Улица Герцена
СОДЕРЖАНИЕ: В примыкающем к Никитским воротам районе улицы Герцена (бывш. Большая Никитская), налево от бульвара, стоит один из значительнейших московских храмов екатерининского стиля - так называемое Большое Вознесенье.В. А. Никольский
В примыкающем к Никитским воротам районе улицы Герцена (бывш. Большая Никитская), налево от бульвара, стоит один из значительнейших московских храмов екатерининского стиля - так называемое Большое Вознесенье. Храм построен Казаковым по проекту Баженова на песте «двора и сада» Потемкина-Таврического [110]. Рукою безошибочного рисовальщика прорисованы все формы этого здания, любовно обдуманы все детали, начиная с херувимов в ионических капителях, и можно пожалеть, что вместо скульптуры на стенах укреплены совершенно ремесленные иконы. В этом храме венчался, между прочим. Пушкин; в ризнице Церкви одно время хранились брачные венцы, в которых Екатерина венчалась с Потемкиным. Завещанные Потемкиным деньги на постройку храма (300 тысяч) были растрачены наследниками, и их заставили окончить постройку на свой счет, причем не все задуманное и завещанное Потемкиным было осуществлено: не было построено ни богадельни для старых конногвардейцев, ни доходных зданий для магазинов.
Направо от Никитских ворот по улице Герцена, на углу Леонтьекского переулка, стоял в эпоху французского нашествия дом (№ 26) славившегося в Белокаменной богатого чудака и театрала генерала П. А. Позднякова, увековеченного Грибоедовым. Именно про Позднякова, разгуливавшего по своему дому во время спектаклей в костюме перса или китайца, спрашивает Чацкий Софью:
А наше солнышко, наш клад?
На лбу написано: Театр и Маскерад:
Дом зеленью раскрашен в виде рощи,
Сам толст, его актеры тощи.
Именно у Позднякова, во время балов и маскарадов, «за ширмами, в одной из комнат посекретней, был спрятан человек» - искусный свистун и имитатор соловьев, поздняковский садовник -
Певец зимой погоды летней.
У чудака-барина и дворецкий был не последний комик, некто Лунин. Узнав о предполагавшемся приезде в Москву какого-то восточного посла, Поздняков, по словам князя Л. А. Вяземского, решил устроить в своем доме в честь гостя особый бал, но смерть застигла Позднякова в самый разгар приготовлений. Когда посол приехал, Лунин почел долгом представиться дипломату, доложить о подготовлявшемся бале и извиниться от имени Позднякова, что по причине его смерти бал отменяется.
Режиссером в поздняковском театре был знаменитый Сила Сандунов, а его жена - Лизанька - учила поздняковских актрис; театральные машины выписывались из-за границы.
На сцене поздняковского театра 7 октября 1812 года открылись спектакли французской труппы Бюрсей. Дом был разграблен, и занавес пришлось сшить из церковной парчи, а вместо люстры повесить паникадило. Репертуаром заведовал сам Наполеон с префектом кремлевского дворца Боссе. Театр посещался усердно, и особенным успехом в нем пользовались сестры Ламираль - исполнительницы русских плясок.
По освобождении Москвы театр был восстановлен на счет Позднякова, и в нем давались спектакли в пользу пострадавших от французского нашествия. В 1814 году Поздняков давал спектакли в пользу бедных и русских раненых под Лейпцигом: играли и пели крепостные актрисы. Здесь же был устроен благотворительный маскарад, который посетили четыре англичанина, приехавшие посмотреть сожженный город. Обгорелая «до костей» Москва торжествовала «из последних копеек», по выражению современницы.
По той же стороне улицы, спускаясь к Кремлю, стоял во дни Петра дом князя-кесаря Ромодановского [111], где не раз бывали собрания всешутейного и всепьянейшего собора.