Влияние принципов правления представителей династии Медичи на культуру Флоренции XV века
СОДЕРЖАНИЕ: Историческая ситуациz во Флоренции в XV веке. Влияние принципов правления представителей династии Медичи на культуру. Эпоха расцвета монументальной скульптуры во Флоренции. Культурная ситуация в Италии XV века. Основные художники, работавшие на Медичи.Федеральное министерство образования РФ
Сибирский федеральный университет
Институт гуманитарных и естественных наук
Факультет искусствоведения и культурологии
Кафедра физической культуры
Зачетная работа по курсу история Возрождения, на тему:
«Влияние принципов правления представителей династии Медичи на культуру Флоренции XV века».
Исполнитель:
Комина М., А.
студентка группы И-21
Проверил:
кандидат философских наук
Тарасова М., В.
Красноярск 2008
Часть №1. Историческая ситуации во Флоренции XV века, представители династии Медичи в данный период
Фамилия Медичи во Флоренции звучит весьма часто. Это неудивительно, клан Медичи находился у власти в этом городе-государстве (с небольшими перерывами) 300 лет. С его именем связанно социально-экономическое и культурное процветание Флоренции. В разные годы представители этой фамилии были финансовыми магнатами, занимали папский престол и даже французский трон.
Происхождение фамильного имени точно неизвестно, по одной из версий, один из родоначальников клана был врачом (medico) при дворе Карла Великого.
Основателем династии, считается Джованни Медичи (1360—1429 г.г). После смерти отца он вместе с пятью братьями стал обладателем небольшого наследства, занялся торговлей и к 1397 году уже располагал капиталом в сто тысяч флоринов, из которых больше половины заработал сам. В 1402 году Джованни Медичи, был впервые избран в синьорию правительства, приором которой был несколько раз. Позднее он удостаивается избрания на высшую должность в исполнительной власти – гонфалоньера справедливости. Занимая ее, Джованни практически единолично руководит политической и экономической жизнью города-республики. Этот пост, открыл перед Джованни блестящие возможности для налаживания связей за пределами республики, в том числе в Риме.
Скоро эти связи принесли плоды. В 1409 году он становится банкиром папского двора, при поддержке которого основывает филиалы своего банка в Брюгге и Лондоне. Вскоре, дом Медичи получает исключительное право на продажу квасцов, идущих на производство стекла и окраску ткани, монополией, на добычу которых обладал Папа Римский
Джованни умирает, вторым по богатству человеком в городе. У него остается два сына – Козимо (1389 - 1464 г. г) и Лоренцо (1394 - 1464 г. г). Именно с Козимо и началась политическая карьера семейства. Он заложил основание политического могущества Медичи во Флоренции. Умный и дальновидный предприниматель, он весьма удачно расширил банковский дом, основанный его отцом. Козимо стал членом правящей олигархии, но его огромное богатство возбудило опасения одного из вождей этой олигархии – Ринальдо дельи Альбицци. Столкновение не только завершилось неудачей, но и вовлекло Флоренцию в войну с Миланом, Ринальдо настоял на изгнании Козимо и его семьи из Флоренции. Изгнание длилось один год, в 1434 году друзья Козимо завоевали большинство в правительстве, и Медичи были приглашены обратно.
За время своей политической деятельности, Козимо становился гонфалоньером только три раза, всякий раз на два месяца, другие флорентийские патриции оказывались на виду гораздо чаще. Однако Козимо входил в комиссию, ведавшую государственными долгами, и эта позиция позволяла ему предоставлять своим сторонникам финансовые льготы. Банковское дело также давало возможность скреплять политические союзы денежными средствами. Бурная деятельность банка Медичи, имевшего отделения в крупнейших европейских городах, давала Козимо доступ к единственной в своем роде информации относительно событий в политической жизни других стран, что сделало его бесценным консультантом по международным делам. Козимо влиял на внешнюю политику Флоренции, во время большого кризиса, разразившегося в северной Италии после смерти в 1447 году Филиппо Мария Висконти. Он подталкивал Флоренцию к тому, чтобы поддержать Франческо Сфорца в его притязаниях на наследие Висконти – невзирая на противодействие Венеции.
Козимо Медичи стал незаменимым человеком во флорентийском правительстве. Хотя все командные высоты во Флоренции были монополизированы сторонниками Медичи во главе с вождем Козимо, он прекрасно сознавал, насколько ненадежным может оказаться такой олигархический режим в случае недовольства граждан. Но, тем не менее, Козимо снискал расположение граждан еще при жизни. Умер он в Карреджи в 1464 году.
После смерти Козимо реальная власть во Флоренции оказывается в руках его сына Пьетро. Этого права на власть никто не оспаривал. Пьетро не оставил заметного следа ни в истории Флоренции, ни в истории дома Медичи.
Четыре года его правления не принесли стабильности клану Медичи. Видя болезненность и слабость характера Пьетро, через несколько месяцев оппозиция попыталась отобрать у него власть. И даже устранить физически. Рядом с Пьетро уже набирал силу его сын Лоренцо. Когда в 1469 году умер Пьеро, Лоренцо пришел к власти. Его приход к власти ознаменован сложным внутренним противостоянием между домом Медичи и семьей Пацци, Лоренцо одерживает победу и упрочивает свои позиции внутри республики преимущественно, благодаря поддержке жителей Флоренции. Однако папой Сикстом IV, победа Медичи и поражение Пацци были восприняты как личное оскорбление. Не сумев устранить Медичи физически, Папа отлучил его от Церкви и стал угрожать отлучением всей республике, если в течение месяца Лоренцо и его сторонники не будут выданы папскому суду. Правительство в этом конфликте не только встало на сторону Лоренцо Медичи, но и дало ему разрешение на создание личной охраны. Тем не менее, все понимали необходимость компромисса с Папой. Все попытки пойти на переговоры отвергались папой, и он разворачивает активные вооруженные действия.
Флоренция принимает вызов и обращается за поддержкой к союзникам. Король Франции, миланский герцог и германский император заявляют Папе о недовольстве проводимой им политики. Но Рим эту позицию игнорирует и, заручившись поддержкой Неаполя, начинает боевые действия. Война с Римом длится около полутора лет и победу в ней Лоренцо одерживает силой не оружия, а дипломатии. Несмотря на все предостережения, он отправляется в Неаполь, король которого считался одним из самых коварных правителей Европы. Тем не менее, Медичи удается убедить его в том, что Флоренция под властью Медичи более надежный союзник, чем Рим, где папы приходят и уходят.
В последствии, Лоренцо использовал популярность, которую приобрел после заговора Пацци, а также удачный исход последовавшей войны, для упрочения позиций своей партии во Флоренции. Так, его стараниями был учрежден Совет семидесяти, составленный из ближайших сторонников Медичи. Совет формировал правительство и образовывал два исполнительных комитета – по внешней политике и по финансам. Лоренцо замыслил превратить пост гонфалоньера, который поочередно в течение двух месяцев замещали главы гильдий, в пожизненную должность для себя самого, однако умер прежде, чем были проведены соответствующие поправки в конституции. Лоренцо пытался создать из Флоренции патерналистское и одновременно тоталитарное государство. Он заботится о малоимущих и немощных гражданах Флоренции. В эпоху правления Лоренцо Медичи, процветают даже крестьяне в государстве - республике, чего не происходит ни в одном другом регионе Италии.
Но вместе с тем происходит беспрецедентное вмешательство в личную жизнь граждан. Медичи ставит под контроль процессы сращивания флорентийских родов и запрещает всем состоятельным гражданам жениться без его разрешения. Он постоянно опасается, что объединение сильных семейств, приведет к появлению новых конкурентов Медичи, и создает могущественную сеть информаторов и доносчиков. При этом Лоренцо не занимал никаких официальных должностей, ни разу не избирался членом синьории и в случае возникновения конфликтов старается придерживаться нейтральной стороны.
Во внешней политике, он более всего заботился о сохранении мира и старался избегать, каких либо противостояний. Однако в 1482 году он участвует, в борьбе за Феррару, а в 1485 году в конфликте между папой и Неаполем, в котором Флоренция выступила на стороне Неаполя, при этом сохранив тесные отношения с противостоящей папе Венецией. Подобная политика была направлена на сохранение мира в Италии. Также для укрепления своих позиций, Лоренцо заключал выгодные брачные союзы своих родственников с видными политическими деятелями.
Супруга Лоренцо происходила из рода Орсини, своего старшего сына Пьеро он женил на представительнице того же княжеского семейства, а одну из дочерей выдал замуж за Франческо Чибо, племянника папы Иннокентия VIII. Эти связи возвысили Медичи над флорентийским патрициатом, сделав из них одну из властвующих в Италии фамилий. Совершившееся в 1489 году посвящение в кардиналы второго сына Лоренцо Джованни (впоследствии избранного папой под именем Льва X), которому было лишь 14 лет, указывало на выдвижение Медичи на уровень европейских князей.
Для укрепления своей власти Лоренцо в куда меньшей степени, чем Козимо, мог опираться на казавшиеся неистощимыми финансовые ресурсы. У Лоренцо было очень мало способностей к предпринимательству. При нем банк Медичи потерпел огромные убытки, так что значение его намного уменьшилось. Банк Медичи вынужден был делать рискованные вложения, ссужать деньги князьям. Согласно некоторым источникам, иногда Лоренцо Медичи использовал государственные средства для поддержания собственного дела.
Лоренцо достиг того, что было для него абсолютной необходимостью: полного господства в государственных делах и устранения из правительственного аппарата всех ненадежных элементов. Лоренцо умер в Карреджи под Флоренцией 9 апреля 1492 году.
Таким образом, период правления, династии Медичи во Флоренции XV века можно охарактеризовать, как эпоха культурного, политического и экономического расцвета республики – государства.
Часть № 2. Влияние принципов правления представителей династии Медичи на культуру, описание общей культурной ситуации в Италии XV века
XV век в искусстве Италии характеризуется как период кватроченто (от итал. quattrocento - четыресто, четырехсотые годы) – это основной период «диктатного» Возрождения в Италии.
Практически все произведения этой эпохи построены на фундаменте Римского Классицизма и результатах, полученных мастерами дученто.
В данную эпоху, создаются преимущественно «диктатные» произведения, то есть ярко визуализирующие идею нисхождения Божественного благо- слово - воления на человека. В тоже время создаются творения и «энтузиазного» содержания, но их значительно меньше.
Мастера периода кватроченто, пытаются найти решения многих задач, не затрагиваемых ранее. Художников привлекают такие моменты как линейная перспектива и ее решение. Большое внимание уделяется изучению природы, как совершенному идеалу, Абсолютной истине, подражание которой всемерно делает мастера посредником между Богом и человеком, художники делают Божественный предписаний зримыми. В конце XV века в Италии появляется большое количество ренессансных школ живописи: Флорентийская, Умбрийская, Венецианская, Феррарская.
В зодчестве активно используются античная, римская и византийская традиции, а также достижения мастеров времени дученто. Все выше указанные традиции дополняются и синтезируются, приобретая индивидуальные качества эпохи кватроченто.
Данный период характеризуется, как эпоха расцвета монументальной скульптуры, отдельные изображения и скульптурные группы начинают выноситься на площади, скульптура утрачивает тесную связь с архитектурой. Широкое распространение получает скульптурный портрет.
В изображенных персонажах, мастера детально прорабатывают мельчайшие детали, что позволяет достичь максимального натурализма и особого психологизма героев.
Живописцы, в данный период, активно занимаются анатомическим изучением тела, причем не только человека, но и животного, изучается не только живая природа, но и не живая. Активно исследуется свет и оптика, так как именно свето-теневая игра позволяет создать объемные изображения. Человек мыслиться как эталон, и изображается как отражение пейзажа.
Преимущественно, такими качествами обладало искусство Италии XV века, в частности, и искусство Флорентийской республики.
Большое влияние на развитие искусства XV века всей Италии, и в частности Флоренции, оказала династия Медичи.
Представители данного клана, активно поощряли науку и искусство, они покровительствовали художникам, архитекторам, были щедрыми меценатами, и просто — расточительными заказчиками.
Приход к власти Козимо Медичи начался со сложного внутриполитического противостояния, уладив конфликт и относительно закрепив свои позиции в правительстве, Козимо было необходимо снискать расположение горожан.
Именно по этому, он стал всячески, заботился о том, чтобы преумножить великолепие города, и затевал обширные строительства.
Семейный банк Медичи был очень популярен в Италии, а также имел большое количество филиалов в европейских странах, его услугами пользовались короли, видные политические деятели и даже папа римский. Следовательно, семейное дело приносило огромный доход, что позволяло Козимо завершать строительства общественных зданий, начатых правительством или гильдиями, на собственные деньги. Он, поручил Микелоццо выстроить громадный дворец Медичи, который все еще стоит на Виа Ларга. В силу того, что практически все население Флоренции было глубоко религиозно, не исключая сам клан Медичи, Козимо выбрал совершенно верную тактику, которая позволила ему расположить жителей республики к себе. Он, воздвигал и обновлял многие церковные строения: монастырь святого Марка, дортуар монастыря Санта Кроче, церкви Сан Лоренцо во Флоренции и в Бадиа близ Фьезоле.
Козимо Медичи, открыл первую со времен античности публичную библиотеку, основу для которой составили, книги собранные им для личной коллекции. Он проявлял большой интерес к античному наследию, именно стараниями Козимо, молодой Марсилио Фичино, обрел материальную независимость, что позволило ему заняться переводом Платона с греческого языка на латынь, позднее Козимо помогает Марсилио Фичино основать академию во Флоренции. Также не чужды Козимо были и гуманистические идеи, тесная дружба связывала его с гуманистами Леонардо Бруни и Поджо Браччолини. Надпись Pater Patriae - Отец отечества, красующаяся на гробнице Козимо, выражение той признательности граждан, которую он обрел еще при своей жизни.
Сын Козимо Медичи – Пьетро, не оставил весомых следов ни в политической, ни в культурной жизни Флоренции, в отличие от внука Козимо – Лоренцо.
Лоренцо еще при жизни получил прозвище «Великолепный», за свои заслуги как покровителя искусства, поэта и государственного деятеля.
Искусство было предметом почти религиозного поклонения. Все это Лоренцо Медичи, безусловно, принимал во внимание. Возможно, он искренне любил искусство, но его покровительство художникам и скульпторам имело и абсолютно утилитарную цель. Лоренцо был тонким политиком и дипломатом, он хорошо осознавал вес в обществе творческой элиты, ее роль в формировании общественного мнения города-государства. Поэтому он не просто тратил деньги на покупку живописных полотен, а направлял их на создание лучших в Италии художественных школ. Вложение денег в культуру однажды помогло Лоренцо даже устранить назревавший военный конфликт. Это произошло в 1472 году, когда Пиза, издавна враждовавшая с Флоренцией, угрожала на нее напасть. Лоренцо сумел погасить воинственный пыл города, отчислив приличную сумму денег старейшему в Италии Пизанскому университету, бывшему предметом гордости города, но к тому времени обветшавшему и обедневшему.
Лоренцо собирал рукописи античных авторов, некоторые наиболее ценные тексты он сумел сохранить для потомков, в частности, Гомера, Фукидида и Полибия.
Он водил дружбу с наиболее видными гуманистами и литераторами своего времени: Полициано и Луиджи Пульчи. Лоренцо оказывал всяческую поддержку философу Марсилио Фичино и композитору Франческо Ландини, был другом Пико делла Мирандолы.
Лоренцо Медичи сам был писателем и поэтом. Поэты и гуманисты того времени благодарили Лоренцо за поддержку, воспевая его в стихах и посвящениях, и тем самым распространяли его славу по всей Италии и Европе. Они изображали его в качестве философа на троне, воплощение идеала итальянского Возрождения.
Лоренцо, с каждым годом все больше и больше тратил денег на поддержание собственной популярности, что в последствии привело к опустошению общественной кассы, предназначенной для выдачи приданного социально незащищенным девушкам Флоренции. А позднее, по этой же причине семейный банк будет уличен в финансовых махинациях.
Таким образом, можно сказать, что принципы правления династии Медичи, оказали огромное влияние на культурное развитие Флорентийской республики XV века. В результате их правления были удовлетворены интересы всех сторон, народ получил красивый, развитый город, изобилующий произведениями искусства, представители клана, стоящие у власти, снискали полное расположение и неограниченную поддержку жителей города – государства.
Библиографический список
1) Жуковский В.И. Искусство Возрождения: учебное пособие / В. И. Жуковский; Краснояр. гос. ун-т. Красноярск, 2006. – 299с.
2) Ролова А.Д. Возникновение сеньории Медичи и культура Возрождения. – в кн. : Культура и общество Италии накануне нового времени. М., 1993
3) http://www.wisdoms.ru/avt/b292.html
4) http://www.krugosvet.ru/articles/29/1002988/1002988a1.htm
5) http://www.krotov.info/library/26_ae/aera/zm_00.htm
Приложение
Художники, работавшие на Медичи
1)Вероккьо — скульптор и живописец: надгробие Козимо Медичи (1465), скульптурная группа «Уверение Фомы» (1476—1483), гробница Пьеро и Джованни Медичи, эскизы штандартов и рыцарских доспехов для турниров Лоренцо Медичи, скульптура «Мальчик с дельфином» для фонтана виллы Медичи в Кареджи.
2)Микеланджело: работы для Лоренцо Медичи, оформление фасада семейной церкви Медичи Сан Лоренцо во Флоренции, Новая Сакристия (капелла Медичи), гробница Джулиано и Лоренцо Медичи, проч.
3)Беноццо Гоццоли — писал фрески для Медичи в Палаццо Медичи-Рикардо
4) Сандро Боттичелли: роспись знамени для Джулиано Медичи, картина «Поклонение волхвов», среди изображенных — представители рода (1475—1478), Портрет Джулиано Медичи, «Паллада и кентавр», «Весна», проч.
5)Бенвенуто Челлини — работал для гецога Козимо Медичи.
6)Джамболонья — прославленный скульптор: конный памятник Козимо I Медичи, Меркурий Медичи.
7)Бронзино — придворный портретист Козимо I.
8)Лука Джордано — фрески в палаццо Медичи-Риккарди.
9)Фра Филиппо Липпи: алтарный образ Св. Михаила, проч.
10)Фра Беато Анджелико: Алтарь Сан Марко (1438—1440) для монастыря Святого Марка
11)Понтормо: росписи виллы Медичи в Поджо-а-Кайано (1519—1521), проч.
12)Рафаэль: Портрет папы Льва X с кардиналами Джулио Медичи и Луиджи Росси.
13)Тициан: Портрет Иполлито Медичи (1532-33).
Архитекторы и здания
1)Палаццо Медичи-Рикардо (1444-60) — арх. Микелоццо ди Бартоломео
2)Палаццо Веккьо (де ла Сеньория)
3)Палаццо Питти — арх. Брунеллески. Приобретен в собственность рода Элеонорой Толедской, супругой Козимо I.
4)Капелла Медичи в церк. св. Аннунциаты — арх. Микелоццо ди Бартоломео
5)Новая Сакристия (капелла Медичи) церкви Сан-Лоренцо — Микеланджело
6)Вилла Медичи
7)Вилла Пратолино