Валютная политика и ее формы
СОДЕРЖАНИЕ: СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ ГЛАВА 1. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ВАЛЮТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ И ВАЛЮТНАЯ СИСТЕМА 1.1 Эволюция мировой валютной системы как фактор развития международных валютно-финансовых отношенийСОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ВАЛЮТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ И ВАЛЮТНАЯ СИСТЕМА
1.1 Эволюция мировой валютной системы как фактор развития международных валютно-финансовых отношений
1.3 Валютная система Рооссийской Федерации
ГЛАВА 2. ВАЛЮТНАЯ ПОЛИТИКА И ЕЕ ФОРМЫ
2.1 Уровни и виды валютной политики
2.2 Дисконтная (учетная) политика
2.3 Девизная политика и его разновидности
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
На исходе XX столетия мировая экономика как совокупность национальных хозяйств и их экономических и политических взаимоотношений обрела новое качество: важнейшей формой и одновременно новым этапом интернационализации хозяйственной жизни становится глобализация. Эксперты МВФ определяют этот феномен как «растущую экономическую взаимозависимость стран всего мира в результате возрастающего объема и разнообразия международных сделок с товарами, услугами и мировых потоков капитала, а также благодаря все более быстрой и широкой диффузии технологий». В результате глобализации экономика возрастающего числа стран и регионов становится органичной частью мирового рыночного хозяйства, включается в мирохозяйственные связи. Рушатся институциональные, юридические и технологические барьеры, разделяющие национальные хозяйства. Силы сцепления берут верх над силами отталкивания. Экономически мир обретает черты целостности в планетарном масштабе. Во всемирном хозяйстве расширяется сфера действия общих экономических законов (интернациональной стоимости, глобальной конкуренции и др.) и функциональных взаимосвязей (дальнейшее развитие международной специализации и кооперирования).
Движущими силами глобализации стали углубление международного разделения труда на базе растущей дифференциации высокотехнологичных конечных продуктов и полупродуктов, развитие международной транспортной инфраструктуры, транснационализация экономики, информационная революция на базе микроэлектроники. В результате гигантски ускорились международное движение товаров и услуг, миграция рабочей силы, трансграничный переток капитала как производительного, так и ссудного, передача технологий производства. Размывается былая относительная обособленность рынков ссудных капиталов разных стран.
Международные валютно-кредитные и финансовые отношения — составная часть и одна из наиболее сложных сфер рыночного хозяйства. В них фокусируются проблемы национальной и мировой экономики, развитие которых исторически идет параллельно и тесно переплетаясь. По мере интернационализации и глобализации мирового хозяйства увеличиваются международные потоки товаров, услуг и особенно капиталов и кредитов.
Актуальность темы проявляется в том, что род влиянием многих факторов функционирование международных валютно-финансовых отношений усложнилось и характеризуется частыми изменениями. Поэтому изучение мирового опыта представляет большой интерес для формирующейся в России. Постепенная интеграция России в мировое сообщество требует знания общепринятого цивилизованного кодекса поведения на мировых рынках валют, кредитов, ценных бумаг, золота.
Цель работы – рассмотреть сущность, этапы и закономерности развития международных валютно-финансовых отношений. В соответствии с целью, в работе были поставлены и решены следующие задачи:
1. Рассмотреть международные валютные отношения, валютные курс и влияющие на него факторы, теории регулирования валютного курса.
2. Изучить теоретические основы развития МВФО, этапы и закономерности, условия внешнеэкономических сделок.
3. Определить условия функционирования мировых валютных и финансовых рынков: финансовые потоки и центры, риски в МВФО.
4. Рассмотреть валютную систему Российской федерации.
Объект исследования – международные валютно-финансовые отношения. Предмет – теоретические и практические вопросы МВФО.
Теоретической базой работы послужили труды отечественных ученых-экономистов: А.Д. Шафронова, Борисова Е.Ф., И.П. Николаевой и др.
При выполнении работы использовались учебники и учебные пособия по экономической теории, макроэкономике, международным валютно-финансовым отношениям и международным экономическим отношениям, статьи периодической печати, монографии экономистов-теоретиков.
ГЛАВА 1. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ВАЛЮТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ И ВАЛЮТНАЯ СИСТЕМА
1.1 Эволюция мировой валютной системы как фактор развития международных валютно-финансовых отношений
Эволюция валютной системы определяются воспроизводственным критерием, отражают основные этапы развития национального и мирового хозяйства. Данный критерий проявляется в периодическом несоответствии принципов мировой валютной системы изменениям в структуре мирового хозяйства, а также в расстановке сил между его основными центрами. В этой связи периодически возникает кризис мировой валютной системы. Это взрыв валютных противоречий, резкое нарушение ее функционирования, проявляющееся в несоответствии структурных принципов организации мирового валютного механизма к изменившимся условиям производства, мировой торговли, соотношению сил в мире. Данное понятие возникло с кризисом 1 мировой валютной системы - золотого монометаллизма. Периодические кризисы мировой валютной системы занимают относительно длительный исторический период времени: кризис золотомонетного стандарта продолжался около 10 лет (1913-1922 гг.), Генуэзской валютной системы - 8 лет (1929-1936 гг.), Бреттонвудской - 10 лет (1967-1976 гг.) [6, с. 184].
При кризисе мировой валютной системы нарушается действие ее структурных принципов и резко обостряются валютные противоречия. В основе периодичности кризиса лежит приспособление ее структурных принципов к изменившимся условиям в мире. Трагедии и драматические события, связанные с валютным кризисом, не могут долго продолжаться без угрозы воспроизводству. Поэтому используются разнообразные средства для сглаживания острых форм валютного кризиса и проведения реформы мировой валютной системы. Кризис мировой валютной системы ведет к ломке старой системы и ее замене новой, обеспечивающей относительную валютную стабилизацию. Создание новой мировой валютной системы проходит три основных этапа:
- становление, формирование предпосылок, определение принципов новой системы; при этом сохраняется ее преемственная связь с прежней системой;
- формирование структурного единства, завершение построения, постепенная активизация принципов новой системы;
- образование полноценно функционирующей новой мировой валютной системы на базе законченной целостности и органической увязки ее элементов.
Различаются циклические валютные кризисы как проявление экономического кризиса и специальные кризисы, вызванные иными факторами: кризисом платежного баланса, чрезвычайными событиями и т.д. При золотом стандарте валютные кризисы возникали обычно в периоды войн и циклических экономических кризисов, но не доходили до острых форм. Выравнивание платежного баланса в тот период осуществлялось через стихийный механизм золотого стандарта, а колебания валютных курсов были ограничены золотыми точками. В связи с изменениями в циклическом развитии экономики в XX в. стирается четкая грань между циклическим и специальным валютными кризисами.
Эволюция мировой валютной системы определяется развитием и потребностями национальной и мировой экономики, изменениями в расстановке сил в мире (таблица 2) [6, с. 185].
Первая мировая валютная система стихийно сформировалась в XIX в. после промышленной революции на базе золотого монометаллизма в форме золотого стандарта. Юридически она была оформлена межгосударственным соглашением на Парижской конференции в 1867 г., которое признало золото единственной формой мировых денег. В условиях, когда золото непосредственно выполняло все функции денег, денежная и валютная системы (национальная и мировая) были равны, с той лишь разницей, что монеты, выходя на мировой рынок принимались в платежи по весу.
Таблица 2 – Эволюция мировой валютной системы
Критерии | Парижская ВС 1867 г. | Генуэзская ВС 1922 г. | Бреттонвудская ВС 1944 г. | Ямайская ВС 1976—1978 гг. | Европейская ВС 1979 г. (региональная) | |
1. База | Золотомонетный стандарт | Золото-девизный стандарт | Золото-девизный стандарт | Стандарт СДР | Стандарт ЭКЮ (1979-1988гг.); евро (с 1999г.) | |
2. Использование золота как мировых денег | Золотые паритеты Золото как резервно-платежное средство Конвертируемость валют в золото |
Официальная демонетизация золота | Объединение 20% официальных золото-долларовых резервов | |||
Конвертируемость доллара США в золото по официальной цене | Использование золота для частичного обеспечения эмиссии ЭКЮ, переоценка золотых резервов по рыночной цене | |||||
3. Режим валютного курса | Свободно колеблющиеся курсы в пределах золотых точек | Свободно колеблющиеся курсы без золотых точек (с 30-х годов) | Фиксированные паритеты и курсы (±075; ±1%) |
Свободный выбор режима валютного курса | Совместно плавающий валютный курс в пределах + 2,25,± 15% с августа 1993г. («европейская валютная змея»), с 1999г. только для 4 стран, не присоединившихся к зоне евро | |
4. Институци-ональная структура | Конференция | Конференция, совещания | МВФ — орган межгосударственного валютного регулирования | МВФ; совещания «в верхах» | Европейский фонд валютного сотрудничества (1979-1993гг.); Европейский валютный институт (1994—1998 гг.); Европейский центральный банк (с 1 июля 1998 г.) |
Парижская валютная система базировалась на следующих структурных принципах.
1. Ее основой являлся золотомонетный стандарт.
2. Каждая валюта имела золотое содержание (Великобритания — с 1816г., США — 1837 г., Германия — 1875 г., Франция — 1878 г., Россия — с 1895—1897 гг.). В соответствии с золотым содержанием валют устанавливались их золотые паритеты. Валюты свободно конвертировались в золото. Золото использовалось как общепризнанные мировые деньги.
3. Сложился режим свободно плавающих курсов валют с учетом рыночного спроса и предложения, но в пределах золотых точек. Если рыночный курс валюты падал ниже паритета, основанного на их золотом содержании, то должники предпочитали расплачиваться по международным обязательствам золотом, а не иностранными валютами.
Постепенно золотой стандарт (в золотомонетной форме) изжил себя, так как не соответствовал масштабам возросших хозяйственных связей и условиям регулируемой рыночной экономики. Первая мировая война ознаменовалась кризисом мировой валютной системы. Золотомонетный стандарт перестал функционировать как денежная и валютная системы.
После периода валютного хаоса, возникшего в итоге первой мировой войны, был установлен золото-девизный стандарт, основанный на золоте и ведущих валютах, конвертируемых в золото (по предложению англосаксонских экспертов). Платежные средства в иностранной валюте, предназначенные для международных расчетов, стали называть девизами. Вторая мировая валютная система была юридически оформлена межгосударственным соглашением, достигнутым на Генуэзской международной экономической конференции в 1922 г. Генуэзская валютная система функционировала на следующих принципах.
1. Ее основой являлись золото и девизы — иностранные валюты.
2. Сохранены золотые паритеты.
3. Восстановлен режим свободно колеблющихся валютных курсов.
4. Валютное регулирование осуществлялось в форме активной валютной политики, международных конференций, совещаний.
Под влиянием закона неравномерности развития в итоге первой мировой войны валютно-финансовый центр переместился из Западной Европы в США. Соединенные Штаты развернули борьбу за гегемонию доллара, однако добились статуса резервной валюты лишь после второй мировой войны. В результате кризиса 1929-1937 гг. Генуэзская валютная система утратила относительную эластичность и стабильность. Несмотря на прекращение размена банкнот на золото во внутреннем обороте, сохранилась внешняя конвертируемость валют в золото по соглашению центральных банков США, Великобритании, Франции [6, с. 187].
Вторая мировая война привела к углублению кризиса Генуэзской валютной системы. Разработка проекта новой мировой валютной системы началась еще в годы войны (в апреле 1943г.), так как страны опасались потрясений, подобных валютному кризису после первой мировой войны и в 30-х годах. Англо-американские эксперты, работавшие с 1941 г., с самого начала отвергли идею возвращения к золотому стандарту. Они стремились разработать принципы новой мировой валютной системы, способной обеспечить экономический рост и ограничить негативные социально-экономические последствия экономических кризисов. Стремление США закрепить господствующее положение доллара в мировой валютной системе нашло отражение в плане Г.Д. Уайта (начальника отдела валютных исследований министерства финансов США).
В результате долгих дискуссий по планам Г.Д.Уайта и Дж.М.Кейнса (Великобритания) формально победил американский проект, хотя кейнсианские идеи межгосударственного валютного регулирования были также положены в основу Бреттонвудской системы.
На валютно-финансовой конференции ООН в Бреттон-Вудсе (США) в 1944 г. были установлены правила организации мировой торговли, валютных, кредитных и финансовых отношений и оформлена третья мировая валютная система. Принятые на конференции Статьи Соглашения (Устав МВФ) определили следующие принципы Бреттонвудской валютной системы.
1. Введен золото-девизный стандарт, основанный на золоте и двух резервных валютах — долларе США и фунте стерлингов.
2. Бреттонвудское соглашение предусматривало четыре формы использования золота как основы мировой валютной системы: а) сохранены золотые паритеты валют и введена их фиксация в МВФ; б) золото продолжало использоваться как международное платежное и резервное средство; в) опираясь на свой возросший валютно-экономический потенциал и золотой запас, США приравняли доллар к золоту, чтобы закрепить за ним статус главной резервной валюты; г) с этой целью казначейство США продолжало разменивать доллар на золото иностранным центральным банкам и правительственным учреждениям по официальной цене, установленной в 1934 г., исходя из золотого содержания своей валюты (35 долл. за 1 тройскую унцию, равную 31,1035 г).
3. Курсовое соотношение валют и их конвертируемость стали осуществляться на основе фиксированных валютных паритетов, выраженных в долларах. Девальвация свыше 10% допускалась лишь с разрешения Фонда.
4. Впервые в истории созданы международные валютно-кредитные организации МВФ и МБРР. МВФ предоставляет кредиты в иностранной валюте для покрытия дефицита платежных балансов в целях поддержки нестабильных валют, осуществляет контроль за соблюдением странами-членами принципов мировой валютной системы, обеспечивает валютное сотрудничество стран [6, с. 188].
Под давлением США в рамках Бреттонвудской системы утвердился долларовый стандарт — мировая валютная система, основанная на господстве доллара. Доллар — единственная валюта, конвертируемая в золото, стал базой валютных паритетов, преобладающим средством международных расчетов, валютой интервенции и резервных активов.
Экономические, энергетический, сырьевой кризисы дестабилизировали Бреттонвудскую систему в 60-х годах. Изменение соотношения сил на мировой арене подорвало ее структурные принципы. С конца 60-х годов постепенно ослабло экономическое, финансово-валютное, технологическое превосходство США над конкурентами. Западная Европа и Япония, укрепив свой валютно-экономический потенциал, стали теснить американского партнера. На страны «Общего рынка» в 1984 г. приходилось 36,0% промышленного производства стран ОЭСР (США — 34,3%), 33,7% экспорта (США — 12,7%). Удельный вес США в золотых резервах уменьшился с 75% в 1949 г. до 23%. Одновременно доля стран ЕС в золотых резервах возросла до 38%, в валютных — до 53% (США —10,8%).
С конца 60-х годов наступил кризис Бреттонвудской валютной системы. Ее структурные принципы, установленные в 1944 г., перестали соответствовать условиям производства, мировой торговли и изменившемуся соотношению сил в мире. Сущность кризиса Бреттонвудской системы заключается в противоречии между интернациональным, глобальным характером МЭО и использованием для их осуществления национальных валют, подверженных обесценению (преимущественно доллара).
Валютный кризис развивался волнообразно, поражая то одну, то другую страну в разное время и с разной силой.
Поиски выхода из валютного кризиса завершились компромиссным Вашингтонским соглашением «группы десяти» (в Смитсоновском институте) 18 декабря 1971 г. Была достигнута договоренность по следующим пунктам: 1) девальвация доллара на 7,89% и повышение официальной цены золота на 8,57% (с 35 до 38 долл. за унцию); 2) ревальвация ряда валют; 3) расширение пределов колебаний валютных курсов с ± 1 до +2,25% от их паритетов и установление центральных курсов вместо валютных паритетов; 4) отмена 10%-ной таможенной пошлины в США. Но США не взяли обязательства восстановить конвертируемость доллара в золото и участвовать в валютной интервенции. Тем самым они сохранили привилегированный статус доллара.
Кризис Бреттонвудской валютной системы породил обилие проектов валютной реформы: от проектов создания коллективной резервной единицы, выпуска мировой валюты, обеспеченной золотом и товарами, до возврата к золотому стандарту. Их теоретической основой служили неокейнсианские и неоклассические концепции. На рубеже 60—70-х годов проявился кризис кейнсианства, на котором было основано валютное регулирование в рамках Бреттонвудской системы. В этой связи активизировались неоклассики. Некоторые из них ориентировались на повышение роли золота в международных валютных отношениях вплоть до восстановления золотого стандарта. Родиной неометаллизма была Франция в 60-х годах, а основоположником — Ж. Рюэфф [8, с. 354].
Соглашение (январь 1976 г.) стран-членов МВФ в Кингстоне (Ямайка) и ратифицированное требуемым большинством стран-членов в апреле 1978 г. второе изменение Устава МВФ оформили следующие принципы четвертой мировой валютной системы: введен стандарт СДР вместо золото-девизного стандарта; юридически завершена демонетизация золота: отменены его официальная цена, золотые паритеты, прекращен размен долларов на золото; странам предоставлено право выбора любого режима валютного курса; МВФ, сохранившийся на обломках Бреттонвудской системы, призван усилить межгосударственное валютное регулирование.
Итоги функционирования СДР с 1970 г. свидетельствуют о том, что они были далеки от мировых денег. Более того, возник ряд проблем: 1) эмиссии и распределения, 2) обеспечения, 3) метода определения курса, 4) сферы использования СДР. Укрепление валютно-экономических позиций новых центров — стран Западной Европы, особенно ЕС, и Японии — обусловило тенденцию перехода от стандарта СДР к многовалютному стандарту на основе ведущих валют. «Общий рынок» сформировал собственный валютный центр в виде ЕВС Но Западная Европа была не в состоянии противостоять засилью США в валютной сфере и вытеснить доллар из международных расчетов. Проблемы Ямайской валютной системы порождают и объективную необходимость ее дальнейшей реформы. Прежде всего речь идет о поисках путей стабилизации валютных курсов, усилении координации валютно-экономической политики ведущих держав. Валютная солидарность диктуется стремлением усовершенствовать мировой валютный механизм, который является одним из источников нестабильности мировой и национальных экономик. Но соперничество трех центров лежит в основе валютных противоречий. В ответ на нестабильность Ямайской валютной системы страны ЕС создали собственную международную валютную систему в целях стимулирования процесса экономической интеграции.
Таким образом, валютный кризис - взрыв валютных противоречий, резкое нарушение функционирования валютной системы, проявляющееся в несоответствии структурных принципов организации мирового валютного механизма к изменившимся условиям производства, мировой торговли, соотношению сил в мире.
1.2 Валютная система Российской Федерации
В соответствии с Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» официальной денежной единицей (валютой) РФ является рубль - законное платежное средство, обязательное к приему по нарицательной стоимости на всей территории РФ.
Под валютой РФ понимается:
· находящиеся в обращении, а также изъятые или изымаем из обращения, но подлежащие обмену рубли в виде банковских билетов (банкнот) Центрального банка РФ и монеты:
· средства в рублях на счетах в банках и иных кредитных учреждениях в РФ;
· средства в рублях на счетах в банках и иных кредитных учреждениях за пределами РФ на основании соглашения, заключаемого Правительством РФ и Центральным банком РФ с ответствующими органами иностранного государства об использовании на территории данного государства российской валюты в качестве законного платежного средства.
Расчеты между резидентами осуществляются в валюте РФ без ограничений. Расчеты между резидентами и нерезидентами в валюте РФ осуществляются в порядке, устанавливаемом Банком России.
Порядок приобретения и использования в Российской Федерации валюты РФ нерезидентами устанавливается Банком России в соответствии с законами РФ.
Ввоз, вывоз и пересылка в Россию или из России валюты РФ и ценных бумаг, выраженных в валюте РФ, осуществляются резидентами и нерезидентами в порядке, устанавливаемом ЦБ РФ совместно с Минфином России и Государственным таможенным комитетом РФ.
Важным элементом валютной системы выступает валютный курс - цена денежной единицы одной страны, выраженная в денежных единицах других стран или в международных валютных единицах.
Основным принципом политики валютного курса является рыночное курсообразование с использованием режима плавающего курса рубля к иностранным валютам. В условиях меняющейся ситуации на мировых финансовых и товарных рынках этот режим способствует снижению возможного дестабилизирующего влияния внешних факторов на российскую экономику.
Политика валютного курса направлена на сглаживание курсовых колебаний и накопление золотовалютных резервов до уровня, учитывающего размеры предстоящих платежей по обслуживанию и погашению государственного внешнего долга.
При этом меры политики валютного курса направлены на достижение баланса интересов экспортеров и импортеров, укрепление доверия к национальной валюте, повышение привлекательности вложений в российские финансовые активы. Одновременно особое внимание уделяется мероприятиям, направленным на сокращение утечки капитала из страны.
Валютный курс позволяет соизмерить национальную российскую валюту (рубль) с иностранной валютой.
Чем выше темпы инфляции в стране, тем ниже курс ее валюты.
Официальные курсы иностранных валют к российскому рублю устанавливает Банк России.
Курсы основных валют, используемых при внешнеэкономических расчетах, и курс SDR к российскому рублю Банк России устанавливает каждый рабочий день не позднее 13 часов по московскому времени.
Курсы прочих иностранных валют к российскому рублю Банк России устанавливает в предпоследний рабочий день каждого календарного месяца на основе официального курса доллара США к российскому рублю и котировок данных валют к доллару США.
После утверждения официальных курсов иностранных валют к российскому рублю информация о курсах направляется для распространения в средствах массовой информации.
Валютными операциями считаются:
- операции, связанные с переходом права собственности и иных прав на валютные ценности, в том числе операции, связанные с использованием в качестве средства платежа иностранной валюты и платежных документов в иностранной валюте;
- ввоз и пересылка в РФ, а также вывоз и пересылка из РФ валютных ценностей;
- осуществление международных денежных переводов;
- расчеты между резидентами и нерезидентами в валюте РФ
К иностранной валюте относятся:
- денежные знаки в виде банкнот, казначейских билетов, монеты, находящиеся в обращении и являющиеся законным платежным средством в соответствующем иностранном государстве или группе государств (наличная иностранная валюта), а также изъятые или изымаемые из обращения, но подлежащие обмену денежные знаки;
- средства на счетах в денежных единицах иностранных государств и международных денежных или расчетных единицах.
Валютными ценностями являются:
- иностранная валюта;
- ценные бумаги, номинированные в иностранной валюте, -- платежные документы (чеки, векселя и другие платежные документы), эмиссионные ценные бумаги (включая акции, облигации), ценные бумаги, производные от эмиссионных ценных бумаг (включая депозитарные расписки), опционы, дающие право на приобретение ценных бумаг, и долговые обязательства, выраженные в иностранной валюте;
- драгоценные металлы - золото, серебро, платина и металлы платиновой группы (палладий, иридий, родий, рутений и осмий) в любом виде и состоянии, за исключением ювелирных и других бытовых изделий, а также лома таких изделий;
- природные драгоценные камни - алмазы, рубины, изумруды, сапфиры и александриты в сыром и обработанном виде, а также жемчуг, за исключением ювелирных и других бытовых изделий из этих камней и лома таких изделий.
Основным органом валютного регулирования в Российской Федерации является Банк России. Центральный банк РФ как орган валютного регулирования:
- проводит все виды валютных операций;
- определяет сферу и порядок обращения в РФ иностранной валюты и ценных бумаг в иностранной валюте;
- устанавливает правила проведения операций с валютой и ценными бумагами, правила выдачи лицензий банкам и иным кредитным учреждениям на осуществление валютных операций;
- устанавливает порядок покупки и продажи иностранной валюты и др.
Банк России регулирует деятельность валютных бирж, в том числе устанавливает порядок и условия осуществления валютными биржами их деятельности, выдает лицензии валютным биржам. В России создано 9 межбанковских валютных бирж, получивших лицензию Банка России. К ним относятся: Московская межбанковская валютная биржа (ММВБ); Санкт-Петербургская валютная биржа; Уральская региональная валютная биржа (г. Екатеринбург); Сибирская межбанковская валютная биржа (г. Новосибирск); Азиатско-Тихоокеанская межбанковская валютная биржа (г. Владивосток); Ростовская межбанковская валютная биржа (г. Ростов-на-Дону); Нижегородская валютно-фондовая биржа (г. Нижний Новгород); Самарская валютная межбанковская биржа; Краснодарская межбанковская валютная биржа.
Лидирующее место на валютном рынке занимает Московская межбанковская валютная биржа (ММВБ). В соответствии с уставом ММВБ имеет статус закрытого акционерного общества. На момент организации уставный капитал ММВБ составлял 249 млн. руб. Учредители ММВБ -юридические лица: ЗО ведущих банков (в том числе Банк России, Сбербанк РФ), две финансовые компании, Ассоциация российских банков и Правительство г. Москвы. Предмет деятельности ММВБ - организация и проведение операций на валютном рынке, обеспечение необходимых условий для осуществления регулярных операций на денежном рынке, развитие и организация торговли ценными бумагами, а также поддержание высокого профессионального уровня этих рынков.
Основными задачами ММВБ являются:
- проведение операций на валютном рынке и установление текущего рыночного курса рубля к иностранным валютам;
- организация обмена денежных средств предприятий в различных неконвертируемых валютах между собой и на свободно конвертируемые валюты по курсам, складывающимся на основе спроса и предложения;
- организационное и информационное обеспечение операций на денежном рынке;
- осуществление операций с ценными бумагами;
- разработка типовых договоров и контрактов для оформления операций на валютном и денежном рынках, а также на рынке ценных бумаг;
- организация и осуществление расчетов в иностранной валюте и в рублях по заключенным на бирже сделкам через Расчетную палату биржи;
- оказание консультационных, информационных и других видов услуг, необходимых акционерам и членам биржи;
- разработка, внедрение и распространение программных средств и автоматизированных комплексов для осуществления операций и расчетов на валютном и денежном рынках, а также на рынке ценных бумаг.
Высшим органом управления ММВБ является Общее собрание членов биржи. для решения основных вопросов развития деятельности ММВБ избирается Биржевой совет, в состав которого включаются представители Банка России, банковских и биржевых ассоциаций и союзов, научных организаций и др. В свою очередь, Биржевым советом создаются постоянные комиссии по основным направлениям деятельности ММВБ. Исполнительный орган ММВБ, осуществляющий текущую деятельность биржи, так же как и Правление во главе с президентом, назначается Общим собранием членов биржи.
Валютный контроль - деятельность государства, направленная на обеспечение валютного законодательства при осуществлении валютных операций.
Целью валютного контроля является обеспечение соблюдения валютного законодательства при осуществлении валютных операций.
Основные направления валютного контроля следующие:
- определение соответствия проводимых валютных операций действующему законодательству и наличия необходимых для них лицензий и разрешений;
- проверка выполнения резидентами обязательств в иностранной валюте перед государством, а также обязательств по продаже иностранной валюты на внутреннем валютном рынке РФ;
- проверка обоснованности платежей в иностранной валюте;
- проверка полноты и объективности учета и отчетности по валютным операциям, а также по операциям нерезидентов в валюте Российской Федерации.
Валютный контроль в РФ осуществляют специальные органы, к которым относятся: Правительство РФ; органы валютного контроля (Центральный банк РФ, федеральные органы исполнительной власти); агенты валютного контроля (уполномоченные банки и организации, подотчетные федеральным органам исполнительной власти). К основным полномочиям органов и агентов валютного контроля относятся: издание нормативно-правовых актов, обязательных к исполнению всеми резидентами и нерезидентами в РФ; контроль за соответствием проводимых на территории России валютных операций законодательству, условиям лицензий и разрешений; определение порядка и форм учета, отчетности и документации по валютным операциям.
ГЛАВА 2. ВАЛЮТНАЯ ПОЛИТИКА И ЕЕ ФОРМЫ
2.1 Уровни и виды валютной политики
Как свидетельствует мировой опыт, в условиях рыночной экономики осуществляется рыночное и государственное регулирование международных валютных отношений. На валютном рынке формируются спрос и предложение валют и их курсовое соотношение. Рыночное регулирование подчинено закону стоимости, закону спроса и предложения. Действие этих законов в условиях конкуренции на валютных рынках обеспечивает относительную эквивалентность обмена валют, соответствие международных финансовых потоков потребностям мирового хозяйства, связанным с движением товаров, услуг, капиталов, кредитов. Через ценовой механизм и сигналы динамики валютного курса на рынке экономические агенты узнают о запросах покупателей валют и возможностях их предложения. Тем самым рынок выступает как источник информации о состоянии валютных операций.
Однако государство издавна вмешивалось в валютные отношения — вначале косвенно, а затем непосредственно, учитывая их важную роль в мирохозяйственных связях. С отменой золотого стандарта в 30-х годах XX в. перестал действовать механизм золотых точек как стихийный регулятор валютного курса. Значительные и резкие колебания курсовых соотношений и валютные кризисы отрицательно влияют на национальную и мировую экономику, вызывая тяжелые социально-экономические последствия.
Рыночное и государственное валютное регулирование дополняют друг друга. Первое, основанное на конкуренции, порождает стимулы развития, а второе направлено на преодоление негативных последствий рыночного регулирования валютных отношений. Граница между этими двумя регуляторами определяется выгодами и потерями в конкретной ситуации. Поэтому соотношение между ними часто меняется. В условиях кризисных потрясений, войн, послевоенной разрухи преобладает государственное валютное регулирование, порой весьма жесткое. При улучшении валютно-экономического положения происходит либерализация валютных операций, поощряется рыночная конкуренция в этой сфере. Но государство всегда сохраняет валютный контроль в целях регламентации и надзора за валютными отношениями [2, с. 215].
В системе регулирования рыночной экономики важное место занимает валютная политика — совокупность мероприятий, осуществляемых в сфере международных валютных и других экономических отношений в соответствии с текущими и стратегическими целями страны. Она направлена на достижение главных целей экономической политики в рамках «магического многоугольника»: обеспечить устойчивость экономического роста, сдержать рост безработицы и инфляции, поддержать равновесие платежного баланса.
Направление и формы валютной политики определяются валютно-экономическим положением стран, эволюцией мирового хозяйства, расстановкой сил на мировой арене. На разных исторических этапах на первый план выдвигаются конкретные задачи валютной политики: преодоление валютного кризиса и обеспечение валютной стабилизации; валютные ограничения, переход к конвертируемости валюты, либерализация валютных операций и др. Валютная политика отражает принципы взаимоотношений стран: партнерство и разногласия, порождающие дискриминацию более слабых партнеров, в первую очередь развивающихся стран, вмешательство во внутренние дела других государств.
Обоснованием валютной политики служит определенная теория, возведенная в ранг официальной догмы. Юридически валютная политика оформляется валютным законодательством — совокупностью правовых норм, регулирующих порядок совершения операций с валютными ценностями в стране и за ее пределами, а также валютными соглашениями — двухсторонними и многосторонними — между государствами по валютным проблемам. Историческим предшественником современных валютных соглашений являлся Латинский монетный союз (1865-1926гг.), целью которого было установление единой денежной единицы стран-членов, причем монеты одной страны считались законным платежным средством в других государствах. Парижское соглашение 1857 г. оформило создание первой мировой валютной системы — золото-монетного стандарта. Далее Генуэзская конференция 1922г. оформила создание золото-девизного стандарта. Бреттонвудское соглашение 1944 г. закрепило принципы послевоенной валютной системы. Ямайское валютное соглашение установило принципы современной мировой валютной системы. В рамках региональных объединений также заключаются валютные соглашения, например о создании ЕВС (1979 г.), Европейского экономического и валютного союза с единой валютой — евро — на рубеже XX и XXI в.
Одним из средств реализации валютной политики является валютное регулирование — регламентация государством международных расчетов и порядка проведения валютных операций; осуществляется на национальном, межгосударственном и региональном уровнях. Прямое валютное регулирование реализуется путем законодательных актов и действий исполнительной власти, косвенное — с использованием экономических, в частности валютно-кредитных, методов воздействия на поведение экономических агентов рынка. Глобализация хозяйственных связей способствовала развитию межгосударственного валютного регулирования. Оно преследует следующие цели: регламентацию структурных принципов мировой валютной системы, координацию валютной политики отдельных стран, совместные меры по преодолению валютного кризиса, согласование валютной политики ведущих держав по отношению к другим странам. Региональное валютное регулирование осуществляется в рамках экономических интеграционных объединений, например в ЕС, в региональных группировках развивающихся стран.
Межгосударственное регулирование в форме координации валютной, кредитной и финансовой политики обусловлено следующими причинами.
1. Усиление взаимозависимости национальных экономик, включая валютные, кредитные, финансовые отношения.
2. Изменение соотношения между рыночным и государственным регулированием в пользу рынка в условиях либерализации хозотношений.
3. Изменение сил на мировой арене: лидерство США сменилось господством 3 центров партнерства и соперничества — США, Западной Европы, Японии, появились конкуренты - новые индустриальные государства.
4. Огромные масштабы мировых валютных, кредитных, финансовых рынков, которые отличаются нестабильностью в связи с колебаниями валютных курсов, процентных ставок, периодическими нефтяными шоками, биржевыми, валютными, банковскими кризисами и т.д. [6, с. 196].
Таким образом, рыночное и государственное валютное регулирование дополняют друг друга. Первое, основанное на конкуренции, порождает стимулы развития, второе направлено на преодоление негативных последствий рыночного регулирования МВФО. Валютная политика — совокупность мероприятий, осуществляемых в сфере международных валютных и других экономических отношений в соответствии с текущими и стратегическими целями страны. Направление и формы валютной политики определяются валютно-экономическим положением стран, эволюцией мирового хозяйства, расстановкой сил на мировой арене.
Применяются следующие формы валютной политики: дисконтная, девизная политика (валютная интервенция), диверсификация валютных резервов, валютные ограничения, регулирование степени конвертируемости валюты, режима валютного курса, девальвация, ревальвация.
Валютная политика в зависимости от ее целей и форм подразделяется на структурную и текущую. Структурная - совокупность долгосрочных мероприятий, направленных на осуществление изменений в МВС, реализуется в форме валютных реформ в целях совершенствования ее принципов в интересах всех стран, и сопровождается борьбой за привилегии для отдельных валют. Текущая политика — совокупность краткосрочных мер, направленных на повседневное, оперативное регулирование валютного курса, валютных операций, деятельности валютного рынка и рынка золота.
2.2 Дисконтная (учетная) валютная политика
Дисконтная (учетная) политика - изменение учетной ставки центрального банка, направленное на регулирование валютного курса и платежного баланса путем воздействия на международное движение капиталов, с одной стороны, и динамику внутренних кредитов, денежной массы, цен, совокупного спроса - с другой.
Платежный баланс страны - это соотношение денежных платежей, поступающих в страну из-за границы, и всех ее платежей за границу в течение определенного периода времени (год, квартал, месяц).
В платежном балансе находят стоимостное выражение все внешнеэкономические операции страны. В большинстве стран мира платежный баланс составляется по форме, рекомендованной Международным валютным фондом. Различают: внешнеторговый баланс, баланс услуг и некоммерческих платежей, баланс движения капиталов и кредитов. При этом активный платежный баланс - баланс, в котором поступления превышают платежи. Активное сальдо платежного баланса способствует укреплению экономического положения страны. Пассивный платежный баланс - баланс, в котором платежи превышают поступления. Обычное пассивное сальдо платежного баланса покрывается за счет использования своих валютных резервов либо с помощь иностранных займов и кредитов или ввоза капитала.
Например, при пассивном платежном балансе в условиях относительно свободного передвижения капиталов повышение учетной ставки может стимулировать приток капиталов из стран, где более низкая процентная ставка, и сдерживать отлив национальных капиталов, что способствует улучшению состояния платежного баланса и повышению валютного курса. Понижая официальную ставку, центральный банк рассчитывает на отлив национальных и иностранных капиталов в целях уменьшения активного сальдо платежного баланса и снижения курса своей валюты.
В современных условиях эффективность дисконтной политики снизилась. Это объясняется, прежде всего, противоречивостью ее внутренних и внешних целей. Если процентные ставки снижаются в целях оживления конъюнктуры, то это отрицательно влияет на платежный баланс, если вызывает отлив капиталов. Повышение учетной ставки в целях улучшения платежного баланса отрицательно влияет на экономику, если она находится в состоянии застоя. Результативность дисконтной политики зависит от притока в страну иностранного капитала, но в условиях нестабильности процентные ставки не всегда определяют движение капиталов. Регулирование международного движения капиталов и кредитов также ослабляет воздействие учетной политики на платежный баланс. Отсюда вытекают кратковременность и сравнительно низкая эффективность дисконтной политики. Дисконтная политика ведущих стран, в первую очередь США, отрицательно влияет на конкурентов, которые вынуждены повышать или снижать процентные ставки вопреки национальным интересам. В итоге периодически разгорается война процентных ставок.
Политика кредитной рестрикции (дорогих денег) используется, как правило, в условиях стремительного промышленного бума и роста хозяйственной активности. Ее цель - приостановить процесс активного использования кредита хозяйствующими субъектами и промышленный бум, который часто приводит к перегреву «экономики».
Политика кредитной экспансии (дешевых денег) направлена на стимулирование кредитных операций в расчете на то, что более привлекательные условия кредитования будут способствовать хозяйственной активности, росту производства и привлечению иностранного Капитала.
Повышение учетной ставки стимулирует приток капитала при пассивном платежном балансе, сдерживает отток национального капитала, повышает валютный курс.
В современных условиях эффективность дисконтной политики снижается из-за противоречия между внешнеэкономическими и внутриэкономическими целями. Повышение учетной ставки отрицательно влияет на экономику, находящуюся в состоянии застоя. Это мера, скорее, кратковременная.
2.3 Девизная политика и его разновидности
Формой валютной политики, направленной на достижение тактических целей, является девизная политика.
Девизная валютная политика - мероприятия государства по регулированию валютного курса путем покупки и продажи иностранной валюты.
Девизная валютная политика реализуется в двух направлениях:
1. Путем установления режима валютного курса для национальной валюты;
2. Посредством его регулирования с помощью различных инструментов.
Инструментами девизной валютной политики являются:
1. Валютные интервенции;
2. Девальвация и ревальвация;
3. Валютные ограничения.
Важнейшим инструментом валютной политики государства является валютная интервенция - метод воздействия на курс национальной валюты путем купли-продажи иностранной валюты (девиза).
Цель валютных интервенций - изменение уровня соответствующего валютного курса, баланса активов и пассивов по разным валютам или ожиданий участников валютного рынка. Действие механизма валютных интервенций аналогично проведению товарных интервенций. Для того чтобы повысить курс национальной валюты, Центральный банк должен продавать иностранные валюты, скупая национальную. Тем самым уменьшается спрос на иностранную валюту, а, следовательно, увеличивается курс национальной валюты. Для того чтобы понизить курс национальной валюты, Центральный банк продает национальную валюту, скупая иностранную. Это приводит к повышению курса иностранной валюты и снижению курса национальной валюты. Ее характерные черты - относительно крупные масштабы и сравнительно краткий период применения.
Для интервенций, как правило, используются официальные валютные резервы, и изменение их уровня может служить показателем масштабов государственного вмешательства в процесс формирования валютных курсов.
Официальные интервенции могут проводиться разными методами - на биржах (публично) или на межбанковском рынке (конфиденциально), через брокеров или непосредственно через операции с банками, на срок или с немедленным исполнением.
Кроме того, официальные валютные интервенции подразделяются на «стерилизованные» и «нестерилизованные». «Стерилизованными» называют интервенции, в ходе которых изменение официальных иностранных нетто-активов компенсируется соответствующими изменениями внутренних активов, то есть практически отсутствует воздействие на величину официальной «денежной базы». Если же изменение официальных валютных резервов в ходе интервенции ведет к изменению денежной базы, то интервенция является «нестерилизованной».
Для того чтобы валютные интервенции привели к желаемым результатам по изменению национального валютного курса в долгосрочной перспективе, необходимо:
1. Наличие необходимого количества резервов в Центральном банке для проведения валютных интервенций;
2. Доверие участников рынка к долгосрочной политике центрального рынка
3. Изменение фундаментальных экономических показателей, таких как темп экономического роста, темп инфляции, темп изменения увеличения денежной массы и другие.
Таким образом, покупка или продажа центральным банком иностранной валюты называется валютной интервенцией. Ее объем определяется величиной сальдо платежного баланса и накопленными золотовалютными резервами. При длительном дефиците платежного баланса, вызванном утратой конкурентоспособности страны на мировом рынке, резервные активы снижаются до критической точки. Корректировать отрицательное сальдо платежного баланса с помощью интервенций становится невозможно. В этом случае центральный банк объявляет девальвацию.
Девальвация представляет собой снижение курса национальной валюты по отношению к твердым валютам, международным счетным единицам.
Девальвация может быть признана правительством страны официально, в законодательном порядке. При такой открытой девальвации правительство превращает ее в средство укрепления своей валюты путем изъятия из обращения части денежной массы или обмена обесценившихся денег. При скрытой девальвации происходит обесценивание бумажных денег, но изъятие части денежно массы не производиться. Объективной основой девальвации является завышение официального валютного курса по сравнению с реальной покупательной способностью денег.
Если платежный баланс страны длительное время сводится с положительным сальдо, то Центральный банк может принять решение о ревальвации - фактическое повышение курса национальной валюты к иностранным валютам.
Режим валютного курса определяется государством индивидуально, в рамках проводимой денежно-кредитной политики. Выделяются фиксированный, плавающий и смешанный режим валютных курсов.
Фиксированный валютный курс - устанавливается правительством или национальным банком страны и поддерживается определенными инструментами валютного регулирования.
Фиксация курса может осуществляться с использование следующих вариантов:
1. Курс фиксируется к одной валюте, наиболее значимой на мировом рынке. Если такой валютой является доллар США, то подобная фиксация означает, что изменение курса национальной валюты к валюте третьей страны в точности будет соответствовать изменению доллара США.
2. Валюта другой страны становится законными платежным средством. Это означает, что в государстве нет национальной валюты и, следовательно, национальной денежно-кредитной политики.
3. Фиксация курса к одной иностранной валюте. Обычно такая привязка осуществляется менее развитыми странами по отношению к валютам более развитых стран.
4. Фиксация курса к валюте страны основного партнера по внешне торговой деятельности.
5. Фиксация курса к валютному композиту. Это значит, что существует привязка курса национальной валюты к курсам коллективных денежных единиц (например, СДР) или к различным корзинам валют. Удельный вес напрямую зависит от доли страны во внешней торговле и на мировом валютном рынке.
Необходимо отметить, что в современной практике жестко фиксированные обменные курсы встречаются редко. Фиксированный курс может быть выгоден странам с равными уровнями экономического развития, параметрами инфляции и инструментами, выбранными для проведения денежно-кредитной политики.
Плавающий валютный курс (биржевой) - свободное соотношение двух валют, складывающееся под воздействием ряда экономических факторов, влияющих на их спрос и предложения на рынке.
Государство может при определенных обстоятельствах оказывать воздействие на плавающий валютный курс путем проведения валютных интервенций.
Для определения обменного курса при плавающем валютном режиме часто используется паритет покупательной способности валют - расчетный обменный курс, при котором каждая валюта обладает абсолютно одинаковой покупательной способностью в стране.
В любом режиме валютный курс может устанавливаться с применением механизма валютного управления и валютной корзины.
Под валютным управлением понимается прикрепление национальной валюты к ведущей иностранной валюте («якорной»), строгое регулирование денежной эмиссии в зависимости от объема официальных резервов в этой валюте.
Валютная корзина - это определенный набор валют, по отношению к которым определяется средневзвешенный курс одной валюты.
Кроме того, один из вариантов валютной политики предусматривает применение смешенного валютного курса, когда плавающий или фиксированный курсы устанавливаются в зависимости от вида проводимых операций, образуя компромиссные варианты, сочетающие в себе элементы обоих режимов валютных курсов, такие как: оптимальное валютное пространство, целевые зоны, валютный коридор.
Оптимальное валютное пространство - поддержание фиксированного валютного курса между ограниченной группой стран и плавающего валютного курса с остальными странами.
Целевые зоны - параметры валютного курса, с которым страна считает необходимым стремиться.
В определенный период времени для стимулирования тех или иных направлений в экономике правительство может посчитать целесообразными использовать девальвацию национальной валюты (с целью расширения экспорта экономического роста) или, наоборот, применять ревальвацию (для борьбы с инфляцией).
Кроме того, режим валютного курса можно устанавливать путем введения валютного коридора, представляющего собой установление пределов колебаний национальной валюты к иностранным валютам.
Протекционистские меры - это меры, направленные на защиту собственной экономики, в данном случае национальной валюты. К ним относятся, в первую очередь, валютные ограничения.
Валютные ограничения - устанавливаемая в законодательном и административном порядке совокупность правил и норм по ограничению операций с иностранной валютой, золотом и другими валютными ценностями (регулирование ввоза и вывоза, переводов валюты, запрещение свободной продажи, государственный контроль над валютными операциями, обязательная продажа части валютной выручки предприятий).
Во время подготовки и ведения войн валютные ограничения используются ВПК для импорта военно-стратегических товаров за счет лимитирования ввоза предметов гражданского назначения. Валютные ограничения отличаются дискриминационным характером, так как способствуют перераспределению валютных ценностей в пользу государственных и крупных корпораций за счет мелких и средних предпринимателей, затрудняя им доступ к иностранной валюте. Поэтому немонополизированный сектор обычно выступает против их введения. Валютные ограничения являются составной частью протекционизма. Немаловажную роль в их реализации играют политические мотивы.
Видами валютных ограничений являются следующие:
1. Валютная блокада
2. Запрет на свободную куплю-продажу иностранной валюты
3. Регулирование международных платежей, движения капиталов, репатриации прибыли, движения золота и ценных бумаг
4. Концентрация в руках государства иностранной валюты и других валютных ценностей.
Государство достаточно часто манипулирует величиной валютного курса с целью изменения условий внешней торговли страны, используя такие методы валютного регулирования, как двойной валютный рынок, девальвация и ревальвация.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Развитие мирового рынка с его многочисленными секторами влечет за собой рост объема валютных, кредитных, финансовых расчетных операций. Увеличиваются документооборот, количество деловых бумаг — платежных и унифицированных коммерческих и финансовых документов. Между участниками рынка происходят обмен информацией, передача сведений о курсах валют и ценных бумаг, процентных ставках, положении на разных рынках, надежности партнеров и др. Информационные потоки выходят за национальные границы. В итоге формируется банк данных для рынка информационных услуг в мировом масштабе.
В рамках ООН создана организационная структура для координации работ межправительственных и других организаций экономического, коммерческого, финансового, телекоммуникационного профиля. Постоянные рабочие группы разрабатывают новые и совершенствуют действующие стандарты по международным валютным, кредитным, финансовым, расчетным операциям. Временные рабочие группы периодически обсуждают проблемы ценных бумаг, дорожных чеков, золота и других драгоценных металлов, банковских операций с использованием сети СВИФТ. Система обмена информацией предназначена для пользования не только узким кругом профессионалов, но и всех участников рыночной экономики.
Ситуация на мировых валютных, кредитных, финансовых рынках постоянно меняется под влиянием многих факторов. Банки и финансовые учреждения, обслуживающие международные операции, реагируют на изменение их конъюнктуры благодаря интеграции технических средств информации и информационной координации.
Для повышения эффективности международных валютно-кредитных и расчетных операций необходима их максимальная компьютеризация. С этой целью в Брюсселе в 1973 г. было создано акционерное общество - Всемирная межбанковская финансовая телекоммуникационная сеть (СВИФТ); официально функционирует с 1977 г. Основная задача СВИФТ — скоростная передача банковской и финансовой информации, ее сортировка и архивирование на базе средств вычислительной техники. Наша страна вступила в СВИФТ в 1989 г. Более 230 банков России являются участниками международной межбанковской системы связи.
В короткой истории международных валютно-финансовых отношений России можно выделить три этапа. Первый - до 1995 г. включительно, когда Россия была слабо интегрирована в мировой рынок капиталов и ресурсы поступали преимущественно в форме многостороннего и двустороннего официального финансирования. Второй этап - 1996-1997 гг. - время быстрой интеграции в мировой рынок капиталов. Третий этап - в конце 1997 г. Россия сталкивается с финансовым кризисом. Кульминацией этого процесса явился кризис 17 августа 1998 г. Российский финансовый кризис стал также питательной средой глобального финансового кризиса.
Форсированный этап интеграции России в мировой рынок капиталов, сопровождавшийся быстрым неконтролируемым открытием внутреннего рынка для нерезидентов, закончился финансовым кризисом, отбросившим страну назад по многим направлениям. В определенной степени это было обусловлено глобальным финансовым кризисом. Но основные причины — внутренние. И все же интеграция стран с развивающимся финансовым рынком, к числу которых относится и Россия, это объективный процесс, который, однако, как показала практика многих стран, должен быть объектом контроля и регулирования.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Агапова Т.А. Макроэкономика: учебник. – М.: «Дело и сервис», 2007. – 512 с.;
2. Борисов Е.Ф. Экономическая теория. Курс лекция для студентов ВУЗов. М.: Общество «Знание» России. 2006. – 478 с.
3. Бункина М.К. Макроэкономика: учебник. – М.: МГУ им. Ломоносова «ДИС», 2005. – 416 с.;
4. Гальперин В.М., Игнатьев С.М. Микроэкономика в 2-х т. – СПб: Экономическая школа, 2006 г. – 475 с.
5. Князев Ю. Современный взгляд на теорию рыночной экономики// Общество и экономика. 2008, №5, с. 17-53
6. Красавина Л.Н. Международные валютно-финансовые и кредитные отношения: учеб. – М.: Финансы и статистика, 2006. – 490 с.
7. Круглов В.В. Основы международных валютно-финансовых и кредитных отношении: Учебник – М.: ИНФРА-М, 2006. – 432 с.
8. Макроэкономика: учеб. пособие для вузов/под ред. проф. И.П.Николаевой. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – 231 с.;
9. Матвеева Т.Ю. Введение в макроэкономику: учебное пособие. – М.: ГУ ВШЭ, 2008 г. – 512 с.
10. Основы экономической теории: учеб. пособие для вузов/под ред. проф. И.П.Николаевой. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – 319 с.;
11. Сакс Дж.Д. Макроэкономика. Глобальный подход: пер. с англ. – М.: Дело, 2007. – 848 с.
12. Сажина М.А., Чибриков Г.Г. Экономическая теория: учебник для вузов. – 2-е изд. – М.: Норма, 2008. – 672 с.
13. Экономическая теория/под ред. А.И. Добрынина. – СПб.: Питер, 2009. – 544 с.;
14. Экономическая теория: учебник для вузов/под ред. Н.В. Сумцовой. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – 655 с.;