Вавилонское государство при Хамурапи
СОДЕРЖАНИЕ: Характер экономики Древней Вавилонии. Имущественное и социальное расслоение свободных общинников. Рабовладение, его источники и характер. Политический строй.1. Характер экономики Древней Вавилонии
Экономика, общественный и политический строй Вавилонского государства в правлении Хамурапи известны благодаря сохранившемуся своду законов этого царя.
Экономика вавилонского государства времени Хамурапи базировалась на развитии ирригационного земледелия, садоводства, скотоводства, многообразных ремесел, внешней и внутренней торговли.
Во времена Хамурапи наблюдается расширение посевных площадей (освоение залежных и целинных земель), расцвет такой интенсивной отрасли сельского хозяйства как садоводство (разведение финиковых пальм), получение больших урожаев злаковых (ячмень) и масленичных культур . В значительной степени это достигалось за счет расширения ирригационной сети по всей стране . Специальные чиновники обязаны были наблюдать за состоянием больших и малых каналов. Государственная власть в лице царя не только заботится о расширении оросительной системы, но и о содержании ее в порядке. Царь постоянно дает распоряжения местным чиновникам относительно расчистки каналов и производства различных работ, связанных с ирригацией. Если поддерживать в порядке всю оросительную сеть было функцией государства, то содержание в порядке каждого отдельного участка было в первую очередь делом общины. На это указывают статьи 53-56 кодекса Хаммурапи. Эти статьи устанавливают ответственность каждого общинника за сохранение в порядке данного участка ирригации, причем если по чьей-то вине произошел в плотине прорыв и был затоплен соседний участок, то виновный должен был возместить уничтоженный хлеб. Если же он не в состоянии возместить хлеб, то по ст.54 его самого и его имущество следует продать, обратив вырученные деньги на возмещение понесенных убытков. Из документов архива Мари явствует, что к выполнению ирригационной повинности привлекалось все способное к труду население - от свободных до рабов, за уклонение от нее виновных наказывали вплоть до смертельной казни. Целый ряд других документов этого времени указывает на усиленный контроль, проводившийся центральной властью на содержание оросительной системы. Если в царский дворец поступали сведения о том, что в той или иной области не хватает воды для орошения, то из дворца немедленно направлялось соответствующее распоряжение местному чиновнику о принятии мер для обеспечения полей водой. Арендаторы, снимавшие в аренду участки царской земли, должны были быть обеспечены водой для орошения земли. В том случае, если воды для орошения этих арендованных полей не хватало, местные чиновники должны были принять меры к орошению этих полей, либо заменить неорошенное поле орошенным. На это указывают многочисленные царские письма, возлагающие на местных чиновников материальную ответственность за нормальное орошение всех арендованных земель. В случае неурожая из-за плохого орошения местный чиновник должен был платить за арендатора недоимку его арендной платы. Важным своим деянием Вавилонский царь считал проведение грандиозного канала, названного “Нар-Хамурапи” (“рекой Хамурапи”), о котором говорилось, что это “богатство народа”, приносящее воды “Шумеру и Аккаду”.
Постоянно чувствую потребность в строительном материале, царь принимает ряд мер к охране лесов, которые были разбиты на отдельные “лесные участки” и находились в ведении особых “лесничих”, подчинявшихся главному лесничему. Сохранился документ, в котором царь приказывает расследовать дело о порубке деревьев на лесных участках, порученных ведению главных лесничих Аблианум и Синмагир, а также узнать, кто срубил деревья: лесничие или “чужая рука” (т.е. злоумышленник). Лесничие несли ответственность за сохранность лесов. За должностные преступления они карались смертной казнью.
Развивалось в крупных масштаба и скотоводство. Неоднократно в законах упоминаются стада крупного и мелкого рогатого скота, если для пастьбы которых нанимаются пастухи. Часто скот отдается внаем для работы на поле, перевозке тяжестей. Целый ряд статей кодекса определяет ответственность за нанятый скот, возмещение убытка в случае причинения ущерба.
Ремесло представлено самыми различными профессиями: строители домов, кораблей, столяры, плотники, камнерезы, портные, ткачи, кузнецы, кожевники. К ремесленным профессиям в то время причисляли также врачей, ветеринаров, цирюльников, трактирщиков. Для оплаты труда ремесленников законы Хамурапи устанавливают твердую плату, а также суровую ответственность за сделанную работу. “Если строитель построил человеку дом и свою работу сделал непрочно, а дом, который он построил, рухнул и убил домовладельца, этот строитель должен быть казнен” - гласит ст.229 . Оплата труда врача зависела от принадлежности пациента к тому или иному классу общества и соответственно повышалась или понижалась.
Развитию торговли способствовали объединение в рамках единого Вавилонского государства всей территории Месопотамии и сосредоточение всех внутренних и внешних торговых путей, идущих через долину Тигра и Ефрата, в одних руках. Предметом экспорта из Вавилонии было зерно, финики, сезамовое масло, шерсть, ремесленные изделия (ст.104 , 237 ). Импорт состоял из металлов, строительного камня и дерева, рабов, предметов роскоши. Торговля была предметом особой заботы государства и ею занимались особые специальные торговые агенты - тамкары , которые вели крупные государственную и собственную торговлю, осуществляя ее часто через более мелких торговцев- посредников. За свою службу тамкары получали земельные и садовые участки, дома. Они выступали и как арендаторы царской земли и земельных участков общинников, а также нередко являлись крупными ростовщиками. Тамкары вели торговлю под руководством особых чиновников, называвшихся “вакиль тамкары ”. Наряду с крупной оптовой торговлей существовала также и мелкая, розничная. Мелкие торговцы, получая у крупных богачей или храма ссуды или товары, вели торговые операции на свой страх и риск. Законодатель, защищавший интересы собственников-богачей, и в данном случае принимал ряд мер к тому, чтобы гарантировать крупному оптовому торговцу высокую, установленную законом прибыль. По ст.101 взявший у крупного торговца ссуду обязан был вернуть взятые деньги в двойном размере, даже в том случае, если он не наживал барыша. Единственной причиной, которая освобождала взявшего ссуду от ее возвращения, были военные действия (ст.103)
Торговые сделки на продукты сельского хозяйства совершались на особых рынках, где устанавливались цены на товары, стоимости взятого взаймы зерна “по курсу дня, поскольку стоимость различных продуктов часто колебалась в зависимости от общих хозяйственных условий, а также от времени года. Важнейшими торговыми центрами являлись Вавилон, Ниппур, Сиппар, Ларса, Ур.
Но хозяйственный строй Вавилонии в основном остается натуральным. Зерно в расчетах играет такую же роль, как и серебро. Зерном выплачивается вознаграждение сельскохозяйственным работникам, погонщикам волов, пастухам, за наем повозок, волов и ослов, а также жалованье царским чиновникам и судьям.
Имущественное и социальное расслоение свободных общинников.
Структура вавилонского общества в эпоху Хамурапи свидетельствует о все более четко проявляющемся и развивающемся рабовладельческом его характере. В законах проводится резко ощутимая граница между свободными гражданами и рабами.
Свободный полноправный гражданин именовался “авилум ” - человек. Но свободные граждане, в число которых входили крупные земельные собственники, тамкары, жречество, крестьяне - общинники, ремесленники, не составляли одного класса, а разделялись на класс рабовладельцев и класс мелких производителей. Судебник Хамурапи лишь в одной из статей различает “человека, высшего по положению ” и “низшего по положению ” и определяет разную степень их ответственности за совершение проступка. Во всех статьях закона защищается частная собственность имущих граждан и интересы рабовладельцев.
Поскольку основную массу населения вавилонского общества составляли мелкие производители и мелкие собственники, дававшие в казну значительные налоговые поступления и обеспечивающие военную мощь государства, в законах нашли отражение и их права. Например, некоторые статьи защищают их от произвола ростовщиков: последним запрещалось самим забирать урожай в счет уплаты долга; регламентировался размер процентов на сумму долга (20% за взятое в долг серебро, 33% - за зерновую ссуду ); сурово, вплоть до смертной казни, каралось дурное обращение с заложником; долговая кабала ограничивалась тремя годами. Однако приостановить процесс расслоения мелких производителей было невозможно: этот класс постепенно распадался , пополняя, с одной стороны, класс рабовладельцев, с другой - рабов.
Старовавилонские деловые документы сохранили ряд сделок, где фигурируют имена крупных ростовщиков, например Бальмунамхе из Ларсы, который часто совершал обмены и покупки садовых участков, видимо, округляя свои владения, приобретал целинные земли, перекупал рабов, скупал у нуждающихся матерей их детей. Нередко также совершались сделки по найму на работу детей и младших братьев обедневших сограждан.
Кроме свободных в вавилонском обществе имелась такая категория, как мушкенумы. Термин “мушкенум ” переводится как “склоняющийся ниц ”. Мушкенумы работали в царском хозяйстве. Утратив связь с общиной, они не имели земли и собственности, а получали ее за царскую службу в условное владение, к тому же обладали ограниченными гражданскими правами. Членовредительство в отношении мушкенума возмещалось, как правило, денежным штрафом, тогда как в отношении свободных применялся принцип “талиона ” (“око за око, зуб за зуб ”). Оплата лечения мушкенума была в два раза меньше, чем свободного человека, и т.д. Но из законов явствует, что мушкенумы владели имуществом и рабами, их права как собственников строго защищались, при этом имущество их рассматривалось наряду с собственностью дворца, на службе которого они состояли.
Рабовладение, его источники и характер
Низший класс вавилонского общества составляли рабы (“вардум ”). Источниками рабства служили война, имущественное расслоение, приводившее к долговой кабале, неравноправное положение членов семьи, находившихся под патриархальной властью отца, что давало ему право отдать их в залог или продать в рабство, самопродажа в рабство, обращение в рабство за некоторые преступления (отказ усыновленного от приемных родителей, расточительство жены, небрежность общинника в отношении оросительного сооружения), наконец, естественное воспроизводство рабов. Различались рабы частновладельческие, государственные (или дворцовые), рабы мушкенумов, храмовые рабы. Семья среднего достатка имела от 2 до 5 рабов. Иногда в богатых семьях их число достигало нескольких десятков. Рабы были имущество, вещью хозяина: в случае их убийства или членовредительства хозяину возмещали ущерб или отдавали раба за раба. Рабов продавали, покупали, отдавали внаем, дарили, похищали. Они имели ряд отличий: это могли быть таблички на груди, особая прическа, клеймо, проткнутые уши. Распространенным наказанием раба было отрезание уха. Рабы нередко убегали от хозяев или пытались оспорить свое рабское состояние, но за это их жестоко наказывали. Тех свободных граждан, кто помогал беглым раба скрыть рабские знаки или укрывал их в своем доме, ждала суровая кара: от отсечения руки до смертной казни. За поимку беглого раба полагалось вознаграждение.
Но в то же время рабство в Вавилонии имело ряд своеобразных черт; рабы могли иметь небольшое имущество, которым в конечном счете распоряжался хозяин, могли вступать в брак со свободными женщинами, сохранявшими при этом гражданские и имущественные права, дети от таких браков считались свободными. Рабовладелец, имевший детей от рабыни, мог включить их в число законных наследников своего имущества
Политический строй Вавилонии
Вавилонское государство приобрело определенные черты древневосточной деспотии. Во главе государства стоял царь, обладавший законодательной, исполнительной, судебной и религиозной властью. Обширным был фонд царских земель; в Ларсе, например, он составлял 30-50% обрабатываемой площади. Но структура хозяйства принципиально изменилась по сравнению с эпохой III династии Ура. Для последней было характерно создание в масштабе всей страны гигантского царско-храмового хозяйства, функционирование которого обеспечивалось свободными (административный персонал, ремесленники, воины) и в основном рабами и подневольными работниками, получавшими натуральное довольствие из казны. Для старовавилонского периода перспективными в экономическом отношении оказались иные тенденции: поощрение общинно-частного сектора собственности и раздача царских земель, мастерских, пастбищ в аренду или в условное держание за службу чиновниками, воинами, мушкенами и др.
Сформировалось судебное ведомство. Видное место в нем занял царский суд, сосредоточивший в своих руках основные судебные функции и заметно потеснивший храмовый суд, суд общин, суд квартала в городе, однако некоторые права решать семейные и уголовные дела, совершенные на их территории, они все же сохраняли. Судьи объединялись в коллегии, им подчинялись так же глашатаи, гонцы, писцы, составлявшие судебный персонал.
Финасово-податное ведомство занималось сбором налогов, которые взимались серебром и натурой с урожая, скота, продуктов ремесла.
Царская власть опиралась на армию, формировавшуюся из отрядов тяжело и легковооруженных воинов - редум и бариум. Их права и обязанности были определены в 16 статьях законов Хаммурапи. Воины получали от государства за службу неотчуждаемые земельные наделы, иногда с садом, домом, скотом. Законы защищали воинов от произвола господ, предусматривали выкуп их из плена, обеспечение семьи воина. Воин же был обязан исправно нести службу, за отклонение от которой его могли казнить.
Огромный бюрократический аппарат, деятельность которого строго контролировалась царем, выполнял все его распоряжения. При этом представители царской администрации имели тесный контакт с представителями власти на местах: общинными советами и старостами общин. Сурово боролись в административном аппарате с взяточничеством, подкупом, недисциплинированностью, ленью.
Список используемой литературы:
Авдиев В.И. История древнего востока. М., 1953
Практикум по истории древнего мира/Под редакцией И.С.Свенцинского и др. М., 1989