Воинский этикет и культура общения военнослужащих

СОДЕРЖАНИЕ: Воинский этикет и культура общения военнослужащих ВОПРОСЫ: 1. Исторические и теоретические основы воинского этикета и культуры общения военнослужащих.

Воинский этикет и культура общения военнослужащих

ВОПРОСЫ:
1. Исторические и теоретические основы воинского этикета и культуры общения военнослужащих.
2. Общевоинские уставы Вооруженных Сил РФ как свод норм и правил воинского этикета и культуры общения военнослужащих.

1

Истоки отечественного воинского этикета уходят своими корнями в древность. Они зародились еще во времена деятельности древних племен, обитавших на территории, где сейчас находится наше государство. Среди них значительное место занимал скифский племенной союз, который вел частые войны с чужеземцами. В военной практике скифов были обычаи, обряды и ритуалы, которые способствовали воспитанию у воинов храбрости, честности, дружбы и взаимовыручки. Так, в их среде существовал обычай, который был призван закрепить клятву дружбы таким образом. В большой глиняный килик (сосуд) наливалось вино, смешанное с кровью тех воинов, которые уже приняли подобную клятву. Затем в приготовленную смесь опускали акинаки (скифский меч), стрелы, дротики, символизировавшие силу оружия. Воины, которые должны были принять клятву, совершали молитву над сосудом и выпивали налитое в него, что символизировало скрепление дружбы.
Следующий этап развития отечественного воинского этикета связан с обычаями древних славян, населявшими европейскую часть нашей страны. В те времена они успешно воевали, наводя страх на врагов. Византийский император Маврикий, правивший с 582 по 602 г. н.э., так отзывался о славянах: «...не имея над собой главы, ..они не признают военного строя.., их ни в коем случае нельзя склонить к рабству или подчинению... Они многочисленны, выносливы, легко переносят жар, холод, дождь, наготу и недостаток в пище».
Обряды и обычаи древних славян затрагивали взаимоотношения между вождями и воинами, порядок отправления войска в поход, отношение к пленным, ношение одежды для боя. Перед выступлением войска в поход, как правило, совершались обрядовые и магические действия перед идолами богов Перуна и Велеса для того, чтобы обеспечить удачу в бою. Следует отметить, что поклонение древнеславянских воинов божествам перед походом положило начало важной традиции русского воинства - поклонение православным святыням перед началом боевых действий.
В первом устойчивом государственном образовании древних славян, Киевской Руси, правила и нормы воинского этикета получили новое развитие. Они были направлены на укрепление военной организации государства.
Заметный след в истории Киевской Руси оставил князь Святослав (годы правления 957 -972), внесший определенную лепту в развитие воинского этикета. Он явился автором знаменитого этикетного правила «Иду на вы!» («Хочу на вы ити!»), суть которого заключалась в том, что военачальник, собираясь на войну, не таился, а по-рыцарски предупреждал своего будущего противника о нападении. Это была не самоуверенность, а уверенность в силе русского оружия.
С принятием на Руси христианства зародилась этикетная традиция благословления воинства со стороны священнослужителей. Широко известен факт прибытия накануне Куликовской битвы Великого князя Московского Дмитрия Иоанновича со своей дружиной в Свято-Троицкий монастырь. По его просьбе преподобный игумен обители Сергий Радонежский отслужил литургию, в ходе которой благословил русских воинов и предвосхитил их победу.
Русская Православная Церковь также была инициатором появления таких этикетных норм, относящихся к военной сфере, как сооружение храмов в честь побед русского оружия, освящение знамен и хоругвей, служение панихид по погибшим ратникам, причисление лучших воинов к лику святых и учреждение в честь них особых наград.
Большой вклад в развитие отечественного воинского этикета и культуры общения военнослужащих внес первый Российский император Петр I.
Во-первых, он впервые законодательно закрепил нормы и правила воинского этикета в «Артикуле воинском» 1716 г. и «Табели о рангах» 1722 г. В данных документах красной нитью проходила мысль о безусловном подчинении младших по должности старшим, укреплении дисциплины и субординации.
Во-вторых, Петр I учредил правила ношения формы одежды как атрибута воинского этикета. Этим самым были заложены основы такого понятия, как «честь мундира».
В-третьих, при нем были официально учреждены знаки различия и отличия, установлены правила их ношения. Так, в годы правления Петра I появились ордена: Андрея Первозванного, ставшего впоследствии высшим орденом Российской империи, Святой Великомученицы Екатерины и Александра Невского. Последний орден вручался только за военные заслуги.
Значительный вклад в развитие норм и правил воинского этикета и культуры общения военнослужащих внесли известные русские военачальники А. Суворов, М. Кутузов, П. Нахимов, С. Макаров, М. Драгомиров, М. Скобелев и многие другие.
Так, генерал от инфантерии Михаил Дмитриевич Скобелев (1843 - 1882) был очень любим подчиненными за отвагу, мужество, справедливость и гуманное отношение к ним. Как-то раз на глазах у Скобелева один из офицеров ударил солдата. Вот как он на это отреагировал:
- Я бы попросил вас этого в моем отряде не делать.., - сказал генерал. - Теперь я ограничиваюсь строгим выговором -в другой раз буду вынужден принять иные меры.
Командир стал было оправдываться, сославшись на дисциплину и глупость солдата.
- Дисциплина должна быть железной.., но достигается это нравственным авторитетом начальника, а не бойней... Срам, полковник, срам! Солдат должен гордиться, что защищает свою Родину, а вы этого защитника как лакея бьете, - подвел итог генерал.
События октября 1917 года положили начало образованию первого в мире социалистического государства, для вооруженной защиты которого были созданы Рабоче-крестьянская Красная Армия и Рабоче-крестьянский Красный Флот. Для их успешного функционирования стала формироваться новая система воспитания, одним из элементов которой были правила и нормы воинского этикета.
Следует отметить, что процесс становления и развития советского воинского этикета носил противоречивый и сложный характер. С одной стороны, были отменены и разрушены нормы, правила и традиции старой царской армии. Так, декретами советской власти, вышедшими в конце 1917 года, были отменены воинские чины, ордена, знаки различия и сословные привилегии, существовавшие в Русской армии. С другой стороны, приходилось с нуля создавать и выстраивать систему воинского этикета, основанную на принципиально новых идеологических принципах.
В 20-30-е годы прошлого века были учреждены новые военная форма одежды, наградная система и знаки различия для Красной армии и Красного флота, которые способствовали укреплению норм и правил советского воинского этикета. Так, в 1918 году появились красноармейский нагрудный знак, значок-кокарда на головной убор, первый орден Советской Республики -Красное Знамя. В 1935 году установлены персональные воинские звания с соответствующей атрибутикой и т.д.
Определенное влияние на формирование этикетной культуры военнослужащих в межвоенный период оказали складывающиеся неписаные законы и правила. Так, к примеру, при военной форме не полагалось носить ничего, кроме планшета или полевой сумки (как неотъемлемых частей обмундирования) или в крайнем случае портфеля. Указанное правило позволяло сохранить выправку и внешнее достоинство. Впоследствии неписаные законы и правила воинского этикета нашли свое проявление в видах и родах Вооруженных Сил СССР.
Известный вклад в развитие норм и правил советского воинского этикета, культуры общения военнослужащих внесли нормативные документы, регламентирующие жизнедеятельность советских Вооруженных Сил. Так, ряд изменений, касавшихся взаимоотношений между военнослужащими, был зафиксирован в Уставе внутренней службы, учрежденном в 1946 году. К примеру, при получении приказа от начальника военнослужащий вместо ответа «Есть» должен был произносить «Слушаюсь». Вводилась команда «Товарищи офицеры!», которая должна была подаваться при встрече начальников. Это свидетельствовало об определенном возрождении традиций старой Русской армии.
В советский период была проведена значительная работа по совершенствованию традиций и ритуалов как основы воинского этикета. Среди них можно назвать: ритуалы принятия присяги молодыми солдатами, вручения погон и наград, заступления на боевое дежурство, традиции преданности Боевому Знамени части, уважения к командирам и т.д.
Таким образом, отечественный воинский этикет, явление историческое. Его нормы и правила были направлены на воспитание русского воинства в духе любви к своей Родине, гордости за свою профессию, уважения лучших воинских традиций.
Воинский этикет - это свод строго определенных правил и норм поведения военнослужащих, основанных на принципах государственной морали, воинских традициях и ритуалах и закрепленных в нормативных документах Вооруженных Сил РФ.
Базовыми понятиями воинского этикета являются:
- вежливость - моральное качество, характеризующее человека, для которого уважение к другим людям стало повседневной нормой;
- тактичность - умение вести себя пристойно, соблюдение чувства меры в поведении и поступках;
- скромность - моральное качество личности, проявляющееся в том, что человек не признает за собой исключительных достоинств или прав;
- гигиеничность - учет в своей деятельности вредного влияния условий труда и жизни на здоровье;
- целесообразность - стремление к нравственному идеалу;
- ситуативность - умение вести себя в соответствии с определенными ситуациями.
Лейтмотивом всех норм и правил воинского этикета является «золотое правило» этики - поступай по отношению к другим так, как бы ты хотел, чтобы поступили по отношению к тебе.
Основные закономерности развития и функционирования воинского этикета:
1. Зависимость от типа производственных отношений. Это означает то, что при переходе от одного типа производственных отношений к другому (например, от феодального к капиталистическому) меняются не только условия существования людей, но и характер их взаимоотношений.
2. Зависимость от уровня развития материального производства. Поведение человека во многом зависит от того, какие материальные приспособления он использует для удовлетворения своих потребностей. Совершенствование формы одежды, вооружения, техники предопределило появление и развитие тех или иных этикетных норм.
3. Относительная самостоятельность. Какой бы не была зависимость от типа производственных отношений, уровня развития материального производства, воинский этикет может развиваться по своим законам.
4. Историческая преемственность.
5. Поступательный, прогрессивный характер. Об этом свидетельствует богатая история отечественного воинского этикета.
Функции воинского этикета:
1. Нормативно-регулятивная. Правилами воинского этикета устанавливаются определенные нормы, которые регулируют взаимоотношения между военнослужащими.
2. Воспитательная. Нормы и правила воинского этикета способствуют формированию определенных качеств у военнослужащих - дисциплинированности, исполнительности, уважения к командирам и т. д.
3. Познавательно-информационная. Нормы и правила воинского этикета побуждают военнослужащих к познанию окружающей действительности, совершенствованию профессиональных знаний.
4. Передачи опыта. Заключается в консервации опыта традиционного поведения и передаче его из поколения в поколение.

2

Общевоинские уставы Вооруженных Сил РФ как свод законов жизни военнослужащих армии и флота придают нормам и правилам воинского этикета законодательный характер. Это предусматривает их обязательное соблюдение всеми категориями военнослужащих.
Так, в статье 67 Устава внутренней службы Вооруженных Сил РФ (УВС ВС РФ) сказано: «Военнослужащие должны постоянно служить примером высокой культуры, скромности и выдержанности, свято блюсти воинскую честь, защищать свое достоинство и уважать достоинство других. Они должны помнить, что по их поведению судят не только о них, но и о Вооруженных Силах в целом».
Об обязательном характере данной статьи применительно к нормам и правилам воинского этикета свидетельствуют слова «должны» (т.е. обязаны), «свято блюсти» (т.е. исполнять), а само слово «военнослужащие» подразумевает все категории без исключения - от маршала до рядового, на которые распространяются уставные требования.
Особое место в УВС ВС РФ занимают правила воинской вежливости, которые устанавливают нормы взаимоотношений и поведения военнослужащих.
Наиболее полно правила воинской вежливости отражены в главе «О воинской вежливости и поведении военнослужащих» (статьи 67 - 74 УВС ВС РФ). Там нормативно закреплены следующие правила воинского этикета:
- порядок обращения к военнослужащему на «вы» с употреблением слова «товарищ» как символа войскового товарищества;
- применение утвердительного выражения «слово офицера» как символа офицерской чести;
- при прощании друг с другом офицеру допускается произношение ритуального «честь имею»;
- соблюдение норм уважения к старшему - спросить разрешения у старшего при обращении к другому военнослужащему, уступить дорогу, место в транспорте;
- соблюдение правил воинской вежливости по отношению к гражданским лицам;
- соблюдение правил ношения военной формы одежды.
Правила и нормы воинского этикета и культуры общения военнослужащих предполагают доброжелательность во взаимоотношениях, красоту и технологическое совершенство действий и поступков. Это тоже отражено в Общевоинских уставах ВС РФ. Так, в статье 60 Строевого устава Вооруженных Сил РФ записано, что «Воинское приветствие выполняется четко и молодцевато, с точным соблюдением правил строевой стойки и движения».
Все нормы и правила воинского этикета условно можно представить в виде системных блоков.
1 блок - общие положения о воинском этикете.
В нем содержатся наиболее важные критерии нравственности военнослужащего, которые лежат в основе соблюдения правил и норм воинского этикета, -честность, храбрость, дисциплинированность, исполнительность, бдительность, войсковое товарищество, воинская вежливость, а также обязанности командиров (начальников) по формированию указанных качеств у подчиненных.
2 блок - служебный этикет. Этикетные правила и нормы данного блока регламентируют поведение военнослужащих в различных служебных ситуациях - во время учебы, при нахождении в наряде, на боевом дежурстве, учениях и т.д. Они изложены в Уставе внутренней службы и Уставе гарнизонной и караульной служб ВС РФ.
Следует отметить, что большая роль в побуждении военнослужащих соблюдать нормы служебного этикета отводится командиру. Он обязан «проявлять чуткость и внимательность к подчиненным, не допускать в отношении их бестактности и грубости, сочетать высокую требовательность и принципиальность с уважением их личного достоинства» (ст. 78 УВС ВС РФ). Кроме того, данное этикетное требование возлагает на командира ответственность за обеспечение авторитета нижестоящего командира в глазах его подчиненных. Поэтому согласно правилам воинского этикета недопустимо делать замечания соответствующему должностному лицу в присутствии его подчиненных.
Этикетные нормы и правила при нахождении военнослужащего в наряде прописаны в их обязанностях при несении службы (форма одежды, подача команд, доклады и представления и т. д.).
Каждому военнослужащему необходимо знать общие требования воинского этикета, касающиеся присутствия на служебных совещаниях, инструктажах, собраниях и т.д.
О времени и месте совещания (собрания, инструктажа) руководитель заранее должен проинформировать всех участников через дежурную службу. На служебное совещание военнослужащий должен прибыть своевременно, без опозданий. В помещении, где будет проходить мероприятие, он должен занять свое место там, где находятся его непосредственный начальник и состав подразделения. Если военнослужащему предстоит выйти во время совещания, то он должен занять крайнее место, чтобы не беспокоить сослуживцев. При оглашении своей фамилии в ходе совещания военнослужащий обязан встать. Если в ходе мероприятия он подвергся критике со стороны начальника за свои действия, то ему не следует оправдываться, надо молча выслушать нарекания. На совещание следует прибывать с записной книжкой, в которую заносится наиболее важная и актуальная информация. В своем заключительном слове руководитель должен поблагодарить всех участников за работу. По окончании совещания его участники не выходят из помещения до тех пор, пока не выйдет руководитель мероприятия.
3 блок - правила и нормы воинского этикета в сфере воинской дисциплины и взаимоотношений между военнослужащими.
Особенность этикетных правил сферы воинской дисциплины заключается в том, что они напрямую нигде не прописаны, они как бы растворены в общих положениях о воинской дисциплине и обязанностях командира(начальника) по ее поддержанию. Этикетные правила и нормы, касающиеся взаимоотношений между военнослужащими, представлены в главе 2 УВС ВС РФ («Взаимоотношения между военнослужащими»). В ней прописаны правила воинского приветствия, порядок представления командирам, правила воинской вежливости и поведения военнослужащих.
4 блок - строевой этикет. Нормы и правила указанного
блока отражены в соответствующих статьях Строевого устава ВС РФ. Среди них можно выделить «Обязанности военнослужащих перед построением и в строю» и «Порядок отдачи воинского приветствия».
5 блок - этикетные нормы и правила поддержания уставного порядка.
Они нашли свое воплощение в главе 1 ДУ ВС РФ, частях I и II УВС ВС РФ.
В частности, в ст. 4 гл. 1 ДУ ВС РФ сказано, что высокая воинская дисциплина достигается:
- поддержанием в воинской части (подразделении) внутреннего порядка, строгим соблюдением распорядка дня всеми военнослужащими;
- повседневной требовательностью командиров (начальников) к подчиненным.., уважением личного достоинства военнослужащих и постоянной заботой о них.
6 блок - этикет соблюдения мер безопасности и сохранения здоровья.
Нормы и правила воинского этикета данного блока содержатся в должностных обязанностях военнослужащих, а также в части второй УВС ВС РФ («Внутренний порядок»).
При сохранении здоровья уставные правила воинского этикета делают упор на соблюдении каждым военнослужащим правил личной гигиены. Они предусматривают обязательное утреннее умывание с чисткой зубов, мытье рук перед приемом пищи, умывание, чистку зубов и мытье ног перед сном, своевременное бритье лица, стрижку волос и ногтей, еженедельное мытье в бане со сменой нательного и постельного белья, содержание в чистоте обмундирования, обуви и постели, своевременную смену подворотничков. Прическа у военнослужащих должна быть аккуратной, а волосы - чистыми. Если жирность волос повышенная, то мыть голову следует не реже 2-х раз в неделю. Уставами военнослужащим разрешено ношение усов - они должны быть аккуратными, отвечать правилам личной гигиены и не мешать использованию индивидуальных средств защиты. Военнослужащий может пользоваться косметическими средствами - лосьонами после бритья, туалетной водой, одеколоном. При этом следует соблюдать 2 правила - лучше меньше, чем больше, а запахи должны подчеркивать энергичность военнослужащего, т.е. иметь холодный, свежий запах утренней зари.
Уставы не запрещают военнослужащим ношения обручального кольца. Однако следует помнить, что на учениях, в ходе эксплуатации оружия и техники, спортивных игр оно может стать причиной травматизма. Других украшений на руках у военнослужащих быть не должно. Это же касается и ношения цепочек на шее и других украшений, столь модных в наши дни.
7 блок - этикет воинского быта.
Правила и нормы данного блока изложены в части второй УВС ВС РФ («Внутренний порядок»), а также в должностных обязанностях командиров (начальников), которые обязаны создавать необходимые материально-бытовые условия подчиненным.
8 блок - этикет воинских ритуалов.
Воинские ритуалы являются важнейшим средством воспитания военнослужащих, которое должны использовать в своей работе командиры.
8 приложениях к УВС ВС РФ дано описание следующих воинских ритуалов:
- приведения к военной присяге;
- вручения Боевого Знамени воинской части;
- распределения прибывшего пополнения по подразделениям;
- вручения личному составу вооружения и военной техники;
- проводов военнослужащих, уволенных в запас или в отставку.
9 блок - этикетные нормы и правила, регулирующие поведение военнослужащих вне строя и вне расположения части.
Они тесно переплетены с нормами общегражданского этикета поведения в общественных местах. Наиболее предметно нормы и правила поведения вне строя и вне расположения части отражены в УВС ВС РФ.
Так, в ст. 161, в которой определены обязанности солдата (матроса), в частности, говорится, что «военнослужащий при нахождении вне расположения полка должен вести себя с достоинством и честью, не совершать административных правонарушений, не допускать недостойных поступков по отношению к гражданскому населению». В ст. 70 записано, что «В общественных местах, а также в трамвае, троллейбусе, автобусе, вагоне метро и в пригородных поездах при отсутствии свободных мест военнослужащий обязан предложить свое место начальнику (старшему).
Если при встрече нельзя свободно разойтись с начальником (старшим), то подчиненный (младший) обязан уступить дорогу и, приветствуя, пропустить его; при необходимости обогнать начальника (старшего) подчиненный (младший) должен спросить на то разрешение.
Военнослужащие должны соблюдать вежливость по отношению к гражданскому населению, проявлять особое внимание к пожилым людям, женщинам и детям, способствовать защите чести и достоинства граждан, а также оказывать им помощь при несчастных случаях, пожарах и других чрезвычайных ситуациях природного и технического характера».
Таким образом, воинский этикет - явление историческое. Он представляет собой свод строго определенных правил и норм поведения военнослужащих, как в служебной, так и неслужебной обстановке. Законодательной основой норм и правил воинского этикета являются Общевоинские уставы ВС РФ. Командиры всех степеней обязаны воспитывать своих подчиненных в духе соблюдения правил воинского этикета и культуры общения военнослужащих.

Рекомендуемая литература:
1. Общевоинские уставы ВС РФ.
2. Воинский этикет. Учебник / Под общ. ред. Б.В. Воробьева - М., 2005.
3. Платонов Б.Н. Воинский этикет. - М., 1983.
4. Фирсенков В.А. Правила этикета и культура поведения военнослужащего // Ориентир. - 2001. - № 8.
5. Хороший тон: Сборник правил и советов на все случаи жизни общественной и семейной. - М., 1991.

Скачать архив с текстом документа