Волжская болгария в IX-XIII вв.
СОДЕРЖАНИЕ: Образование Болгарского государства. Территория и население. Общественно-политический строй. Экономическая жизнь Волжской Болгарии. Внешнеполитические связи. Волжская Болгария и Русь. Волжская Болгария до монгольского завоевания. Духовная культура.План
ВОЛЖСКАЯ БОЛГАРИЯ в IX – XIII вв.
1. Образование Болгарского государства. Территория и население….2
2. Общественно-политический строй………………………………………..4
3. Экономическая жизнь Волжской Болгарии……………………………...7
4. Внешнеполитические связи. Волжская Болгария и Русь…………….11
5. Материальная и духовная культура……………………………………..13
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..16
1.Образование Болгарского государства. Территория и население
Волжская Болгария, образовавшаяся в X веке, была первым государственным объединением в Среднем Поволжье. В первой четверти X столетия болгарский царь Алмуш сосредоточил в своих руках сбор и уплату дани хазарам с подчиненных ему племен Среднего Поволжья. Государственное объединение болгарских племен происходило в борьбе с хазарским господством. При этом царь Алмуш искал поддержки у багдадского халифа Муктадира, который по его просьбе в 922 году прислал к нему посольство, оказавшее помощь в распространении ислама. Разгром Хазарского каганата Русью в 965 году привел к окончательному освобождению болгар от подчинения хазарам и создал необходимые условия для развития Болгарского государства.
Волжская Болгария занимала значительную территорию, на которой ныне разместились Ульяновская область, Татарская, Чувашская, Марийская и Удмуртская республики, восточные районы Горьковской области и Мордовской республики и западные — Башкирской республики. Сами же болгары и сувазы (сувары) в X веке сплошной массой жили на территории, ограниченной с севера Камой, с востока Шешмой, с юга Самарской лукой. Западные болгарские земли находились на правобережье Волги — в бассейне Свияги и ее притоков Карлы, Булы и Кубни. В дальнейшем границы расселения болгар расширились. В XII столетии болгары достигли на севере реки Казанки, а на востоке — Белой. На юге район расселения болгар и сувазов включал город Саксин, где правил болгарский наместник, а на правобережье Волги — земли, составляющие ныне Ульяновскую область, южную половину Чувашской республики и юго-западную часть Татарской республики.
Болгарские и сувазские племена, вбирая в себя местное финно-угорское население, постепенно слились (к XIII веку) в единую болгарскую народность. Арабский писатель Масуди еще в X веке писал, что болгарский народ «подчинил себе все соседние... народы».
Мы пока не можем сказать, каково было самоназвание болгарской народности. Предки марийцев называли болгар суасами, то есть чувашами, а предки удмуртов — бигерами, то есть болгарами. Вероятно, и после образования единой народности названия прежних крупных племенных групп — болгар и сувазов (чувашей) — продолжали бытовать. Не исключена возможность, что та часть болгарской народности, которая исповедовала ислам, в XII—XIII веках именовалась болгарами (бигерами, билярами), а приверженцы древней языческой религии — сувазами (чувашами).
Волжская Болгария объединяла племена булгар (протоболгар), биляр, эсегелей, барсилов, беленджер и сувар. В зависимости от Волжской Болгарии находились племена буртасов, черемисов (предков мари), аров (предков удмуртов), башкир.
Столицей Волжской Болгарии являлся город Болгар (Болгар Великий), расположенный недалеко от устья Камы. В XII столетии некоторое время столичным городом был Биляр (столица до 1236). Кроме них, в Волжской Болгарии известны Сувар на Утке, Ошель на правобережье Волги, Нохрат на Актае, Джукетау (Жукотин) на Каме и другие города — торгово-ремесленные, военные и административные пункты.
2. Общественно-политический строй
Волжская Болгария до монгольского завоевания представляла собой раннефеодальное общество. Развивавшиеся феодальные отношения переплетались с сильными пережитками родового строя и элементами рабовладения.
О местных феодалах и борьбе между ними говорит повествование русской летописи под 1183 годом: в походе владимирского великого князя Всеволода на болгар на стороне русских участвовали не только половцы, но и отдельные болгарские князья.
«Простой народ» представляли главным образом земледельцы, а также скотоводы. Трудно судить о повинностях этого «простого народа», но Ибн-Фад-лан говорит: «... кто что-либо посеял, берет это для самого себя. У царя нет на это никакого права, кроме лишь того, что они платят ему в каждом году от каждого дома шкуру соболя», «каждому, кто у себя устраивает свадьбу или созывает званый пир, необходимо сделать отчисление царю, в зависимости от размеров пиршества, [дать] «сахрадж» медового набиза и [некоторое количество]... пшеницы». Трудом простого народа, по распоряжению государственной власти, были возведены такие укрепления, как вал около селения Никольского близ Болгар и крепостные стены городов. Ибн-Русте писал, что болгары (имеются в виду простые люди, крестьяне), «подать царю своему платят лошадьми и другим. От всякого из них, кто женится, царь берет по верховой лошади. Когда приходят к ним мусульманские купеческие суда, то берет с них пошлину — десятую часть [товаров]». Доходы царя складывались также из военной добычи. Ибн-Фадлан сообщает, что если царь «предложит отряду совершить набег на одну из стран, и он награбит, то он [царь] имеет долю вместе с ними».
Феодализирующиеся представители родовой и племенной знати, как наместники царя, держали в подчинении сельские общины. Значительную часть феодалов составляли военачальники.
Крестьяне находились в феодальной зависимости от главы государства, его наместников и прочей знати, но частновладельческих крепостных в Болгарии не было.
Болгарская феодальная знать эксплуатировала и трудовой люд марийских, удмуртских и мордовских племен, опираясь на их старейшин и князьков. Подчиненное население платило болгарскому царю и феодалам тяжелую дань. Финно-угорские общины управлялись болгарскими наместниками и военачальниками, имевшими на их территории свои колонии с воинскими силами.
Хотя в Болгарии и господствовал ранний феодализм, но пережитки родовых отношений ощущались во многих областях жизни и быта. Например, по словам Ибн-Фадлана, у болгар был такой обычай: «…Если у сына [какого-либо] человека родится ребенок, то его берет [к себе] его дед, прежде его отца, и говорит: «Я имею большее право, чем его отец, на его воспитание, пока он не сделается [взрослым] мужем. И если умирает из их числа человек, то ему наследует его брат, прежде его сыновей».
Общественным отношениям соответствовала и государственная надстройка. Политический строй Волжской Болгарии можно охарактеризовать как раннефеодальную монархию. Известны имена болгарских царей, которых восточные авторы именуют маликами, эмирами. Наиболее известен из них эльтебер Алмуш, сын Шилки. Под властью Алмуша находились четыре «царя» — владетели отдельных частей государства и предводители (куввазы) — княжеские наместники. У царя были дружина и ополчение.
Принятие ислама болгарами в 922 году было вызвано не столько внешнеполитическими обстоятельствами, сколько внутренними условиями. Новая, классовая религия должна была способствовать укреплению развивающихся феодальных производственных отношений. В Болгарии ислам не получил повсеместного распространения.
Сообщения Ибн-Фадлана позволяют утверждать, что насаждение ислама происходило насильственными методами. В основе религиозных конфликтов лежали классовые противоречия и классовая борьба. Рядовые общинники вели борьбу против феодальной знати и новой религии, утверждавшей ее власть. Борьба шла и в других сферах общественной жизни, хотя она первоначально, прикрываясь патриархальной оболочкой, могла проявляться в менее острой форме.
3. Экономическая жизнь Волжской Болгарии
Сельское хозяйство
Болгаро-суварские племена, занимавшиеся земледелием еще на Северном Кавказе, встретились в Среднем Поволжье с местным населением, уже знавшим земледелие. Это взаимно обогащало опыт пришельцев и аборигенов. Основной отраслью сельского хозяйства Волжской Болгарии становится пашенное земледелие с плужной обработкой земли. Распространены были плуги, называвшиеся по-болгарски ага,— типа чувашского агапуся или татарского сабана, применявшиеся для основной вспашки земель, и орудия с несколькими сошниками для обработки (рыхления) старопахотных почв. Плуг состоял из припряга, то есть оси с двумя колесами и оглоблями, и станины из лучистого длинного дерева, к которой прикреплялось чересло — тяжелый лемех с деревянным основанием. Уборка урожая производилась серпами.
Уже в X веке возникла паровая система обработки земли, применялась и залежно-паровая система. Первая из них в форме двухполья (возможно, и трехполья) в X—XI веках в местах с плотным земледельческим населением, по-видимому, заняла господствующее положение. В периферийных районах сохранилась переложная система, в лесных широко использовалась подсечная.
Арабские писатели X столетия отзываются о Волжской Болгарии как о стране развитой земледельческой культуры, богатой хлебом и другими продуктами сельского хозяйства. Ибн-Русте писал: «Болгары — народ земледельческий и возделывает всякого рода зерновой хлеб, как-то: пшеницу, ячмень, просо и другие». Об этом же говорит и Ибн-Фадлан, секретарь багдадского посольства, прибывшего в 922 году в Волжскую Болгарию. Свидетельства арабских писателей подтверждаются тем, что при раскопках археологических памятников Болгарии обнаружены зерна пшеницы, проса, овса, ячменя, ржи, полбы, чечевицы, гороха, конопли.
Для хранения зерна рыли под домами или вблизи от них специальные ямы диаметром около 1,5—2 метров и глубиной до 2 метров. Размол зерна производился ручными жерновами из плотного известняка, имевшими форму круга диаметром 60—80 сантиметров.
Хлебные злаки возделывались не только для внутреннего потребления, но и для вывоза, главным образом, в Северо-Восточную Русь.
Большую роль играло скотоводство, существовавшее в ряде мест юго-западной Болгарии как самостоятельный вид хозяйства, нередко в кочевой форме. Разводились коровы, лошади, овцы, козы и свиньи.
В лесных и лесостепных районах правобережья Волги и Предкамья важное значение в хозяйстве имела охота с целью добывания мяса и пушнины. Охотились на соболей, лисиц, куниц, лосей, оленей, горностаев, выдр, белок, зайцев и т. д. В прибрежных районах широкое распространение имело рыболовство.
Любимым занятием сельского населения являлось бортничество. В числе предметов вывоза из Болгарии и соседних с ней земель восточные писатели отмечали мед и воск. Вероятно, уже в болгарское время лесные бортные угодья находились в собственности отдельных лиц и групп. Ибн-Фадлан (X век) сообщает: «В их лесах много меда в жилищах пчел, которые они знают и отправляются [к ним] для сбора этого [меда]. Иногда же на них нападают люди из числа врагов и убивают их».
Ремесло
Значительное место в экономической жизни Волжской Болгарии занимало ремесло, стоявшее на сравнительно высоком уровне. Оно отделилось от сельского хозяйства. Основная масса ремесленников концентрировалась в городах. Ремесло постепенно дифференцировалось, выделялись его отдельные виды.
Ремесленники производили сельскохозяйственные орудия, кольчуги, сабли, весы, ножницы, предметы украшений — кольца, ожерелья, бронзовые и серебряные браслеты, стеклянные золоченые бусы и т. п., керамику, изделия из кости, кожу, обувь, головные уборы, белужий клей и т. п.
Торговля
В Болгарском государстве была развита внутренняя торговля, хотя натуральный характер сельского хозяйства ограничивал ее рамки. Большая часть продукции болгарских ремесленников расходилась в самой Болгарии. На внутреннем рынке реализовалось немало привозных, в особенности восточных, товаров.
Географическое положение страны, занимавшей среднюю часть великого волжского пути, обусловило ее важную роль в транзитно-посреднической торговле.
На ярмарку в главный город Волжской Болгарии — Болгар съезжались хазарские, русские, среднеазиатские, арабские, армянские и византийские купцы. В пользу болгарского царя с приезжих купцов взималась таможенная пошлина в размере десятой части привезенного товара. В торговом общении по Волге и караванным путям основная роль принадлежала не болгарским, а восточным, русским и хазарским купцам. Болгарские купцы больше принимали у себя иностранцев, чем выезжали сами в другие страны. Болгария являлась одним из посредников в торговле между Русью и странами Востока. Русские привозили в Болгар пушнину, ремесленные изделия, а также пленников, которых болгарские купцы сбывали в восточные страны.
В Болгарию ввозили сырье (железо, серебро, золото, олово, сердолик, бирюзу, янтарь и др.), некоторые металлические изделия, главным образом предметы вооружения, женские украшения, изготовленные среднеазиатскими и арабскими мастерами, русские стеклянные браслеты, шиферные пряслица и другие изделия, китайские бронзовые зеркала, шелковые и другие ткани из Средней Азии, Ирана, Армении, Азербайджана, Византии, а также лакомства и пряности (изюм, перец и т. п.).
Выезжая к северным племенам, в «страну Вису» и Югру, болгарские купцы выгодно обменивали свои товары на собольи, бобровые и беличьи меха, которые затем шли на экспорт.
Из Болгарии вывозили, главным образом в восточные страны, меха соболя, горностая, «буртасских» красной и черной лисиц, куницы, белки и бобра, мед, воск, скот, рыбу, белужий клей, орехи, березовый лес, кожевенные изделия, шапки и прочие товары. В Верхнее Прикамье и Приуралье вывозилась продукция болгарских ремесленников (ювелирные изделия, женские украшения, орудия труда и т. п.), в русские княжества — хлеб, юфть и некоторые ремесленные изделия.
О степени развития и характере торговли Волжской Болгарии можно судить по тому, что здесь наряду с куньими и беличьими мехами, выступавшими в качестве денежной единицы, были уже в обращении и металлические деньги. Ибн-Русте подчеркивает, однако, что у болгар не было своей чеканной монеты (до X века) и они употребляли монеты иностранного происхождения. Это были куфические дирхемы, чеканившиеся в Багдадском халифате с VIII века. Дирхемы и куньи меха вполне удовлетворяли рынки Восточной Европы, в том числе и Волжской Болгарии, до X века.
В X веке в Болгарии появляется своя чеканная монета. Это оказало большое влияние на дальнейшее развитие производства. Первые монеты болгар являлись восточными подражаниями: в Волжской Болгарии в большом употреблении были среднеазиатские монеты.
4. Внешнеполитические связи. Волжская Болгария и Русь
Вслед за установлением торговых связей Волжская Болгария налаживала и политические связи со многими странами и народами.
В начале X века Болгария установила политические связи с огузами, Хорезмом и Багдадским халифатом, а затем с Саманидским государством в Средней Азии. Возникли и укрепились культурные связи с южными и юго-восточными народами, что благотворно влияло на развитие болгарской культуры.
Тесные экономические, культурные и политические взаимоотношения Волжская Болгария имела с Русью. Между ними велась оживленная торговля. В Болгаре существовали фактории русских купцов. Имеются сообщения о заключении между Киевской Русью и Болгарией в 1006 году торгового договора. Незадолго до заключения этого договора, в 986 году, болгары предлагали киевскому князю Владимиру принять ислам, но Владимир отверг это предложение.
Мирные экономические и культурные связи нарушались войнами, что было обычным для того времени. Во второй половине X века киевские князья совершили несколько походов на Волжскую Болгарию. С конца XI века начались военные столкновения Болгарии с Северо-Восточной Русью. Противоречия между ними возникали из-за земель по Оке и ее притокам. Кроме того, в это время широкий размах приобрела добыча пушнины на Севере и торговля с Востоком. А в этой области Болгария чувствовала все возрастающую конкуренцию Северо-Восточной Руси. Столкновение интересов приводило к военным походам с обеих сторон, причем вначале борьба шла с переменным успехом. В борьбе против наступления владимиро-суздальских князей на стороне болгар участвовали зависимые от них марийские, удмуртские и мордовские племена.
Успешное наступление Владимиро-Суздальской Руси на болгар начинается походом 1120 года. В дальнейшем был совершен ряд походов с обеих сторон. В XII веке вследствие частых походов русских войск болгары вынуждены были перенести свою столицу в Биляр, расположенный в восточной части государства, на реке Малый Черемшан. Владимиро-суздальские князья ходили на болгар в 1164, 1186 и 1205 годах.
Тяжелые последствия для Болгарии имел поход русских князей в 1220 году. В результате этого похода полностью был разрушен Ошель — центр племени эсегель, город, к которому тяготели южные районы Чувашского Поволжья. После этого Ошель уже не восстанавливался.
После похода 1220 года болгары трижды посылали своих послов к русским князьям, пока последние в 1224 году не согласились на заключение мира. Перед монголо-татарским нашествием Северо-Восточная Русь и Волжская Болгария установили добрососедские отношения. В 1229 году мир был подтвержден и состоялся обмен пленными.
Войны — одна из форм взаимоотношений между Болгарией и русскими княжествами. Они сменялись длительными периодами мирных отношений. Между Болгарией и русскими княжествами существовали не только оживленные торговые, но и довольно прочные политические связи, закрепляемые браками между русскими князьями и болгарской знатью. Известно, что жена князя Андрея Боголюбского была болгарка.
Связи между русскими княжествами и Болгарией имели своим следствием влияние русской культуры на болгарскую, а последней — на русскую.
5. Материальная и духовная культура
К X веку болгары в основном вели оседлый образ жизни, кочевой быт сохранялся лишь как пережиток. Небольшая часть болгарского населения жила в городах, а преобладающее большинство — в деревнях.
Не только в сельской местности, но и в городах почти все строения были деревянными. Арабский писатель X века ал-Истахри сообщает, что в Болгаре и Суваре у горожан «дома деревянные, служат им на зиму, а на лето они расходятся по войлочным юртам». Мукадесси, писавший в 985 году, отмечает, что строения Болгара из дерева и камыша. В географическом словаре Якута (1178—1229 годы) указывается, что «болгары строят свои дома только из дерева, одно дерево кладут на другое и соединяют их крепкими, тоже деревянными, гвоздями».
Археологические исследования позволили установить, что жилища болгар раннего времени представляли собой хижины из плетня с обмазкой из глины, с применением камыша на кровлю и для настилки пола. Значительное распространение имели деревянные полуземлянки. Наиболее универсальными жилищами являлись срубные деревянные дома. В избе имелись печь, нары, сундуки и другие предметы домашнего обихода. Известны глинобитные прямоугольные печи и цилиндрические печи среднеазиатского типа с купольным перекрытием.
Предметов домашней утвари болгар найдено много. Среди них топоры, ножи, разнообразная медная и глиняная посуда (цилиндрические медные котлы, глиняные кринки, миски, кружки с крышками, кувшины, небольшие глиняные приборы для перца, соли и т. п.). Широко применялась деревянная посуда (миски, ложки и др.).
Письменные источники почти не дают сведений о болгарской одежде. Ибн-Русте ограничивается указанием, что одежда болгар похожа на мусульманскую. Ал-Истахри пишет, что одежда болгар — длинные куртки. По данным Ибн-Фадлана можно заключить, что болгары носили кафтаны, халаты. Ибн-Фадлан же сообщает, что болгарские мужчины носят шапки. По-видимому, были распространены меховые, парчовые и войлочные головные уборы. Простые люди, вероятно, носили войлочные шляпы, похожие на известные шляпы чувашских крестьян XVIII—XIX веков. Интересно отметить, что старинное женское платье дунайских болгар аналогично белому вышитому платью чувашек средней полосы (анат-енчи), старинные женские головные уборы дунайских болгар (луб, убрус, сокай) близки к головным уборам чувашек тухъя, хушпу и сурбан. Это дает основание полагать, что вышитое белое платье и сходные с перечисленными головные уборы носили также волжские болгарки.
Женские украшения были разнообразны: серьги, височные кольца, ожерелья из пронизок, сделанных из янтаря, стекловидной массы, сердолика, глины, хрусталя, кости и т. п., браслеты, кольца, перстни, на груди — бляхи, амулеты и др.
Источники упоминают болгарскую кожаную обувь; были в употреблении и лапти, о чем свидетельствуют находки кочедыков.
Растительную пищу болгары готовили из пшеницы, ржи, ячменя, полбы, проса, потребляли также мясо, молоко, мед, рыбий жир и др. Им были известны медовый напиток суджув, напиток из ячменя, по-видимому, пиво, и березовый сок.
Семейные отношения болгар характеризуются господством моногамии. Среди знати допускалось многоженство, которое поддерживалось и исламом.
Языческие верования болгар и сувазов оставались в основном такими же, какими они были у них на Северном Кавказе в VII веке. С возникновением классов и образованием государства культ верховного бога (Сюльди Тора), возникший еще в эпоху военной демократии, получил полное оформление. Верховный бог окружается малыми богами и слугами. Однако древние языческие боги, олицетворяющие силы природы, сохранялись.
В начале X века болгары приняли ислам, который получил распространение главным образом среди феодальной знати, купцов, ремесленников, горожан вообще, отчасти и в сельской местности. Большинство болгар в X—XIII веках оставалось еще язычниками. В 922 году все сувазы отказались принять ислам.
Болгарский язык, близкий к современному чувашскому, в Болгарии являлся государственным.
Ибн-ан-Надим в «Книге росписи наукам» (987—988 год) сообщает, что древние болгары писали на дереве, употребляя иероглифы. С проникновением ислама в Волжской Болгарии распространилось арабское буквенное письмо.
Болгарская культура обогащалась за счет заимствования некоторых элементов культуры финно-угорских племен. Сами болгары оказывали на местные племена большее влияние. Изысканиями ученых в марийском языке обнаружено более 1200 и в удмуртском — свыше 500 чувашских слов, относящихся к скотоводству, земледелию, средствам передвижения, постройкам, ремеслам, домашней утвари, пище, одежде, торговле, общественному и религиозному быту, названиям родства и т.п. Это свидетельствует о хозяйственных, культурных, и общественно-политических заимствованиях, сделанных марийскими и удмуртскими племенами от болгар в период с VIII по XIII век.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. История Чувашии (с древних времен до конца XX века), В.Д. Данилов,
Б.И. Павлов, Чувашское книжное издательство, Чебоксары, 2003 г.
2. История Чувашской АССР, Том 1, И.Д. Кузнецов, Чувашское книжное издательство, Чебоксары, 1966 г.
3. Родной Край: учебное пособие, В.Ф. Каховский, Чувашское книжное издательство, Чебоксары, 1972 г.