Виды правовых норм

СОДЕРЖАНИЕ: Понятие и признаки норм права, анализ их структуры и форм изложения в статьях нормативно-правовых актов. Отражение и регулирование в правовых нормах типичных отношений между людьми. Пути повышения эффективности функционирования правовых норм в Украине.

Министерство образования и науки Украины

Донецкая государственная академия управления

Кафедра правоведения

Контрольная робота

по дисциплине: «Теория государства и права»

на тему:

«Виды правовых норм»

Содержание

Введение

1. Понятие и признаки нормы права

2. Виды правовых норм в Украине, анализ их структуры и форм изложения

2.1 Структура правовой нормы

2.2 Классификация правовых норм в Украине

2.3 Формы изложения правовых норм в статьях нормативно-правового акта

3. Пути повышения эффективности функционирования правовых норм в Украине

Выводы

Список литературы

Введение

К числу важнейших категорий теории государства и права является понятие нормы права. Нет в правовой системе другого составного элемента, который был бы связан с иными столь тесно и непосредственно, как нормы права. Любое правовое явление раскрывает и проявляет себя определенным образом только во взаимоотношении и взаимодействии с правовыми нормами. Прежде всего через них, на их основе происходит воздействие государства на правовую систему общества в целом и на составляющие ее элементы в отдельности. Право состоит из действующих в данном обществе юридических или правовых норм.

Правовая норма – это первичная клеточка права, частица содержания, исходный структурный элемент его системы. Поэтому естественно, что норме права свойственны все основные черты права как особого социального явления. Однако из этого положения не следует, что понятие права и нормы права совпадают. Право и единичная правовая норма соотносятся между собой как общее и отдельное, которые наряду с чертами сходства имеют и свои особенности.

Украина сегодня переживает один из важнейших этапов развития своей государственности, правовой каркас которого очерчен в принятой 26 июня 1996 года Конституции. Данный этап начался переходным периодом осуществления коренных политических, социально-экономических и духовных преобразований, формирования основанного на рыночной экономике гражданского общества и демократического социально-правового государства, в котором человек, его права и свободы являются высшей ценностью. С выполнением этих задач непосредственно связано изменение и развитие права Украинского государства, а следовательно и правовых норм, являющихся первичной ячейкой права.

Именно поэтому целью написания данной работы является глубокое исследование различных видов правовых норм в Украине и предложение конкретных мер по повышению эффективности их функционирования.

1. Понятие и признаки нормы права

Норма права – относительно самостоятельное явление, обладающее собственными специфическими особенностями, углубляющими и конкретизирующими наши представления о праве, его понятии, сущности и содержании, о механизме регулятивного воздействия на общественные отношения.

Таким образом, норма права – это общеобязательное, формально-определенное правило поведения (образец, масштаб, эталон), установленное или санкционированное государством в качестве регулятора общественных отношений, которое официально закрепляет меру свободы и справедливости в соответствии с общественными, групповыми и индивидуальными интересами (волей) населения страны, обеспечивается всеми мерами государственного воздействия, вплоть до принуждения.

Поскольку нормы права – одна и разновидностей социальных норм, на них распространяются общие черты, присущие этим нормам. Вместе с тем нормы права отличаются от обычаев, нравственных, корпоративных и иных социальных норм специфическими признаками, характерными чертами. К наиболее существенным из них относятся следующие:

1. Норма права – единственная в ряду социальных норм, которая исходит от государства и является официальным выражением государственной воли.

Независимо от словесной формулировки, в которой выражена та или иная правовая норма (правомочие, веление, дозволение, запрет и т.п), она всегда представляет собой властное общеобязательное предписание государства относительно возможного и должного, разрешаемого и запрещаемого поведения людей.

2. Норма права отличается от других социальных норм свойственной только ей формальной определенностью, которая проявляется прежде всего в той или иной установленной или признаваемой им форме. Например, в форме закона или подзаконного нормативного акта, договора с нормативным содержанием, правового обычая.

Формальная определенность связана также со структурой нормы права – специфическим внутренним строением и ее представительно-обязывающим характером.

Норма права – единственная в ряду социальных норм, которая поддерживается в своей реализации, охраняется от нарушений принудительной силой государства.

Сказанное нисколько не противоречит тому, что правовые нормы, как и другие виды социальных норм, в подавляющем большинстве случаев выполняются гражданами сознательно и добровольно, вследствие чего обеспечивается, в первую очередь, мерами убеждения, воспитания, организации. И лишь тогда, когда воздействие этих средств оказывается недостаточным, возникает необходимость в применении соответствующих мер принуждения.

Однако в отличие от норм морали, корпоративных, религиозных и иных социальных норм, мерами принуждения, к выполнению которых служат различные средства общественного воздействия, за нормами права, кроме того, всегда стоит аппарат государства, способный, когда это необходимо, принуждать к их соблюдению.

Именно возможность государственного принуждения как гарантия реализации, охраны от нарушений – специфический признак юридической нормы.

4. Нормы права складываются из двух разновидностей общеобязательных правовых предписаний: 1) правил поведения; 2) исходных (отправных, учредительных) норм.

Правила поведения – это непосредственно регулятивные нормы, нормы прямого регулирования. Они отличаются представительно-обязывающим характером, т.е. устанавливать при наличии соответствующих условий вид и меру охраняемых и гарантируемых государством возможного и должного поведения участников общественных отношений, их взаимные субъективные права и юридические обязанности. Такие правила поведения составляют большую часть правовых норм.

Исходные (отправные, учредительные) нормы, к которым относятся нормы-принципы, нормы-дефиниции и т.д., представляют собой нормы опосредованного регулирования. Эти нормы, хотя и не являются непосредственно регулятивными, поскольку сами не закрепляют прав и обязанностей субъектов, тем не менее, также носят правовой характер; устанавливают (учреждают) общие начала, исходные положения и направления правового регулирования, участвуют в нем опосредованно, действуя в системной связи и единстве с нормами-правилами поведения, детализируются и реализуются через них.

5. Будучи, как все социальные нормы, с одной стороны, результатом отражения объективного мира, обобщения информации о нем, с другой стороны, результатом отражения объективного мира, обобщения информации о нем, с другой – средством обратного воздействия, социальным регулятором отношений между людьми в общечеловеческих и классовых интересах, нормы права и в этом качестве отличаются существенными особенностями. Суть их в том, что юридическая норма, как и право в целом, не просто социальный, а государственный регулятор общественных отношений.

Данное свойство правовой нормы проявляется, с одной стороны, в рассмотренных выше аспектах ее органической связи с государством, с другой – она необходимая юридическая предпосылка правоотношения, единственная среди социальных норм, чье воздействие на общественные отношения влечет для его участников юридические последствия, гарантом которых выступает государство.

Юридическая норма – предписание общего характера. Она рассчитана не на отдельное, разовое отношение, не на каких-либо конкретных лиц, а на множество отношений определенного вида и индивидуально неперсонифицированных лиц, подпадающих под условия ее действия.

Правовая норма отражает и регулирует наиболее типичные, многократно повторяемые отношения между людьми, в упорядочении которых непосредственно заинтересовано и участвует государство. Например, отношения по поводу собственности, политической власти, управления, правосудия, охраны прав и свобод граждан, организации труда, взимания налогов и сборов, борьбы с преступностью.

Устанавливая для участников регулируемых отношений охраняемые и гарантируемые государством взаимные субъективные права и юридические обязанности, норма права придает данным отношениям характер правонарушений. При этом юридическая норма сама выступает как абстрактно-типическая модель правоотношения, которое при наступлении предусмотренных в данной норме условий и обстоятельств может возникнуть и действительно возникает в реальной жизни, в процессе правового регулирования того или иного вида общественных отношений.

6. Тем самым норма права – и в этом также ее существенная отличительная особенность – выступает одновременно и как модель, мера, эталон, масштаб соответствующего выраженной в ней государственной воле общества должного или возможного, разрешаемого или запрещаемого поведения людей, и как мерило оценки, критерий правомерного, законного и противозаконного поведения.

2. Виды правовых норм в Украине, анализ их структуры и форм изложения

2.1 Структура правовой нормы. Соотношение нормы права и статьи нормативного акта

Особенности, содержание и назначение большей части правовых норм в Украине – правил поведения – тесно связаны с их структурой. Любая такая норма устанавливает для участников регулируемых ею общественных отношений взаимные права и обязанности; предусматривает фактические обязательства, при наличии которых носителями этих прав и обязанностей становятся определенные, конкретные лица – субъекты правоотношений; предупреждает о последствиях нарушения данной нормы. Этому содержанию нормы права – правила поведения – соответствует свойственная только ей структура – внутреннее строение, характеризуемое единством и взаимосвязью составляющих ее трех элементов: диспозиции, гипотезы и санкции.

Гипотеза - это структурный элемент нормы права, указывающий на жизненные условия, фактические обстоятельства вступления нормы в действие, реализации ее диспозиции.

Диспозиция – структурный элемент юридической нормы, в котором определяются права и обязанности субъектов права, устанавливаются возможные и должные варианты их поведения.

Санкция – структурный элемент, предусматривающий последствия нарушения правовой нормы, определяющий вид и меру юридической ответственности для нарушителя ее предписаний.

Главным элементом, сердцевиной правовой нормы, заключенного в ней правила поведения является диспозиция. Диспозицию нельзя ни противопоставлять другим составным элементам правовой нормы, ни отрывать от них. Несмотря на свою приоритетность в структуре правовой нормы, диспозиция сама по себе еще не есть норма права. Только в результате системного объединения, целостного единства трех частей – диспозиции, гипотезы и санкции, - обладающих относительной самостоятельностью и своими особенностями, образуется целостное, качественно новое правило поведения.

Каждый из названных элементов имеет в структуре правовой нормы свое особое место и назначение, вследствие чего, по справедливому суждению, сложившемуся в юридической науке, без гипотезы норма бессмысленна, без диспозиции немыслима, без санкции бессильна. Таким образом, структура юридической нормы как логическая взаимосвязь гипотезы, диспозиции и санкции в наиболее общем и кратком виде может быть выражена формулой: «если – то – иначе (в противном случае)». Например:

«Если продавец оформляет договор купли-продажи (гипотеза), то он обязан при оформлении договора предупредить о праве третьих лиц (диспозиция), иначе к нему будут применены средства влияния, направленные на защиту прав покупателя (санкция)».

Гипотеза - предпосылка практического функционирования нормы права, ее претворения в жизнь в форме правоотношения. В ней указываются юридические факты, наличие которых служит основанием для возникновения, изменения или прекращения правоотношений.

Устанавливая обстоятельства и сферу действия нормы, гипотеза одновременно очерчивает круг участников (субъектов) регулируемых отношений, которых диспозиция «связывает» взаимными правами и обязанностями. Тем самым посредством гипотезы предусмотренный диспозицией абстрактный вариант поведения приурочивается к конкретным лицам, к тому или иному жизненному случаю, событию или действию, месту, времени, возрасту и другим конкретным жизненным обстоятельствам.

В зависимости от строения гипотезы подразделяются на простые и сложные.

Простые гипотезы предполагают какое-то одно условие, через которое реализуется юридическая норма. Например, гипотеза нормы, выраженной в статье 43 Хозяйственного кодекса Украины: «Предприниматели имеют право без ограничений самостоятельно осуществлять любую предпринимательскую деятельность, не запрещенную законом»[12].

Если гипотеза связывает действие нормы с наличием двух или более условий, то она называется сложной. Такова, к примеру, гипотеза нормы, изложенной в статье 81 Конституции Украины: «Полномочия народного депутата Украины прекращаются досрочно в случае: 1) сложения полномочий по его личному заявлению; 2) вступления в законную силу обвинительного приговора в отношении его; 3) признании его судом недееспособным или безвестно отсутствующим; 4) прекращения его гражданства или выезда на постоянное проживание за пределы Украины; 5) смерти» [3,21].

Разновидностью сложной гипотезы является альтернативная гипотеза. Ее сходство с другими сложными гипотезами состоит в том, что она также предусматривает два или несколько условий осуществления правовой нормы. Однако согласно альтернативной гипотезе – и в этом ее отличие – для вступления нормы права в действие достаточно одного из перечисленных в ней обстоятельств.

Другим основанием для классификации гипотез служит форма их выражения. По этому критерию они подразделяются на абстрактные и казустические.

Абстрактная гипотеза, указывая на условие действия нормы, акцентирует внимание на их общих, родовых признаках. Абстрагируясь от частного, она вместе с тем связывает осуществление нормы с наступлением конкретных отношений определенного вида в качестве предмета правового регулирования. Преобладание в правовой системе норм с абстрактными гипотезами объясняется тем, что это способствует разумным пределам объема и стабильности нормативного материала.

Примеров абстрактной гипотезы множество. Обратимся, например, к одному из элементарных – норме, выраженной в статье 179УК Украины, которая содержит запрет на незаконное удержание, осквернение или уничтожение религиозных святынь. [9,88]. Гипотеза этой нормы носит абстрактный характер. Это проявляется в том, чт данная гипотеза не указывает на частные обстоятельства, конкретные формы и способы осквернения религиозных ценностей.

Казустическая гипотеза связывает реализацию юридической нормы, возникновение, изменение или прекращение основанных на ней правоотношений с отдельными, строго определенными частными случаями, которые трудно или невозможно отразить с помощью абстрактной гипотезы. Например, гипотеза нормы уголовного права предусматривает вступление этой нормы в силу при наличии состава преступления, состоящее в злостном неповиновении требованиям администрации исправительного учреждения (статья 391 УК Украины).[9,194].

Безотносительно к той или иной разновидности гипотеза всегда предполагает условия наступления действия юридической нормы, приведения в движение ее диспозиции.

Диспозиция – это стержень правовой нормы. В диспозиции получает выражение предоставительно-обязывающий характер нормы права, позволяющий ей, при наличии предусмотренных гипотезой условий, выступать в качестве государственного регулятора отношений между людьми, необходимой юридической предпосылки правовых отношений. Именно диспозиция заключает в себя модель правомерного поведения.

В зависимости от формы выражения диспозиции подразделяются на управомочивающие, обязывающие и запрещающие.

Управомочивающие диспозиции предоставляют субъектам право на совершение предусмотренных в них положительных действий, определяют тот или иной вариант их возможного, дозволенного поведения. В качестве операторов волевого поведения субъектов в управомочивающих диспозициях выступают слова «вправе», «имеет право», «может». Например, диспозиция нормы, содержащейся в статье 27 Конституции Украины «Каждый имеет неотъемлемое право на жизнь» [,8].

Обязывающие диспозиции возлагают на субъектов обязанность совершения определенных положительных действий, предписывают им тот или вариант должного поведения. В качестве операторов волевого поведения в обязывающих диспозициях используются слова: «подлежит», «должен», «обязан». Например, диспозиция нормы, закрепленной в части 2 статьи 19 Конституции Украины: «Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны действовать только на основании, в пределах полномочий и способом, которые предусмотрены Конституцией и законами Украины» [3,6].

Запрещающими называются диспозиции, содержащие запрет совершения определенных противоправных действий (или бездействия). Запрещающая диспозиция – требование воздерживаться от определенного варианта отрицательного поведения, которое признается законом правонарушением. Операторами волевого поведения в запрещающих диспозициях служат слова: «запрещается «, не вправе», «не может», «не допускается».

В случае нарушения диспозиции правовой нормы вступает в действие предусмотренная данной нормой санкция.

Санкция правовой нормы – это ее третий, заключительный элемент, в котором предусмотрены определенные нежелательные последствия материального, физического, психического и т.п. характера, наступающие для лица, нарушившего диспозицию данной нормы. По своему содержанию санкция есть вид и мера юридической ответственности правонарушителя.

Подкрепляя диспозицию, санкция вносит дополнительные существенные штрихи в характеристику правовой нормы в целом как регулятора социальных отношений. В санкциях особенно выпукло проявляется и конкретизируется неразрывная связь государства и права.

Санкция – наиболее подвижная, динамическая часть нормы права. Она особенно чутко реагирует на изменения, происходящие в условиях жизни общества и государства, в общественных отношениях. Это позволяет, не меняя более или менее длительное время нормы права в целом, вносить изменения лишь в их санкции, приспосабливая тем самым существующие общие правовые предписания к решению назревших потребностей общественного развития.

Санкции правовых норм различают прежде всего по их отраслевой принадлежности. К уголовно-правовым санкциям относятся, например, штраф. Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, исправительные работы, конфискации имущества, арест, лишение свободы на определенный срок, пожизненное лишение свободы и другие виды наказания, предусмотренные УК Украины. Наказание представляет собой меру государственного принуждения, назначаемую по приговору суда. Оно применяется к лицу, признанному виновным в совершении преступления, в целях восстановления социальной справедливости, а также в целях исправления осужденного и предупреждения совершения новых преступлений.

Административно-правовые санкции предусматривают предупреждение; штраф; конфискацию предмета, явившегося орудием совершения преступления; лишения специального права; исправительные работы и другие взыскания.

Дисциплинарно-правовые санкции включают в себя замечания, выговоры, строгий выговор, увольнение и другие дисциплинарные взыскания. Они применяются администрацией предприятия, учреждения, организации за нарушение трудовой дисциплины.

Среди гражданско-правовых санкций, применяемых за совершение гражданских правонарушений, преобладают санкции в виде возмещения правонарушителем причиненного имущественного вреда или в виде взыскания с виновного в нарушении договорных обязательств неустойки (штрафа пени).

По характеру неблагоприятных для нарушителя последствий санкции подразделяются на правовосстановительные (возместительные) и штрафные (карательные).

В зависимости от степени определенности санкции юридических норм делят на абсолютно-определенные, относительно-определенные и альтернативные.

Абсолютно-определенные санкции точно указывают меру государственного воздействия, которая должна быть применена в случае нарушения данной нормы.

Относительно-определенные санкции устанавливают низший и высший или только высший пределы меры государственного воздействия на правонарушителя. Например, санкция норм Особенной части уголовного права, выраженные формулами: «наказывается лишением свободы на срок от…до…лет», «наказывается лишением свободы на срок до…лет» [9].

Альтернативные санкции позволяют правоприменителю выбрать из двух или нескольких возможных вариантов меры государственного воздействия какой-то один – наиболее соответствующий конкретным обстоятельствам совершенного правонарушения. Например, модели многих санкций уголовно-правовых норм («наказывается лишением свободы на срок до…лет, или исправительными работами на тот же срок или увольнением от должности»). [9].

2.2 Классификация правовых норм в Украине

В Украине существует и проявляется огромное количество норм права. Эти нормы можно классифицировать на виды в соответствии с определенным критерием.

Нормы права по предмету правового регулирования (по отраслям права) делятся на: нормы конституционного, административного, уголовного, гражданского, трудового, экологического права и др.

Нормы права по методу правового регулирования делятся на:

1) императивные – нормы, выражающие в категорических предписаниях государства четко обозначенные действия, не допуская никаких отклонений от исчерпывающего перечня прав и обязанностей субъектов;

2) диспозитивные – нормы, предписывающие государством вариант поведения, но дающие возможность сторонам регулируемого отношения самим определять права и обязанности в отдельных случаях. Их называют «восполнительными», поскольку они восполняют отсутствующее соглашение и действуют только тогда, когда стороны регулируемого отношения не установили для себя другого правила, не договорились по данному вопросу.

По характеру воздействия на личность нормы права делятся на:

1) поощрительные – нормы, устанавливающие меры поощрения за одобряемый государством и обществом вариант поведения субъектов, заключающийся в добросовестном и продуктивном труде (например, правила выплаты премий).

2) рекомендательные – нормы, устанавливающие варианты желательного с точки зрения государства поведения субъектов.

По субординации в правовом регулировании норм права подразделяются на:

1) норма материального права – норма, являющаяся первичным регулятором общественных отношений: содержит правило (права, обязанности, запреты), на основании которого возможно решение дела по существу. Например, нельзя совершать убийство [9].;

2) норма процессуального права – норма, устанавливающая оптимальный порядок применения норм материального права: содержит правило, на основании которого возможно решение дела по существу. Например, это порядок расследования преступления, порядок вызова свидетеля в суд и т.д. [10].

Нормы процессуального права производны от норм материального права: процессуальные нормы регулируют уже не фактические, а юридические связи, сложившиеся в социально-правовой сфере, в правоотношениях, вызываются к жизни потребностью реализации норм материального права.

По функциональной направленности (по функциям права):

1)регулятивные – устанавливают права и обязанности субъектов (например, норма, закрепляющая права собственника, или норма, которая определяет порядок брака);

2)охранительные – устанавливают способы юридической ответственности за нарушение прав и невыполнение обязанностей, закрепленных в регулятивных нормах (например, норма Уголовного кодекса об ответственности за убийство).

По сфере действия правовые нормы подразделяются на:

1)нормы общего действия, которые не предусматривают специальных условий и каких-либо ограничений их действия. Таковыми являются государственные правовые нормы: исходные, конституционные и др.

2) нормы ограниченного действия – это общие предписания, пределы реализации которых связываются с определенными пространственными, временными и ситуационными факторами. К данному виду относятся: все региональные нормы; нормы, адресованные специальным субъектам; нормы, действующие ограниченное время и др.

3)локальные нормы – действуют в пределах отдельной государственной, кооперативной организации, выражают цели, характер и специфику деятельности конкретного трудового коллектива.

Наряду с рассмотренными основаниями классификации в юридической литературе предлагаются иные критерии деления правовых норм. Однако следует иметь в виду. Что при всей ценности подобных классификаций ни одну из них нельзя абсолютизировать, ибо одна и та же норма, в зависимости от решения определенных теоретических и практических задач, с учетом ее всестороннего, комплексного рассмотрения может быть одновременно отнесена к нескольким различным видам правовых норм.

Классификация правовых норм способствует выявлению и практическому использованию их богатейших, разносторонних возможностей в осуществлении и совершенствовании правового регулирования, а следовательно, и постоянно возрастающей роли в обществе.

2.3 Формы изложения правовых норм в статьях нормативно-правового акта

По полноте изложения норм права в статьях нормативно-правовых актов различают следующие формы:

- полная (прямая) . В статье при этой форме содержаться все необходимые элементы нормы права без отсылок к другим статьям. Например, в статье 99 Жилищного кодекса Украины указано: В случае прекращения действия договора найма жилого помещения, поднаниматель и члены его семьи (а также временные жильцы) обязаны немедленно освободить занимаемое помещение.[2,54]. В случае отказа они подлежат вселению в судебном порядке, а из домов грозящих обвалом, - в административном порядке.

- Отсылочная. В статье содержатся не все элементы нормы права, то есть отсылка к другим статьям этого акта, где имеются недостающие сведения.Например, ст.138 «Объявление розыска обвиняемого» Уголовно-процессуального кодекса Украины гласит: Если место пребывания лица, в отношении которого вынесено постановление о привлечении его по делу в качестве обвиняемого, не установлено, следователь объявляет розыск.[10].

- Бланкетная. В статье содержится отсылка не к какому-то конкретному нормативному предписанию данного закона, а к другому нормативному акту. Например, в ст.2 Закона Украины «О залоге» указывается: «Отношения залога, не предусмотренные этим законом, регулируются другими актами законодательства Украины».

3. Пути повышения эффективности функционирования правовых норм в Украине

Правильное понимание структуры правовой нормы предполагает четкое представление о соотношении нормы права и статьи нормативного акта . Данный вопрос имеет важное не только научное, но и практическое значение. Смешение нормы прав, которая относится к содержанию права, со статьей нормативного акта, относящейся к форме выражения права, их отождествление ведет к неправильному представлению о внутреннем строении юридической нормы, постановке под сомнение или даже отрицанию ее трехэлементной структуры, затрудняет процесс применения права.

Норма права далеко не во всех случаях совпадает со статьей закона или иного нормативного акта. Не всегда в словесной формулировке отдельной статьи можно обнаружить все три известных нам элемента соответствующей правовой нормы, не говоря о том, что и тогда, когда норма права и статья нормативного акта совпадают, структурные элементы нормы зачастую не лежат на поверхности, требуется вычленить их путем мысленного процесса. Неприятие во внимание этого обстоятельства ведет к утверждениям о двухэлементной структуре некоторых правовых норм, когда у одних из них якобы отсутствует гипотеза, у других – санкция.

Вопрос о соотношении нормы права и статьи нормативного акта тесно связан с правилами законодательной техники, такими ее требованиями, как ясность, краткость и компактность изложения нормативного материала, удобство его изучения, толкования и применения. Сообразно этому в тексте статей формулировки некоторых элементов нормы могут сливаться, отдельные элементы полностью или частично подразумеваются. Например, в словесной формулировке диспозиций многих норм нередко указываются либо только субъективные права, либо только юридические обязанности одной из сторон, но при этом необходимым образом подразумеваются соответствующие им обязанности или права другой стороны.

Для более эффективного функционирования правовых норм в Украине мы предлагаем использовать три варианта соотношения нормы права и статьи нормативного акта или, что одно и то же, три способа изложения правовых норм в статьях нормативных актов:

1.Норма права и статьи закона или другого нормативного акта совпадают. В этом случае в статье наличествует все три элемента, составляющие выраженную в ней правовую норму.

2.Норма права изложена в двух или нескольких статьях одного и того же нормативного акта или даже другого нормативного акта.

3.В одной статье нормативного акта содержатся две или несколько правовых норм. Например, большинство статей УК Украины состоят из двух или более частей, каждая из которых – самостоятельная норма права.

Выводы

Норма права – относительно самостоятельное явление, обладающее собственными специфическими особенностями, углубляющими и конкретизирующими наши представления о праве, его понятии, сущности и содержании, о механизме регулятивного воздействия на общественные отношения. Норма права – единственная в ряду социальных норм, которая поддерживается в своей реализации, охраняется от нарушений принудительной силой государства.

Особенности, содержание и назначение большей части правовых норм в Украине – правил поведения – тесно связаны с их структурой. Любая такая норма устанавливает для участников регулируемых ею общественных отношений взаимные права и обязанности; предусматривает фактические обязательства, при наличии которых носителями этих прав и обязанностей становятся определенные, конкретные лица – субъекты правоотношений; предупреждает о последствиях нарушения данной нормы. Этому содержанию нормы права – правила поведения – соответствует свойственная только ей структура – внутреннее строение, характеризуемое единством и взаимосвязью составляющих ее трех элементов: диспозиции, гипотезы и санкции.

Классификация правовых норм способствует выявлению и практическому использованию их богатейших, разносторонних возможностей в осуществлении и совершенствовании правового регулирования, а следовательно, и постоянно возрастающей роли в обществе.

В то же время огромное не только научное, но и практическое значение имеет вопрос о соотношении нормы права и статьи нормативного акта, поскольку тесно связан с правилами законодательной техники, такими ее требованиями, как ясность, краткость и компактность изложения нормативного материала, удобство его изучения, толкования и применения.

Список литературы

1. Гражданский кодекс Украины. – Х.: Информационно-правовой центр «КСИЛОН», 2003. – 420 с.

2 Жилищный Кодекс Украины.-Х.: «Одисссей», 2000. – 120 с.

3. Конституция Украины// Официальное издание Верховной Рады Украины: 1996

4. Лукашева Е.А. Право, мораль, личность. М., 1986.- 342 с.

5. Нерсесянц В.С. Право и закон. М., 1983. - 420 с.

6. Новгородцев П.И. Право и нравственность // Правоведение. –1995.-№6.-с.113-116.

7. Скакун О.Ф. Теория государства и права: Учебник. – Харьков: Консул; Ун-т внутр. дел, 2000. – 704 с

8. Теория государства и права. Курс лекций/ Под ред. М.Н. Марченко.- М.: Знания, 1998.

9. Уголовный кодекс Украины. – Х.: ООО «Одиссей», 2002.-256 с.

10. Уголовно-процессуальный кодекс Украины.-Х.: «Одиссей», 2001.-234с.

11. Учения о праве // Общая теория права: Курс лекций/ Под ред. В.К.Бабаева. Н.Новгород, 1993. С.18-1.

12. Хозяйственный кодекс Украины. –Х.: Информационно-правовой центр «КСИЛОН», 2003. – 424 с.

Скачать архив с текстом документа