Воспитательная работа в начальных классах средней общеобразовательной школы
СОДЕРЖАНИЕ: Учитель в начальной школе становится не просто значимым взрослым, а «центром вселенной» школьного пространства. И большая удача для детей, если стилем общения между ними и педагогом будет демократический стиль.Воспитательная работа в начальных классах средней общеобразовательной школы
Комарова Елена Николаевна, научный сотрудник лаборатории теории и методов воспитания ГосНИИ семьи и воспитания
Духовно-нравственное становление детей и молодежи, подготовка их к самостоятельной жизни есть важнейшая составляющая развития общества и государства. Выражением государственной политики в области воспитания стали принципы гуманистического характера воспитания, сформулированные в Законе РФ (1996) «Об образовании», в которых определены конкретные цели и задачи воспитания, направленные на создание благоприятных условий для взаимодействия учащихся, семьи и педагогических коллективов образовательных учреждений.
Воспитание детей и молодежи российского общества реализуется в современных условиях экономического и политического реформирования которое вызвало социальное расслоение общества, снижение жизненного уровня большинства населения и другие негативные последствия, дезорганизацию жизни семей, разрушение сложившихся нравственно-этических норм и традиций семейного уклада, усиление конфликтности между родителями и детьми, рост социального сиротства, беспризорности. Современное развитие средств массовой информации и коммуникации резко расширили и преобразили информационное поле, в котором происходит воспитательный процесс. В результате этого на детей обрушился поток низкопробной продукции, пропагандирующий насилие, вседозволенность, бескультурье и аморальность. Детские фильмы насыщены стрельбой, дракой, убийствами и жестокостью. Да и каждый выпуск новостей не обходится без сводки убийств, терактов и прочих катастроф. Это негативно сказывается на неокрепшей психике детей.
Родители, занятые работой, в погоне за высокой зарплатой порой забывают о своих детях. Их больше интересуют мировые проблемы, нежели события, происходящие рядом с ними. Вместо бесед с детьми, они предпочитают просмотр детективных сериалов, фильмов, пропагандирующих насилие и различные развлекательные шоу-программы. Учащиеся предоставлены сами себе и их воспитание проходит вне дома. Раньше, когда существовали Дворцы пионеров, спортивные и творческие секции и кружки, школьники могли выбрать себе занятие по душе. После развала детских и юношеских организаций, которые были частью единой системы воспитания, социально-педагогический потенциал молодежных и детских объединений не востребован в полном объеме. А это один из важнейших факторов социализации ребенка, инструмент, позволяющий решать сложнейшие педагогические задачи. Конечно, существуют сейчас платные кружки, секции и бассейны, но не все родители могут позволить себе оплачивать эти занятия. И детям приходится самим искать себе развлечения.
Улица – не самый лучший наставник, но выбирать не приходится, здесь правила игры подсказывает сама жизнь, заставляя действовать по волчьим законам, т.к. выживает – сильнейший. Поэтому на улицах много попрошаек, бродяг, малолетних преступников. Семилетний мальчик Дима Богатырев, спасаясь от произвола своих родителей, в поисках пропитания и ночлега обитает на площади трех вокзалов в Москве. И таких детей тысячи, бездомных сирот при живых родителях. О проблемах таких детей написано много научных публикаций, газетных и журнальных статей, а делается для исправления этой ситуации очень мало, хотя проблеме безнадзорности несовершеннолетних в последнее время уделяется особое внимание. Жизнь ребенка на улице негативно воздействует на формирование его личности, разрушает здоровье, вовлекает в противоправную деятельность.
В 2000 г . органами внутренних дел объявлялся местный или федеральный розыск в отношении более 39 тыс. детей и подростков, что на 8,65% больше, чем в 1999 г .
Сегодня в нашей стране живет 700 тысяч детей-сирот. А если прибавить сюда уличных беспризорников – детей, оставшихся без попечения живых, но не лишенных прав родителях, то общее число составит около четырех миллионов человек. Ежегодно эта армия увеличивается на 100 тысяч сирот при миллионе рождающихся детей. Это очень страшная статистика. Следовательно, в жизнь вступает поколение, где каждый десятый растет вне семьи, тогда как нормальный, полноценный человек за редким исключением может сформироваться только в семье. И задача государства создать для развития детей самые благоприятные условия.
13 марта 2002 г. было принято постановление Правительства Российской Федерации № 154 «О дополнительных мерах по усилению профилактики беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних на 2002 г.». Распоряжением Правительства от 21 августа 2001 г. утвержден План действий по улучшению положения детей в РФ на 2001-2002 годы. Начат новый цикл реализации федеральных целевых программ по улучшению положения детей, бюджетное финансирование которых значительно увеличено. В дальнейшем деятельность в интересах детей будет строиться в соответствии с Основными направлениями государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации до 2010 года.
Нас часто волнует вопрос: «Почему наши дети стали озлобленными, ничем не интересуются, перестали мечтать». А ответ очень простой. Детей нужно воспитывать. Им нужно простое человеческое общение. Сейчас основная забота молодых родителей - чтобы их ребенок был сыт и одет, а воспитывать и обучать должны в детском саду и в школе.
Школа старается многое сделать для детей, но нужна и помощь родителей. Учителя просто не успевают сеять «разумное, доброе, вечное». Они практически все свое время тратят на то, чтобы уменьшить то влияние, которое оказывает на детей улица. И все же только образовательное учреждение было и остается основным социальным институтом, обеспечивающим воспитательный процесс.
Содержание и методы воспитательного процесса в младших классах современной средней общеобразовательной школы вытекают из стоящей перед ней задачей: максимально развивая способности детей, учитывая их интересы, обеспечить формирование и гармоничное развитие личности ребенка, личности творчески активной и общественно востребованной, имеющей внутреннюю потребность в самосовершенствовании (самовоспитании).
Успешно управлять процессом формирования и развития личности ребенка возможно лишь на основе знания этого процесса.
Важнейшей закономерностью воспитания является необходимость учета возрастных особенностей учащихся.
Наиболее динамичной частью жизни, наиболее пластичной в плане созревания как органических, так и психических подсистем является детство. Подробнее остановимся на характеристике младшего школьного возраста (с 6-7 лет до 9-10 лет). Данный возраст является стадией активного накопления социального опыта. Маленький человек к этому периоду уже многого достиг в понимании своего места среди людей. Он ориентируется в семейно-родственных отношениях, познает мир через взаимодействие со сверстниками, изучение природной среды, проявляет себя в этом мире, способен сделать нечто доброе, полезное. Мотив «Я хочу» в этом возрасте отходит на второй план, уступая установке «Я должен». Можно говорить, таким образом, о развитии рефлексивных способностей. Ребенок осмысливает действия других людей, а также оценивает, рассматривает как бы со стороны и свои собственные усилия рефлексирует. Через рефлексию осуществляется психическая активность. Любой, нормально развивающийся ребенок наряду с естественной потребностью в движении (физическая активность) обладает потребностью в познании окружающего материального мира, отношений между людьми, самопознании (психическая активность). В младшем школьном возрасте рефлексия существует на фоне переживания таких чувств, как горе, радость, стыд, гордость, вызванных личным поступком. Содержание ее – поиск линии собственного поведения. Приобретенные рефлексивные способности оказывают неоценимую услугу ребенку при разрешении проблемных ситуаций с педагогами и сверстниками в новых условиях, когда важнейшим обстоятельством в жизни ребенка станет поступление в школу.
Став школьником, ребенок психологически переходит в новую систему отношений с окружающими его людьми. Требования в семье вольно или невольно соотносятся с его индивидуальными способностями, так как хорошо известны возможности ребенка. В школе требования едины для всех. Новая социальная ситуация проявляется в ужесточении, стандартизации условий жизни ребенка, и, безусловно, является для него стрессогенной. В большинстве случаев формировавшаяся в течение всего периода дошкольного детства психологическая готовность к школьному обучению дает возможность приспособиться к новым условиям. «Общая сензитивность к воздействию окружающих условий жизни, свойственная детству, содействует развитию адаптационных форм поведения, рефлексии и психических функций » (Мухина В.С. Возрастная психология: Учебник для студентов вузов. - М.: Издательский центр «Академия». 1997. С.253.). Однако у некоторых детей начинает преобладать тревожное, беспокойное, угнетенное состояние. Ребенок боится не справиться с предъявляемыми требованиями.
Все это отрицательно сказывается на нервной системе школьников, порождает «уход в болезни». Предотвратить такое развитие событий –задача педагога. Учитель в начальной школе становится не просто значимым взрослым, а «центром вселенной» школьного пространства. И большая удача для детей, если стилем общения между ними и педагогом будет демократический стиль, подразумевающий дружественное взаимопонимание, сотрудничество, обеспечение активной позиции, нравственных установок ребенка. Но этот стиль требует от учителя большого душевного напряжения, высокого профессионализма. Таких педагогов, разумеется, не хватает, особенно в последние годы, когда школьное образование само по себе дефицитарно (как с точки зрения финансового обеспечения, так и с точки зрения социальной справедливости в оценке и признании обществом учительского труда). Поэтому нередко в поведении учителя преобладают черты авторитарного (императивного) стиля, когда педагог, жестко поставив дисциплину в классе, манипулирует им, требуя неукоснительного подчинения, отводя ребенку пассивную позицию, подавляя инициативу, лишая возможности осознать свои права и обязанности как школьника и выработать навыки саморегуляции поведения. Другая крайность-антиавторитарный (либерально-попустительский) стиль, когда на уроке отсутствует как квалифицированно организованный учебный процесс, так и дисциплина.
Современная общественная ситуация, ориентированная на человека как на высшую ценность, порождающая в связи с этим новые стратегии воспитания, предполагает переход от авторитарного (равно как и антиавторитарного) воздействия на ребенка к эффективному взаимодействию с ним на основе личностно-гуманного подхода. «Современной школе остро необходим не просто учитель, а учитель-фасилитатор (от английского слова fasilitate, что означает «стимулировать», «активизировать») – учитель-психотерапевт, успешно развивающий «помогающие», поддерживающие отношения во взаимодействии с ребенком, родителями, коллегами. Этот учитель не только и не столько вооружает ребенка необходимой суммой знаний, умений и навыков, но и помогает стать тем, кем и чем он (ребенок) может стать». (Гатальская Г.В., Крыленко А.В. В школу - с радостью. Практическая психология для учителя. - 2-е изд., перераб. и доп. - Мн.: Амалфея, 2000, с.3). Только такой учитель сумеет заложить основы гуманистического мировоззрения ребенка, формируя гуманное отношение к миру, природе, людям.
Помощником учителя в гуманистическом воспитании детей на этапе начальной школы выступают такие особенности, как ярко выраженные познавательные потребности и восприятие мира с позиций нравственного сознания.
Почему мы уделяем большое значение познавательной потребности? Дело в том, что одной из основных потребностей на протяжении практически всего жизненного пути психологи считают потребность в социальной компетенции (она опредмечивается в профессиональной квалификации, в общественной работе, в «хобби», в значимых домашних занятиях и т.д.). Реализация потребности в социальной компетенции в полной мере невозможна без тесно связанной с ней высоко развитой познавательной потребности, которая характеризуется своей апрагматичностью и нерегламентированностью. «Чистое» познание не приносит само по себе никаких дивидендов индивиду и не определяется общепринятыми социальными нормами. Познавательная потребность формируется, как отмечает Л.И. Божович, «на основе органической потребности в новых впечатлениях». Познавательная потребность, выступая в качестве изначального познавательного интереса в дошкольном периоде («эпохе вопросов»), в младшем школьном возрасте достигает мощного развития и выражается уже в познавательной деятельности, организует и направляет которую педагог. Он учит познавать реальную жизнь через ознакомление с поэзией, прозой, живописью, музыкой, историей архитектурных памятников, заповедных зон, парков, воспитывая таким образом любовь к прекрасному. Художественно-образная деятельность школьников должна основываться на познавательных потребностях, естественной любознательности детей и в то же время формировать их дальнейшие познавательно-творческие способности. Иначе ребенок, взрослея, перерастая игровое восприятие искусства, оказывается не способным к восприятию его на более высоких уровнях, соответствующих сущности искусства как высшей ступени отношений между людьми. Практика довольно часто подтверждает это: к 11-13-ти годам творческий потенциал школьников резко падает, угасает интерес к активной художественной деятельности, снижается острота восприятия произведений искусства. «...падение познавательных интересов в подростковом возрасте - явление вполне типичное». (Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: норма и отклонения. - М.: Педагогика, 1990, с 40.). Об этом же пишет крупнейший философ, искусствовед 20-х годов, пристально изучавший процессы художественного развития личности, А.В. Ьакушинский. «Чудесный искрометный гейзер художественного творчества с высокой подпочвенной струёй мощного напряжения теперь отпадает, его многоцветность блекнет, все вновь уходит в какие-то таинственные глубины», - пишет он о подростковом возрасте. (Бакушинский А.В. Художественное творчество и воспитание. - М., 1922.). Мы разделяем точки зрения ученых, педагогов, психологов, которые считают основой творческого потенциала личности именно младший школьный возраст.
Основным социальным институтом, обеспечивающим воспитательный процесс, сегодня остается образовательное учреждение (в данном случае – школа), становящееся носителем воспитывающей среды. Воспитательная деятельность в начальной школе должна быть направлена на формирование у детей основ нравственного здоровья - гуманного отношения к миру, природе, людям, на поддержание, стимулирование и развитие стремления детей к красоте и творчеству. Как справляется с данной задачей современная школа? Нами проводилось обследование школ города Москвы (№№ 155, 815, 26 и др.), направленное на выявление, а также изучение в этих школах форм, методов учебных и внеучебных занятий, определяющих воспитывающий характер обучения. Образование рассматривается сегодня как учеными педагогами, так и педагогами практиками в качестве единого целостного процесса, который невозможно разделить на обучение и воспитание. В прошлом остался «знаниевый» подход в образовании. «Сейчас акцент меняется - от гностического подхода (можно употребить модное слово - от знаниевой парадигмы) к деятельностному подходу (парадигме)» (А.М.Новиков. Российское образование в новой эпохе. Парадоксы наследия, векторы развития. - 2-е изд. - Чебоксары. Изд-во Чувашского ун-та. 2001. С. 76.). Образование уже не считается «подготовкой» к жизни. Урок в качестве составляющей части образовательного процесса рассматривается как часть истории личностной судьбы ребенка, протекание 45-минутного момента жизни.
Об уроке, о современных детях, о достижениях и трудностях школы беседуем с учительницей начальной школы № 815 г. Москвы Ольгой Владимировной Сдвижковой, проработавшей в школе много лет. Сухомлинский писал, что педагог никогда не должен исчерпываться, а если подобное случается, учитель – как воспитатель и как наставник - на этом заканчивается. Пример педагогической деятельности Ольги Владимировны, на наш взгляд, замечательная иллюстрация того; как на всем протяжении работы в школе учитель растет и самосовершенствуется вместе с требованиями, диктуемыми временем. Особенно это актуально сейчас, когда «в не столь отдаленном будущем образование должно измениться больше, чем за все триста с лишним лет, происшедших с момента возникновения, в результате развития книгопечатания, школы современного типа» (А.М.Новиков, там же. - С. 22). Ольга Владимировна относится к поколению учителей, профессионально-этические установки которых складывались в те времена, когда ответственное отношение к делу рассматривалось как незыблемая первооснова, как необходимое условие, дающее моральное право идти к детям, и не имело прямопропорциональной зависимости от размеров денежного вознаграждения. Она считает, что система Занкова не отбросила лучшее, что было у традиционной школы, хотя имеет очень сильные отличия: «В традиционном обучении ход познания идет «от учителя», а у Занкова - «от ученика». Если раньше мы ориентировались на усвоение знаний, то теперь развитие идет по таким линиям умственной деятельности, как аналитическое наблюдение, обобщающее мышление и практические действия; главным мотивом обучения перестает быть оценка: на первое место выходит удовлетворение от интеллектуальной деятельности, связанной с процессом познания».
Мы задали вопрос о том, как через учебные предметы реализовываются воспитывающие цели образования. Ольга Владимировна считает, что воспитательный потенциал содержится в любых учебных предметах: «Настоящий, хорошо продуманный, четко спланированный урок воспитывает всегда: своим содержанием, поведением учителя, организацией работы детей, общением их между собой и педагогом. Воспитание процесс целостный и непрерывный. На одних уроках для воспитания больше возможностей, на других – меньше, но есть они всегда». Ольга Владимировна приводит пример. Идет урок математики. Решается задача о производстве хлебобулочных изделий. По ходу урока выясняется, что многие дети не знают, что такое коврижки и крендели. После разъяснения разговор логически перетекает в беседу о том, как тяжело производится хлеб, как долог его путь от зернышка пшеницы до мягкой булочки на нашем столе, о бережном отношении к хлебу, а значит и к труду очень многих людей, овеществленном в этом хлебе. «Научиться считать - это, безусловно, важно, но и в душе после каждого урока что-то должно остаться, некое духовное приращение, какое-то, пусть крохотное, нравственное зернышко», – подводит итог Ольга Владимировна.
Урок русского языка. Дети учатся не только грамоте, учатся ценить, любить, уважать родной язык, чтобы «во дни сомнений» он действительно мог стать для них «поддержкой и опорой». Педагог найдет возможность приблизить к жизни, воспитанию детей любой содержательный материал. Предлагается группа слов: мальчик, девочка, изучать, Москва, родной. На вопрос о том, что можно сказать об этом множестве слов, дети отвечают, что здесь представлены;
- разные части речи,
- двухсложные и трехсложные слова,
- слова с орфограммами,
- имена нарицательные, имена собственные.
Ребятам предлагается исключить «лишнее» слово. Снова много разнообразных предложений: исключить следует слово «мальчик» (как единственное, содержащее показатель мягкости), «родной» (как единственное прилагательное) и т.д. А добравшись до слова «Москва» (единственное имя собственное), ведем разговор дальше - о том, как мы понимаем слова «родной город», что значить «любить свой город», как и от кого мы его защищаем и бережем. В конце занятия в тетради появляется составленное с использованием данных слов предложение («Мне дорог мой родной город Москва», «мальчики и девочки изучают Москву» и т.д.).
На уроках русского языка легко работать также с воспитательным потенциалом пословиц, поговорок, фразеологизмов. Что значит: «ищи дела, как хлеба», «лентяй посреди реки просит напиться», «дерево ценят по плодам, а человека по делам»? Объясните фразеологизмы: «сидеть сложа руки», «лодыря корчить». Какими пословицами и поговорками можно проиллюстрировать события, происходящие с нами в жизни?
Большую роль в идейно-нравственном формировании личности, в ее гармоничном развитии играет литература. Сегодняшние школьники читают меньше. Международное исследование показало, что Россия по грамотности и уровню чтения занимает 28 место среди 32 развитых стран мира. Патриотизм, любовь к народу, уважение его культуры всегда отличали выдающихся представителей отечественной словесности. Литература - это учебник жизни и побудитель к духовной работе.
В декабре 2001 г. в Центральной городской детской библиотеке имени А.С.Пушкина (С.Петербург) состоялась презентация энциклопедии И.Н.Тимофеевой “Что и как читать Вашему ребенку от года до десяти” (СПб-2000). В ней перечислены более 300 названий книг и раскрыто их содержание применительно к интересам детей и задачам воспитания.
Еще К.Д.Ушинский советовал растить детей на произведениях русского народного творчества, с помощью которого ребенок легче входит в окружающий мир, полнее ощущает прелесть родной природы, усваивает представления народа о красоте, морали, знакомится с обрядами и обычаями, познает язык, приобщается к миру прекрасного, учится распознавать добро и зло, помогать и защищать слабых, воспитывать в себе силу воли и стойкий характер. Сказки, былины, сказания, мифы и легенды наилучшим образом отвечают запросам детей, органично соответствуя детской психологии.
Энциклопедия, в отличие от хрестоматии дает не только тексты, но и показывает, как донести до ребенка тот или иной художественный образ. Например, автор предлагает сравнить стихи, одинаковые по сюжету, но разные по настроению (А.С.Пушкин “Зимняя дорога” и А.Фет “Чудная картина”).
Так, постепенно в духовный мир детей вводят произведения классиков русской поэзии. Мощный толчок духовному и социальному развитию дает детская поэзия: А.Барто, Е.Благинина, С.Михалкова, Б.Заходера и др. Дети младших классов с удовольствием читают эти книги, учатся сопереживать их героям.
Энциклопедия И.Н.Тимофеевой поможет учителю приобщить ребят к отечественному изобразительному искусству, познакомит с шедеврами русских художников, книгами по искусству, народными промыслами.
Как же повысить интерес к чтению? Прежде всего в школе, на уроке и в системе внеклассных занятий нужно изучать лучшие произведения литературы разных эпох, разных авторов, воспринимать художественную литературу как явление идеологическое, социальное и эстетическое, понимать закономерности историко-литературного процесса. Но все это будет эффективно только при условии, если исходной позицией каждого школьника будет его собственное желание пережить, прочувствовать и понять изучаемое произведение. А такое желание должно основываться на убежденности, что все это мне лично интересно и нужно. Эффект обучения и воспитания прямо зависит от активности личности, его заинтересованности и накопленного опыта. В школе ребята читают в первую очередь то, что им задают (иначе получат «двойку»). И как сетуют учителя, нынешняя программа по литературе устроена далеко не лучшим образом. Во-первых, в списке чтения для начальных классов попадают очень сложные произведения, к примеру «Тарас Бульба», к которому в старших классах уже нет времени вернуться. Во-вторых, современное образование никак не может изжить порочную практику давления на ученика. Задание образца «прочитать от сих до сих» способно отбить охоту читать даже у самого лучшего ученика. Ученикам кажется, что Пушкина нужно читать потому, что так сказала учительница, и если сегодня на уроке про него не спросили, то возвращаться к произведению завтра совсем не обязательно.
Но только научить ребенка правильно и быстро читать - этого мало. Нужно, чтобы он понимал и запоминал прочитанное, мог анализировать. А умение анализировать развивается в непосредственной практике аналитических мыслительных операций.
Чтение – процесс сложный, творческий. Умение читать – не только сумма правил и знаний, усвоив которые, станешь квалифицированным читателем. Нет, этого мало. Необходимо обладать еще способностью творческого чтения, уметь эмоционально воспринимать прочитанное, анализировать его и сопереживать героям. Только читатель с развитой способностью к творческому чтению может постичь все нравственно-эстетическое богатство.
Реализация воспитательных возможностей произведений художественной литературы непосредственно зависит от воспитанности читателя, от уровня его читательской культуры. Главная задача методики изучения литературы в школе и руководства внеклассным чтением учащихся состоит в том, чтобы помочь каждому школьнику стать активным, творческим читателем, научить его искусству читать, ведь только на этой основе формируется духовная и нравственная зрелость - основа учебно-воспитательной работы. Необходимо подобрать те книги, которые подтолкнут готового ученика к дальнейшему изучению и не отобьют у остальных желания читать.
При отборе произведений, его объемов, методических приемов, продолжительности занятий должен учитываться возраст читателя и его читательский опыт.
Детям младшего школьного возраста доступно эстетическое, творческое усвоение художественных произведений, они могут сопереживать героям, соглашаться и не соглашаться с линией автора, иметь и отстаивать свою точку зрения, фантазировать, мечтать.