Вопросы территории в международном праве
СОДЕРЖАНИЕ: Понятие и виды территорий в международном праве. Правовой режим государственной территории, статус и виды государственных границ. Демилитаризация и нейтрализация территорий. Правовой режим международных рек. Международный режим Антарктики и Арктики.Вопросы территории в международном праве
СОДЕРЖАНИЕ
1 Понятие и виды территорий в международном праве
2 Правовой режим государственной территории
3 Правовой статус и виды государственных границ
4 Демилитаризация и нейтрализация территорий
5 Правовой режим международных рек
6 Международно-правовой режим Антарктики и Арктики
Список использованных источников
1 Понятие и виды территорий в международном праве
Территория в международном праве – это различные пространства земного шара, включая сушу, недра, водное и воздушное пространство, а также космическое пространство и небесные тела.
Территория в международном праве по правовому режиму классифицируется на три вида:
1) государственная территория,
2) международная территория,
3) территория со смешанным правовым режимом.
Территориальные вопросы являются ключевой проблемой
современных взаимоотношений государств.
Государственной территорией является пространство, находящееся под суверенитетом определенного государства, т. е. принадлежащее ему. Это расположенное в пределах государственных границ сухопутное и водное пространство, воздушное пространство над ними до границы с космосом, недра под сухопутным и водным пространством. К государственной территории приравниваются так называемые «условные» территории.
Международной территорией является пространство, не находящееся под суверенитетом определенного государства, правовой режим которого определяется исключительно нормами международного права. Данное пространство признается открытым для свободного использования любыми государствами, юридическими и физическими лицами в соответствии с нормами международного права. К международной территории относится открытое море, воздушное пространство над ним и исключительной экономической зоной, а также дно морских пространств за пределами национальной юрисдикции, космическое пространство, небесные тела, Антарктика и воздушное пространство над ней.
Территория со смешанным правовым режимом отличается тем, что прибрежные государства в их пределах имеют суверенные права по разведке, разработке и сохранению ресурсов, осуществляют юрисдикцию в отношении морских научных исследований. За другими государствами сохраняется свобода судоходства, полетов, прокладки кабелей, трубопроводов в соответствии с международными нормативными правовыми актами.
Территорией со смешанным правовым режимом являются континентальный шельф и исключительная экономическая зона.
территория граница река международное право
2 Правовой режим государственной территории
Государственной территорией является пространство, находящееся под суверенитетом определенного государства, т. е. пространство, на котором реализуются исключительные и суверенные права государства, его верховенство.
Это расположенное в пределах государственных границ сухопутное и водное пространство, воздушное пространство над ними до границы с космосом, недра под сухопутным и водным пространством.
Сухопутное пространство составляет суша и ее недра в пределах государственных границ, острова, анклавы. Сушей Республики Беларусь является вся сухопутная территория в пределах государства. Пределы сухопутной границы Республики Беларусь определяются, как правило, международными договорами Республики Беларусь с сопредельными государствами. Правовой режим сухопутной части нашей страны регулируется Кодексом Республики Беларусь о земле от 23 июля 2008 г. Недра земли простираются от ее поверхности до центра и включают в себя часть земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии - ниже земной поверхности и дна водоемов, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения. Правовой режим недр в Республике Беларусь регламентируется Кодексом Республики
Беларусь о недрах, другими актами законодательства. Находящиеся под сухопутной и водной территорией недра являются принадлежностью данного государства до технически доступной глубины.
Водное пространство составляют воды рек, озер, заливов, бухт, портов, а также территориальные воды. Например, в соответствии с законодательством внутренними водами Республики Беларусь являются воды рек, озер и иных водных объектов, берега которых полностью принадлежат Республике Беларусь.
Воздушное пространство составляет пространство над сухопутной и водной территорией (в том числе территориальными водами) в пределах государственных границ до космического пространства. Воздушное пространство Республики Беларусь - это часть воздушной сферы, расположенная над территорией Республики Беларусь.
К государственной территории приравниваются так называемые «условные» территории или «квазитерритории». Это морские и воздушные суда, космические корабли, носящие флаг определенного государства, территории дипломатических и консульских представительств иностранных государств, подводные кабели и трубопроводы в открытом море, соединяющие части одного и того же государства.
Государственной территорией являются анклавы и полуанклавы.
Анклав - это территория определенного государства, окруженная со всех сторон территорией другого иди других иностранных государств, т. е. находящаяся внутри иностранного государства или граничащая только с иностранными государствами. У анклава нет территориальных точек соприкосновения с собственным государством. Если имеется выход к открытому морю, то эта территория называется полу анклавом. В качестве примера современных анклавов можно указать испанские анклавы Сеута и Мелилья, расположенные в Марокко, итальянский анклав Кампьоне в Швейцарии. Государство реализует право доступа на территорию своего анклава посредством заключения специальных соглашений.
В науке международного права существует две основные теории на правовую природу государственной территории:
1) объектная теория,
2) теория пространственного предела власти государства.
В соответствии с объектной теорией территория рассматривается как вещь, т. е. объект права собственности.
В соответствии с теорией пространственного предела государственной власти территория рассматривается не как предмет обладания, а как пространственный предел осуществления государственной власти.
Правовой режим государственной территории определяется национальным законодательством, а также нормами международного права по некоторым вопросам.
В пределах своей территории государство осуществляет территориальное верховенство, содержание которого составляют следующие положения:
- власть данного государства является высшей по отношению ко всем физическим и юридическим лицам, находящимся на его территории,
- государство самостоятельно определяет структуру и компетенцию органов законодательной, исполнительной и судебной системы,
- на территории данного государства исключается публичная власть иного государства,
- государство самостоятельно определяет режим использования земли, недр, лесов, вод, других природных ресурсов и объектов, в том числе иностранными государствами.
Конституция Республики Беларусь в ст. 1 определяет, что Республика Беларусь обладает верховенством и полнотой власти на своей территории, самостоятельно осуществляя внутреннюю и внешнюю политику. Республика Беларусь защищает свою независимость и территориальную целостность, конституционный строй, обеспечивает законность и правопорядок. Единственным источником государственной власти и носителем суверенитета в Республике Беларусь является народ. Территория Республики Беларусь признается естественным условием существования и пространственным пределом самоопределения народа, основой его благосостояния и суверенитета Республики Беларусь. При этом провозглашается принцип единства и неотчуждаемости территории Беларуси. Исключительную собственность государства составляют недра, леса, воды. На основании ст. 18 Конституции Республика Беларусь ставит своей целью сделать свою территорию безъядерной зоной, а государство нейтральным.
Понятие территории государства дается и в международных конвенциях. Например, Конвенция о международной гражданской авиации 1944 г. под территорией государства понимает сухопутные территории и прилегающие к ним территориальные воды, находящиеся под суверенитетом, сюзеренитетом, протекторатом или мандатом данного государства, а также признает, что каждое государство обладает полным и исключительным суверенитетом над воздушным пространством над своей территорией.
Государственная территория должна использоваться таким образом, чтобы это использование не наносило ущерба другим государствам. Например, как акт агрессии квалифицируются действия государства по предоставлению своей территории иностранному государству для совершения актов агрессии против третьего государства.
Государственные территории следует отличать от территорий, на которые распространяется национальная юрисдикция, но государственными они не являются. Например, Конституция Российской Федерации в ст. 67 устанавливает, что Российская Федерация обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации в порядке, определяемом федеральным законом и нормами международного права. Республика Беларусь как государство, не имеющее выхода к морю, не обладает такими правами.
Международное право признает следующие способы изменения государственной территории:
1) образование новых независимых государств в результате проведения референдума или плебисцита. Например, в 1969 г. население Западного Ириана проголосовало за воссоединение с Индонезией;
2) возвращение территории в результате восстановления исторических прав на ранее отторгнутые части территорий. Например, Польше были возвращены исконно польские земли к востоку от Одер-Нейсе согласно Потсдамскому соглашению;
3) отторжение территории как санкция за агрессию. Например, раздел Восточной Пруссии между Советским Союзом и Польшей как санкция против Германии после окончания Второй мировой войны.
В международном праве выделяют также аренду, продажу, цессию государственной территории.
Аренда - это временное предоставление права владения и пользования части территории государства иностранному государству на основании заключенного договора, например, для размещения зданий посольств, консульств, резиденций глав дипломатических представительств.
Продажа части территории государства осуществляется на основании международного договора. Например, в 1867 г. Россия продала Аляску США вместе с Алеутскими островами за 7,2 млн долларов.
Цессия - это уступка, дарение, передача части территории одного государства другому государству на основании международного договора. При цессии происходит обмен равноценными участками государственной территории. Например, в 1954 г. Советский Союз и Иран совершили обмен государственными территориями в районе советско-иранской границы.
3 Правовой статус и виды государственных границ
Государственная граница - это линия и проходящая по этой линии вертикальная плоскость, отделяющая территорию одного государства от территории другого государства.
В международном праве в соответствии с тремя средами выделяют следующие виды границ:
1) сухопутная граница,
2) водная граница,
3) воздушная граница.
По соглашению между государствами, как правило, устанавливаются сухопутные и водные границы. Морские границы устанавливает самостоятельно прибрежное государство внутригосударственным актом, принятым в соответствии с нормами и принципами международного права.
Различают также следующие виды государственных границ:
1) орографическая граница - это граница, устанавливаемая с учетом рельефа и особенностей местности (русло реки, горная гряда, холмы, дно ущелья),
2) геометрическая граница - это граница, представляющая собой прямую линию, соединяющая точки местности без учета ее рельефа и особенностей,
3) астрономическая граница - это граница, устанавливаемая по определенному меридиану или параллели географической сетки.
На практике обычно встречаются комбинированные границы, которые в зависимости от участка местности могут устанавливаться орографически, геометрически или астрономически.
Границы между государствами устанавливаются на основании международного договора путем делимитации и демаркации границы.
Делимитация государственной границы - это определение положения и направления государственной границы по соглашению между сопредельными государствами, зафиксированное в международном договоре и графически изображенное на прилагаемых к договору листах топографической карты.
Демаркация государственной границы - это обозначение государственной границы на местности путем установления специальных пограничных знаков, столбов и т. п.
Редемаркация государственной границы - это проверка существующей и ранее демаркированной государственной границы, при необходимости сопровождаемая восстановлением разрушенных или утраченных пограничных знаков.
Государственная граница Республики Беларусь - это линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющие пределы территории Республики Беларусь- суши, вод, недр и воздушного пространства. Правовой режим государственной границы Республики Беларусь определен нормами Закона Республики Беларусь от 21 июля 2008 г. № 419-3 «О государственной границе Республики Беларусь».
При осуществлении государственной пограничной политики Республика Беларусь руководствуется следующими принципами:
- обеспечения национальной безопасности Республики Беларусь и международной безопасности;
- взаимовыгодного всестороннего сотрудничества с иностранными государствами;
- взаимного уважения суверенитета, равенства и территориальной целостности государств;
- мирного разрешения пограничных вопросов и инцидентов;
- уважения прав и свобод человека и гражданина.
Участки государственной границы с сопредельными государствами, не оформленные в международно-правовом отношении, подлежат их договорному закреплению. Например, 21 февраля 1994 года был подписан Договор об установлении государственной границы между Республикой Беларусь и Латвийской Республикой, 6 февраля 1995 года - Договор между Республикой Беларусь и Литовской Республикой о белорусско-литовской государственной границе.
Общая протяженность государственной границы Республики Беларусь составляет более 3,5 тыс. км, из них граница с Польшей -398,6 км, с Литвой - около 650 км, Латвией - около 165 км, с Украиной - около 1037 км, с Россией - около 1239 км.
Государственная граница устанавливается и изменяется международными договорами Республики Беларусь.
Прохождение Государственной границы, если иное не предусмотрено международными договорами Республики Беларусь, устанавливается:
1) на суше - по характерным точкам, линиям рельефа или ясно видимым ориентирам;
2) на судоходных реках - по середине главного фарватера или тальвегу реки; на несудоходных реках, ручьях - по их середине или по середине главного рукава реки; на озерах и иных водных объектах - по равностоящей, серединной, прямой или другой линии, соединяющей выходы Государственной границы к берегам озера или иного водного объекта. Государственная граница, проходящая по реке, ручью, озеру или иному водному объекту, не перемещается как при изменении очертания их берегов или уровня воды, так и при отклонении русла реки, ручья в ту или иную сторону;
3) на водохранилищах гидроузлов и иных искусственных водных объектах - в соответствии с линией Государственной границы, проходившей по местности до их заполнения, как исключение - по прямой, соединяющей выходы Государственной границы;
4) на мостах, плотинах и других сооружениях, проходящих через реки, ручьи, озера и иные водные объекты, - по середине этих сооружений или по технологической оси.
Государственная граница на местности обозначается ясно видимыми пограничными знаками.
Режим Государственной границы включает правила:
– содержания Государственной границы;
– пересечения Государственной границы лицами и транспортными средствами;
– перемещения через Государственную границу грузов, товаров и животных;
– пропуска через Государственную границу лиц, транспортных средств и товаров;
– плавания и пребывания невоенных и военных плавсредств в части вод пограничных рек, озер и иных водных объектов, принадлежащих Республике Беларусь, захода иностранных плавсредств в порты Республики Беларусь и пребывания в них;
–ведения на Государственной границе либо вблизи нее на территории Республики Беларусь хозяйственной и иной деятельности;
– разрешения инцидентов, связанных с нарушением режима Государственной границы.
Пропуск через Государственную границу физических лиц, транспортных средств и товаров производится в установленных пунктах пропуска и заключается в признании законности пересечения Государственной границы физическими лицами и транспортными средствами, прибывшими на территорию Республики Беларусь или убывающими за пределы Республики Беларусь, а также перемещения через Государственную границу товаров.
Пропуск через Государственную границу физических лиц, транспортных средств и товаров включает в себя осуществление пограничного и таможенного контроля (в пунктах упрощенного пропуска – пограничного контроля), а при необходимости – санитарно-карантинного, ветеринарного, фито-санитарного, автомобильного и иных видов контроля.
При посадке воздушных судов, совершающих рейсы в третьи государства, пограничный, таможенный и иные виды контроля в международных аэропортах Республики Беларусь могут не проводиться.
Основанием для пропуска через Государственную границу физических лиц, транспортных средств и товаров является наличие предусмотренных международными договорами и иными актами законодательства Республики Беларусь действительных документов для въезда в Республику Беларусь и (или) выезда из Республики Беларусь.
Международным договором Республики Беларусь с сопредельным государством может быть установлен упрощенный порядок пропуска через Государственную границу граждан Республики Беларусь и граждан сопредельного государства.
4 Демилитаризация и нейтрализация территорий
Демилитаризация территории – это международно-правовой режим, в соответствии с которым на определенной территории ограничиваются или не допускаются проведение военной деятельности и военных мероприятий.
Демилитаризация может полной или частичной.
При полной демилитаризации государство обязано вывести все войска с данной территории и ликвидировать все военные сооружения. Режим полной демилитаризации территории, в частности, включает:
- уничтожение старых и запрещение строительства новых военных укреплений, сооружений, объектов,
- запрет производить набор в армию,
- запрет на содержание в данной зоне армии, вооруженных сил, кроме небольших групп полицейских для поддержания исключительно внутреннего порядка,
- запрет на полеты военных самолетов,
- запрет военного Обучения населения.
При частичной или ограниченной демилитаризации государство обязуется не осуществлять отдельные виды вышеуказанных действий. Режим частичной демилитаризации может включать:
- ликвидацию отдельных видов военных объектов, сооружений,
- запрет на строительство новых военных объектов, сооружений,
- ограниченность контингента вооруженных сил на данной территории,
- ограниченность нахождения определенных видов вооружений на данной территории.
Конкретный режим демилитаризованной территории определяется в соответствующем соглашении, которое, в принципе, может содержать только запрет на использование определенной территории в военных целях. Такое указание в международном праве признается как установление режима полной демилитаризации.
Демилитаризацию необходимо отличать от разоружения. Режим демилитаризации применяется к определенной территории, режим разоружения - к определенному государству как субъекту международного права.
Нейтрализация - это международно-правовой режим, установленный в отношении определенной территории, означающий запрет на ведение военных действий или использование данной территории в качестве театра военных действий, в том числе запрещение производства военного строительства. Установление режима нейтрализации определенной территории не означает нейтралитета государства, на территории которого выделена данная зона. Государство вправе принимать участие в военных действиях, за исключением нейтрализованной части. На нейтрализованной территории допускается содержание ограниченного военного контингента для осуществления права на самооборону.
Демилитаризация и нейтрализация очень часто дополняют друг друга. Например, Суэцкий канал является демилитаризованным (в пределах трех морских миль от берегов канала запрещено возводить укрепления, могущие помешать свободе судоходства, в том числе военные) и нейтрализованным (изъят из театра военных действий). Аналогичный режим имеет архипелаг Шпицберген.
В качестве сравнительно новых институтов демилитаризации и нейтрализации международное право выделяет:
1) создание безъядерных зон – это частично демилитаризованная и частично нейтрализованная территория, на которой запрещено размещение самого ядерного оружия и сопутствующих установок, сооружений, механизмов для обслуживания. Данная зона исключается из сферы применения ядерного оружия при возникновении военных конфликтов. Такими зонами являются Латинская Америка (Договор Тлателолко 1967 г.), южная часть Тихого океана (Договор Раротонга 1985 г.);
2) демилитаризация и нейтрализация дна морей и океанов;
3) демилитаризация и нейтрализация космического пространства (в том числе Луны и других космических тел).
Республика Беларусь поставила целью сделать свою территорию безъядерной зоной (ст. 18 Конституции).
5 Правовой режим международных рек
Международная река – это река, протекающая по территории нескольких государств, используемая, как правило, для международного судоходства, правовой режим использования которой установлен в соответствующем международном договоре.
Международные реки подразделяют на открытые для международного судоходства (пересекают территорию нескольких государств) и пограничные реки (разделяют территорию нескольких государств). Данная классификация имеет определенный условный характер, поскольку режим международного судоходства может быть установлен и на пограничной реке.
В международном праве можно выделить следующие основные принципы использования международных рек:
1) вопросы навигации на международной реке решаются по взаимному согласию государств, территории которых эта река пересекает,
2) прибрежное государство обязано использовать воды международной реки таким образом, чтобы это использование не наносило ущерба правам и интересам других прибрежных государств,
3) прибрежное государство в своей части реки обязано выполнять соответствующие работы в целях обеспечения навигации,
4) прибрежное государство не вправе изменять русло и течение реки, если это может создать неудобства другим государствам, .
5) международная река, как правило, открыта для свободного торгового судоходства неприбрежных государств.
В настоящее время режим использования международных рек определяется в соответствующих международных соглашениях прибрежных государств. В этих соглашениях предусматривается режим свободы судоходства прибрежных государств, иногда и любых иных государств. Для выполнения такого рода соглашений создаются специальные речные комиссии.
Например, правовой режим Дуная как международной реки установлен в Конвенции о режиме судоходства на Дунае 1948 г., участниками которой в настоящее время являются Россия, Украина, Болгария, Венгрия, Румыния, Чехия, Словакия, Югославия, Австрия.
Согласно положениям конвенции навигация на Дунае должна быть свободной и открытой для граждан, торговых судов и товаров всех государств на основе равенства в отношении портовых и навигационных сборов и условий торгового судоходства. Плавание по Дунаю военных кораблей всех непридунайских стран воспрещается. Плавание по Дунаю военных кораблей придунайских стран за пределами страны, флаг которой несет корабль, может осуществляться только по договоренности между заинтересованными придунайскими государствами.
Свобода судоходства по Рейну была установлена Парижским мирным договором 1814 г.
В 1963 г. между африканскими странами было подписано Соглашение о сотрудничестве в совместном использовании реки Нигер. Соглашения аналогичного характера подписаны в отношении многих международных рек.
28 февраля 2008 г. Президент Республики Беларусь подписал Указ № 133 «О присоединении Республики Беларусь к Европейскому соглашению о важнейших внутренних водных путях международного значения».
Документ предусматривает присоединение Беларуси к Европейскому соглашению о важнейших внутренних водных путях международного значения, принятому в Женеве 19 января 1996 года и определяющему перечни внутренних водных путей, портов внутреннего плавания международного значения, развитие и строительство которых будет осуществлено сторонами в рамках соответствующих национальных программ.
Согласно Указу, Министерство транспорта и коммуникаций определено органом, ответственным за выполнение принятых Республикой Беларусь по этому международному договору обязательств.
6 Международно-правовой режим Антарктики и Арктики
Правовой режим территории Антарктики определяется в Договоре об Антарктике 1959 г. Это пространство с особым международно-правовым режимом, поскольку данная территория не находится под суверенитетом какого-либо государства.
Договор применяется к району южнее 60 параллели южной широты, включая все шельфовые ледники. Однако территориальные претензии не отрицаются полностью, по Договору они «замораживаются». Интерес представляет статья IV, которая регламентирует данную проблему следующим образом:
«1. Ничто содержащееся в настоящем Договоре не должно толковаться как:
a) отказ любой из Договаривающихся Сторон от ранее заявленных прав или претензий на территориальный суверенитет в Антарктике;
b) отказ любой из Договаривающихся Сторон от любой основы для претензии на территориальный суверенитет в Антарктике или сокращение этой основы, которую она может иметь в результате ее деятельности или деятельности ее граждан в Антарктике или по другим причинам;
c) наносящее ущерб позиции любой из Договаривающихся Сторон в отношении признания или непризнания ею права или претензии или основы для претензии любого другого государства на территориальный суверенитет в Антарктике.
2. Никакие действия или деятельность, имеющие место, пока настоящий Договор находится в силе, не образуют основы для заявления, поддержания или отрицания какой-либо претензии на территориальный суверенитет в Антарктике и не создают никаких прав суверенитета в Антарктике. Никакая новая претензия или расширение существующей претензии на территориальный суверенитет в Антарктике не заявляются, пока настоящий Договор находится в силе».
Республика Беларусь присоединилась к данному договору Законом Республики Беларусь от 19 июля 2006 г. № 157-3 «О присоединении Республики Беларусь к договору об Антарктике». Участники договора объявили, что Антарктика используется только в мирных целях. Запрещаются, в частности, любые мероприятия военного характера, такие, как создание военных баз и укреплений, проведение военных маневров, а также испытания любых видов оружия.
Однако договор допускает использование военного персонала или оснащения для научных исследований или для любых других мирных целей в Антарктике. Договор закрепил принцип свободы научных исследований в Антарктике и сотрудничества в этих целях. Принцип международного сотрудничества означает, что:
1) производится обмен информацией относительно планов научных работ в Антарктике с тем, чтобы обеспечить максимальную экономию средств и эффективность работ;
2) производится обмен научным персоналом в Антарктике между экспедициями и станциями;
3) производится обмен данными и результатами научных наблюдений в Антарктике и обеспечивается свободный доступ к ним.
Любые ядерные взрывы в Антарктике и удаление в этом районе радиоактивных материалов запрещено.
Для обеспечения соблюдения Договора может проводиться инспектирование специально назначенными наблюдателями, которые имеют полную свободу доступа в любое время в любой или все районы Антарктики.
Все районы Антарктики, включая все станции, установки и оборудование в этих районах, а также все морские и воздушные суда в пунктах разгрузки и погрузки груза или персонала в Антарктике всегда открыты для инспекции любыми наблюдателями.
Наблюдение с воздуха может производиться в любое время над любым или всеми районами Антарктики каждой стороной Договора, имеющей право назначать наблюдателей.
Правовой режим использования и охраны живых и минеральных ресурсов Антарктики определяется:
- Конвенцией о сохранении живых ресурсов Антарктики 1980 г.,
- Конвенцией о сохранении тюленей в Антарктике 1972 г.,
- Конвенцией по регулированию освоения минеральных ресурсов Антарктики 1988 г.
Правовой статус Арктики формировался на протяжении долгого исторического периода. Примерно к 30-м годам XX века сложилась обычная норма международного права деления полярных пространств на секторы исходя из принципа тяготения к побережьям прибрежных государств (в настоящее время это Канада, Норвегия, Дания, Россия, США). На все известные к настоящему времени сухопутные образования в Арктике установлен суверенитет того или иного прибрежного государства.
Отличительной чертой внутренних морских вод приарктических стран является установление ими в отношении ряда регионов статуса исторических вод конкретного государства. Например, Белое море включено в состав России как исторические воды.
Правовой режим иных морских пространств Арктики определяется в соответствии с нормами международного морского права. Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. дает право приарктическим государствам принимать меры для охраны природной среды в своих секторах.
Список использованных источников
1. Конституция Республики Беларусь 1994 г. (с изменениями и дополнениями на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.) – Мн.: Амалфея, 2005. – 48 с.
2. Международное право: учеб. Для вузов по специальности и направлению «Юриспруденция» / Н.Г. Беляев – 2-е изд., изм. и доп. – Млсква: Норма: Изд. Дом «Инфра-М», 2002. – 577 с.
3. Лукашук И.И. Международное право. Особенная часть: учеб. для юрид. фак. и вузов / Лукашук И.И. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва: БЕК, 2001. – 419 с.
4. Васильева Л.А. Международное публичное право: курс интенсивной подготовки / Л.А. Васильева, О.А. Бакиновская. – Минск: ТетраСистем, 2009. – 256 с.