Валютная система России 5
СОДЕРЖАНИЕ: Валютная система России - государственно-правовая форма организации и регулирования валютно-кредитных и финансовых взаимоотношений России с другими странами. Определяется законодательными актами и является составной частью национальной денежной системы.Валютная система России
- государственно-правовая форма организации и регулирования валютно-кредитных и финансовых взаимоотношений России с другими странами. Определяется законодательными актами и является составной частью национальной денежной системы.
В.с.Р. сформировалась в процессе перехода от централизованно планируемой экономики к рыночной, образована с учетом структурных принципов мировой валютной системы. В.с.Р. характеризуют след. осн. черты.
Базой служит официальная национальная денежная единица, которой, согласно ст. 75 Конституции Рос сийской Федерации и ст. 27 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (1995), является рубль, состоящий из 100 коп., введенный в обращение в 1993 (в 1998 деноминирован в соотношении 1000:1, в связи с чем старые банкноты и монеты заменены новыми). Как того требуют Статьи соглашения (устав) Международного валютного фонда, рубль не имеет фиксиров. золотого содержания.
Валютный курс рубля не привязан официально к к.-л. национальной валюте или валютной корзине. С июля 1992 установлен единый плавающий валютный курс рубля по отношению к доллару США, к-рый склады вается под воздействием соотношения спроса и пред ложения на валютных биржах, а также на внутр. меж банк, валютном рынке.
Практически он формируется гл. обр. по результатам торгов на Московской межбанковской валютной бирже - ММВБ (с 29 июня 1999 в утренней единой торговой сессии наряду с ММВБ принимают участие в режиме реального времени все региональные валютные биржи, связ. с ММВБ единой информационно-торговой системой).
До финансового и валютного кризиса 1998 рыночный курс рубля к доллару определялся в ходе фиксинговых торгов, урав новешивавших спрос на валюту и ее предложение; после кризиса ежедневно выводится обобщенный сред- невзвеш. курс сделок по купле-продаже валюты, к-рые стали проводиться в системе электронных лотовых торгов (СЭЛТ) (см. Валютное регулирование в России).
В межбанковском, а также наличном обороте ком мерч. банки используют собственные, договорные валютные курсы рубля, ориентируясь, однако, при этом на курсы торгов ММВБ.
С июля 1995 по авг. 1998 дей ствовал режим валютного коридора; колебания ры ночного курса рубля по отношению к доллару огра ничивались определ. официально устанавливаемыми пределами, к-рые поддерживались Центральным банком РФ с помощью интервенций на валютном рынке.
Однако в результате валютного кризиса власти в сент. 1998 вынуждены были отказаться от этой практики, и валютный курс рубля вновь стал свободно плавающим. При этом ЦБ РФ с целью сглаживания колебаний курса постоянно прибегает к рыночным валютным интервенциям.
Центральный банк ежедневно объявляет официальный курс рубля к доллару, к-рый используется при расчетах доходов и расходов гос. бюджета, для всех видов платежно-расчетных отношений государства с пр-ти-ями, объединениями, орг-циями и гражданами, для определения размеров налогообложения, таможенных платежей в бюджет, а также в целях бух. учета валютных средств в балансах пр-тий и статистики.
Поначалу он устанавливался в соответствии с курсом фиксинга торгов на ММВБ. С 17 мая 1996 ЦБ РФ стал фиксировать курс самостоятельно на базе текущих котировок рубля на биржевом и межбанковском валютном рынке, исходя из собств. оценок соотношения спроса на иностр. валюту и ее предложения и динамики осн. макроэкономич. показателей. Он определялся ЦБ РФ как средняя величина между курсами покупки и продажи валюты по его собственным операциям на валютном рынке.
После авг. 1998 ЦБ РФ вернулся к использованию в качестве офиц. курса итогового курса торгов на ММВБ (с окт. 1998 - на специальной торговой сессии, с 29 июня 1999 - на Единой торговой сессии), определяемого как средневзвешенный курс сделок по купле-продаже валюты, производимых с использованием системы электронных лотовых торгов (СЭЛТ).
В результате инфляции, дефицитности российского платежного баланса, финансовых потрясений и поли-тич. неустойчивости официальный валютный курс рубля понизился с 1,7 р. за 1 долл. на конец 1991 до 27 000 р. (без учета деноминации) к концу 1999, т.е. в общей сложности почти в 16 тыс. раз, в т.ч. с середины августа 1998 - в 4,3 раза. Официальный курс устанавливается Центральным банком по результатам торгов на ММВБ.
Для регулирования рыночного валютного курса рубля и обеспечения межгосударств, расчетов необходимыми платежными средствами используются офиц. междунар. золотовалютные резервы, к-рые находятся во владении и распоряжении ЦБ РФ и Минфина РФ.
Величина золотовалютных резервов и их структура постоянно колеблются в зависимости от состояния платежного баланса и конъюнктуры валютного рынка. Рекордно высокого уровня в докризисный период их объем достиг в сер. 1997 (24,5 млрд долл.), что соответствовало стоимости импорта товаров и нефакторных услуг за 3,7 мес. (согласно мировой практике миним. достаточной считается величина резервов, эквивалентная стоимости импорта за 3 мес). В связи с финанс. и валютным кризисом резервы сократились к началу 1999 почти вдвое-до 12,2 млрд долл. (импорт 1 за 2 мес).
На начало 2000 объем золотовалютных резервов составлял 12,5 млрд долл. Однако вследствие резкого улучшения состояния платежного баланса России, вызванного ростом мировых цен на энергоносители, а также девальвацией рубля, величина золотовалютных резервов возросла на протяжении 2000 в 2,2 раза, достигнув на 1 янв. 2001 уровня в 27,9 млрд долл. (на 9 марта 2001 - 28,8 млрд долл.).
В конце III кв. 2000 объем золотовалютных резервов (25,01 млрд долл.) был бы достаточен для финансирования импорта товаров и услуг в течение 5,1 мес Валютная корзина резервов ЦБ РФ имела приблизительно след. структуру: до 75% - доллары США; порядка 20% - немецкие марки; 5% - др. валюты. Эти средства размещены гл. обр. в гос. кратко- и среднесрочные ценные бумаги США и ФРГ. В связи с введением в обращение с нач. 1999 единой денежной единицы стран ЕС - евро - ЦБ РФ использует ее, наряду с долларом, в качестве резервной валюты.
В 1995-97 гг. приблизительно 1/5 - 1/4 общей величины официальных резервов составлял золотой запас. В результате расходования валюты в кризисный период его доля в 1998-99 гг. достигала (или даже превышала) в отд. моменты 40%.
Однако к началу 2001 она понизилась до 13,2%, что соответствует общемировой тенденции демонетизации золота. Золотой запас используется для пополнения валютных резервов путем продажи золота на мировом рынке, получения валютных кредитов под залог золота, а также сделок своп.
Помимо золота и ин. валюты, междунар. резервы России включают резервную позицию в МВФ и средства на счете спец. прав заимствования (СДР).
При осуществлении рыночных реформ была введена внутренняя конвертируемость российского рубля в иностранной валюте по междунар. текущим операциям, к-рая относилась только к резидентам (т.е. юри-дич. и физич. лицам России). Кроме того, обмен рублей на ин. валюту должен был производиться исключительно на российском внутреннем рынке. При этом экспортеры обязаны были продавать на нем часть своей валютной выручки по рыночному курсу.
С июня 1996 Россия официально приняла на себя в полном объеме обязательства, налагаемые на страны-члены МВФ ст. VIII (разделы 2, 3,4) Статей соглашения (устава) Фонда. Этот шаг обязывает ее распространить режим свободной конвертируемости рубля по текущим операциям на нерезидентов. В области финансовых операций, связанных с международным движением капиталов, сохраняются валютные ограничения как для резидентов, так и для нерезидентов.
Валютно-финанс. кризис 1998 побудил власти принять ряд законодат. и иных мер, направл. на ужесточение валютных ограничений, совершенствование валютного контроля, усиление противодействия нелегальной утечке капиталов за рубеж: с начала 1999 норматив обязат. продажи валютной выручки экспортерами был увеличен с 50 до 75%, а срок продажи сокращен с 14 до 17 дней; предельный срок текущих валютных операций, осуществляемых в виде аванса, отсрочки платежа в ин. валюте по экспорту и импорту, сокращен вдвое - со 180 до 90 дней; в 1999 образован действ, механизм регулирования Банком России валютных операций, производимых коммерч. банками через посредство корреспондентских счетов, открытых ими в банках, находящихся в офшорных зонах; предпринимаются шаги по формированию системы контроля со стороны уполномоч. банков за сделками клиентов, имеющими признаки легализации незаконно получ. доходов или др. признаки подозрительности, включая наделение органов и агентов валютного контроля правом приостанавливать такого рода сделки.
В марте 1999 Центральный банк ввел требование обязательного открытия юридическими лицами-резидентами рублевых депозитов в уполномоченных банках в размере 100% средств, перечисляемых на покупку валюты для оплаты импорта товаров до их ввоза в страну, т.е. под контракты, предусматривающие осуществление авансовых платежей. С апреля по июнь 1999 действовал запрет на приобретение нерезидентами иностр. валюты за счет использования их рублевых средств, находящихся на корреспондентских счетах иностранных банков, открытых в российских уполномоченных коммерч. банках.
Преодоление последствий валютного и финансового кризиса, существенное улучшение состояния торгового и платежного балансов, возобновление экономич. роста позволили поставить вопрос о пересмотре принципов валютного регулирования, приближая их к общепринятым в мировой практике. В числе возможных мер: снижение норматива (или полная отмена) обязательной продажи экспортерами валютной выручки; отмена «страховочного» депонирования рублевых средств при покупке валюты для оплаты импорта; расширение круга валютных операций, относимых к числу текущих, к-рые не требуют в каждом случае разрешения Центрального банка РФ; значит, удлинение сроков (или вообще снятие временных ограничений) возврата валютной выручки (напр., при экспорте машиностроительной продукции или зарубежных строительных работах) и поступления товаров по импортным контрактам, предусматривающим авансовые платежи; облегчение режима вывоза и перевода за границу юридич. и физич. лицами валюты, открытия ими счетов в иностранных банках, приобретения ценных бумаг (прежде всего в странах-участницах Организации экономического сотрудничества и развития); переход с разрешительного порядка проведения валютных операций, связанных с движением капитала, на уведомительный; устранение ограничении, касающихся операций иностранных инвесторов на российском финанс. рынке, расширение возможностей использования нерезидентами средств, находящихся на их рублевых счетах, для инвестирования в российские финанс. инструменты и конвертации доходов в валюту.
Центральный банк РФ взамен действовавшей с 1993 Инструкции № 16, регулировавшей рублевые валютные операции нерезидентов, разработал новую Инструкцию «О порядке открытия уполномоченными банками счетов нерезидентов в валюте Российской Федерации и проведении операций по этим счетам» (от 12 окт. 2000 № 93-И).
Институциональная структура и режим валютного рынка страны определяются ее валютным законодательством. Согласно Федер. закону «О валютном регулировании и валютном контроле» (1992) и др. правовым актам операции на валютном рынке могут осуществляться только через уполномоч. коммерч. банки, имеющие лицензию Банка России, и по рыночному валютному курсу. Помимо банков, на валютном рынке действуют 8 валютных бирж, ведущее место среди к-рых занимает ММВБ. Федер. закон «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации, затрагивающие вопросы валютного регулирования» (авт. 2001) норматив обязат. продажи валютной выручки снижен с 75 до 50%.
В дальнейшем порядок обязат. ее продажи экспортерами будет устанавливаться Президентом РФ. Достигнув пика в 1995, биржевой валютный оборот сократился при одноврем. резком расширении прямых сделок между коммерч. банками на основе договорных валютных курсов, что соответствует мировой практике. По имеющимся оценкам, к 1997 этот оборот составлял не более 2-3% общего объема валютных операций.
Кризисные потрясения 1998 практически парализовали межбанковский рынок. Валютные операции в подавляющей части вновь вернулись на организованный биржевой валютный рынок. Однако по мере стабилизации экономики, в т.ч. банковской системы, объем прямых межбанковских сделок опять увеличивается, происходит постепенный возврат к докризисной структуре валютного рынка. По данным Центрального банка РФ, среднемесячный оборот внебиржевого рынка вырос в 2000, по сравнению с 1999, примерно в 2,2 раза.
Со 2-го полугодия 2000 средний дневной оборот по внебиржевым сделкам «доллар/ рубль» банков, являющихся ведущими участниками валютного рынка, значительно превышает их биржевой оборот. Отказ от практики фиксинговых торгов на валютных биржах, использование технологии СЭЛТ во многом стирают границу между традиц. биржевым и межбанковским рынками.
Широко практикуется заключение сделок непосредственно между банками (вне биржи), с условием расчетов через биржу, преимуществом к-рых является наличие гарантии исполнения платежных обязательств (т.н. «свитчевые» операции). Одним из проявлений совершенствования, самоорганизации валютного рынка России стало учреждение в окт. 1999 Национальной валютной ассоциации, к-рая объединила как валютные биржи, так и банки-участники торгов.
В России формируется внутр. рынок драгоц. метал лов и драгоц. камней, к-рые, согласно законодательству, относятся к числу валютных ценностей.
Юри- дич. базу дня оформления этого рынка образуют Закон «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» (1998), указы Президента РФ, в части. Указ «О неко торых мерах по либерализации экспорта из Российкой Федерации аффинированного золота и серебра» от 23 июля 1997, ряд постановлений Правительства и нормативных документов ЦБ РФ. Юридич. и физич. лицам предоставлено право приобретать в собствен ность, использовать в собств. производстве либо в ка честве предмета залога или иного финанс. обязатель ства и продавать стандартные и мерные слитки золота, серебра, платины и металлов платиновой группы, а также драгоц. камни.
Банк России ежедневно прово дит операции по купле-продаже золота; при этом ис пользуются цены в рублях за грамм металла, совпада ющие с ценами Лондонского рынка (вечерний фиксинг на рынке наличного металла на предшествующий день) и пересчитанные в рубли по текущему офиц. курсу.
Для совершения юридич. и физич. лицами сделок, связ. с обращением драгоц. металлов и драгоц. кам ней, в стране могут создаваться специализир. биржи. В 1997 коммерч. банки получили право самостоятель но экспортировать золото и серебро. Вывоз с терри тории РФ драгоц. металлов и драгоц. камней для их реализации на внешнем рынке производится в порядке, устанавливаемом Президентом РФ.
Валютное регулирование осуществляется по трем гл. направлениям: формируется и постоянно обновляется законодат. и норматив, база внешних валютно-финанс. отношений, функционирует механизм повседневного валютного контроля, перед к-рым поставлена задача обеспечить соблюдение валютного законодательства участниками внешнеэкономич. деятельности при совершении валютных операций, прежде всего установл. ог раничений на переводы капиталов; в соответствии с поставл. целями макроэкономич. политики проводит ся текущее оперативное воздействие на функциониро вание валютного механизма, прежде всего на движе ние валютного курса рубля по отношению к доллару и др. ин. валютам.
Валютное регулирование осуществля ют Президент, Правительство, Государственная Дума, Совет Федерации РФ, к-рые принимают законодатель ные акты в сфере валютных отношений и добиваются их выполнения. Валютную политику проводят в жизнь Центральный банк РФ, Министерство финансов РФ, Министерство экономического развития и торговли РФ, Министерство РФ по налогам и сборам, Государственный таможенный комитет РФ. В.с.Р. постоянно совершенствуется, происходит более глубокое ее интегрирование в мировую валютную систему.
3. Регулирование величины валютного курса
Валютные курсы являются объектом регулирования со стороны государства. Регулирование курсовых соотношений направлено на сглаживание резких колебаний валютных курсов, обеспечение сбалансированности внешнеплатежных позиций страны, на создание благоприятных условий для развития национальной экономики, стимулирование экспорта и т.д.
Существует рыночное и государственное регулирование величины валютного курса. Рыночное регулирование, основанное на конкуренции и действии законов стоимости, а также спроса и предложения, осуществляется стихийно. Регулирование курсов осуществляют МВФ, ЕС и другие организации. [5, c.465]
Государственное регулирование направлено на преодоление негативных последствий рыночного регулирования валютных отношений и на достижение устойчивого экономического роста, равновесия платежного баланса, снижения роста безработицы и инфляции в стране. Основными органами государственного регулирования выступают центральные банки и министерства финансов. Регулирование осуществляется с помощью валютной политики – комплекса мероприятий в сфере международных валютных отношений, реализуемых в соответствии с текущими и стратегическими целями страны. Юридически валютная политика оформляется валютным законодательством и валютными соглашениями между государствами.
К мерам государственного воздействия на величину валютного курса относятся:
а) валютные интервенции;
б) дисконтная политика;
в) протекционистские меры.