Ответственность за нарушение антимонопольного законодательства
СОДЕРЖАНИЕ: Финансовая Академия при Правительстве РФ Кафедра «Государственно-правовые дисциплины» Реферат на тему «Ответственность за нарушение антимонопольного законодательства»Финансовая Академия при Правительстве РФ
Кафедра «Государственно-правовые дисциплины»
Реферат
на тему
«Ответственность за нарушение антимонопольного законодательства»
Выполнила: студентка группы ВУ4-2
Ролдугина Е.В.
Проверил : доц. Винниченко А.Г.
Москва - 2006 г.
План:
[1]
· определение потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию, и (или) установление минимального уровня их обеспечения в случае невозможности удовлетворения в полном объеме потребностей в товаре, производимом (реализуемом) субъектом естественной монополии, с учетом необходимости защиты прав и законных интересов граждан, обеспечения безопасности государства, охраны природы и культурных ценностей.
В целях проведения эффективной государственной политики в сферах деятельности субъектов естественных монополий органы регулирования естественных монополий осуществляют контроль за действиями, которые совершаются с участием или в отношении субъектов естественных монополий и которые могут иметь своим результатом ущемление интересов потребителей товара, в отношении которого применяется регулирование либо сдерживание экономически оправданного перехода соответствующего товарного рынка из состояния естественной монополии в состояние конкурентного рынка.
Органы регулирования естественных монополий осуществляют контроль за:
- любыми сделками, в результате которых субъект естественной монополии приобретает право собственности на основные средства или право пользования основными средствами, не предназначенными для производства (реализации) товаров, если балансовая стоимость таких основных средств превышает 10 процентов стоимости собственного капитала субъекта естественной монополии по последнему утвержденному балансу;
- инвестициями субъекта естественной монополии в производство (реализацию) товаров, в отношении которых не применяется регулирование и которые составляют более 10 процентов стоимости собственного капитала субъекта естественной монополии по последнему утвержденному балансу;
- продажей, сдачей в аренду или иной сделкой, в результате которой хозяйствующий субъект приобретает право собственности либо владения и (или) пользования частью основных средств субъекта естественной монополии, предназначенных для производства (реализации) товаров, в отношении которых применяется регулирование, если балансовая стоимость таких основных средств превышает 10 процентов стоимости собственного капитала субъекта естественной монополии по последнему утвержденному балансу.
Для совершения этих действий субъект естественной монополии обязан представить в соответствующий орган регулирования естественной монополии ходатайство о даче согласия на совершение таких действий и сообщить информацию, необходимую для принятия решения.
Орган регулирования естественной монополии вправе отказать в удовлетворении ходатайства, если заявленные в нем действия могут привести к отрицательным последствиям, а также в случаях, если заявителем не представлены все необходимые документы либо при их рассмотрении обнаружено, что содержащаяся в них информация, имеющая существенное значение для принятия решения, является недостоверной.
Субъекты естественных монополий не вправе отказываться от заключения договора с отдельными потребителями на производство (реализацию) товаров, в отношении которых применяется регулирование, при наличии у субъекта естественной монополии возможности произвести (реализовать) такие товары.
Субъекты естественных монополий обязаны представлять соответствующему органу регулирования естественной монополии:
· текущие отчеты о своей деятельности в порядке и в сроки, которые установлены органом регулирования естественной монополии;
· проекты планов капитальных вложений.
Субъекты естественных монополий обязаны предоставлять доступ на товарные рынки и (или) производить (реализовывать) товары и услуги, в отношении которых применяется регулирование, на недискриминационных условиях согласно требованиям антимонопольного законодательства.
Монопольные органы также регулируют некоторые международные аспекты. «Внешнеэкономическая деятельность, международная торговля, инвестиции и прочие операции с участием зарубежных компаний становятся предметом воздействия всех положений национального антимонопольного законодательства, направленных на регулирование деятельности частных компаний (в противоположность положениям, пресекающим монополистическую деятельность органов государственной власти различных уровней). В юрисдикциях с развитым антимонопольным законодательством и его правоприменением при рассмотрении антимонопольных дел нет дискриминации между национальными и зарубежными компаниями при условии, что страны базирования иностранных компаний применяют нормы, которые отвечают доктринам принимаю щей страны в области государственной поддержки бизнеса и государственного вмешательства в коммерческую деятельность.
К числу вопросов поведенческого характера, получивших наибольшее распространение и вызвавших активную реакцию со стороны национальных антимонопольных органов разных стран, относятся: соотношение проблем международной торговли и поддержания конкуренции; противодействие международным картельным соглашениям на национальном и международном уровне.
Международные аспекты структурного регулирования хозяйственных отношений, развивающиеся на конкурентом поле, включают вопросы слияний и поглощений с участием национальных и иностранных компаний горизонтального и вертикального характера.»[2]
Примером естественных монополистов в России можно уверенно считать прежде всего РАО «ЕЭС России», «Газпром» и Министерство путей сообщения.
Глава 3. Ответственность за нарушение антимонопольного законодательства в России
Административный порядок возбуждения и рассмотрения дел антимонопольными органами существенно отличается от судебного порядка рассмотрения дел.
Дела могут возбуждаться по следующим основаниям.
1. На основе заявлений, поданных в федеральный антимонопольный орган в письменной форме с приложением документов, свидетельствующих о нарушении антимонопольного законодательства:
· от коммерческих и некоммерческих организаций;
· от федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления;
· от представительных органов власти;
· от физических лиц.
2. По собственной инициативе федерального антимонопольного органа или территориального управления.
Заявление подается в антимонопольный орган в письменной форме с приложением документов (в подлиннике или заверенных копиях), свидетельствующих о фактах нарушения антимонопольного законодательства. Документы на иностранных языках представляются с приложением заверенного перевода на русский язык.
Антимонопольный орган (АМО) рассматривает поступившее заявление в месячный срок со дня его поступления.
В случае недостаточности или отсутствия доказательств, позволяющих прийти к выводу о наличии либо отсутствии признаков нарушения антимонопольного законодательства, АМО для сбора и анализа дополнительных доказательств вправе продлить срок рассмотрения заявления до трех месяцев с момента его поступления. О продлении срока АМО обязан в письменной форме уведомить заявителя.
При отсутствии признаков нарушения антимонопольного законодательства АМО в письменной форме уведомляет об этом заявителя.
Дела о нарушениях антимонопольного законодательства рассматриваются соответствующими территориальными управлениями по местонахождению (месту жительства) лица, совершившего правонарушение, либо по месту его совершения, за исключением случаев, когда дело принимается к рассмотрению федеральным антимонопольным органом.
При наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства руководитель антимонопольного органа издает приказ о создании Комиссии по рассмотрению конкретного дела. Общее количество членов Комиссии не может быть менее трех человек. Комиссия, рассматривая дела о нарушениях антимонопольного законодательства и принимая по ним решения, выступает от имени АМО.
Председатель Комиссии в пятидневный срок со дня издания приказа выносит определение о возбуждении дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства, которое направляется сторонам по делу заказным письмом с уведомлением о вручении либо вручается их доверенным представителям под расписку. При этом почтовые или иные документы, свидетельствующие о получении определения, приобщаются к материалам дела. Сторонами по делу являются заявители и лица, совершившие нарушение антимонопольного законодательства.
В ходе подготовки к рассмотрению дела Комиссия АМО вправе запрашивать необходимые документы для ознакомления, отбирать объяснения сторон по фактам, послужившим поводом для рассмотрения дела, в том числе у их руководителей (должностных лиц), привлекать к участию в деле иных лиц по усмотрению АМО. Для разъяснения возникающих при рассмотрении дела вопросов, требующих специальных познаний, Комиссия вправе привлекать к участию в рассмотрении дела экспертов и специалистов, которые для дачи заключения могут знакомиться с материалами дела.
Дела о нарушениях антимонопольного законодательства рассматриваются Комиссией в трехмесячный срок с момента вынесения определения о возбуждении дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства. В отдельных случаях указанный срок рассмотрения дела может быть продлен Комиссией, но не более чем на шесть месяцев с момента истечения установленного срока.
Рассмотрение дела на заседании Комиссии ведется председателем таким образом, чтобы обеспечить наиболее полный и всесторонний анализ и оценку обстоятельств дела, устранение и предупреждение нарушений антимонопольного законодательства, соблюдение прав и законных интересов лиц, участвующих в нем.
На заседании Комиссии заслушиваются стороны по делу, а также лица, участвующие в нем по решению АМО.
В отсутствие сторон (их представителей) дело может быть рассмотрено лишь в случаях, когда имеются данные об их своевременном извещении о месте и времени рассмотрения и если от них не поступило мотивированное ходатайство об отложении рассмотрения дела.
По результатам рассмотрения дела по существу Комиссия принимает решение, в котором излагаются установленные обстоятельства дела и выводы, к которым она пришла. Решение принимается Комиссией простым большинством голосов открытым голосованием в отсутствие лиц, участвующих в деле. Председатель и члены Комиссии не имеют права воздерживаться от голосования. При голосовании председатель Комиссии подает свой голос последним.
При равенстве количества голосов, отданных «за» и «против» решения, голос председателя Комиссии является определяющим. Принятое решение объявляется немедленно по окончании рассмотрения дела. При этом в заседании может быть оглашена только его резолютивная часть.
Решение вступает в силу с момента его оглашения.
В 2006 году Федеральная антимонопольная служба проверила возникший на рынке дефицит соли на предмет адекватности и обоснованности роста цен.
«Федеральная антимонопольная служба провела проверку по фактам резкого роста цен на соль, которые наблюдались в феврале этого года во многих регионах страны. И не обнаружила никаких нарушений антимонопольного законодательства.
Ажиотажный спрос не был спровоцирован ни производителями, ни продавцами, сообщает пресс-служба ФАС. «Признаков согласованных действий, в том числе в области ценовой политики, между производителями пищевой соли нет», - говорится в итоговом документе. По данным ФАС, отпускные цены крупнейших российских производителей в течение 2005-го и начале 2006 года существенно не повышались. Зарубежные поставщики, украинские и белорусские, также существенно не изменяли объемы поставок в Россию и уровень цен.
Что касается оптово-розничной торговли, то нарушения антимонопольного законодательства были обнаружены в действиях только одного предприятия - тюменского ООО «Соляная компания».
«Основной причиной повышения цен послужил ажиотажный спрос населения на пищевую соль, вызванный распространением недостоверной информации о недостаче данного продукта на российском рынке, - говорится в записке ФАС. - В результате некоторых регионах... наблюдалась массовая скупка пищевой соли населением, что повлекло за собой дефицит данного товара в розничной сети». Отсюда и рост цен в рознице. Но когда цены растут не по причине сговора игроков рынка, а в результате ажиотажа, это, по мнению антимонопольщиков, не является нарушением антимонопольного законодательства.»[3]
Коммерческие и некоммерческие организации (их руководители), органы власти (их должностные лица), физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, обязаны выполнить действия, предусмотренные решением или предписанием антимонопольного органа, в установленный в нем срок.
За нарушения антимонопольного законодательства должностные лица органов власти, коммерческие и некоммерческие организации или их руководители, а также физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, несут гражданско-правовую, административную либо уголовную ответственность.
Антимонопольный орган рассматривает дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 14.3, 14.6, части 1 и 2, ст. 14.9, части 2, ст. 19.5, 19.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Рассматривать дела об административных правонарушениях вправе:
· руководитель федерального АМО, его заместители;
· руководитель территориального АМО, его заместители.
Штрафные санкции, предусмотренные в связи с нарушением законодательства о конкуренции или других нормативных актов, регулирующих конкурентные отношения в России, подробно изложены в Кодексе РФ об административных правонарушениях и представлены в виде таблицы в Приложении 2 .
Недопущение, ограничение или устранение конкуренции путем установления или поддержания монопольно высоких или монопольно низких цен, раздела рынка, ограничения доступа на рынок, устранения с него других субъектов экономической деятельности, установления или поддержания единых цен, если эти деяния повлекли причинение крупного ущерба, наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.
Те же деяния, совершенные лицом с использованием своего служебного положения либо группой лиц по предварительному сговору, наказываются штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет либо лишением свободы на срок до пяти лет.
Если эти деяния совершенные с применением насилия или с угрозой его применения, а равно с уничтожением или повреждением чужого имущества либо с угрозой его уничтожения или повреждения, при отсутствии признаков вымогательства, либо организованной группой, то наказываются лишением свободы на срок от трех до семи лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет либо без такового.
Доход, полученный в результате нарушения антимонопольного законодательства хозяйствующим субъектом, чьи действия в установленном порядке признаны монополистической деятельностью или недобросовестной конкуренцией, в случае неисполнения соответствующего предписания подлежит взысканию в федеральный бюджет в судебном порядке по иску антимонопольного органа.
Представители антимонопольного органа имеют право участвовать в рассмотрении судом или арбитражным судом дел, связанных с применением и нарушением антимонопольного законодательства.
В случае неисполнения предписания об отмене или изменении акта, принятого с нарушением антимонопольного законодательства, о восстановлении положения, существовавшего до его нарушения, антимонопольный орган вправе обратиться в суд или арбитражный суд с заявлением о признании недействительными полностью или частично:
· противоречащих антимонопольному законодательству актов, соглашений федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, иных наделенных функциями или правами указанных органов власти органов или организаций;
· договоров и иных сделок, не соответствующих антимонопольному законодательству;
· требований об обязательном заключении договора с хозяйствующим субъектом;
· требований о ликвидации коммерческих организаций и некоммерческих организаций.
Заключение
В заключение этой работы я хотела бы сделать выводы и подвести итоги.
Как известно, монополия существует во всём мире. Но главной особенностью монополизации российского рынка можно считать, пожалуй, то, что она сложилась как «наследница» государственного монополизма социалистической экономики.
Основной отрицательной стороной монополизации экономики является избыточная власть фирм-монополистов. Рыночная власть заключается в способности воздействовать на цену товара. В широком смысле государственная антимонопольная политика охватывает почти весь круг задач, направленных на развитие экономики, повышение конкурентоспособности продукции и услуг национальных производителей, обеспечение эффективной занятости. Политика антимонопольного регулирования предопределяет широкое участие антимонопольных органов в выработке экономической политики государства в целом или, по крайней мере, тех ее направлений, которые могут непосредственно повлиять на конкурентную структуру рынка, деловую практику, хозяйственную деятельность субъектов рынка. Антимонопольная политика не должна ограничиваться только проведением мер, направленных на пресечение монополистических действий и недобросовестной конкуренции, но должна включать комплекс пропагандистских, учебных и разъяснительных мероприятий по формированию общественного сознания в пользу развития рыночных сил.
В качестве основных принципов реализации антимонопольной политики можно обозначить следующие положения: содействие формированию рыночных отношений, предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, соотнесение положений положительного и отрицательного эффектов, предполагающих правила разумного подхода при применении норм антимонопольного законодательства, гласность и публичность в действиях антимонопольных органов.
Реализация конкурентной политики стала возможной только при формировании целостной системы антимонопольных органов в федеральном центре и регионах. В своей деятельности Федеральная антимонопольная служба руководствуется Конституцией РФ, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента РФ, постановлениями и распоряжениями правительства, предоставляющими право на прямое государственное регулирование, организационные и правовые основы предупреждения, ограничения и пресечения монополистической деятельности.
За нарушения антимонопольного законодательства должностные лица органов власти, коммерческие и некоммерческие организации или их руководители, а также физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, несут гражданско-правовую, административную либо уголовную ответственность.
Изменение характера конкуренции определяет новые концептуальные подходы к осуществлению конкурентной политики как на международном, так и на национальном и региональном уровнях, что обусловливает необходимость совершенствования нормативно-правовой базы антимонопольного законодательства и системы органов регулирования.
Список использованной литературы
1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 года № 195-ФЗ (с изменениями и дополнениями);
2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 года № 63-ФЗ (с изменениями и дополнениями);
3. Федеральный закон от 17 августа 1995 года № 147-ФЗ «О естественных монополиях» (с изменениями и дополнениями);
4. Закон от 22 марта 1991 года N 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках»
5. Федеральный закон от 23 июня 1999 года № 117-ФЗ «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг» (с изменениями и дополнениями);
6. Приказ от 13 октября 2004 г. № 135 «Об утверждении положения о территориальном органе федеральной антимонопольной службы»
7. Постановление от 30 июня 2004 г. № 331 «Об утверждении положения о федеральной антимонопольной службе»
8. Постановление от 7 апреля 2004 г. № 189 «Вопросы федеральной антимонопольной службы»
9. Князева И.В. Антимонопольная политика в России. – Москва: Омега-Л, 2006 г.
10. Курс микроэкономики. Под редакцией Р. М. Нуреева. 2003 г.
11. П. Покрытан. О регулировании монопольных тарифов // Экономист, 2006, №2, с. 9-14;
12. В. Качалин. Международные аспекты антимонопольного регулирования // Мировая экономика и международные отношения, 2006, № 2, с. 49-56;
13. В чем соль цены // Российская газета, 2 мая 2006 г.
Приложение 1
Принципы и методы реализации антимонопольной политики
Принципы | Методы |
I. Содействие формированию рыночных отношений на основе развития конкуренции и предпринимательства, контроль за процессами концентрации |
1. Содействие развитию товарных рынков и конкуренции (устранение административных, межрегиональных и других барьеров). 2. Поддержка малого предпринимательства. 3. Проведение политики демонополизации производства и обращения. 4. Наблюдение и контроль за состоянием и уровнем концентрации товарных рынков, поведением хозяйствующих субъектов на них. 5. Совершенствование антимонопольного законодательства. 6. Наблюдение и контроль за деятельностью естественных монополий |
II. Предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции |
1. Контроль и наблюдение за субъектами, имеющими доминирующее положение на рынке. 2. Контроль и наблюдение за согласованными действиями субъектов, направленными на ограничение конкуренции. 3. Пресечение недобросовестной конкуренции. 4. Контроль за актами и действиями органов власти, направленными на ограничение конкуренции и ущемление интересов хозяйствующих субъектов |
III. Принцип разумного подхода при применении норм антимонопольного законодательства, направленных на эффективное функционирование товарных рынков и конкуренции |
1. Исследование структуры рынка, анализ поведения и оценка результата функционирования рынка. 2. Приоритет положительного эффекта в социально-экономической сфере над действиями, направленными на изменение структуры и концентрацию рынка |
IV. Законность, гласность и публичность в действиях антимонопольных органов | 1. Верховенство законов над другими нормативными актами, принимаемыми органами власти и управления. 2. Преемственность норм международного права и интегрирование российского антимонопольного законодательства в европейское. 3. Пропаганда основных требований и норм антимонопольного законодательства. 4. Формирование общественного сознания в пользу развития рыночных сил |
Приложение 2
Размеры штрафных санкций при нарушении антимонопольного законодательства, изложенные в Кодексе РФ об административных правонарушениях
Статья | Содержание нарушения | Сумма штрафов (количество МРОТ), налагаемых: | ||
на граждан | на должностных лиц | на юридических лиц | ||
14.3. Нарушение законодательства о рекламе | Нарушение рекламодателем, рекламо-производителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе (ненадлежащая реклама или отказ от контррекламы) | От 20 до 25 | От 40 до 50 | От 400 до 500 |
14.6. Нарушение порядка ценообразования | Завышение или занижение регулируемых государством цен (тарифов) на продукцию, товары, услуги, установленных надбавок к ценам, а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования | От 20 до 25 | От 40 до 50 | От 400 до 500 |
14.9. Ограничение свободы торговли | Действия должностных лиц органов исполнительной власти субъектов РФ или должностных лиц органов местного самоуправления, направленные на незаконное ограничение свободы торговли, т. е. недопущение на местные рынки товаров из других регионов РФ либо запрещение вывоза местных товаров в другие регионы РФ | - | От 40 до 50 |
- |
14.10. Незаконное использование товарного знака | Незаконное использование чужого товарного знака, знака обслуживания, наименования места происхождения товара или сходных с ними обозначений для однородных товаров | От 15 до 20 | От 30 до 40 | От 300 до 400 |
с конфискацией предметов, содержащих незаконное воспроизведение товарного знака, знака обслуживания, наименования места происхождения товара | ||||
19.5. Невыполнение в установленный срок законного предписания АМО | Невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства | От 3 до 5 | От 5 до 10 | От 50 до 100 |
Невыполнение в установленный срок законного предписания, решения федерального антимонопольного органа, его территориального органа | - | От 40 до 50 | От 2000 до 5000 | |
19.7. Непредставление сведений (информации) в АМО |
Непредставление или несвоевременное представление в государственный орган сведений (информации), представление которых предусмотрено Законом и необходимо для осуществления этим органом его законной деятельности, а равно представление таких сведений в неполном объеме или искаженном виде |
От 1 до 3 | От 3 до 5 | От 30 до 50 |
19.8. Непредставление ходатайств, заявлений, сведений в АМО и орган регулирования естественных монополий |
Непредставление ходатайств и уведомлений (заявлений) в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган или органы регулирования естественных монополий, если представление таких ходатайств и уведомлений (заявлений) является обязательным в соответствии с антимонопольным законодательством РФ, законодательством РФ о естественных монополиях, представление ходатайств и уведомлений (заявлений), содержащих заведомо недостоверные сведения, а равно нарушение установленных антимонопольным законодательством РФ, законодательством РФ о естественных монополиях порядка и сроков подачи ходатайств и уведомлений (заявлений) | От 15 до 20 | От 30 до 50 | От 1000 до 5000 |
Непредставление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган или органы регулирования естественных монополий сведений (информации), если представление таких сведений (информации) является обязательным в соответствии с антимонопольным законодательством РФ, законодательством РФ о естественных монополиях, либо представление заведомо недостоверных сведений | От 10 до 15 | От 20 до 30 | От 500 до 1000 |
[1] П. Покрытан. О регулировании монопольных тарифов // Экономист, 2006, №2, с. 9-14
[2] В. Качалин. Международные аспекты антимонопольного регулирования // Мировая экономика и международные отношения, 2006, № 2, с. 49-56.
[3] В чем соль цены // Российская газета, 2 мая 2006 г.