Возникновение и развитие политической науки

СОДЕРЖАНИЕ: Содержание. Введение ….2 Возникновение и развитие политической науки ...3 Объект и предмет политологии ….12

Содержание.

1. Введение………………………………………………………………….2

2. Возникновение и развитие политической науки……………………...3

3. Объект и предмет политологии……………………………………….12

4. Методы и функции политологии. Приоритетные проблемы политологии………………………………………………………….….14

5. Заключение……………………………………………………….……...20

6. Список литературы……………………………………………………..21

Введение

Политика – одна из наиболее острых тем обыденного, современного массового и научного сознания. Особенно возрастает роль и значение политики в критические эпохи. В переходных, быстро меняющихся и противоречивых процессах современной российской общественной жизни резко возрастает потребность обоснованного решения политических проблем.

Подчинение политики интересам человека и человечества невозможно без её научного осознания. Потребность в научных знаниях о политике человечество ощущало всегда. Помочь в решении этих вопросов призвана политология. Изучение политологии в современном динамичном социуме необходимо всем гражданам демократического государства, чтобы узнать его основные политические механизмы и уметь влиять на них в своих интересах.

Термин «политология» произошел от слов «politika» и «logos» (слово) и означал в греческом варианте государственные и общественные дела, искусство управлять государством. Это область взаимоотношений и различных видов деятельности людей по осуществлению общих интересов с помощью разнообразных средств, основным из которых является политическая власть. Политология как наука охватывает многообразные проявления мира политических явлений: практику политической жизни, объективную политическую реальность, субъективную политическую деятельность, образы политического мышления, теорию политической деятельности.

Возникновение и развитие политической науки .

Политология как наука сформировалась не сразу.

При рассмотрении вопроса об эволюции политических идей необходимо отметить, что в своем развитии политология несколько основных периодов:

1. Античная политическая мысль (Платон, Аристотель и др.).

2. Политические идеи Средневековья и Нового времени.

3. Политические концепции Х1Х-ХХ вв.

Попытки осмысления политической жизни делались уже в глубокой древности. Первые формы специализированного отображения и осмысления мира политики сформировались 2,5 тыс. лет назад и существовали преимущественно в религиозно-мифологической форме. Их основу составляли идеи о божественном происхождении и организации власти.

Постепенно, в ходе практики люди научились подмечать в политической жизни устойчивые связи и зависимости. В результате политическая мысль стала приобретать форму теории.

С середины 1-го тысячелетия обнаружилась тенденция к большей рационализации политических представлений, зарождению отдельных систематизированных учений.

Появляются первые политические категории, дефиниции (определения), а затем и целые концепции, носящие философско-этическую форму. Этот процесс связан прежде всего с творчеством Конфуция, Платона. Аристотеля.

Первое систематизированное представление о политике и государстве изложено Платоном (437–347 гг. до н. э.) в работах «Государство», «Законы» и др. Идеальное справедливое государство представляет собой правление лучших и благородных. В нем гармонично сосуществуют три основных сословия общества – правители (философы), стражи и ремесленники. В нем правит закон - владыка над правителями. Идеальному государству, по Платону, противостоят несовершенные формы реального государства:

Тимократия – власть честолюбивых, жадных и грубых правителей, переродившихся в рабов своих низменных страстей.

Олигархия – власть узкой группы богатых правителей, при которой бедные не участвуют в управлении государством.

Демократия – власть всех, не имеющая должной системы управления. Из нее вырастает еще одна несовершенная форма - тирания – власть одного. Это наихудший тип государства, ибо в нем царят беззаконие, насилие и произвол.

Политические идеи Платона были подняты на новую высоту его учеником Аристотелем (384 – 322гг. до н. э.). В работе “Политика” он предлагает анализ существующих в его время форм государства. При этом он отмечает, что само государство есть форма общежития людей, способ организации общественных связей и отношений, ибо “человек – есть животное политическое”. В государстве должна действовать власть закона и бесстрастный порядок. Граждане государства обязаны уметь исполнять воинскую, административную, судебную и жреческую функции.

Аристотель выделяет правильные и неправильные формы государства. В правильных формах истинная цель и смысл деятельности власти состоят в осуществлении общего блага, в неправильных – реализуется воля и выгода только правителей.

К правильным Аристотель относил такие формы государства, как:

Монархия – единоличная власть государя, могущая быть абсолютной либо патриархальной.

Аристократия – власть лучших людей, более предпочтительная, чем монархия. Она утверждается в странах, в которых высоко ценится личное достоинство людей.

Полития (республика) – выборная власть многих (большинства).

К неправильным формам были отнесены:

Тирания – власть жадного, корыстного правителя, преследующего только собственную выгоду и корыстные интересы.

Олигархия – власть группы недостойных богачей, радеющих лишь о собственной выгоде.

Демократия – власть бедноты, составляющей большинство народа. По классификации Аристотеля существует пять разных видов демократии, худшей из которых он считает охлократию – власть толпы.

Политическим идеалом Аристотеля является смешанная форма государства, представляющая собой синтез аристократии и политии, в котором правит справедливый закон и существуют отдельно законодательная, административная и судебная власти. Эта форма позволяет примирить бедных и богатых, в равной мере осуществлять их основные интересы.

Идеи древнегреческих мыслителей получили дальнейшее развитие в творчестве мыслителей Древнего Рима. Среди них выделяются политические идеи Марка Туллия Цицерона (106–43 гг. до н. э.). Он был первым разработчиком проблем правового равенства граждан в государстве. В трудах «О государстве», «О законах» он писал, что государство и право появляются не вдруг или по какому-то произволу, но в соответствии с всеобщими требованиями природы и велениями человеческой натуры. Главную причину появления государства в том, что по мере развития общества настоятельный характер приобрела проблема защиты частной собственности. Среди форм государства, по мысли Цицерона, выделяется государство-республика, которая основывается на велениях всеобщего разума и справедливости, а также на согласии по поводу общности интересов и прав граждан.

Вслед за Аристотелем Цицерон выделяет следующие формы государства: монархию – царскую власть, аристократию – власть оптиматов, демакратию – власть народа.

Заслуга Цицерона состоит в том, что он заложил правовой принцип во взаимоотношениях управляющих и управляемых. Под воздействие закона должны попадать все, а не только некоторые избранные граждане. Тем самым он заложил основы теории правового государства.

Во времена Средневековья политические апеллировали к идее божественного сотворения мира и, следовательно, политики и государства. Выдающиеся политические мыслители времени - Аврелий Августин-Блаженный (354–430 гг.) и Фома Аквинский (1226 –1274 гг.).

Августин-Блаженный написал известный трактат «О граде божием», в котором утверждал, что человек, общество, государство и все живое есть плоды божественного творения. Ф. Аквинский подразделяет формы правления на справедливые и несправедливые. Лучшей формой он считает монархию, так как «один управляет лучше, чем многие, потому что они только приближаются к тому, чтобы стать единым целым». По его мнению, церковь управляет душами людей, а государство – внешними действиями подданных. Но духовная власть находится выше светской власти государства над людьми.

Постепенно политическая мысль освобождается от религиозного влияния и философско-этической формы. Существенное изменение по отношению к вопросам о происхождении и природе государства произошло в эпоху Возрождения и Нового Времени. Родоначальником этого процесса стал Никколо Макиавелли (1469–1527 гг.). В своей теории он заменяет тезис о божественном происхождении политики и государства идеей их объективной исторической предопределенности. К политике он подходит как к опытной науке, утверждая, что в основе политического поведения людей лежит выгода и сила. Благополучие общества Макиавелли связывает с твердой властью. Он выделяет правильные формы государства (монархия, аристократия, демократия), целью которых является величие государства, а также неправильные (тирания, олигархия, «распущенность»), но при этом не отдает предпочтения ни одной из них.

Окончательный разрыв со средневековыми традициями теологического истолкования природы политики и государства произошел в условиях Нового Времени с появлением и развитием теории естественного права и общественного договора. Выдающимися представителями нового подхода стали Томас Гоббс (1588–1679 гг), Джон Локк (1632–1704 гг.) и Шарль Луи Монтескье (1689–1755 гг.).

Т. Гоббс изложил свою теорию в трактате «Левиафан» (1651 г.). По его мнению, появлению государства предшествовало естественное состояние людей, которое характеризовалось «войной всех против всех». По своей природе человек от природы жаден и эгоистичен, ищет не общения, а господства над другими людьми. Поэтому жизнь людей в этих условиях одинока, бедна, опасна и кратковременна. Для выхода из естественного состояния люди вынуждены искать мира. Для этого нужен общественный договор об учреждении государства. По этому договору люди добровольно отказываются от всех своих естественных прав в пользу одного правителя или политического института, безоговорочно подчиняются государственной власти.

Иную интерпретацию происхождения государства с позиций теории общественного договора предложил идеолог Великой Английской революции Джон Локк. В труде «Два трактата о правительстве» он естественное состояние человечества представляет как царство свободы и равенства. Здесь у людей не было причин для вражды. Среди основных естественных прав Локк называет право частной собственности, которое возникло раньше государства и нуждалось в надежной защите и охране, для чего люди договариваются об учреждении государства, передавая ему полномочия для выполнения своих основных функций. К наилучшим формам государственного устройства он отнес конституционную монархию. Одним из достоинств последней является разделение властей на законодательную, исполнительную и союзную (федеративную).

Более детальное развитие названная теория получила в концепции Монтескье. Он изложил свои взгляды в трактате «О духе законов». Цель разделения властей, по его мнению, – гарантировать безопасность граждан от произвола правителей и злоупотребления власти, обеспечить политическую свободу и права людей, взаимно сдерживать друг друга. Такая свобода достижима лишь в государстве, в котором все общественные отношения регулируются правом. К формам государства, в которых действует право и господствует закон, Монтескье относил демократию, аристократию и монархию. В этих государствах существует три рода власти: законодательная, исполнительная и судебная.

Идеи Монтескье получили широкое распространение еще при его жизни, к его творчеству обращалась Екатерина II, отцы-основатели США Томас Пейн и Томас Джефферсон, другие видные политические деятели и мыслители.

В условиях Нового Времени весьма заметную роль в развитии политических идей сыграл Жан-Жак Руссо. Он был приверженцем договорной теории государства и представлял радикально-демократическое направление. В трактате «Об общественном договоре или принципы политического права» он истолковывает свободу и равенство как высшие ценности, а политику как средоточие общественных интересов.

Философская революция в Германии во второй половине ХVIII –начале ХIХ веков породила также политические учения Канта и Гегеля. Идеал государственного устройства, по Канту, правовое государство, в котором реализуется верховенство власти народа, свобода, равенство и независимость всех граждан в государстве. Гегель политической проблематике посвятил одно из своих главных произведений – «Философия права», в которой он, развивая идеи Аристотеля, Цицерона, Гоббса, Локка, обосновывает основные положения концепций гражданского общества и правового государства.

В первой половине XIX века влиятельным общественно политическим течением стал критический утопический социализм. В трудах таких его ярких представителей, как Анри Сен-Симон, Шарль Фурье, Роберт Оуэн излагалась резкая критика нарождавшегося в Европе капитализма, отрицалась частная собственность, революции, классовая борьба и обосновывались идеи гармонического общественного устройства, при котором утверждаются справедливые распределительные принципы, труд превращается в первую жизненную потребность и становится возможным всестороннее развитие личности.. Критический утопический социализм стал источником теории научного коммунизма, разработанной в середине прошлого века Карлом Марксом и Фридрихом Энгельсом.

Первую систематизированную теорию демократии разработал Алексис де Токвиль. В своем знаменитом трактате «Демократия в Америке» он отметил тенденцию стирания сословных рамок и условностей в образе жизни, культуре, других областях социальной сферы, которая с необходимостью обусловливает смену аристократического устройства общества на демократическое. Демократизация может приводить к доминированию воли (тирании) большинства над обществом и “новому деспотизму”.

Ярким явлением обществоведческой мысли ХIХ века стал марксизм (основоположники – К. Маркс и Ф. Энгельс), составной частью которого стала политическая доктрина. Известно, что одной из трех составных частей марксистского учения является теория научного коммунизма, в котором политическая концепция занимает основное место. Существо теории можно отразить в следующих положениях:

1. Власть, государство, политическая система относятся к основным институтам общества и не могут не иметь классовую природу, ибо они возникают с расколом человеческого общества на антагонистические классы. Их природу нельзя понять из самой себя, ибо она коренится в «в материальных жизненных отношениях» общества, в силу чего «анатомию гражданского общества следует искать в политической экономии».

2. Будучи обусловленные характером господствующего способа производства, государство и политическая надстройка в целом оказывают активное обратное воздействие на материальный базис, замедляя либо ускоряя его развитие.

3. Возникая в дифференцированном обществе как инструмент подавления господствующим классом угнетенных и эксплуатируемых классов, государство и политическая надстройка будут существовать не вечно. Они начинают отмирать по мере продвижения к бесклассовому обществу, возникающему вследствие победоносной революции рабочего класса и осуществления диктатуры пролетариата.

Еще при жизни основоположников марксистского учения начала восходить слава Макса Вебера, разработавшего теорию государственной бюрократии и концепцию легитимности власти. Он считал бюрократическую организацию государственной власти концентрированным выражением рациональности, обладающей необходимым запасом прочности, устойчивости и стабильности. Для такой организации власти характерны неизменные методы политического управления, четкое распределение функций, субординированная иерархия властных полномочий, корпоративная ответственность за осуществляемые цели и др. В отношении легитимности власти (законосообразности и принятия гражданами/подданными) М. Вебер выделил три ее основных типа, базирующихся на трех разных формах властного господства. Речь идет о традиционном, харизматическом и легальном господстве. Первое основано на принуждении, насилии и вере подданных в законность власти. Второе базируется на исключительных личных качествах популярного в народе политического лидера. Последнее опирается на право и рациональные юридические нормы, которые принимают граждане и подчиняются им осознанно и добровольно.

В первой половине ХХ века Вильфредо Парето разработал теорию политических элит. По его мнению, деление любого общества на правящую элиту и подвластную массу незыблемо. Элиты борются между собой и меняют друг друга у власти в результате постоянной циркуляции – круговорота политических элит. Среди основных причин смены политических элит Парето называл вырождение старой элиты (львов) и постоянное рекрутирование в политику новых, молодых и активных политиков (лис). В развитие теории круговорота политических элит заметный вклад внес Гаэтано Моска.

В ХХ веке постепенно самые активные политические исследования переместились в США. Здесь были разработаны наиболее известные ныне научные теории. Гарольд Лассауэл разработал теорию политического психоанализа. Стивен Липсет и Дэвид Истон обосновали научную концепцию политических систем. Габриэль Алмонд стал родоначальником теории политической культуры. Роберт Даль предложил типологию политических систем и стал автором концепции «полиархической демократии». Л. Козер и К. Боулдинг разработали основы теории политических конфликтов. Сидней Верба заложил основы сравнительной политологии. Существенный вклад в эту область знаний внес Арендт Лейпхарт. Стивен Хантингтон разработал теорию «волн демократии».

Политология становится по-настоящему востребованной наукой лишь в демократическом обществе. Она является наукой, адекватной демократическим политическим системам, поскольку способствует их дальнейшему развитию и совершенствованию. Поэтому очевидно, что политология как целостная, независимая академическая наука могла появиться лишь в начале нашего столетия.

Объект и предмет политологии.

Политология тесно связана с жизнью общества. Как и всякая другая наука, политология появилась вследствие определенных общественных потребностей и потому ее развитие, разработка той или иной проблематики направлено на удовлетворение этой потребности.

Политология включает в себя следующие основные компоненты:

1) политическую теорию – теорию политики и историю политических

идей;

2) публичные (государственные) институты (центральные, местные и

региональные; законодательные, исполнительные и судебные), их

структуру и функционирование;

3) политическое участие и давление граждан – партии, групповые

объединения, общественное мнение и т.д.;

4) международные отношения – международные организации и

мировая политика.

Политическая система одна из наиболее крупных и сложных. В ее рамках возникают и развиваются ключевые политические процессы, принимаются и реализуются важные для судеб общества решения

Объектом политологии как и других социально-гуманитарных дисциплин, является общество, политическая действительность, или политическая сфера общества. В самом широком смысле слова политическая сфера есть область общественных отношений, связанная с взаимодействием различных общностей людей – социальных групп, слоев, классов, наций, народов. Она включает в себя ряд социальных институтов и организаций, которыми опосредуется это взаимодействие. Важнейшим из таких институтов является государство. Именно участие в делах государства, направление государства, определение форм, задач, содержание деятельности государства и есть главное содержание деятельности людей в политической сфере.

Но эту сферу общественной жизни изучают также философия, социология, история, теория государства и права, другие науки. Каждая из них рассматривает процессы, происходящие в области политики, под специфическим углом зрения, или имеет свой предмет изучения.

Предметом политологии является, главным образом, феномен политической власти. Данная наука призвана заниматься исследованием сущности политической власти, ее институтов, закономерностей их возникновения.

Наряду с тем, что политическая наука обеспечивает системный комплексный анализ феномена политической власти, она призвана так же исследовать те стороны политических явлений, деятельности институтов и учреждений, которые остаются вне поля зрения соответствующих научных дисциплин.

Кроме того границы политологии изменчивы и трудноопределимы. Число специальных тем, которые изучает политическая наука, постоянно увеличивается. Это вызвано эволюцией политической жизни и еще в большей степени приложением политики к очень широкому кругу областей человеческой деятельности, а также большой интеллектуальной активностью исследователей политической проблематики, сложностью самого изучаемого объекта.

Главная цель политической науки – поиск закономерностей поведения людей в сфере политики, достижение истинного знания, основанного на объяснении, понимании, интерпретации реальной политической жизни, взятой в её временном измерении.

Задачи политологии – формирования знания о политике, политической деятельности; объяснение и предсказание политических процессов и явлений, политического развития; разработка концептуального аппарата политологии, методологии и методов политического исследования.

Методы и функции политологии. Приоритетные проблемы политологии.

Общественное предназначение политологии определяется теми функциями, которые она выполняет для индивида и общества и которые можно свести к основным:

· познавательная. Политология во всех своих структурных отраслях, на всех уровнях исследования обеспечивает прежде всего прирост знания о различных областях политической жизни, раскрывает закономерности и перспективы политических процессов. Этому служат как фундаментальные теоретические изыскания, вырабатывающие методологические принципы познания политических явлений, так и непосредственные эмпирические исследования, поставляющие этой науке богатый фактический материал, конкретную информацию о тех или иных областях общественной жизни.

· Описательная. Констатация политических проблем и их оценка, признание некоего положения дел желательным или нежелательным. Политология дает оценку политическому строю, институтам, поведению и событиям. Если обнаруживается несоответствие политических явлений поставленным целям - даются рекомендации о возможных предупредительных мерах.

· Разъяснительная. Заключается в ответе на другие вопросы, в частности, по какой причине данное явление (процесс) вообще имел место; или почему оно обладает именно такими, а не другими признаками.

· Функция рационализации политической жизни: политических институтов и отношений, политико-управленческих решений, поведения и т.д. Политология выступает теоретической основой политического строительства, политических реформ и реорганизаций. Она обосновывает необходимость создания одних и ликвидацию других политических институтов, разрабатывает оптимальные модели управления государством, технологию относительно безболезненного разрешения социально-политических конфликтов.

· Нормативно-ценностная функция.Политология призвана вырабатывать определенные ценности и идеалы политической жизни, ориентировать политическую деятельность на реализацию этих ценностей, достижение тех или иных социальных идеалов.

В качестве таких ценностей могут выступать ценности свободы, социальной справедливости, братства и т.д. В качестве идеала — построение того или иного типа общества, создание наиболее эффективной или гуманистически ориентированной политической системы и т.д.

· Практическая направленность политологии выражается и в том, что она способна вырабатывать научно-обоснованные прогнозы о тенденциях развития политической жизни общества (в этом проявляется прогностическая функция политологии).

Политология способна дать:

1) долговременный прогноз о диапазоне возможностей политического развития той или иной страны на данном историческом этапе;

2) представить альтернативные сценарии будущих процессов, связанных с каждым из выбираемых вариантов крупномасштабного политического действия;

3) рассчитать вероятные потери по каждому из альтернативных вариантов, включая побочные эффекты. Но наиболее часто политологи дают кратковременные прогнозы о развитии политической ситуации в стране или регионе, перспективах и возможностях тех или иных политических лидеров, партий и т.д.

Важное место в политологии занимают методы и способы исследований. Как и любая наука, политология использует общие и специфические методы исследования, приёмы и подходы для изучения истинных и обоснованных данных. К общим относятся все те методы, которыми пользуются отдельные общественные науки: социологический, исторический, математический. В общественных науках используются общелогические методы: анализ и синтез, индукция и дедукция, абстрагирование и восхождение от абстрактного к конкретному, сочетание исторического и логического анализа, анализ и моделирование и другие подобные методы.

Но есть методы, присущие политологии значительно больше, чем другим наукам, те, которые по сути превратили её в самостоятельную дисциплину. Эти методы следующие.

· Системный метод - предполагает комплексный анализ сложившихся политических явлений, механизмов функционирования политических организаций, институтов. Системный метод анализа общественно-политических процессов требует детального изучения их составных элементов, структуры, функционирования и т.п.

Системный анализ политических процессов и явлений может касаться трёх различных вопросов (уровней):

а) политической системы как целого (например, система капитализма, система отдельного государства);

б) части отдельных глобальных систем - подсистем (например, партийная система, система профсоюзов, система местной власти);

в) отдельных элементов политической системы (например, политическая партия, правительство).

· Антропологический метод требует изучения обусловленности политики природой человека как родового существа, имеющего неизменяющийся набор основополагающих потребностей.

· Деятельностный метод дает динамическую картину политики. Он предполагает ее рассмотрение как специфического вида живой и овеществленной деятельности, как циклического процесса, имеющего определенные этапы.

· Ценностный (аксиологический), предполагающий выяснение значимости тех или иных политических явлений для личности, группы, общества, всего человечества и психологический метод, представленный, в частности, в политическом психоанализе и ориентирующий на изучение субъективных мотивов политического поведения.

· Бихевиористический метод (от англ, слова behaviour - поведение, буквально - наука о поведении) - суть которого в изучении политических явлений путем анализа поведения отдельных людей. Сторонники этого метода считают, что политика, как общественное явление, - прежде всего индивидуальное измерение, и все групповые формы деятельности обуславливают выводами из анализа поведения индивидов, соединённых групповыми связями. Участие в политических процессах и явлениях определяется их психическим состоянием, эмоциями, волей. Наблюдение за политическим поведением личности ставит целью получение любой эмпирической информации, с помощью либо наблюдения, либо косвенным путём полученных сведений (анкетирование, интервью, анализ документов).

Количественные методы - связаны с бихевиористическим методом, ибо политические явления, подобно природным, можно измерить, посчитать. Сторонники этих методов широко используют ЭВМ, другие счётные машины в исследованиях, проводимых в политической сфере; анализируют результаты выборов, развитие политических институтов и т.д.

Количественные методы в политологии реализуются с помощью следующих наиболее популярных способов исследования:

а) статистическое исследование политической активности, ставящее целью выявление закономерностей в поведении избирателей;

б) анкетное обследование и интервью - дают представление о массово распространённых взглядах и политических позициях, делают возможным их измерение;

в) лабораторные эксперименты - наиболее распространённые при исследовании внешней политики и международных отношений. Суть метода - в разработке предполагаемых будущих сценариев развития событий (например, конфликта между государствами).

· Сравнительные методы - наиболее древние, ими пользовались Аристотель, Платон, Монтескье, Маркс, Ленин и др. Особенность сравнительного метода состоит в том, что сопоставляются два или более политических объекта, или их частей, имеющих черты подобия (например, структура однотипных, но различных военных группировок или подобных же экономических организаций и др.).

Существуют определённые принципы отбора предметов для сравнения. Это, во-первых, институциональный принцип, когда выбираются аналогичные институты и анализируются их сходство и различия (например, Верховный Совет Украины и парламент Великобритании: оба - законодательные органы, но различия существенные). Во-вторых, функциональный принцип, который относится к политической практике, когда берутся два и более объекта с существенными внешними различиями, но обслуживающие те же самые интересы и потребности (например, и социал-демократические, и коммунистические партии выступают от имени рабочего класса, выражая и защищая формально его интересы).

· Метод принятия решений - самый распространённый метод в политологии. Его основными понятиями являются:

а) центр принятия решений (субъект политической деятельности, или - кто принимает решения);

б) процесс принятия решений (обсуждение, консультации, или - как принимаются решения);

в) конечный результат принятого политического решения;

г) использование соответствующих средств для реализации политического решения.

Этот метод объединяет другие методы, опирается на анализ доступных материалов и политических решений.

Использование всех перечисленных методов позволяет дать глубокую и многостороннюю характеристику политики и всей политической сферы общества.

Вся совокупность политологических, общенаучных и эмпирических методов подчинена одной цели – получения достоверного знания, объективных сведений о политических процессах и их развитии.

Проблемы, которыми занимается политология, можно разделить на три крупных блока:

· философские и идейно-теоретические основания политики, системообразующие признаки и важнейшие характеристики подсистемы политического, политические феномены, свойственные тому или иному конкретному периоду истории;

· политические системы и политическая культура, отличия и сходства между различными политическими системами, их преимущества и недостатки, политические режимы, условия их изменения и т. д.;

· политические институты, политический процесс, политическое поведение и т. д.

Заключение.

Политология имеет непосредственную практическую значимость для разработки государственной политики. На основе политологических исследований вырабатываются критерии выделения политически значимых общественных проблем, обеспечивается необходимая информация, формируется социальная, национальная и оборонная политика правительства, предотвращаются и разрешаются социальные конфликты.

Литература.

1. Политология: учебник. Мельвиль А. Ю.и др., Проспект – 2009. - 618 с

2. http://www.tspu.tula.ru/res/other/politolog/lec1.html

3. http://gospolit.ru/?p=179

Скачать архив с текстом документа