Управление финансами в Республике Казахстан
СОДЕРЖАНИЕ: Сущность понятия управления финансами. Организация управления денежными потоками в Республике Казахстан. Формы управления финансами: бюджетной системой, налоговой системой, финансами хозяйствующих объектов. Анализ автоматизированной системой управления.Содержание
Введение …………………………………………………………………….......3
Управление финансами в современных условиях …………………………...5
1. Понятие управления финансами .……………….. .……………………5
2. Организация управления финансами в Республике Казахстан ………6
Заключение ……………………………………………………………………..29
Список используемой литературы ……………………………………………30
Введение
Управление финансами является составной частью общей системы управления социально-экономическими процессами. Оно направлено на совершенствование системы отношений, призванных нормализовать финансовые ресурсы, необходимые для социально-экономического развития общества.
Целью данной работы является рассмотрение вопроса управления финансами в современных условиях.
Достижение поставленной цели обеспечивается решением следующих задач данной работы:
1. В рамках первого направления осуществляется общая оценка: активов предприятия и источников их финансирования; величины и состава ресурсов, необходимых для поддержания достигнутого экономического потенциала предприятия и расширения его деятельности; источников дополнительного финансирования; системы контроля за состоянием и эффективностью использования финансовых ресурсов.
2. Второе направление предполагает детальную оценку: объема требуемых финансовых ресурсов; формы их представления (долгосрочный или краткосрочный кредит, денежная наличность); степени доступности и времени представления (доступность финансовых ресурсов может определяться условиями договора; финансы должны быть доступны в нужном объеме и в нужное время); стоимости обладания данным видом ресурсов (процентные ставки, прочие формальные и неформальные условия предоставления данного источника средств); риска, ассоциируемого с данным источником средств (так, капитал собственников как источник средств гораздо менее рискован, чем срочная ссуда банка).
3. Третье направление предусматривает анализ и оценку долгосрочных и краткосрочных решений инвестиционного характера: оптимальность трансформации финансовых ресурсов в другие виды ресурсов (материальные, трудовые, денежные); целесообразность и эффективность вложений в основные фонды, их состав и структура; оптимальность оборотных средств; эффективность финансовых вложений.
Объектом данного исследования являются разнообразные виды финансовых отношений, которые образуют финансовую систему. Здесь финансы выступают как объективная экономическая категория, которая нуждается в том, чтобы финансами управляли через познание возможностей и свойств этой категории.
Работа состоит из введения, двух основных разделов, заключения, списка используемой литературы, приложения. В первом разделе рассматриваются содержание, основные понятия управления финансами.
Во втором разделе
При проведении исследования использовались как методические пособия, так и публикации отечественных и зарубежных авторов, посвященных данной проблеме.
Управление финансами в современных условиях
1. Понятие управления финансами
Управление финансами — процесс воздействия на финансовые и смежные экономические и социальные системы с целью их совершенствования и развития. При этом используются приемы и методы целенаправленного влияния на объект для достижения необходимого результата. В финансовой системе управление осуществляется через финансовый механизм с помощью его методов, рычагов, стимулов и санкций.
Как сознательная, целенаправленная деятельность людей управление основано на объективных закономерностях и требованиях экономических законов. Опираясь на научное познание требований этих законов и вырабатывая формы и методы их использования, общество через государственные, хозяйственные и общественные органы сознательно управляет формами производственных отношений, включая финансы, цены, кредит и т.д.
В основе управления финансами лежат следующие принципы: демократизм в управлении; политический подход к финансовым вопросам; оптимальное сочетание экономических и административных методов в управлении; научность управления; согласованность централизованного, отраслевого и территориального управления; ответственность в управлении; преемственность хозяйственных решений.
Следует различать два аспекта управления финансами: во-первых, государство использует финансы, их формы в качестве инструментов, рычагов управления экономикой и социальной сферой и влияет тем самым на весь процесс общественного производства; во-вторых, сами финансы являются объектом управления: управляются формы финансовых отношений, фонды денежных средств, финансовый аппарат, то есть система финансовых учреждений.
В управлении финансами необходим научный подход: это означает, что при выработке управленческих решений учитываются, помимо требований экономических законов, результаты экономического анализа, применяется рациональное сочетание экономических и административных методов управления. Научное управление финансами предполагает своевременное преодоление негативных явлений путем введения в действие новых финансовых методов и рычагов или отмены старых. При этом требуется достоверная и своевременная экономическая информация, научно обоснованные показатели, высокое качество перспективного и текущего финансового планирования.
В управлении финансами различают следующие взаимосвязанные элементы: информацию, планирование, организацию, регулирование, контроль.
Финансовая информация имеет большое значение для принятия решений с целью как научно обоснованного планирования, так и оперативного руководства всеми финансовыми процессами. Достоверность и своевременность информации позволяют анализировать ход событий, видеть их тенденции, заранее определять конечный результат. Финансовая информация осуществляется в форме бухгалтерской, статистической и оперативной отчетности, представляемой по звеньям финансовой системы.
Планирование занимает центральное место в управлении финансами. Оно должно обеспечивать сбалансированность материальных, трудовых и финансовых ресурсов, взаимосвязь производственных и финансовых показателей, увязку доходов и расходов, финансовых планов всех уровней национального хозяйства.
Организация - означает слаженность, четкость всех звеньев управления, высокую результативность финансового аппарата, ответственность и дисциплинированность работников управления.
Финансовое регулирование - это маневрирование финансовыми ресурсами для выполнения плановых заданий. Оно направлено на предупреждение и ликвидацию всякого рода отрицательных отклонений от намеченного результата. Оно заключается в обеспечении пропорций и синхронности во всех видах деятельности за счет резервных фондов, сверхплановых финансовых ресурсов, неиспользованных ассигнований. Контроль за выполнением финансовых планов осуществляется как на стадии планирования, так и на стадии оперативного управления на всех уровнях хозяйствования в процессе формирования и использования денежных фондов.
2. Организация управления финансами в Республике Казахстан
Различают стратегическое и оперативное управление финансами. Стратегическое управление финансами возложено Конституцией Республики Казахстан на высшие органы государственной власти и управления: Парламент, Аппарат Президента, Правительство, Министерство финансов, Министерство государственных доходов Республики Казахстан.
Президент Республики Казахстан обладает обширными полномочиями в управлении финансами, которые реализуются во многом через Аппарат Президента. Президент ежегодно обращается с посланием к народу о положении в стране и основных направлениях внутренней и внешней политики республики, издает указы и распоряжения по стратегическим вопросам экономического и социального развития страны, подписывает Акты Парламента и Акты, издаваемые по инициативе Правительства, вносит изменения и дополнения в ранее изданные Акты Президента или отменяет их. Во многом регулирование валютно-финансовых отношений проводится в ходе переговоров и подписания международных договоров Республики Казахстан. Внутренние проблемы экономики и финансов определяются при регулярном заслушивании докладов Премьер-министра об основных направлениях деятельности Правительства и обо всех важнейших решениях. Президент утверждает представленную Правительством единую систему финансирования и оплаты труда работников для всех органов, содержащихся за счет государственного бюджета. Президент отменяет либо приостанавливает полностью или частично действие актов Правительства. Он назначает на должность Председателя Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета, заслушивает информацию о работе этих органов.
В компетенции Парламента решение финансовых проблем осуществляется в праве законодательной инициативы по внесению на обсуждение и последующее голосование законодательных актов - Законов Республики Казахстан и Постановлений Парламента. Парламент издает законы, которые регулируют важнейшие общественные отношения, устанавливают основополагающие принципы и нормы, касающиеся: налогообложения, установления сборов и других обязательных платежей; республиканского бюджета; образования, здравоохранения и социального обеспечения; обеспечения обороны и безопасности страны; организации и деятельности государственных органов и органов местного управления; охраны окружающей среды; режима собственности и иных вещных прав.
Рабочими органами Парламента являются постоянные комитеты сената и Мажилиса - Комитеты по экономике, финансам, бюджету, работающие на постоянной основе. В комитетах прорабатываются законодательные акты до внесения их на голосование в Палатах Парламента.
Компетенция Правительства Республики Казахстан в управлении финансами определяется его статусом как органа исполнительной власти и включает: разработку основных направлений социально-экономической политики, стратегических и тактических мер по ее осуществлению; разработку государственных социально-экономических и научно-технических программ, индикативных планов; разработку и исполнение республиканского бюджета; разработку и осуществление мер, но укреплению финансовой системы страны, обеспечение контроля за соблюдением законности при образовании и использовании государственных финансовых, валютных и материальных ресурсов; осуществление структурной и инвестиционной политики; организацию управления государственной собственностью; решение вопросов социально-экономического развития регионов; разработку мер по реализации внешнеэкономической политики, сотрудничеству с другими государствами и взаимодействию с международными финансовыми организациями; осуществление иных полномочий в соответствии со статусом, определенным Конституцией страны.
Общегосударственные финансы управляются Министерством финансов и Министерством государственных доходов Республики Казахстан.
Аппарат финансовой системы проводит свою деятельность в соответствии с Конституцией Республики Казахстан, с действующим законодательством, распоряжениями Правительства республики, решениями местных администраций, приказами, инструкциями и указаниями Министерства финансов, Министерства госдоходов и налоговых органов.
Предупреждение, выявление, привлечение и расследование правонарушений в сфере экономической и финансовой деятельности призвана обеспечить финансовая полиция - как правоохранительная структура, включающая центральное Агентство и территориальные органы. В целом их задачи состоят в обеспечении экономической безопасности Республики Казахстан, в том числе расследование правонарушений, связанных с уклонением от уплаты налогов, таможенных сборов и других обязательных платежей в бюджет, легализацией (отмыванием) денежных средств или иного имущества, добытых незаконным путем.
Органы финансовой полиции осуществляют оперативно-розыскную деятельность в отношении лиц, совершивших правонарушения в сфере экономической и финансовой деятельности или подозреваемых в их совершении, принимают меры к возмещению нанесенного государству ущерба. В их задачи входит также совершенствование форм и методов борьбы с экономической и финансовой преступностью, координация и проведение с финансовыми, налоговыми и таможенными органами профилактических мероприятий по вопросам своей компетенции, обеспечение безопасности деятельности финансовых, налоговых и таможенных органов, разработка правовых, организационных и экономических механизмов реализации своей деятельности.
Органы финансовой полиции взаимодействуют с компетентными органами зарубежных государств по вопросам предупреждения, выявления и пресечения правонарушений в сфере экономической и финансовой деятельности, участвуют в аналогичной деятельности международных организаций.
Структура таможенных органов включает Таможенный комитет Министерства финансов, областные таможенные управления, таможни, таможенные посты.
Таможенный комитет осуществляет непосредственное руководство таможенным делом. Он участвует в разработке таможенной политики государства, таможенном регулировании торгово-экономических отношений, содействует развитию внешнеэкономических связей и тем самым - реализации единой экономической политики Республики Казахстан.
Задачами таможенных органов являются защита экономических интересов и экономической безопасности страны: таможенный и валютный контроль, борьба с контрабандой и преступлениями в сфере таможенного дела, нарушениями таможенных правил и налогового законодательства, а в части финансов - взимание таможенных платежей и налогов, штрафов, конфискации товаров и транспортных средств.
Определенное участие в управлении государственными финансами принимает Национальный банк Республики Казахстан в соответствии со спецификой своих функций.
Национальный банк Республики Казахстан как непосредственно, так и опосредованно влияет на финансовые отношения при проведении денежно-кредитной политики, регулировании денежного обращения, управлении кредитными ресурсами; банк участвует совместно с Министерством финансов в валютно-финансовых отношениях государства, внешнем заимствовании денежных средств для финансирования потребностей экономики. Поэтому эффективность управляющего воздействия Национального банка сказывается на состоянии государственных финансов и финансов хозяйствующих объектов при проведении единой финансово-кредитной политики государства.
2.1 Управление бюджетной системой
Министерство финансов Республики Казахстан является центральным исполнительным органом Республики Казахстан, осуществляющим руководство, а также в пределах, предусмотренных законодательством, - межотраслевую координацию в сфере управления и контроля государственными финансами, а также учета и контроля за использованием государственной собственности.
Основными задачами министерства являются: участие в разработке и реализации государственной бюджетной политики во взаимодействии с налоговой и денежно-кредитной политикой; участие в разработке и реализации государственной налоговой политики; создание и развитие системы мониторинга использования государственной собственности, повышение эффективности управления государственной собственностью; осуществление рационального правительственного и гарантированного государством заимствования; обеспечение выполнения обязательств по правительственным займам и государственным гарантиям по негосударственным займам резидентов Республики Казахстан; мониторинг и управление государственным и гарантированным государственным долгом; методологическое руководство по планированию и исполнению республиканского и местных бюджетов, бюджетному учету, отчетности и аудиту, внедрение методов бюджетного программирования и методики функционального анализа государственных расходов; обеспечение контроля за рациональным и целевым использованием средств республиканского и местных бюджетов; разработка порядка ведения и осуществления бухгалтерского учета, а также отчетности об исполнении республиканского и местных бюджетов; организация проведения единой политики информатизации Казначейской системы; иные задачи, возложенные на него законодательством.
Министерство в установленном законодательством порядке осуществляет следующие основные функции: участие в определении целей и приоритетов государственной политики в сфере управления государственными финансами и государственной собственностью; участие в разработке государственных и иных программ, стратегических и индикативных планов, основных макроэкономических показателей; прогнозирование поступления в республиканский и местный бюджеты; расчеты объемов поступлений и расходов, расчеты по лимитам правительственного долга и предоставления государственных гарантий, а также по лимитам заимствования местными исполнительными органами; разработка проекта закона о республиканском бюджете на соответствующий финансовый год, а также прогнозных показателей государственного бюджета Республики Казахстан на предстоящий трехлетний период; анализ и обобщение практики применения законодательства в области государственных финансов, фискальной политики и государственной собственности, разработка предложений по его совершенствованию, подготовка проектов нормативных правовых актов в области управления государственными финансами, владения, пользования и распоряжения государственной собственностью; осуществление налоговой экспертизы контрактов на недропользование, а также проведение проверок за ходом выполнения контрактных условий совместно с органами налоговой службы; участие в подготовке проектов международных договоров, контрактов и соглашений; осуществление финансирования расходов и кредитования из республиканского бюджета; составление годовых отчетов об исполнении республиканского бюджета, а также отчета по выполнению особо важных программ; осуществление контроля за правильностью составления и утверждения смет расходов государственных учреждений, финансируемых из республиканского бюджета, а также за целевым использованием средств республиканского бюджета и иного имущества, находящегося в государственной собственности за разработкой и исполнением местных бюджетов; ведение и учет валютных операций государственных учреждений через соответствующие счета Комитета казначейства в Национальном банке Республики Казахстан, организация проверок по соблюдению законодательства при их проведении; определение финансовых условий правительственных займов, согласование привлечения займов местными исполнительными органами, проведение финансовой экспертизы условий негосударственных займов, привлекаемых под государственные гарантии, и займов местных исполнительных органов; получение, использование, погашение и обслуживание правительственных займов, обеспечение выполнения обязательств по государственным гарантиям негосударственных займов резидентов Республики Казахстан.
Поскольку центральным звеном финансов является государственный бюджет, то особое значение имеет работа Министерства финансов по составлению проекта республиканского бюджета, обеспечение исполнения республиканского бюджета, контроля за его кассовым исполнением.
В центральном аппарате Министерства финансов имеются специальные подразделения с определенными задачами и функциями, состав и структура этих подразделений постоянно меняются с учетом изменения целей и задач управления, развития функций аппарата, необходимости совершенствования работы. На начало 2001 года центральный аппарат Министерства финансов включал: Бюджетный департамент; Комитет казначейства; Департамент фискальной политики и прогнозов; Департамент макроэкономики и финансовой статистики; Департамент государственного заимствования; Департамент методологии бухгалтерского учета и аудита; Департамент государственного долга и кредитования; Департамент кадровой и организационной работы; Административный департамент; Департамент юридической службы; РГП «Хозяйственное управление Министерства финансов Республики Казахстан»; РГП «Информационно-учетный центр»; РГП «Реабилитационный фонд»; РГП «Центр информатизации финансовых систем»; Комитет финансового контроля; Комитет государственного имущества и приватизации.
Департаменты и комитеты состоят из управлений, а последние - из отделов; названия подразделений характеризуют выполняемые функции с уточнением от управления к отделу. Например, в Бюджетном департаменте имеются следующие управления:
1) Управление разработки, отчетности и анализа исполнения бюджета;
2) Управление методологии бюджетных процедур;
3) Управление административных расходов государственных органов;
4) Управление материального производства;
5) Управление образования, науки, культуры и средств массовой информации;
6) Управление здравоохранения и социальной защиты населения,
7) Управление оборонного комплекса и правоохранительных органов.
Отделы конкретизируют функции, выполняемые управлениями, например, в Управлении разработки, отчетности и анализа исполнения бюджета имеются: отдел разработки бюджета; отдел взаимодействия с местными бюджетами; отдел анализа исполнения бюджета.
Управление методологии бюджетных процедур включает: отдел методологии разработки бюджета; отдел методологии отчетности; отдел оценки бюджетных процедур.
Соответственно строение структуры комитетов министерства.
Бюджетный департамент организует разработку республиканского и местных бюджетов, совершенствует формы и методы бюджетного процесса, анализирует бюджетное финансирование для повышения его эффективности, ведет отчетность по бюджету (см. вышеперечисленные задачи и функции Министерства финансов).
Департамент фискальной политики и прогнозов подготавливает мероприятия по проведению налогово-бюджетной и таможенной политики, отслеживает посредством анализа их результативность в части соответствия проводимым социально-экономическим реформам, вносит предложения по корректировке курса проводимой политики, прогнозирует поступление доходов, координирует взаимодействие с международными организациями, разрабатывает предложения по совершенствованию фискальной системы.
Организационная структура Комитета казначейства состоит из Центрального аппарата казначейства в составе Министерства финансов и подчиненных ему территориальных подразделений по областям, городам. Органы казначейства выполняют следующие задачи и функции: организацию, осуществление кассового исполнения республиканского бюджета, расчетно-кассовое обслуживание местных бюджетов и контроль за исполнением государственного бюджета; управление денежными средствами на счетах казначейства, исходя из принципа единства кассы; ведение взаимных расчетов между республиканскими и местными бюджетами; обеспечение распределения налогов и других обязательных платежах между республиканским и местными бюджетами и зачисление их в бюджеты различных уровней; ведение и учет валютных операций государственных учреждений организация проверок по соблюдению законодательства при их проведении; сбор, обработку и анализ информации о состоянии государственных финансов и использования их в оперативном управлении; прогнозирование потоков наличности республиканского бюджета; осуществление перевода денег при погашении и обслуживании государственных внешних займов и негосударственных внешних займов, имеющих государственную гарантию; развитие и совершенствование бухгалтерского учета и отчетности в бюджетной системе и внутреннего аудита в системе органов казначейства; разработку методологических и инструктивных документов о порядке ведения учетных операций по вопросам, относящимся к компетенции казначейства.
Служащим казначейства дано право проверять финансово-бухгалтерские службы государственных предприятий, органов государственной власти и управления, государственных банков, в которых используются государственные средства. Они имеют право требовать от должностных лиц устранения нарушений финансового законодательства. Службам казначейства дано право приостанавливать исполнение казначейских платежных операций, отзывать и запрещать расходование бюджетных денег в случае установления фактов их нецелевого использования, производить взыскание (отзыв) денег в бюджет, в подобных случаях казначейство должно способствовать экономному расходованию бюджетных средств.
Департамент макроэкономики и финансовой статистики изучает экономику в ее взаимосвязи и взаимодействии с финансовой системой для координации целей и задач государственной политики в области управления государственными финансами, участвует в разработке основных макроэкономических и бюджетных показателей, производит сбор, обработку и анализ финансовой информации на основе отчетных данных об исполнении бюджетов и реализации государственных программ, подготавливает проекты международных договоров, конвенций, соглашений (совместно с другими департаментами и ведомствами республики), направленных на осуществление и развитие межгосударственных финансовых отношений.
Специфические функции выполняют Департамент юридической службы (ведение законопроектных работ, кодификация, правовое обеспечение деятельности финансовых органов, договорно-правовая и судебно-правовая работа), Департамент кадровой и организационной работы (организация государственной службы в финансовой системе, повышение квалификации, работа с персоналом центрального аппарата Минфина и территориальных органов).
Комитет финансового контроля осуществляет организационно-методологическую и аналитическую работу в сфере контроля. Его органы проводят ревизии государственных предприятий и организаций всех отраслей национального хозяйства и сферы услуг, бюджетных организаций и учреждений социальной сферы и защиты населения, органов управления, предприятий и организаций обороны и охраны правопорядка. Они также контролируют использование кредитных и валютных ресурсов, выполнение законодательства по ценным бумагам.
Департамент государственного заимствования координирует поступление и использование средств, поступающих в порядке внешней помощи, проводит финансовую экспертизу, мониторинг проектов, закупок товаров и выплат, подготавливает предложения по займам и их реализации, содействует привлечению прямых инвестиций в экономику страны, анализирует рынок капиталов и содействует его активизации.
Аппарат местных финансовых органов включает областные, городские, районные финансовые управления и отделы Они проводят работу по оперативному управлению финансами, то есть занимаются прогнозированием, планированием, составлением и исполнением местных бюджетов, выявлением внутрихозяйственных резервов и изысканием экономии ресурсов во всех звеньях хозяйственного комплекса и социально-культурной сферы, осуществляют финансирование и контролируют финансовую деятельность хозорганов. Финорганы находятся в подчинении местной администрации
Структура городского финансового управления города включает: руководство (заведующий, его заместители); отдел кадров; бюджетный отдел; отдел по контролю исполнения бюджетных средств; отдел финансирования учреждений образования и культуры; отдел финансирования учреждений здравоохранения; отдел по исполнению местного бюджета; отдел прогнозирования доходов; отдел финансирования отраслей материального производства и непроизводственной сферы; отдел финансирования социальной защиты населения; отдел финансирования органов аппарата управления; отдел финансирования финорганов.
Структура областного финансового управления учитывает специфику хозяйства областей и несколько отличается от приведенной. В нее включается, например, отдел финансирования аграрного сектора.
В районных финансовых отделах могут быть соответствующие подразделения по исполнении местных бюджетов. Вместо отделов могут быть инспекции, группы или отдельные специалисты (по категориям).
Основными задачами бюджетного отдела, инспекции по бюджету являются: организация и выполнение работы по составлению бюджета города, района, по выявлению и мобилизации внутренних резервов в хозяйстве и соблюдении режима экономии; осуществление контроля за ходом выполнения бюджета города, района, подготовка совместно с другими подразделениями финансового отдела предложений по обеспечению выполнения бюджета, изысканию увеличения доходов бюджета и экономии в расходах; контроль за строгим выполнением бюджетного законодательства, постановлений правительства, решений местных органов власти и указаний вышестоящих финансовых органов по вопросам составления бюджета.
Отделы прогнозирования и экономического анализа поступлений доходов областных, городских финансовых управлений и районных финансовых отделов проводят следующую работу: осуществляют прогнозирование годовых поступлений налогов и доходов в государственный бюджет и мероприятия по обеспечению поступлений этих доходов; осуществляют контроль за поступлением в бюджет налоговых и других платежей по народному хозяйству подведомственной территории и налоговых платежей населения; составляют отчетность об исполнении доходной части государственного бюджета в части, касающейся доходов, налогов и других платежей в бюджет; анализируют ход выполнения обязательств перед бюджетом, принимают оперативные меры по предотвращению недопоступления доходов в бюджет, подготавливают предложения по увеличению ресурсов бюджета; подготавливают материалы, необходимые для рассмотрения проекта бюджета и отчета об его исполнении в части государственных доходов.
Отдел финансирования материального производства и непроизводственной сферы осуществляет финансирование из бюджета предприятий, организаций и учреждений соответствующего подчинения в соответствии с утвержденным бюджетом и в меру выполнения им производственных и финансовых прогнозов, планов и показателей проводит предварительный, текущий и последующий контроль за экономным и целесообразным расходованием бюджетных средств.
В задачи местных финансовых органов входит контроль за соблюдением государственной финансовой дисциплины. С этой целью они проверяют правильность и объективность разработанных хозорганами и учреждениями финансовых планов и смет, рассматривают бухгалтерские отчеты и балансы подразделений местных администраций.
2.2 Управление налоговой системой
Важнейшие функции по мобилизации доходов государства выполняет налоговая служба.
Налоговая служба состоит из Министерства финансов Республики Казахстан и налоговых комитетов областей, городов, районов.
Министерство финансов Республики Казахстан является центральным исполнительным органом, обеспечивающим сбор и государственный контроль за полнотой и своевременностью внесения налогов и других обязательных платежей в бюджет.
Основными задачами налоговой службы являются: обеспечение исполнения законов республики о налогах и других обязательных платежах в бюджет; систематическое изучение эффективности и влияния налогообложения на развитие экономики; разъяснительная работа среди налогоплательщиков по вопросам налогообложения.
Центральный аппарат Министерства финансов включает следующие подразделения: руководство; Департамент методологии в составе управления методологии Прямых, косвенных налогов и рентных платежей; Департамент работы с налогоплательщиками; Департамент непроизводственных платежей; Департамент крупных налогоплательщиков; Департамент анализа и прогнозирования доходов; Департамент электронного мониторинга; Управление мониторинга недропользователей; Управление мониторинга предприятий; Департамент информационных технологий и информационных систем; Юридический департамент; Департамент внутренней работы; Департамент администрирования; Департамент международного налогообложения.
Министерство финансов включает Таможенный комитет, Комитет по контролю над производством и оборотом подакцизной продукции, Агентство по реорганизации предприятий.
Таможенный комитет, осуществляя функции по защите экономических интересов Республики Казахстан во внешнеэкономической деятельности, проведении таможенной политики, через органы таможенной службы организует взимание таможенных пошлин и платежей, составляющих значительную долю финансовых ресурсов государства.
Налоговые комитеты областей, городов состоят из следующих основных подразделений: отдела косвенных налогов; отдела налогового аудита по видам; отдела контроля и по работе с налогоплательщиками; отдела принудительного взимания; отдела анализа и прогнозирования; отдела администрирования; отдела информационно-технического обеспечения; бухгалтерии.
В районах и городах областного значения с районным делением структура налоговых комитетов включает:
1. Отдел по работе с налогоплательщиками в составе секторов: по работе с юридическими лицами; по работе с физическими лицами;
2. Отдел налогового аудита, в состав которого входят: сектор налогового аудита юридических лиц; сектор налогового аудита физических лиц; сектор неналогового аудита;
3. Отдел принудительного взимания налогов включает: сектор работы с незарегистрированными и не подавшими декларации предпринимателями; сектор принудительного взимания налогов.
4. Отдел информационного обеспечения и учебы.
5. Организационно-контрольный отдел.
6. Отдел правового обеспечения.
Задачами налоговых комитетов являются: обеспечение своевременного учета плательщиков и объектов обложения, контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет; учет начисленных и уплаченных налогов и других обязательных платежей в бюджет; составление отчетности о поступлении налогов и других обязательных платежей в бюджет, работе налоговых отделов; проверка достоверности бухгалтерских отчетов и балансов, расчетов, деклараций и других документов, связанных с исчислением и уплатой платежей в бюджет; разработка форм налоговых расчетов, деклараций и иных документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и других платежей в бюджет; издание инструктивных и методических указаний, других пособий по применению налогового законодательства.
Налоговым комитетам по областям, районам, городам и районам в городах предоставляется право: производить у юридических лиц, основанных на любых формах собственности и организационно-правовых формах, у иностранных юридических лиц, на совместных предприятиях у казахстанских и иностранных физических лиц проверки всех денежных документов, бухгалтерских книг, отчетов, планов, смет, наличия денежных средств, ценных бумаг и других ценностей, расчетов, деклараций и иных документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и других обязательных платежей в бюджет; при осуществлении своих полномочий обследовать производственные, складские, торговые, кассовые и иные помещения, транспортные средства, другие места хранения и использования имущества предприятий и граждан, предназначенные для предпринимательской деятельности и получения прибыли (дохода), либо связанные с содержанием объектов налогообложения; давать руководителям и другим должностным лицам министерств, ведомств, предприятий, организаций и учреждений, а также гражданам обязательные для исполнения указания (поручения) об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах, других обязательных платежах в бюджет, контролировать их выполнение; применять к организациям, учреждениям и гражданам, нарушающим налоговое законодательство, санкции и административные штрафы, предусмотренные Законом Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет»; приостанавливать расчетные операции организаций и граждан в случае невыполнения ими требований по устранению нарушений налогового законодательства, описывать имущество, денежные средства налогоплательщиков в случае неуплаты в срок налогов, штрафов и пени, предоставлять организациям и гражданам отсрочку и рассрочку по уплате налоговых и других платежей в бюджет, а также пользоваться другими правами при осуществлении своих функций, определенных статусом налоговой службы.
Должностные лица налоговых комитетов несут ответственность в соответствии с действующим законодательством за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих служебных обязанностей, за искажение результатов и выводов проверок и обследований, информации, представляемой вышестоящим органам и предаваемой гласности, за сговор в корыстных целях, за разглашение коммерческой либо производственной тайны, тайны вкладов предприятий и граждан, моральный или материальный ущерб, причиненный их противозаконными действиями.
2.3 Управление финансами хозяйствующих субъектов
Управление финансами отраслей национального хозяйства осуществляется финансовыми департаментами (управлениями) и отделами министерств, ведомств, компаний, акционерных обществ, товариществ, финансовыми отделами и финансовыми службами фирм, хозяйствующих субъектов.
Финансами общественных организаций управляют финансовые отделы или группы этих организаций.
В некоторых министерствах и ведомствах схема управления финансами совмещена с выполнением других функций управления: планирования (прогнозирования), учета. В таких случаях действуют планово-финансовые или финансово-бухгалтерские департаменты (управления). Эти органы анализируют хозяйственно-финансовую деятельность системы, подготавливают предложения, направленные на повышение ее эффективности с использованием финансов: ускорение оборачиваемости оборотных средств, вовлечение в хозяйственный оборот неиспользуемых товарно-материальных ценностей, сокращение непроизводительных расходов и потерь, уменьшение и ликвидацию убыточности подведомственных объектов, мобилизацию внутрихозяйственных резервов, улучшение использования ресурсов, снижение издержек, повышение доходности (рентабельности). Они также разрабатывают указания, инструкции, методические материалы, регулирующие финансовую работу подведомственных хозяйственных единиц.
Аппарат финансовых управлений министерств и других вышестоящих органов осуществляет работу по сводному финансовому прогнозированию (планированию), контролю за выполнением сводного баланса доходов и расходов, координирует работу финансовых отделов подведомственных хозяйствующих субъектов.
Финансовая работа в фирмах, компаниях осуществляется финансовым отделом, являющимся самостоятельным структурным подразделением. В небольших фирмах финансовые отделы могут быть совмещены с отделом сбыта или бухгалтерией (финансово-сбытовой или бухгалтерско-финансовый отделы).
В этом звене финансовой системы управление в рыночных условиях называется финансовым менеджментом, под которым понимается форма управления социально-экономическими процессами и движением денежных потоков посредством и в пределах предпринимательской деятельности хозяйствующих субъектов. Предпринимательская деятельность является рисковой и направлена на получение прибыли от производства и продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг, от пользования имуществом.
Объектами финансового менеджмента в низовых звеньях являются: недвижимое и движимое имущество, имущественные права, работы и услуги, информация, результаты интеллектуальной деятельности, нематериальные блага.
Финансовый менеджмент основывается на мотивации - деятельности по реализации целей, определяющих потребности и соответствующее поведение людей или коллективов. Мотивация проявляется в процессах стимулирования деловой активности, производительности и качества труда.
Финансовые отделы (службы) фирм хозяйствующих субъектов осуществляют оперативное финансовое планирование, маневрирование финансовыми ресурсами, используя новые формы кредитных и расчетных операций (акции, векселя, факторинг и др.).
В хозяйственных товариществах управление финансами координируют, наряду с другими функциями, высшие органы - общие собрания (собрания представителей) их участников, в акционерных обществах - общие собрания акционеров. Исполнительный орган - правление включает в свой состав должностных лиц, в том числе по управлению финансами: вице-президента (заместителя управляющего) по финансам, который курирует соответствующее подразделение товарищества (общества) - финансовый отдел, группу, сектор или в его подчинении работают отдельные служащие - финансовые менеджеры по направлениям финансовой деятельности хозяйственного субъекта.
Структура финансового отдела (схема 1) обычно включает следующие направления работы: прогнозно-аналитическую, расчетную, претензионную, оперативно-финансовой работы. Типовая структура финансового отдела включает: планово-экономическое бюро в составе групп: финансово-кредитного планирования, оперативного планирования и контроля, экономического анализа; бюро банковских и кассовых операций; расчетное бюро в составе групп: расчетов с покупателями, расчетов с поставщиками, претензионная. На предприятиях, осуществляющих валютные операции, создается валютная группа.
На крупных предприятиях финансовую деятельность может возглавлять заместитель директора по экономике или финансам, финансовый директор, вице-президент (особенно в акционерных обществах), финансовый менеджер. Этим должностным лицам могут быть подчинены и другие экономические службы: планово-экономическая, бухгалтерия, сектор экономического анализа и т.д.
Финансово-сбытовые отделы подразделяются на группы: по расчетам с покупателями, с поставщиками, с бюджетом, банками и вышестоящими организациями, финансового планирования и анализа, кассовые. Аналогичные функции могут выполнять отдельные исполнители-специалисты.
В хозорганах, где нет финансовых отделов, финансовое прогнозирование и расчет финансовых нормативов возлагается на экономическую службу, а оперативная финансовая работа, все виды расчетов и кассовое планирование - на бухгалтерию.
Схема 1. Управление финансами хозяйствующего субъекта
Финансовый отдел хозяйствующего субъекта | |||||
Планово-экономическое бюро | Бюро банковских и кассовых операций | Расчетное бюро | |||
ГРУППЫ | |||||
Финансово-кредитного планирования | Оперативного планирования и контроля | Экономического анализа | Расчетов с покупателями | Расчетов с поставщиками | Претензионная |
Важными задачами финансовых служб хозяйствующих субъектов являются: изыскание путей увеличения дохода и повышение рентабельности; обеспечение финансовыми ресурсами заданий по производству; инвестициям, внедрению новой техники и других плановых затрат; выполнение финансовых обязательств перед государственным бюджетом, банками, поставщиками, вышестоящими организациями; организация расчетов; содействие эффективному использованию производственных фондов и капитальных вложений; контроль за правильным использованием финансовых ресурсов, обеспечение сохранности и ускоренной оборачиваемости оборотных средств.
В оперативном управлении финансами фирмы, предприятий принимают участие учреждения банков. Банки второго уровня осуществляют расчетно-кассовое обслуживание, кредитуют временные потребности в денежных средствах.
2.4 Автоматизированная система управления финансами
В настоящее время совершенствование управления финансами происходит на основе увязки этого процесса с разработкой и внедрением в управление финансами автоматизированных систем. Под АСУ финансами понимается совокупность административных, экономических, математических методов вычислительной и организационной техники, средств связи, позволяющая эффективно управлять финансами, финансовой системой.
В управлении финансами применяются автоматизированная система финансовых расчетов - АСФР. Она состоит из взаимосвязанных, совместно действующих подсистем: функциональных, обеспечивающих, технологических.
Организационно АСФР представляет собой совокупность взаимосвязанных между собой подсистем: организационно-экономического обеспечения; информационного обеспечения; программного обеспечения; технического обеспечения; организационно-правового обеспечения; технологического обеспечения; кадрового обеспечения.
Подсистема организационно-экономического обеспечения является головной в системе АСФР, создает методические и организационные предпосылки автоматизации процесса составления и исполнения бюджетов, включает функциональные подсистемы, координирует и взаимосвязывает другие обеспечивающие подсистемы, определяет методическое единство работ на всех уровнях АСФР.
Кроме централизованных систем автоматизированного управления, используются локальные варианты путем организации автоматизированных рабочих мест (АРМ). АРМ представляет собой профессионально-ориентированную малую вычислительную систему либо комплекс периферийных технических средств, управляемых микроЭВМ или ПЭВМ и предназначенных для автоматизации работ специалистов определенной профессии.
В автоматизированных системах управления предприятиями (АСУП) выделяется самостоятельная функциональная подсистема управления финансами, в которой решаются задачи финансово-кредитного управления. Она представляет собой совокупность мероприятий, методов и средств, используемых для достижения максимальной рентабельности при определенных условиях производства и реализации продукции. Особенности управления в подсистеме связаны с кругооборотом денежных средств, опосредующих кругооборот производственных фондов и фондов обращения и определяют многоцелевой характер данной функции управления. Подсистема включает блоки управления, характеризующие состояние ресурсов и процессы их движения.
Поскольку финансовые задачи в АСУП решаются при использовании промежуточных массивов информации (производства, материальных ресурсов, труда и т.д.), то есть по другим объектам управления, следует создавать сеть АРМ, включающую АРМ различных структурных подразделений предприятия и соединенную с ЭВМ вычислительного центра. Таким образом, создается два уровня: верхний, где решаются задачи, требующие ресурсов больших ЭВМ, и нижний, представляющий собой АРМ, оснащенные ПЭВМ и соединенные в локальную сеть.
Комплекс технических средств нижних уровней финансовой системы, где формируются многочисленные информационные потоки, предусматривает использование различных средств составления, размножения, копирования, обработки, транспортировки и хранения документов, средств управленческой связи, средств сигнализации, информации.
В связи с наличием персональных ЭВМ, и особенно профессиональных ППВЭМ, электронной почты, банков данных, средств обработки текстовой и графической информации, иной современной информационной техники возникли условия для кардинального преобразования организации управленческой деятельности. Технические средства все шире используются в непосредственном процессе управленческих решений.
В условиях АСФР существенно меняется содержание работы аппарата финансового управления. У специалистов высвобождается время на творческую работу - разработку и постановку проблем, задач и условий их решения для АСУ, глубокий экономический анализ и принятие квалифицированных решений с помощью советов АСУ во всех звеньях оперативного управления финансами - от местных финансовых органов до центрального аппарата Министерства финансов. Значительно увеличиваются возможности финансового аппарата по своевременному принятию оперативных мер, направленных на ликвидацию отклонений в выполнении финансовых планов, в финансовой дисциплине. Информация, полученная финансовыми работниками от АСУ, позволяет им повышать качество принимаемых управленческих решений на основе учета многих вариантов и выбора оптимального.
Заключение
В ходе исследования была определена сущность понятия финансовая устойчивость. Также были рассмотрены различные приёмы анализа финансового состояния и дана характеристика методам анализа финансовой устойчивости предприятия.
Рассмотрев в данной работе вопрос об управлении финансами в современных условиях можно сделать следующие выводы, что в управлении финансами выделяются объекты и субъекты управления. Субъекты управления финансами – совокупность всех организационных структур, осуществляющих управление финансами – финансовый аппарат.
Отсюда следует, что без управления финансами, финансовыми отношениями, конкретными формами проявления категории финансов невозможно развивать экономику. И конкретным объектом управления является сфера финансовых отношений или финансовых взаимосвязей, которые материализуются в финансовых ресурсах.
Цель управления финансами – финансовая устойчивость и финансовая независимость, проявляющиеся в макроэкономической сбалансированности, профиците бюджета, снижении государственного долга, твердости национальной валюты, в сочетании экономических интересов государства и всех членов общества.
Управление финансами осуществляется на всех уровнях финансовой системы. Оно бывает общегосударственным, которое устанавливает общие принципы, правила и нормы, а также обеспечивает проведение единой финансово-бюджетной политики, налоговой, валютной и денежно-кредитной политики в Республике Казахстан; и управление финансами отдельных субъектов управления.
В новых условиях хозяйствования и становлении рыночных отношений в Казахстане особое значение имеет финансовый менеджмент, призванный обеспечить эффективное управление ресурсами предприятий различных форм собственности.
Эффективная деятельность предприятий и хозяйственных организаций, стабильные темпы их работы и конкурентоспособность в современных экономических условиях в значительной степени определяются качествомуправления финансами. Оно включает в себя финансовое планирование и прогнозирование с такими обязательными элементами, как бюджетирование и бизнес планирование, разработка инвестиционных проектов, организация управленческого учета, регулярный комплексный финансовый анализ и на его основе решение проблем платежеспособности, финансовой устойчивости, преодоление возможного банкротства предприятия.
Целью данного исследования является рассмотрение и разработка возможных методов позволяющих управлять финансовыми результатами предприятия, а также на основе анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия и прогнозирования основных экономических показателей выработать рекомендации по улучшению финансовых результатов деятельности ЗАО «Курскрезинотехника».
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
· раскрыть сущности категории управление финансовыми результатами;
· исследовать процесс формирования финансового результата деятельности предприятия;
· обосновать необходимости постановки финансового менеджмента и выявление его роли в формировании финансовых результатов;
· провести расширенный операционный анализ и оценить влияние факторов производства на финансовый результат, выработать управленческие воздействия;
· оптимизировать объемы производства и затрат с учетом их влияния на конечный финансовый результат;
· с применением имитационного динамического моделирования движения денежных средств, проанализировать динамику ликвидности предприятия;
· осуществить прогнозирование движения денежных средств, с учетом влияния на финансовый результат.
Объектомисследования является финансово-хозяйственная деятельность ЗАО «Курскрезинотехника».
Предметом исследования являются механизм формирования и использования финансовых результатов предприятия.
Список используемой литературы
1. Сахариев С.С., Сахариева А.С. «Современный курс экономической теории» - Алматы, 2002г.
2. Худяков А.И. «Финансовое право Республики Казахстан» - Алматы, 2001г.
3. «Общая теория финансов» /Под редакцией проф.-корр. РЕАН Л.А. Дробзиной, 1995г.
4. «Финансы» /Под ред. Ковалевой А.М. Учебное пособие. – М.: Финансы и статистика, 1996г.
5. Мельник В.Д., Ильясов К.К. «Финансы», 2001г.
6. Журнал «Евразийское сообщество», 2000г.
7. Журнал «Бюллетень бухгалтера», 1997г.
8. Ван Хорн Дж. К. Основы управления финансами: Пер. с англ. / Гл. ред. серии Я.В. Соколов. – М.: Финансы и статистика, 1997. – 800с.
9. Беседина В.Н. Оценка финансового состояния и управление прибылью на предприятии: Учебное пособие. / Под науч. ред. Э.Н. Кузьбожева. – Курский факультет МГУК, 1998. – 120с.