Воздействие музыки на развитие творческого потенциала личности

СОДЕРЖАНИЕ: Художественное произведение возникает из объективной социальной действительности как диалектический синтез отражения и самовыражения активного субъекта творчества.

Воздействие музыки на развитие творческого потенциала личности

Волощенко О.Г.

Психологи и музыканты, исследующие воздействие музыки на человека, утверждают, что музыка, как и другие виды искусства, основанные на принципах гармонии, обладает способностью вдохновлять человека, активизировать или расслаблять его, снимать стрессы и болезненное напряжение и «сводить воедино» тело, разум и чувства для сознательной творческой деятельности.

Исследователи и творческие деятели подчеркивают роль прекрасной музыки как вдохновителя творчества, утверждая, что восприятие музыки в своей развитой форме есть процесс творческий, отмечая отсутствие принципиальной разницы между актом художественного творчества и полноценным актом восприятия произведения искусства.

Художественное произведение возникает из объективной социальной действительности как диалектический синтез отражения и самовыражения активного субъекта творчества. Оно доводится до аудитории с помощью специальных средств, воспринимается другими активными субъектами в процессе сотворчества, интерпретации и снова, как бы возвращается в объективную социальную действительность в мыслях, настроениях, и. в конечном счете, в поступках людей. Именно в искусстве творческая способность человека находит наиболее чистое выражение, поскольку одной из непосредственных задач искусства является демонстрация этой способности, ее утверждение.

Художественное восприятие - это вид творческой активности, как и входящее в его состав сопереживание, поскольку оно происходит с большим участием конструктивного воображения. В процессе восприятия музыки слушатель интуитивно решает ряд творческих познавательных задач. Эвристическая функция музыки состоит в воздействии на механизм активизации внимания, восприятия, интуитивных и сознательных процессов мышления. Источник силы, могущества, действенности эвристических приемов заключается в том, что они на специфическом музыкальном материале моделируют проблемные ситуации, повседневно возникающие в нашей жизни. Масштабы проблемных ситуаций чрезвычайно широки в жизни - от простой неожиданности до мучительных неразрешимых конфликтов. Так же широки они и в музыке. Деятельность восприятия музыки полимотивна по своей природе. Она отвечает потребностям познания, эмоционального переживания, выработки ценностной ориентации, общения, развития творческих потенций. При восприятии произведе¬ния слушатель автоматически пользуется навыками распознания и понимания, отлаженными стратегиями внимания, но ему приходится также решать и эвристические (творческие) задачи, используя механиз¬мы воображения и сотворчества.

Вопрос о том, что именно влияет на особенности музыкального восприятия человека, стимулирует интеллектуальные, эмоциональные и волевые творческие процессы, когда он слушает музыку, какое содержание он «считывает» во время этого процесса, является важным как для психологов, так и для музыкантов. На него имеется множество ответов. Проанализировав психологическую и музыковедческую литературу по этому вопросу, можно сделать обобщение и систематизацию основных отмеченных в ней факторов.

Внутренние факторы. Психологические характеристики слушателя: физиологическое состояние (температура тела, давление, отсутствие или наличие болей, степень усталости); внешний вид слушателя (комфортность и вид одежды, обуви); психическое состояние, предшествующее прослушиванию музыки; эмоциональный фон личности слушателя; уровень тревожности; ценностные ориентации, цели, мечты; установки, настрой: отношение к данному жанру, произведению, композитору, исполнителю (виду записи), концертному залу; знание о воспринимаемом произведении, композиторе, его стиле, особенностях музыкального языка, средствах музыкальной вырази¬тельности и т. д.; наличие и богатство личного опыта (повседневная жизнь, путешествия, знакомство с образцами различных видов искусства); уровень интеллектуального развития; уровень развития эмоциональной сферы; уровень развития музыкальности; уровень развития творческих способностей.

Внешние факторы. Организация процесса восприятия музыки: время суток, года; комфортность, освещенность, изолированность от шума помещения; качества записи или музыкальных инструментов; состав исполнителей (инструктивная музыка, вокальная, хоровая); внешний вид исполнителя. Культурно-социальная среда: уровень музыкальности исполнителя; состав аудитории слушателей, поведенческие реакции других слушателей; участие в восприятии близких людей, возможности обмена впечатлениями; события, предшествовавшие восприятию музыки и ожидаемые после него в личной жизни, в жизни города, страны, мира; уровень материального благополучия; психологический климат в семье; состояние взаимоотношений с близкими людьми, соседями, сослуживцами, начальством.

Возможности сочетания этих факторов безграничны. Это делает процесс восприятия, исполнения музыки поистине уникальным. Воз¬можно, что одним из простых и эффективных путей развития творческой индивидуальности учащихся средствами музыки является организация творческого восприятия шедевров мирового искусства - лучших образцов классической музыки.

Скачать архив с текстом документа