В городе твери
СОДЕРЖАНИЕ: Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образованияФИЛИАЛ
Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования
« СЕВЕРО-ЗАПАДНАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ»
В ГОРОДЕ ТВЕРИ
Методические рекомендации
по организации
производственной (преддипломной) практики
для студентов, обучающихся по специальности 061000
«Государственное и муниципальное управление»
Тверь 2004 г.
Методические рекомендации разработаны в соответствии с Положением о порядке проведения практики студентов образовательных учреждений высшего профессионального образования, утвержденным приказом Министерства образования РФ от 25.03.2003 № 14-55-484ин/15 «Рекомендации по организации практики студентов образовательных учреждений высшего профессионального образования» и Положением СЗАГС о проведении практики студентов IV и V курсов факультета государственного и муниципального управления.
ПОЛОЖЕНИЕ
О проведении практики студентов IV и V курсов факультета
государственного и муниципального управления
Северо-Западной академии государственной службы
( Извлечения )
Важное место в подготовке теоретически грамотных и квалифицированных специалистов низшего и среднего звена управленческих структур занимает практика студентов, цель которой — закрепление теоретических знаний, полученных в аудиториях, выработка практических навыков по обоснованию, подготовке и принятию управленческих решений, а также организация процесса выполнения принимаемых решений, всестороннее знакомство со структурой органов государственного и муниципального управления.
Знания, умения и навыки, приобретенные студентами за годы обучения, рассматриваются как необходимые ступени в подготовке квалифицированного специалиста государственной службы.
Практика студентов является составной частью учебного процесса.
Учебно-производственная практика носит профориентационный характер и направлена на закрепление и углубление знаний, полученных студентами в процессе обучения. В процессе производственной практики студенты непосредственно участвуют в работе органов государственного и муниципального управления: в аппаратах представительных и исполнительных органов власти, в департаментах, комитетах, управлениях, комиссиях, советах, в отделах и службах городской, областной и районных администраций, в органах местного самоуправления, а также управленческих органах хозяйственных и коммерческих структур, в управленческих структурах промышленности, транспорта и сельского хозяйства.
Практика может осуществляться по индивидуальным заданиям в общественных организациях, коммерческих структурах и научно-исследовательских учреждениях.
Цель производственной практики — овладение формами и методами работы государственного служащего, приобретение навыков и профессиональных знаний, необходимых для работы в органах государственного и муниципального управления, выработка умений исполнительской дисциплины, знакомство с текущими задачами и проблемами органов управления.
В процессе производственной практики перед студентами ставятся следующие задачи :
· изучить структуру, функции и методы управления органов власти;
· проанализировать должностные обязанности служащих данного управления, отдела администрации, департамента или комитета;
· изучить организацию документооборота и формирования дел в управлениях и отделах администрации, департаментах;
· выработать навыки подготовки документов для управленческого процесса;
· приобрести навыки сбора, обработки и анализа поступающей в управленческую структуру экономической, политической, социальной и иной информации;
· научиться применять на практике навыки, полученные в процессе обучения в СЗАГС базовые и специализированные знания;
· выполнять в ходе производственной практики разовые и постоянные задания (поручения) руководителей в соответствии со спецификой, функциями, задачами и полномочиями объекта практики.
Более детальный перечень вопросов и рекомендаций студенту-практиканту определяется руководителем в зависимости от специализации и специфики объекта практики, что и находит отражение в программе практики. В рамках программы могут быть предусмотрены индивидуальные задания по специализации, а также задания на проведение научно-исследовательской работы.
Формы отчетности по производственной практике . По окончании производственной практики студенты представляют руководителю практики письменный отчет, в котором должны быть представлены:
· характеристика структуры, функций и основных направлений деятельности объекта практики;
· перечень документов, нормативных актов, использованных студентом в процессе прохождения практики;
· перечень и описание непосредственно выполняемых студентом должностных обязанностей, поручений, заданий;
· предложения и рекомендации по организации производственной практики.
Отчет подписывается представителем организации, где студент проходил практику, и руководителем от Филиала СЗАГС.
По итогам учебно-производственной практики преподавателями кафедр, руководившими производственной практикой студентов, проводятся итоговые зачетные занятия («защита практики»), после чего студенту выставляется зачет по практике.
Преддипломная практика направлена на углубленное изучение деятельности региональных и муниципальных структур власти, государственных, коммерческих, общественных организаций и ориентирована на написание студентом дипломной работы. Собранные в процессе преддипломной практики материалы составляют фактологическую основу дипломного сочинения.
В процессе преддипломной практики студентом проводится сбор, обработка и обобщение информации управленческого характера, раскрывающей характер и содержание деятельности, выбранной для прохождения практики организации.
Для получения направления на практику студент совместно с руководителем дипломной работы разрабатывает план практики, в котором определяется, какие конкретно материалы, в какие сроки должны быть собраны и обработаны, фиксируется форма их представления руководителю, а также сроки и формы контроля и индивидуальных консультаций на весь период практики.
Имея на руках утвержденный руководителем дипломной работы план практики, студент получает у представителя руководства Филиала СЗАГС, отвечающего за организацию практики, направление, с которым обращается в учреждение, определенное для прохождения практики.
Контроль за прохождением студентами преддипломной практики осуществляют представитель руководства Филиала и непосредственный руководитель практики от Филиала (или руководитель дипломной работы).
По завершению практики студентом составляется краткий отчет о выполнении плана практики, который заверяется руководителем от Филиала СЗАГС, а также должностным лицом учреждения, в котором студент проходил практику.
Пояснительная записка к программе практики
Данная программа разработана для проведения практики по профилю специальности 061000 «Государственное и муниципальное управление».
Государственное и муниципальное управление – это область деятельности, обеспечивающая рациональное управление экономическими и социальными процессами, организацию систем управления, совершенствование управления в соответствии с тенденциями социально-экономического развития. В связи с этим практика осуществляется в государственных органах, входящих в систему законодательной, исполнительной и судебной власти, органах местного самоуправления, а также государственных и муниципальных учреждениях.
Цели и задачи производственной практики
В результате прохождения практики студент должен знать:
- виды организационных структур;
- стили руководства и условия их применения;
- систему управления персоналом предприятия;
- психологические аспекты управления, порядок разрешения конфликтных ситуаций в коллективе;
- порядок принятия управленческих решений;
уметь:
- анализировать внутреннюю и внешнюю среду органа управления;
- применять различные методы управления;
- решать организационные задачи, стоящие перед коллективом.
Программа практики разработана в соответствии с учебным планом и рассчитана на ___ недели (___ часов).
Основанием для прохождения студентами практики в органах и учреждениях государственного и муниципального управления является договор Филиала СЗАГС об условиях прохождения практики в данных организациях.
График работы студентов в период практики предусматривает 40-часовую рабочую неделю.
В ходе практики студенту назначается руководитель от Филиала СЗАГС и руководитель от базы практики.
Руководитель от базы практики осуществляет общее руководство производственной практикой, проверяет содержание записей в дневнике и отчете, оценивает правильность и своевременность их выполнения.
Руководитель от Филиала СЗАГС оказывает методическую помощь студентам при выполнении ими индивидуальных заданий в сборе материалов, оценивает результаты выполнения студентами программы практики на основании дневника и отчета по практике.
Студенты отражают выполнение практических работ в дневнике, который ведется согласно образцу (Приложение 2).
По окончании прохождения практики студентами представляются отчет и дневник, которые отображают весь объем проделанной за период практики работы.
Руководитель от базы практики проверяет правильность оформления дневника и отчета, составляет отзыв о результатах обучения по всем разделам тематического плана с последующим выставлением общей оценки по практике, подписывает отчет и заверяет его печатью (Приложение 4).
После оформления дневник и отчет в установленные сроки сдаются для проверки руководителю от Филиала СЗАГС, который дает собственное заключение (Приложение 4).
Тематический план.
Этапы прохождения практики |
Количество часов |
1. Назначение и структура государственного или муниципального органа (учреждения). |
|
2. Система методов управления. |
|
3. Организация управления персоналом. |
|
4. Социальные аспекты функционирования государственного или муниципального органа (государственного или муниципального учреждения). |
|
5. Выявление и анализ основных проблем государственного или муниципального органа (учреждения). |
|
6. Выводы и рекомендации о проделанной работе. |
|
7. Оформление отчета по практике. |
|
Итого |
320 |
Содержание практики.
1. Назначение и структура государственного или муниципального органа (учреждения).
Студент должен:
- рассмотреть историю и порядок организации данного органа или учреждения;
- объяснить его роль в системе государственных (муниципальных) органов;
- выявить цели и задачи деятельности данного органа (учреждения);
- провести анализ его внешней и внутренней среды;
- выделить и описать объекты, которыми управляет данный орган (учреждение);
- определить тип организационной структуры данного органа (учреждения);
- выделить его достоинства и недостатки.
2. Система методов управления.
Студент должен:
- рассмотреть систему методов управления в данном органе (учреждении);
- описать коммуникационный процесс в органе (учреждении);
- рассмотреть правовое обеспечение управленческой деятельности в данном органе (учреждении).
3. Организация управления персоналом.
Студент должен:
- проанализировать организацию управления персоналом в органе (учреждении) по следующим направлениям:
а) кадровое планирование;
б) отбор персонала;
в) наем и высвобождение персонала;
г) адаптация персонала;
д) развитие персонала;
е) система мотивации персонала;
ж) оценка результативности деятельности персонала;
- оценить, насколько эффективна политика управления персоналом с точки зрения управления органом или учреждением.
4. Социально-психологические аспекты функционирования государственного или муниципального органа (государственного или муниципального учреждения).
Студент должен:
- рассмотреть стиль управления, используемый в данном органе (учреждении);
- описать методы и способы принятия управленческих решений;
- выявить степень участия рядовых работников в выработке и принятии управленческих решений;
- проанализировать социально-психологический климат в коллективе органа (учреждения);
- проанализировать отношения между работниками;
- рассмотреть существующие в данном органе (учреждении) конфликты и способы их урегулирования;
- выявить основные источники конфликтов.
5. Выявление и анализ основных проблем государственного или муниципального органа (учреждения).
Студент должен:
- выявить основные проблемы государственного или муниципального органа (учреждения);
- рассмотреть и проанализировать данные проблемы;
- определить источники их возникновения и динамику развития;
- оценить характер отношения руководителей и работников органа (учреждения) к данным проблемам;
- оценить эффективность методов разрешения проблем с точки зрения их целесообразности и ресурсного обеспечения.
6. Выводы и рекомендации о проделанной работе.
Студент должен:
- обобщить и проанализировать полученные результаты;
- сделать выводы и разработать практические рекомендации по следующим направлениям:
а) совершенствование организационной структуры;
б) улучшение организации управленческого труда;
в) совершенствование трудовых отношений;
г) разрешение основных проблем организации (учреждения).
7. Оформление отчета по практике.
Студент должен оформить отчет в соответствии со следующими требованиями:
1. Текст отчета пишется четко и разборчиво на одной стороне стандартного листа (формат А 4), при необходимости снабжается таблицами, схемами, диаграммами.
2. Титульный лист оформляется в соответствии с образцом (Приложение 3).
Приложение 1
ФИЛИАЛ
Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования
« СЕВЕРО-ЗАПАДНАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ»
В Г. ТВЕРИ
НАПРАВЛЕНИЕ
НА ПРЕДДИПЛОМНУЮ ПРАКТИКУ
Студент_________________________________________________________
Специальность __Государственное и муниципальное управление ________
Специализация___________________________________________________
Курс___5 ____
Направляется для прохождения практики в период_____________________
В организацию (учреждение)________________________________________
_________________________________________________________________
Директор Филиала СЗАГС в г. Твери_______________________ А.А. Осипов
« » ________ 20 г.
Приложение 2
ДНЕВНИК
ПРОХОЖДЕНИЯ____преддипломная ______ ПРАКТИКИ
(вид практики)
Студента_____________________ ___курса
Ф.И.О.
№ п/п |
Число, месяц |
Вид работы, выполняемой студентом |
Содержание работы |
Оценка, замечания и предложения куратора от предприятия |
1 |
||||
2 |
||||
3 |
||||
4 |
||||
5 |
||||
6 |
||||
7 |
||||
8 |
||||
9 |
||||
10 |
||||
11 |
||||
12 |
||||
13 |
||||
14 |
______________________ (подпись студента) |
|
Печать |
|
________________________________________ (ФИО, |
|
Дата |
подпись руководителя —куратора от базы практики) |
________________________________________ (ФИО, |
|
подпись руководителя от Филиала СЗАГС |
|
Приложение 3
ФИЛИАЛ
Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования
« СЕВЕРО-ЗАПАДНАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ»
В Г. ТВЕРИ
СПЕЦИАЛЬНОСТЬ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ
Отчет
по преддипломной практике
студента________________________________ Ф.И.О. |
Место прохождения практики______________ |
________________________________________ |
Руководители практики: |
От Филиала СЗАГС ______________________________ |
(должность, Ф.И.О.) |
От организации__________________________________ |
(должность, Ф.И.О.) |
Тверь – 20__ г.
Приложение 4
ИТОГОВЫЙ ОТЗЫВ О ПРАКТИКЕ
РУКОВОДИТЕЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ (КУРАТОРА ОТ ОРГАНИЗАЦИИ)
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
«___»_____________ 20__г. |
Руководитель _______________/ ________/ |
Ф.И.О/ подпись |
ОТЗЫВ ОБ ОТЧЕТЕ О ПРАКТИКЕ
РУКОВОДИТЕЛЯ ОТ ФИЛИАЛА СЗАГС
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Дата «___»____________ 20__г. |
Руководитель ________________/ ________/ |
Ф.И.О, подпись |
Результаты практики подведены на заседании кафедры _____________________ 20__г.
Итоговая оценка практики________________________
(зачет, н/зачет)
Директор Филиала СЗАГС в г. Твери_______________________ А.А. Осипов