Учетный цикл и подготовка к финансовой отчетности в Республике Казахстан
СОДЕРЖАНИЕ: Различают финансовую отчетность: 1. Обязательную 2. Необязательную. Дополнительную (Стратегия, Информация о дивидендах, о рисках, о кадрах и т.д.)
Различают финансовую отчетность:
1. Обязательную
2. Необязательную. Дополнительную (Стратегия, Информация о дивидендах, о рисках, о кадрах и т.д.)
Структура и содержание финансовой отчетности
Обязательная отчетность:
Отчет о финансовой позиции (Баланс)
Отчет о комплексной прибыли и убытках (Отчет о совокупных доходах)
Отчет об изменениях в капитале
Отчет о движении денежных средств (IAS 7)
Выдержки из учетной политики, примечания к отчетности
Баланс
На практике применяются 2 формата финансовой отчетности в зависимости от того на основе какого бухгалтерского уравнения составлена отчетность:
(1) Чистые активы (активы-обязательства) = Капитал
(2) Активы =Обязательства + Капитал
Каждый из форматов соответствует
Отчет о финансовой позиции (Баланс)
Разделение на
текущие и долгосрочные активы (обязательства):
краткосрочные активы
-будут реализованы в условиях операционного цикла
-предполагается реализовать в течение 12 месяцев
- после отчетной даты (приоритетно)
являются денежными средствами или их эквивалентами без ограничений на использование
краткосрочные обязательства
-будут погашены в условиях операционного цикла
-предполагается погасить в течение 12 месяцев после отчетной даты (приоритетно
Отчет о финансовой позиции (Баланс)
К краткосрочным обязательствам относятся:
- финансовые обязательства, классифицируемые как «предназначенные для продажи»
- долгосрочные финансовые обязательства до востребования
- долгосрочные финансовые обязательства, которые должны быть погашены в течение 12 месяцев после отчетной даты, даже когда:
а) первоначальные условия обязательства были больше чем двенадцать месяцев;
б) соглашение о рефинансировании
Отчет о финансовой позиции (Баланс), минимальный состав статей
-Основные средства
-Нематериальные активы
-Инвестиционная собственность
-Биологические активы
-Финансовые активы
-Материально-производственные запасы
-Дебиторская задолженность
-Денежные средства и их эквиваленты
-Кредиторская задолженность
-Налоговые активы и обязательства
-Отложенные налоговые активы и обязательства
-Резервы под обесценение (МСФО 36)
-Финансовые обязательства
-Капитал и резервы, включая долю неконтролирующих акционеров (доля меньшинства)
Обесценение активов
Активы должны отражаться в балансе по стоимости не выше возмещаемой, т. е. в сумме будущих экономических выгод, которые можно ожидать от актива
Если балансовая стоимость актива выше возмещаемой, то актив признается обесцененным и необходимо признать потери от обесценивания
Возмещаемая стоимость – это наибольшее значение между:
1) справедливой стоимости за минусом затрат на выбытие и
2) его стоимостью в использовании
Отчет о прибылях и убытках
Компания должна представлять в отчете о прибылях и убытках или в примечаниях к нему анализ доходов и расходов, используя классификацию, основанную на характере доходов и расходов или их функции в рамках компании
Компании, классифицирующие расходы по функции, должны раскрывать дополнительную информацию о характере расходов, в том числе расходы на амортизацию и оплату труда
Отчет о комплексной прибыли и убытках
минимальный состав статей
Часть 1 Финансовые результаты
Выручка
Прибыль от основной деятельности
Расходы по финансированию
Доля прибылей/ убытков от ассоциированных компаний
Прибыль/ убыток до налога
Расходы по налогу
Итого 1 Прибыль/ убыток за период
Часть 2 Прочая комплексная прибыль и убытки
….дооценка и т.д.
Итого 2 по прочей комплексной прибыль и убытки
ИТОГО комплексная прибыль/убытки (Итого 1 + Итого 2)
Отчет об изменении капитала
Отчет об изменении капитала должен показывать (сокращенный отчет):
сумму чистой прибыли/убытка за период
отдельно каждую сумму прибыли/убытка, отражаемую на счетах капитала и резервов, а также их общую сумму
кумулятивный результат изменений учетной политики и исправления ошибок
Отчет о движении денежных средств
Цель составления отчета о движении денежных средств - это показать поступления и выплаты денежных средств в результате:
-операционной деятельности (прямой и косвенный метод)
- инвестиционной деятельности
- финансовой деятельности
Примечания к отчетности
Примечания к отчетности должны:
- раскрывать учетную политику:
основы оценки
каждый конкретный вопрос учетной политики, имеющий значение для правильного понимания финансовой отчетности
-раскрывать информацию по каждому элементу финансовой отчетности, требуемую МСФО
обеспечивать дополнительную информацию, которая не представлена в самой финансовой отчетности, но необходима для достоверного представления
Прочие раскрытия:
постоянное место нахождения и юридическая форма компании
юридический адрес или основное место ведения дела, если оно отличается от юридического адреса
описание характера операций и основной деятельности
название материнской компании и конечной материнской компании группы
Основные этапы учетного цикла
1) Анализ хозяйственной операции (Analysis transactions) на основе первичных документов в целях составления бухгалтерских проводок;
2) Регистрация хозяйственной операции в журнале (General Journal) в хронологическом порядке;
3) Разноска (posting) журнальных записей на счета в регистры Главной книги (General Ledger), а также во вспомогательные регистры (счета к получению, счета к оплате и т.п.);
4) Составление пробного отчета о финансовой позиции (Баланса) в целях проверки сбалансированности дебетовых и кредитовых остатков;
5) Ввод корректирующих записей (Adjustments) в конце отчетного периода и их отражение в рабочей таблице ;
6) Составление скорректированного пробного отчета о финансовой позиции (Баланса);
7) составление заключительного пробного отчета о финансовой позиции (Баланса) и подготовка к следующему отчетному периоду, составление заключительных (закрывающих) проводок (Closing entries);
8) подготовка проектов финансовой отчетности (Preparing of Financial Statements
9) корректировка на условные и постбалансовые события;
10) публикация отчетности;
11) составление реверсивных или дополнительных записей (reversing entries).
Различают несколько видов корректирующих записей:
-предоплата (расходы будущих периодов или доходы, полученные в счет будущих периодов, распределяются на текущий период);
-начисления (начисленные доходы или начисленные расходы)
-оценочные корректировки