Великий шелковвый путь на территории Казахстана и духовная культура в VI-XII вв

СОДЕРЖАНИЕ: ВЕЛИКИЙ ШЕЛКОВЫЙ ПУТЬ ТЕРРИТОРИИ КАЗАХСТАНА И ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА В Формирование Великого Шелкового пути Великий Шелковый путь – трансконтинен­тальный путь древности и средневековье между Востоком и Западом, начала функционировать как регулярная торговая и дипломатическая артерия с середины II в. до н.э. и существовал вплоть до XIV века до открытия морских путей.

ВЕЛИКИЙ ШЕЛКОВЫЙ ПУТЬ НА ТЕРРИТОРИИ КАЗАХСТАНА И ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА В VI - XII вв.

Формирование Великого Шелкового пути

Великий Шелковый путь трансконтинен­тальный путь древности и средневековье между Востоком и Западом, начала функционировать как регулярная торговая и дипломатическая артерия с середины II в. до н.э. и существовал вплоть до XIV века до открытия морских путей.

Начиная III- тыс. до н.э. существовали отдельные участки Великого Шелкового пути:

«Лазуритовый путь» - соединял Среднюю Азию и Средний Восток со Средиземно­морьем и Индией.

«Нефритовый путь» - связывал Восточный Туркестан с Китаем.

«Степной путь» (сер. I тыс. до н. э.) - из Причерноморье к берегам Дона, затем в земли сарматов в Южное Приуральс, дальше в стра­ну аргиппиев, населявших район Верхнего Иртыша и о. Зайсан (Сведение Геродота).

В 629 г. буддийский паломник Сюань-Цзян отправился из Китая в Индию, «чтобы взгля­нуть на священные останки Будды и серьезно изучить богословие». Ехал по международному пути, который связывал Китай с Западом. В своем дневнике описывая весь свой путь, он пишет, что они прибыли через «Прозрачное Голубое озеро» (Иссык-куль) к г.Суябу, где встретился с тюркским каганом. Описывая прием, у тюркского кагана, Сюань - Цзян неод­нократно подчеркивает роскошь шелковых одежд тюркской знати.

Изобретение шелка, археология Китая отно­сят к эпохе неолита (раскопки в провинции Чжецзян, вблизи озера Тайху - найдены шелковые ткани, пояса и пряжа).

В VI-V вв. до н.э. китайский шелк стал вывозиться в другие страны. Шелковая попона с вышитыми на ней фениксами была найдена при раскопках одного «царских» курганов Пазырыка на Алтае (V в.до н.э.) и захоронения в Южной и Западной Европе (VI-Vвв.до н.э.).

В распространении шелка участвовали кочевые племена саки и скифы, через посредство которых диковинный для того времени товар попадал в Центральную Азию.

В VI-VII вв. наиболее оживленным стано­вится путь, который проходил из Китая на Запад через Семиречье и Южный Казахстан. Основные причины:

1. В Семиречье находились ставки тюркских каганов, которые контролировали торговые пути через Среднюю Азию;

2. Дорога через Фергану в VII в. стало опасной из-за междоусобиц местных правителей;

3. Богатые тюркские каганы и их окружение стали крупными потребителями заморских товаров.

4. Основное число посольских и торговых караванов в VII - X 1 V вв. шла здесь.

Направления и трассы Великого Шелкового пути

Основные трассы е VI- VIII вв:

1.Сирия – Иран – Средняя Азия – Южный Казахстан – Таласская долина – Чуйская долина – Иссык-кульская котловина – Восточный Туркестан.

2. Византия – Дербент – Прикаспийские степи – Мангышлак – Приаралье – Южный Казахстан – Семиречье – Восточный Туркестан – Китай.

Основные направления:

Великий Шелковый путь через Казахстан проходили по Южному Казахстану и Семиречье и разделялось на 4 направления:

1. Направления с запада на восток;

2. Илийское направление;

3. Европейское направления;

4. Направления, ведущие в Центральный и Восточный Казахстан;

а) Сарысуйский путь - из Отрара к рекам Иртыш, Ишим;

б) Хан жол - из Тараза к берегам р. Атасу;

в) северо-илийский путь - от Чингелды к берегам Балхаша

Крупные города на Великом Шелковом пути:

Испиджаб - китайцы называли «городом на белой реке». Купцы из Испиджаба имели свои фактории в Багдаде, Мерве, Балха.

Джувикат – город в Таласской долине, здесь тюркский каган Дизабул в 568 г. при­нимал дипломатическое посольство Юстиниа­на II из Византии во главе с Земархом, при­бывшее для заключения военного союза про­тив Ирана и решения вопросов о торговле шелком.

Джамукат - рядом с Таразом, основанный согдийцами из Бухары, которым правил некий Джамук. Остатки города на правом берегу Таласа сейчас называется - Костобе.

Кулан - китайцы называли «Циойлснь», был известен как «приятный городок на границах страны тюрок со стороны Мавсраннахра».

Икиогуз – в долине р.Коксу - совр. Село Дунгановка. В 1253 г. Монах В.Рубрук писал, что в городе имелась торговая колония иранских купцов. Рубрук называет город Эквиусом.

Каялык - в долине р. Каратал (совр. Антоновское) столица карлукских правителей жабгу - центр северо-восточной части Илийской долины (IX – начало ХШ вв.).

Кедер – одним из главных городов в Отрарском оазисе, известен как о «месте стечения купцов из разных стран».

Отрар и Шаугар (VIIIв.) - Отрар - был узлом многих караванных путей. Шаугар - совр. Чуй-тобе, рядом с Туркестаном.

Товары Шелкового пути в Казахстане

Главный предмет торговли - шелк. Шелк наряду с золотом превратился в международ­ную валюту, имодаривали царей и послов, выплачивали жалованье наемному войску и государственные долги.

Вполне естественно, что и шелк, и часть това­ров, провозимых по Шелковому пути, оседала в городах, стоявших на его казахстанском участ­ке. Археологические находки - яркое тому сви­детельство:

• Серебряный клад из Отрара:

- монеты восточно туркестанских городов – Алмалыка, Пулада, Эмиля, Орду ал-Азама;

- европейские монеты из Кырыма;

- малоазийские монеты - из Сиваса, Кони, Тебриза;

- казахстанские монеты из Дженда, относящее к 40-60-м гг. XIII в.

- бляшки от наборного пояса с уйгурскими надписями;

- витые браслеты из Средней Азии;

- плетеные браслеты, сделанные в Поволжье;

- пряжка от пояса, вышедшая из ремесленных мастерских одного из городов Малой Азии;

- слитки серебра в виде линз и овальных брусочков.

Клад содержит своего рода «визитные карточ­ки» городов, стоявших на Шелковом пути.

в Отраре найдены:

- нефритовая бляха китайского производства с рельефным изображением свернувшегося в кольцо тигра или барса,

- часть бронзовых зеркал XIII - XIV вв.

- бронзовый медальон,

- бронзовая чернильница,

- изящный стеклянный графин из Сирии тогдашнего традиционного центра стеклоде­лия. (XIV в.).

Семь китайских монет «у-шу», относящихся в I-IVвв.н.э., найдены при раскопках могильника Мардан в Отрарском оазисе.

В Таразе найден византийский золотой солид Юстиниана I с изображением императора в шлеме с копьем и шитом на одной стороне и богини Победы с крестом в руке - на другой. Золотыесолиды применялись в качестве международной валюты.

В г. Тальхизе - 4 фарфоровых китайских чаши, украшенные изнутри гравированными изображениями детских фигур в обрамлении медальонов в форме гриба - символа долголетия. Также найден обломок фаянсовой чаши, выполненного люстром на красном фоне, изображены 11 сидящих мужчин и 1 женщина. Над головами людей - золотые нимбы. Фрагменты 3 медных блюд, изображения сфинксов и звериного гона встречаются на чашах, зеркалах, пластинах, обнаруженных в Средней Азии, Поволжье, Закавказье, Ближнем и Среднем Востоке.

• По Шелковому пути распространялось не только изделия, но и мода на художественные стили. Например, по Шелковому пути распространялся тимуридский стиль в керамике, отличающейся синей гаммой росписей на белом фоне.

Взаимодействие и взаимообогащение культур

Царства мира. В начале средних веков в Азии была распространена концепция четырех «царств мира»:

1. Царство слонов на юге - Индия - царь мудрости (философии и науки);

2. Царство драгоценностей на западе - Иран иВизантия - царь Персии - царь царей; царь арабов - царь мужей;

3. Царство коней на севере - Тюркские каганаты - царь хищных зверей;

4. Царство людей на востоке - Китай - царь государственного управленияи промышленности.

Взаимодействие культур и искусстве.При раскопках памятников на Шелковом пути най­дены многочисленные материальные подтверждения развития и взаимообогащения культур:

• В сохранившихся парадныхзалах Пенджикента, Варахши,Афрасиаба, Топрак-калы - коллекция терракот танского времени (VI-VIII вв.),изображающихтанцоров, актероввмасках, музыкальныеансамбли.

•СтенысвятилищаVIII-IXвв. вгородищах КостобевТаласскойдолинебылаукрашена резьбойбагдадского стиля.

•Прекраснаядеревяннаяскульптуратанцовщи­цынайденавПенджикенте.

•ПрираскопкахсырдарьинскогогородаКедер обнаруженаглинянаямаскаартистаIX-XIвв.

•ПоВеликому Шелковомупутираспростра­нялосьискусствомузыкиитанца, зрелищные представления. Музыканты, танцоры, укроти­телидикихзверей, акробаты, фокусники объединялисьвбродячиетруппы.

•КитайскийимператорСюань-Цзуньводворце содержал 30 тыс. музыкантов. В Танском КитаебылапопулярнамузыкаЗапада - горо­довВосточногоТуркестанаиСреднейАзии.

•Иранские, согдийские и тюркские актеры многое внесли в хореографию Китая. Например, мальчикиизТашкентаисполняли танец«Западныйскачущийтанец», адвеюные девушки«ТанецЧача»и«ДевыЗапада».

•ВКонстантинополечастогастролировалиар­тистысВостока. Каксообщаютисточники, на знатномобедеувизантийскойимператрицы русскуюкнягинюОльгуразвлекалишутыи эквилибристы, ана празднествах в честь сельджукскогосултана Арслана IIвыполнял рискованныесальто тюркскийакробат.

Скачать архив с текстом документа