Влияние состава семьи на формирование характера подростка
СОДЕРЖАНИЕ: Исследование процесса семейного воспитания как целенаправленного воздействия родителей на ребенка с целью формирования определенных качеств. Анализ влияния состава семьи на формирование характера подростка. Деформации семьи и нарушение коммуникации.ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I
1.1 Психологические деформации семьи и подросток
1.2 Нарушение процессов коммуникации
1.3 Психосоциальные нарушения в семье
1.4 Структурные деформации семьи и подросток
ГЛАВА II
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Подростковый возраст является периодом развития и становления личности, и, будучи по своему содержанию переломным, переходным и критическим, он знаменует собой переход к взрослой жизни. И особенности его протекания, несомненно, накладывают отпечаток на всю последующую жизнь. Это процесс нравственного развития, результатом которого должно стать усвоение общественных норм, определяющих, что правильно и что неправильно, что хорошо и что плохо, и что должно, а что недопустимо. В конечном счете, именно уровень нравственности отражает уровень развития личности, способной к самодостаточному поведению. И первым и наиболее значимым фактором становления личности, социализации подростка является семья. Семья формирует интеллектуальные и эмоциональные основы личности, дает первые представления о жизни в обществе. В подростковом возрасте роль родителей как примера для подражания снижается, но они остаются для подростка источником эмоционального тепла и поддержки, источником опыта и информации при решении сложных жизненных вопросов. Социализация подростка происходит под влиянием целенаправленного процесса воспитания, через который на подростка оказывает влияние вся семейная атмосфера. Семейные условия, социальное положение, род занятий, уровень образования родителей в значительной мере предопределяют жизненный путь ребёнка. Нет практически ни одного социального и психологического аспекта поведения подростков, который не зависел бы от их семейных условий в настоящем и прошлом. Объектом исследования данной работы является изучение влияния состава семьи на формирование характера подростка. Предметом – типы семей, стили семейного воспитания.
Целью курсовой работы является исследование данной проблемы, изучение родителей как субъектов воспитания при помощи изучения литературы по данной проблеме, исследований, подбора методик. Семейное воспитание – это целенаправленные воспитательные воздействия, осуществляемые родителями с целью формирования определенных качеств и умений.
В подростковом возрасте воспитательная позиция родителей занимает особое значение. Наиболее важными ее чертами являются адекватность (умение родителей видеть и понимать индивидуальность своего ребенка, особенности его личности, способность замечать происходящие изменения в его мировоззрении), гибкость и прогностичность. Гибкость проявляется в применении различных моделей поведения, умением менять свои взгляды и обсуждать разные точки зрения. А прогностичностью является способность родителей предвосхищать появление в своем ребенке новых психических и личностных качеств. Непрогностичная модель взаимоотношений с подростком характеризуется склонностью учитывать только особенности сиюминутной ситуации и не задумываться над более отдалёнными.важнейшей, еще недостаточно изученной характеристикой родителей как субъектов воспитания является мотивация по отношению к ребенку и её субъективное сознание. Воспитательная позиция родителей обусловлена сложным взаимодействием осознаваемых и не осознаваемых мотивов. Реально действующие мотивы, которые определяют отношения с детьми, могут вытесняться или быть представлены в сознании родителей замещающими, социально одобряемыми мотивами.
ГЛАВА I
Рассмотрим родителей по отношению к своим подрастающим детям, как должны правильно себя вести по отношению к ним. Родители должны строить свои взаимоотношения исходя из развивающегося чувства взрослости подростка. Если старшие учитывают возросшие возможности подростка, относятся к нему с уважением и доверием, помогают преодолевать трудности в учебе и общественно-полезной деятельности, помогают в установлении взаимоотношений с товарищами, то тем самым создаются благоприятные условия для психического развития подростка. Подросток включается в различные виды общественной деятельности, что расширяет сферу социального общения подростка, возможности усвоения социальных ценностей. В это время формируются нравственные качества личности. Подросток вырабатывает взгляды на различные явления природы и общества, усваивает моральные ценности, правила поведения. Родителям нужно обязательно учитывать особенности подросткового возраста, такие как повышенная возбудимость, относительная неустойчивость нервной системы, завышенные притязания, переоценка возможностей, самоуверенность, и т.п.
Рассмотрим возможные конфликты в семье:
1. Конфликт неустойчивости родительских отношений –
• По сравнению со взрослыми подросток несовершенен – несобран, нецелеустремлен, ему трудно прилагать усилия;
2. Конфликт сверхтребовательности и эмоционального холода –
• Подросток улавливает нюансы родительского отношения, страдает, приспосабливается;
3. Конфликт сверхзаботы –
• Родители живут как бы за своих детей, а те растут безынициативными, неуверенными в себе;
4. Конфликт неуважения прав подростка на самостоятельность –
• Родители распоряжаются судьбой детей, считая, что имеют на них право собственности
• неуважение границ личности подростка ведет к конфликту.
Взрослый должен выступать как образец и друг, а подросток как равноправный помощник. Поведение подростка находится в зависимости от поведения взрослого, например, на замечания, оскорбления и угрозы подросток отвечает грубостью. Взрослые должны жить вместе с подростком, а не над ним, помогать ему выстраивать собственный путь, а не вести за собой; не опекать, а содействовать его собственной осмотрительности. Наиболее действенное влияние оказывает диалогическое общение, где позиции взрослого и подростка равны. Проведенное в одной из школ исследование по выявлению трудностей, испытываемых подростками, показало, какие проблемы актуальны:
- Отсутствие языка взаимопонимания;
- Неуважительное отношение;
- Непонимание;
- Необъективность;
- Авторитарные методы воспитания;
- Недоверие;
- Уверенность родителей в собственной непогрешимости, и нежелание признавать свои ошибки. Семьи бывают различными по своему составу – полные, неполные, смешанные семьи. Рассмотрим факторы родительского воспитания, наиболее важные с точки зрения формирования нарушений поведения и отклонений личности детей и подростков. Эти факторы создают негармоничные стили воспитания. К таким факторам относятся:
- Уровень протекции (количество сил, внимания и времени, которое родители посвящают ребенку).
- Степень удовлетворения потребностей ребенка.
- Количество и качество требований к ребенку: степень требований – обязанностей, степень требований – запретов, строгость санкций.
Устойчивые сочетания указанных параметров создают несколько характерных негармоничных стилей воспитания (Таблица №1 в Приложении).
Потворствующая гиперпротекция – это когда родители стремятся избавить и освободить ребенка от малейших трудностей. Потакают всем его желаниям, чрезмерно обожают. Восхищаются минимальными успехами и требуют такого же восхищения от других. И как результат – высокий уровень притязаний подростка, его стремление к лидерству при недостаточном упорстве и опоре на свои силы.
Доминирующая гиперпротекция – это также обострённое внимание родителей, отдающих своему чаду много времени и сил, однако лишающих своего ребёнка самостоятельности, ставя многочисленные ограничения и запреты. Это приводит либо к реакции эмансипации, либо к безынициативности, неумению постоять за себя.
Гипопротекция – это когда к подростку проявляют мало внимания, нет интереса к его делам. При скрытой гипопротекции контроль и забота носят формальный характер, родители не включаются в жизнь ребенка.
Эмоциональное отвержение – ребенком тяготятся, его считают обузой, проявляют общее недовольство им.
При повышенной моральной ответственности от ребёнка требуют честности и порядочности, чувства долга. Не соответствующих его возрасту, возлагают большую ответственность, подросток боится их разочаровать. Жестокое обращение с ребёнком – склонность родителей к применению строгих наказаний даже при незначительных нарушениях поведения при игнорировании потребностей подростка. Это может проявляться открыто, когда на ребёнке срывают зло, или скрытое – когда между ребёнком и родителями стоит стена эмоциональной холодности и враждебности.
Все недостатки семейного воспитания проявляются в различных формах. Вакуум нравственного воспитания заполняется национализмом, экстремизмом, либо вступлением в секты. Это внешнее сопровождение внутренних переживаний: страха, неуверенности, одиночества.
В следующем параграфе рассмотрим различные виды нарушений, деформаций семейных отношений, независимо от состава семьи.
1.1 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ДЕФОРМАЦИИ СЕМЬИ И ПОДРОСТОК
Учеными принято к рассмотрению два типа деформации семьи – структурная и психологическая. Структурная связана с отсутствием одного из родителей, а психологическая связана с нарушением системы межличностных отношений, преобладанием отрицательных ценностей, асоциальных установок. Это ведет к дисгармонии. Под дисгармоничной семьей понимается семья, которая не выполняет свои функции, не обеспечивает достаточное удовлетворение потребностей всех членов семьи, возможности их личностного роста вследствие нарушения ролевой структуры семьи, отсутствия эмоциональной привязанности, нарушения коммуникативных процессов и т.д. Структура в гармоничной семье должна быть целостной, согласованной системой, обеспечивающей потребности ее членов и соответствующей их возможностям. В дисгармоничных семьях эта структура искажается. И прежде всего, отмечается нарушение позиции ребенка. В таких семьях ребенок может играть различные роли. Рассмотрим их на примере:
Роль «любимчика» - чрезмерная концентрация на ребенке, чаще всего это возникает, когда супружеские отношения не удовлетворяют родителей по каким-либо причинам (например, несоответствие характеров), или же они отсутствуют по каким-либо причинам (смерть одного из супругов или развод). В нередких случаях мать отказывается от повторного замужества, стремится отдать ребенку «все чувства», а в подростковом возрасте у неё возникает страх перед самостоятельностью детей, желание удержать. И, как правило, родители при этом не осознают побудительных мотивов своего поведения. Роль «маленького ребёнка» - это когда родители стараются игнорировать взросление детей, сохранить у них детские качества, стимулируя тем самым развитие психологического инфантилизма. Нередко родители признают, что маленькие дети им нравятся больше, что с большими уже не так интересно. Это обусловлено боязнью родителей переходить на новую стадию жизненного цикла, семейных взаимоотношений. В роли «хулигана», «трудного» подростка часто лежит проекция на подростка собственных не желаемых качеств. Родитель видит в подростке черты характера, которые чувствует, но не хочет признать в самом себе, например, склонность к лени, агрессивность, несдержанность, негативизм. И ведя борьбу с этими реальными или мнимыми качествами подростка, родитель извлекает из этого эмоциональную выгоду для себя.
Роль «надежды семьи» - в этом случае в основе лежит стремление родителей замещающим образом удовлетворить собственные неудовлетворённые потребности(недостаточную реализацию карьеры, неудачный брак, ощущение собственной неполноценности), желание через идентификацию с ребёнком это компенсировать. Тогда к ребёнку предъявляются завышенные требования, а отношение к нему ставится в сильную зависимость от его успехов (в спорте, искусстве и пр.) Роль «примирителя» - когда ребенок на по возрасту рано включается в сложности семейной жизни, регулирует и судит супружеские конфликты. Родители заняты выяснением взаимоотношений и вовлекают в конфликты ребёнка, не принимая в расчёт его переживания, используют в борьбе друг против друга или как посредника для примирения.
Важную интегрирующую роль играют эмоциональные отношения. Благодаря ним члены семьи ощущают себя единой общностью и чувствуют поддержку друг друга. Отношения любви и симпатии способствуют уменьшению переживаний, без которых не обходится семейная жизнь и воспитание детей. Нарушение эмоциональных отношений в семье оказывает негативное влияние на формирование личности подростка. Обобщая богатый опыт семейной психотерапии подростков, учёные выделяют два вида наиболее часто встречающихся нарушений эмоционального отношения родителей к подростку:
1. Неразвитость родительских чувств – выражается в нежелании иметь дело с подростком, поверхностном интересе к его делам. Родители часто жалуются, насколько утомительны их родительские обязанности, что их отрывают от чего-то более важного и интересного. Причиной неразвитости родительских чувств могут быть, в частности, особенности семейного воспитания , то есть сам родитель в детстве был отвергнут своими родителями и не испытывал в детстве родительского тепла. Так, например, женщины, на которых в детстве матери не обращали достаточного внимания и которые не получили от родителей необходимой поддержки, склонны применять карательные меры воспитания и срывать гнев на своих детях. Также замечено, что у очень молодых родителей родительские чувства также значительно слабее. Но они имеют тенденцию усиливаться с возрастом. Сдвиг в установках родителя по отношению к подростку в зависимости от пола – нередко такое отношение обуславливается не реальными качествами подростка, а теми. Которые родитель приписывает его полу – мужчинам или женщинам. Это ощущается подростками и может вести к нарушениям полоролевой идентификации, использованию неадекватных защитных механизмов, невротическим реакциям.
1.2 НАРУШЕНИЕ ПРОЦЕССОВ КОММУНИКАЦИИ
В процессе общения в семье происходит согласование взаимных потребностей, восприятие поведения друг друга, выработка общей пози-ции и представлений и т.д. И Именно особенности общения в семье ока-зывают значительное влияние на формирование и развитие личности ребёнка. Неэффективная коммуникация, состоящая из противоречивых высказываний, рассогласовании вербального и невербального уровня сообщений, наличии множества «закрытых» для обсуждения тем приводит к формированию коммуникативных и личностных проблем у ребёнка. Коммуникация в семье прежде всего напрямую связана с Я-образом ребён-ка, для формирования которого он должен интегрировать сообщения, получаемые от каждого родителя в отдельности и от обоих вместе. Если установки самих родителей противоречат друг другу, информация. Полу-чаемая ребёнком, окажется бессвязной, что ведёт к неполному образу. Часто родители, внешне критикуя подростка, на скрытом уровне поддерживают осуждаемое поведение и способствуют его сохранению. Этот феномен может принимать различные формы: пустые угрозы, откладываемое наказание или значительное побочное вознаграждение. В результате сформировавшаяся в семье с дисфункциональной коммуникацией личность не обладает средствами для точного самовосприятия и самовыражения. А также для правильной интерпретации поступающих извне сообщений. Попытки приспособиться к окружающей действительности будут беспорядочными и неадекватными.
1.3 ПСИХОСОЦИАЛЬНЫЕ НАРУШЕНИЯ В СЕМЬЕ
К семьям с психосоциальными нарушениями можно отнести семьи с высоким уровнем конфликтности, семьи с проблемами алкоголизации и наркомании, асоциальными ценностями, противоправным поведением, семьи, практикующие недостойное обращение и насилие над ребёнком. В неблагополучных семьях подростки значительно чаще переживают кризисные ситуации, сопровождающиеся нервно-психическим напряжением, выраженной тревожностью, неустойчивостью самооценки, потребностью в психологической поддержке. Самостоятельно преодолеть эти ситуации подросткам, как правило, трудно, и поэтому часто они используют защитные техники вытеснения, избегания, ухода от решения, отказа от деятельности, принесшей неуспех, а также агрессивные формы замещения. Насилие, пережитое в детстве, является фактором формирования пограничной личностной организации, характеризующейся низким уровнем когнитивной оснащённости образа Я со значительным участием аффективных компонентов. Накопленный отрицательный опыт общения переносится на отношения подроста с социальным окружением, находя выражение в агрессии, направленной на окружающих людей, в том числе на родителей, или на собственную личность, проявляясь в склонности к суицидам. В семье подросток усваивает определенные ценностные представления. Например, семья с алкогольными проблемами обусловливает социально-педагогическую запущенность, невротические расстройства, развитие инфантильных черт личности, но вместе с тем она делает привычным сам стиль семейных отношений, формирующих незрелую личность, прибегающую в сложных ситуациях к суррогату межличностного взаимодействия(алкоголю, наркотикам). По статистике, большинство несовершеннолетних правонарушителей имеют низкую культуру досуга. Наркотизация находится в прямой зависимости от психологических особенностей личности и её способности адаптироваться к условиям современной жизни.
Наркотизация является в большинстве случаев формой компенсации недостатков и проблем личностного развития. Истоки ранней наркотизации могут быть разными и определяться внутренними причинами:
• Отягощённая наследственность
• Пограничные нервно-психические расстройства
• Деформированная система интересов и ценностей
• Внутриличностные проблемы
И внешними причинами:
• Алкогольные традиции семьи
• Неблагоприятные микросоциальные условия
• Межличностные конфликты
Подростки часто страдают в собственных семьях от жестокого обращения, под которым понимается умышленное нанесение физического или психического насилия в виде избиения, издевательства, лишения пищи и одежды, оскорбления, унижения человеческого достоинства, сексуальные домогательства, убийства, доведения до самоубийства.
В качестве причин такого жестокого поведения родителей называют
- социально-экономические факторы: безработицу, плохие жилищные условия, материальную неустроенность, которые приводят к стрессу и далее – к жестокому обращению с домочадцами;
- психологические факторы: особенности личности родителей или ребёнка, психические заболевания, алкоголизм, наркоманию, отрицательный личный опыт родителей, пережитый в детстве, отсутствие педагогических знаний. Жертвами семейного насилия чаще становятся нежеланные, болезненные или гиперактивные дети. Родители, демонстрирующие жестокое обращение с детьми, чаще являются эмоционально неуравновешенными людьми, или находятся в состоянии эмоционального стресса.
К психосоциальным нарушениям относится и сексуальное насилие в семье. Среди различных видов насилия, которым подвергается подросток в неблагополучной семье, сексуальное насилие занимает специфическое место. Многие подростки, подвергающиеся насилию в семье, не сообщают об этом, боясь преследований, обвинений во лжи и т.п. До недавнего времени считалось, что сексуальное насилие в семье встречается достаточно редко, но, однако, исследования последних 10-15 лет показали, что это не так. Наиболее часто инцесты связаны с отношениями дочь-отчим или отчим – падчерица. Исследование таких отцов показало, что чаще всего это личности с импульсивным поведением, недостаточно развитым контролем, крайней нечувствительностью к последствию своих действий, как правило, происходят из дисфункциональных семей и имеют личностные и сексуальные нарушения. Сексуальные злоупотребления по отношению к детям могут привести к долговременным последствиям. Во взрослой жизни они часто испытывают трудности в установлении границ общения с противоположным полом: женщины либо неразборчивы в связях, либо, наоборот, избегают всяческих контактов. Женщины, занимающиеся проституцией, значимо чаще сообщают о пережитом в детстве сексуальном и физическом насилии.
1.4 СТРУКТУРНЫЕ ДЕФОРМАЦИИ СЕМЬИ И ПОДРОСТОК
По данным статистики в России на 1 тысячу населения зарегистрировано 6,3 брака и 3,7 разводов. Около половины браков 25-40 летних людей заканчиваются распадом, и в большинстве этих семей имеются дети подросткового возраста. Хотя многие считают неблагоприятным влияние развода и разрушения семьи на подростков. Однозначного ответа на этот вопрос не существует. Необходимо учитывать целый ряд факторов, как предшествующих разводу, так и действующих после него. Необходимо различать непосредственные эмоциональные реакции подростка на развод родителей; проблемы, возникающие в период адаптации; более отдаленные последствия, влияние развода на личностное развитие и успешность подростка в будущем.
Реакции подростка на развод в большинстве своём являются бурными. По оценкам самих подростков, среди жизненных событий, вызывающих стресс, развод родителей стоит на 4-м месте после смерти родителей, братьев, сестёр, близких друзей. Наиболее распространёнными реакциями на развод родителей со стороны подростков являются отказ верить в случившееся, надежда на то, что родители снова будут вместе; страх, тревога и неуверенность в будущем. В силу эгоцентрического восприятия мира подростка прежде всего пугают перемены, которые могут произойти в его личной жизни. Гнев и враждебность по отношению к тому из родителей на которого возлагается вина за развод, или по отношению к обоим. Подросток может обвинять отца или мать в том, что они бросили семью, заявлять, что он их ненавидит и никогда не простит. Самообвинение – некоторые подростки думают, что ответственность за расставание взрослых лежит на них, что они должны были воспрепятствовать. Мучительные переживания такого рода подросток может тщательно скрывать. Ревность – если отец или мать начинают встречаться с другим человеком, то подросток чувствует себя заброшенным, что его место в родительском сердце будет занято посторонним человеком.
Исследования показывают, что в течение первого года после развода как мальчики, так и девочки демонстрируют более тревожное, агрессивное и непослушное поведение в отношениях со взрослыми и сверстниками по сравнению с детьми из не распавшихся семей. По некоторым данным, последствия разводов сильнее сказываются на мальчиках, чем на девочках. На второй год многие трудности сглаживаются и проблемы уменьшаются, однако только в тех семьях, где дети успешно адаптируются к новой ситуации.
Наименее травмирующими для ребёнка типами взаимоотношений между разведёнными родителями, по К. Аронсу, являются «отличные товарищи» и «сотрудничающие коллеги», при которых пары способны достаточно хорошо взаимодействовать в том, что касается детей. Продолжение контактов между супругами «ярыми врагами» может причинять мучительные страдания обоим и наиболее негативно воздействует на детей. Развод родителей может оказать влияние на будущее поведение подростка в его собственной семье. Подростки, чьи родители развелись. Впоследствии разводятся с большей вероятностью, чем те, кто жил в крепкой семье. «Готовность к разводу» - сложившееся представление о возможности развода и пониженное чувство ответственности по отношению к супружеским обязанностям. Кроме того, дети, выросшие в разведённых семьях, часто вступают в брак раньше, чем их сверстники из крепких семей, побуждаемые псевдомотивацией – стремлением компенсировать недостаток эмоционального тепла, уйти из родительского дома, но, как правило, такие браки распадаются с большей вероятностью. Развод родителей влияет на формирование системы ценностных ориентаций подростка. Так, исследования показали, что иерархии жизненных ценностей 18 - 19-летних студентов из разведённых семей имели признаки компенсаторности: наблюдалось большее предпочтение ценностей эмоциональной близости, любви, по сравнению со студентами из полных семей, где наряду с перечисленными, важнейшей ценностью являлось максимальное использование своих возможностей, т.е саморазвития и самореализации. Но вместе с тем ряд исследований показал, что важен не только сам факт развода, но и характер складывающихся в семье отношений. Так, наблюдения за детьми к концу второго года после развода свидетельствовали о том, что поведение мальчиков из распавшихся семей менее агрессивно, чем детей, чьи родители постоянно конфликтовали ссорились.
воспитание семья характер подросток
ГЛАВА II
Во второй главе рассмотрим влияние различных по составу семей, стили воспитания и их влияние на формирование характера подростка.
Неполные семьи образуются в результате развода, смерти одного из супругов, если один из родителей живёт и трудится в другом месте или родители подростка никогда не жили вместе. Каждый из выделенных типов, неполных семей создаёт особую социальную ситуацию развития ребёнка и характеризуется своими специфическими чертами:
- в разведённых семьях ребёнок в большинстве случаев наблюдал конфликтные, дисгармоничные отношения между родителями;
- в овдовевших семьях воспоминания о совместной жизни родителей чаще сопровождаются положительными эмоциями;
- в материнских семьях ребёнок фактически не наблюдает реального процесса семейного общения и функционирования.
По статистике, количество материнских семей стремительно увеличивается. А если родители вступают в повторный брак, появляются проблемы налаживания отношений с отчимом, мачехой, сводными братьями и сёстрами и т.д. Наличие обоих родителей положительно представляет подростка в среде сверстников. Отсутствие отца ослабляет его социальную позицию и может явиться причиной мучительных переживаний.
Исследования показывают, что мальчики, выросшие только с матерью, нередко имеют проблемы с развитием мужского начала в характере: либо они усваивают «женский » тип поведения, либо создают искажённое представление о мужском поведении, они менее зрелы и целеустремлённы, менее инициативны и уравновешены, у них труднее развивается способность управлять своим поведением. В подростковый период мальчик усваивает основные жизненные роли, которым он учится у своих родителей, поэтому для него важен образ отца, которому можно следовать. Девочки, воспитанные без отцов часто имеют затруднения в установлении отношений с мужчинами, в дальнейшем у них меньше шансов правильно понимать своих мужей и сыновей, выполнять роль жены и матери. Любовь отца к дочери очень важна для развития её самосознания, уверенности в себе, формирования своего образа женственности. Тёплые и при носящие положительные эмоции отношения с отцом помогают дочери гордиться своей женственностью, способствуют принятию себя в качестве женщины и более лёгкой гетеросексуальной адаптации.
Вместе с тем, существуют достаточно обоснованные данные о том, что дети, растущие в семьях родителей-одиночек, не становятся ущемленными, это не оказывает влияние на их половое самосознание, здоровье, социальные достижения. Социально дезадаптированныые личности, несовершеннолетние преступники чаще вырастают в несчастливых семьях с двумя родителями, чем в нормальной обстановке, созданной одним родителем.
Значительное число разведённых мужчин и женщин со временем вступают в повторный брак. Часто они в большей степени дорожат отношениями, являются более зрелыми и опытными, серьёзнее относятся к своим обязанностям, что положительно сказывается на прочности таких браков. Так, например, мальчики, живущие с матерями, повторно вышедшими замуж, менее тревожны, более ориентированы на социальное поведение. Проявляют больше когнитивных умений, чем сыновья одиноких матерей. Вместе с тем, исследования показывают, что в повторных браках, где отношения сложились, не столь удачно, главной проблемой явились взаимоотношения с детьми от предыдущего брака. В подростковом возрасте дети с трудом адаптируются к присутствию в доме отчима или мачехи. Зачастую первые годы брака проходят в хаотичной, стрессовой обстановке, но со временем отношения все, же налаживаются.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Семья играет одну из определяющих ролей в формировании личности подростка, отличаясь от других институтов социализации большей эмоциональностью отношений. Семья обеспечивает ребёнка накоплением опыта общения и родительских воздействий, взаимодействия с людьми разных поколений, разного пола, практически непрерывно влияет на все стороны личности ребёнка. Проблемы в отношениях родителей и подростков чаще всего касаются социальных контактов подростка, его внешнего вида, поведения в школе и семье, однако. В целом, большинство подростков характеризуют эти взаимоотношения положительно, более доверительно общаясь с матерью, чем с отцом.
Дисгармония детско-родительских отношений может порождаться дисгармонией супружеских отношений, выражаясь в частности. В искажённых ролях подростка в семье, нарушениях эмоционального отношения родителей к подростку и дисфункциональной коммуникации, которые с большой вероятностью воспроизводятся подростком в будущем в собственной семье. В неблагополучных, конфликтных семьях подростки усваивают неэффективные паттерны разрешения жизненных ситуаций и асоциальные ценностные представления. Жестокое обращение и сексуальные злоупотребления по отношению к подросткам приводят к долговременным негативным последствиям.
Подростки остро реагируют на развод родителей, а успешность адаптации определяется многими факторами: атмосферой в семье до развода, характером развода, успешностью адаптации самих родителей т.д. Возможны и более отдалённые последствия, связанные со снижением социальной адаптации подростка в будущем и неэффективным поведением в будущей семье (формирование «готовности к разводу»).
Отсутствие родителя (чаще отца) ослабляет позиции подростка среди сверстников и может негативно отразиться на его полоролевой идентификации и формировании представлений о супружестве. Вместе с тем дети, растущие в позитивной атмосфере в семьях родителей одиночек более социально адаптированы и благополучны, чем те, кто вырос в полных, но не благополучных семьях.
Большинство подростков считают семью значимой ценностью будущей жизни, однако их представления о семейной жизни ещё достаточно схематичны. Девушки более заинтересованы и осведомлены в вопросах семьи и брака, юноши относятся к ним как к отдалённой перспективе. Мотивами вступления в ранний брак являются добрачные беременности, стремление уйти из родительской семьи, попытки решить личностные и материальные проблемы, однако такие браки редко становятся успешными. Взаимоотношения с братьями и сёстрами играют также важную роль в социализации подростка и служат моделью построения отношений с другими людьми, в частности с противоположным полом. Бабушки и дедушки, являясь хранителями семейных традиций, могут оказать позитивное влияние на формирование ценностной системы подростка.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аверин В.А. «Психология детей и подростков». Учебное пособие. Издательство Михайлова В.А. СПб, 1998г.
2. Волков Б.С. «Психология подростка». Учебное пособие для вузов,
М.: «Академический Проект»; «Гаудеамус», 2005г.
3. Выготский Л.С «Педагогическая психология»/Под ред.В.В.Давыдова,
М.: Педагогика-Пресс, 1999г.
4. Ларина И.А. «Как пережить подростковый кризис», М.: Генезис, 2004
5. Райс Ф. «Психология подросткового и юношеского возраста», СПб, 2000
6. Поливанова К.Н. «Психологическое содержание подросткового возраста» / Вопросы психологии. - 1996. - № 1. - С.20-33.
7. Психология современного подростка / Под ред. Д.И. Фельдштейна, М.:1987г.
8. Психология подростка. Учебник/ Под общей ред. А.А. Реана – СПб.: «прайм - ЕВРОЗНАК», 2003г.
9. Учителям и родителям о психологии подростка/ Под ред. Аракелова, М.: Высшая школа, 1990г.
10. Тарабаева В.Г. «Исследование причин возникновения конфликтов подростков с родителями»// Семейная психология и семейная психотерапия 1997г.
11. И. Ципоркина, Е.Кабанова «Взрослые дети» М.:Аст-пресс, 2006г.
12. Ярцев Д.В. Особенности социализации современного подростка // Вопросы психологии - 1999.- № 6. - С. 54-58.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Таблица №1. Диагностика типов негармоничного семейного воспитания. Выраженность черт воспитательного процесса
Тип воспитания | Уровень протекции | Степень удовлетворения потребностей | Степень предъявления требований | Степень запретов | Строгость санкций |
Потворствующая гиперпротекция | + | + | _ | _ | _ |
Доминирующая гиперпротекция | + | + _ |
+ _ |
+ | + _ |
Повышенная моральная ответственность | + | _ | + | + _ |
+ _ |
Эмоциональное отвержение | _ | _ | + _ |
+ _ |
+ _ |
Жестокое обращение | _ | _ | + _ |
+ _ |
+ |
Гипопротекция | _ | _ | _ | _ | + _ |