Воспитания и формирование патриотизма и духовно-нравственных качеств студента при изучении курса
СОДЕРЖАНИЕ: ВОСПИТАНИЕ И ФОРМИРОВАНИЕ ПАТРИОТИЗМА И ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ СТУДЕНТА ПРИ ИЗУЧЕНИИ КУРСА «ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА» Стойчевски Д. Д. Научный руководитель —Горбач В. В.ВОСПИТАНИЕ И ФОРМИРОВАНИЕ ПАТРИОТИЗМА
И ДУХОВНО -НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ СТУДЕНТА
ПРИ ИЗУЧЕНИИ КУРСА
« ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА »
Стойчевски Д . Д.
Научный руководитель —Горбач В . В.
Барановичский государственный университет,
г. Барановичи, Республика Беларусь
Гражданско-патриотическое воспитание является неотъемлемой частью
идеологии белорусского государства. Формирование гражданственности,
патриотизма составляет нравственный фундамент государственной сис-
темы. Воспитание детей и молодежи должно основываться на истории,
культуре, традициях, обычаях определенного этноса.
В последние годы ситуация, сложившаяся в мире, свидетельствует о том,
что вопрос о ценностях человеческого существования является весьма
значимым. Социокультурная ситуация в современном мире такова, что
в последнее время очень быстро меняются общественные идеалы и ценности.
Это ведет к исчезновению многих национальных традиций, разобщению
поколений, социальной нестабильности. Наблюдается падение значимо-
сти нравственных ценностей. Идет постепенная, но очень быстрая транс-
формация ценностных ориентиров общества. Люди в смысл жизни вкла-
дывают только материальную составляющую. Они забывают, что человеку
необходимо духовное развитие. Молодежь не принимает ценности прошлых
поколений, хотя и сама не понимает, что является «ценностью». Под
«ценностями»молодежь понимает «шопинг», «дорогое авто»и т. п.
В наше время молодые люди часто руководствуются своими эгоисти-
ческим «принципами». Все эти факторы свидетельствуют о необходимо-
сти осмысления новых духовно-нравственных ценностей. Таким образом,
воспитание, ориентированное на формирование духовно-нравственных
28
ценностей студентов, является одной из приоритетных задач современной
системы воспитания. Современное образование ориентировано лишь на
передачу максимального объема знаний, но исключает изучение духовно-
нравственной сущности человека. Поэтому важно пробудить в каждом
студенте его духовность, волю к самопознанию и самосовершенствова-
нию, саморазвитию. Главной целью воспитания является формирование
общей и профессиональной культуры студентов. Поэтому необходима
целостная и, в то же время, гибкая система обучения и воспитания сту-
дентов, которая ориентируется на активизацию и саморазвитие духовно-
нравственной культуры молодых людей. Выход видится в повышении
уровня гуманизации образования, в вооружении студента методами, по-
зволяющими обращаться к высшим ценностям и ориентироваться на них
в деятельности. Причем недостаточно увеличить количество часов для
гуманитарных дисциплин в вузе или совершенствовать их преподавание.
Известно, что ни наука, ни искусство, ни религия сами по себе не гаран-
тируют высокого уровня развития духовности у людей. Необходимо соз-
дать такую систему подготовки, которая бы всякое профессиональное
образование вписывала в контекст культуры.
Затрагивая духовно-нравственные ценности, не забывать о таком
понятии, как патриотизм. Каждый человек под патриотизмом и патриотом
понимает что-то свое, поэтому, прислушаемся к мнению различных авторов
и дадим свое определение патриотизму. В толковом словаре С. И. Ожегова
патриотизм рассматривается как преданность и любовь к своему отечеству,
к своему народу [3, с. 52]. Развернутое определение есть в педагогическом
энциклопедическом словаре: «Патриотизм — любовь к отечеству, к род-
ной земле, к своей культурной среде. С этими естественными основания-
ми патриотизма, как природного чувства, соединяется его нравственное
значение, как обязанности и добродетели. Ясное осознание своих обязан-
ностей по отношению к Отечеству и верное их исполнение образуют доб-
родетель патриотизма…» [1, с. 46]. В толковом словаре В. И. Даля слово
патриот трактуется как любитель отечества, ревнитель о благе его,
отчизнолюб»и, следовательно: патриотизм (от греч. patris — родина, оте-
чество) — любовь к Родине, к Земле, где человек родился и вырос, гор-
дость за исторические свершения народа, готовность подчинять личные
интересы общим интересам страны, верно служить ей и защищать ее [2, с. 24].
Впервые понятия «патриот»и «патриотизм»стали употребляться
в период Великой Французской революции 1789—1793 годов. Патриотами
тогда называли себя борцы за великое дело, защитники и освободители
республики, в противовес изменникам и предателям родины — роялистам.
Патриотизм предполагает гордость достижениями и культурой своей
Родины, желание сохранять её характер и культурные особенности
и идентификация себя с другими членами народа, готовность подчинить
29
свои интересы интересам страны, стремление защищать интересы Родины
и своего народа. Исторический источник патриотизма — веками и тыся-
челетиями закреплённое существование обособленных государств, фор-
мировавший привязанность к родной земле, языку, традициям. В условиях
образования наций и образования национальных государств патриотизм
становится составной частью общественного сознания, отражающего обще-
национальные моменты в его развитии [5].
Современные христианские авторы о патриотизме высказывали раз-
ные точки зрения. По мнению патриарха Алексия II: «Патриотизм, несо-
мненно, актуален. Это чувство, которое делает народ и каждого человека
ответственным за жизнь страны. Без патриотизма нет такой ответственности.
Если я не думаю о своём народе, то у меня нет дома, нет корней. Потому
что дом — это не только комфорт, это ещё и ответственность за порядок
в нем, это ответственность за детей, которые живут в этом доме. Человек
без патриотизма, по сути, не имеет своей страны. А «человек мира»—
то же самое, что бездомный человек. Мне кажется, что чувство любви
к собственному народу столь же естественно для человека, как и чувство
любви к Богу. Его можно исказить. И человечество на протяжении своей
истории не раз искажало чувство, вложенное Богом. Но оно есть».
Вспомним евангельскую притчу о блудном сыне. Юноша ушёл из дома,
а потом вернулся, и отец его простил, принял с любовью. Обычно в этой
притче обращают внимание на то, как поступил отец, принявший блуд-
ного сына. Но нельзя забывать и о том, что сын, поскитавшись по миру,
вернулся в свой дом, потому что для человека невозможно жить без своих
устоев и корней.
Здесь наблюдается важный аспект. Чувство патриотизма ни в коем
случае нельзя смешивать с чувством враждебности к другим народам.
Патриотизм в этом смысле созвучен Православию. Одна из самых главных
заповедей христианства: не делай другому то, что ты не хочешь, чтобы
делали тебе. Или как это звучит в православном вероучении словами
Серафима Саровского: «спасись сам, стяжи мирен дух, и тысячи вокруг
тебя спасутся». То же касается и патриотизма. Не разрушай у других,
а созидай у себя. Тогда и другие будут относиться к тебе с уважением. Мы
считаем, что сегодня у нас в этом заключается основная задача патриотов:
созидание собственной страны.» [4].
Сегодня общество особенно волнует проблема воспитания молодежи
в духе патриотизм, и наличие данной проблемы привело к интенсивному
поиску пути ее решения. Свидетельство тому, является то, что государ-
ство уделяет серьезное внимание формированию патриотизма у всех кате-
горий молодежи и граждан. Почти каждый год принимаются норматив-
ные правовые акты, способствующие развитию патриотизма.
30
Во многих учебных заведениях сложилась действенная система вос-
питания патриотов, законопослушных граждан своей страны, сохранились
шефские связи с воинскими частями, проводятся уроки мужества, встречи
с ветеранами. В ряде школ функционируют классы, кружки, секции обо-
ронно-спортивной направленности.
Все это проводится для воспитания у студента на примере отечест-
венной истории чувства терпимости к различным проявлениям шовинизма,
национализма, расовой нетерпимости. Реализация целей и задач патрио-
тического воспитания молодежи способствует улучшению качественных
характеристик подрастающего поколения. Патриотизм — альтернатива
бездуховности, жестокости, культу насилия. Высокая духовность и граж-
данские позиции, патриотические чувства молодежи отразятся и на обще-
стве в целом, будут в огромной мере способствовать решению общена-
циональных задач.
Основное значение курса ВОВ это не просто формирование патрио-
тизма у молодежи, а извлечение уроков истории и не допущение ошибок,
которые могли бы привести к человеческим жертвам. Для себя я извлек
урок. В войне нет ни победивших ни проигравших, а есть живые и мертвые…
Список использованных источников
1. Педагогический энциклопедический словарь // гл. ред. Б.М. Бим-Бад. М. 2002.
2. Даль , В. И. Толковый словарь живого великорусского языка : в 4 т. / В. И. Даль. — М. :
[б. и.], 1978. — Т. 3. — С. 24.
3. Ожегов , С. И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведов. — М. :
[б. и.], 1995.
4. Алексий II . Интервью газете «Труд».— 2005. — 3 нояб.
5. Национальный интернет-портал Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Нац.
центр правовой информ. Респ. Беларусь. Минск : [б. и.], 2011. — Режим доступа :
http://ru.wikipedia.org/wiki/Патриотизм.__