятие тылового обеспечения. Функции и задачи службы тылового обеспечения

1.1.Краткий обзор становления

современной тыловой службы

В начале 90 -х гг . прошлого века тыловая служба таможенных органов представляла собой разрозненные остатки таможенной инфраструктуры после распада единого Советского государства.

Предстояло решать масштабные задачи материального обустройства таможенных органов, создания адаптированной системы их материально- технического обеспечения и системы обеспечения социальных гарантий для должностных лиц, членов их семей и пенсионеров таможенной службы в новых социально-политических условиях.

От системы таможенных органов СССР Российская Федерация унас­ледовала лишь 20% действующих таможен, их общая штатная числен­ность не превышала 8 тыс. человек. Протяженность границ, подлежащих таможенному контролю, но не оформленных в соответствии с междуна­родными правовыми нормами и технически не оборудованных, возросла почти на 14 и составила около 24 тыс. км. На государственной границе не было построено ни одного пункта пропуска, отвечающего междуна­родным стандартам, ни одного служебно-производственного здания, имеющего необходимые условия для размещения и работы таможенной службы. Социальная сфера также находилась в состоянии остаточного довольствия.

Также целям развития таможенной инфраструктуры, укреплению мате­риально-технической и социальной базы не соответствовала структура уп­равления в таможенных органах.

Лишь в соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 21.04.1990 № 399 «О мерах по совершенствованию управления таможен­ным делом СССР, укреплению материально-технической базы таможенной системы, развитию ее социальной сферы» Главным управлением государственного таможенного контроля (ГУ ГТК) при Совете Министров СССР была образована Центральная таможня (приказ ГУ ГТК СССР от 17.01.1990 13 «О создании Центральной таможни в городе Москве»).

В 1994 г., руководствуясь нормами ТК РФ, принятого в 1993 г., в целях развития тыловой службы таможенных органов были созданы:

1. Региональное таможенное управле­ние по эксплуатации объектов таможенной инфраструктуры и социальному развитию (РТУ по ЭОТИ и CP) (приказ ГТК России от 28.11.1994 № 619);

2. Региональное таможенное управление по материально-техническому обеспечению (РТУ по МТО) таможенных учреждений Российской Федера­ции (приказ ГТК России от 28.11.1994 № 620);

3. Региональное таможенное управление по капитальному строительству объектов таможенных учреждений Российской Федерации (приказ ГТК России от 28.11.1994 № 621).

Создание специализированных региональных управлений тыловой направленности в период становления таможенной службы подчеркивает значимость решения задач укрепления и развития материально-техничес­кой и социальной базы.

Положением о Государственном таможенном комитете Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 25.10.1994 № 2014, были определены направления деятельности в сфере тылового обеспечения: развитие материально-технической и социальной поддержки. В соответствии с приказом ГТК России от 24.09.1998 N° 655 к функциям Регионального таможенного управления тылового обеспечения отне­сено обеспечение жилой площадью сотрудников центрального аппарата ГТК России, специализированных региональных таможенных управлений, таможен, непосредственно подчиненных ГТК России, организаций и уч­реждений, подведомственных ГТК России в Московском регионе, нужда­ющихся улучшении жилищных условий.

Этот период отличался наибольшей централизацией управления тыловым обеспечением деятельности таможенных органов Российской Федерации.

Региональное таможенное управле­ние тылового обеспечения было реорганизовано (приказ ГТК России от 29.10Л 999 № 736) и вошло в состав центрального аппарата ГТК России.

Было создано Главное управление тылового обеспечения ГТК России (ГУТО ГТК России) (приказ ГТК России от 11.10.1999 № 691).

На практике это означало фактическую децентрализацию управления ты­ловыми таможенными органами и тыловыми структурами таможенных орга­нов. Функции Главного управления тылового обеспечения были ограничены определением общих задач, программ и планов развития тылового обеспече­ния, а также деятельностью по совершенствованию организационной струк­туры тыловой службы и разработкой нормативно-методической базы.

Управление работой тыловых таможенных органов и тыловых структур­ных подразделений таможенных органов было возложено на региональные таможенные управления.

В целях решения поставленных задач в этот период общая структу­ ра управления тыловой службой ГТК России претерпела радикальные изменения: от самостоятельной вертикальной до форм реального органи­ зационного слияния с общей структурой системы таможенных органов.

До 2000 г. общее руководство тыловой службой осуществлялось Реги­ ональным управлением тылового обеспечения с региональной структурой тыловых, базовых таможен и тыловых таможенных постов.

Количество тыловых таможенных органов сократилась до восьми: три тыловых таможни региональных таможенных управлений (Северо-За­падная тыловая таможня Северо-Западного таможенного управления, Центральная тыловая таможня Центрального таможенного управления, Сибирская тыловая таможня Сибирского таможенного управления), базо­вая тыловая таможня непосредственного подчинения ГТК России, четыре тыловых таможенных поста (Калининградский тыловой таможенный пост Северо-Западного таможенного управления, Приокский тыловой тамо­женный пост Центрального таможенного управления, Дальневосточный тыловой таможенный пост Дальневосточного таможенного управления и Приволжский тыловой таможенный пост Приволжского таможенного управления).

Реорганизация системы тыловых таможенных органов осуществлялась в соответствии с полномочиями федерального органа исполнительной власти, определенными ст. 402 ТК РФ.

Дальнейшая реорганизация тыловой службы проводилась в соответ­ствии с решением коллегии ГТК России от 22.12.2000 и приказами ГТК России от 29.12.2000 № 1252 «Об утверждении типовых структур и наиме­нований региональных таможенных управлений, таможен и их подразделе­ний», от 07.03.2001 № 245 «Об утверждении типовых структур таможенных постов», от 14.02.2001 № 159 «О внесении изменений в приказ ГТК России от 29.12.2000 № 1252» и других приказов ГТК России относительно регио­нальных таможенных управлений, которые в основном коснулись ее чис­ленности.

В результате всех последовательных преобразований в регионах сложи­лась неоднородная, разобщенная и множественная схема организационно­го построения тыловой службы, что и было отмечено в решении коллегии ГТК России от 26.05.2000 «О состоянии и мерах по тыловому обеспечению таможенных органов Российской Федерации на 2000 год».

В тот период структура тыловой службы в регионах была представлена в четырех вариантах:

· тыловая таможня, на которую был возложен весь комплекс вопросов тылового обеспечения таможенных органов, и начальник тыловой тамож­ни, который являлся заместителем начальника РТУ

начальником тыло­вой службы региона, как это было в Центральном таможенном управлении и Северо-Западном таможенном управлении;

· тыловая таможня и одновременно в структуре регионального та­моженного управления — тыловая служба. При этом начальник тыловой таможни не являлся ни заместителем начальника РТУ, ни начальником региональной тыловой службы. Так было в Сибирском таможенном управ­лении;

· в тыловой таможенный пост, наделенный правом юридического лица, а также тыловые подразделения в структуре РТУ. При этом начальник ты­лового таможенного поста не являлся ни заместителем начальника РТУ, ни начальником региональной тыловой службы, как это сложилось в Дальневосточном и Приволжском управлениях.

Значительные изменения в управлении региональной деятельностью по вопросам тылового обеспечения произошли в результате принятия последу­ющих решений ФТС России, когда были ликвидированы Северо-Западная тыловая таможня Северо-Западного таможенного управления, Централь­ная тыловая таможня Центрального таможенного управления и реоргани­зована Сибирская тыловая таможня в Сибирский тыловой таможенный пост, и система управления тыловым обеспечением таможенных органов практически трансформировалась в управленческую структуру региональ­ных таможенных управлений.[4]

1.2. С овременная таможенная служба

Современная структура тыловой службы ФТС России представлена тыловыми структурными подразделениями ФТС России, региональных и специализированных таможенных управлений, таможен, учреждений ФТС России и тыловыми таможенными постами.

В соответствии с приказом ФТС России от 29.10.2004 № 205 в типовой структуре тыловой службы РТУ предусмотрены подразделения капиталь­ного строительства объектов таможенной инфраструктуры, эксплуатации объектов, материально-технического обеспечения, социального развития, медицинского обеспечения, охраны труда и гражданской обороны, а также здравпункт; в типовой структуре тыловых подразделений таможни — отде­лы капитального строительства и эксплуатации объектов таможенной ин­фраструктуры, тылового обеспечения, социального развития, охраны труда и гражданской обороны н автотранспортный отдел.

Типовой структурой таможенного поста с юридическим лицом предус­мотрен лишь отдел тылового обеспечения, а в типовой структуре тылового таможенного поста — следующие отделы: сводного планирования и финан­сирования, капитального строительства, эксплуатации и развития объектов таможенной инфраструктуры, охраны труда и гражданской обороны, ма­териально-технического обеспечения, поставок и хранения материально- технических ресурсов. социального развития, медицинского обеспечения, кадров, бухгалтерского учета и контроля, документационного обеспечения и конкурсных торгов, а также транспортный отдел, отдел таможенной охра­ны и оперативно-дежурной службы, информационно-технический отдел, правовой и здравпункт.

Понятие «типовая структура» объясняет тот факт, что некоторые тамо­женные органы, адаптируя ее к реальным условиям деятельности, выходи­ли с предложениями в ФТС России об изменении тех или иных тыловых структурных подразделений.

Чаше всего выносились предложения, связанные с перераспределени­ем функций отдела капитального строительства и эксплуатации объектов таможенной инфраструктуры в таможенных органах и образованием само­стоятельных структурных подразделений по капитальному строительству и эксплуатации объектов таможенной инфраструктуры, что обусловливало значительные капитальные вложения в строительство объектов таможен­ной инфраструктуры. Реализация этих предложений осуществляется в со­ответствии с положением о работе Организационно-структурной комиссии ФТС России.

Структуры Центральной базовой таможни и тыловых подразделений учреждений ФТС России определяются самостоятельно в соответствии с решением задач, возложенных на них ФТС России, уставными докумен­тами, в пределах выделенных финансовых средств и общей штатной чис­ленности.[4]

1.3. Ц ЕЛИ, ЗАДАЧИ И ФУНКЦИИ ТЫЛОВОЙ СЛУЖБЫ . Общие вопросы

В своей деятельности тыловая служба, тыловые структурные подразделе­ния таможенных органов и тыловые таможенные органы руководствуются Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, Таможенным кодексом Российской Федерации, другими феде­ральными законами, международными договорами Российской Федера­ции, актами Президента Российской Федерации и Правительства Россий­ской Федерации, нормативными правовыми актами Центрального банка Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами в об­ласти таможенного дела, Положением о Федеральной таможенной службе, нормативными и иными правовыми актами ФТС России, а также соответст­вующими положениями о деятельности конкретных тыловых структурных подразделений, утвержденными установленным порядком.

В соответствии с нормами Таможенного кодекса Российской Федерации (принят Государственной Думой 25.04.2003, одобрен Советом Федерации 14.05.2003) таможенные органы в лице их тыловых структурных подразделений наделе­ны прямыми функциями при реализации положений, определенных ст. 405, 418,419 и 422 гл. 39, разд. V:

пункт 2, статья 405 «Места нахождения таможенных органов» «Таможенные органы находятся в помещениях, владельцами кото­рых являются непосредственно таможенные органы. Таможенные посты и структурные подразделения таможен могут находиться в помещениях, принадлежащих владельцам складов временного хранения, таможенных складов, магазинов беспошлинной торговли, по согласованию с их вла­дельцами, а также в помещениях участников внешнеэкономической де­ятельности, осуществляющих регулярные экспортно-импортные поставки товаров»;

статья 418 «Материально-техническое обеспечение деятельности таможенных органов и социальные гарантии должностных лиц таможенных органов:

«.1. Материально-техническое обеспечение деятельности таможенных органов осуществляется за счет федерального бюджета и других источни­ков, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

2. В случае размещения структурных подразделений таможен и тамо­женных постов для совершения таможенных операций на объектах, прина­длежащих владельцам складов временного хранения, таможенных складов, и других объектах, предусмотренных настоящим Кодексом, материально- техническое обеспечение деятельности таможенных органов в части предо­ставления средств связи и оргтехники осуществляется владельцами указан­ных объектов на основании договора.

3. В случае гибели должностного лица таможенного органа в связи с ис­полнением служебных обязанностей семье погибшего и его иждивенцам выплачивается единовременное пособие в размере 10-кратного годового денежного содержания погибшего.

При получении должностным лицом таможенного органа в связи с ис­полнением служебных обязанностей телесных повреждений, исключаю­щих для него возможность в дальнейшем заниматься профессиональной деятельностью, указанному лицу выплачивается единовременное пособие в размере 10-кратного годового денежного содержания ...

При нанесении должностному лицу таможенного органа иных телесных повреждений ему выплачивается единовременное пособие в размере пяти среднемесячных заработков.

Ущерб, причиненный имуществу должностного лица таможенного ор­гана или его близкого родственника в связи с исполнением этим должност­ным лицом служебных обязанностей, возмещается в полном объеме.

4. Должностные лада таможенных органов подлежат обязательному го­сударственному личному страхованию за счет средств федерального бюд­жета...»;

статья 419 «Размещение объектов таможенных органов»

«1. Земельные участки, предназначенные для размещения объектов та­моженных органов, предоставляются в порядке отвода земель для государс­твенных нужд в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.

Земельные участки, отведенные для размещения объектов таможенных органов, предоставляются этим органам в постоянное (бессрочное) безвоз­мездное пользование.

2. В случае размещения структурных подразделений таможен и тамо­женных постов на объектах организаций, указанных в пункте 2 статьи 405

настоящего Кодекса, эти организации предоставляют таможенным органам необходимые служебные помещения на основании договора безвозмездного пользования»;

статья 422 «Имущество таможенных органов и организаций таможенных органов»

«Имущество таможенных органов, учреждений и государственных унитарных предприятий таможенных органов находится в федеральной собственности. Распоряжение указанным имуществом осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченном в области таможенного дела, в соответствии с законодательством Российской Федерации».[2]

1.4. Цели и задачи тыловой службы таможенных органов

С учетом директивных, постановочных задач сформулированы основ­ные направления и определены конкретные функции деятельности тыло­вой службы.

Наиболее полно они изложены в Положении о Главном управлении тылового обеспечения Федеральной таможенной службы (ГУТО ФТС России), утвержденном приказами ФТС России (от 17.01.2007 № 50 «Об утверждении Положе­ния о Главном управлении тылового обеспечения» и от 08.04.2008 № 387 «О внесении изменений в приказ ФТС России» от 17.01.2007 № 50) .

Основные направления организации деятельности в вопросах тылового обеспечения :

разработка и обеспечение проведения единой хозяйственной политики ФТС России;

разработка специальных программ в области развития и укрепления материально-технической и социальной базы таможенных органов, а также годовых и перспективных планов;

методическое руководство, координация и контроль деятельности таможенных органов и организаций, находящихся в ведении ФТС России, по всему комплексу вопросов тылового обеспечения таможенных органов;

организация исполнения в таможенных органах законодательства Рос­сийской Федерации, а также обеспечение в установленном порядке разработки нормативных и иных правовых актов ФТС России по всем направлениям тылового обеспечения;

планирование по направлениям тылового обеспечения, учет поступлений и контроль за использованием выделенных бюджетных ассигнований в соответствии с утвержденными планами по направлениям тылового обеспечения;

подготовка и контроль за исполнением государственных контрактов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для нужд таможен­ных органов;

материально-техническое обеспечение таможенных органов в пределах установленных лимитов финансирования в соответствии с Единым классификатором: продукции, приобретаемой для нужд таможенных органов, сводным табелем положенности материально-технических средств для оснащения таможенных органов с учетом фактического состояния оснащения таможенных органов, необходимости достижения нормативных показателей и создания переходящего запаса материально-технических средств.

обеспечение осуществления функций государственного заказчика по строительству таможен , таможенных пунктов пропуска и других объектов, необходимых для развития таможенной инфраструктуры;

организация технической эксплуатации и содержания объектов таможенной инфраструктуры;

организация контроля за соблюдением и исполнением таможенными органами требований законодательных и иных нормативных правовых актов по вопросам охраны труда, пожарной безопасности, гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций;

организация контроля за выполнением мероприятий гражданской обороны по обеспечению живучести и устойчивости функционирования таможенных органов при работе в военное время, а также в условиях чрезвычайных ситуаций в мирное время;

организация деятельности таможенных органов и организаций по воп­росам обеспечения:

· вещевым имуществом должностных лиц таможенных органов (в том числе создание соответствующего переходящего запаса ФТС России), а так же другими видами специальной одежды, инвентаря и имущества работни­ков таможенных органов;

· планирования и организации проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по моделированию и разработке предме­те форменной и специальной одежды, обуви, снаряжения, иных комп­лектующих предметов, средств защиты, знаков различия должностных лип Таможенных органов;

· техническими средствами таможенного контроля, локальными вы­числительными сетями и аппаратурой передачи данных, средствами связи, организационной и иной техникой;

· печатной продукцией и средствами таможенной идентификации;

автомобильным транспортом и специальной автотехникой, а также их функционирования и эксплуатации;

· вооружением, боеприпасами к нему, средствами защиты и специаль­ными средствами.[2]

2. Организация тылового обеспечения.

2.1. Организация технической эксплуатации и содержания объектов таможенной инфраструктуры

Организация технической эксплуатации и содержания объектов тамо­женной инфраструктуры является одним из основных направлений де­ятельности тыловой службы таможенных органов.

По сути, задачи тыловых подразделений в этом направлении деятель­ности — организация стабильного жизнеобеспечения таможенных объек­тов и создание оптимальных условий для работы таможенных органов.

Кроме того, выполнение указанных задач соответствующими тыловыми структурными подразделениями связано с развитием таможенной инфра­структуры, так как для создания нормальных условий работы таможенных органов они участвуют в осуществлении функций по переводу необходи­мых объектов недвижимого имущества из муниципальной в федеральную собственность и передаче их в оперативное управление таможенных ор­ганов, а также приобретению соответствующих объектов в собственность ФТС России (покупке) и на условиях безвозмездной аренды.

По всем объектам, состоящим на балансе таможенных органов, вклю­чая принятые в эксплуатацию вновь построенные объекты, а также по объ­ектам после приобретения прав собственности или арендного пользования, тыловым подразделениям таможенных органов необходимо спланировать и осуществить широкий комплекс мероприятий:

1. создать оптимальные условия содержания объекта;

2. разработать соответствующее штатное расписание на основе дейс­твующих норм обслуживания — при обеспечения содержания объекта собственными силами или в случае влияния объективных условий — орга­низовать на основе конкурсного отбора выбор сторонних организаций для обеспечения содержания объекта;

3. на основе конкурсного отбора заключить соответствующие договора на комплекс коммунального обслуживания объекта;

4. обеспечить соответствующие хозяйственно-административные функ­ции на объекте;

5. на основе действующих норм рассчитать лимиты потребления топ­ливно-энергетических ресурсов и в соответствии с законодательством за­ключить договоры с их поставщиками;

6. подготовить необходимые заявки на финансирование затрат на об­служивание содержания и техническую эксплуатацию объекта.

Это лишь недетализированный перечень функций соответствующих тыловых структурных подразделений по объектам таможенной инфра­структуры как вновь принятых на баланс или в аренду, так и находящихся на балансе по итогам прошлого периода.

Вместе с тем имеется перечень базовых функций, которые реализуются тыловой службой в постоянном режиме, а также с учетом объективных кли­матических и сезонных требований:

- организация текущего ремонта объектов таможенной инфраструк­туры;

- инвентаризация основных фондов таможенных органов и принятие соответствующих решений по отдельным его объектам;

- оформление соответствующих прав собственности на объекты и за­крепленные земельные участки;

- организация финансирования общей хозяйственной деятельности;

- участие в развитии соответствующей нормативно-правовой базы;

- организация статистического наблюдения и отчетная деятельность.

Согласно ст. 422 ТК РФ имущество таможенных органов находится в федеральной собственности. Распоряжение указанным имуществом осуществляют Федеральное агентство по управлению государственным имуществом и ФТС России в соответствии с законодательством Российс­кой Федерации.

Федеральное недвижимое имущество, используемое таможенными ор­ганами для осуществления полномочий, предусмотренных федеральным законодательством, закреплено за ними на праве оперативного управления, а земельные участки переданы им в постоянное бессрочное пользование.

В настоящее время таможенным органам в постоянное бессрочное поль­зование передано более 750 земельных участков.

Объекты таможенной инфраструктуры представляют собой служебно- производственные здания, административные здания, склады, гаражи, до­смотровые сооружения и т. п.

На праве оперативного управления за таможенными органами закреп­лены объекты таможенной инфраструктуры в количестве более трех тысяч общей площадью 1400 тыс. м 2 , в том числе:

· административные, служебно-производственные здания – 900 тыс. м 2 ;

· гаражи – 90 тыс. м 2 ;

· склады – 160 тыс. м 2 ;

· досмотровые сооружения – 30 тыс. м 2 ;

· помещения социально-бытового назначения – 85 тыс. м 2 ;

· учебные сооружения – 64 тыс. м 2 . [4]

2.2. О рганизация размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд таможенных органов

Организация закупок материально-технических средств, заказов на проведение работ и оказание услуг для нужд таможенных органов осущест­вляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Основная цель государственного регламента при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказания услуг для государственных и муниципальных нужд связана с повышением эффективности бюджетных инвестиций, недопущением коррупционных отношений при расходовании бюджетных финансовых средств и стимулировании развития отечествен­ной экономики на основе методов свободных рыночных отношений.

Процедуры, которые именуются как «организация поставок товаров и услуг для государственных нужд», известны достаточно давно. В России аналоги современных торгов — так называемые публичные торги — прово­дились еще в XVII в. В архивах встречается упоминание о том, что 7 июля 1654 г. в царствование Алексея Михайловича был оглашен указ о поставке по «подрядной» цене муки и сухарей в Смоленск. При Петре I такие объ­явления вывешивались на всех городских воротах. Тем же способом сооб­щалось о льготах подрядчикам и поставщикам, о победителях «конкурсов», а также о судебных решениях относительно их процедуры и результатов.

Во время революции 1917 г. открытые конкурсы перестали проводить­ся, так как основная часть предприятий была национализирована, постав­ки - централизованы и ликвидирована основа конкурсного отбора. Хотя в СССР формально существовала система конкурсных поставок, на прак­тике госзаказы осуществлялись директивными методами.

В 80-х гг. прошлого столетия началось проведение реальных подрядных торгов в строительной отрасли. Также советские предприятия и организа­ции участвовали в зарубежных тендерах, однако нормативной конкурсной системы размещения заказов еще не существовало.

В начале 90-х г.г., прошлого столетия началось активное формиро­ вание конкурсной системы размещения государственных заказов. Ос­новные принципы проведения государственных закупок были опреде­лены Указом Президента Российской Федерации от 08.04.1997 г. 305 0 первоочередных мерах по предотвращению коррупции и сокращению бюджетных расходов при организации закупки продукции для государ­ственных нужд».

Законодательная база дач организации и проведения конкурсного отбо­ра поставщиков товаров, подрядчиков выполнения работ и оказания услуг за счет средств федерального бюджета была создана в соответствии с Фе­деральным законом от 06.05.1999 № 97-ФЗ «О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, вы пат ней не работ, оказание услуг для государственных нужд».

Вместе с тем в условиях развивающихся в экономике рыночных отно- шений и совершенствования общих законодательных принципов, прак­тическое применение некоторых норм этого федерального закона не соот­ветствовало реальным отношениям заказчиков и поставщиков продукции для государственных и муниципальных нужд.

С учетом современных условий и объективных требований был при­вет Федеральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», регулирующий принципы государственного и муниципальных заказов в настоящее время.

Федеральным законом установлен единый порядок размещения заказов в целях обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации при размещении заказов, эффективного использования бюджетных и внебюджетных источников финансирова­ния, расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, совершенствования деятельности орга­нов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере размещения заказов, обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов. предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере заказов (п.1, ст.1, гл.1).

Однако указанным Федеральным законом не предусмотрен норматив­ной регламент в случаях размещения заказов на поставки товаров, вы­полнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, оказываемых международными финансовыми организациями, созданными в соответствии с международными договорами, участником которых является Российская Федерации (п. 2, с г. 1, гл. 1).[4]

2.3. Организация обеспечения подразделений ФТС материально-техническими ресурсами

В основе функционирования системы материально-технического обес­печения лежат такие фундаментальные понятия, как материя и материаль­ные средства.

Материя (от лат. materia — вещество) — философская категория для обозначения объективной реальности, которая включает в себя не только все непосредственно наблюдаемые объекты и тела природы, но и все те, которые в принципе могут быть познаны в будущем на основе совершенст­вования средств наблюдения и эксперимента. Весь окружающий нас мир представляет собой материю в ее бесконечно разнообразных формах и про­явлениях, со всеми ее свойствами, связями и отношениями.

Материальные средства — совокупность средств производства и природ­ных ресурсов, используемых человеком для обеспечения жизнедеятельнос­ти. К материальным средствам относятся: природные ресурсы; технические устройства; горючесмазочные материалы (ГСМ), ядовитые и другие жид­кости; продовольствие; вещевое, инженерное, медицинское, ветеринарное и другие виды имущества.

Материально-технические средства — часть материальных средств, пред­ставляющая все виды техники, а также ГСМ, другие технические жидкос­ти и все виды технического имущества различного назначения. Основную часть материально-технических средств составляет техника.

Техника (от греч. techne — искусство, мастерство, умение), совокупность средств человеческой деятельности, создаваемых для осуществления про­цессов производства и обслуживания непроизводственных потребностей общества.[3]

Техника прошла исторически длительный путь развития — от прими­ тивных орудий первобытного человека до сложнейших автоматических уст­ройств современной промышленности. Она является частью окружающей нас действительности (материи), которая используется человеком для обес­печения своей жизнедеятельности. Техника применяется для воздействия на предметы труда при создании материальных и культурных ценностей; получения, передачи и преобразования энергии; исследования законов развития природы и общества; передвижения и связи; сбора, хранения, об­работки и передачи информации; обслуживания быта; управления обще­ством; обеспечения обороноспособности страны, ведения войны и других целей.

Главными показателями действующей и вновь создаваемой техники являются ее производительность, надежность и экономичность эксплуата­ции.

Производительность техники определяется количеством продукции, из­готовляемой (либо обрабатываемой, перевозимой и т. п.) в единицу време­ни.

Надежность техники характеризует свойство объекта сохранять во вре­мени способность к выполнению требуемых функций в заданных режимах и условиях применения, технического обслуживания, хранения и транс­портирования. К параметрам, характеризующим способность выполнять требуемые функции, относят кинематические и динамические параметры, показатели конструкционной прочности, показатели точности функцио­нирования, производительности, скорости и т. п. С течением времени зна­чения этих параметров могут изменяться.

Надежность является комплексным свойством, которое в зависимости от назначения изделия и условий его применения может включать безот­казность, долговечность, ремонтопригодность и сохраняемость или опреде­ленные сочетания этих свойств. Например, для неремонтируемых объектов основным свойством может являться безотказность. Для ремонтируемых объектов одним из важнейших свойств, составляющих понятие надежнос­ти, может быть ремонтопригодность.

Безотказность — это свойство изделия непрерывно сохранять работос­пособное состояние в течение некоторого времени или наработки.

Долговечность — это свойство объекта сохранять работоспособное состояние до наступления предельного состояния при установленной системе технического обслуживания и ремонта. Долговечность техни­ки зависит не только от специфических качеств отдельных технических средств и условий их эксплуатации, но и от темпов технического про­гресса, которые определяют так называемый моральный износ и ограни­чивают экономически целесообразную долговечность тех или иных машин, механизмов и т. п. временем, в течение которого появляется более совершенная техника.

Ремонтопригодность — это свойство объекта, заключающееся в приспособляемости к поддержанию и восстановлению работоспособного состоя­ ния путем технического обслуживания и ремонта.

Сохраняемость - это свойство изделия сохранять в заданных пределах значения параметров, характеризующих способности выполнять требуе­мые функции в течение и после хранения и транспортирования.

Для оценки надежности применяют различные показатели, т. е. коли­чественные характеристики надежности. Показатели надежности вводят по отношению к определенным режимам и условиям эксплуатации, установ­ленным в нормативно-технической, конструкторской или проектной до­кументации. Показатели могут быть единичными, т. е. характеризующими одно из свойств, составляющих надежность, или комплексными. В отличие от единичного показателя надежности комплексный показатель надежнос­ ти, количественно характеризует не менее двух свойств, составляющих на­дежность. например безотказность и ремонтопригодность.

Для изделий, которые являются потенциальным источником опаснос­ти. важными понятиями являются «безопасность» и «живучесть». Безо­ пасность — свойство объекта при изготовлении и эксплуатации и в случае нарушения работоспособного состояния не создавать угрозу для жизни и здоровья людей, а также для окружающей среды. Безопасность не вхо­дит в общее понятие надежности, однако при определенных условиях тесно связана с этим понятием, например, если отказы могут привести к условиям, вредным для людей и окружающей среды сверх предельно до­пустимых норм.

Понятие «живучесть» занимает пограничное место между понятиями «надежность» и «безопасность». Под живучестью понимают свойство объ­екта. состоящее в его способности противостоять развитию критических отказов из-за дефектов и повреждений при установленной системе тех­нического обслуживания и ремонта, или свойство объекта сохранять ог­раниченную работоспособность при воздействиях, не предусмотренных условиями эксплуатации, или свойство объекта сохранять ограниченную работоспособность при наличии дефектов или повреждений определенно­го вида, а также при отказе некоторых компонентов. Примером служит со­хранение несущей способности элементами конструкции при возникнове­нии в них усталостных трещин, размеры которых не превышают заданных значений.

Экономичность эксплуатации техники определяется расходом потреб­ляемых сырья, материалов, топлива и энергии, а также стоимостью вспо­могательных устройств, необходимых для создания нормальных условий функционирования техники.

Помимо этого современная техника должна удовлетворять требованиям эргономики, технической эстетики, экологии.

Критерии эргономика предполагают согласованность функциониро­вания технических систем с физиологическими и нервно-психическими особенностями человека. Оптимальное сочетание способностей человека и возможностей техники в системе «человек—машина» существенно повы­шает эффективность ее применения.

Техническая эстетика определяет основные требования и направления формирования гармоничной предметной среды с целью улучшения усло­вий труда, быта и отдыха людей.

С расширением масштабов технического прогресса, появлением и раз­витием новых видов техники все более возрастает значимость факторов экологии, связанных с сохранением и улучшением природной среды, опти­мизацией условий жизнедеятельности человека, предотвращением нежела­тельных и вредных последствий воздействия производственной и непроиз­водственной техники на недра Земли, атмосферу, флору и фауну.

Универсальной классификации техники к настоящему времени еще не создано. Наиболее часто ее классифицируют по функциональному назна­чению. Различают технику производственную : машины, механизмы, инст­рументы, аппаратуру управления машинами и технологическими процес­сами, производственные здания и сооружения, дороги, мосты, каналы, средства транспорта, коммуникации, связи и т. д.; и технику непроизводст­венную : бытовую, научных исследований, образования и культуры, меди­цинскую и др.

Техника может быть представлена в виде комплекса технических уст­ройств (ракета, комплексный проверочный стенд, котельная, холодиль­ный центр, система вентиляции, локальная компьютерная сеть, осве­тительная сеть и т. п.) или в виде отдельного технического устройства (артиллерийское и стрелковое вооружение, светильник, телефон, быто­вой холодильник, компьютер, отдельные устройства аудио- и видеотехни­ки, дверной замок и др.).

Особую группу непроизводственной техники составляет техника, пред­назначенная для оснащения таможенных органов: вертолеты, надводные суда и др.

Техника может быть общего назначения или заказываемая под специаль­ные нужды организации. Под специальной техникой понимается техника, применяемая в отдельных организациях государства для выполнения толь­ко им свойственных задач. В этом случае речь идет о технике, специально разрабатываемой по требованиям таможенной службы (например, пере­движные и стационарные ИДК), поставляемые в таможенные органы.[1]

2.4. Организация социальной защиты сотрудников таможенной службы.

Социальная защита сотрудников, имеющих специальные звания, феде- ральных государственных гражданских служащих, пенсионеров таможенной службы и членов их семей является функцией государства, предусматривающей реализацию их прав, льгот, социальных гарантий и компенсаций органа­ми государственной власти, охрану их жизни и здоровья, а также иные меры, направленные на создание условий жизнедеятельности, соответствующие характеру и особенностям таможенной службы и ее роли в обществе.

Социальная защита указанной категории граждан исходит из общих и специфических целей государственного строительства Российской Феде­рации, проведения эффективной социальной политики в России на основе положения ст. 7 Конституции Российской Федерации, определяющего Рос­сийскую Федерацию социальным государством, политика которого направ­лена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Это конституционное положение делает социальную защиту граждан основной задачей государства, предусматривает развитие системы социальных служб, декларирует гарантии социальной защиты.

Одним из основных принципов социальной защиты должностных лиц и членов их семей, пенсионеров является реализация их прав и свобод, обеспечение социальной защищенности, достойного социального статуса и уровня жизни.

Социальная защищенность должностных лиц и членов их семей явля­ется одним из важнейших направлений социальной работы в таможенных органах, призванной обеспечить социальные предпосылки их эффектив­ного функционирования и развития и решать проблемы, вытекающие из особого характера таможенной службы.

Целью социальной защиты должностных лиц и членов их семей, пен­сионеров является достижение соответствия социального положения та­моженников той роли, которую они играют в жизни государства, создание необходимого престижа таможенной службы. Система социальной защиты должностных лиц является важнейшим фактором эффективного решения стоящих перед таможенными органами задач.

Основными направлениями социального обеспечения должностных лиц, пенсионеров таможенных органов и членов их семей являются:

обеспечение должностных лиц жильем и нуждающихся в улучшении жилищных условий должностных лиц и членов их семей, пенсионеров;

медицинское, санаторно-курортное обеспечение и организация оздо­ровительного отдыха;

обеспечение государственного обязательного личного страхования; организация охраны труда и обеспечение техники его безопасности.

Организация деятельности таможенных органов в реализации этих на­правлений возложена соответствующие тыловые структурные подразделе­ния таможенных органов, хотя решениями только этих задач функции ты­ловых структурных подразделений не ограничиваются.

Содержание деятельности тыловых структурных подразделений по со­циальной защите должностных лиц и членов их семей, пенсионеров опре­деляется следующими функциями:

установление и реализация прав, льгот, социальных гарантий и компен­саций;

разработка предложений по совершенствованию законодательства о правах, льготах и социальных гарантиях;

решение социальных проблем, связанных с охраной жизни, здоровья, отдыхом и удовлетворением культурных запросов;

создание условий и возможностей для получения образования и пере­подготовки;

достижение необходимого уровня обеспеченности материальными бла­гами, жильем и всеми видами довольствия;

создание условий жизни и деятельности, соответствующих характеру таможенной службы и ее роли в обществе;

совершенствование механизмов и институтов социальной защиты в та­моженных органах.

Организация работы по социальной защите должностных лиц, пенси­онеров и членов их семей осуществляется в соответствии с Федеральными законами от 21.07.1997 № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Рос­сийской Федерации» и от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной граж­данской службе Российской Федерации», а также другими нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.

Существующие социальные проблемы, непосредственно определяю­щие функционирование таможенных органов и выполнение возложенных на них задач, связаны с реализацией прав и гарантий должностных лиц, пенсионеров и членов их семей.[4]

3. Планирование капитальных

вложений на строительство (реконструкцию) объектов таможенной инфраструктуры

Планирование капитальных вложений на строительство объектов тамо­женной инфраструктуры изначально осуществляется в соответствии с бюд­жетными заявками таможенных органов, которые, в той или иной степени, учитываются в Перечне строек и объектов для федеральных государствен­ных нужд (далее — Перечень).

Начиная с 2002 г. финансирование расходов на государственные капи­тальные вложения ФТС России осуществляется по разд. 07 «Промышлен­ность, энергетика и строительство», подразд. 07 «Строительство, архитек­тура» функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации.

Базовым документом при организации планирования и финансирования расходов на государственные капитальные вложения является «Положение о формировании Перечня стро­ек и объектов для федеральных государствен­ных нужд и их финансирования за счет средств федерального бюджета», утвержденное постановлением Правительства Российской Федераций от 11.10.2001 № 714 во исполнение ст. 11 и 13 Федерального закона «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений».

Положением установлен порядок формирования Перечня (нового стро­ительства, расширения, реконструкции, технического перевооружения, финансирование которых осуществляется за счет государственных капи­тальных вложений (за исключением бюджетных кредитов), предусмотрен­ных в федеральном бюджете на соответствующий год).

Перечень формируется Минэкономразвития Российской Федерации ежегодно для каждого государственного заказчика раздельно по ведом­ственной, функциональной и экономической классификации расходов федерального бюджета, исходя из объемов государственных капитальных вложений, направленных на реализацию федеральных целевых программ и на решение не включенных в эти программы отдельных важнейших со­циально-экономических вопросов, предусмотренных в «Федеральной ад­ресной инвестиционной программе» по главным распорядителям средств федерального бюджета и по отраслям.

Формирование Перечня осуществляется в процессе подготовки проекта Федеральной адресной инвестиционной программы.

В Положении под государственными заказчиками строек и объектов, включенных в Перечень, понимаются федеральные органы исполнитель­ной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Феде­рации.

Заказчиками - застройщиками строек и объектов, включенных в Пере­чень, являются:

бюджетные учреждения и организации, в том числе дирекции строя­щихся объектов;

организации, находящиеся в ведении государственного заказчика;

негосударственные коммерческие организации, получающие государ­ственные капитальные вложения по стройкам и объектам, включенным в Перечень, на условиях приобретения в собственность Российской Феде­рации акций (долей) этих организаций стоимостью, эквивалентной разме­ру бюджетных инвестиций;

организации, уполномоченные органами исполнительной власти субъ­ектов Российской Федерации на выполнение функций заказчика-застройщика.

Следует обратить внимание, что передачу функций государственного заказчика другим заказчикам ФТС России не производит, так как террито­риальные органы министерств и ведомств Российской Федерации входят в систему органов исполнительной власти Российской Федерации и осу­ществляют свою деятельность исходя из задач и функций соответствующих федеральных органов исполнительной власти в соответствии с постановле­нием Правительства Российской Федерации от 27.05.1993 № 491.

В связи с этим возложение на них в установленном порядке части функ­ций государственного заказчика невозможно без принятия специального решения Правительства Российской Федерации и договора.

Включение в Перечень строек и объектов для федеральных государ­ственных нужд, в отношении которых предусмотрены законодательством Российской Федерации разработка и утверждение градостроительной, предпроектной и проектной документации, не допускается без предвари­тельной разработки и утверждения указанной документации .[4]

Заключение

Служба тылового обеспечения выполняет большое количество крайне важных функций, наиболее приоритетными из которых являются:

1. Материально-техническое обеспечение таможенных органов в пределах установленных лимитов финансирования в соответствии с Единым классификатором: продукции, приобретаемо й для нужд таможенных органов, с водным табелем положенности материально-технических средств для оснащения таможенных органов с учетом фактического состояния оснащения таможенных органов, необходимости достижения нормативных показателей и создания переходящего запаса материально-технических средств.

2. Разработка специальных программ в области развития и укрепления материально-технической и социальной базы таможенных органов, а также годовых и перспективных планов.

3. Организация технической эксплуатации и содержания объектов таможенной инфраструктуры.

4. Разработка и обеспечение проведения единой хо зяйственной политики ФТС России.

Мной была рассмотрена организация тылового обеспечения по различным отраслям деятельности. В целом можно отметить, что практическое применение всех функций происходит в четкой зависимости от законодательства, а так же с учетом всех значимых факторов (природные условия, социальная защищенность) влияющих на стабильную работу каждого сотрудника таможенных органов.

В современных условиях, когда для обеспечения необходимого уровня

деятельности таможенных органов не хватает порядка 600 объектов таможенной инфраструктуры, наиболее важной является задача обеспечения таможенных органов необходимыми зданиями. А следствием этого является разумное планирование расходов на строительство объектов.

Список использованных источников.

1. Конституция Российской Федерации.

2. Таможенный Кодекс Российской Федерации от 28 мая 2003 года N 61-ФЗ.

3. Большая советская энциклопедия, 3тье издание ,Т. 26 стр. 324.

4. Основы организации тылового обеспечения таможенных органов и учреждений ФТС России : учеб. пособие / под общ. ред. С.Г. Комличенко. — М. : РИО РТА, 2009 .— 444 с

5. Приказ от 17.01.2007 № 50 «Об утверждении Положе­ния о Главном управлении тылового обеспечения».

6. Приказ от 08.04.2008 № 387 «О внесении изменений в приказ ФТС России» от 17.01.2007 № 50.

7. Федеральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

8. Приказ от 3 февраля 2010г. № 183 «Об утверждении Порядка организации процессов жизненного цикла программных средств информационных систем и информационных технологий таможенных органов».

9. Постановление Правительства Российской Федерации 31.12.2004 № 911

10. Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-Ф3 «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

11. «Стратегия Федеральной Таможенной Службы до 2020 году»

12. [Электронный ресурс] http://www.customs.ru/ru/

13. [Электронный ресурс]

http :// www . tamognia . ru / customs / fts / detail . php ? ID =924454

Скачать архив с текстом документа