В городе твери

СОДЕРЖАНИЕ: Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования

ФИЛИАЛ

Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования

« СЕВЕРО-ЗАПАДНАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ»

В ГОРОДЕ ТВЕРИ

Методические рекомендации

по организации

производственной (преддипломной) практики

для студентов, обучающихся по специальности 061000

«Государственное и муниципальное управление»

Тверь 2004 г.

Методические рекомендации разработаны в соответствии с Положением о порядке проведения практики студентов образовательных учреждений высшего профессионального образования, утвержденным приказом Министерства образования РФ от 25.03.2003 № 14-55-484ин/15 «Рекомендации по организации практики студентов образовательных учреждений высшего профессионального образования» и Положением СЗАГС о проведении практики студентов IV и V курсов факультета государственного и муниципального управления.

ПОЛОЖЕНИЕ

О проведении практики студентов IV и V курсов факультета

государственного и муниципального управления

Северо-Западной академии государственной службы

( Извлечения )

Важное место в подготовке теоретически грамотных и квалифицированных специалистов низшего и среднего звена управленческих структур занимает практика студентов, цель которой — закрепление теоретических знаний, полученных в аудиториях, выработка практических навыков по обоснованию, подготовке и принятию управленческих решений, а также организация процесса выполнения принимаемых решений, всестороннее знакомство со структурой органов государственного и муниципального управления.

Знания, умения и навыки, приобретенные студентами за годы обучения, рассматриваются как необходимые ступени в подготовке квалифицированного специалиста государственной службы.

Практика студентов является составной частью учебного процесса.

Учебно-производственная практика носит профориентационный характер и направлена на закрепление и углубление знаний, полученных студентами в процессе обучения. В процессе производственной практики студенты непосредственно участвуют в работе органов государственного и муниципального управления: в аппаратах представительных и исполнительных органов власти, в департаментах, комитетах, управлениях, комиссиях, советах, в отделах и службах городской, областной и районных администраций, в органах местного самоуправления, а также управленческих органах хозяйственных и коммерческих структур, в управленческих структурах промышленности, транспорта и сельского хозяйства.

Практика может осуществляться по индивидуальным заданиям в общественных организациях, коммерческих структурах и научно-исследовательских учреждениях.

Цель производственной практики — овладение формами и методами работы государственного служащего, приобретение навыков и профессиональных знаний, необходимых для работы в органах государственного и муниципального управления, выработка умений исполнительской дисциплины, знакомство с текущими задачами и проблемами органов управления.

В процессе производственной практики перед студентами ставятся следующие задачи :

· изучить структуру, функции и методы управления органов власти;

· проанализировать должностные обязанности служащих данного управления, отдела администрации, департамента или комитета;

· изучить организацию документооборота и формирования дел в управлениях и отделах администрации, департаментах;

· выработать навыки подготовки документов для управленческого процесса;

· приобрести навыки сбора, обработки и анализа поступающей в управленческую структуру экономической, политической, социальной и иной информации;

· научиться применять на практике навыки, полученные в процессе обучения в СЗАГС базовые и специализированные знания;

· выполнять в ходе производственной практики разовые и постоянные задания (поручения) руководителей в соответствии со спецификой, функциями, задачами и полномочиями объекта практики.

Более детальный перечень вопросов и рекомендаций студенту-практиканту определяется руководителем в зависимости от специализации и специфики объекта практики, что и находит отражение в программе практики. В рамках программы могут быть предусмотрены индивидуальные задания по специализации, а также задания на проведение научно-исследовательской работы.

Формы отчетности по производственной практике . По окончании производственной практики студенты представляют руководителю практики письменный отчет, в котором должны быть представлены:

· характеристика структуры, функций и основных направлений деятельности объекта практики;

· перечень документов, нормативных актов, использованных студентом в процессе прохождения практики;

· перечень и описание непосредственно выполняемых студентом должностных обязанностей, поручений, заданий;

· предложения и рекомендации по организации производственной практики.

Отчет подписывается представителем организации, где студент проходил практику, и руководителем от Филиала СЗАГС.

По итогам учебно-производственной практики преподавателями кафедр, руководившими производственной практикой студентов, проводятся итоговые зачетные занятия («защита практики»), после чего студенту выставляется зачет по практике.

Преддипломная практика направлена на углубленное изучение деятельности региональных и муниципальных структур власти, государственных, коммерческих, общественных организаций и ориентирована на написание студентом дипломной работы. Собранные в процессе преддипломной практики материалы составляют фактологическую основу дипломного сочинения.

В процессе преддипломной практики студентом проводится сбор, обработка и обобщение информации управленческого характера, раскрывающей характер и содержание деятельности, выбранной для прохождения практики организации.

Для получения направления на практику студент совместно с руководителем дипломной работы разрабатывает план практики, в котором определяется, какие конкретно материалы, в какие сроки должны быть собраны и обработаны, фиксируется форма их представления руководителю, а также сроки и формы контроля и индивидуальных консультаций на весь период практики.

Имея на руках утвержденный руководителем дипломной работы план практики, студент получает у представителя руководства Филиала СЗАГС, отвечающего за организацию практики, направление, с которым обращается в учреждение, определенное для прохождения практики.

Контроль за прохождением студентами преддипломной практики осуществляют представитель руководства Филиала и непосредственный руководитель практики от Филиала (или руководитель дипломной работы).

По завершению практики студентом составляется краткий отчет о выполнении плана практики, который заверяется руководителем от Филиала СЗАГС, а также должностным лицом учреждения, в котором студент проходил практику.

Пояснительная записка к программе практики

Данная программа разработана для проведения практики по профилю специальности 061000 «Государственное и муниципальное управление».

Государственное и муниципальное управление – это область деятельности, обеспечивающая рациональное управление экономическими и социальными процессами, организацию систем управления, совершенствование управления в соответствии с тенденциями социально-экономического развития. В связи с этим практика осуществляется в государственных органах, входящих в систему законодательной, исполнительной и судебной власти, органах местного самоуправления, а также государственных и муниципальных учреждениях.

Цели и задачи производственной практики

В результате прохождения практики студент должен знать:

- виды организационных структур;

- стили руководства и условия их применения;

- систему управления персоналом предприятия;

- психологические аспекты управления, порядок разрешения конфликтных ситуаций в коллективе;

- порядок принятия управленческих решений;

уметь:

- анализировать внутреннюю и внешнюю среду органа управления;

- применять различные методы управления;

- решать организационные задачи, стоящие перед коллективом.

Программа практики разработана в соответствии с учебным планом и рассчитана на ___ недели (___ часов).

Основанием для прохождения студентами практики в органах и учреждениях государственного и муниципального управления является договор Филиала СЗАГС об условиях прохождения практики в данных организациях.

График работы студентов в период практики предусматривает 40-часовую рабочую неделю.

В ходе практики студенту назначается руководитель от Филиала СЗАГС и руководитель от базы практики.

Руководитель от базы практики осуществляет общее руководство производственной практикой, проверяет содержание записей в дневнике и отчете, оценивает правильность и своевременность их выполнения.

Руководитель от Филиала СЗАГС оказывает методическую помощь студентам при выполнении ими индивидуальных заданий в сборе материалов, оценивает результаты выполнения студентами программы практики на основании дневника и отчета по практике.

Студенты отражают выполнение практических работ в дневнике, который ведется согласно образцу (Приложение 2).

По окончании прохождения практики студентами представляются отчет и дневник, которые отображают весь объем проделанной за период практики работы.

Руководитель от базы практики проверяет правильность оформления дневника и отчета, составляет отзыв о результатах обучения по всем разделам тематического плана с последующим выставлением общей оценки по практике, подписывает отчет и заверяет его печатью (Приложение 4).

После оформления дневник и отчет в установленные сроки сдаются для проверки руководителю от Филиала СЗАГС, который дает собственное заключение (Приложение 4).

Тематический план.

Этапы прохождения практики

Количество часов

1. Назначение и структура государственного или муниципального органа (учреждения).

2. Система методов управления.

3. Организация управления персоналом.

4. Социальные аспекты функционирования государственного или муниципального органа (государственного или муниципального учреждения).

5. Выявление и анализ основных проблем государственного или муниципального органа (учреждения).

6. Выводы и рекомендации о проделанной работе.

7. Оформление отчета по практике.

Итого

320

Содержание практики.

1. Назначение и структура государственного или муниципального органа (учреждения).

Студент должен:

- рассмотреть историю и порядок организации данного органа или учреждения;

- объяснить его роль в системе государственных (муниципальных) органов;

- выявить цели и задачи деятельности данного органа (учреждения);

- провести анализ его внешней и внутренней среды;

- выделить и описать объекты, которыми управляет данный орган (учреждение);

- определить тип организационной структуры данного органа (учреждения);

- выделить его достоинства и недостатки.

2. Система методов управления.

Студент должен:

- рассмотреть систему методов управления в данном органе (учреждении);

- описать коммуникационный процесс в органе (учреждении);

- рассмотреть правовое обеспечение управленческой деятельности в данном органе (учреждении).

3. Организация управления персоналом.

Студент должен:

- проанализировать организацию управления персоналом в органе (учреждении) по следующим направлениям:

а) кадровое планирование;

б) отбор персонала;

в) наем и высвобождение персонала;

г) адаптация персонала;

д) развитие персонала;

е) система мотивации персонала;

ж) оценка результативности деятельности персонала;

- оценить, насколько эффективна политика управления персоналом с точки зрения управления органом или учреждением.

4. Социально-психологические аспекты функционирования государственного или муниципального органа (государственного или муниципального учреждения).

Студент должен:

- рассмотреть стиль управления, используемый в данном органе (учреждении);

- описать методы и способы принятия управленческих решений;

- выявить степень участия рядовых работников в выработке и принятии управленческих решений;

- проанализировать социально-психологический климат в коллективе органа (учреждения);

- проанализировать отношения между работниками;

- рассмотреть существующие в данном органе (учреждении) конфликты и способы их урегулирования;

- выявить основные источники конфликтов.

5. Выявление и анализ основных проблем государственного или муниципального органа (учреждения).

Студент должен:

- выявить основные проблемы государственного или муниципального органа (учреждения);

- рассмотреть и проанализировать данные проблемы;

- определить источники их возникновения и динамику развития;

- оценить характер отношения руководителей и работников органа (учреждения) к данным проблемам;

- оценить эффективность методов разрешения проблем с точки зрения их целесообразности и ресурсного обеспечения.

6. Выводы и рекомендации о проделанной работе.

Студент должен:

- обобщить и проанализировать полученные результаты;

- сделать выводы и разработать практические рекомендации по следующим направлениям:

а) совершенствование организационной структуры;

б) улучшение организации управленческого труда;

в) совершенствование трудовых отношений;

г) разрешение основных проблем организации (учреждения).

7. Оформление отчета по практике.

Студент должен оформить отчет в соответствии со следующими требованиями:

1. Текст отчета пишется четко и разборчиво на одной стороне стандартного листа (формат А 4), при необходимости снабжается таблицами, схемами, диаграммами.

2. Титульный лист оформляется в соответствии с образцом (Приложение 3).


Приложение 1

ФИЛИАЛ

Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования

« СЕВЕРО-ЗАПАДНАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ»

В Г. ТВЕРИ

НАПРАВЛЕНИЕ

НА ПРЕДДИПЛОМНУЮ ПРАКТИКУ

Студент_________________________________________________________

Специальность __Государственное и муниципальное управление ________

Специализация___________________________________________________

Курс___5 ____

Направляется для прохождения практики в период_____________________

В организацию (учреждение)________________________________________

_________________________________________________________________

Директор Филиала СЗАГС в г. Твери_______________________ А.А. Осипов

« » ________ 20 г.


Приложение 2

ДНЕВНИК

ПРОХОЖДЕНИЯ____преддипломная ______ ПРАКТИКИ

(вид практики)

Студента_____________________ ___курса

Ф.И.О.

№ п/п

Число, месяц

Вид работы, выполняемой студентом

Содержание работы

Оценка, замечания и предложения куратора от предприятия

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

______________________ (подпись студента)

Печать

________________________________________ (ФИО,

Дата

подпись руководителя —куратора от базы практики)

________________________________________ (ФИО,

подпись руководителя от Филиала СЗАГС


Приложение 3

ФИЛИАЛ

Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования

« СЕВЕРО-ЗАПАДНАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ»

В Г. ТВЕРИ

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

Отчет

по преддипломной практике

студента________________________________

Ф.И.О.

Место прохождения практики______________

________________________________________

Руководители практики:

От Филиала СЗАГС ______________________________

(должность, Ф.И.О.)

От организации__________________________________

(должность, Ф.И.О.)

Тверь – 20__ г.


Приложение 4

ИТОГОВЫЙ ОТЗЫВ О ПРАКТИКЕ

РУКОВОДИТЕЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ (КУРАТОРА ОТ ОРГАНИЗАЦИИ)

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

«___»_____________ 20__г.

Руководитель _______________/ ________/

Ф.И.О/ подпись


ОТЗЫВ ОБ ОТЧЕТЕ О ПРАКТИКЕ

РУКОВОДИТЕЛЯ ОТ ФИЛИАЛА СЗАГС

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Дата «___»____________ 20__г.

Руководитель ________________/ ________/

Ф.И.О, подпись

Результаты практики подведены на заседании кафедры _____________________ 20__г.

Итоговая оценка практики________________________

(зачет, н/зачет)

Директор Филиала СЗАГС в г. Твери_______________________ А.А. Осипов

Скачать архив с текстом документа