Вашингтонское морское соглашение 1922

СОДЕРЖАНИЕ: Введение 1 Политическая ситуация накануне соглашения 1.1 Гонка морских вооружений 2 Ход конференции 2.1 Вопрос об ограничении линейных флотов 2.2 Вопрос об ограничении подводных флотов

Введение
1 Политическая ситуация накануне соглашения
1.1 Гонка морских вооружений

2 Ход конференции
2.1 Вопрос об ограничении линейных флотов
2.2 Вопрос об ограничении подводных флотов
2.3 Вопрос об ограничении сухопутных сил
2.4 Вопрос о расторжении англо-японского союза
2.5 Вопрос о разделе сфер влияния на Тихом океане
2.6 Вопрос о политике в Китае

3 Основные положения договора
3.1 Ограничения на капитальные корабли (линкоры и линейные крейсера)
3.2 Ограничения на авианосцы
3.3 Ограничения на другие классы кораблей и судов
3.4 Ограничения на укрепления и военно-морские базы

4 Результаты соглашения
5 Списки кораблей
5.1 США

6 Интересные факты
Список литературы

Введение

Вашингтонское морское соглашение 1922 года или Договор Пяти Держав — соглашение, заключённое между ведущими мировыми державами: США, Британской империей, Французской Республикой, Японской империей и Итальянским королевством об ограничении морских вооружений. Подписано 6 февраля 1922 года по результатам Вашингтонской конференции, проводившейся в ноябре 1921 — феврале 1922 года.

Полное официальное название договора: Treaty Between the United States of America, the British Empire, France, Italy, and Japan, Signed at Washington, February 6, 1922 (Договор между Соединёнными Штатами Америки, Британской Империей, Францией, Италией и Японией, подписанный в Вашингтоне 6 февраля 1922 года.)[1].

1. Политическая ситуация накануне соглашения

США вышла из Первой мировой войны ведущей промышленной державой мира. Имея в 1920 году всего 6% мирового населения, они сосредоточили в своих руках 66% мировой добычи нефти, 60% меди, 60% алюминия, 50% угля, 20% добычи золота, 85% производства автомобилей. Суммарная задолженность европейских стран США составляла 11,6 млрд. долл., в том числе Великобритания — 4,7 млрд., Франция — 3,8 млрд., Италия — 1,9 млрд. Возросшая экономическая мощь США требовала расширения политического влияния этой державы[2].

Кроме США только Великобритания могла претендовать на статус державы мирового значения. Соперничество между этими двумя государствами стало основным узлом международных противоречий. США успешно конкурировали с Великобританией на рынках её доминионов (Канада, Австралия, Новая Зеландия), путём займов и создания сети банков вытесняли её из Южной и Центральной Америки. Важным объектом англо-американского соперничества стал Китай, где Великобритания обладала огромной собственностью и проводила политику раздела страны на сферы влияния. США противопоставляла ей политику под лозунгом «открытых дверей», вытесняя конкурентов путём экономического давления. Пересекались интересы двух держав и в борьбе за природные ресурсы – нефть, каучук, хлопок.

Другим серьёзным соперником США была Япония. В 1914—1918 годах, когда внимание ведущих держав было отвлечено войной, Япония последовательно укрепляла свои позиции на Дальнем Востоке. Путём экономического и военного давления она постепенно превращала Китай в японскую колонию. Кроме того, по Версальскому мирному договору Японии отошли бывшие германские колонии — порт Циндао и Шаньдунский полуостров. В качестве обоснования своих претензий на Китай, Япония выдвинула свой вариант «доктрины Монро» – Азия для азиатов. Интенсивно развивавшаяся в годы войны японская промышленность позволила японским товарам вытеснять английский и американских конкурентов из Китая, проникать в Латинскую Америку, в том числе в Мексику – сферу жизненных интересов США. Ситуацию осложняло то, что Япония и Англия были связаны союзным договором, срок которого истекал в 1921 году.

Определённые затруднения испытывала на Дальнем Востоке и Великобритания. Обладая в этом регионе обширными владениями и военными базами (Австралия, Новая Зеландия, Британская Малайя, Гонконг, Сингапур) и большими экономическими ресурсами (каучук, нефть), она сталкивалась с конкуренцией не только со стороны США, но и Японии, которая активно проникала в английские сферы влияния — долину Янцзы и Южный Китай. Англия всё яснее осознавала опасность усиления Японии и всё сильнее раздавались голоса за разрыв англо-японского договора.

В то же время существовали точки соприкосновения интересов Великобритании и США. США нуждались в посредничестве Англии в международной торговле. В интересах обоих стран было не допустить усиления Франции в Европе и Японии на Дальнем Востоке.

1.1. Гонка морских вооружений

Послевоенные противоречия между тремя ведущими морскими державами – США, Великобританией и Японией – вызвали новый виток гонки морских вооружений. Планировались и закладывались корабли водоизмещением более 40 000 т, калибр орудий вырос до 16 дюймов (406 мм; на японских кораблях — 410 мм), проектировались корабли с орудиями 18 дюймов (457 мм; на японских кораблях — 460 мм) и более[3].

Сравнение проектов дредноутов ведущих морских держав [3]

СтранаПроектВодоиз-
мещение,
тСкорость,
уз.Главный
калибр,
ммБроня
(борт),
ммБроня
(палуба),
мм
Великобритания «G-3» 48 400 31 9 ? 406 356 203
«N-3» 48 500 23 9 ? 457 381 203
США «Лексингтон» 43 500 33 8 ? 406 191 51
«Юж. Дакота» 43 200 23 12 ? 406 343 89
Япония «Амаги» 40 000 30 10 ? 410 254 152
«Кии» 41 400 30 10 ? 410 292 152
«№ 13» 47 500 30 8 ? 460 343 127

Англия и США традиционно делали ставку на тихоходные (23 уз.) но тяжело вооружённые и хорошо бронированные линкоры. В качестве «быстрого крыла» флота они проектировали новые линейные крейсера. К 1921 году в США на разных стадиях постройки находились 10 новых линкоров типа «Юж. Дакота» и 6 самых больших и быстроходных в мире (43 500 т, 33 уз.) линейных крейсеров типа «Лексингтон».

Однако, когда стали известны тактико-технические характеристики проектируемых и строящихся японских кораблей, это вызвало беспокойство в США и европейских странах. Японские линейные крейсера превосходили американские по артиллерийской мощи и бронированию, делая американские корабли морально устаревшими ещё на стапеле. Слабым местом американских кораблей было недостаточное палубное бронирование, делавшее их уязвимыми от огня с дальней дистанции[3].

Увеличение кораблей создавали для США ещё одну серьёзную проблему – корабли водоизмещением более 40 000 т с трудом проходили через Панамский канал. Это подрывало американскую военно-морскую стратегию, основанную на быстрой переброске флота между Тихим и Атлантическим океаном, и вынуждало США предпринять дорогостоящую реконструкцию Панамского канала. Кроме того, амбициозная программа военного строительства наталкивались на настроения изоляционизма и экономии, крепнувшие в массе американских избирателей.

Разворачивающаяся гонка вооружений неизбежно должна была привести к военному конфликту на Дальнем Востоке. Для США такое развитие событий было опасно, так как Англия, связанная с Японией договором, могла вступить в конфликт на её стороне[3].

Не меньшие проблемы вызывала гонка морских вооружений в разорённой войной Европе. Великобритания, построившая в 1914—1918 годах огромный флот быстро устаревающих дредноутов, вынуждена была тратить значительные средства на его содержание и одновременно строить новые корабли.

Таким образом, в интересах большинства ведущих стран миры было установить определённые устраивающие всех ограничения в области морских вооружений. Поэтому пришедший к власти в марте 1920 года президент Уоррен Дж. Гардинг предложил главам ведущих морских держав созвать конференцию по разоружению, которую планировалось провести в Вашингтоне.

2. Ход конференции

Конференция началась 12 ноября 1921 года.

Основными вопросами, которые рассматривались на конференции, были[4]:

Вопрос об ограничении вооружений:Ограничение линейных флотов;Ограничение подводных флотов;Ограничение сухопутных сил.Вопрос о Тихом океане:Расторжение англо-японского союза;Раздел сфер влияния;Политика в Китае.2.1. Вопрос об ограничении линейных флотов

Конференцию открыл председательствовавший на ней государственный секретарь США Чарльз Хьюджес (Charles E.Hughes). Он объявил о готовности США пустить на слом 15 из 16 кораблей профинансированных в 1916: 3 из 4 линкоров типа «Колорадо», все 6 линкоров типа «Юж. Дакота» и 6 линейных крейсеров типа «Лексингтон». Взамен он предложил Великобритании и Японии пустить на слом все свои строящиеся корабли. На втором этапе из состава флота предлагалось исключались некоторые старые корабли, чтобы общий тоннаж линейных флотов оказался в пределах оговоренных лимитов. Заменять оставшиеся корабли разрешалось только по прошествии 10-летнего срока при условии, что лимиты по тоннажу не будут нарушены и водоизмещение новых кораблей не превысит 35 000 т, а калибр орудий – 406 мм.

В результате США должны были прекратить строительство 15 новых кораблей и списать 15 старых додредноутов, оставив в строю 18 кораблей. Великобритания – отказаться от строительства запланированных кораблей и списать 19 старых, оставив в строю 22 корабля. Япония – отказаться от строительства заложенных и запланированных 15 кораблей и списать 10 додредноутов, оставив в строю 10 кораблей.

В дальнейшем тоннаж линейных флотов этих стран должен находиться в соотношении 5:5:3.

Великобритания принципиально согласилась с этим предложением, за исключением 10-летнего перерыва в строительстве, который пагубно отразится на британской военной промышленности. В ответ была предложена постепенная замена кораблей. Она также выступала за 43 000-тонный предел водоизмещения, считая 35 000 т недостаточным для линкора с 406-мм орудиями.

Япония настаивала на соотношении 5:5:3,5 и добивалась права достроить линкор «Мицу» типа «Нагато».

В результате дискуссии стороны пришли к соглашению. Япония получила право достроить линкор «Мицу», США – «Колорадо» и «Зап. Вирджинию», Британия — построить два новых линкора с учётом ограничений по водоизмещению и калибру орудий. Взамен Япония дополнительно утилизировала 1 корабль, США – 2, а Британия по вступлении в строй новых кораблей – 4.

Соотношение тоннажей 5:5:3 осталось без изменения. Взамен США и Англия согласились ограничить строительство и укрепление военных баз на островах Тихого океана.

2.2. Вопрос об ограничении подводных флотов

Одним из самых серьёзных спорных вопросов на конференции был вопрос о тоннаже подводного флота. По проекту Хьюза, США и Англия получали квоту по 90 тыс. т каждая, Япония — 40 тыс. В США были сильны настроения за полное запрещение подводных лодок[2].

Дискуссия по этому вопросу продолжалась более недели. Англия, отказавшись от принципа «двух флотов», стремилась компенсировать сокращение линейного флота строительством подводных лодок и требовала сократить подводный флот своей традиционной соперницы Франции. В качестве аргумента приводился опыт неограниченной подводной войны Германии в Первую мировую войну. По мнению английской делегации, Франция, обладая обширной сетью военно-морских баз, представляла большую угрозу, чем Германия.

Франция, имевшая по сравнению с Англией незначительный линейный флот, потребовала для себя равную с Англией квоту по подводным лодкам – 90 тыс. т, полагая, что только подводные лодки могут гарантировать безопасность её территории. Похожую позицию на конференции занимали Италия и Япония.

США, приняв в этой дискуссии сторону Англии, предложили Франции квоту 60 тыс. т. Связавшись по телеграфу с правительством, делегация Франции ответила отказом. Это означало срыв договорённости по подводным лодкам.

2.3. Вопрос об ограничении сухопутных сил

В связи с ограничением военных флотов, на конференции обсуждался вопрос о сухопутных силах. В качестве одного из аргументов против увеличения французского подводного флота, Английская делегация выразила беспокойство, что французская армия (800 тыс. человек и 2000 самолётов) значительно превосходит необходимые силы для защиты границ с Германией и направлена против Англии. В ответ Франция соглашалась сократить свою сухопутную армию, если страны-участники согласятся гарантировать безопасность Франции со стороны Германии. Это предложение было отклонено, и вопрос о сокращении армии не нашёл отражения в документах конференции. Также после этого Франция потребовала сокращения линейного флота у Англии

2.4. Вопрос о расторжении англо-японского союза

Вопрос о расторжении англо-японского договора 1902 года был ключевым вопросом для США. Намереваясь вступить в экономическое и, вероятно, военное противоборство с Японией на Тихом океане, США стремились лишить своего соперника поддержки такой мощной державы, как Англия. В качестве рычагов давления на Англию США использовало её огромный долг, составлявший более 4 млрд. долл., и обострение отношений Японии с английскими доминионами (Канадой, Австралией и Новой Зеландией), которое в случае поддержки Японии Англией грозило развалом Британского содружества[4].

В результате англо-японский договор был расторгнут и вместо него 13 декабря 1921 года было подисано «четверное согласие» Англии, США, Японии и Франции, которое считается главным успехом США на Вашингтонской конференции. Четверное согласие не нашло отражения в договоре о сокращении морских вооружений и было оформлено отдельным документом[4].

2.5. Вопрос о разделе сфер влияния на Тихом океане

Одним из важнейших для Японии вопросов был вопрос о сохранении «статус кво» на Тихом океане. Чтобы обезопасить себя от военной экспансии США в этом регионе, Япония добивалась запрещения на создание новых и укрепления существующих военных баз на тихоокеанских островах. Ценой уступки в тоннаже линейного флота, Японии удалось добиться этой цели. По статье XIX договора США запрещалось, в частности, строить укрепления на Филиппинах и острове Гуам, хотя они и добились исключения из этой статьи своего тихоокеанского побережья и Гавайских островов. Великобритания теряла право укреплять свои базы восточнее меридиана 110° в. д. (включая Гонконг), однако в эту зону не входил Сингапур, главная английская база в этом регионе.

2.6. Вопрос о политике в Китае

Большое место на конференции занимал вопрос об политике в Китае. Однако этот вопрос не имел отношения к договору об ограничении морских вооружений. По этому вопросу было заключено отдельное соглашение, известное как «трактат девяти держав» (США, Британской империи, Франции, Японии, Италии, Бельгии, Голландии, Португалии и Китая). Трактат обязывал уважать суверенитет, независимость и территориальную целостность Китая и утверждал американский принцип «открытых дверей» в противовес английскому и японскому принципу «сфер влияния», однако не предусматривал никаких гарантий его выполнения. По договору Япония должна была уйти с Шандунского полуострова, доставшегося ей по Версальскому договору, и фактически отказаться от наваязанного Китаю договора 1916 года («21 требование»), хотя формально этот договор оставался в силе.

3. Основные положения договора

В части ограничения морских вооружений договор касается[5]:

Капитальных кораблей (capital ship), то есть линкоров и линейных крейсеров, к которым относятся боевые корабли со стандартным водоизмещением свыше 10 000 тонн (10 160 метрических тонн[6]) или с орудиями калибра свыше 8 дюймов (203 мм) и не являющиеся авианосцами; Авианосцев , то есть боевых кораблей со стандартным водоизмещением свыше 10 000 тонн (10 160 метрических тонн), спроектированных исключительно с целью нести самолёты.Ограничения на капитальные корабли (линкоры и линейные крейсера)

Договор накладывает следующие ограничения на тоннаж капитальных кораблей, находящихся во флотах договаривающихся сторон:

Ограничения на тоннаж капитальных кораблей [7]

Договаривающимся сторонам запрещается строить капитальные корабли со стандартным водоизмещением более 35 000 т[9] и с орудиями калибра более 406 мм[10]. Ограничения не касаются уже построенных линкоров и линейных крейсеров с водоизмещением свыше 35 000 т.

В договоре приведены списки капитальных кораблей, которые каждая из договаривающихcя стран имеет права оставить в строю[11]. Остальные корабли подлежат утилизации, за возможным исключением двух, которые можно перестроить в авианосцы.

Оговорены также способы утилизации боевых кораблей, исключающиее их дальнейшее использование в этом качестве[12] и порядок замены выводимых из состава флота старых кораблей новыми[13].

Данные об утилизируемых и остающихся в строю линкорах и линейных крейсерах

3.2. Ограничения на авианосцы

Договор накладывает следующие ограничения на тоннаж авианосцев, находящихся во флотах договаривающихся сторон:

Ограничения на тоннаж авианосцев [15]

Стандартное водоизмещение авианосцев не должно превышать 27 000 тонн, за исключением двух авианосцев, которые могут имет водоизмещение до 33 000 т и для строительства которых можно использовать корпуса линкоров и линейных крейсеров, которые утилизуются в соответствии с договором[16].

На количество и калибр артиллерии, имеющейся на авианосцах, накладывадись следующие ограничения:

Ограничения на артиллерийское вооружение авианосцев [16][17]

Категория авианосцевОграничения на артиллерию
Все авианосцы Запрещаются орудия калибра более 203 мм
Все авианосцы Количество зенитных орудий и орудий калибра 127 мм и менее не ограничено
Авианосцы, не имеющие орудий калибра более 152 мм Количество орудий не ограничено
Авианосцы, имеющие орудия калибра более 152 мм (водиозмещение до 27 000 т) Количество орудий калибра 128–203 мм, не считая зенитных, не более 10
Авианосцы, имеющие орудия калибра более 152 мм (водиозмещение более 27 000 т) Количество орудий калибра 128–203 мм, не считая зенитных, не более 8

3.3. Ограничения на другие классы кораблей и судов

Никакие другие боевые корабли, кроме капитальных кораблей и авианосцев, не могут иметь стандартное водоизмещение более 10 000 т. На транспортные и вспомогательные корабли это ограничение не распространяется[18].

Никакие другие корабли и суда, кроме капитальных кораблей, не могут нести орудия калибром более 203 мм[19].

В мирное время на гражданских судах запрещаются любые приготовления с целью установки вооружения или перестройки их в военные корабли, кроме укрепления палубы под орудия калибром менее 152 мм[20].

Корабли и суда, строящиеся участниками договора для других стран, подчиняются тем же ограничениям, однако водоизмещение авианосцев не может превышать 27 000 т[21].

3.4. Ограничения на укрепления и военно-морские базы

Договаривающимся сторонам запрещается строить укрепления и военно-морские базы, укреплять береговую оборону и расширять мощности по ремонту и обслуживанию флота на следующих территориях[22]:

Под данные ограничения не попадают обычный ремонт и замещение изношенного вооружения и оборудования[22].

4. Результаты соглашения

Договор закрепил реальное соотношение сил в морских вооружениях, достигнутое к началу 1920-х годов. США признавалась, наряду с Великобританией, ведущей морской державой мира. Великобритания была вынуждена отказаться от принципа «двух флотов», согласно которому флот Англии должен превосходить суммарный флот двух следующих за ней морских держав. Договор, однако, не ограничивал крейсерские и подводные силы[23].

Договор ограничивал для США и Великобритании возможности строительства и укрепления своих военных баз на Тихом океане, обеспечивая Японии сохранение стратегических преимуществ в этом регионе[23].

Согласно договору, каждой из участвующих сторон разрешалось перестроить в авианосец два подлежащих утилизации крупных боевых корабля. Все участники, кроме Италии, воспользовались этой возможностью, построив 7 новых авианосцев. Таким образом, Вашингтонский договор дал толчок к стремительному развитию морской авиации.

Авианосцы, перестроенные из линкоров и линейных крейсеров

5. Списки кораблей

Условные обозначения

Корабли, утилизированные по условиям договора
Корабли, утилизированные до начала конференции (представлены для полноты списка)
Корабли, оставленные в строю, либо перестроенные в авианосцы

5.1. США6. Интересные факты

В разгар конференции в Вашингтон прибыла делегация ДВР, требуя участия в обсуждении дальневосточных вопросов. Получив отказ, делегация опубликовала в открытой печати секретные документы, касающиеся интервенции капиталистических стран на Советском Дальнем Востоке. Эти публикации наделали много шума, однако действия не возымели[23].

В преамбуле соглашения содержится перечень лиц, подписавших документ, с указанием всех многочисленных званий, наград и аристократических титулов. Только в списке американской делегации сказано коротко: «граждане Соединённых Штатов»[1].

Один из подписавших договор, министр ВМФ Японии Томосабуро Като является, как указано в договоре, «кавалером первого класса Имперского ордена Восходящего Солнца с большой лентой и цветком павловнии»[1]. Цветок, являющийся одним из символов Японии, носит на европейских языках название «Павловния» (paulovnia), данное ему в честь нидерландской королевы Анны Павловны, дочери российского императора Павла I[24].

Список литературы: Текст соглашения. Преамбула. Все материалы данного раздела, кроме абзацев, где источник указан особо, взяты из книги История дипломатии. Под ред. В. П. Потемкина, т. 1—3, М. — Л., ОГИЗ, 1941—45. Равен А., Робертс Д. Британские линейные корабли «Nelson» и «Rodney». — СПб: Бриз, 1995. Павлович Мих. Вашингтонская конфененция и международное положение. Текст договора. Глава 2. Часть 4. Определенения. В качестве единицы измерения стандартного водоизмещения в договоре используется тонна, равная 2240 английских фунтов или 1016 кг. Текст договора. Глава 1. Cтатья IV. Рассчитано на основе данных, приведённых в договоре. Текст договора. Глава 1. Cтатья V. Текст договора. Глава 1. Cтатья VI. Текст договора. Глава 2. Часть I. Текст договора. Глава 2. Часть II. Текст договора. Глава 2. Часть III. Тоннаж, оговоренный в договоре, достигается в течение ряда лет в процессе вывода из состава флота старых кораблей и постройки новых Текст договора. Глава 1. Cтатья VII. Текст договора. Глава 1. Cтатья IX. Текст договора. Глава 1. Cтатья X. Текст договора. Глава 1. Cтатья XI. Текст договора. Глава 1. Cтатья XII. Текст договора. Глава 1. Cтатья XIV. Текст договора. Глава 1. Cтатья XV. Текст договора. Глава 1. Cтатья XIX. Дипломатический словарь. Под ред. А. Я. Вышинского и С. А. Лозовского. – М., ОГИЗ, 1948. Чудинов А.Н. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка, 1910.

Скачать архив с текстом документа