Воспитания и формирование патриотизма и духовно-нравственных качеств студента при изучении курса

СОДЕРЖАНИЕ: ВОСПИТАНИЕ И ФОРМИРОВАНИЕ ПАТРИОТИЗМА И ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ СТУДЕНТА ПРИ ИЗУЧЕНИИ КУРСА «ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА» Стойчевски Д. Д. Научный руководитель —Горбач В. В.

ВОСПИТАНИЕ И ФОРМИРОВАНИЕ ПАТРИОТИЗМА

И ДУХОВНО -НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ СТУДЕНТА

ПРИ ИЗУЧЕНИИ КУРСА

« ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА »

Стойчевски Д . Д.

Научный руководитель —Горбач В . В.

Барановичский государственный университет,

г. Барановичи, Республика Беларусь

Гражданско-патриотическое воспитание является неотъемлемой частью

идеологии белорусского государства. Формирование гражданственности,

патриотизма составляет нравственный фундамент государственной сис-

темы. Воспитание детей и молодежи должно основываться на истории,

культуре, традициях, обычаях определенного этноса.

В последние годы ситуация, сложившаяся в мире, свидетельствует о том,

что вопрос о ценностях человеческого существования является весьма

значимым. Социокультурная ситуация в современном мире такова, что

в последнее время очень быстро меняются общественные идеалы и ценности.

Это ведет к исчезновению многих национальных традиций, разобщению

поколений, социальной нестабильности. Наблюдается падение значимо-

сти нравственных ценностей. Идет постепенная, но очень быстрая транс-

формация ценностных ориентиров общества. Люди в смысл жизни вкла-

дывают только материальную составляющую. Они забывают, что человеку

необходимо духовное развитие. Молодежь не принимает ценности прошлых

поколений, хотя и сама не понимает, что является «ценностью». Под

«ценностями»молодежь понимает «шопинг», «дорогое авто»и т. п.

В наше время молодые люди часто руководствуются своими эгоисти-

ческим «принципами». Все эти факторы свидетельствуют о необходимо-

сти осмысления новых духовно-нравственных ценностей. Таким образом,

воспитание, ориентированное на формирование духовно-нравственных

28

ценностей студентов, является одной из приоритетных задач современной

системы воспитания. Современное образование ориентировано лишь на

передачу максимального объема знаний, но исключает изучение духовно-

нравственной сущности человека. Поэтому важно пробудить в каждом

студенте его духовность, волю к самопознанию и самосовершенствова-

нию, саморазвитию. Главной целью воспитания является формирование

общей и профессиональной культуры студентов. Поэтому необходима

целостная и, в то же время, гибкая система обучения и воспитания сту-

дентов, которая ориентируется на активизацию и саморазвитие духовно-

нравственной культуры молодых людей. Выход видится в повышении

уровня гуманизации образования, в вооружении студента методами, по-

зволяющими обращаться к высшим ценностям и ориентироваться на них

в деятельности. Причем недостаточно увеличить количество часов для

гуманитарных дисциплин в вузе или совершенствовать их преподавание.

Известно, что ни наука, ни искусство, ни религия сами по себе не гаран-

тируют высокого уровня развития духовности у людей. Необходимо соз-

дать такую систему подготовки, которая бы всякое профессиональное

образование вписывала в контекст культуры.

Затрагивая духовно-нравственные ценности, не забывать о таком

понятии, как патриотизм. Каждый человек под патриотизмом и патриотом

понимает что-то свое, поэтому, прислушаемся к мнению различных авторов

и дадим свое определение патриотизму. В толковом словаре С. И. Ожегова

патриотизм рассматривается как преданность и любовь к своему отечеству,

к своему народу [3, с. 52]. Развернутое определение есть в педагогическом

энциклопедическом словаре: «Патриотизм — любовь к отечеству, к род-

ной земле, к своей культурной среде. С этими естественными основания-

ми патриотизма, как природного чувства, соединяется его нравственное

значение, как обязанности и добродетели. Ясное осознание своих обязан-

ностей по отношению к Отечеству и верное их исполнение образуют доб-

родетель патриотизма…» [1, с. 46]. В толковом словаре В. И. Даля слово

патриот трактуется как любитель отечества, ревнитель о благе его,

отчизнолюб»и, следовательно: патриотизм (от греч. patris — родина, оте-

чество) — любовь к Родине, к Земле, где человек родился и вырос, гор-

дость за исторические свершения народа, готовность подчинять личные

интересы общим интересам страны, верно служить ей и защищать ее [2, с. 24].

Впервые понятия «патриот»и «патриотизм»стали употребляться

в период Великой Французской революции 1789—1793 годов. Патриотами

тогда называли себя борцы за великое дело, защитники и освободители

республики, в противовес изменникам и предателям родины — роялистам.

Патриотизм предполагает гордость достижениями и культурой своей

Родины, желание сохранять её характер и культурные особенности

и идентификация себя с другими членами народа, готовность подчинить

29

свои интересы интересам страны, стремление защищать интересы Родины

и своего народа. Исторический источник патриотизма — веками и тыся-

челетиями закреплённое существование обособленных государств, фор-

мировавший привязанность к родной земле, языку, традициям. В условиях

образования наций и образования национальных государств патриотизм

становится составной частью общественного сознания, отражающего обще-

национальные моменты в его развитии [5].

Современные христианские авторы о патриотизме высказывали раз-

ные точки зрения. По мнению патриарха Алексия II: «Патриотизм, несо-

мненно, актуален. Это чувство, которое делает народ и каждого человека

ответственным за жизнь страны. Без патриотизма нет такой ответственности.

Если я не думаю о своём народе, то у меня нет дома, нет корней. Потому

что дом — это не только комфорт, это ещё и ответственность за порядок

в нем, это ответственность за детей, которые живут в этом доме. Человек

без патриотизма, по сути, не имеет своей страны. А «человек мира»—

то же самое, что бездомный человек. Мне кажется, что чувство любви

к собственному народу столь же естественно для человека, как и чувство

любви к Богу. Его можно исказить. И человечество на протяжении своей

истории не раз искажало чувство, вложенное Богом. Но оно есть».

Вспомним евангельскую притчу о блудном сыне. Юноша ушёл из дома,

а потом вернулся, и отец его простил, принял с любовью. Обычно в этой

притче обращают внимание на то, как поступил отец, принявший блуд-

ного сына. Но нельзя забывать и о том, что сын, поскитавшись по миру,

вернулся в свой дом, потому что для человека невозможно жить без своих

устоев и корней.

Здесь наблюдается важный аспект. Чувство патриотизма ни в коем

случае нельзя смешивать с чувством враждебности к другим народам.

Патриотизм в этом смысле созвучен Православию. Одна из самых главных

заповедей христианства: не делай другому то, что ты не хочешь, чтобы

делали тебе. Или как это звучит в православном вероучении словами

Серафима Саровского: «спасись сам, стяжи мирен дух, и тысячи вокруг

тебя спасутся». То же касается и патриотизма. Не разрушай у других,

а созидай у себя. Тогда и другие будут относиться к тебе с уважением. Мы

считаем, что сегодня у нас в этом заключается основная задача патриотов:

созидание собственной страны.» [4].

Сегодня общество особенно волнует проблема воспитания молодежи

в духе патриотизм, и наличие данной проблемы привело к интенсивному

поиску пути ее решения. Свидетельство тому, является то, что государ-

ство уделяет серьезное внимание формированию патриотизма у всех кате-

горий молодежи и граждан. Почти каждый год принимаются норматив-

ные правовые акты, способствующие развитию патриотизма.

30

Во многих учебных заведениях сложилась действенная система вос-

питания патриотов, законопослушных граждан своей страны, сохранились

шефские связи с воинскими частями, проводятся уроки мужества, встречи

с ветеранами. В ряде школ функционируют классы, кружки, секции обо-

ронно-спортивной направленности.

Все это проводится для воспитания у студента на примере отечест-

венной истории чувства терпимости к различным проявлениям шовинизма,

национализма, расовой нетерпимости. Реализация целей и задач патрио-

тического воспитания молодежи способствует улучшению качественных

характеристик подрастающего поколения. Патриотизм — альтернатива

бездуховности, жестокости, культу насилия. Высокая духовность и граж-

данские позиции, патриотические чувства молодежи отразятся и на обще-

стве в целом, будут в огромной мере способствовать решению общена-

циональных задач.

Основное значение курса ВОВ это не просто формирование патрио-

тизма у молодежи, а извлечение уроков истории и не допущение ошибок,

которые могли бы привести к человеческим жертвам. Для себя я извлек

урок. В войне нет ни победивших ни проигравших, а есть живые и мертвые…

Список использованных источников

1. Педагогический энциклопедический словарь // гл. ред. Б.М. Бим-Бад. М. 2002.

2. Даль , В. И. Толковый словарь живого великорусского языка : в 4 т. / В. И. Даль. — М. :

[б. и.], 1978. — Т. 3. — С. 24.

3. Ожегов , С. И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведов. — М. :

[б. и.], 1995.

4. Алексий II . Интервью газете «Труд».— 2005. — 3 нояб.

5. Национальный интернет-портал Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Нац.

центр правовой информ. Респ. Беларусь. Минск : [б. и.], 2011. — Режим доступа :

http://ru.wikipedia.org/wiki/Патриотизм.__

Скачать архив с текстом документа