Учетная политика на предприятии 4

СОДЕРЖАНИЕ: СОЦИАЛЬНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА СЕРВИСА КАФЕДРА ЭКОНОМИКИ К У Р С О В А Я Р А Б О Т А по теме: «Учетная политика предприятия»

СОЦИАЛЬНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА СЕРВИСА

КАФЕДРА ЭКОНОМИКИ

К У Р С О В А Я Р А Б О Т А

по теме:

«Учетная политика предприятия»

Выполнила студентка:

Исаева Е.А.

Проверил:

Чернова Е.А.

Москва, 2004 г.

Содержание

Введение………………………………………………………………………… 3

Глава I Понятие и формирование учетной политики

1.1 Разработка учетной политики……………………………………….. 4

1.2 Требования к учетной политике…………………………………….. 5

1.3 Изменение учетной политики……………………………………… .. 6

1.4 Раскрытие учетной политики…………………………………………. 7

Глава II Выбор способов ведения бухгалтерского учета

2.1 По основным средствам………………………………………..…… 8

2.2 По нематериальным активам…………………………………..…… 10

2.3 По материально-непроизводственным запасам………………..…... 11

2.4 По производственным запасам…………………………………..….. 11

2.5 По затратам на производство и по учету готовой

продукции…………………………………………………………...… 12

2.6 Создание резервов……………………………………………..……... 19

Глава III Общие положения учетной политики

3.1 Разработка рабочего плана счетов……………………………...……. 20

3.2 Выбор формы бухгалтерского учета……………………………..…. 20

3.3 Организация бухгалтерского учета…………………………….…… 21

3.4 Определения количества и сроков проведения
инвентаризации имущества и обязательств……………………...…. 21

3.5 Система внутрипроизводственного учета, отчетности

и контроля…………………………………………………………….. 21

Глава IV Учетная политика малого предприятия

4.1 Субъекты малого предпринимательства……………………………. 22

4.2 Организация бухгалтерского учета на малом предприятии……….. 23

Заключение…………………………………………………………………….. 26

Литература…………………………………………………………………….. 27

Введение

С переходом к рыночным отношениям изменились подходы к постановке бухгалтерского учета в организациях. От жесткой регла­ментации учетного процесса со стороны государства в прошлом в на­стоящее время перешли к разумному сочетанию государственного ре­гулирования и самостоятельности организаций в постановке бухгал­терского учета. Сущность новых подходов к постановке бухгалтерского учета заключается в основном в том, что на основе установленных государством общих правил бухгалтерского учета организации само­стоятельно разрабатывают учетную политику для решения поставлен­ных перед учетом задач.

Учетная политика является одним из основных документов, который устанавливает правила ведения бухгалтерского учета в организации. Разрабатывает учетную политику бухгалтер, а утверждает руководитель предприятия своим приказом или распоряжением. В учетной политике принято отражать только те вопросы, решение которых в соответствие с действующим законодательством многовариантно. Например, если у предприятия есть основные средства, то необходимо определить, на основе какого метода вы будите начислять на них амортизацию. Торговые организации и организации общественного питания должно указать в учетной политике, как они будут отражать товары в учете – по покупным или по продажным ценам. Предприятиям, которые поставляют свою продукцию (выполняют работы, оказывают услуги) без предоплаты, следует решить, будут ли они создавать резерв по сомнительным долгам. В то же время нет никакой необходимости указывать, что учет на предприятии ведется в соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ “ О бухгалтерском учете”. Ведь требования этого закона обязательны для всех организаций.

Следует отметить, что значение учетной политики недооценива­ется многими организациями, в которых к разработке учетной поли­тики относятся формально, не изучают последствия применения тех или иных ее элементов.

Между тем выбранная организацией учетная политика оказывает существенное влияние на величину показателей себестоимости про­дукции, прибыли, налогов на прибыль, добавленную стоимость и иму­щество, показателей финансового состояния организации. Следова­тельно, учетная политика организации является важным средством формирования величины основных показателей деятельности орга­низации, налогового планирования, ценовой политики. Без ознаком­ления с учетной политикой нельзя осуществлять сравнительный ана­лиз показателей деятельности организации за различные периоды и тем более сравнительный анализ различных организаций. Учетная политика на разных предприятиях обязательно будет отличаться, она дает возможность выбора конкретных способов оценки, калькуляции, состава и порядка ведения счетов, формы бухгалтерского учета и др. Все это в целом составляет степень свободы организации в формировании учетной политики.

Итак, учетная политика – необходимый инструмент регулирования бухгалтерского учета на конкретном предприятии.

Глава I

Понятие и формирование учетной политики

1.1 Разработка учетной политика организации

Учетная политика организации - это принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета (первичное наблюдение, сто­имостное измерение, текущая группировка и итоговое обобщение фактов хозяйственной деятельности).

К способам ведения бухгалтерского учета относятся способы груп­пировки и оценки фактов хозяйственной деятельности, погашения стоимости активов, организации документооборота, инвентаризации, способы применения счетов бухгалтерского учета, системы регист­ров бухгалтерского учета, обработки информации и иные соответству­ющие способы и приемы.

Учетная политика формируется исходя из установленных ПБУ 1/98 (6) допущений и требований.

На выбор и обоснование учетной политики влияют следующие факторы:

• организационно-правовая форма организации (акционерное об­щество, государственное и муниципальное унитарное предприятие, общество с ограниченной ответственностью, производственный коо­ператив и т.д.);

• отраслевая принадлежность и вид деятельности (промышлен­ность, сельское хозяйство, торговля, строительство, посредническая деятельность и т.д.);

• масштабы деятельности организации (объем производства и ре­ализации продукции, численность работающих, стоимость имущест­ва организации и т.д.);

• управленческая структура организации и структура бухгалтерии;

• финансовая стратегия организации (например, стремление орга­низации к уменьшению налога на прибыль и налога на имущество бу­дет способствовать выбору таких вариантов учета, которые позволят увеличить себестоимость, — применение ускоренных методов аморти­зации основных средств, метода ЛИФО при оценке израсходованных производственных запасов. Если для организации, наоборот, важно иметь в отчетности высокие показатели прибыли и рентабельности, то она должна выбирать варианты учета и оценки объектов учета, позво­ляющие уменьшить текущие затраты на производство продукции и ее реализацию, — понижающие коэффициенты амортизации, метод ФИФО при оценке израсходованных производственных запасов и т.п.);

• материальная база (наличие технических средств регистрации информации, компьютерной техники и т.д.);

• степень развития информационной системы в организации, в том числе управленческого учета;

• уровень квалификации бухгалтерских кадров.

Основы формирования и раскрытия учетной политики организа­ции установлены Положением по бухгалтерскому учету «Учетная по­литика организации».

Данное Положение распространяется:

в части формирования учетной политики — на все организации независимо от организационно-правовых форм;

в части раскрытия учетной политики — на организации, публи­кующие свою бухгалтерскую отчетность полностью или частично со­гласно законодательству Российской Федерации, учредительным до­кументам либо по собственной инициативе.

Учетная политика организации формируется главным бухгалтером (бухгалтером) организации и утверждается руководителем организации.

При этом утверждаются:

• выбранные организацией варианты учета и оценки объектов учета;

• рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синте­тические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгал­терского учета в соответствии с требованиями своевременности и пол­ноты учета и отчетности;

• формы первичных учетных документов, применяемых для оформ­ления фактов хозяйственной деятельности, по которым не предусмот­рены типовые формы первичных учетных документов, а также фор­мы документов для внутренней бухгалтерской отчетности;

• порядок проведения инвентаризации активов и обязательств орга­низации;

• правила документооборота и технология обработки учетной ин­формации;

• порядок контроля за хозяйственными операциями;

• другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.

При формировании учетной политики организации по конкретно­му направлению ведения и организации бухгалтерского учета осущест­вляется выбор одного способа из нескольких, допускаемых законода­тельством и нормативными актами по бухгалтерскому учету. Если по конкретному вопросу в нормативных документах не установлены спо­собы ведения бухгалтерского учета, то при формировании учетной по­литики осуществляется разработка организацией соответствующего способа, исходя из положений по бухгалтерскому учету.

Принятая организацией учетная политика подлежит оформлению соответствующей организационно-распорядительной документацией (приказами, распоряжениями и т.п.) организации.

Способы ведения бухгалтерского учета, избранные организацией при формировании учетной политики, применяются с 1 января года, следующего за годом утверждения соответствующего организацион­но-распорядительного документа. При этом они применяются всеми филиалами, представительствами и иными подразделениями органи­зации (включая выделенные на отдельный баланс), независимо от места их нахождения.

Вновь созданная организация оформляет избранную учетную по­литику до первой публикации бухгалтерской отчетности, но не по­зднее 90 дней со дня государственной регистрации. Принятая такой организацией учетная политика считается применяемой со дня при­обретения прав юридического лица (государственной регистрации).

Филиалы и представительства иностранных организаций, нахо­дящиеся на территории Российской Федерации, могут формировать учетную политику исходя из правил, установленных в стране нахож­дения иностранной организации, если последние не противоречат Международным стандартам финансовой отчетности.

1.2. Требования к учетной политике организации

Учетная политика организации должна отвечать требованиям полноты, своевременности, осмотрительности, приоритета содержания перед формой, непротиворечивости и рациональности.

Рассмотрим содержание каждого из указанных требований.

Полнота. Выбранный организацией вариант учетной политики должен обеспечивать полноту отражения в бухгалтерском учете всех фактов ее хозяйственной деятельности.

Своевременность. Факты хозяйственной деятельности организации должны находить своевременное отражение в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности. Никакие операции не могут быть задержаны или ускорены с точки зрения их регистрации на счетах бухгалтерского учета.

Осмотрительность. Применяемые способы учета должны обеспечивать большую готовность к отражению в бухгалтерском учете расходов и обязательств, чем возможных доходов и активов, не допуская скрытых резервов, т.е. к учету принимаются такие доходы, которые уже получены или существует твердая гарантия их получения.

Приоритет содержания перед формой. При отражении в бухгалтерском учете фактов хозяйственной деятельности организация должна исходить не столько из правовой основы этих операций, сколько из экономического содержания фактов и условий хозяйствования.

Непротиворечивость. Выбранные способы учета должны обеспечивать тождество данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета на последний календарный день каждого месяца.

Рациональность. Учетная политика должна строится таким образом, чтобы обеспечить рациональное и экономное ведение бухгалтерского учета в организации, исходя из ее величины и условий хозяйственной деятельности.

1.3. Изменение учетной политики

Изменение учетной политики организации может производить­ся в случаях:

• изменения законодательства Российской Федерации или норма­тивных актов по бухгалтерскому учету;

• разработки организацией новых способов ведения бухгалтерского учета. Применение нового способа ведения бухгалтерского учета пред­полагает более достоверное представление фактов хозяйственной де­ятельности в учете и отчетности организации или меньшую трудоем­кость учетного процесса без снижения степени достоверности инфор­мации;

• существенного изменения условий деятельности. Существенное изменение условий деятельности организации может быть связано с реорганизацией, сменой собственников, изменением видов деятель­ности, реструктуризацией производства, значительным расширением или уменьшением объемов деятельности и т.д.

Не считается изменением учетной политики и утверждение спосо­ба ведения бухгалтерского учета фактов хозяйственной деятельности, которые отличны по существу от фактов, имевших место ранее, или возникли впервые в деятельности организации.

Изменение учетной политики должно вводиться с 1 января года (начала финансового года), следующего за годом его утверждения.

Последствия изменения учетной политики, оказавшие или способ­ные оказать существенное влияние на финансовое положение, движе­ние денежных средств или финансовые результаты деятельности организации, оцениваются в денежном выражении. Оценка производится на основании выверенных организацией данных на дату, с которой применяется измененный способ ведения бухгалтерского учета.

Последствия изменения учетной политики, вызванного изменени­ем законодательства Российской Федерации или нормативным актами по бухгалтерскому учету, отражаются в бухгалтерском учете и отчетности в порядке, предусмотренном соответствующим законодательством или нормативным актом. Если соответствующее законодательство или нор­мативный акт не предусматривают порядок отражения последствий изменения учетной политики, то они отражаются в бухгалтерском уче­те и отчетности исходя из требования представления числовых показа­телей минимум за два года, кроме случаев, когда оценка в денежном выражении этих последствий в отношении периодов, предшествующих отчетному, не может быть произведена с достаточной точностью.

Отражение последствий изменения учетной политики заключает­ся в корректировке включенных в бухгалтерскую отчетность за отчет­ный период соответствующих данных за период, предшествующий отчетному.

Указанные корректировки отражаются в бухгалтерской отчетнос­ти. При этом никакие учетные записи не производятся.

1.4. Раскрытие учетной политики

Организация должна раскрывать избранные при формировании учетной политики способы ведения бухгалтерского учета, существен­но влияющие на оценку и принятие решения пользователей бухгал­терской отчетности.

Существенными признаются способы ведения бухгалтерского уче­та, без знания о применении которых заинтересованными пользовате­лями бухгалтерской отчетности невозможна достоверная оценка фи­нансового положения, движения денежных средств или финансовых результатов деятельности организации.

К способам ведения бухгалтерского учета, принятым при форми­ровании учетной политики организации и подлежащим раскрытию в бухгалтерской отчетности, относятся способы амортизации основных средств, нематериальных и иных активов, оценки производственных запасов, товаров, незавершенного производства и готовой продукции, признания прибыли от продажи продукции, товаров, работ, услуг и другие существенные способы.

Состав и содержание подлежащей раскрытию в бухгалтерской отчетности информации об учетной политике организации по конк­ретным вопросам бухгалтерского учета устанавливаются соответству­ющими положениями по бухгалтерскому учету или законодательны­ми актами и постановлениями Правительства Российской Федерации.

В случае публикации бухгалтерской отчетности не в полном объе­ме информация об учетной политике подлежит раскрытию как мини­мум в части, непосредственно относящейся к опубликованным мате­риалам.

Если учетная политика организации сформирована исходя из до­пущений, предусмотренных ПБУ 1/98, то эти допущения могут не рас­крываться в бухгалтерской отчетности.

В тех случаях, когда при формировании учетной политики органи­зации исходят из допущений, отличных от предусмотренных ПБУ 1/98, такие допущения вместе с причинами их применения должны быть подробно раскрыты в бухгалтерской отчетности.

Если при подготовке бухгалтерской отчетности имеется значитель­ная неопределенность в отношении событий и условий, которые мо­гут породить существенные сомнения в применимости допущения непрерывности деятельности, то организация должна указать на та­кую неопределенность и однозначно описать, с чем она связана.

Существенные способы ведения бухгалтерского учета подлежат раскрытию в пояснительной записке, входящей в состав бухгалтерс­кой отчетности организации за отчетный год.

Промежуточная бухгалтерская отчетность может не содержать информацию об учетной политике организации, если в последней не произошло изменений со времени составления годовой бухгалтерс­кой отчетности за предшествующий год, раскрывшей учетную поли­тику.

Изменения учетной политики, оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение, движение денеж­ных средств или финансовые результаты организации, подлежат обо­собленному раскрытию в бухгалтерской отчетности. Информация о них должна включать причину изменения учетной политики; оценку последствий изменений в денежном выражении (в отношении от­четного года и каждого иного периода, данные за который включены в бухгалтерскую отчетность за отчетный год); указание на то, что включенные в бухгалтерскую отчетность за отчетный год соответ­ствующие данные периодов, предшествующие отчетному, скоррек­тированы.

Изменения учетной политики на год, следующий за отчетным, от­ражаются в пояснительной записке к бухгалтерской отчетности орга­низации.

Глава II

Выбор способов ведения бухгалтерского учета

2.1 По основным средствам

В составе информации об учетной политике по основным сред­ствам подлежит раскрытию следующая информация:

• о выбранных способах начисления амортизации;

• о порядке списания затрат по ремонту основных средств;

• о способах оценки основных средств, приобретенных в обмен на другое имущество, отличное от денежных средств;

• об изменениях стоимости основных средств, в которой они при­няты к бухгалтерскому учету (включая случаи достройки, дооборудования, реконструкции и частичной ликвидации, переоценку основных средств);

• о принятых сроках полезного использования объектов;

• об объектах основных средств, стоимость которых не погашается;

• об объектах основных средств, предоставленных и полученных по договору аренды.

При осуществлении лизинговых операций в составе информа­ции об учетной политике лизингодателя и лизингополучателя подле­жит раскрытию следующая информация:

• о выбранных условиях постановки лизингового имущества на баланс (на балансе лизингодателя и лизингополучателя);

• о порядке лизинговых платежей в последующем отчетном пери­оде и до конца действия договора лизинга.

Выбор вариантов начисления амортизации по основным средствам. В соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» амортизация объектов основных средств производится одному из следующих способов:

· линейный способ;

· способ уменьшаемого остатка;

· способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования;

· способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ).

При выборе способов начисления амортизации по основным сред­ствам нужно учитывать, что способы уменьшаемого остатка и списа­ния стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования являются методами ускоренной амортизации. При их использовании в первые годы затраты на производство увеличиваются, что приводит к снижению суммы прибыли и налога на прибыль. Сумма налога на имущество в первые годы эксплуатации объектов основных средств также уменьшается за счет уменьшения их остаточной стоимости.

Кроме того, следует принять во внимание, что при использовании методов ускоренной амортизации сумма амортизации по годам умень­шается.

Затраты на ремонт основных средств, наоборот, по годам увели­чиваются. Если, например, затраты на ремонт основных средств за пять лет принять соответственно в 10, 20, 30, 40 и 50 тыс. руб., а сум­мы амортизации за эти годы в 50, 40, 30, 20 и 10 тыс. руб., то совокуп­ные расходы на амортизацию и ремонт основных средств по годам будут равны (см. таблицу).

СОВОКУПНЫЕ ЗАТРАТЫ НА АМОРТИЗАЦИЮ И РЕМОНТ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ ПО ГОДАМ ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

Сумма затрат

Годы

Первый

Второй

Третий

Четвертый

Пятый

Итого

Амортизация

Расходы по ремонту

50

10

40

20

30

30

20

40

10

50

150

150

Итого

60

60

60

60

60

300

Следовательно, способы списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования и уменьшаемого остатка начисления амортизации по основным средствам обеспечивают примерно одинаковые совокупные расходы на амортизацию и на ремонт основных средств по годам.

При выборе способа начисления амортизации по основным сред­ствам нужно также учитывать, что при применении ускоренных мето­дов амортизации уменьшается сумма не облагаемой налогом прибы­ли, направляемой на капитальные вложения.

Для целей налогообложения начисление амортизационных отчис­лений следует производить от первоначальной стоимости объектов по единым нормам, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 22.10.90 г. № 1072, с учетом постановлений Правительства Российской Федерации от 31.12.97 г. № 1672 и от 24.06.98 г. № 627.

Малые предприятия в соответствии с Федеральным законом «О го­сударственной поддержке малого предпринимательства» от 14.06.95 г. № 88-ФЗ могут применять ускоренную амортизацию основных про­изводственных фондов, в два раза превышающую нормы, установлен­ные для соответствующих видов основных средств. Наряду с приме­нением ускоренной амортизации малые предприятия могут списывать дополнительно как амортизационные отчисления до 50 % первоначаль­ной стоимости основных фондов со сроками службы свыше трех лет.

Определение порядка списания затрат по ремонту основных средств на себестоимость продукции. Затраты по ремонту основ­ных средств могут быть отнесены на себестоимость продукции сле­дующими тремя способами:

• фактические затраты по ремонту списывают на счета издержек производства или обращения (с кредита счетов 10 «Материалы», 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» и др.);

• создают ремонтный фонд с последующим списанием на него фак­тических затрат по ремонту основных средств;

• фактические затраты по ремонту основных средств вначале учи­тывают на счете 97 «Расходы будущих периодов», а затем, как прави­ло, равномерно списывают с этого счета на издержки производства и обращения.

При первом способе затраты по ремонту основных средств отра­жают в себестоимости продукции по отдельным статьям затрат (мате­риалы, оплата труда и др.). При неравномерно проводимых ремонт­ных работах по месяцам затраты по ремонту основных средств могут вызвать колебания в себестоимости продукции (особенно в сезонных отраслях производства).

Второй и третий способы списания затрат по ремонту основ­ных средств позволяют равномерно относить эти затраты на себе­стоимость продукции. При этом создание ремонтного фонда целе­сообразно практиковать в отраслях, где основная часть расходов по ремонту основных средств приходится на вторую половину года.

Счет 97 «Расходы будущих периодов» целесообразно использовать в организациях, где основная часть расходов по ремонту основных средств приходится на первые месяцы отчетного года (мясокомби­наты, заводы по производству сахара и др.). При втором и третьем способах затраты по ремонту основных средств отражают комп­лексной статьей.

В некоторых производствах учетная политика может предусмат­ривать создание переходящего ремонтного фонда по годам (для ре­монта домны создается ремонтный фонд в течение нескольких лет).

2.2 По нематериальным активам

По нематериальным активам в составе информации об учетной политике организации в бухгалтерской отчетности подлежит раскры­тию как минимум следующая информация:

• о способах начисления амортизационных отчислений по отдель­ным группам нематериальных активов;

• о способах отражения в бухгалтерском учете амортизационных отчислений;

• о способах оценки нематериальных активов, приобретенных не за денежные средства;

• о принятых организацией сроках полезного использования не­материальных активов.

Установление порядка начисления амортизации по нематери­альным активам. По нематериальным активам амортизационные отчисления осуществляются одним из следующих способов:

• линейный способ исходя из норм, исчисленных организацией на основе срока полезного их использования;

• способ уменьшаемого остатка;

• способ списания стоимости пропорционально объему продук­ции (работ, услуг).

Учет амортизации нематериальных активов может осуществлять­ся с использованием и без использования счета 05 «Амортизация не­материальных активов».

В первом случае суммы начисленной амортизации отражают по кредиту счета 05 и дебету соответствующих счетов затрат (08, 20, 23, 25 и др.).

Во втором случае соответствующая сумме амортизации часть сто­имости нематериальных активов списывается со счета 04 «Нематери­альные активы» в дебет счетов учета затрат.

Указанным способом рекомендуется списывать деловую репута­цию фирмы и организационные расходы.

Следует отметить, что при использовании счета 05 в балансе по статье «Нематериальные активы» отражается остаточная стоимость нематериальных активов. При списании части стоимости нематери­альных активов со счета 04 сальдо в балансе по статьям «Организационные расходы» и «Деловая репутация организации» отражается пер­воначальная стоимость нематериальных активов.

Первоначальная стоимость нематериальных активов, полученных по договорам, предусматривающим исполнение обязательств неденеж­ными средствами, определяется исходя из стоимости товаров или дру­гих ценностей, переданных или подлежащих передаче организацией. Стоимость последних определяется исходя из цены, по которой в срав­ниваемых обстоятельствах организация обычно определяет стоимость аналогичных товаров или ценностей. При невозможности установить стоимость переданных или передаваемых ценностей стоимость полу­ченных нематериальных активов устанавливают исходя из цены, по которой в сравниваемых обстоятельствах приобретаются аналогичные нематериальные активы.

Срок полезного использования нематериальных активов опреде­ляется организацией при принятии объекта к бухгалтерскому учету исходя из ожидаемого срока использования объекта, срока действия патента, свидетельства и других ограничений сроков использования объектов, количества продукции или иного натурального показателя объема работ, ожидаемого к получению в результате использования этого объекта.

По нематериальным активам, по которым невозможно определить срок полезного использования объекта, нормы амортизационных от­числений устанавливаются в расчете на 20 лет. Срок полезного ис­пользования нематериальных активов не может превышать срок дея­тельности организации.

2.3 По материально-непроизводственным запасам

По материально-непроизводственным запасам элементами учетной политики являются:

• выбор варианта синтетического учета материально-непроизвод­ственных запасов;

• выбор метода оценки материально-непроизводственных запасов;

• последствия изменений в учетной политике методов оценки ма­териально-непроизводственных запасов;

• стоимость материально-непроизводственных запасов, передан­ных в залог;

• разница между фактической себестоимостью материально-непро­изводственных запасов и стоимостью их возможной реализации, от­несения на финансовые результаты организации.

2.4 По производственным запасам

Выбор варианта синтетического учета производственных за­пасов.

Синтетический учет производственных запасов может осуще­ствляться:

• по фактической себестоимости приобретения (заготовления);

• по учетным ценам (плановой себестоимости приобретения (заго-товления), покупным ценам и др.

При первом варианте, являющемся традиционным для отечествен­ной учетной практики, синтетический учет производственных запа­сов осуществляют на счете 10 «Материалы» по фактической себесто­имости приобретения, а при втором варианте — по учетным ценам (плановой или нормативной себестоимости, средним покупным це­нам и др.).

Если синтетический учет производственных запасов осуществля­ется на счете 10 «Материалы» по учетным ценам, то дополнительно используют счета 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» и 16 «Отклонения в стоимости материальных ценностей».

При обоих вариантах аналитический учет отдельных видов мате­риалов осуществляется, как правило, по учетным ценам (плановой или нормативной себестоимости, средним покупным ценам и др.).

Однако при первом варианте учет отклонений фактической себе­стоимости производственных запасов от стоимости их по учетным це­нам осуществляется на отдельных аналитических счетах синтетичес­кого счета 10 «Материалы», а при втором варианте указанные откло­нения отражаются на отдельном синтетическом счете 16 «Отклонения в стоимости материалов», что усиливает контрольные функции учета и способствует внедрению нормативного метода учета затрат на про­изводство и калькулирования себестоимости продукции.

Порядок расчета и списания отклонений фактической себестои­мости производственных запасов от стоимости их по учетным ценам при обоих вариантах существенно не меняется.

Организации, применяющие в учете счет 16, остаток по этому счету в активе баланса не отражают, а присоединяют его без корреспонден­ции на счетах бухгалтерского учета к производственным запасам.

Выбор методов оценки производственных запасов. Израсходо­ванные материальные ресурсы (сырье, материалы, топливо и др.) раз­решается отражать в учете одним из следующих методов оценки запа­сов:

• по себестоимости каждой единицы;

• по средней себестоимости, определяемой по окончании каждого месяца по однородным видам материальных ресурсов или по отдель­ным видам ресурсов;

• по себестоимости первых по времени закупок партий матери­альных ресурсов (метод ФИФО);

• по себестоимости последних по времени закупок партий мате­риальных ресурсов (метод ЛИФО).

При выборе варианта оценки израсходованных материалов следу­ет принимать во внимание уровень инфляции, финансовое состояние организации, политику ценообразования и налогообложения, а также условия реализации продукции.

В условиях инфляции себестоимость продукции повышается при использовании метода ЛИФО, снижается при использовании метода ФИФО и оказывается примерно средней при использовании средней себестоимости материалов.

Изменение себестоимости оказывает влияние на сумму прибыли и налога на прибыль. Стоимость остатков материалов соответственно занижается при методе ЛИФО, завышается при методе ФИФО и оказывается средней при оценке материалов по средней себестоимости, что, в свою очередь, оказывает влияние на величину налога на имуще­ство.

Метод ФИФО целесообразно использовать организациям, вынуж­денным продавать продукцию или оказывать услуги по низким це­нам, что позволит избежать санкций со стороны налоговых органов за продажу продукции или оказание услуг ниже их себестоимости.

Инвестиционным фондам разрешается использовать методы оценки ФИФО и ЛИФО в отношении ценных бумаг (в соответствии с пись­мом Госкомимущества России от 25.05.93 г. № ДВ-2/3498 и Минфина России от 21.05.93 г. № 62, а также Правилами отражения профессио­нальными участниками рынка ценных бумаг и инвестиционными фон­дами в бухгалтерском учете отдельных операций с ценными бумага­ми, утвержденными постановлением ФКЦБ России от 27.11.97 г. № 40, которое вступило в силу с 01.01.98 г.).

В соответствии с п. 2.4 указанных Правил себестоимость реализованных и выбывших ценных бумаг определяется одним из следую­щих методов оценки: по средней себестоимости, методом ФИФО, методом ЛИФО.

Профессиональные участники рынка ценных бумаг и инвестици­онные фонды, производящие переоценку вложений в ценные бумаги, используют только метод средней себестоимости.

Методы оценки по себестоимости единицы запасов, по средней себестоимости, методы ФИФО и ЛИФО можно использовать в торго­вых организациях при продаже (отпуске) товаров.

При этом организации оптовой торговли ведут учет товаров на счете 41 «Товары» только в оценке по покупной стоимости. Организа­ции розничной торговли могут вести учет товаров по покупной сто­имости и по продажным ценам. При учете товаров по продажным це­нам разница между учетной стоимостью приобретения и стоимостью по продажным ценам отражается в бухгалтерской отчетности отдель­ной статьей.

2.5 По затратам на производство и по учету готовой продукции

элементами учетной политики являются:

• выбор способа группировки и списания затрат на производство продукции;

• выбор способа учета готовой продукции;

• выбор способа оценки готовой продукции, товаров отгруженных, незавершенного производства;

• выбор варианта сводного учета затрат на производство;

• определение сроков погашения расходов будущих периодов;

• выбор метода определения выручки от продажи продукции;

• признание момента реализации по работам долгосрочного ха­рактера;

• выбор способов распределения косвенных расходов между от­дельными объектами учета и калькулирования;

• выбор метода учета затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции.

Выбор способа (методики) группировки и списания затрат на производство. План счетов 2000 г. и другие основные нормативные документы по бухгалтерскому учету разрешают организациям при­менять несколько методик группировки и списания затрат на произ­водство в зависимости от технологических, организационных и дру­гих особенностей предприятия и целевой установки системы управ­ления.

Ранее применяемая методика группировки и списания затрат на производство основана па разделении затрат на прямые и косвенные и исчислении полной производственной себестоимости продукции.

Прямые расходы учитываются на соответствующих калькуляци­онных счетах издержек производства и обращения (20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства», 29 «Обслужи­вающие производства и хозяйства»), а косвенные — на собиратель­но-распределительных счетах 25 «Общепроизводственные расходы» и 26 «Общехозяйственные расходы». По окончании месяца косвен­ные расходы списываются со счетов 25 и 26 на калькуляционные счета издержек производства и определяется фактическая производствен­ная себестоимость продукции. Затем фактическая производственная себестоимость продукции списывается со счетов 20, 23, 29 в дебет счета 43 «Готовая продукция», 45 «Товары отгруженные», 90 «Про­дажи» и др.

Вновь введенная методика группировки и списания затрат на про­изводство предусматривает разделение затрат на переменные, услов­но-переменные и постоянные и исчисление неполной (сокращенной, частичной) производственной себестоимости продукции.

К переменным относят расходы, размер которых изменяется вме­сте с изменениями объема производства (сырье и материалы, основ­ная заработная плата производственных рабочих и др.).

Условно-переменные расходы зависят от объема производства, но эта зависимость не прямо пропорциональна (расходы по эксплуатации оборудования, по внутризаводскому перемещению гру­зов и др.).

Постоянные расходы практически не зависят от объема производст­ва (расходы на содержание управленческого персонала, хозяйствен­ное обслуживание и др.).

Прямые переменные расходы учитывают на калькуляционных счетах 20, 23, 29. Косвенные переменные расходы предварительно учитывают на счете 25, а затем списывают с этого счета на счета 20 и 23. Постоянные расходы в части производственных затрат учитывают на счете 26, а в части коммерческих — на счете 44 «Расходы на прода­жу». В конце отчетного периода постоянные расходы списывают со счетов 26 и 44 в дебет счета 90 «Продажи».

Применение новой методики группировки и списания затрат име­ет следующие последствия:

а) на счетах 20, 23, 29, 43 «Готовая продукция», 45 «Товары отгру­женные» и соответствующих балансовых статьях («Готовая продук­ция», «Товары отгруженные, «Незавершенное производство») отра­жается неполная производственная себестоимость продукции (без об­щехозяйственных расходов), что соответственно уменьшает величину актива баланса и оказывает влияние на значение коэффициента теку­щей платежеспособности организации, исчисляемого отношением оборотного капитала к краткосрочным обязательствам организации (величина этого важнейшего показателя уменьшается);

б) при обычном порядке списания общехозяйственных расходов значительная их часть относится на счета капитальных вложений (08), непроизводственные нужды (29), расходы будущих периодов (97), це­левого финансирования (86), т.е. эта сумма не включается в себестои­мость проданной продукции. При втором же варианте вся сумма об­щехозяйственных расходов списывается на счет 90 и тем самым су­щественно завышает себестоимость проданной продукции, что приводит к уменьшению прибыли, налога на прибыль и показателей рентабельности;

в) в сезонных производствах, при выполнении работ долгосроч­ного характера общехозяйственные расходы при обычном порядке их списания входят в состав незавершенного производства (на счетах 20, 23 и др.). При втором же варианте они ежемесячно списываются на счет 90. При отсутствии выпуска продукции за какой-либо месяц на счете 90 отражаются только общехозяйственные расходы. Счет 90 ежемесячно закрывается счетом 99. В этом случае организация стано­вится убыточной, что опасно для оценки ее деятельности со стороны других организаций.

К положительным моментам списания общехозяйственных рас­ходов на счет 90 следует отнести:

а) упрощение порядка списания общехозяйственных расходов и калькулирования себестоимости отдельных видов продукции;

б) уменьшение стоимости налога на имущество в связи с умень­шением стоимости готовой и отгруженной продукции и незавершен­ного производства;

в) улучшение показателей оборачиваемости оборотных активов и всего имущества организации в связи с уменьшением их величин в активе баланса;

г) улучшение показателей рентабельности оборотных активов и всего имущества организации в связи с уменьшением их величин в активе баланса.

Следует иметь в виду, что при использовании новой методики груп­пировки и списания затрат на производство отечественная система учета затрат на производство и калькулирование себестоимости про­дукции становится близкой к системе «директ-костинг».

Способы учета выпуска продукции (работ, услуг). В плане сче­тов 2000 г. предусмотрена возможность учета выпуска продукции (ра­бот, услуг) по двум вариантам: без использования счете 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)» и с использованием данного счета.

При первом варианте, являющемся традиционным, в течение от­четного периода готовая продукция, работы и услуги списываются со счетов 20,23,29 по плановой себестоимости в дебет счетов 43 «Готовая продукция», 90 и др. При отгрузке продукции она списывается по пла­новой себестоимости с кредита счета 43 в дебет счетов 45 «Товары от­груженные», а затем с кредита этого счета в дебет счета 90 либо сразу с кредита счета 43 в дебет счета 90. По окончании отчетного периода оп­ределяется фактическая себестоимость готовой, отгруженной и реали­зованной продукции, составляются расчеты по выявлению отклоне­ний фактической их себестоимости от плановой, и затем эти отклоне­ния списываются дополнительными проводками или сторнируются.

При втором варианте организация использует счет 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)». Этот счет предназначен для учета выпу­щенной продукции, сданных заказчикам работ и оказанных услуг за отчетный период, а также выявления отклонений фактической произ­водственной себестоимости этой продукции, работ, услуг от норма­тивной или плановой себестоимости.

По дебету счета 40 отражается фактическая производственная се­бестоимость готовой продукции, сданных работ и оказанных услуг, списываемых с кредита счетов 20,23 и 29, а по кредиту — норматив­ная или плановая производственная себестоимость, списываемая в дебет счетов 43,90 и др. На 1-е число месяца дебетовые и кредитовые обороты по счету 40 сопоставляются и определяется отклонение фак­тической производственной себестоимости продукции от нормативной или плановой. Выявленное отклонение списывается с кредита счета 40 в дебет счета 90. При этом экономия, т.е. превышение норма­тивной или плановой себестоимости над фактической, списывается способом «красное сторно», а перерасход (превышение фактической себестоимости над нормативной или плановой) списывается допол­нительной бухгалтерской проводкой.

Счет 40 закрывается ежемесячно и сальдо на отчетную дату не имеет.

При использовании счета 40 готовая и отгруженная продукция отражается на синтетических счетах 43 «Готовая продукция» и 45 «То­вары отгруженные» и соответствующих балансовых статьях не по фактической производственной себестоимости, а по учетным ценам.

Использование счета 40 позволяет в системном порядке контроли­ровать выпуск продукции из производства, формирование издержек производства, выявлять отклонения фактической себестоимости про­дукции (работ, услуг) от нормативной или плановой. Кроме того, при использовании счета 40 отпадает необходимость в составлении отдель­ных расчетов отклонений фактической себестоимости продукции от нормативной или плановой: а) по готовой продукции; б) по отгружен­ной продукции; в) по проданной продукции, поскольку выявленное от­клонение по готовой продукции сразу списывается на счет 90.

Необходимым условием применения счета 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)» является применение в организации показателей нор­мативной или плановой себестоимости, что достигается обычно при использовании нормативного метода учета затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции.

Вариант учета готовой продукции с использованием счета 40 не­целесообразно использовать, если отклонения фактической себе­стоимости продукции от нормативной или плановой оказываются зна­чительными, а продукция продается неритмично. Задержки с прода­жей продукции могут привести к убыточности организации, поскольку отклонения со счета 40 сразу списываются на счет 90 «Продажи», ко­торый ежемесячно закрывается счетом 99 «Прибыли и убытки».

Выбор методов оценки готовой продукции, товаров отгружен­ных, незавершенного производства.

Готовая продукция и товары отгруженные могут отражаться в учете и балансе:

• по полной фактической производственной себестоимости (если в учете не используется счет 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)» и общехозяйственные расходы списываются на счета 20, 23, 29);

• по неполной фактической производственной себестоимости (если в учете не используется счет 40 и со счета 23 расходы списываются на счет 90);

• по полной нормативной или плановой себестоимости (если в уче­те используется счет 40 и со счета 26 расходы списываются па счета 20, 23, 29);

• по неполной нормативной или плановой себестоимости продук­ции (по прямым статьям расходов, когда используется счет 40 и расхо­ды списываются на счет 90).

Незавершенное производство «массовом и серийном производстве может отражаться в балансе:

• по нормативной или плановой себестоимости;

• по прямым статьям расходов;

• стоимости сырья, материалов и полуфабрикатов.

При единичном производстве продукции незавершенное произ­водство отражается в балансе по фактическим производственным зат­ратам.

Выбор вариантов оценки готовой и отгруженной продукции и не­завершенного производства оказывает влияние на трудоемкость уче­та и калькулирования себестоимости продукции, на выбор методов учета затрат на производство и калькулирования себестоимости про­дукции, на себестоимость производственной и реализованной продук­ции, на величину показателей финансового состояния организации.

Например, при оценке готовой и отгруженной продукции по пря­мым статьям расходов и списании общехозяйственных расходов на счет 90 «Продажи» отпадает необходимость в распределении указан­ных расходов по различным производствам и непромышленным хо­зяйствам и появляется возможность использования системы кальку­лирования, близкой к системе «директ-костинг».

При оценке незавершенного производства по стоимости сырья, материалов и полуфабрикатов намного упрощается внедрение позаказного метода учета затрат и калькулирования себестоимости про­дукции, основным недостатком которого раньше являлась именно сложность оценки незавершенного производства.

Следует принимать во внимание, что при данном варианте оценки незавершенного производства все затраты по переработке сырья, материалов, полуфабрикатов, ежемесячно списывают на счет 90 «Про­дажи» и тем самым относят на себестоимость реализуемой продук­ции. При значительных остатках незавершенного производства себе­стоимость реализованной продукции может быть существенно завы­шена и организация может оказаться убыточной. Кроме того, занижение стоимости незавершенного производства, отражаемого в балансе отдельной статьей, может оказать влияние на величину обо­ротных активов, принимаемых в расчет при начислении коэффициен­та текущей платежеспособности — одного из основных официаль­ных показателей структуры баланса организации и ее платежеспособности.

К таким же последствиям приводит занижение в балансе сто­имости готовой и отгруженной продукции при их оценке по неполной производственной себестоимости.

Вместе с тем занижение стоимости незавершенного производства в активе баланса улучшает показатели оборачиваемости имущества и рентабельности незавершенного производства, оборотных активов и всего имущества организации за счет уменьшения их величины в ак­тиве баланса. Уменьшается также налог на имущество.

Выбор варианта сводного учета затрат на производство. Свод­ный учет затрат на производство организуется по бесполуфабрикатному или полуфабрикатному вариантам. При первом варианте огра­ничиваются учетом затрат по каждому цеху (переделу). В бухгалтерс­ких записях движение полуфабрикатов не отражается, а контроль за их движением от одного цеха к другому осуществляется бухгалтери­ей по данным оперативного учета движения полуфабрикатов в нату­ральном выражении, который ведется в цехах. В соответствии с та­ким порядком учета затрат себестоимость полуфабрикатов после каж­дого передела не определяют, а исчисляют лишь себестоимость готового продукта.

При втором варианте движения полуфабрикатов из цеха в цех оформ­ляется бухгалтерскими записями и калькулируется себестоимость по­луфабрикатов после каждого передела. При этом бухгалтерские запи­си на счете основного производства столько раз повторяют ранее уч­тенные производственные затраты, сколько фаз обработки проходят сырье и основные материалы. Такое наслоение ранее учтенных затрат на производство усложняет учет и калькулирование себестоимости продукции, требует очистки сводных показателей предприятия о зат­ратах на производство от внутризаводского оборота.

Вместе с тем полуфабрикатный вариант сводного учета затрат на производство позволяет выявить себестоимость полуфабрикатов на различных стадиях их обработки и тем самым обеспечивает более действенный контроль за процессом формирования себестоимости продукции.

На практике нередко применяется смешанный или частично по­луфабрикатный вариант сводного учета затрат на производство, при котором часть полуфабрикатов отражается в учете, а на последующих стадиях учет ведется по бесполуфабрикатному варианту.

Определение сроков погашения расходов будущих периодов. В настоящее время организации сами устанавливают сроки погаше­ния расходов будущих периодов.

Следует отметить, что в последние годы состав расходов будущих периодов существенно расширен. Помимо традиционно учитываемых на счете 97 «Расходы будущих периодов» расходов на подготовку и освоение производства, расходов по ремонту основных средств и т.п., на этом счете стали учитывать расходы на приобретение лицензий на срок до одного года, затраты на рекламу и др. В настоящее время счет 97 используется не только при формировании себестоимости продук­ции, но и для учета текущих затрат.

Порядок списания расходов будущих периодов па объекты учета и калькулирования зависит прежде всего от вида расходов. Например, расходы по ремонту основных средств, учтенные на счете 97, могут списываться равномерно по месяцам или пропорционально объему продукции по месяцам.

Выбор метода определения выручки от продажи продукции. Организациям разрешено применять любой из двух методов опреде­ления выручки от продажи продукции для целей налогообложения:

• по моменту оплаты отгруженной продукции, выполненных ра­бот и оказанных услуг;

• по моменту отгрузки продукции и предъявления платежных до­кументов покупателю (заказчику) или транспортной организации.

Следует отметить, что метод продажи продукции организация выбирает только для целей налогообложения.

В бухгалтерском учете продукция считается проданной по мере ее отгрузки, поскольку с момента отгрузки продукции право собствен­ности на нее переходит к покупателю. Вместе с тем в бухгалтерском учете возникает необходимость по-разному отражать задолженность перед бюджетом по НДС.

При продаже продукции по методу «отгрузки» задолженность пе­ред бюджетом возникает сразу по отгрузке продукции покупателям. Поэтому начисленная сумма НДС отражается по дебету счета 90 «Про­дажи» и кредиту счета 68 «Расчеты по налогам и сборам».

При продаже продукции по методу «оплаты» задолженность пе­ред бюджетом по НДС возникает только после оплаты отгруженной продукции. Поэтому начисление НДС при втором варианте оформля­ется двумя проводками:

• по отгруженной продукции - дебет счета 90 «Продажи» и кре­дит счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»;

• по оплаченной продукции - дебет счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» и кредит счета 68 «Расчеты по налогам и сборам».

В международной учетной практике используют, как правило, вто­рой метод учета продажи продукции (по моменту отгрузки) в соответ­ствии с принципом признания расходов и доходов по методу начисле­ния, требующего временного соотношения между доходами и расхо­дами. При первом же методе возникает временное несоответствие между доходами и расходами.

Признание момента продажи по работам долгосрочного харак­тера. В строительных, научных, проектных, геологических и других организациях, выполняющих работы долгосрочного характера, момент продажи может быть определен по законченным работам или по от­дельным этапам этих работ.

В первом случае учет продажи продукции в указанных организа­циях осуществляется по одному из указанных вариантов продажи про­дукции, работ, услуг.

При выборе варианта признания момента продажи по отдельным этапам выполненных работ организации используют счет 46 «Вы­полненные этапы по незавершенным работам».

По дебету счета 46 отражают стоимость принятых заказчиком законченных этапов работ в корреспонденции со счетом 90 «Про­дажи». Одновременно себестоимость законченных этапов работ списывается в дебет счета 90 с кредита счета 20 «Основное произ­водство».

Поступившие платежи отразятся по дебету счетов учета денеж­ных средств (51, 52 и др.) и кредиту счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками».

По окончании всех этапов работ учтенные на счете 46 затраты спи­сываются с кредита счета 46 в дебет счета 62 «Расчеты с покупателя­ми и заказчиками». После этого ранее полученные авансы списыва­ются в кредит счета 62 с дебета счета 62. Суммы, полученные в окон­чательный расчет от заказчиков, отражаются по дебету счетов учета денежных средств с кредита счета 62.

Выбор способа распределения косвенных расходов между от­дельными объектами учета и калькулирования. Способы распреде­ления косвенных расходов зависят прежде всего от их вида. Обще­производственные и общехозяйственные расходы, например, распре­деляются между объектами учета и калькулирования чаще всего пропорционально основной заработной плате производственных ра­бочих, учтенной по этим объектам, или пропорционально плановым (нормативным) затратам указанных косвенных расходов по объектам. Коммерческие косвенные расходы распределяются по видам продук­ции (работ, услуг), как правило, пропорционально их производствен­ной себестоимости.

Выбор способа распределения косвенных расходов зависит от тех­нологических, организационных и ряда других особенностей пред­приятий. Так, например, косвенные расходы нецелесообразно распре­делять между объектами учета и калькулирования пропорционально основной заработной плате производственных рабочих, если уровень механизации труда существенно различается по отдельным производ­ствам, цехам, участкам, бригадам.

Выбор того или иного способа распределения косвенных расхо­дов направлен на обеспечение более точного исчисления себестоимости отдельных видов продукции, работ, услуг.

Если организация является многопрофильной и осуществляет не­сколько видов деятельности, то общепроизводственные и общехозяй­ственные расходы целесообразно распределять по видам деятельнос­ти пропорционально суммам выручки, полученным от каждого вида деятельности. Такой порядок распределения накладных расходов со­ответствует требованиям Инструкции по налогу на прибыль.

Выбор метода учета затрат на производство и калькулирова­ния себестоимости продукции. В организациях применяют норма­тивный, позаказный, попередельный и попроцессный (простой) ме­тоды учета затрат и калькулирования фактической себестоимости про­дукции.

Нормативный метод учета затрат на производство и калькули­рования себестоимости продукции применяют, как правило, в отрас­лях обрабатывающей промышленности с массовым и серийным про­изводством разнообразной и сложной продукции. Сущность его зак­лючается в следующем: отдельные виды затрат на производство учитывают по текущим нормам, предусмотренным нормативными калькуляциями; обособленно ведут оперативный учет отклонений фактических затрат от текущих норм с указанием места возникнове­ния отклонений, причин и виновников их образования; учитывают изменения, вносимые в текущие нормы затрат в результате внедрения организационно-технических мероприятий, и определяют влияние этих изменений на себестоимость продукции; фактическая себестои­мость продукции (ЗФ ) определяется алгебраическим сложением сум­мы затрат по текущим нормам (ЗИ ) с величиной отклонений от норм (О) и величиной изменений норм (И), т.е. по следующей формуле:

ЗФ = ЗИ ± О ± И.

При позаказном методе учета затрат и калькулирования себес­тоимости продукции объектом учета и калькулирования является от­дельный производственный заказ. Под заказом понимают изделие, мелкие серии одинаковых изделий или ремонтные, монтажные и экс­периментальные работы. При изготовлении других изделий с длитель­ным процессом производства заказы выдают не на изделие в целом, а на его агрегаты и узлы, представляющие собой законченные конст­рукции.

Попередельный метод учета затрат и калькулирования себесто­имости продукции применяют в производствах с комплексным исполь­зованием сырья, а также в таких отраслях промышленности с массо­вым и крупносерийным производством, где обрабатываемое сырье и материалы последовательно проходят несколько фаз обработки (переделов). В этом случае затраты учитывают не только по видам продук­ции и статьям калькуляции, но и по переделам. Различают бесполуфабрикатный и полуфабрикатный варианты попередельного метода учета затрат на производство и калькулирования себестоимости про­дукции.

Процессный (простой) метод учета затрат и калькулирования себестоимости продукции применяется в организациях с ограничен­ной номенклатурной продукцией и в организациях, где незавершен­ное производство отсутствует или же незначительно (в добывающей промышленности, на электростанциях и т.п.). Примером может слу­жить угольная промышленность, где производственная себестоимость 1 т угля определяется делением затрат на количество угля, выданного на поверхность. Уголь, оставшийся в шахте, в расчет не принимается.

Следует отметить, что в организациях могут применяться не один, а несколько или даже все методы учета затрат на производство и каль­кулирования себестоимости продукции. Например, в крупных орга­низациях в основном производстве могут применяться нормативный или попередельный методы; учет затрат по ремонтным работам осу­ществляется, как правило, по позаказному методу; во вспомогатель­ных производствах, вырабатывающих один или несколько однород­ных видов продукции (котельная, электроцех), применяется попроцессный метод,

2.6 Создание резервов

Согласно п. 72 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, в целях равно­мерного включения отчетного периода организации могут создавать резервы на:

• предстоящую оплату отпусков работникам;

• выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет и по итогам за год;

• ремонт основных средств;

• производственные затраты по подготовительным работам в се­зонных отраслях;

• предстоящие затраты по ремонту предметов проката;

• гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание;

• предстоящие расходы на рекультивацию земель и осуществле­ние иных природных мероприятий;

• покрытие иных непредвиденных затрат и другие цели, предус­мотренные законодательством Российской Федерации и нормативны­ми правовыми актами Минфина России.

Фонды специального назначения создаются организацией обычно в соответствии с учредительными документами, в которых определяет­ся также порядок создания и использования специальных фондов.

Глава III

Общие положения учетной политики

3.1 Разработка рабочего плана счетов

Организация самостоятель­но разрабатывает рабочий план счетов на основе утвержденного пла­на. Она вправе из всей совокупности синтетических счетов выбрать действительно необходимые для себя, вводить (с разрешения Мини­стерства финансов Российской Федерации) новые синтетические сче­та, используя свободные коды счетов.

На основе системы субсчетов, предусмотренной утвержденным Планом счетов и Инструкцией по применению Плана счетов, организа­ции определяют перечень используемых субсчетов, при необходимос­ти объединяя, исключая или добавляя новые субсчета, а также полную номенклатуру аналитических счетов и их кодовые обозначения.

3.2 Выбор формы бухгалтерского учета.

Организация самостоятель­но выбирает форму учета (журнально-ордерная, мемориально-ордер­ная, упрощенная, машинно-ориентированная), перечень применяемых учетных регистров, их построение, последовательность и способы записи в них.

Учетные регистры представляют собой документ в виде специальных табличных форм, приспособленных для регистрации, группировки и обобщения данных бухгалтерского учета о наличии хозяйственных средств и операций с ними.

Хозяйственные операции должны отражаться в учетных регистрах бухгалтерского учета в хронологической последовательности и группироваться по соответствующим счетам бухгалтерского учета. Правильность отражения хозяйственных операций в регистрах бухгалтерского учета обеспечивают лица, составившие и подписавшие их.

Учетные регистры имеют различные формы и могут вестись в специальных книгах (журналах), на отдельных листах и карточках, в виде машинограмм, полученных при использовании вычислительной техники, а также на машинных носителях информации.

Журнально-ордерная форма бухгалтерского учета - форма бухгалтерского учета, при которой учетные данные систематизируются в специальных регистрах - журналах-ордерах, которые ведутся по кредиту бухгалтерских счетов, и вспомогательных к ним ведомостях, составленных по дебету счетов. При журнально-ордерной форме учета исключается многократность записей и происходит объединение статистического и аналитического учетов.

Журнал-ордер - бухгалтерский регистр, построенный по шахматному принципу на свободных листах специального разграфления. Записи в журналах-ордерах производятся либо по мере поступления документов, либо итогами за месяц в зависимости от характера и содержания операции. Журналы-ордера ведутся по кредиту одного или нескольких однородных счетов.

Мемориально-ордерная форма бухгалтерского учета - форма, которая предусматривает ведение регистрационного журнала для регистрации в хронологическом порядке бухгалтерских проводок (мемориальных ордеров). Проводки из мемориальных ордеров разносятся по счетам Главной книги, которая является синтетическим регистром систематического учета. Аналитический учет ведется в карточках, записи в которые делают на основании первичных или сводных документов.

Мемориальный ордер - документ бухгалтерского оформления, содержащий указание записать хозяйственную операцию на соответствующих счетах бухгалтерского учета.

Упрощенная форма бухгалтерского учета - форма, предусматривающая ведение Книги учета хозяйственных операций, которая содержит все счета, применяемые на предприятии, и совмещает синтетический и аналитический учет. Записи в Книгу учета хозяйственных операций производятся из первичных документов в хронологической последовательности с одновременной группировкой по счетам.

3.3 Организация бухгалтерского учета.

Организация самостоятель­но выбирает организационное построение бухгалтерии. Кроме того, бухгалтерский учет и отчетность могут осуществляться специализи­рованной организацией или соответствующим специалистом па договорных началах. Организация может выделить на отдельный баланс свои производства и хозяйства, а также филиалы, представительства, отделения и другие обособленные подразделения, входящие в состав предприятия.

В организациях малого бизнеса, не имеющих в штате кассира, его обязанности могут выполняться главным бухгалтером или другим ра­ботником по письменному распоряжению руководителя организации.

3.4 Определение количества и сроков проведения инвентариза­ции имущества и обязательств.

При проведении обязательных ин­вентаризаций для составления годовой отчетности организациям предоставлено право проводить инвентаризацию основных средств один раз в три года, библиотечных фондов — один раз в пять лет. В районах, расположенных на Крайнем Севере и приравненных к нему местностях, инвентаризация товаров, сырья и материалов мо­жет проводиться в период их наименьших остатков. Количество не обязательных для инвентаризации в отчетном году основных средств, даты проведения инвентаризаций, перечень имущества и обяза­тельств, проверяемых при каждой из них, устанавливаются самой организацией.

3.5 Система внутрипроизводственного учета, отчетности и конт­роля.

Организации самостоятельно разрабатывают систему внутри­производственного учета, функционирования и контроля, исходя из особенностей функционирования и требований управления производ­ством и реализацией продукции.

Глава IV

Учетная политика малого предприятия

4.1. Субъекты малого предпринимательства

В соответствии с Федеральным законом «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» от 12 мая 1995 г. под субъектами малого предпринимательства пони­маются коммерческие организации , в уставном капитале которых доля участия государства, субъектов Российской Федерации, обще­ственных и религиозных организаций (объединений), благотвори­тельных и иных фондов не превышает 25%, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25% и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней:

• в промышленности, строительстве и на транспорте — 100 чело­век;

• в научно-технической сфере - 60 человек;

• в оптовой торговле — 50 человек;

• в розничной торговле и бытовом обслуживании населения — 30 человек;

• в других отраслях и при осуществлении других видов деятельно­сти — 50 человек.

Под субъектами малого предпринимательства понимаются также физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

Средняя за отчетный период численность работников малого предприятия определяется с учетом всех его работников, в том числе работающих по договорам гражданско-правового характера и по совместительству с учетом реально отработанного времени, а также работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений указанного юридического лица.

В случае превышения малым предприятием установленной численности работников указанное предприятие лишается льгот, предусмотренных действующим законодательством, на период, в течение которого допущено указанное превышение, и на последующие три месяца.

Предприятия, осуществляющие несколько видов деятельнос­ти (многопрофильные), относятся к малым на основании критерия того вида деятельности, который приносит наибольшую долю суммарной выручки от реализации продукции (выполненных работ, оказанных услуг).

По сравнению с другими коммерческими организациями малые предприятия имеют дополнительные льготы по налогообложению, а именно:

• в первый год эксплуатации они могут списать дополнительно амортизационные отчисления до 50% первоначальной стоимос­ти оборудования со сроком службы более трех лет. Кроме того, имеют право осуществлять ускоренную амортизацию;

• налог на добавленную стоимость уплачивают один раз в квартал не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным;

• освобождаются от уплаты налога на прибыль в течение квартала;

• в течение четырех лет с момента создания малого предприятия его налогообложение не может ухудшаться.

Малые предприятия, производящие и перерабатывающие сель­скохозяйственную продукцию, выпускающие товары народного по­требления, медицинские препараты и лекарства, занимающиеся строительством и ремонтом объектов жилищного, производственно­го, социального и природоохранного назначения:

• в первые два года — освобождаются от налога на прибыль при условии, что доля этой продукции составляет не менее 70% об­щего объема реализации;

• в третий и четвертый годы — платят налог на прибыль по пони­женным ставкам
(в третий год по ставке 25%, в четвертый — 50% ставки налога на прибыль) при условии, что доля льготируемой продукции составляет не менее 90% в общем объеме реализации. Среди мер, косвенно стимулирующих развитие малого предпри­нимательства, следует отметить пониженную ставку зачисляемого в федеральный бюджет налога на прибыль (8%) для банков, предоставля­ющих не менее 50% общей суммы кредитов малым предприятиям, и для страховых организаций, которыми не менее 50 % страховых
взно­сов за отчетный период получено от страхования имущественных рисков малых предприятий. Однако в силу неразвитости рыночных отношений в России мно­гие мероприятия по поддержке малого предпринимательства не ре­ализуются. Малые предприятия в России в своей деятельности стал­киваются с большими трудностями.

4.2. Организация бухгалтерского учета малого предприятия

В вопросах организации бухгалтерского учета малые предприятия должны руководствоваться Законом “О бухгалтерском учете” и действующими Положениями по бухгалтерскому учету (ПБУ).

В тоже время малым предприятиям предоставлены большие возможности для применения упрощенной формы бухгалтерского учета, применение элементов которой должно быть отражено в учетной политике.

Применение упрощенной формы бухгалтерского учета предусматривает использование малыми предприятиями рабочего Плана счетов, включающего в себя меньшее количество синтетических счетов по сравнению с типовым Планом счетов бухгалтерского учета.

Для малых предприятий Типовыми рекомендациями предлагается использовать следующий рабочий План счетов:

Раздел

Наименование счета

Номер счета

Счета типового плана, рекомендуемые для учета на счетах рабочего плана

Внеоборотные

активы

Основные средства

01

01, 03, 04

Амортизация основных средств

02

02, 05

Вложения во внеоборотные активы

08

08

Производ-
ственные

запасы

Материалы

10

07, 10, 11, 15, 16

НДС по приобретенным
ценностям

19

19

Затраты на производство

Основное производство

20

20, 21, 23, 25, 26, 28, 44

Готовая
продукция и
товары

Товары

41

41, 43

Денежные

средства

Касса

50

50

Расчетные счета

51

51

Валютные счета

52

52

Специальные счета в банках

55

55

Финансовые вложения

58

58

Расчеты

Расчеты с поставщиками
и подрядчиками

60

60

Расчеты по краткосрочным
кредитам и займам

66

66, 67

Расчеты по налогам и сборам

68

68

Расчеты по социальному
страхованию и обеспечению

69

69

Расчеты по оплате труда

70

70

Расчеты с разными дебиторами и кредиторами

76

62, 71, 73, 75, 76, 79

Капитал

Уставный капитал

80

80

Добавочный капитал

83

83

Нераспределенная прибыль
(непокрытый убыток)

84

84

Финансовые результаты

Продажи

90

45, 90, 91

Прибыли и убытки

99

99

Упрощенная форма бухгалтерского учета для малых предприятий предусматривает использование всего двух видов учетных регистров:

- в виде Книги (журнала) учета фактов хозяйственной деятельности по форме № К-1 (далее – Книга);

- в виде ведомостей учета по формам № В-1 – № В-9.

Малые предприятия, совершающие незначительное количество хозяйственных операций (как правило, не более тридцати в месяц), не осуществляющие производства продукции и работ, связанного с большими затратами материальных ресурсов, могут вести учет всех операций путем их регистрации только в Книге. Книга по форме № К-1 является регистром аналитического и синтетического учета, на основании которого можно определить наличие имущества и денежных средств, а также их источников у малого предприятия на определенную дату и составить бухгалтерскую отчетность.

Книга является комбинированным регистром бухгалтерского учета, который содержит все применяемые малым предприятием бухгалтерские счета и позволяет вести учет хозяйственных операций на каждом из них.

Малое предприятие может вести Книгу в виде ведомости, открывая ее на месяц (при необходимости используя вкладные листы для учета операций по счетам), или в форме Книги, в которой учет операций ведется весь отчетный год. В этом случае Книга должна быть прошнурована и пронумерована. На последней странице Книги записывается количество содержащихся в ней страниц, которое заверяется подписями руководителя малого предприятия и лица, ответственного за ведение бухгалтерского учета на малом предприятии, а также оттиском печати малого предприятия.

Книга открывается записями сумм остатков на начало отчетного периода (начало деятельности предприятия) по каждому виду имущества, обязательств и иных средств, по которым они имеются.

В графе «Содержание операций» записывается месяц и в хронологической последовательности позиционным способом на основании каждого первичного документа отражаются все хозяйственные операции этого месяца. При этом суммы по каждой операции, зарегистрированной в Книге по графе «Сумма», отражаются методом двойной записи одновременно по графам «Дебет» и «Кредит» счетов учета соответствующих видов имущества и источников их формирования.

Наряду с Книгой для учета для учета расчетов по оплате труда работников и по уплате налога на доходы физических лиц в бюджет малое предприятие должно вести также ведомость учета заработной платы по форме № В-6.

По окончании месяца в Книге подсчитываются итоговые суммы оборотов по дебету и кредиту всех счетов учета средств и их источников, которые должны быть равны итогу средств, показанному по графе «Сумма». После подсчета итоговых дебетовых и кредитовых оборотов по счетам за месяц выводится сальдо по каждому счету на 1-е число следующего месяца.

При большом количестве операций в месяц малые предприятия могут применять дополнительно следующие учетные регистры:

- ведомость учета основных средств и начисленных амортизационных отчислений – форма № В-1;

- ведомость учета производственных запасов и товаров, а также уплаченного НДС – форма № В-2;

- ведомость учета затрат на производство – форма № В-3;

- ведомость учета денежных средств и фондов – форма № В-4;

- ведомость учета расчетов и прочих операций – форма № В-5;

- ведомость учета реализации – форма № В-6 (оплата);

- ведомость учета расчетов с покупателями - форма № В-6 (отгрузка);

- ведомость учета расчетов с поставщиками – форма № В-7;

- ведомость учеты оплаты труда – форма № В-8;

- ведомость (шахматная) – форма № В-9.

Во всех применяемых ведомостях указывается месяц, в котором они заполняются, а в необходимых случаях – наименование синтетических счетов. В конце месяца после подсчета итога оборотов ведомости подписываются лицами, производившими записи.

Изменение оборотов в текущем месяце по операциям, относящимся к прошлым периодам, отражается в регистрах бухгалтерского учета отчетного месяца дополнительной записью (уменьшение оборотов – сторнировочной записью).

Обобщение месячных итогов финансово-хозяйственной деятельности малого предприятия, отраженных в ведомостях с № В-1 по № В-9, производится в ведомости (шахматной) по форме № В-9, на основании которой составляется оборотная ведомость по синтетическим счетам.

Выявленные суммы по дебету каждого счета суммируются, и их общий итог должен быть равен общей сумме оборотов по кредиту счета.

Дебетовые и кредитовые обороты по каждому применяемому счету переносятся в оборотную ведомость, в которой подсчитывается сальдо по каждому счету по состоянию на первое число следующего за отчетным месяца.

Данные, отраженные в оборотной ведомости, используются для составления бухгалтерского баланса малого предприятия, который по итогам 1-го, 2-го, 3-го кварталов и полного года (нарастающим итогом), сдается в налоговую инспекцию по месту регистрации малого предприятия.

Заключение

Таким образом, из всего вышеизложенного следует, что:

1. Учетная политика предприятия – совокупность способов ведения бухгалтерского учета, ежегодно принимаемая организацией, которая оказывает существенное влияние на величину показателей себестоимости продукции, прибыли, налогов на прибыль, добавленную стоимость и имущество, показателей финансового состояния организации.

2. На выбор и обоснование учетной политики влияют множество факторов, основными из которых являются: организационно-правовая форма организации, отраслевая принадлежность и вид деятельности, масштабы деятельности организации, управленческая структура и финансовая стратегия организации.

3. В случае, если изменяется законодательство Российской Федерации или нормативные акты по бухгалтерскому учету, существенно изменяются условия деятельности предприятия или организацией разработаны новые способы ведения бухгалтерского учета, то учетная политика организации может быть изменена.

4. Изменения учетной политики, оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение, движение денежных средств или финансовые результаты организации, подлежат обособленному раскрытию в бухгалтерской отчетности организации.

Литература

1. Л.А. Крятова, Х.Х. Эргашев. Бухгалтерский учет. Основы теории. – М.:Маркетинг, 2000. – 324 с.

2. В.К. Скляренко, В.М. Прудников. Экономика предприятия. – М.: Инфра-М, 2003. – 208 с.

3. Н.П. Кондраков. Бухгалтерский учет. – М.: Инфра-М, 2002. – 640 с.

4. Р.З. Тумасян. Бухгалтерский учет.- М.: Нитар альянс, 2003. – 800 с.

Скачать архив с текстом документа