Особенности политических и правовых взглядов Томаса Джефферсона
СОДЕРЖАНИЕ: Содержание Введение 3 1. Особенности политических и правовых взглядов Томаса Джефферсона 5 1.1. Концепция демократического правления Томаса Джефферсона 8Содержание
[1] .
Придерживаясь естественноправовых взглядов, Джефферсон особо подчеркивал определяющее значение (и для демократической организации государственной и общественной жизни, и для действующего законодательства) прирожденных и неотчуждаемых прав человека. Свое наиболее четкое и яркое выражение эта идея Джефферсона нашла в подготовленной им Декларации независимости США, где, в частности, содержатся следующие знаменательные слова: «Мы считаем очевидными следующие истины: все люди сотворены равными и все они наделены своим Создателем некоторыми неотчуждаемыми правами, к числу которых принадлежат: жизнь, свобода и стремление к счастью». Именно для обеспечения этих неотчуждаемых прав и «учреждены среди людей правительства, занимающие свою справедливую власть из согласия народа»[2] . Эта опирающаяся на идеи естественных неотчуждаемых прав человека концепция демократической государственности дополняется и подкрепляется в подходе Джефферсона принципиальным положением о праве народа на изменение государственного строя, не соответствующего своему предназначению. Если же данная форма правительства становится гибельной для целей, ради которых она учреждена (т. е. для обеспечения неотчуждаемых прав человека), то, согласно Джефферсону, «народ имеет право изменить или уничтожить ее и учредить новое правительство, основанное на таких принципах и с такой организацией власти, какие, по мнению этого народа, всего более могут способствовать его безопасности и счастью».[3]
В своих естественноправовых воззрениях Джефферсон находился под заметным влиянием идей передовых европейских мыслителей, особенно учения Дж.Локка. Кроме закрепленных в Декларации независимости США естественных неотчуждаемых прав человека Джефферсон признавал и ряд других неотчуждаемых прав, к которым он, в частности, относил право собственности, право каждого человеческого сообщества на самоуправление, право свободной переписки и обмена мнениями, взглядами и информацией, свободу совести и т. д. Он выступал за отделение церкви от государства и лишение англиканской церкви статуса государственной. В этих целях Джефферсон разработал проект закона штата о религиозной свободе, принятый в 1786 г. Он активно содействовал подготовке и принятию Билля о правах 1789-1791 гг. (первых 10 поправок к Конституции США 1787 г.).
Будучи стойким приверженцем демократии, Джефферсон вместе с тем предостерегал общественность против опасностей «коррупции и тирании» правительства, против «купли голоса народа» на выборах и проч. Но он надеялся, что люди постепенно научатся для себя и общего блага успешно пользоваться своими правами и добьются разумной и справедливой формы демократического правления.
1.1. Концепция демократического правления Томаса Джефферсона
Здесь мы естественным образом подходим к собственно политическим воззрениям Джефферсона и в особенности - к его пониманию демократии. Ключевой в политической концепции Джефферсона выступает, на наш взгляд, его трактовка такого понятия, как «суверенитет народа». В понимании мыслителя это не просто юридическая формула или политико-философский принцип, а вполне реализуемый способ построения государства.Он естественным образом вытекает для Джефферсона из его отношения к людям, доверия к их разуму, опыту, моральному чувству. «Я уверен, - замечал мыслитель в одном из писем периода революции, - что людям можно доверить управлять самими собой и не иметь хозяина»[4] . В то же время очень важно, что самоопределение и самоуправление народа он впервые выражает на языке прав, относя «право на самоправление»к фундаментальным, естественным правам. «Каждый человек и каждая общность людей, живущих на земле, - писал он в работе «Особое мнение по вопросу о том, должно ли местопребывание правительства быть перенесено на Потомак», - обладают правом на самоправление. Они получают его вместе с жизнью из рук природы. Личность осуществляет это право через свою индивидуальную волю, общность людей - через волю большинства, так как закон большинства есть естественный закон для каждого человеческого общества»[5] . Отметим, что здесь выражено сразу несколько важных идей: право на самоправление - естественное право, заключенное в самой природе вещей; люди и общности равны между собой в обладании этим правом; поэтому для управления общностями непреложным является «закон большинства», т.е. принятие решений по большинству голосов.
Таким образом, суверенитет народа, по его мнению, должен находить выражение и осуществление в политическом управлении. В реальном же управлении на уровне государства ведущую роль играют определенные органы власти. По убеждению Джефферсона, любая власть имеет тенденцию к узурпации, к произвольному расширению своих полномочий, к концентрации, к подавлению подвластных, к коррупции и в конечном счете - к тирании. Для противодействия этой тенденции мыслитель предусматривает целый ряд мер. Во-первых, это разделение властей на общегосударственном уровне, которое должно эффективно препятствовать концентрации власти.
Во-вторых, для предотвращения «порчи» в правительственных кругах за ними, по мнению Джефферсона, нужен постоянный и неусыпный контроль со стороны народа. Мыслитель полагал, что там, где граждане не имеют права контролировать правительство, общество превращается в «стадо овец, управляемое волками». «Ни одно правительство, - писал автор «Декларации независимости», обращаясь к Дж.Адамсу, - не может оставаться хорошим иначе, чем находясь под контролем народа»[6] . При этом особое значение Джефферсон придавал контролю зарасходованием бюджетных средств. «Народ должен постоянно держать я свою руку на общественном кошельке, - писал он, - это то полезное ограничение, от которого честное правительство не может и желать освободиться, а правительству нечестному не может быть позволено избавиться»[7] .
В-третьих, в случае неэффективности иных мер, за народом всегда остается, по убеждению Джефферсона, право на восстаниепротив тиранической власти. Особенностью взгляда Джефферсона на этот вопрос в ранний период его творчества по сравнению со взглядом, например, Дж.Локка было убеждение не только в правомерности, но и в благотворности таких периодически повторяющихся «небольших» восстаний. По мнению Джефферсона, никакая страна не может сохранить свои свободы, если ее правители не получают время от времени предупреждения о том, что ее народ хранит свой дух сопротивления.
В-четвертых, средством против «порчи» во властных структурах должны были стать, по мнению Джефферсона, регулярные выборы. Уже в последние годы жизни, характеризуя свои главные настроения и мысли времен американской революции, он писал, что сторонники демократической организации американского государства были убеждены: там, где кончаются ежегодные выборы, начинается тирания. Регулярно проводимым и честным выборам Джефферсон придавал особое значение, выдвигая их даже в качестве одного из главных критериев республиканского характера современного политического строя.
При этом Джефферсон последовательно выступал за отмену различных избирательных цензов с тем, чтобы в выборах могли участвовать все взрослые свободные мужчины. Кроме других аргументов в защиту расширения избирательного права он выдвигал и тот, что при столь значительном числе голосующих подкупить их всех будет очень трудно. С особой силой Джефферсон выступал против имущественного ценза. «Я ...еще не наблюдал, чтобы человеческая честность увеличивалась по мере роста богатства человека», - писал он Дж.Муру[8] .
Однако главное средство против возможных злоупотреблений властью Джефферсон, без сомнения, видел в непосредственном участии народа в политическом управлении. «Лучше всего, - писал он, - это чтобы народ принимал участие в деятельности всех трех видов власти во всех отношениях, в каких это возможно»[9] . Вся власть в республике, по мнению Джефферсона, должна исходить от народа, формироваться из его представителей и осуществляться в его интересах. Однако эта мыслительная установка, конечно, еще не дает ответа на вопрос о том, какэто может быть сделано. Одним из важнейших «камней преткновения» на пути к фактическому осуществлению подобной системы власти является, без сомнения, проблема разумного соотношения прямой и представительной демократии. Слабость прямой демократии - в фактической невозможности ее последовательного осуществления в современном большом государстве Слабость же представительной демократии - в том, что представители всегда имеют, кроме общих, свои собственные интересы и нередко следуют прежде всего им, а не тем, которые они призваны представлять.
1.2. Идеал местного самоуправления Т. Джефферсона
Разумеется, Джефферсон отдавал себе отчет в том, что полноценная прямая демократия может осуществляться лишь в небольших сообществах. В то же время именно такую демократию он считал основой, на которой должна базироваться жизнь общества и государства. Поэтому он выступал за всемерное развитие местного самоуправления. Соответственно этому и сердцевину его концепции государственного строительства составило то, что в американской литературе принято называть «окружной демократией», «районной демократией» и что по существу образует развитую концепцию местного самоуправления.
Для формирования самоуправления Джефферсон предлагал в структурегосударства выделить такую единицу, как относительно самостоятельныеместные округа. В ведении такого округа (который он характеризовал как«малую республику») могли бы находиться организация начального образования, забота о бедных, о дорогах, о выборах, назначение присяжных и т. п. В пределах округов Джефферсон считал возможным и полезным «правление основной массы граждан, действующих лично и непосредственно,по правилам, установленным большинством»[10] . Такое участие в политическом управлении, хотя бы в масштабах своегоокруга, должно было, по мысли Джефферсона, дать гражданам бесценныйполитический опыт, а также усилить их привязанность к независимостисвоей страны и ее республиканской конституции.
На общегосударственном же уровне, как он полагал, естественным продолжением «окружной» должна служить представительная демократия. В концепции Джефферсона не только разделение властей на федеральном уровне, но и «окружные республики», «республики графств и штатов» должны были составить систему сдержек и противовесов, которая не позволяла бы центральной власти выродиться в тиранию. В целом система управления государством в единстве ее различных уровней виделась Джефферсону следующим образом: «1) Общая федеральная республика для всех вопросов, относящихся к внешней и федеральной политике; 2) республика штата, относящаяся исключительно к нашим гражданам; 3) окружные республики, занятые делами и интересами округа; и 4) районные республики для мелких, но в то же время важных местных вопросов. ...И все это, вместе взятое, - полагал он, - прочно объединяется благодаря тому, что каждому гражданину лично поручается часть управления народными делами»[11] . Таким образом, в концепции Джефферсона прямая демократия на местном уровне дополнялась на уровне федеральном представительной демократией, построенной в соответствии с такими революционными для того времени правилами, как регулярные выборы законодательных органов и должностных лиц на основе всеобщего избирательного права, равное представительство граждан в законодательных учреждениях, избрание представителей исполнительной власти, судей, присяжных и шерифов, гласность и контроль народа над властью всех уровней, включая вопросы расходования государственных средств. Смысл комплекса мер по формированию такой системы государственного управления Джефферсон характеризовал как «придание нашей конституции республиканского характера». Он подчеркивал, что цель таких мер - не только улучшить управление государством, но также и «питать и поддерживать дух народа»[12] .
2. Роль граждан в «Добродетельной республике»
Для политического управления на государственном уровне, по Джефферсону, требуются специально подготовленные люди, которые избираться на ответственные посты. Для исполнения этой роли годятся лишь те, кого Джефферсон называет «естественной аристократией»,отличая оттрадиционной аристократии происхождения. Характерными чертами «естественных аристократов» он считает талант, добропорядочность,мудрость и в целом - добродетельность. Отбору и подготовке таких людей для управления государством мыслитель придает огромное значение. «Естественную аристократию, - пишет он Дж.Адамсу, - я считаю самым к ценным даром природы для обучения ее тому, как занимать ответственное положение и управлять обществом». [13]
Что же касается республиканизма как практической задачи построения «добродетельной республики», то здесь для Джефферсона основные ориентиры были вполне ясными: строить государственную жизнь, систему образования и воспитания в государстве таким образом, чтобы граждане могли, с одной стороны, принимать самое непосредственное участие в делах местного сообщества, а с другой - сознательно и разумно выбирать политических лидеров и представителей - и осуществлять над ними эффективный контроль.
Необходимо иметь в виду, что в то время фактически шел процесс формирования государства на не виданных еще в современной истории основах, и потому конкретные политические установления для Джефферсона отнюдь не имели значения догмы. В этом контексте чрезвычайно важным для поддержания подлинно республиканского строя в государстве мыслителю представлялся вопрос о возможности периодического пересмотра и обновлениясамих основ политического порядка.
Воспитанный в духе идеалов Просвещения, Джефферсон искренне верил в возможности прогресса во всех областях жизни, в том числе и в вопросах организации государства. Поэтому он и считал важным построить государство таким образом, чтобы сохранялась реальная возможность мирного пересмотра в случае необходимости всех основных «правил игры». «Законы и учреждения должны идти рука об руку с прогрессом человеческого ума. По мере того как он развивается, становится более просвещенным с новыми открытиями, установлением новых истин и изменением нравов и взглядов ввиду изменившихся условий, установленные законы должны также улучшаться и идти в ногу со временем»[14] . Кроме того, для Джефферсона здесь существовала еще одна, истинно республиканская, проблема. Республика в его представлении - общество, построенное на свободном договоре. Суть такой организации общества - в том, что все его важнейшие установления принимаются гражданами - непосредственно или через уполномоченных ими представителей. Но когда в жизнь общества входит новое поколение граждан, оно вынуждено подчиняться законам и правилам, установленным раньше, без его согласия, - и тем самым молодые граждане оказываются как бы вне договора и вне республики. Поэтому, по убеждению Джефферсона, им должна быть предоставлена законная возможность принять или отвергнуть установленный ранее политическийпорядок. «Каждое поколение, - писал Джефферсон, - имеет право само выбирать ту форму правления, которая, по его мнению, больше всего содействует его счастью, и, следовательно, приспособиться к тем условиям, доставшимся от своих предшественников, в которых оно очутилось. Именно ради мира и блага человечества конституцией должна быть предусмотрена на формальная возможность производить это каждые девятнадцать или Я двадцать лет, с тем чтобы она могла передаваться дальше, из поколения в поколение»[15] . Таким образом, республика не была для Джефферсона чем-то раз навсегда установленным, а скорее представлялась ему как процесс непрерывного исторического творчества, направляемый разумом, чаяниями и волей народа.
В республике, как представлял ее себе Джефферсон, должны были получить реализацию все основные права и свободы граждан. Важнейшие из них, относимые к «естественным» правам, были перечислены мыслителем еще в «Декларации независимости». Об особенностях понимания мыслителем других прав и свобод необходимо сказать специально. Так, Джефферсон придавал очень большое значение свободе мысли, слова, в целом - свободе духовной жизни человека. Поскольку он свято верил в силу человеческого разума,
Непреложной нормой выступала для Джефферсона также свобода слова, дополняемая в век возникновения массовых газет свободой печати. В то же время, на наш взгляд, представляют интерес некоторые особенности в его трактовке принципа свободы печати. «Нашей первой целью, - писал Джефферсон, - должно быть предоставление ...открытого и полного доступа к правде. Здесь самым эффективным из до сих пор найденных средств служит свобода печати»[16] . Таким образом, акцент Джефферсон делал не на самой свободе печати, а на том, что в современном словоупотреблении принято называть «гласностью»,т.е. гарантированной возможности для народа получать правдивую информацию по затрагивающим его вопросам. При этом мыслитель подчеркивал прямую связь гласности с характером политического управления: он утверждал, что «держать двери для правды открытыми» и укреплять обычай все подвергать испытанию разумом - значит поставить надежный заслон на пути движения к тирании.
3. Политическое образование как императив республиканизма
Т. Джефферсона
Джефферсон, решавший прежде всего задачи борьбы против тирании и строительства свободной «добродетельной республики», в последний период своей жизни сталкивается с новыми проблемами, неразрывно связанными с реализацией тех политических принципов и ценностей, которые он всегда защищал. Оказывается, например, что в «свободном обществе» человек далеко не всегда действует по собственному свободному усмотрению, поскольку те, кто обладает не предусмотренной в системе разделения властей «информационной властью», располагают всеми возможностями внушить гражданину какие-то идеи, определенным образом настроить его, направить его мысли, да и действия в нужную для себя сторону[17] . Бороться с этой опасностью с помощью традиционных политических средств оказывается невозможным.
Очевидно, что в последние годы жизни Джефферсона заботит и тревожит этот вопрос. Главное средство его решения мыслитель склонен видеть в развитии политической культуры народа через систему образования и воспитания, а также политического участия. В политической культуре народа Джефферсон видит в эти годы единственное надежное средство сохранения народной свободы. «Если кто-то думает, - пишет он, обращаясь к Ч.Янси, - что цивилизованная нация может быть невежественной и свободной, то он ожидает того, чего никогда не было и никогда не будет»[18] . Думается, что эта мысль звучит вполне актуально и сегодня. Джефферсон, конечно же, отдает себе отчет в том, что граждане в своей массе недостаточно образованы и осведомлены, чтобы решать весьма сложные вопросы политического управления. Но мыслитель безраздельно верит в разум и здравый смысл народа - и потому считает, что образованием нужно как бы «расчистить дорогу» для того, чтобы люди могли принимать решения и действовать на уровне возможностей своего разума. «Если мы думаем, - пишет он Джарвису уже в 1821 г., - что люди недостаточно просвещены, чтобы осуществлять контроль над любыми властями с полным благоразумием, то средство против этого - не лишение их права и возможности контроля, а приобретение народом такого благоразумия через образование и информацию»[19] .
Джефферсон разрабатывает целую систему организации народного образования, прямо связывая ее с задачами управления государством и развития самоуправления на местах. Основой этой системы, по его замыслу, должны были стать начальные школы в административных округах.[20] В таких школах всем детям в течение трех лет бесплатно преподавались бы основы чтения, письма, арифметики и истории. Выпускники начальных школ должны проходить «беспристрастную проверку» с тем, чтобы самые способные из них продолжили обучение в «классических» средних школах. В таких школах, организуемых уже на уровне графств, способные дети независимо от их происхождения и имущественного положения родителей должны были проходить латинский и греческий языки, географию и математику. В свою очередь из выпускников таких школ отбирались бы 50% лучших учеников для дальнейшего обучения за государственный счет в университетах, где им преподавались бы «все полезные науки». Таким образом, выстраивалась бы система, преследующая двоякую цель: во-первых, - общего образования для всех, достаточного для того, чтобы будущие граждане могли принимать непосредственное участие в делах местного сообщества, а также осознанно выбирать политических лидеров и представителей и контролировать их деятельность; а во-вторых, более «продвинутого» образования для тех, кто проявлял наивысшие способности к обучению, а также был «добродетельным и мудрым» - с тем, чтобы готовить этих «естественных аристократов» крещению задач государственного управления.
Развитие образования, как для всего народа, так и для будущих политических лидеров Джефферсон рассматривает как жизненно необходимое дело, вопрос выживания республиканского строя. Система народного образования вместе с системой прямой демократии в районах и округах, по его выражению, «образуют два великих мероприятия, ...без которых никакая республика не сможет себя поддерживать»[21] .
4. Развитие и преемственность во взглядах Джефферсона
Немаловажным представляется и вопрос об эволюцииполитических взглядов Джефферсона; тем более что время его жизни и деятельности было периодом быстрых общественных перемен, когда все новые общественные ситуации требовали от политических деятелей обновления едва ли не всего арсенала их первоначальных представлений об обществе.[22] Огромную роль для развития взглядов Джефферсона, конечно же, сыграл его опыт пребывания на высших постах в государстве в период, когда продолжалось становление американской государственности. Широко известно, например, что первоначально Джефферсон,считавший основой государства работу на земле, был противником развития в США собственной промышленности, а затем пришел к признанию, значения развития в Америке промышленности и торговли: его взгляды о, постепенно освобождались от разного рода крайностей. Однако в том, что касается понимания существа и значения демократии,каких-либо кардинальных изменений во взглядах Джефферсона, по нашему мнению, обнаружить не удается. Разумеется, с годами и обретением все большего опыта политической деятельности на самом высоком уровне он больше задумывается и пишет проблемах представительнойдемократии и контроля над властью. Но это вовсе не означает, что формы прямой демократии, непосредственного участия народа в управлении теряют в его глазах свое значение. В подтверждение этой мысли можно привести основные идеи одного из последних писем Джефферсона - письма Д.Картрайту, написанного уже в 1824 г. В этом письме он, в частности, утверждает, что республиканские законы, по которым стали жить американские штаты, носят естественный характер («мы обратились к тому, что было дано природой, и нашли эти законы отпечатанными в наших сердцах»)- Он описывает основы американской системы правления как такой, где народ пользуется властью сам во всех случаях, когда чувствует себя компетентным, и через своих свободно избранных представителей - во всех остальных случаях, обладает правом и долгом всегда быть вооруженным; пользуется свободой личности, свободой вероисповедания, свободой собственности и свободой печати. Однако наиболее интересно в этом письме то, что Джефферсон идет в нем еще дальше по части предложений о развитии местного самоуправления и предлагает разделить округа на административные районы, в каждом из которых могла бы быть начальная школа, отделение милиции с офицерами, мировой судья и констебль. Каждый из таких районов, по его мнению, мог бы избирать из своих сограждан присяжных для присутствия в суде, проявлять заботу о бедняках, о дорогах и отдавать в нижней палате парламента голоса за всех должностных лиц, намеченных к избранию. «Таким образом, - пишет Джефферсон, - каждый район представлял бы собой небольшую республику, и каждый человек в штате стал бы активным членом народного правительства, осуществляя лично большую часть прав и выполняя большую часть обязанностей, хоть и второстепенных, но тем не менее важных и находящихся вполне в его компетенции. Человеческий разум не может придумать более прочной основы для свободной, прочной и хорошо управляемой республики»[23] . Как видим, и в самом конце жизни Джефферсон не только сохранял убежденность в фундаментальном значении непосредственного участия народа в управлении, но и выдвигал новые и далеко идущие предложения по развитию народного самоуправления.
Действительно, наряду с естественным развитием взглядов Джефферсона на протяжении его жизни, в них было нечто, в своем главном существе, остававшееся неизменным. Эту неизменную основу его взглядов, образовывало, на наш взгляд, то, что можно назвать «народной перспективой»: верав разум, здравый смысл, силы, твердое «моральное чувство» народа - и забота о его состоянии и будущей судьбе. «Именно нравы и дух народа, - утверждал он еще в ранней работе «Заметки о штате Виргиния», - сохраняют республику в силе. Вырождение народа - это язва, которая вскоре заразит его законы и конституцию»[24] . Это убеждение Джефферсон пронес поистине через всю жизнь. «Я не отношусь к числу тех, - писал он в 1816 г. С.Керчевалю, - кто боится народа. Он, а не богатые - наша опора в постоянной борьбе за свободу»[25] . И уже в самом конце жизни, в 1824 г., в письме к Г.Ли он формулирует важнейшие, по его убеждению, принципы политического размежевания как бы «поверх» традиционного деления на «левых» и «правых» по главному для него критерию - лежащему в основе этих политических позиций отношению к народу: «Люди по своей натуре естественно делятся на две части. Во-первых, на тех, кто боится людей, не доверяет им и желает лишить народ всякой власти, сосредоточив ее в руках высших классов. И, во-вторых, на тех, кто не отделяет себя от своего народа, доверяет ему, ценит его и относится к людям как к честным и надежным собратьям, хотя и не считает их всех самыми мудрыми хранителями общественных интересов. Эти две партии существуют в каждой стране, и в каждой стране, где им предоставлена свобода мыслить, говорить и писать, они будут заявлять о себе. Зовите их либералами и сторонниками рабства, якобинцами и ультра, вигами и тори, республиканцами и федералистами - все равно это будут те же две партии, преследующие те же самые цели. Имя аристократов или демократов будет последним для них и именем истинным, выражающим всю суть»[26] . В этой «системе координат» политическую позицию Джефферсона, без сомнения, можно оценить как линию на последовательную защиту демократии, основанную на вере в разум, нравственность и творческие силы народа.
Заключение
Таким образом, проследив всю жизнедеятельность Томаса Джефферсона в целом и некоторые, наиболее важные этапы в отдельности, можно сделать некоторые выводы.
Очевидно, что жизнь этого выдающегося деятеля можно разделить на ряд этапов, каждый из которых имеет самостоятельное значение как для его собственной эволюции, так и для американской истории.
В предреволюционный и революционный периоды Томас Джефферсон выступил как лидер демократического крыла патриотов, выдвинул множество смелых идей и концепций, которые вошли в золотой фонд американской демократической мысли и до сих пор служат источником вдохновения для прогрессивных сил США. Его вклад в дело американской революции трудно переоценить. Томас Джефферсон стал одним из «основателей республики», его идеи составляли фундамент молодой республики и в последствии стали частью политической системы страны.
В последующие периоды Джефферсон занимает более умеренную позицию. Это можно объяснить логикой политической борьбы, требовавшей от Джефферсона идти на уступки консервативным союзникам по республиканской партии. Умеренный характер политической линии Томаса Джефферсона наиболее полно раскрылся в годы его президентства. Но даже очевидные минусы деятельности Джефферсона в бытность президентом, не должны заслонять положительных итогов его пребывания у власти. В эти годы под влиянием сознательных усилий Т. Джефферсона и его окружения происходит укрепление буржуазно - демократических тенденций в развитии американского общества, которые были «законсервированы» в период правления федералистов.
Однако, Томас Джефферсон предстает перед нами не только как политик, общественный и государственный деятель, но и как сильная личность, качества которой заслуживают всеобщего уважения. Прежде всего, это целеустремленность и напористость, стремление к достижению начатого дела и расширению кругозора, «нелюбовь» к праздности. Эти качества позволили достигнуть Джефферсону поразительных результатов во многих сферах деятельности.
Вообще же его послужной список включал разнообразные и наиболее важные должности: законодатель собрания штата, губернатор, конгрессмен, посол, государственный секретарь, президент, президент философского общества. Но главное - он внес свой вклад в развитие своей страны, участвуя, в то же время, во многих роковых для ее судьбы решениях.
Библиографический список
Учебная и научная литература
1. Альбов, А.П., Масленников, В.П., Сальников, М.В. Философия права: учебник для вузов. – СПб.: Изд-во «Алетейя», 2007. – 348 с.
2. Джефферсон ,Т. О демократии / Сост.: Сол К. Падовер. – СПб.: Лениздат, 1992. – 26 с.
3. Иванян, Э.А История США: Пособие для вузов – М.: Дрофа, 2004.– 412 с.
4. Ильин, В.В. История философии: учебник для вузов – СПб: Питер, 2005. – 277 с.
5. Мачин, И.Ф. История политических и правовых учений. Краткий курс лекций - 2- е изд., исп. и доп. - М.: Высшее образование, 2008. – 415 с.
6. Нерсесянц, В.С. История политических и правовых учений: учебник для вузов– 4-изд. – М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА, 2004. – 615 с.
7. Нерсесянц, В.С. Философия права: учебник – 2-е изд., перераб и доп. – М.: Норма, 2008. – 563 с.
8. Нерсесянц, В.С. Проблемы общей теории права и государства. Учебник для вузов - М.: Издательство НОРМА, 2008. – 456 с.
9. Печатнов В.О. Гамильтон и Джефферсон. – М., 1984. – 432с.
10. Радугин, А.А. Философия права: учебник – М.: Центр, 2001. – 320 с.
11. Севостьянов, Г.Н. Уткин, А.И. Томас Джефферсон. – М., 1976. – 415с.
12. Согрин, В.В. Основатели США: Исторические портреты. – М., 1983. – 589с.
13. Степашко, Л.А. Философия права и история образования: учебное пособие для студентов – М.: Флента, 2000. – 302 с.
14. Яковлев, В.П. История философии: учебник для вузов – Ростов н/Д «Феникс», 2004. – 478 с.
Журналы:
1. Сытин, А.Г. Политическая философия демократии: вклад Томаса Джефферсона // Политические исследования (Полис). 2008. № 1. – С. 125 – 138.
2. Вестник ТГПУ. Гуманитарные науки. Выпуск №7 (58), 2006. – С. 76-79.
[1] Альбов, А.П., Масленников, Д.В., Сальников, В.П., Философия права: учебник для студентов. – СПб.: Издательство «Алетейя», 2007. - С. 348-349.
[2] Джефферсон, Т. О демократии / Сост.: Сол К. Падовер. – СПб.: Лениздат, 1992. - С. 26
[3] Джефферсон, Т. О демократии / Сост.: Сол К. Падовер. – СПб.: Лениздат, 1992. - С. 26-27.
[4] Вестник ТГПУ. Гуманитарные науки. Выпуск № 7 (58), 2006. - С. 76-79.
[5] Сытин, А.Г. Политическая философия демократии: вклад Томаса Джефферсона // Политические исследования (Полис). № 1 (103), 2008. - С. 125-131.
[6] Вестник ТГПУ. Гуманитарные науки. Выпуск № 7 (58), 2006. - С. 76-79.
[7] Там же С. 76-79.
[8] Сытин, А.Г. Политическая философия демократии: вклад Томаса Джефферсона // Политические исследования (Полис). № 1 (103), 2008. - С. 125-131.
[9] Там же С. 125-131.
[10] Нерсесянц, В.С. История политических и правовых учений: учебник. – М.: Норма, 2009. - С. 456 – 458.
[11] Джефферсон, Т. О демократии / Сост.: Сол К. Падовер. – СПб.: Лениздат, 1992. - С. 28-29.
[12] Нерсесянц, В.С. История политических и правовых учений: учебник. – М.: Норма, 2009. - С. 457.
[13] Сытин, А.Г. Политическая философия демократии: вклад Томаса Джефферсона // Политические исследования (Полис). № 1 (103), 2008. - С. 135-138.
[14] Сытин, А.Г. Политическая философия демократии: вклад Томаса Джефферсона // Политические исследования (Полис). № 1 (103), 2008. - С. 135-138.
[15] Севостьянов, Г.Н. Уткин, А.И. Томас Джефферсон. – М., 1976. – С.188.
[16] Сытин, А.Г. Политическая философия демократии: вклад Томаса Джефферсона // Политические исследования (Полис). № 1 (103), 2008. - С. 135-138.
[17] Мачин, И.Ф. История политических и правовых учений. Краткий курс лекций. - 2- е изд., исп. и доп. - М.: Высшее образование, 2008. - С. 415-416.
[18] Севостьянов, Г.Н. Уткин, А.И. Томас Джефферсон. – М., 1976. – С.195.
[19] Сытин, А.Г. Политическая философия демократии: вклад Томаса Джефферсона // Политические исследования (Полис). № 1 (103), 2008. - С. 143.
[20] Степашко, Л.А. Философия права и история образования: учебное пособие для студентов – М.: Флента, 2000. - С. 302-304.
[21] Сытин, А.Г. Политическая философия демократии: вклад Томаса Джефферсона // Политические исследования (Полис). № 1 (103), 2008. - С. 135-138.
[22] Нерсесянц, В.С. Проблемы общей теории права и государства. Учебник для вузов - М.: Издательство НОРМА, 2008. - С. 563-566.
[23] Согрин, В.В. Основатели США: исторические портреты – М, 1983. – С. 216.
[24] Согрин, В.В. Основатели США: исторические портреты – М, 1983. – С. 219.
[25] Сытин, А.Г. Политическая философия демократии: вклад Томаса Джефферсона // Политические исследования (Полис). № 1 (103), 2008. - С. 152.
[26] Севостьянов, Г.Н. Уткин, А.И. Томас Джефферсон. – М., 1976. – С.199.