Учет заемных средств и кредитных операций

СОДЕРЖАНИЕ: Введение Необходимость привлечения заемных средств может возникнуть у любого субъекта предпринимательской деятельности. В основном заемными средствами пополняют оборотные средства организации при их недостатке или обеспечивают процесс реализации. Кроме того, весьма распространена практика привлечения заемных средств для финансирования вложений во внеоборотные активы (приобретение или создание объектов основных средств, нематериальных активов и т.д.).

Введение

Необходимость привлечения заемных средств может возникнуть у любого субъекта предпринимательской деятельности. В основном заемными средствами пополняют оборотные средства организации при их недостатке или обеспечивают процесс реализации. Кроме того, весьма распространена практика привлечения заемных средств для финансирования вложений во внеоборотные активы (приобретение или создание объектов основных средств, нематериальных активов и т.д.).

Заемные средства могут привлекаться в форме займов или кредитов. Их общей отличительной особенностью является то, что и те и другие привлекаются на условиях возвратности и срочности (т.е. с условием обязательного возврата в срок, установленный соответствующим договором). Другое обязательное условие: за пользование заемными средствами заемщик уплачивает заимодавцу определенный процент.

Заемные средства, привлекаемые без уплаты процентов, квалифицируются Гражданским кодексом РФ как ссуда. Заметим, что в бухгалтерском учете ссуда далеко не всегда определяется как беспроцентный заем, тем не менее, в соответствии с ГК РФ безвозмездные займы должны считаться ссудой.

Различие между понятиями «заем» и «кредит» заключается в следующем. Гражданское законодательство устанавливает два вида кредита – коммерческий и товарный. Коммерческий кредит представляет собой аванс, предварительную оплату, отсрочку или рассрочку оплаты товаров, работ или услуг. Договор о товарном кредите предусматривает обязанность одной стороны передать другой стороне вещи, определенные родовыми признаками, причем существенные условия договора регулируются положениями о договоре купли-продажи. Кредит в денежной форме может быть предоставлен только кредитным учреждением – банком или организацией, имеющей лицензию на ведение банковской деятельности.

Заем же дается как в денежной форме, так и товарами, специальной лицензии для этого не требуется. Следовательно, заем может быть выдан любой коммерческой организацией. Для возникновения между двумя организациями небанковской сферы отношений привлечения и использования заемных средств необходимо, чтобы одна организация испытывала недостаток финансовых ресурсов, а у другой имелись временно свободные денежные средства.

1. Учет заемных средств и кредитных операций

1.1 Учет задолженностей по полученным займам и кредитам

При получении займа (кредита) организация – заемщик отражает в учете задолженность по займу (кредиту) в момент фактической передачи денег (других вещей) исходя из фактически поступившей суммы или в стоимостной оценке других вещей, предусмотренной договором (п. 3 и 4 ПБУ 15/01).

В бухгалтерском учете задолженность по полученным займам и кредитам подразделяется на краткосрочную (срок погашения которой согласно условиям договора не превышает 12 месяцев) и долгосрочную (срок погашения которой по условиям договора превышает 12 месяцев). В соответствии с Планом счетов, утв. Приказом Минфина РФ от 31.10.2000 №94н, информация о краткосрочных займах и кредитах отражается организациями на счете 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам», а информация о долгосрочных займах и кредитах – на счете 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам».

При получении заемных средств в учете делается проводка: Дт.51 – Кт.66 (67) – на фактически поступившую сумму займа (кредита).

Возврат полученного займа (кредита) отражается проводкой: Дт.66 (67) – Кт.51

Организациям-заемщикам предоставлено право самостоятельно выбирать способ учета долгосрочной задолженности из двух возможных вариантов, предусмотренных п. 6 ПБУ 15/01:

1) учитывать заемные средства, срок погашения которых по договору займа (кредита) превышает 12 месяцев, в составе долгосрочной задолженности до истечения срока договора;

2) осуществлять перевод долгосрочной задолженности в краткосрочную в момент, когда по условиям договора займа (кредита) до возврата основной суммы долга остается 365 дней. Выбранный организацией способ учета долгосрочной задолженности по займам (кредитам) должен быть закреплен в Приказе об учетной политике организации.

При ведении учета заемных средств организация-заемщик должна обеспечить раздельный учет срочной и просроченной задолженности.

Под срочной задолженностью понимается задолженность по полученным займам (кредитам), срок погашения которой по условиям договора не наступил или продлен в установленном порядке.

Просроченной задолженностью считается задолженность по полученным займам (кредитам) с истекшим согласно условиям договора сроком погашения.

Организация – заемщик обязана производить перевод срочной задолженности в просроченную в день, следующий за днем, когда по условиям договора займа (кредита) заемщик должен был осуществить возврат основной суммы долга.

1.2 Учет затрат по займам и кредитам

Перечень затрат, связанных с получением займов и кредитов, приведен в п. 11 ПБУ 15/01. К ним относятся:

- проценты, причитающие к уплате по полученным займам (кредитам);

- курсовые и суммовые разницы, относящиеся на причитающиеся к оплате проценты по займам и кредитам, полученным и выраженным в иностранной валюте или условных денежных единицах, образующиеся начиная с момента начисления процентов по условиям договора до их фактического погашения (перечисления);

- дополнительные затраты, произведенные в связи с получением займов и кредитов (примерный перечень дополнительных затрат приведен в п. 19 ПБУ 15/01).

Порядок учета затрат по займам и кредитам зависит от того, на какие цели организация – заемщик использует полученные заемные средства.

Если полученные заемные средства используются для предварительной оплаты материально – производственных запасов (мпз), других ценностей, работ, услуг или выдачи авансов и задатков в счет их оплаты, то затраты по указанным займам и кредитам относятся на увеличение дебиторской задолженности, образовавшейся в связи с предварительной оплатой и (или) выдачей авансов и задатков на указанные выше цели. После получения организацией – заемщиком МПЗ и других ценностей, выполнения работ и оказания услуг дальнейшее начисление процентов и осуществление других расходов, связанных с обслуживанием займов (кредитов) отражается в бухгалтерском учете в составе операционных расходов организации – заемщика (п. 15 ПБУ 15/01).

Если полученные заемные средства используются организацией для приобретения и (или) строительства инвестиционного актива, то затраты по ним должны включаться в стоимость этого актива и погашаться посредством начисления амортизации, кроме случаев, когда правилами бухгалтерского учета начисление амортизации актива не предусмотрено (п. 23 ПБУ 15/01).

Для целей применения ПБУ 15/01 под инвестиционным активом понимается объект имущества, подготовка которого к предполагаемому использованию требует значительного времени (объекты основных средств, имущественные комплексы и другие аналогичные активы, требующие большого времени и затрат на приобретение и (или) строительство). Обращаем Ваше внимание, что для целей ПБУ 15/01 приобретение объектов основных средств, не требующих монтажа, например, приобретение легкового автомобиля для служебных целей, не считается приобретением инвестиционного актива.

Включение затрат по полученным займам (кредитам) в первоначальную стоимость инвестиционного актива прекращается с первого числа месяца, следующего за месяцем принятия актива к бухгалтерскому учету в качестве объекта основных средств или имущественного комплекса (по соответствующим видам активов, формирующих имущество комплекса), либо с первого числа месяца, следующего за месяцем фактического начала эксплуатации (если фактическая эксплуатация инвестиционного актива началась до его принятия к учету в качестве объекта основных средств или имущественного комплекса) (п. 30, 31 ПБУ 15/01). После этой даты затраты по полученным заемным средствам включаются в состав операционных расходов организации – заемщика.

При использовании заемных средств для приобретения (строительства) инвестиционного актива необходимо учитывать следующие особенности:

1. Затраты по полученным займам (кредитам), связанным с формированием инвестиционного актива, по которому по правилам бухгалтерского учета амортизация не начисляется, в стоимость такого актива не включаются, а относятся на операционные расходы организации (п. 23 ПБУ 15/01). Так, например, если организация привлекает заемные средства для строительства жилого дома, то суммы процентов, начисляемых по этим заемным средствам, будут включаться в состав операционных расходов организации, поскольку в соответствии с п. 17 Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01, утв. Приказом Минфина РФ от 30.03.2001 №26н, по объектам жилищного фонда амортизация не начисляется.

2. Затраты по полученным займам (кредитам), связанные с приобретением инвестиционного актива, уменьшаются на величину дохода от временного использования заемных средств в качестве долгосрочных и краткосрочных финансовых вложений (п. 26 ПБУ 15/01).

3. При прекращении работ, связанных со строительством инвестиционного актива, на срок свыше 3-х месяцев, включение затрат по займам в первоначальную стоимость приостанавливается. Затраты, приходящиеся на период прекращения работ, подлежат отнесению на операционные расходы организации (п. 28 ПБУ 15/01). При этом не считается прекращением работ период, в течение которого происходит дополнительное согласование возникших в процессе строительства технических и (или) организационных вопросов.

4. В случае если для приобретения инвестиционного актива израсходованы заемные средства, полученные на цели, не связанные с его приобретением, то начисление процентов за использование указанных заемных средств производится по средневзвешенной ставке, определяемой в порядке, изложенном в п. 29 ПБУ 15/01 и Приложении к нему.

Если полученные заемные средства используются организацией на иные цели, не указанные выше, то затраты по займам (кредитам) включаются в состав операционных расходов организации.

1.3 Учет выданных заемных обязательств

В случаях, предусмотренных законодательством, организации могут осуществлять привлечение заемных средств путем выдачи векселей, выпуска и продажи облигаций (далее – выданные заемные обязательства).

В ПБУ 15/01 впервые прописывается порядок бухгалтерского учета операций, связанных с привлечением заемных средств путем выдачи собственных векселей.

В соответствии с подп. «а» п. 18 ПБУ 15/01 при выдаче векселя с целью привлечения заемных средств организация – векселедатель отражает сумму, указанную в векселе (вексельная сумма), как кредиторскую задолженность.

Если в текст векселя включено условие о начислении процентов, то задолженность по такому векселю показывается у векселедателя с учетом причитающихся к оплате на конец отчетного периода процентов. При этом сумма причитающихся векселедержателю к оплате процентов включается векселедателем в состав операционных расходов.

Если сумма денежных средств, полученная организацией – векселедателем при размещении векселя, меньше вексельной суммы, то эта разница (дисконт) включается векселедателем в состав операционных расходов.

В целях равномерного (ежемесячного) включения сумм причитающихся процентов или дисконта в состав операционных расходов организация – векселедатель может их предварительно учитывать как расходы будущих периодов. Применяемый организацией способ учета процентов (дисконта) должен быть зафиксирован в Приказе об учетной политике организации (п. 32 ПБУ 15/01).

Если организация привлекает заемные средства путем выпуска и размещения облигаций, то учет совершаемых при этом операций после 1 января 2002 года должен вестись в порядке, предусмотренном подп. «б» п. 18 ПБУ 15/01, который практически аналогичен тому, что был рассмотрен выше в отношении векселей.

Обращаем внимание на то, что порядок, установленный ПБУ 15/01, несколько отличается от порядка учета займов, привлеченных путем выпуска и размещения облигаций, закрепленного в Инструкции по применению счетов 66 и 67 нового Плана счетов, утв. Приказом Минфина РФ от 31.10.2000 94н.

Так, в соответствии с Инструкцией по применению счетов 66 и 67 при размещении облигаций по цене ниже их номинальной стоимости разница между ценой размещения и номинальной стоимостью доначисляется равномерно в течения срока обращения облигации с кредита счета 66 (67) в дебет счета 91. В учете это отражается следующим образом:

Дт.51 – Кт.66 (67) – отражена фактически полученная сумма денежных средств;

Дт.91 – Кт.66 (67) – в течение срока обращения облигации осуществляется доначисление разницы между ценой размещения и номинальной стоимость облигации (проводка делается ежемесячно в течение срока обращения облигации).

После 1 января 2001 года в соответствии с подп. «б» п. 18 ПБУ 15/01 в аналогичной ситуации в зависимости от принятой организацией учетной политики делаются следующие проводки.

Если учетной политикой организации предусмотрено единовременное включение суммы дисконта в состав операционных расходов, то в том периоде, когда осуществляется размещение облигации в учете должны быть сделаны две проводки:

Дт.51 – Кт.66 (67) – отражена фактически полученная сумма денежных средств;

Дт.91 – Кт.66 (67) – сумма разницы между ценой размещения и номинальной стоимостью облигации отражена в составе операционных расходов.

Если учетной политикой предусмотрено отражение суммы дисконта в составе расходов будущих периодов с последующим равномерным списанием в состав операционных расходов в течение срока обращения облигации, то в том периоде, когда осуществляется размещение облигации в учете должны быть сделаны проводки:

Дт.51 – Кт.66 (67) – отражена фактически полученная сумма денежных средств;

Дт.97 – Кт.66 (67) – сумма разницы между ценой размещения и номинальной стоимостью облигации отражена в составе расходов будущих периодов.

В дальнейшем ежемесячно в течение срока обращения облигации производится списание суммы дисконта в состав операционных расходов: Дт.91 – Кт.97.

2. Практическая часть

Остатки по счетам на 01.10.200Х г.

№ счета Наименование счета Вариант 1
01 Основные средства 2 084 000
02 Амортизация основных средств 645 000
07 Оборудование к установке 80 000
08 Вложения во внеоборотные активы 400 000
10 Материалы
10.01 – по учетным ценам 114 000
10.02 – транспортно-заготовительные расходы 8 000
10 итого по счету 10 122 000
19 НДС по приобретенным материальным ценностям 12 010
20 Основное производство 72 450
43 Готовая продукция
43.01 – по учетным ценам 194 000
43.02 – отклонение фактической себестоимости от учетной стоимости -13 000
43 всего по фактической производственной себестоимости 181 000
50 Касса 30 000
51 Расчетный счет 372 200
60 Расчеты с поставщиками и подрядчиками 69 050
66 Краткосрочные кредиты 60 000
68 Расчеты по налогам и сборам 23 500
70 Расчеты с персоналом по оплате труда 210 000
73 Расчеты с персоналом по прочим операциям 1 700
76.02 Расчеты с разными кредиторами 2 900
80 Уставный капитал 1 000 000
83 Добавочный капитал 454 000
84 Нераспределенная прибыль непокрытый убыток 376 400
96 Резервы предстоящих расходов 12 710
99 Прибыли и убытки отчетного периода 236 400

Журнал хозяйственных операций

№ п/п Документация и краткое содержание операции Кор. счетов Сумма, руб.
д-т к-т
1.

Акцептован счет-фактура ООО «Прометей» за токарный санок, требующий монтажа:

– первоначальная стоимость

– НДС, 18%

Итого:

07

19

60

60

100 000

18 000

118 000

2.

Акцептован счет-фактура ООО «Трансавто» за доставку станка

– стоимость услуг без НДС

– НДС, 18%

Итого:

07

19

60

60

5 000

900

5 900

3. Предается в монтаж оборудование приобретенное в прошлом месяце

08.04

07

80 000

4.

Акцептован счет ООО «Монтажник» за монтаж оборудования

– стоимость услуг без НДС

– НДС, 18%

Итого:

08.04

19

60

60

8 000

1 440

9 440

5. Оборудование передано в эксплуатацию по первоначальной стоимости

01

08.04

88 000

6.

На основании акта выполненных работ и счета-фактуры ОАО «Строитель» принято к учету построенное здание склада готовой продукции

– стоимость услуг без НДС

– НДС, 18%

Итого:

08.03

19

60

60

400 000

72 000

472 000

7. Согласно авансового отчета инженера Петрова И.Л., принят к оплате счет Госрегистратуры за государственную регистрацию объекта недвижимости (здание склада)

08.03

76

5 000

8. Введено в эксплуатацию вновь поостренное здание склада готовой продукции по первоначальной стоимости

01

08.03

405 000

9.

Передан школе №24 безвозмездно станок для токарных работ, бывший в употреблении

– первоначальная стоимость

– сумма начисленной амортизации

– остаточная стоимость

– финансовый результат от безвозмездной передачи станка

01.02

02

91.02

99

01.01

01.02

01.02

91.09

98 000

22 000

76 000

76 000

10.

В следствие физического износа выбыл из эксплуатации шлифовальный станок

– первоначальная стоимость

– сумма начисленной амортизации

01.02

02

01.01

01.02

76 000

76 000

11. Оприходованы на склад запасные части, полученные от разборки станка

10.01

91.01

4 000

12. Начислена заработная плата рабочим за демонтаж станка 91.02 70 2 000
13.

Произведены отчисления ЕСН от начисленной заработной платы рабочим за демонтаж станка

– в Фонд социального страхования (2,9%)

– в Федеральный бюджет (20%)

– в Фонд обязательного медицинского страхования (3,1%)

– в Фонд социального страхования от несчастных случаев на производстве (0,7%)

Итого:

91.02

91.02

91.02

91.02

69.01

69.02

69.03

69

58

400

62

14

534

14. Определен финансовый результат от ликвидации станка 91.09 99 1 466
15.

Начислена амортизация основных средств за отчетный период

– производственного оборудования, зданий, цехов

– зданий заводоуправления

25

26

02

02

34 100

12 000

16.

Акцептованы счета-фактуры металлургического комбината «Стальпрокат» за материалы (сталь)

– по договорным ценам

– НДС, 18%

Итого:

10.01

19

60

60

160 000

28 800

188 800

17.

Акцептованы счета-фактуры завода «Компресс» за литье

– по договорным ценам

– НДС, 18%

Итого:

10.01

19

60

60

85 000

15 300

100 300

18.

Оприходованы лаки и краски от химзавода «Лакокраски»

– по договорным ценам

– ж/д тариф

– НДС, 18%

Итого:

10.01

10.02

19

60

60

60

101 000

4 500

18 990

124 490

19.

Акцептованы счета-фактуры ООО «Трансавто» за доставку материалов

– стоимость услуг без НДС

– НДС, 18%

Итого:

10.02

19

60

60

6 100

1 098

7 198

20.

Отпущены со склада материалы:

а) в основное производство для изготовления продукции

б) на содержание оборудования цехов

в) на текущий ремонт здания заводоуправления

Итого:

20

25

26

10.01

10.01

10.01

197 600

17 000

8 600

223 200

21.

Передан со склада в эксплуатацию хозяйственный инвентарь для нужд:

а) основного производства

б) заводоуправления

Итого:

20

26

10.01

10.01

8 000

3 000

11 000

22.

Списаны транспортно-заготовительный расходы, относящиеся к израсходованным материалам

а) на основное производство

б) на содержание оборудования цехов

в) нужды и ремонт зданий заводоуправления

Итого:

20

25

26

10.02

10.02

10.02

8 242

681

465

9 388

23.

Согласно сводной расчетной ведомости начислена заработная плата

а) рабочим основного производства

б) обслуживающему персоналу цеха

– рабочим по ремонту оборудования

в) персоналу аппарата управления

д) пособие по временной нетрудоспособности персоналу заводоуправления:

– за счет работодателя

– за счет средств фонда социально страхования

Итого:

20

25

96

26

26

69

70

70

70

70

70

70

91 600

10 000

5 000

29 000

1 050

3 700

140 350

24.

Произведены отчисления на социальное страхование и обеспечение от начисленной заработной платы

а) рабочих основного производства

– в Федеральный бюджет (20%)

– в Фонд социального страхования (2,9%)

– в Фонд обязательного медицинского страхования (3,1%)

– в Фонд социального страхования от несчастных случаев на производстве (0,7%)

б) обслуживающего персонала цеха

– в Федеральный бюджет (20%)

– в Фонд социального страхования (2,9%)

– в Фонд обязательного медицинского страхования (3,1%)

– в Фонд социального страхования от несчастных случаев на производстве (0,7%)

в) рабочих по ремонту оборудования

– в Федеральный бюджет (20%)

– в Фонд социального страхования (2,9%)

– в Фонд обязательного медицинского страхования (3,1%)

– в Фонд социального страхования от несчастных случаев на производстве (0,7%)

г) персонала аппарата управления

– в Федеральный бюджет (20%)

– в Фонд социального страхования (2,9%)

– в Фонд обязательного медицинского страхования (3,1%)

– в Фонд социального страхования от несчастных случаев на производстве (0,7%)

Итого:

20

20

20

20

25

25

25

25

96

96

96

96

26

26

26

26

69.01

69.02

69.03

69

69.01

69.02

69.03

69

69.01

69.02

69.03

69

69.01

69.02

69.03

69

18 320

2 656

2 840

641

2 000

290

310

70

1 000

145

155

35

5 800

841

899

203

36 205

25.

Удержано из заработной платы работников

а) налог на доходы физических лиц

б) в возмещение недостачи материалов, выявленной при инвентаризации

70

70

68

73

13 600

1 700

26.

Акцептованы счета ОАО «Энергосбыт» за электроэнергию, тепловую энергию, израсходованную:

а) на обслуживание оборудования цехов

б) на освещение цехов

в) на обслуживание зданий заводоуправления

НДС, 18%

Итого:

25

25

26

19

60

60

60

60

68 000

26 500

34 000

23 130

151 630

27.

Списаны:

а) общепроизводственные расходы

б) общехозяйственные расходы

20

20

25

26

158 951

95 858

28. Согласно ведомости выпуска готовой продукции выпущено из производства готовой продукции по учетным ценам

43.01

20

980 000

29. Списываются отклонения фактической себестоимости от стоимости по учетным ценам

43.02

20

-406 442

30. Отражена выручка от реализации готовой продукции по продажным ценам, включая НДС

62

90.01

1 320 000

31. Согласно ведомости отгрузки в течение месяца реализовано покупателям готовой продукции по учетным ценам

90.02

43.01

860 000

32. Списываются отклонения фактической себестоимости реализованной готовой продукции от учетной стоимости

90.02

43.02

-307 278

33. Начислен НДС в бюджет по реализованной продукции 90.03 68 201 356
34. Определен и списан финансовый результат от реализации продукции (закрытие счета 90 «Продажи»)

90.09

99

565 922

35.

Согласно выписке банка оплачены счета:

а) за приобретенный станок ООО «Прометей»

б) за доставку станка ООО «Трансавто»

в) металлургического комбината «Стальпрокат» за материалы

г) завода «Компресс» за материалы

д) химзавода «Лакокраски» за материалы

е) ОАО «Энергосбыт» за услуги

ж) ОАО «Строитель» за строительные работы

60

60

60

60

60

60

60

51

51

51

51

51

51

51

118 000

5 900

188 800

100 300

124 490

151 630

472 000

1 161 120

36.

Списано с расчетного счета

а) по чеку на выплату

– заработной платы

– командировочных и хозяйственных расходов

б) по платежному поручению платежи на социальное страхование и обеспечение

в) по платежному поручению платежи в бюджет по налогам и сборам

50

50

69

68

51

51

51

51

210 000

10 000

21 000

23 500

37.

Согласно выписке из расчетного счета

а) зачислена выручка за реализованную продукцию

б) зачислены платежи от разных дебиторов

в) зачислена краткосрочная ссуда банка

г) зачислены авансы от покупателей по поставку готовой продукции

51

51

51

51

62

76

66

62

1 320 000

10 000

100 000

60 000

38.

Выплачено из кассы

а) заработная плата работникам предприятия

б) подотчетным лицам

70

71

50

50

202 600

9 000

39. Депонирована невыплаченная заработная плата работникам 70 76 7 400
40. Сдана на расчетный счет депонированная заработная плата 51 50 7 400
41. Из кассы на расчетный счет сдан сверхнормативный остаток денежных средств

51

50

15 000

42. Начислен в бюджет налог на имущество организаций 91.02 68 12 500
43. Начислены проценты по краткосрочному кредиту 91.02 66 3 900
44. Произведено закрытие счета 91 «Прочие доходы и расходы» 99 91.09 16 400
45. Начислен налог на прибыль 99 68 9 000
46. Начислены пении за несвоевременную уплату в бюджет НДС 99 68 1 300
47. Отнесена на уменьшение расчетов с бюджетом сумма НДС по приобретенным материальным ценностям, работам и услугам

68

19

117 120

Ведомость движения материалов и распределения ТЗР

Показатели рачета Материалы Всего
по учетным ценам ТЗР
1. Остатки на начало месяца 114 000 8 000 122 000
2. Поступило материалов и отражено расходов по приобретению в отчетном периоде 350 000 10 600 360 600
3. Итого (стр. 1 + стр. 2) 464 000 18 600 482 600
4. Средний% ТЗР 4,01% х
5. Израсходовано материалов за месяц 234 200 - 234 200
6. Сумма ТЗР, относящаяся к израсходованным материалам - 9 388 9 388
7. Остатки на конец месяца 229 800 9 212 239 012

Расчет себестоимости товарной продукции

Показатели расчета Сумма, руб.
1. Затраты по дебету сч. 20 584 708
2. Исключается:
а) стоимость ценных отходов -
б) издержки производства, связанные с неисправимым браком -
3. Остатки незавершенного производства
а) на начало месяца (+) 72 450
б) на конец месяца (–) 83 600
4. Фактическая производственная себестоимость выпущенной продукции 573 558

Расчет отклонений фактической производственной себестоимости от учетной стоимости готовой продукции

Показатели расчета Учетная стоимость Отклонения от фактической себестоимости Фактическая себестоимость
1. Остаток готовых изделий на начало месяца 194 000 -13 000 181 000
2. Выпущено из производства 980 000 -406 442 573 558
3. Средний процент отклонений 35,73%
4. Отгружено готовой продукции за месяц 860 000 -307 278 552 722
5. Остаток готовых изделий на конец месяца 314 000 -112 164 201 836

Отражение на счетах

01 02 07
Д-т К-т Д-т К-т Д-т К-т
Сн 2084000 9 22000 9 22000 Сн 645000 Сн 80000 3 80000
5 88000 9 76000 10 76000 15 34100 1 100000
8 405000 10 76000 15 12000 2 5000
Об. 493000 Об. 174000 Об. 98000 Об. 46100 Об. 105000 Об. 80000
Ск 2403000 Ск 593100 Ск 105000
08 10 10.01
Д-т К-т Д-т К-т Д-т К-т
Сн 400000 5 88000 Сн 122000 20 223200 Сн 114000 20 197600
3 80000 8 405000 11 4000 21 11000 11 4000 20 17000
4 8000 16 160000 22 9388 16 160000 20 8600
6 400000 17 85000 17 85000 21 8000
7 5000 18 105500 18 101000 21 3000
19 6100
Об. 493000 Об. 493000 Об. 360600 Об. 243588 Об. 350000 Об. 234200
Ск 400000 Ск 239012 Ск 229800
10.02 19 20
Д-т К-т Д-т К-т Д-т К-т
Сн 8000 22 8242 Сн 12010 47 117120 Сн 72450 28 980000
18 4500 22 681 1 18000 20 197600 29 -406442
19 6100 22 465 2 900 21 8000
4 1440 22 8242
6 72000 23 91600
16 28800 24 24457
17 15300 27 158951
18 18990 27 95858
19 1098
26 23130
Об. 10600 Об. 9388 Об. 179658 Об. 117120 Об. 584708 Об. 573558
Ск 9212 Ск 74548 Ск 83600
25 26 43
Д-т К-т Д-т К-т Д-т К-т
15 34100 27 158951 15 12000 27 95858 Сн 181000 31 860000
20 17000 20 8600 28 980000 32 -307278
22 681 21 3000 29 -406442
23 10000 22 465
24 2670 23 29000
26 68000 23 1050
26 26500 24 7743
26 34000
Об. 158951 Об. 158951 Об. 95858 Об. 95858 Об. 573558 Об. 552722
Ск 201836
43.01 43.02 50
Д-т К-т Д-т К-т Д-т К-т
Сн 194000 31 860000 Сн -13000 32 -307278 Сн 30000 38 202600
28 980000 29 -406442 36 210000 38 9000
36 10000 40 7400
41 15000
Об. 980000 Об. 860000 Об. -406442 Об. -307278 Об. 220000 Об. 234000
Ск 314000 Ск -112164 Ск 16000
51 60 62
Д-т К-т Д-т К-т Д-т К-т
Сн 372200 35 1161120 35 118000 Сн 69050 30 1320000 37 1320000
37 1320000 36 210000 35 5900 1 118000 37 60000
37 10000 36 10000 35 188800 2 5900
37 100000 36 21000 35 100300 4 9440
37 60000 36 23500 35 124490 6 472000
40 7400 35 151630 16 188800
41 15000 35 472000 17 100300
18 124490
19 7198
26 151630
Об. 1512400 Об. 1425620 Об. 1161120 Об. 1177758 Об. 1320000 Об. 1380000
Ск 458980 Ск 85688 Ск 60000
66 68 69
Д-т К-т Д-т К-т Д-т К-т
Сн 60000 36 23500 Сн 23500 23 3700 Сн 21000
37 100000 47 117120 25 13600 36 21000 13 534
43 3900 33 201356 24 36205
42 12500
45 9000
46 1300
Об. 0 Об. 103900 Об. 140620 Об. 237756 Об. 24700 Об. 36739
Ск 163900 Ск 120636 Ск 33039
70 71 73
Д-т К-т Д-т К-т Д-т К-т
25 13600 Сн 210000 38 9000 Сн 1700 25 1700
25 1700 12 2000
38 202600 23 140350
39 7400
Об. 225300 Об. 142350 Об. 9000 Об. 0 Об. 0 Об. 1700
Ск 127050 Ск 9000 Ск 0
76.01 76.02 80
Д-т К-т Д-т К-т Д-т К-т
Сн 5600 37 10000 Сн 2900 Сн 1000000
7 5000
39 7400
Об. 0 Об. 10000 Об. 0 Об. 12400 Об. 0 Об. 0
Ск -4400 Ск 15300 Ск 1000000
82 83 84
Д-т К-т Д-т К-т Д-т К-т
Сн 250000 Сн 454000 Сн 376400
Об. 0 Об. 0 Об. 0 Об. 0 Об. 0 Об. 0
Ск 250000 Ск 454000 Ск 376400
90 91 96
Д-т К-т Д-т К-т Д-т К-т
31 860000 30 1320000 9 76000 9 76000 23 5000 Сн 12710
32 -307278 12 2000 11 4000 24 1335
33 201356 13 534 44 16400
34 565922 14 1466
42 12500
43 3900
Об. 1320000 Об. 1320000 Об. 96400 Об. 96400 Об. 6335 Об. 0
Ск 6375
99
Д-т К-т
9 76000 Сн 236400
44 16400 14 1466
45 9000 34 565922
46 1300
Об. 102700 Об. 567388
Ск 701088

Оборотно-сальдовая ведомость за октябрь 200Х г.

Шифр счетов Сальдо на 01.10.200Х г. Оборот за октябрь 200Х г. Сальдо на 01.11.200Х г.
Дебет Кредит Дебет Кредит Дебет Кредит
01 2084000 493000 174000 2403000
02 645000 98000 46100 593100
07 80000 105000 80000 105000
08 400000 493000 493000 400000
10 122000 360600 243588 239012
10.01 114000 350000 234200 229800
10.02 8000 10600 9388 9212
19 12010 179658 117120 74548
20 72450 584708 573558 83600
25 158951 158951
26 95858 95858
43 181000 573558 552722 201836
43.01 194000 980000 860000 314000
43.02 -13000 -406442 -307278 -112164
50 30000 220000 234000 16000
51 372200 1512400 1425620 458980
60 69050 1161120 1177758 85688
62 1320000 1380000 60000
66 60000 103900 163900
68 23500 140620 237756 120636
69 21000 24700 36739 33039
70 210000 225300 142350 127050
71 9000 9000
73 1700 1700
76 5600 2900 22400 19700
76.01 5600 10000 2200
76.02 2900 12400 15300
80 1000000 1000000
82 250000 250000
83 454000 454000
84 376400 376400
90 1320000 1320000
91 96400 96400
96 12710 6335 6375
99 236400 102700 567388 701088
Итого: 3360960 3360960 9280908 9280908 3990976 3990976

Заключение

Инвестиционный актив представляет собой объект имущества, подготовка которого к предполагаемому использованию требует значительного времени. Этот объект может быть представлен в виде основного средства, имущественного комплекса или иного аналогичного актива, требующего большого времени и затрат на приобретение или строительство.

Если вышеуказанные объекты приобретаются непосредственно для перепродажи, то они не относятся к инвестиционным активам и учитываются как товары.

Объекты основных средств, не требующие монтажа, не признаются инвестиционными активами. Бухгалтерский учет процентов по заемным средствам в отношении таких объектов основных средств ведется в порядке, предусмотренном для приобретения материально-производственных запасов.

Если организация получает заемные средства и использует их в дальнейшем для приобретения и (или) строительства инвестиционного актива, то она включает затраты по кредитам и займам в стоимость этого актива и погашает посредством начисления амортизации (п. 23 ПБУ 15/01).

При этом необходимо иметь в виду, что включение затрат по полученным займам и кредитам в первоначальную стоимость инвестиционного актива производится при наличии следующих условий:

- возникновение расходов по приобретению и (или) строительству инвестиционного актива;

- фактическое начало работ, связанных с формированием инвестиционного актива;

- наличие фактических затрат по займам и кредитам или обязательств по их осуществлению.

Отнесение затрат по полученным заемным средствам на первоначальную стоимость инвестиционного актива в соответствии с п. п. 30 и 31 ПБУ 15/01 прекращается в зависимости от того, которая из дат наступит раньше:

- либо с 1-го числа месяца, следующего за месяцем принятия инвестиционного актива к бухгалтерскому учету;

- либо с 1-го числа месяца, следующего за месяцем фактического начала эксплуатации, если выпуск продукции на оборудовании уже начат, а объект не принят к учету в качестве объекта основных средств.

После вышеуказанной даты затраты по полученным заемным средствам включаются в состав операционных расходов организации-заемщика, то есть в общем порядке.

Так как строительство инвестиционных активов – процесс достаточно длительный, то на практике нередко возникает ситуация, при которой работы по строительству временно прекращаются.

Если работы, связанные со строительством инвестиционного актива, прекращаются на срок, превышающий три месяца, то включение затрат по полученным займам и кредитам, использованным для формирования вышеуказанного актива, приостанавливается (п. 28 ПБУ 15/01). В этом случае затраты по займам относятся на текущие расходы организации.

Не считается прекращением работ по формированию инвестиционного актива период, в котором осуществляется дополнительное согласование возникших в процессе строительства актива технических и (или) организационных вопросов.

Если организация использует для приобретения инвестиционного актива заемные средства, которые получены на другие цели, то она начисляет проценты за пользование денежными средствами по средневзвешенной ставке, величина которой определяется по сумме всех займов и кредитов, остающихся не погашенными в течение отчетного периода. При расчете такой ставки из всей суммы непогашенных займов и кредитов исключаются суммы, полученные специально для финансирования инвестиционного актива.

Порядок расчета средневзвешенной ставки затрат по займам и кредитам и сумм, подлежащих включению в первоначальную стоимость инвестиционных активов, приведен в Приложении к ПБУ 15/01.

Отметим еще одну особенность. Случается, что, получив заемные средства на приобретение инвестиционного актива, организация не может их сразу использовать, например, переносятся сроки оплаты, то есть денежные средства «зависают». Однако организация несет расходы по обслуживанию заимствований, то есть начисляет проценты. Для уменьшения расходов на обслуживание займа или кредита организация может использовать сумму заемных средств в качестве финансовых вложений (долгосрочных или краткосрочных). Организация может уменьшить затраты по полученным заемным средствам на величину полученного дохода (п. 26 ПБУ 15/01).

Список использованных источников

1. Астахов В.П. Бухгалтерский (финансовый) учет: Учебное пособие. Издание 6-е, перераб. и дополн./ В.П. Астахов – М.: ИКЦ МарТ; Ростов н/Д: Издательский центр МарТ, 2005. – 960 с. (Серия «Экономика и управление»).

2. Бабаев Ю.А. Бухгалтерский учет/ Ю.А. Бабаева. – М.: Финансы и статистика, 2005. – 432 с.

3. Безруких П.С. Бухгалтерский учет: Учебник – 3-е изд., перераб. и доп./ П.С. Безруких. – М., 2003. – 718 с.

4. Белов А.А. Бухгалтесркий учет. Теория и практика: учебник / А.А. Белов, А.Н. Белов. – М.: ЭКСМО, 2006. – 624 с.

5. Бухгалтерский учет: учебник – 2-е изд., перераб. и доп. / И.И. Бочкарев. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. – 776 с.

6. Вещунова Н.Л., Бухгалтерский учет/ Н.Л. Вещунова, Л.Ф. Фомина. – М.: Финансы и статистика, 2004. –564 с.

7. Власова, А.В. Бухгалтерский учет/ А.В. Власова, Л.С. Зернова. – М., 2003. – 543 с.

8. Каморджанова Н. Бухгалтерский финансовый учет: Учебное пособие 2-е изд./ Н. Каморджанова, И. Картошова – СПб.: Питер, 2006. – 480 с.

9. Кирьянова З.В. Теория бухгалтерского учета/ З.В. Кирьянова. – М., 2003. – 346 с.

10. Козлова Е.П. Бухгалтерский учет в организациях – 4-е изд., перераб. и доп. / Е.П. Козлова, Т.Н. Бабченко. – М.: Финансы и статистика, 2005. – 752 с.

11. Козлова Е.П. Учет прочих доходов и расходов/ Е.П. Козлова, Т.Н. Бабченко, Е.Н. Галанина // Приложение к журналу «Бухгалтерский учет». – 2002. – №3. – с. 63.

12. Козлова Е.П. Распределение прибыли организаций / Е.П. Козлова, Т.Н. Бабченко, Е.Н. Галанина // Приложение к журналу «Бухгалтерский учет». – №4. – с. 51

13. Кондраков, Н.П. Бухгалтерский учет: Учебное пособие – 4-е изд., перераб. и доп. / Н.П. Кондраков. – М.: ИНФРА-М, 2004. – 567 с.

14. Куттер М.И. Теория и принципы бухгалтерского учета/ М.И. Кутер. – М., 2000. – 543 с.

15. Куттер, М.И. Теория бухгалтерского учета/ М.И. Куттер. – М., 2002. – 639 с.

16. Палий, В.Ф. Палий В.В. Финансовый учет: Учеб. пособие. Изд. 2-е/ В.Ф. Палий, В.В. Палий. – М.: ФБК – ПРЕСС, 2004. – 894 с.

17. Пошерстник, Е.Б. Бухгалтер торгового предприятия/ Е.Б. Пошерстник. – СПб.: 2004. – 640 с.

18. Пошерстник, Н.В. Пошерстник Е.Б. Документооборот в бухгалтерском учете / Н.В. Пошерсник, Е.Б. Пошерстник. – СПб.: «Издательский дом Герда», 2003. – 304 с.

Скачать архив с текстом документа