Влияние реформ Петра I на культуру России XVIII века
СОДЕРЖАНИЕ: Содержание: Введение: Культурное наследие России. Особенности формирования. Влияние реформ Петра I на культуру России XVIII века. 1. Образование.Содержание:
Введение:
Культурное наследие России. Особенности формирования.
Влияние реформ Петра I на культуру России XVIII века.
1. Образование.
2. Издательское дело.
3. Литература.
4. Театр.
5. Музыка.
6. Живопись.
7. Скульптура.
8. Архитектура.
9. Декоративно-прикладное искусство.
Введение
Исторический путь России своеобразен и самобытен. «Россия совмещает в себе несколько исторических и культурных возрастов, от раннего Средневековья до XX века, от самых первоначальных стадий, присущих культурному состоянию, до самых вершин мировой культуры…» - подчеркивал Н.А. Бердяев. Отечественная культура на протяжении всех веков ее формирования неразрывно связано с историей России.
Культурное наследие России складывалось в процессе становления и развития национального самосознания, обогащалось собственным и мировым опытом. Слово культура в переводе с латинского означает возделывание, развитие, воспитание, образование . О культуре общества судят по тому, как организованы в нем жизнь и деятельность людей, каковы их взаимоотношения друг с другом и окружающей средой; о культуре человека – по его знаниям, эрудиции, поведению.
Исследователи рассматривают особенности формирования российской культуры в следующих факторах:
-утверждение православия как особой ветви христианства, сосредоточения на духовности, приверженности устоявшимся традициям, господство религиозного мировоззрения;
-длительная временная изолированность развития от западноевропейских цивилизационных процессов и напряженная борьба по преодолению этой замкнутости;
-необходимость освоения огромного географического пространства, на котором соединялись и взаимодействовали многочисленные этнические группы и народности;
-преобладание идеи приоритета государственности над личными интересами, подчинение интересов личности интересам государства;
-открытость русской культуры, ее способность культурное достояние одного народа делать достоянием всех.
Русская культура понимается как образ жизни населения России, его веками складывающиеся в трудах и жертвах традиции и святыни. Содержание культуры составляют такие компоненты, как образование и просвещение, издательство и печать, литература и драматургия, театр и музыка, живопись и скульптура, архитектура, народные промыслы.
Выдержавший множество тяжелых исторических испытаний в средние века, народ создал прекрасную духовную и материальную культуру. Конец XVII и начало XVIII веков (период правления Петра I), один из переломных моментов в истории России. Зарождение имперской России. Он характеризуется экономическим ростом, активизацией всех сфер жизни и деятельности государства. Во многом это объясняется реформаторской деятельностью Петра Великого. Она не ограничивалась сферой государственного управления и военного дела. Она также глубоко изменила быт, нравы и культуру России. Первые реформы Петра коснулись внешнего облика русских людей. В 1698 – 1700гг. последовали царские указы о бритье бород и упразднения старого русского платья. Вводилась европейская одежда, обязательное ношение мундиров для военных и гражданских чиновников. Огромное значение для проникновения западной бытовой культуры в Россию имела посылка молодых дворян за границу на учебу и увеличение числа иностранцев, принятых на русскую службу.
Петровские преобразования в сфере культуры , быта и нравов носили ярко выраженный политический характер, вводились зачастую насильственными методами. Во главу угла этих реформ были поставлены интересы государства, которое строилось по жесткому плану монарха. Но под их влиянием патриархальный образ жизни уступал место светскости и рационализму.
В истории русской культуры 18 столетия исследователи выделяют два периода : Первый: конец XVII – первая половина XVIIIвека, характеризующиеся становлением новой русской культуры в результате петровской модернизации; второй: середина – вторая половина века, когда происходил процесс складывания и расцвета сословной, преимущественно светской культуры дворянства и культуры крестьянской, продолжавшей носить традиционный характер.
1. Образование
Развитие торговли и промышленности, создание регулярной армии и флота, формирование совершенно новых структур чиновничье – бюрократического аппарата и другие реформы в стране требовали коренной перестройки всей системы образования , подготовки большего числа квалифицированных специалистов. Отличием школы петровских времен от прежних школ, находившихся в руках духовенства, был светский характер обучения и соединение обучения с практикой. Мероприятия в области просвещения были связаны с открытием в губерниях 42 светских циферных школ для подготовки местных мелких чиновников, где дети изучали арифметику и начала геометрии. Дети духовенства обучались в 46 епархиальных школах, (семинариях), а дети солдат – в гарнизонах. Уже с 1701г в Москве и Петербурге начали открываться специальные школы нового типа, которые затем перерастали в академии и высшие школы (Артиллерийская, Инженерная, медицинская школа и другие ремесленные школы). В образовании все ярче стал проявляться сословный подход в образовании. Для низших слоев это продолжали оставаться школы грамоты. Начала формироваться и система закрытых учебных заведений для дворянских детей: Морской и Пажеский корпуса, Смольный институт для девушек дворянок. Учебные заведения были созданы и для детей купцов и мещан: Коммерческое училище, Екатерининский институт (для девушек). Появились и первые профессионально-художественные училища. Значительным событием стало открытие в 1755г. Московского университета по инициативе и по проекту М.В. Ломоносова. Университет имел три факультета: философский, включавший физико-математический и словесное отделение, медицинский и юридический. Характерно отсутствие в структуре университета богословского факультета, традиционного для европейских учебных заведений такого типа. Московский университет с самого начала выступал и в роли распространителя научных знаний: в нем проводились общедоступные лекции, устраивались публичные диспуты, издавалась научная и учебная литература. В 1757 году при университете была образована Академия художеств, осуществлявшая подготовку по трем специальностям: архитектуре, живописи и скульптуре
Таким образом, к середине XVIII века в России сложилась система замкнутых сословных школ. Только во второй половине века стали открываться в каждой губернии формально бессословные народные училища, а в уездах – четырехклассные и двухклассные народные училища – прообразы общеобразовательных школ. Однако образование в целом оставалось сословным, так как оно не стало всеобщим, обязательным и одинаковым для всех категорий населения. В конце 18 века в России учились лишь два человека из тысячи, а целые сословия (крепостные крестьяне) были почти полностью лишены возможности получить образование.
2. Издательское дело.
Одновременно с реформой в сфере образования бурное развитие получило издательское дело . В 1708 году Петр I ввел, вместо церковнославянского, новый гражданский шрифт и переход от обозначения чисел с помощью букв к арабским цифрам. Были созданы новые типографии. За годы правления Петра было издано более 600 наименований книг, в том числе переводных. Печатались так же учебники для вновь образовывавшихся школ. Развитие книгопечатанья повлекло за собой начало организованной книготорговли. А в 1714 году в Петербурге была открыта государственная библиотека. С декабря 1702 года стало выходить первое в России периодическое издание – газете «Ведомости». Ее печатали новым шрифтом.
3. Литература
Важнейшие социально-экономические и политические сдвиги в общественной жизни России в Петровскую эпоху нашли яркое отражение в литературе. Литература XVIII века занимает важное место в многовековом процессе духовного развития русского народа. Вырастая на почве, подготовленной древней русской письменностью и народным творчеством, литература XVIII века сбрасывает с себя путы средневековья, впитывает передовые просветительские идеи, начинает вступать в семью наиболее развитых европейских литератур. Большинство произведений начала века дошли до нас без имени авторов. Не были еще созданы художественные формы, необходимые для передачи нового содержания, которое несла с собой развивающаяся жизнь русского общества. Но благочестивые повести начали превращаться в «гистории» о славных подвигах русских «матросов» и «кавалеров» - представителей, как тогда говорилось «Российской Европии»; в нескладных виршах славятся уже не бог и святые, а воспеваются человеческие чувства, радости и печали. Одним из блестящих ораторов, писателей, церковных и общественных деятелей начала XVIII века был сторонник церковной реформы Феофан Прокопович. Им был разработан «Духовный регламент» и важный политический трактат «Правда воли монаршей». Другим видным церковным деятелем был митрополит Стефан Яворский. Его литературная деятельность отмечена крупными религиозными трактатами «Знамение пришествия антихристов» и «Камень веры», направленными против реформаторства.
Большой шаг вперед новая русская литература делает в 30-50-е годы. Это связано с активнейшей деятельностью первых крупных писателей – представителей новой русской культуры: А.Д. Кантемира, В.К. Тредиаковского, А.П. Сумарокова и в особенности М.В. Ломоносова. Эти четыре писателя принадлежали к различным слоям общества (Кантемиров и Сумароков – к дворянской верхушке, Тредиаковский был выходцем из среды духовенства, Ломоносов – сын рыбака-помора). Но все они боролись со сторонниками допетровской старины, ратовали за дальнейшее развитие просвещения, науки, культуры. В духе идей века Просвещения (как обычно именуют 18 столетие) все они были сторонниками, так называемого просвещенного абсолютизма: верили в то, что прогрессивное историческое развитие может осуществить носитель верховной власти – царь. И в пример этому ставили деятельность Петра I. Ему посвящали оды (от греческого слова, означающего «песнь»). Кантемир в своих сатирах – резко высмеивал приверженцев старины, врагов просвещения, науки. Он бичевал корыстное духовенство, боярских сынков, гордящихся древностью своего рода и не имеющих прочих заслуг, алчных купцов, взяточников-чиновников. Сумароков в трагедиях нападал на деспотов-царей, противопоставляя им идеальных носителей царской власти. В драматургии Сумарокова герои четко разделялись на носителей добродетели и порока, что было рассчитано на прямое воспитательное воздействие на зрителей. «Злых царей» гневно обличил в поэме «Телемахиада» Тредиаковский. Под влиянием Ломоносовского учения, который в своем творчестве отдавал предпочтение одам (всего им было создано 20 больших од), закладывались основы современного литературного языка. Это было учение «о трех штилях»: высоком, включавшем слова, общие для церковнославянского и русского языков, среднем, состоявшем из церковнославянизмов, и низком, содержавшем только слова русского языка. Прогрессивные идеи, которыми были проникнута их деятельность, существенно повышают общественный вес и значение создаваемой ими литературы.
Для нового содержания создаются новые формы. Начинает складываться первое большое литературное направление, которое стало господствующим на протяжении почти всего XVIII века – русский классицизм . Родоначальники и последователи классицизма основной целью литературы считали служение «пользе общества». Влияние идей просвещения, крестьянской войны Пугачева и Французской революции привело к тому, что писатели последней трети века посвящали свои произведения острым социальным и политическим вопросам. Д.И. Фонвизин обличал невежество и произвол в комедии «Недоросль». Г.Р. Державин в оде «Фелица» пытался создать образ «идеального монарха», сравнения с которым не выдерживали современные ему правители. А.Н. Радищев первым из русских писателей в художественной форме поставил проблему необходимости ликвидации самодержавия и крепостничества. В книге «Путешествие из Петербурга в Москву» он дал такие яркие картины произвола и беззакония, творящихся в стране, что Екатерина вторая сочла его «бунтовщиком похуже Пугачева» Начало сентиментализма в русской литературе было связано, прежде всего, с Н.М. Карамзиным. В повести «Бедная Лиза» показаны человек и его чувства.
Во второй половине столетия роль литературы все более повышается. Последняя треть века наиболее плодотворный период русской литературы. Если в 30-50-е годы писателей можно было сосчитать по пальцам, то теперь появляются десятки новых писательских имен. Писатели дворяне занимают преобладающее место. Но есть и немало писателей из низших классов, даже из числа крепостных крестьян.
К концу столетия сложилась развитая система жанров – ода, басня, элегия, трагедия, комедия, повесть, роман. Всего за 70 лет, начиная от первых произведений Кантемира и Тредиаковского, новая русская литература стремительно прошла весьма длинный путь, значительно сократив расстояние, отделявшее ее от наиболее передовых западноевропейских литератур. Но литература XVIII века имеет не только историческое значение. Некоторые лучшие ее произведения сохраняют и до сих пор силу большой художественной выразительности.
5. Театр
Особенностью театральной жизни XVIII века стало появление театров, в которых играли крепостные актеры. Наиболее известными были театры графов Шереметьевых в Кусково и Останкино, князей Юсуповых в Архангельском. Славу театру Шереметьевых принесли актеры из крепостных крестьян – драматическая актриса и певица П.И. Жемчугова и балерина Т.В. Шлыкова. В Москве и Подмосковье было более 50 таких театров. С 1730-х годов театр при царском дворе становится закрытым. Посещают его кроме членов царской семьи придворная аристократия и иностранные дипломаты по пригласительным билетам. Ко двору одна за другой приглашаются иностранные труппы. Русские же драматические спектакли идут изредка.
Начало балетному искусству в России было положено в 1738 году, когда в Петербурге открылась первая балетная школа. В этом же столетии были написаны и поставлены первые русские оперные спектакли: опера «Анюта», композитором которого считают В.А. Пашкевича, «Мельник – колдун, обманщик и сват» М.М Соколовского и др. Создавал свои произведения и композитор Д.С. Бортянский.
Пьесы светского театра Петровского времени перенасыщены действием, интрига в них крайне запутана, героические эпизоды перемежаются с грубо комическими сценами. Усиливается, углубляется обмирщение пьес школьного театра. Они, правда, еще не порывают с библейским и житийным содержанием, но в то же время наполняются элементами современности.
Светский театр противопоставлял условной сценической выразительности приемы грубого натурализма, чередующегося с изысканностью. Привнесение комических сцен было уступкой народным массам, на которые спектакли и были рассчитаны. Петр высоко ценил театр как средство политической пропаганды и придавал большое значение его просветительской роли. Начиная с Петровской эпохи на протяжении всего XVIII века политико – воспитательная тенденция стала ведущей в русской драматургии.
В России второй четверти XVIII века бытовали театры: придворный, школьный, городской или публичный и устный народный.
Основание школьного театра заложены в XVIII веке. Это были декламации (лирические произведения, исполнявшиеся несколькими чтецами, чередовались хоровым пением), подготовленные к приезду царя Алексея Михайловича в Полоцк. Их автор – ученый монах Симеоном Петровским – Полоцким. Он же и автор первой русской литературной пьесы «Блудный сын». Библейские сюжеты использовались иносказательно, в публицистических целях. Хотя школьный театр в 1720-1740-х годах и приходит в упадок, однако в нем зарождались новые тенденции. Так известно, что В. К. Тредиаковский, еще в бытность студентом Московской славяно-греко-латинской академии, в 1723-1726гг. написал драмы, содержание которых полностью взято не из Библии или житий, а из античной мифологии и истории. К сожалению, эти произведения не сохранились до наших времен.
Придворному театру противостоял частный публичный театр городских демократических кругов, разночинцев, отличавшийся репертуаром и организационно. Репертуар состоял из исторических комедий, и интермедий. Инсценировки рыцарских романов и исторических повестей были рассчитаны на более культурного зрителя, чем интермедии фривольного содержания с потасовками и бранью. Первые обычно ставились в частных домах в центре города. Вторые – в сараях и наскоро сколоченных досчатых балаганах. Различие театров росло по мере углубления имущественной и социальной расслоения общества и к середине XVIII века привело к организации целой сети театров стационарных и передвижных, временных.
Городской демократический театр был доступен самому широкому зрителю. Его репертуар, актерская игра, оформление спектаклей отличались от придворного. Этот театр непосредственный предшественник государственного публичного театра в Петербурге и университетского в Москве. Ему принадлежит большая историческая роль в деле развития театрального искусства в России. Ведь именно в его недрах созревало русское национальное профессиональное актерство, именно он обслуживал во второй четверти века все городские слои населения. У истоков новой русской драматургии стоял директор Российского театра в Петербурге А.П. Сумароков, сыгравший исключительно важную роль в истории русского театра. Он стал основоположником русского классицизма в драматургии, ставшего основным направлением с середины XVIII века. Им были созданы 9 трагедий и 12 комедий. Русский классицизм имел национальные черты. Трагедии стали проводниками просветительских идей: выступали в защиту патриотизма, гражданственности, чести, святости долга, морали. В своем большинстве они имели оппозиционный политический смысл и были направлены против деспотизма самодержавия. Это порождало широкое использование метода иносказаний, хорошо известного ранее в фольклоре. Иные черты характеризуют классицистскую комедию. Сюжеты, взятые из жизни мелкопоместных дворян, близость к повседневным интересам рядового человека, сатирическое отношение к личным и общественным недостаткам – все это приближало комедию к действительности.
Середина XVIII века – важный рубеж в театральной культуре, успехи которой были связаны с развитием отечественной драматургии. Во второй половине века труппы уже существовали в столицах, некоторых провинциальных городах. Первый русский профессиональный театр возник в 1750 году по инициативе купца Ф.Г. Волкова в Ярославле. Спустя два года театр переехал в Петербург, а в 1756г. Царским указом был преобразован в «Русский для представления комедий и трагедий театр» (ныне театр драмы им. А.С. Пушкина).
Под воздействием элементов сентиментализма и реалистических тенденций классицизм менял свое лицо. В трагедиях коронованные герои уступали место простым смертным. Трагические образы становились сложнее, человечнее, в них усиливался эмоциональный элемент. Язык трагедий становился гармоничнее. Стихотворная форма заменялась прозаической. В конце столетия литературные и драматические произведения носили умеренно либеральный характер. Появляется ряд новых авторов. В это время начали свое творчество Д.И. Фонвизин. («Недоросль», переводы трагедии Вольтера «Альзира», «Героическая добродетель» и др.) и Радищев (ода «Вольность»). К этому же времени относится появление первых актерских школ: Танцевальная (1738), в программу, которой входило и обучение драматическому и оперному искусству. С 1752 года актерскому искусству обучали в Сухопутном шляхетском корпусе, с 1755 – в Московском университете. Начали открываться актерские классы при театрах.
Учреждение в Петербурге российского театра 30 августа 1756 года имело огромное значение для истории русской национальной культуры. К середине XVIII века русский театр прошел длинный и сложный путь. Если сравнить театр 1756 года с предшествовавшими ему театральными начинаниями начала XVIII века, то бросается в глаза принципиальное различие между ними. Театр 1756 года стал учреждением государственным, иными словами, государство признало художественно – просветительскую роль театрального искусства. Театр стал профессиональным, что обеспечило ему мастерство актерского состава. Театр стал постоянным. Театр имел возможность пользоваться не только национальной, но и переводной классической драматургией. Наконец театр был организован как театр публичный: выйдя из дворцовых покоев, он получил возможность обратиться к самым широким слоям городского населения.
5. Музыка
К началу XVIII века музыка, как и другие виды искусства, преимущественно была поставлена на службу религии. Авторы в основном оставались неизвестными. Народное музыкальное искусство, предаваемое гонениям и запретам церкви, развивалось, и было связано с языческими обрядами и верованиями. Реформы Петра I подготовили почву для новых европейских форм музицирования. Музыка приобрела «права гражданства». Особым указом Петр вводил музыку в жизнь двора, повседневный быт, в войска. Музыка звучала на ассамблеях, парадах. Светская музыка широко распространялась среди дворянства, в быт внедрялись западноевропейские инструменты: клавесин, скрипка, флейта, труба и валторна. Из-за границы выписывались музыканты – исполнители, а русские отправлялись за границу.
И все же в основном, это оставалась музыка основанная на церковных традициях: канты, многоголосые хоровые сочинения, хотя содержание их сближалось с героико–патриотическими кантами торжественных празднеств. В сфере бытового, домашнего музицирования зарождалась светская песня любовно-лирического, шутливого, сатирического содержания.
Значение петровского времени для истории русской музыки - это прежде всего: создание необходимых условий и предпосылок для дальнейшего роста и развития. Изменилось отношение к искусству, иными стали его жизненные функции. Искусство становилось светским по духу и содержанию.
В начале века ведущее положение в музыкальной жизни страны продолжительное время занимали иностранцы. Существовали итальянская, французская оперные труппы, выступали известные в Европе певцы и музыканты. Вместе с тем работа в России европейских композиторов, музыкантов, педагогов способствовала общему подъему музыкальной культуры и воспитанию отечественных кадров музыкантов-профессионалов. В последней трети века сформировалась национальная композиторская школа. Ее представители стремились соединить в своем творчестве принципы и формы европейского классицизма с нравами и обычаями своего народа. Важнейшим источником их творчества были русские народные песни. Появились первые печатные сборники народных песен. Начиная с 70-х годов, появились сложные жанры инструментальной музыки, большого размаха получило хоровое искусство. Выдвинулось блестящее созвездие русских музыкантов: М.М.Соколовский, Д.С. Бортянский, В.А. Пашкевич и др. Ведущим жанром последней трети столетия становится опера, которая зачастую приближалась к бытовой комедии с музыкальными номерами песенного характера. Но видные русские композиторы обращались к более сложным формам и разнообразной тематике («Скупой» - Пашкевича, «Орфей» - Фомина, «Сокол» - Бортянского).
Новым пластом в русской музыкальной культуре явилась песня (городская народная) Песни создавались на стихи профессиональных поэтов, поэтому в них проявлялись субъективное восприятие мира, черты сентиментализма, что никогда не было свойственно народной крестьянской песне. Талантливыми мастерами камерно-вокального жанра того периода были Ф.М. Дубянский и О. А. Козловский, произведения которых – прекрасные образцы ранней романсовой музыки.
Становлению жанра городской песни способствовало появление гитары. Шестиструнная испанская гитара была реконструирована русским гитаристом А.О. Сихрой, который сделал гитару семиструнной и установил на новый строй. Благодаря этому гитара стала более простой, доступной для музицирования широким кругам любителей музыки, удобной для воспроизведения простого аккомпанемента пению.
Разгром скоморошества изменил районы распространения и бытования народных инструментов, изменился характер музицирования. В городском быту второй половины столетия были распространены прямоугольные гусли, волынка, балалайка. В деревнях под звуки свирели, жалейки и рожка пели песни, водили хороводы. Из самобытных народных ударных инструментов применялись трещетки и ложки.
Значительными были успехи в развитии камерной музыки – клавирной, скрипичной, чему в значительной мере способствовало творчество Д.С. Бортянского, В.Ф. Трутовского, И.Е. Хандошкина – основоположника русской скрипичной школы.
В целом достижения XVIII века привели к рождению русской национальной композиторской школы, развитию ряда музыкальных жанров, создали благоприятные предпосылки для расцвета русского классического искусства.
6. Живопись
В мире изобразительного искусства утверждение светских начал произошло на редкость мирно и органично, не вызвав того ожесточенного сопротивления, которое встретили другие начинания Петра. Вместо условных приемов иконописания в практику вошли законы правдивого изображения видимого мира. Искусство начала века стремилось говорить на общеевропейском изобразительном языке.
Примером связи искусства с жизнью России тех лет служат гравюры, самый распространенный вид искусства. Они представлены оформлением и иллюстрацией книг и самостоятельными, почти станковыми листами. В гравюрах преобладали батальные сцены и городской пейзаж. Крупнейшим гравером века был А.Ф. Зубов, использовавший в основном смешанную технику – офорт с резцом. Владея мастерством линейного перспективного построения, он достоверно передавал особенности зданий, садов.
В живописи того времени в первую очередь развиваются те жанры, в которых была острая потребность. Это: портреты, баталии, декоративное панно, религиозные изображения. В первой половине века лишь начинает складываться понятие: жанрового многообразия. Очень распространены портреты, написанные маслом: камерные, парадные. Талантливая молодежь обучалась за границей. В их числе был и художник И. Никитин. Творчеству Никитина зрелой поры принадлежат два шедевра, не имеющих равных в русской живописи того времени. Первый – портрет Петра I в круге, который отличается удивительной выразительностью и простотой. Другой – «Напольный гетман». Портрет отличается редкой для своего времени психологической глубиной. И в других картинах Никитин тяготел к правдивости изображения.
Яркой фигурой в русской живописи был Андрей Матвеев. Живописец учился в Голландии. Наиболее известна его работа – «Автопортрет с женой Ириной Степановной».
Разнообразна и богата портретная миниатюра, в которой находят развитие традиции рукописей и книг Древней Руси и росписи на финифти.
Среди русских художников второй половины столетия было немало выходцев из народа. Талантливые крепостные портретисты – Иван и Николай Аргуновы – принадлежали графу Шереметову. Одареннейшим художником был Михаил Шибанов. Лучшие его работы: портрет Екатерины II в дорожном костюме и графа Дмитриева-Мамонтова. Художник написал их по заказу своего хозяина князя Потемкина. Великий портретист Федор Рокотов во многом остается загадочной личностью. Очень скудны сведения о нем и о тех, чьи портреты он писал. Более трети всех произведений художника – «портреты неизвестных». Сравнительно недавно выяснилось, что Рокотов был вольноотпущенным из крепостных князя Репнина.
Большую роль в русском искусстве играла Академия художеств, она была открыта в 1757 году. С ее деятельностью связано творчество большинства художников. Антон Лосенко – один из первых питомцев Академии. Известным его полотном является картина «Владимир и Рогдена». Выдающимся портретистом эпохи является Дмитрий Левицкий. Он обратил на себя внимание на выставке 1770г. Портретом архитектора А.Ф. Кокорина. Спустя четыре года он закончил портрет П.А Демидова, где схема парадного портрета смело изменена. Демидов изображен в домашнем халате, как любитель цветов. 70-е годы, период творческого расцвета художника. Созданы серия больших полотен: портреты воспитанниц Императорского общества благородных девиц, портреты дочерей графа Воронцова и др.
В русской живописи XVIII века, несмотря на активное развитие жанровой исторической картины, натюрморта и пейзажа, преобладающим оставался портрет. Но это часто был портрет на различном фоне: пейзажном, с обилием различных деталей. Известными пейзажистами были Семен Щедрин, Михаил Иванов, Федор Алексеев.
Конец века отмечен появлением больших произведений русской академической живописи. Историческая картина была тем жанром, которому отдавала предпочтение Академия художеств. Здесь можно выделить работы Григория Угрюмова.
XVIII век стал периодом накопления творческих сил. Отечественная живопись не только не уступала европейской, но и достигла вершин. Полотна великих портретистов – Рокотова, Левицкого, Боровиковского – ярко обозначили достижения на этом пути, повлияли на дальнейший плодотворный рост русской художественной школы.
7. Скульптура
В начале XVIII века особенное распространение получила монументально-декоративная пластика. В это время часто встречался горельеф, причем такой, в котором допускался сильный отрыв пластических объемов от фона. Своеобразным разделом скульптуры, в частности декоративной пластики, является резьба деревянных иконостасов и т.п. Особенно примечательны произведения Ивана Запрудного, занимающегося, кроме того, живописью и архитектурой. Крупнейшая работа Запрудного – иконостас Петропавловского собора.
Заметной фигурой в скульптуре первых десятилетий XVIII века в России был Бартоломео-Карло Растрелли. Он внес значительный вклад во многие декоративно-монументальные скульптурные работы. В том числе в украшение Большого каскада в Петергофе. Самое замечательное в наследии Растрелли – портреты. Скульптор много работал над образом царя. В 1723 году был создан замечательный бюст, отлитый в бронзе. Многие годы Растрелли работал над монументом Петру. Созданную им конную статую, отливали уже после смерти автора, а установлен памятник лишь в 1800 году.
Одновременно с достижениями в области декоративной пластики намечаются успехи в развитии скульптурной миниатюры. В 40-х годах в Петербурге основывается фарфоровый завод (третий в Европе), в 1766 году частный завод Гарднера под Москвой. Эти заводы, помимо посуды, табакерок и другими бытовыми предметами, выпускали также привлекающие изяществом произведения мелкой пластики.
Исключительный вклад внес в русскую скульптуру М.В. Ломоносов, возродивший искусство мозаики, известное еще мастерам Киевской Руси. Секреты изготовления смальт – цветных стекловидных масс разных оттенков – охранялись в Европе в строгой тайне. Ломоносов должен был разработать самостоятельно технологию и технику их производства. Проведя более четырех тысяч опытных плавок на фабрике под Петербургом Михаил Васильевич получил образцы смальты не уступающие итальянским – лучшим в Европе.
Широкие возможности применения своих сил и способностей привлекали в Россию большое количество иностранных художников, скульпторов. Немало прекрасных зарубежных мастеров вошло в историю русского искусства, участвуя в художественной жизни России, занимаясь здесь педагогической деятельностью.
Вторая половина столетия – период высокого подъема скульптуры. Развиваются все ее основные виды: рельеф, статуя, портретный бюст, наряду с монументально - декоративными становятся излюбленными и станковые произведения. Самым известным скульптором - портретистом того времени был Федот Иванович Шубин. Он известен как создатель многих бронзовых изваяний. Но полностью проявил себя в произведениях из мрамора. Шубин был мастером бюста. Никогда не повторяясь в решениях, он каждый раз находил и своеобразную композицию, и особый ритмический рисунок, идущий от внутреннего мира изображаемого человека. В 70-х годах им были созданы 58 овальных мраморных рельефов – поясных изображений великих князей, царей. Это большой и оригинальный цикл исторических портретов. В дальнейшем им были созданы множество скульптур и барельефов известных людей России. В каждом поражает точность передачи характера, индивидуальность портретируемого. Выдающееся дарование Шубина неотделимо от эпохи, в которой оно сформировалось и расцвело. В его работах реализм сочетается с ранним этапом классицизма. Особенно это ярко выражено в портретах Екатерины II. Кроме этого им были выполнены произведения на исторические и библейские темы, включенные в архитектурные ансамбли. Это работы для Мраморного дворца, Троицкого собора Александро-Невской лавры.
Вместе с русскими мастерами славе российского ваяния немало способствовал скульптор Этьен-Морис Фальконе. Начиная с 70-х годов рядом с Шубиным и Фальконе встают такие мастера, как Ф.Г. Гордеев, М.И. Козловский, Ф.Ф. Щедрин, И.П. Мартос, И.П. Прокофьев, творчество которых выходит далеко за рамки эпохи. Главная роль в их воспитании принадлежит Академии художеств.
8. Архитектура
Развитие русской архитектуры на рубеже XVII – XVIII веков характеризуется значительным усилением светских элементов. Однако устойчивые традиции русского зодчества не исчезли. Русская архитектура XVIII века смогла сохранить национальный колорит, и в этом заслуга древнерусской архитектуры.
Обращение к нормам культуры нового времени, принесло с собой иной идеал города – регулярно и рационально спланированный единый архитектурный ансамбль. Это своего рода гигантское произведение, создаваемое на основе проекта. Русская архитектура осваивает новые разновидности зданий административного, промышленного, учебного, научного назначения. Государством вводятся «образцовые» проекты для массового строительства, строго разделенные по сословному принципу на дома для «подлых», «зажиточных» и «именитых».
В архитектуре петровского времени утверждаются идеи национального могущества России. Расширялось производство строительных и отделочных материалов, широко применяли штукатурные работы. Этот период иногда называют «петровским барокко», однако русские зодчие этого времени обращались и к наследию Ренессанса и к классицизму, уже появившемуся во Франции. В эти годы много переводят и издают в России труды знаменитых зодчих Европы.
Видное место в застройке Москвы того времени занимают производственные сооружения, которым нередко в это время придавался парадный внешний облик. Это здания Суконного двора у Каменного моста и парусной фабрики в селе Преображенском. Среди мастеров, работавших в Москве, наиболее крупным был И.П. Зарудный.
В 1703 году была заложена Петропавловская крепость в Санк-Петербурге – начало новой столицы. Потребность в новой архитектуре неизвестных типов зданий, технического усовершенствования строительства обусловили привлечение иностранных специалистов. Это были известные мастера: Шлютер, Леблон (разработал проект планировки Петербурга); архитекторы: Микетти, Киавери, Трезини (самые знаменитые его постройки: Петропавловский собор, здание Двенадцати коллегий).
В дальнейшем основные прогрессивные тенденции нашли яркое выражение в творчестве трех крупнейших зодчих. М.Г. Земцов возглавлял регулирование жилого строительства и был автором многих гражданских и церковных сооружений. И.К. Коробов посвятил себя производственному строительству по адмиралтейскому ведомству. М.П. Еропкин стоял во главе работ по планировке и являлся крупнейшим деятелем в области архитектурных теорий.
Особое место в архитектуре этого периода занимало деревянное зодчество. Оно теснее всего было связано с народным творчеством и сохранило относительную самостоятельность. Деревянные жилые дома и церкви достигли поразительного совершенства и своеобразия в таких творениях как знаменитая церковь в Кижах, которая была освящена в 1714г.
Крупнейшим зодчим середины века был Растрелли. К лучшим загородным постройкам зодчего относятся Большой дворец в Петергофе (1745 -1755), Екатерининский дворец в Царском селе (1752-1757) с обширными парками и парковыми павильонами. Знаменитым творением Растрелли стал Зимний дворец (1754-1762), монументальность фасадов которого должна была отражать славу и могущество Российской империи.
Развитию архитектуры в стране в целом способствовал указ 1763г. «О сделании всем городам, их улицам и строениям специальных планов, по каждой губернии особо». На фоне активизации общественной жизни в «заштатных» городах, этот указ позволил вести активное проектирование и строительство в уездных и губернских городах. Огромное строительство осуществлялось по личным заказам царской семьи, крупнейших вельмож России – Строгановых, Воронцовых, Голицыных, Шереметевых. Многие из этих построек стали архитектурными памятниками.
В XVIII веке творческий процесс в архитектуре начинает восприниматься как явление, во многом закономерное и подвластное логике. Укореняется мысль о возможности и необходимости заранее представить конечный результат – завершенное произведение искусства.
9. Декоративно – прикладное искусство
Среди разных видов прикладного искусства начала XVIII века особенно примечательны дерево, стекло и текстиль.
Резное дерево – непременный компонент убранства временных триумфальных сооружений, декора кораблей, отделки интерьеров, не говоря уже о мебели. Для мебели характерны контрастные сочетания массивности и легкости, общая монохромность и сдержанность цветовой гаммы, приверженность к тускло поблескивающим поверхностям.
Изделия из стекла делятся на предметы из бесцветного стекла с резной орнаментикой и из белого или бутылочного стекла с эмалевой росписью.
Изменения в костюме и интерьере повлекли за собой обновления в текстиле. В Москве открылись мастерские, выпускающие узорчатые шелка. Начался промышленный выпуск парчи. С 1717года начали выпуск шпалер – тканные безворсовые ковры из шерсти или шелка. Русские мастера вместо узоров стали изображать на шпалерах целые панно. Крупнейшие из первых произведений Петербургской мануфактуры посвящаются теме прославления воинских побед России (шпалера «Полтавская Баталия», 1722г).
В 1733-175 знаменитый московский литейщик Иван Моторин с сыном отлили Царь-колокол. Украшенный поясами рельефов, изображениями в рост царя Алексея Михайловича и Анны Иоанновны, иконами и надписями, он стал одним из символов России.
Середина века – период подъема декоративно - прикладного искусства. Развитие разных его видов протекало неравномерно. Стекло и шпалеры, например, в основном продолжали варьировать достигнутое на предыдущем этапе. Иначе дело обстояло с деревом, мебелью. Она стала более тесно связана с интерьером, стала более легкой изящной, с позолотой, орнаментом.
Открытие Виноградовым в 1748году первого отечественного фарфорового завода означало рождение нового вида русского прикладного искусства. Появились целые ансамбли из фарфора. Их основу составляли посуда и вазы. По значимости, популярности и художественному совершенству фарфор входил в число важнейших отраслей декоративно-прикладного искусства. К концу века работало уже шесть фарфоровых заводов.
Стекло изменяется больше чем фарфор. Появляются новые формы, благодаря открытию Ломоносова – цветное стекло. Гравировка уступает место росписи. Кроме разнообразной посуды выпускают люстры, фонари и архитектурные детали.
В XVIIIвеке развивается и ювелирного искусства. Начали делать украшения не только из округлых но и ограненных камней. Из поделочного камня выпускают не только мелкие вещи (табакерки, пуговицы), но и большие вазы.
Глубокое своеобразие русского искусства совсем не означает, что оно стояло в стороне от европейских художественных традиций. Наоборот, развиваясь быстрыми темпами, оно уже с середины XVIII века шло в ногу со странами Европы, именно тогда были заложены традиции нового времени, нашедшие свое продолжение в веке XIX.
Список используемой литературы:
1. Кондаков И.В. Культура России. Часть 1. Русская культура: краткий очерк истории и теории: Учебное пособие для студентов вузов. – 2-е изд., испр. – М., Книжный дом «Университет», 2000.
2. История России с древнейших времен и до наших дней. Пособие для поступающих в вузы. Под редакцией М.Н. Зуева. М. «Высшая школа. 1996.
3. Мир русской культуры. Энциклопедический справочник. Научный редактор Мячин А.Н. М. 1997.
4. Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. История России. Учебник. М. «ПРОСПЕКТ». 1997.
5. Деревянко А.П., Шабельникова Н.А. История России. Учебное пособие – 3-е изд., перераб. и доп. М. Проспект, 2008.