Учебно-методическое пособие: Учебно-методический комплекс «Ландшафтный дизайн» для студентов Специальности100100. 62 «Сервис» «подготовлено к изданию»
СОДЕРЖАНИЕ: Л. н вдовюк. «Ландшафтный дизайн»: учебно – методический комплекс для студентов специальности «Сервис». Издательство Тюменского государственного университета, 2009Сервис Диз. РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
«УТВЕРЖДАЮ»
Проректор по учебной работе
_________________ Л. В. Волосникова
_________________ 2008 г.
Учебно-методическое пособие:
Учебно-методический комплекс «Ландшафтный дизайн» для студентов
Специальности100100.62 «Сервис»
«ПОДГОТОВЛЕНО К ИЗДАНИЮ»:
Автор работы _______________Л.Н. Вдовюк
« » ____________________ 2008 г.
Рассмотрено на заседании кафедры физической географии и экологии.
Соответствует требованию к содержанию, структуре и оформлению.
«РЕКОМЕНДОВАНО К ЭЛЕКТРОННОМУ ИЗДАНИЮ»:
Объем 10 стр., тираж_______ экз.
Завкафедрой _________________Т.В. Попова
«15» декабря 2008 г.
Рассмотрено на заседании УМК (ЭГФ ТюмГУ, 26.12.2008, № )
Соответствует ФГОС ВПО и учебному плану образовательной программы.
«СОГЛАСОВАНО»:
Председатель УМК________________________С. И. Ларин
« 26» декабря 2008 г.
«СОГЛАСОВАНО»
Зав.методическим отделом УМУ_______________ / /
« »___________________ 2009 г.
УДК 71(075.8)
ББК 85.118.7я 73
В253
Л.Н Вдовюк. «Ландшафтный дизайн»: учебно – методический комплекс для студентов специальности «Сервис». Издательство Тюменского государственного университета, 2009.
Рабочая программа и методические материалы предназначены для студентов эколого-географического факультета, занимающихся по учебному плану специальности «Сервис» (100100)
Учебно-методический комплекс включает тематический план дисциплины, её содержание, темы практических занятий, указания к самостоятельной работе, перечень вопросов кзачету..
Рекомендовано к печати Учебно – методической комиссией эколого – географического факультета. Одобрено Учебно – методической секцией Ученого совета Тюменского государственного университета.
ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: Попова Т.В., доцент
кафедры физической
географии и экологии, к. б. н.
© ГОУ ВПО Тюменский государственный университет,2009
© Издательство Тюменского государственного университета,2009
© Л.Н. Вдовюк, 2009
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
При изучении курса «Ландшафтный дизайн» используются знания студентов по курсам «Культурология», «Страноведение», «Рекреационная география» и др.
Рассмотрены факторы и особенности эстетического восприятия ландшафта в соответствии с пейзажным направлением вгеографии.. Охарактеризованы принципы культурного ландшафтного строительства по законам красоты, а также основы ландшафтного дизайна на примере архитектурного и садово-паркового ландшафтного искусства. Уделено внимание вопросам создания объектов ландшафтной архитектуры и благоустройства территории.
Основная цель курса – показать важность взаимосвязи науки и искусства в создании культурных ландшафтов, гармонически сочетающих участки зеленых зон, архитектурных сооружений и коммуникаций.
В задачи курса «Ландшафтный дизайн» входит:
- познакомить студентов с гуманитарным (пейзажным) направлением в географии и эстетическими требованиями к культурному ландшафту;
- изучить гармонические каноны и их проявления в природе;
- показать закономерности композиционного устройства пейзажа – визуально воспринимаемого внешнего облика ландшафта;
- познакомиться с методами эстетической оценки ландшафтов;
- изучить некоторые приемы ландшафтного дизайна;
-рассмотреть законы гармонической связи объектов архитектуры с окружающим природным ландшафтом;
-ознакомиться с основными аспектами озеленения объектов ландшафтной архитектуры и благоустройства территории.
Курс изучается в 8 семестре. Общее количество часов – 80.
2. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Темы |
Лекции (часы) |
Практиче ские занятия (часы) |
Самостоя тельная работа |
Формы контроля |
1.Предмет и задачи курса. Значение науки и искусства в освоении мира |
2 |
2 |
Контрольная работа |
|
2.Красота и гармония – исходные понятия эстетики. Сущность эстетического восприятия окружающего мира человеком. |
2 |
2 |
2 |
Зачет |
3.Гармонические каноны природы, их отражение в природных объектах и процессах |
2 |
4 |
4 |
Семинар |
4.Соотношение объективного и субъективного в эстетическом восприятии ландшафта Перцепция ландшафта. |
2 |
2 |
2 |
Зачет |
5.Развитие представлений о пейзаже в географической науке. Классификация пейзажей. |
2 |
4 |
2 |
Контрольная работа |
6.Приемы и методы эстетической оценки пейзажей |
2 |
4 |
2 |
Зачет |
7.Развитие ландшафтного дизайна. Садово-парковое искусство. |
4 |
4 |
4 |
Реферат |
8.Основные средства ландшафтного дизайна |
4 |
2 |
2 |
Семинар |
9.. Дизайн городского ландшафта |
4 |
2 |
2 |
Семинар Зачет |
.10.Озеленение объектов ландшафтной архитектуры. |
4 |
4 |
2 |
Семинар Зачет |
Итого: |
28 |
28 |
24 |
3. РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА ОЦЕНОК.
Темы |
Формы текущего контроля |
|||||
Контрольная работа (теория) |
Самостоятельная работа, семинар |
Практическая. работа |
Посещение занятий |
Реферат, индивид. задание |
Итого, балл. |
|
Модуль 1 |
||||||
1.Предмет и задачи курса. Значение науки и искусства в освоении мира |
0-2 |
0-0,5 |
0-2,5 |
|||
2.Красота и гармония – исходные понятия эстетики. Сущность эстетического восприятия мира человеком. |
0-3 |
0-5 |
0-1 |
0-9 |
||
3.Гармонические каноны природы, их отражение в природных объектах и процессах |
0-5 |
0-1,5 |
0-5 |
0 11,5 |
||
.Всего по модулю 1 |
0-3 |
0-2 |
0-10 |
0-3 |
0-5 |
0-23 |
Модуль 2 |
||||||
4.Перцепция ландшафта. |
0-3 |
0-5 |
0-1 |
0-9 |
||
5. Представление о пейзаже Классификация пейзажей. |
0-3 |
0-5 |
0-1,5 |
0-9,5 |
||
6.Приемы и методы эстетической оценки пейзажей |
0-2 |
0-5 |
0-1,5 |
0-5 |
0-13,5 |
|
Всего по модулю 2 |
0-3 |
0-5 |
0-15 |
0-4 |
0-5 |
0-32 |
Модуль 3 |
||||||
7.Развитие ландшафтного дизайна. Садово-парковое искусство. |
0-5 |
0-5 |
0-2 |
0-5 |
0-17 |
|
8.Основные средства ландшафтного дизайна |
0-2 |
0-5 |
0-1,5 |
0-8,5 |
||
9. Дизайн городского ландшафта |
0-3 |
0-5 |
0-1,5 |
0-9,5 |
||
10.Озеленение объектов ландшафтной архитектуры |
0-3 |
0-5 |
0-2 |
0-10 |
||
Всего по модулю 3 |
0-10 |
0-3 |
0-20 |
0-7 |
0-5 |
0-45 |
Итого |
0-16 |
0-10 |
0-45 |
14 |
0-15 |
100 |
4. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА.
Тема 1. Предмет и задачи курса. Взаимосвязь науки и искусства в постижении окружающего мира. Естественно-научная и гуманитарная составляющие целостного постижения ландшафта. Понятие об эстетических ресурсах ландшафта. Сущность эстетического направления в ландшафтной географии. Значение изучения природы для духовного развития личности.
Тема 2. . Понятие об эстетике, ее место в научном познании мира. Значение эстетики в созидательной деятельности человеческого общества. Природа как средство воспитания чувства прекрасного у человека. Гармония – свойство упорядоченного мира, красота – форма восприятия человеком упорядоченного мира. Эстетика ландшафта как особое направление ландшафтоведения. Связь эстетического направления в ландшафтоведении с пейзажной живописью, ландшафтной архитектурой, садово-парковым ландшафтным искусством.
Тема 3. Гармония окружающего мира – первоисточник представлений о прекрасном.
Понятие о гармонических канонах природы. Золотое сечение в природе, архитектуре, произведениях искусства. Симметрия, категории симметричности. Проявление различных видов симметрии в природе. Влияние представлений о симметрии на развитие научной мысли. Спиралевидные структуры. Нуклеарность как один из характерных организационных стандартов окружающего мира, ее проявление. Ландшафтные хорионы с ядрами-скоплениями и ядрами-потоками (примеры). Нуклеарные геосистемы центробежные (рассеивающие) и центростремительные (стягивающие), особенности их функционирования. Фрактальность и ее проявление в природе. Ритм.
Тема 4 .Эстетическое восприятие (перцепция) ландшафта. Понятие о синестезии, ее значение в постижении эстетических достоинств ландшафта. Соотношения объективного и субъективного в эстетическом восприятии. Психофизиологические механизмы эстетического восприятия. Физиология зрения (теория саккад). Рассмотрение этетического восприятия ладшафта с позиций системного подхода (теория гештальта, гештальт-восприятие). Закон эстетического восприятия. Особенности зрительного восприятия окружающей действительности (теория саккад).
Тема 5. Развитие представлений о пейзаже в географической науке.
Понятие о пейзаже. Пейзаж как объект изобразительного искусства, музыки, художественной литературы. Особенности географического изучения пейзажа, пейзажное ландшафтоведение. Соотношение понятий «ландшафт» и «пейзаж». Субъект-объектная трактовка термина «пейзаж» в отечественной географической науке. Композиционное устройство пейзажа как отражение его пространственно-временной структуры. Элементы пейзажной композиции, их связь с единицами морфологической структуры ландшафта. Виды пейзажной композиции: фронтальная, объемная, глубинно-пространственная. Аттрактивные (притягательные) пейзажные структуры - композиционные узлы и оси. Пейзажные фоны, пейзажные кулисы, их значение в восприятии пейзажей. Точки пейзажного обзора и видовые маршруты. Классификация пейзажей и ее структурно-физиономические критерии. Проблемы пейзажного картографирования.
Тема 6 .Проблемы эстетической оценки пейзажей, анализ имеющегося опыта.
Особенности экспертной оценки. Приемы массового анкетирования. Структурно-информационный анализ и балльная оценка эстетических достоинств пейзажей. Накопленный опыт картографирования эстетических достоинств ландшафтов и его критический анализ. Эмоциональность пейзажа, аттрактивный эффект экотонов. Психологическое воздействие цветовых характеристик пейзажа.
Тема 7. Развитие ландшафтного дизайна. Садово-парковое искусство.
Ландшафтный дизайн – прикладной аспект эстетики ландшафта, его значение для культурного ландшафтного строительства. Истоки и развитие ландшафтного дизайна. Роль дизайна в ландшафтной архитектуре. Объекты ландшафтного проектирования. Ландшафтные стилевые направления: регулярный, пейзажный, модерный. Садово-парковое искусство Востока, Западной Европы, России.
Тема 8. Основные средства ландшафтного дизайна.
Растительные группировки. Водные устройства (источники, ручьи, водопады, каскады, фонтаны, декоративные бассейны). Малые архитектурные формы, геопластика, элементы декоративно-прикладного искусства и т.д.
Тема 9. Дизайн городского ландшафта.
Задачи ландшафтного дизайна города. Районная планировка. Функциональное зонирование городской среды. Экологический каркас городского ландшафта. Историко-культурное наследие города и его эстетическое значение. Дизайн жилых кварталов. Система озеленения города. Городские парки и скверы. Планировка и убранство садовых участков в соответствии с требованиями эстетики.
Тема 10. Озеленение объектов ландшафтной архитектуры.
Подготовка территории для озеленительных работ, Правила проведения посадочных работ. Устройство и содержание газонов, Декоративные устройства для оформления объектов. Специфика формирования малого сада. Зимние сады, Сады на крышах, Фитодизайн интерьера.
5.ТЕМЫ СЕМИНАРСКИХ И ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ.
Тема 1. . Понятие об эстетике, ее место в научном познании мира.
Семинар.
Тема 2. Гармония окружающего мира – первоисточник представлений о прекрасном.
Изучение по рисункам и фотографиям объектов природы элементов симметрии, спиралевидных структур, нуклеарных систем , фрактальности и ритмов.
Тема 3 Гармонические каноны красоты.
Подготовка презентаций.
Тема 4 .Эстетическое восприятие (перцепция) ландшафта.
Семинар.
Тема 5. Развитие представлений о пейзаже в географической науке.
Изучение композиционного устройства пейзажа, виды композиций.
Тема 6. . Проблемы эстетической оценки пейзажей, анализ имеющегося опыта.
Практическая работа по оценке эстетических свойств пейзажей.
Тема 7. Развитие ландшафтного дизайна. Садово-парковое искусство.
Знакомство с ландшафтнвми стилевыми направлениями на примере садово-парковых объектов.
Тема 8. Основные средства ландшафтного дизайна.
Анализ средств ландшафтного дизайна с точки зрения их применения в практике ландшафтного дизайна.
Тема 9. Дизайн городского ландшафта.
Изучение функциональных зон и экологического каркаса города.
Тема 10. Озеленение объектов ландшафтной архитектуры.
Знакомство с декоративными устройствами объектов ландшафтной архитектуры.
6. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ.
1. Естественно-научная и гуманитарная составляющие целостного постижения ландшафта. Понятие о красоте как универсальной форме существования мира.
2.Понятие об эстетических ресурсах ландшафта.
3.Сущность эстетического направления в ландшафтной географии.
4. Значение изучения природы для духовного развития личности.
5.Значение эстетики в созидательной деятельности человеческого общества.. 6.Связь эстетического направления в ландшафтоведении с пейзажной живописью, ландшафтной архитектурой, садово-парковым ландшафтным искусством.
7.Гармонические каноны природы и их проявление в природе и искусстве (золотое сечение, симметрия, спиралевидные структуры, нуклеарные системы, фрактальность, ритм).
8.Географическая эстетика и развитие ее представлений в трудах зарубежных и отечественных ученых (работы А.Гумбольдта, А.Геттнера, В.В.Докучаева, В.П.Семенова-Тяншанского, Д.Л.Арманда и др.).
9.Соотношения объективного и субъективного в эстетическом восприятии. Понятие о синестезии.
10.Психофизиологические механизмы эстетического восприятия, физиология зрения и теория саккад.
11.Роль культуры в эстетическом восприятии ландшафта.
12.Теория гештальта и ее применение в учении об эстетике ландшафта.
13.Представление о пейзаже как ключевом понятии в эстетике ландшафта. Соотношение понятий «ландшафт» и «пейзаж».
14.Понятие о композиционном устройстве пейзажа (блочно-мозаичный характер строения). Соотношение морфологии ландшафта и композиционного устройства пейзажа.
15. Визуальный анализ пейзажа (композиционные узлы и оси, пейзажные кулисы, фокальные точки и др.). Точки пейзажного обзора (видовые точки и видовые маршруты).
16.Подходы к классификации природных пейзажей. Иерархия таксонов типологической классификации пейзажей.
17.Проблема эмоционального воздействия пейзажа: влияние композиционного устройства, цветовой гаммы и др.
18.Подходы к эстетической оценке пейзажей: экспертная оценка, анкетирование и опрос, структурно-информационный анализ и др. 19.Ландшафтный дизайн – прикладной аспект эстетики ландшафта, его значение для культурного ландшафтного строительства.
20.Истоки и развитие ландшафтного дизайна.
21Роль дизайна в ландшафтной архитектуре.
22.Принцип природно-антропогенной адаптивности в ландшафтной архитектуре.
23.Объекты ландшафтного проектирования.
24.Ландшафтные стилевые направления: регулярный, пейзажный, модерный. Садово-парковое искусство Востока, Западной Европы, России
25.Традиции Востока (Китая, Японии) в создании садово-парковых композиций.
26.Парки Античного мира. Регулярные и пейзажные европейские парки.
Русские традиции в создании садово-парковых ансамблей.
27.Законы эстетического обустройства лесопарковых ландшафтов. Экологические функции этих ландшафтов.
28.Дизайн городского ландшафта. Городские парки, их функции и стили.
23.Садовые участки, их многообразие. Подходы к дизайну садовых участков.
24.Эстетические аспекты ландшафтного планирования.
25 Основные средства ландшафтного дизайна. Растительные группировки.
26.Водные устройства (источники, ручьи, водопады, каскады, фонтаны, декоративные бассейны).
27.Малые архитектурные формы, геопластика, элементы декоративно-прикладного искусства и т.д.
28.Задачи ландшафтного дизайна города.
29.Районная планировка. Функциональное зонирование городской среды. 30.Экологический каркас городского ландшафта.
31.Историко-культурное наследие города и его эстетическое значение. 32.Дизайн жилых кварталов.
33.Система озеленения города. Городские парки и скверы.
34.Планировка и убранство садовых участков в соответствии с требованиями эстетики.
35.Озеленение объектов ландшафтной архитектуры.
36.Подготовка территории для озеленительных работ,
37.Правила проведения посадочных работ. Устройство и содержание газонов, 38.Декоративные устройства для оформления объектов.
39.Специфика формирования малого сада. Зимние сады, Сады на крышах, 40.Фитодизайн интерьера.
7. ЛИТЕРАТУРА.
Основная:
Белкин А.Н.Городской ландшафт. М.: Высшая школа. 1987.
Вергунов А.Н. Архитектурное проектирование садов и парков. М.: Стройиздат. 1987.
Вергунов А.Н. Архитектурно-ландшафтная организация крупного города. Л.: Стройиздат. 1982.
Крижановская Н.Я. Основы ландшафтного дизайна. Ростов-на-Дону.: «Феникс».2005.
Николаев В.А. Ландшафтоведение. Эстетика и дизайн. Учебное пособие. М.: Аспект-Пресс, 2003. 175с.
Николаев В.А. Эстетическое восприятие ландшафта // Вестн. Моск. ун-та. Сер.5. Геогр. 1999. № 6. С.10-15.
Николаев В.А. Гармонические каноны природы // Вестн. Моск. ун-та. Сер.5. Геогр. 2002. № 2 . С.3-10.
Николаев В.А. Феномен пейзажа // Вестн. Моск. ун-та. Сер.5. Геогр. 2002. № 6. С.12-19.
Сычева А.В., Титова Н.Т. Ландшафтный дизайн. Эстетика деталей городской среды. Минск; Вышэйшая школа, 1984.
Теодоронский В.С., Сабо Е.Д., Фролова В.А. Строительство и эксплуатация объектов ландшафтной архитектуры. Учебник.М.: Издательский центр «Академия». 2007.
Фролова М.Ю. Оценка эстетических достоинств природных ландшафтов // Вестн. Моск. ун-та. Сер.5. Геогр. 1994. № 2. С.27-33.
Экология и эстетика ландшафта. Вильнюс: Минтис, 1975.
Дополнительная:
Вергунов А.П., Горохов В.А. Русские сады и парки. М.: Наука, 1988.
Горохов В.А. Вергунов А.П. Вертоград
Лихачев Д.С. Поэзия садов. М.: Согласие, 1998.
Николаевская З.А. Садово парковый ландшафт. М.: Стройиздат, 1989.
Самохин В.Н. Эстетическое восприятие. Вопросы методологии и критики. М.: Мысль, 1985.
Система. Симметрия. Гармония. М.: Мысль, 1988.
Шафрановский И.И. Симметрия в природе. Л.; Недра, 1968.