Возможные сценарии развития валютно-финансовой интеграции в странах СНГ

СОДЕРЖАНИЕ: Исследование процесса валютно-финансовой интеграции стран предполагает определение сущности понятия «валютно-финансовая интеграция», ее исторических корней, изучение организационных и процедурных аспектов, выявление предпосылок и условий его протекания.

А.А. Кодзасова

Исследование процесса валютно-финансовой интеграции стран предполагает определение сущности понятия «валютно-финансовая интеграция», ее исторических корней, изучение организационных и процедурных аспектов, выявление предпосылок и условий его протекания.

Согласно теории интеграция стран как процесс объединения, сближения их жизни, деятельности, усилий, развития может охватывать различные области, в том числе и финансовую.

До недавнего времени теоретические исследования западных ученых велись в основном в области торгово-экономической интеграции и сравнительной конкурентоспособности товаров и услуг. В последнее десятилетие исследования смещаются в сферу валютно-финансовых отношений и интеграции финансовых рынков. Это объясняется тем, что именно валютные рынки оказывают все более заметное влияние на процессы, происходящие в мировой экономике.

Валютные рынки по масштабам операций превосходят другие финансовые рынки и будут оказывать возрастающее влияние на движение товарных и финансовых потоков, на межгосударственные экономические и политические отношения.

Финансовая интеграция стран на этапе функционирования Платежного союза с дальнейшей перспективой введения единой валюты предполагает рассмотрение данного процесса как важнейшей составляющей более широкого понятия — экономической интеграции государств.

Можно выделить следующие взаимосвязи и преемственность понятий и, соответственно, логику исследования:

— экономическая интеграция в торговой, таможенной, инвестиционной и других сферах;

— валютно-финансовая интеграция в бюджетной, налоговой, кредитной областях, движении финансового капитала и т. д. на основе функционирования национальных валют стран СНСНГ, организации их выпуска, обращения, обеспечения их конвертируемости с перспективой введения единой валюты и создания единой системы финансовых расчетов.

При этом все последующие понятия включаются в предыдущие, т. е. являются их составляющими и не могут существовать отдельно от накопленного интеграционного опыта. Но в то же время каждый последующий этап представляет собой новый качественный уровень интеграционных отношений. Его можно достигнуть лишь на более глубокой качественной основе при обеспечении соответствующих предпосылок и условий, разработке и внедрении новых механизмов и процедур. Валютно-финансовая интеграция, безусловно, является частью, одним из направлений экономической интеграции. Однако страны могут и не достигнуть данного этапа, поскольку его реализация характеризуется весьма специфическими особенностями и требует специальных условий, а именно:

• создание общих финансово-кредитных институтов для целей разработки и проведения единой финансовой (бюджетной, налоговой) и денежно-кредитной (антиинфляционной, валютной, кредитной) политики, осуществление задач финансового регулирования;

• формирование единых централизованных фондов финансовых ресурсов для проведения мероприятий по реализации финансовой и денежно-кредитной политики;

• организация и введение в действие межнациональной системы межбанковских расчетов с соответствующей инфраструктурой, сетями, технологиями;

• либерализация и объединение фондовых, кредитных, денежных рынков стран-участниц, снятие ограничений на движение капиталов через национальные границы;

• разработка и принятие общего банковского и налогового законодательства, единых стандартов финансового контроля, банковского надзора, валютного регулирования.

При этом валютно-финансовая интеграция предполагает создание единого валютного пространства, создание валютного (денежного) союза. Однако этот этап является настолько сложным, противоречивым и долговременным, что его реализация рассматривается отдельно, хотя и в рамках финансовой интеграции.

Таким образом, можно сформулировать следующее определение понятия «валютно-финансовая интеграция стран СНГ» — это экономический процесс объединения финансовых, кредитных, денежных, валютных систем и рынков стран СНГ на основе функционирования национальных валют с перспективой их замены на единую валюту и создания наднациональных финансово-кредитных регулирующих институтов, осуществляющих единую финансовую и денежно-кредитную политику СНГ.

Процесс валютно-финансовой интеграции стран СНГ включает ряд элементов:

— финансовую составляющую (формирование нового глобального финансового рынка СНГ). Финансовый рынок СНГ включает такие сегменты, как единый рынок ссудного капитала, акций, облигаций и др.

— валютную (или денежную) составляющую. Перспектива замены национальных валют единой общей для стран СНГ валютой предполагает формирование широкой зоны действия этой общей валюты, что в свою очередь может привести к появлению нового института — Евразийского центрального банка, проводящего единую денежно-кредитную политику, способного изменить всю систему денежного обращения и привести к формированию новой платежной системы.

Валютно-финансовая интеграция стран СНГ вытекает из более глобального процесса их экономической интеграции, обусловленной объективными причинами, которые можно сгруппировать по двум направлениям: внутренние и внешние. Традиционно принято различать пять уровней интеграционного процесса : зона свободной торговли; таможенный союз; общий рынок; экономический союз; экономический и валютный союз.

На наш взгляд, приоритетными направлениями интеграции стран СНГ в настоящее время следует считать разработку единого механизма функционирования зоны свободной торговли и взаимодействия в банковской сфере, создание общего аграрного рынка, совместной инфраструктуры систем коммуникаций, в первую очередь в энергетической и транспортной отраслях. Поскольку не все государства СНГ готовы к такой тесной форме сближения, неизбежен переход к модели разноскоростной интеграции, принятой в Западной Европе. В последние 3 — 4 года наблюдается тенденция перехода именно к такой модели интеграции в странах СНГ.

Критерии стабилизации государственных финансов (критерии конвергенции) играют важную роль. Их использование должно обеспечить эффективное функционирование единого валютного пространства стран СНГ на базе финансово устойчивых экономик с низким уровнем инфляции, здоровыми государственными финансами, стабильными обменными курсами национальных валют.

Также важен анализ показателей в соответствии с критериями конвергенции, которые были зарегистрированы у стран-кандидатов, позволяющий оценить разницу в уровне показателей по странам. Их можно рассматривать как пропускные критерии и своеобразные символы долгосрочного стремления стран-партнеров к реальному экономическому сближению.

В мировой экономической практике условно можно выделить три основных пути региональной валютной интеграции. Условно их можно назвать «западноевропейский», «латиноамериканский» и «африканский». Для стран СНГ наиболее привлекателен западноевропейский вариант валютной интеграции (создание сначала расчетной денежной единицы, а потом единой валюты на базе национальных валют стран-участниц. При этом полномочия национальных денежных властей постепенно передаются на общеевропейский уровень.

Примером валютного объединения является экономический и валютный союз ЕС.

Одной из наиболее значимых проблем, возникающих при исследовании интеграционных процессов, протекающих в валютной сфере, является, на наш взгляд, выбор формы валютной интеграции, приемлемой для всех стран содружества. Анализ экономических источников позволяет выделить следующие формы валютно-финансовой интеграции .

Валютные зоны. Валютные зоны являются основной формой валютной интеграции. Простейшие из них возникли еще в VI в. до нашей эры. Города-государства Древней Греции заключали между собой соглашения, разрешавшие хождение на территориях двух или более полисов монет, выпущенных в каждом из них.

Валютные объединения в зависимости от соотношения сил между их участниками могут строиться на двух разных началах. В первом случае участники имеют равные (или почти равные) права, а валютная зона является их совместным детищем, а во втором случае страны со слабыми денежно-кредитными системами группируются вокруг государства с сильной международной валютой, которое определяет условия работы зоны. Одним из наиболее часто используемых вариантов подобной связи является долларизация.

Мировой опыт позволяет выделить пять основных типов валютных зон :

1. Взаимное соглашение между независимыми государствами об использовании их национальных денежных единиц в качестве параллельного платежного средства на территории каждого из них.

Параллельное хождение денежных знаков характерно для эпохи полноценных (металлических) денег. При неразменных бумажных деньгах этот инструмент теряет эффективность и соответственно распространение. Поэтому параллельное хождение валют на постсоветском пространстве не рассматривается как возможный вариант.

2. Взаимное соглашение между независимыми государствами о переходе на денежную единицу одного из них.

Согласованный переход на сильнейшую национальную валюту в практике валютного рынка практиковался довольно редко.

К ним могут быть отнесены союзы, где малое зависимое государство переходило на валюту сильного, сохраняя свою денежную единицу. С некоторыми оговорками к ним можно отнести зону южноафриканского рэнда, созданную в 1974 — 1980 гг. (ЮАР, Лесото и Свазиленд).

Данная форма валютного сотрудничества, на наш взгляд, также не представляет интереса для СНГ.

3. Объединение с коллективной расчетной единицей (РЕ), которая существует наравне с национальными деньгами государств-членов.

Этот метод активно использовался в Европе еще с XIV в. Особенно широкое распространение он получили после Второй мировой войны. Так, свою расчетную единицу фиксированную к золотому содержанию доллара, имели в свое время ЕПС, ЕЭС (ЕРЕ). С 1 января 1970 г. Международным валютным фондом были введены специальные права заимствования — СДР, которые привязывались к доллару США, а с середины 1974 г. стали исчисляться на базе корзины из 16 валют . Свою расчетную единицу — переводной рубль — имел Совет экономической взаимопомощи. Больше десятка расчетных единиц создали страны Азии, Африки и Латинской Америки. Наиболее значимыми из них стали арабский расчетный динар Арабского валютного фонда и андское песо Андского пакта. Введение РЕ, с нашей точки зрения, выступает необходимым элементом, лежащим в основе механизма ЕАВС. Можно предложить три варианта для расчета РЕ. Первый вариант, на наш взгляд, наиболее эффективный — использование российского рубля в качестве расчетной единицы в системе безналичных расчетов между странами СНГ. Однако особенности социально-экономической и политической ситуации, сложившейся в СНГ, делают рассматриваемый вариант маловероятным. А ситуация, сложившаяся между Белоруссией и Россией, это наглядно демонстрирует.

Наиболее реальный вариант предусматривает создание РЕ по примеру ЭКЮ, т. е валютной корзины, курс которой ежедневно определяется на основе биржевых котировок валют, входящих в корзину. Валютная корзина «экю СНГ» может включать все 12 валют стран-членов, а удельный вес отдельной страны в ней устанавливается в соответствии с ее долей в мировой торговле, скорректированной на объемы внутриторгового оборота. Квоту каждой из валют-компонентов можно также определить экономическим потенциалом государства, его долей в совокупном ВВП ЕАВС и товарообороте Содружества. На основании данного подхода фиксируются 12 валютных компонентов, которые служат для расчета стоимости «экю СНГ» в основных резервных валютах (доллар, евро, иена) и других национальных валютах. Корзина «экю СНГ» на первоначальном этапе может включать шесть валют крупнейших стран: российский рубль, украинская гривна, белорусский рубль, казахстанский тенге, узбекский сум, туркменский манат.

Курс РЕ может быть как постоянным и не зависеть от котировок валют в корзине, так и регулярно изменяться вместе с курсами валют, входящих в ЕАВС. Более привлекательным выглядит постоянная фиксация, при которой пересмотр корзины происходит лишь раз в несколько лет. Валютные компоненты пересматриваются через текущие курсы к определенной валюте, и полученные эквиваленты дают в сумме курс данной валюты к «экю СНГ». При этом страны должны поддерживать фиксированные курсы национальных валют к «экю СНГ».

Привязку курсов валют к РЕ можно осуществлять по следующей схеме:

• зафиксировать паритет РЕ в виде суммы средневзвешенных паритетов отдельных валют;

• определить паритет каждой из национальных валют стран-партнеров в РЕ, а также ее центральный обменный курс;

• определить значения двусторонних обменных соотношений на основе известных центральных курсов для каждой отдельно взятой валюты;

• выявить пределы колебаний, допустимые для рыночных обменных курсов национальных валют; причем эти пределы ограничить лимитом в 6 %.

Третьим вариантом (наименее предпочтительным, как нам видится) является предложение Г. Шагалова использовать евро в качестве валюты расчета . По его мнению, евро — это та валюта, которая применяется для обслуживания торговых потоков большинства стран Европы. Основным аргументом в пользу данного предложения выступает то, что страны Европейскою союза являются на сегодняшний день основными торговыми партнерами стран СНГ. По нашему же мнению, использование евро вызовет смещение акцентов с использования доллара на евро, сохранив зависимость СНГ от валютной политики зарубежных стран.

4. Экономический и валютный союз с единой валютой, которая заменяет собой национальные денежные единицы государств-членов.

Введение единой валюты требует от участников региональной группировки значительно больших усилий, чем выпуск расчетной единицы. Евросоюз — единственное на сегодня интеграционное объединение, дошедшее до этого этапа интеграции.

В СНГ сейчас «де факто» не действует даже таможенный союз. Кроме того, нет реальных предпосылок для создания единого внутреннего рынка. Поэтому в ближайшие 10 лет, как нам видится, введение единой валюты в странах СНГ нереально. Данный процесс, учитывая опыт стран ЕС, весьма длителен и трудоемок.

5. Одностороннее решение государства о замене национальной денежной единицы валютой другого государства.

Одностороннюю замену национальной валюты на иностранную валюту, как правило, имеющую статус международной, используют бывшие колонии, протектораты, небольшие острова и карликовые государства. Подобный сценарий неприемлем для стран Содружества, особенно теперь, когда все они добились стабилизации национальных валют и активно выводят иностранные денежные единицы из внутреннего оборота.

Стабилизация валютных курсов. Стабилизация валютных курсов может осуществляться через: увеличение совместного пула золотовалютных резервов; расширение пределов допустимых колебаний валют; введение двусторонних интервенций и сигнальных курсов и т. д.

Сотрудничество в целях стабилизации обменных курсов может развиваться не только в рамках сложившихся интеграционных группировок. В конце 90-х гг. XX в., еще до появления евро, в США стала популярной идея увязки курсов основных мировых валют. Одновременно в научной среде появились многочисленные исследования о таргетировании курсов (target zones). И поскольку инициатива не была реализована, проблема стабилизации актуальна до сих пор.

Очевидно, что данная идея базируется на принципе европейской «валютной змеи» с тем отличием, что кредитные линии для проведения интервенций существуют самостоятельно — без валютного коридора. Очевидно, его введение наложило бы слишком жесткие обязательства на участвующие страны и одновременно повысило бы уязвимость всего механизма. Установленные границы (как это уже было много раз) сделались бы мишенью для валютных спекулянтов.

Системы трансграничных расчетов. Системы трансграничных расчетов существуют в двух основных видах: неттинговые (многосторонний клиринг) и системы брутто (или валовых) расчетов. По итогам взаимных платежей за определенный период взаимные требования и обязательства будут в максимально возможной степени взаимозасчитываться по принципу многостороннего клиринга. Многосторонний клиринг предусматривает, что двусторонние требования и обязательства каждой из стран по отношению ко всем остальным странам суммируются и вычисляется общее их сальдо. Таким образом, каждая из стран имеет единое сальдо в рамках многосторонней платежной системы (МПС). Это сальдо представляет собой сумму задолженности страны перед МПС в целом (в случае торгового дефицита) либо чистых требований к нему (в случае активного торгового сальдо). Благодаря этому каждая страна — член МПС получает суммарную платежную нетто-позицию, вместо того чтобы иметь такую позицию с каждой из стран — торговых партнеров.

Урегулирование сальдо платежей каждой из стран в рамках МПС может ориентироваться на известный лимит или квоту, установленную на индивидуальной основе. Квоты должны определяться в процентном отношении к торговому обороту каждой из стран с другими странами — членами многосторонней платежной системы и фиксироваться в расчетной валюте. Конкретная процедура урегулирования платежного сальдо будет определяться с учетом соотношения между страновой квотой и фактическим размером торгового сальдо. Общий принцип урегулирования торгового сальдо состоит в том, что страна с пассивным сальдо погашает часть обязательств перед МПС в РЕ и кредитуется на оставшуюся часть. В свою очередь, страна, имеющая активное сальдо, получает его часть в РЕРЕ, в то время как другая часть оформляется в виде кредитов, предоставленных этой страной МПС.

Для бесперебойного функционирования многосторонней платежной системы необходимо создание специального резервного фонда. Цель этого фонда состоит в регулировании платежных отношений между индивидуальными странами-кредиторами и должниками, с одной стороны, и МПС в целом, с другой. С нашей точки зрения, создание подобного фонда может быть критически важным, для того чтобы система взаимных платежей оказалась в состоянии эффективно стимулировать экономическую интеграцию между членами Содружества независимых государств. Приоритетной задачей является определение размера этого фонда. От решения этого вопроса будут во многом зависеть процедуры формирования резервного валютного фонда.

Предполагается, что страновая квота должна быть равна 15—20 % торгового оборота конкретной страны с другими странами СНГ.

Механизм урегулирования торгового сальдо может действовать следующим образом. Если это сальдо пассивное, то 80 % процентов суммы, равной первым 20 % страновой квоты, оформляется в форме кредита МПС, а оставшиеся 20 % погашаются платежами в РЕРЕ. Чем выше пассивное сальдо, тем ниже доля кредитов, в которые оформляются дополнительные ее суммы; соответственно доля платежей в РЕ. Если размер пассивного сальдо превышает квоту, установленную для конкретной страны, это превышение в полном объеме погашается платежами в РЕ. Подобная система урегулирования пассивного сальдо, при которой доля платежей в РЕ неуклонно повышается в соответствии с ростом его размера, позволит предотвратить чрезмерное нарастание пассивного сальдо и будет стимулировать соответствующие страны наращивать экспорт, при этом ограничивая рост импорта.

В свою очередь, при урегулировании активного сальдо его доля, которую страна получает в РЕ, увеличивается с ростом размера сальдо.

В принципе функционирование многосторонней платежной системы принесло бы наибольший выигрыш странам с наиболее высоким потенциалом для расширения производства и экспорта продукции обрабатывающей промышленности, не имеющей стабильного выхода на внешние рынки.

Предлагаемая система была бы особенно выгодна странам, которые могут поддерживать высокую долю продукции обрабатывающей промышленности (в первую очередь машин и оборудования) в экспортных поставках. В связи с этим можно предположить, что такие страны, как Россия Украина и Белоруссия, которые традиционно обеспечивали значительную долю поставок продукции обрабатывающей промышленности на рынки бывших советских республик, получат наибольший выигрыш.

***

Консолидация валютных и финансовых рынков.

Консолидация валютных и финансовых рынков включает различные меры, которые условно можно разделить на три типа. К первому относится снятие валютных ограничений и барьеров на пути движения капиталов. Второе направление — устранение валютных ограничений и консолидация рынков финансовых услуг. Третье направление связано с развитием рыночной инфраструктуры. Сюда можно отнести: согласованный выпуск государственных ценных бумаг, содействие выпуску ценных бумаг в национальных валютах, совместное привлечение иностранных инвестиций, мониторинг финансовых рынков, обмен информацией между денежными властями, предоставление технической помощи, обучение специалистов и т. д.

Государствам-партнерам следует решить, насколько далеко они хотят пойти по пути своей региональной интеграции. Если их целью является составить в XXI в. конкуренцию Европе, США и Японии (возможно, с их партнерами), то нельзя ограничиваться системой, лишь поддерживающей взаимную стабильность обменных курсов разных валют: нужен переход к единой валюте.

Таким образом, современная валютно-финансовая интеграция в СНСНГ, строительство единого валютного пространства — процесс отнюдь не случайный. Он имеет и серьезную экономическую подоплеку, и мощную историческую базу.

В настоящее время международная экономическая интеграция приняла необратимый характер, в том числе и в рамках СНГ. Интеграционные процессы в свою очередь являются важнейшим фактором, благоприятствующим стабильному эволюционному развитию российского общества. Кроме того, они представляют собой некий единый внутренний потенциал общества, который при грамотном управленческом воздействии возможно эффективно использовать во благо населения, тем более, что уникальна специфика российской интеграции — объединение ранее единых комплексов.

На первый план выдвигается задача определения наиболее эффективных путей и принципов такой интеграции. В решении данной задачи неоценимую помощь может оказать опыт, накопленный и успешно реализованный странами Западной Европы. В ближайшие годы как на правительственном и межгосударственном уровне, так и на уровне деловых сообществ целесообразно предпринять решительные и согласованные действия с тем, чтобы перейти от теории построения интегрированного экономического пространства стран СНСНГ к практическим шагам по достижению этой цели.

Список литературы

Финансы и кредит 31 (271) - 2007 август

Скачать архив с текстом документа