Системы управления качеством продукции 3
СОДЕРЖАНИЕ: СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ. ..… 3 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ПРОДУКЦИИ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ ..5СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ. ………………………………………………………………..… 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ПРОДУКЦИИ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ……………………………………......5
1.1 Сущность и задачи управления качеством продукции..…………...5
1.2 Процесс управления качеством продукции.......................................13
2. УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ ПРОДУКЦИИ В
ООО «АЙ ПИ ЭР МЕДИА»……………………………………………….......16
2.1 Организационно – экономическая характеристика в
ООО «Ай Пи Эр Медиа»……………………………………………….......16
2.2 Организация службы управления качеством продукции .………..19
2.3 Система совершенствования управления качеством
продукции в ООО «Ай Пи Эр Медиа»…………………………….……...22
2.4 Состояние управления качеством продукции в
ООО «Ай Пи Эр Медиа»…………………………………………………...24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. ……………………………………………………………......34
Библиографический список……... …………………………………………....36
ВВЕДЕНИЕ
Одним из важнейших факторов роста эффективности производства является улучшение качества выпускаемой продукции или предоставляемой услуги. Повышение качества выпускаемой продукции расценивается в настоящее время, как решающее условие её конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынках.
Качество продукции относится к числу важнейших критериев функционирования предприятия в условиях относительно насыщенного рынка и преобладающей неценовой конкуренции. Повышение технического уровня и качества продукции определяет темпы научно – технического прогресса и рост эффективности производства в целом, оказывает существенное влияние на интенсификацию экономики, конкурентоспособность отечественных товаров и жизненный уровень населения страны.
Качество выпускаемой продукции по праву можно отнести к важнейшим критериям деятельности любого предприятия. Именно повышение качества продукции определяет степень выживаемости фирмы в условиях рынка, темпы научно – технического прогресса, рост эффективности производства, экономию всех видов ресурсов, используемых на предприятии.
Увеличение производства высококачественных изделий российскими предприятиями в конечном итоге должно привести к интенсификации экономики, росту жизненного уровня населения, повышению конкурентоспособности российских товаров на внутреннем и мировом рынках.
Международная организация по стандартизации (ИСО) трактует качество как совокупность свойств и характеристик продукции или услуги, которые придают им способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности. С понятием качества тесно связаны такие понятия, как технический уровень продукции, конкурентоспособность товара, показатели качества, петля качества. Насыщенность рынка изделиями высокого технического уровня и качественными потребительскими товарами – это главный признак полнокровной, процветающей экономики.
Сегодня в мире применяются различные системы управления качества. Но для успешной деятельности в настоящее время они должны обеспечивать возможность реализации восьми ключевых принципов системного управления качеством, освоенных передовыми международными компаниями. Эти принципы составляют основу готовящегося обновления международных стандартов в области управления качеством ИСО серии 9000.
Необходимо понимать, что современная концепция управления качеством – это концепция управления любым целенаправленным видом деятельности, позволяющая, как показывает опыт, достигнуть успеха не только в сфере производства, но и в государственном и муниципальном управлении, в вооруженных силах и других сферах.
Объектом исследования курсовой работы является ООО «Ай Пи Эр Медиа».
Целью курсовой работы является рассмотрение теоретических вопросов системы управления качеством продукции и оценка управления качеством продукции на производственном предприятии.
При подготовке работы использовались законы Российской Федерации, учебные пособия по управлению качеством Спиридонова С.П., Басовского Л.Е., Протасьева В.Б. а также текущие материалы и отчетность общества с ограниченной ответственностью «Ай Пи Эр Медиа».
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ПРОДУКЦИИ НА ПРЕДПРИЯТИИ
1.1 Сущность и задачи управления качеством продукции
Покупатель, приобретая изделие, всегда сопоставляет, компенсирует ли цена изделия набор свойств, которыми оно обладает. Помимо цены важны и эксплуатационные характеристики продукции, поскольку они влекут за собой затраты по эксплуатации и ремонту, а если изделие характеризуется длительным сроком службы, эти затраты вполне сопоставимы с ценой изделия, а по некоторым изделиям и существенно превосходят продажную цену изделия. Качество продукции – это совокупность свойств продукции, обуславливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением.
Технико-экономическое понятое «качество продукции» охватывает только те свойства продукции, которые связаны с возможностью удовлетворения продукцией определенных общественных или личных потребностей в соответствии с ее назначением. Следовательно, повышая качество продукции, надо повышать не все ее свойства, а лишь те, которые влияют на выполнение продукцией ее функций назначения.
Качество продукции в условиях современного производства - важнейшая составляющая эффективности, рентабельности предприятия и поэтому ему необходимо уделять постоянное внимание. Все процессы по обеспечению, проектированию, сохранению качества объединены в систему управления качеством.
Выбор показателей качества устанавливает перечень наименований количественных характеристик свойств продукции, входящих в состав ее качества и обеспечивающих оценку уровня качества продукции.
Показатели назначения характеризуют полезный эффект от использования продукции по назначению и обусловливают область применения продукции.
Показатели надежности – безотказность, сохраняемость, ремонтопригодность, а также долговечность изделия. В зависимости от особенностей оцениваемой продукции для характеристики надежности могут использоваться как все четыре, так и некоторые из указанных показателей.
Показатели технологичности характеризуют эффективность конструкторско-технологических решений для обеспечения высокой производительности труда при изготовлении и ремонте продукции. Именно с помощью технологичности обеспечивается массовость выпуска продукции, рациональное распределение затрат материалов, средств, труда и времени при технологической подготовке производства продукции.
Показатели стандартизации и унификации – это насыщенность продукции стандартными, унифицированными и оригинальными составными частями, а также уровень унификации по сравнению с другими изделиями. Все детали изделия делятся на стандартные, унифицированные и оригинальные. Чем меньше оригинальных изделий, тем лучше, это важно как для изготовителя продукции, так и его потребителя.
Эргономические показатели отражают взаимодействие человека с изделием и комплекс гигиенических, антропометрических, физиологических и психологических свойств человека, проявляющихся при пользовании изделием.
Эстетические показатели характеризуют информационную выразительность, рациональность формы, целостность композиции, совершенство исполнения и стабильность товарного вида изделия.
Показатели транспортабельности выражают приспособленность продукции для ее транспортирования.
Патентно-правовые показатели характеризуют патентную защиту и патентную чистоту продукции и являются существенным фактором при определении конкурентоспособности. При определении патентно-правовых показателей следует учитывать наличие в изделии новых технических решений, а также решений, защищенных патентами в стране, наличие регистрации промышленного образца и товарного знака как в стране-производителе, так и в странах предполагаемого экспорта.
Экологические показатели – это уровень вредных воздействий на окружающую среду, которые возникают при эксплуатации или потреблении продукции, например содержание вредных примесей, вероятность выбросов вредных частиц, газов, излучений при хранении, транспортировании и эксплуатации продукции.
Показатели безопасности характеризуют особенности продукции для безопасности покупателя и обслуживающего персонала, т.е. обеспечивают безопасность при монтаже, обслуживании, ремонте, хранении, транспортировании, потреблении данной продукции.
Совокупность перечисленных показателей формирует качество продукции.
Основной задачей каждого предприятия или организации является повышение качества производимой продукции и предоставляемых услуг.
Успешная деятельность предприятия должна обеспечиваться производством продукции и услуг, которые:
- отвечают четко определенным потребностям, сфере применения или назначения;
- удовлетворяют требованиям потребителя;
- соответствуют применяемым стандартам и техническим условиям;
- отвечают действующему законодательству и другим требованиям общества;
- предлагается потребителю по конкурентоспособным ценам;
- направлены на получение прибыли.
Политика в области качества может быть сформулирована в виде принципа деятельности предприятия или долгосрочной цели и включать:
- улучшение экономического положения предприятия;
- расширение или завоевание новых рынков сбыта;
- достижение технического уровня продукции, превышающего уровень ведущих предприятий;
- ориентацию на удовлетворение требований потребителя определенных отраслей или определенных регионов;
- освоение изделий, функциональные возможности которых реализуются на новых принципах;
- улучшение важнейших показателей качества продукции;
- снижение уровня дефектности изготавливаемой продукции;
- увеличение сроков гарантии на продукцию;
- развитие сервиса.
Проблема повышения качества носит в современном мире универсальный характер. От того, насколько успешно она решается, зависит многое в экономической и социальной жизни любой страны, практически любого потребителя.
Качество – синтетический показатель, отражающий совокупное проявление многих факторов – от динамики и уровня развития национальной экономики до умения организовывать и управлять процессом формирования качества в рамках любой хозяйственной единицы.
Высокое качество и конкурентоспособность продукции обеспечиваются всей системой маркетинга – от конструирования, опытного и серийного производства до сбыта и сервиса эксплуатируемых изделий, включая в числе других средств и методы управления и контроля качества, способы транспортирования и хранения, установку (монтаж) и послепродажное обслуживание.
В условиях достаточности товаров и услуг на рынке, превышения в целом их предложения над спросом покупатель в полной мере реализует свое право выбора, естественно предпочитая тот товар, который с его точки зрения (а никак не производителя, плановика, инженера) обладает наилучшим соотношением потребительских качеств и цены в тот или иной момент.
Невостребованные потребителем продукты труда остаются у производителя и/или его посредников. Нереализованные на рынке товары убедительно показывают правильность или ошибочность товарной политики производителя, убеждают его самым эффективным способом – рублем, долларом, маркой, что выпускать следует только то, что требует потребитель.
В условиях конкурентного рынка деятельность любой хозяйственной единицы обязательно проходит двойной контроль. Внешний контроль производится конкурентами, но не непосредственно, а через конечные результаты рыночной деятельности. Беспристрастную оценку этой деятельности дает, в конечном счете, покупатель (потребитель).
Конкуренция – самый эффективный и дешевый метод экономического контроля, который не имеет себе равных. Такого рода контроль стоит обществу минимальных затрат, он не только создает условия обеспечения покупателей товарами нужного качества, причем в нужный срок. Это важная динамичная сила, постоянно толкающая производителя на сокращение издержек производства и снижение цен, на увеличение производства и сбыта, борьбу за покупателя, на улучшение качества продукции.
Таким образом, уже сам по себе рыночный фактор служит действенным средством, заставляющим производить товары требуемого в конкретный момент качества.
Повышение качества продукции связано с необходимостью согласования работы предприятий различных отраслей промышленности, а также деятельности многих научно-исследовательских, опытно-конструкторских и других организаций на всех этапах разработки, проектирования, изготовления, обращения и эксплуатации продукции. В этих условиях стал необходим системный анализ, который привел к появлению нового термина «управление качеством продукции», что означает действия, осуществляемые при создании и эксплуатации или потреблении продукции в целях установления, обеспечения и поддержания необходимого уровня ее качества.
Сегодня в мире применяются различные системы управления качества. Но для успешной деятельности в настоящее время они должны обеспечивать возможность реализации восьми ключевых принципов системного управления качеством, освоенных передовыми международными компаниями. Эти принципы составляют основу готовящегося обновления международных стандартов в области управления качеством ИСО серии 9000.
Принцип первый – ориентация на потребителя. Стратегическая ориентация на потребителя, соответствующим образом обеспечиваемая организацию, методически и технически, жизненно необходима каждой организации и каждому предприятию, функционирующему в условиях конкурентного рынка.
Принцип второй – роль руководства. В соответствии с ним руководитель должен создать условия, необходимые для успешной реализации всех принципов системного управления качеством.
Принцип третий – вовлечение работников. Это одно из ключевых положений TQM (Total Quality Management), в соответствии, с которым каждый работник должен быть вовлечен в деятельность по управлению качеством.
Принцип четвертый – процессный подход и органично с ним связанный.
Пятый принцип – системный подход к управлению. В соответствии с этими принципами производство товаров, услуг и управление рассматривается как совокупность взаимосвязанных процессов, а каждый процесс – как система, имеющая вход и выход, своих «поставщиков» и «потребителей» к управлению, основу которого составляет иерархическая организационная структура.
Принцип шестой – постоянное улучшение. Двадцать лет назад стратегия качества базировалась на концепции оптимального качества. Опыт японской, а затем американской и европейской промышленности показал, что устанавливать пределы улучшению недопустимо, само улучшение должно быть системой и составной частью системы управления.
Принцип седьмой – принятие решений, основанных на фактах. Реализация этого принципа призвана исключить необоснованные решения, которые обычно называют волевыми.
Принцип восьмой – взаимовыгодные отношения с поставщиками. Этот принцип, суть которого в простейших случаях очевидна, необходимо реализовывать по отношению, как к внешним, так и внутренним поставщикам.
Опыт крупнейших фирм многих развитых стран по управлению качеством, характеризующийся большим разнообразием концепций и методов формирования систем качества, был согласован и обобщен в комплексе международных стандартов ИСО серии 9000.
Состав комплекса международных стандартов ИСО серии 9000 представлен ниже:
ИСО 9000. Общее руководство качеством и стандарты по обеспечению качества. Руководящие указания по выбору и применению.
ИСО 9004. Общее руководство качеством и элементы системы качества. Руководящие указания.
ИСО 9001. Системы качества. Модель для обеспечения качеством при проектировании и/или разработке, производстве, монтаже и обслуживании.
ИСО 9002. Системы качества. Модель для обеспечения качества при производстве и монтаже.
ИСО 9003. Системы качества. Модель для обеспечения качества при окончательном контроле и испытаниях.
МС ИСО 9000, являясь вводным стандартом, устанавливает основные задачи предприятия-изготовителя продукции в области качества и содержит руководящие положения по выбору и применению стандартов ИСО серии 9000. МС ИСО 9004 предлагает руководство для построения системы качества.
|
|
|
Рис. 1.1 – Модель обеспечения качества для трёх этапов деятельности процесса производства продукции
1.2 Процесс управления качеством продукции
Непрерывный рост требований к техническому уровню, качеству изготовления продукции и темпам ее обновляемости, ориентация на максимальное удовлетворение требований потребителей в условиях перехода к экономическим методам управления на принципах хозяйственной самостоятельности и конкуренции, обуславливает необходимость существенного повышения эффективности и обоснованности мероприятий и решений в области обеспечения качества продукции. Совершенствование процесса обеспечения качества на промышленном предприятии следует рассматривать как важнейшее направление повышения эффективности предприятия в целом. От эффективности управленческих решений, принимаемых на данном этапе, во многом зависит успех производственно-хозяйственной и финансовой деятельности предприятия.
Анализ места и роли процессов выработки управленческих решений на промышленном предприятии, в виду его специфичности, следует начать с характеристики машиностроительной промышленности.
В новых условиях особое место занимает качество продукции, так как в конкурентной среде рынка на первом месте выступает не количество выпуска готовой продукции, а его качество. Управление и обеспечение качества в структуре управления реализуется путем выполнения специальных функций. Но сначала остановимся на самом понятии «качество».
Содержание категории «качество» развивалось в процессе эволюции методов производства и управления: от понимания качества как степени соответствующих параметров продукции требованиям технической документации, до акцентирования внимания на потребительской направленности продукции. Цепочка понятия качества, представленная на рис. 1.2, отражает 3 разных аспекта качества.
Рис. 1.2 – Цепочка качества
На 1 этапе качество означает ту ступень, в которой услуга или товар предприятия соответствуют его внутренним техническим условиям. Этот аспект называют качеством соответствия техническим условиям. На этапе 2 оценивается качество конструкции. Иначе говоря, качество может отвечать техническим требованиям предприятия на конструкцию изделия, но сама конструкция может быть как высокого, так и низкого качества. Наконец, на третьем этапе качество означает ту ступень, в которой работа или функционирование услуг или товаров предприятия удовлетворяют потребностям потребителей. Этот аспект называется функциональным качеством.
Достижение уровня качества продукции, удовлетворяющего требованиям потребителей, осуществляется на основании управления качеством. Наиболее полное определение этого понятия дал японский профессор Исикава Каору, один из ведущих специалистов в области разработки методов управления качеством. “Управление качеством – это революция мышления в управлении производством. Заниматься управлением качеством – значит разрабатывать, проектировать, выпускать и обслуживать качественную продукцию, которая является наиболее экономичной, наиболее полезной для потребителя и всегда удовлетворяет его потребности.
Что касается терминологии стандартов ISO серии 9000, она включает в себя неконкретные, громоздкие, а порой и прямо противоречащие здравому смыслу определения основных терминов. Так, термин качество подменён термином полезность (потребительная стоимость), определение терминов управление качеством и обеспечение качества не раскрывает сущности этих понятий, а определение термина обеспечение качества, кроме того, являет собой наглядный пример тавтологии. Нет ясности и в соотношении понятий обеспечение качества и управление качеством и т.д.
Наличие указанных проблем говорит о том, что уровень теоретической базы в этой области ещё далёк от того, чтобы можно было говорить об управлении и обеспечении качества как о сформировавшемся аспекте в науке управления. Имея только набор практических рекомендаций, без их должного теоретического осмысления, невозможно организовать эффективное, осознанное управление качеством.
Система обеспечения качества предприятия должна основываться на следующих положениях:
- Система качества разрабатывается и документально оформляется как средство обеспечения соответственно установленных требований.
- Система качества функционирует характерным образом наряду со всеми остальными видами деятельности, влияющими на качество продукции и взаимодействует с ними.
- Ответственность за определение политики в области качества и за решения, касающихся разработки, внедрения и функционирования системы качества, возлагается на руководителей предприятия.
- Все элементы и компоненты системы качества должны быть предметом постоянной и регулярной внутренней проверки и оценки.
2. УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ ПРОДУКЦИИ В ООО «АЙ ПИ ЭР МЕДИА»
2.1 Организационно – экономическая характеристика ООО «Ай Пи Эр Медиа»
Полное фирменное наименование общества: Общество с ограниченной ответственностью «Ай Пи Эр Медиа».
Место нахождения общества и почтовый адрес общества: 410012, г. Саратов, ул. Им. И.А.Слонова, 1.
Целью общества является извлечение прибыли. Предметом деятельности общества являются:
- издательская деятельность;
- издание книг, брошюр, буклетов и аналогичных публикаций, в том числе для слепых;
- издание газет, журналов и периодических публикаций,;
- прочие виды издательской деятельности;
- полиграфическая деятельность и предоставление услуг в этой области;
- иные виды деятельности, не запрещенные законодательными и нормативными актами Российской Федерации.
Общество является юридическим лицом по законодательству РФ и имеет в собственности обособленное имущество, учитываемое на его самостоятельном балансе, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
Общество несет ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом.
Органами управления общества являются:
- общее собрание участников общества;
- директор (единоличный исполнительный орган).
Высшим органом общества является общее собрание участников общества. Общее собрание может быть очередным или внеочередным. Очередное общее собрание участников проводится по решению директора не ранее чем через два месяца и не позднее чем через четыре месяца после окончания финансового года.
Все участники общества имеют право присутствовать на общем собрании участников общества, принимать участие в обсуждении вопросов повестки дня и голосовать при принятии решений.
К компетенции директора относятся все вопросы руководства текущей деятельностью общества, за исключением вопросов, отнесенных к исключительной компетенции общего собрания участников общества.
Организационная структура управления ООО «Ай Пи Эр Медиа» представлена на рис. 2.1.
Рис. 2.1 – Организационная структура управления ООО «Ай Пи Эр Медиа»
Для ООО «Ай Пи Эр Медиа» характерна линейная организационная структура управления. Все сотрудники организации действуют в процессе производства взаимосвязано. Для их согласованной деятельности четко определены регламент работы каждого звена, методы и формы их взаимосвязи. С этой целью определены права, обязанности и ответственность каждого работника.
Рассмотрим основные показатели деятельности ООО «Ай Пи Эр Медиа» за 2008-2010 гг. Проведем анализ основных технико-экономических показателей ООО «Ай Пи Эр Медиа» на основании данных таблицы 2.1.
Таблица 2.1 – Анализ основных технико-экономических показателей ООО «Ай Пи Эр Медиа»
Наименование показателей |
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. |
Темп изменения, % |
|
2009/2008 |
2010/2009 |
||||
1. Объём реализованной продукции, тыс. руб. |
8 823 |
9 845 |
14 759 |
111,58 |
149,91 |
2. Себестоимость, тыс. руб. |
8 538 |
9 514 |
13 277 |
111,43 |
139,55 |
3. Материальные затраты, тыс. руб. |
7139,50 |
8574,00 |
11977,00 |
120,09 |
139,69 |
4. Материалоотдача, р. / р. |
1,24 |
1,15 |
1,23 |
92,91 |
107,32 |
5. Среднегодовая стоимость основных фондов, тыс. руб. |
7094,76 |
7209 |
7267 |
101,61 |
100,80 |
6. Фондоотдача, руб./руб. |
1,24 |
1,37 |
2,03 |
109,82 |
148,72 |
7. Фондоёмкость, руб./руб. |
0,80 |
0,73 |
0,49 |
91,06 |
67,24 |
8. Среднесписочная численность работников, чел. |
24 |
20 |
18 |
83,33 |
90,00 |
9. Фонд оплаты труда, тыс. руб. |
660 |
708 |
952 |
107,27 |
134,46 |
10. Среднемесячная заработная плата одного работающего, руб. |
2291,82 |
2950 |
4407,41 |
128,72 |
149,40 |
11. Объем реализованной продукции, приходящийся на 1 работника, тыс. руб. |
367,63 |
492,25 |
819,94 |
133,90 |
166,57 |
12. Прибыль от реализации, тыс. руб. |
285 |
331 |
1 482 |
116,14 |
447,73 |
13. Прибыль до налогообложения, тыс. руб. |
136 |
92 |
888 |
67,65 |
965,22 |
14. Рентабельность производственной деятельности, % |
1,54 |
0,93 |
6,02 |
60,62 |
643,85 |
По данным таблицы 2.1 можно сделать вывод о росте объемов реализации продукции ООО «Ай Пи Эр Медиа» за 2008-2010 гг. Увеличение объемов реализации связано в первую очередь с увеличением количества заказов на изготовляемую организацией продукцию и услуги. В договорных ценах объём реализованной продукции в 2009 г. по сравнению с 2008 г. вырос на 11,58% и составил 9845 тыс. руб. В 2010 году объем реализации организации увеличился до уровня 14759 тыс. руб., что на 49,91% больше результата предыдущего года.
Производство продукции ООО «Ай Пи Эр Медиа» материалоемкое, материальные затраты ежегодно увеличивались с уровня 7139,5 тыс.руб. в 2008 году до 8574 тыс.руб. в 2009 году и до 11977 тыс.руб. в 2010 году, что 4837,5 тыс.руб. больше уровня 2008 года. Значение показателя материалоотдачи незначительно изменялось на протяжении исследуемого периода и составило 1,23 по результатам 2010 года.
Балансовая прибыль предприятия в 2009 г. снизилась на 44 тыс.руб. по сравнению с 2008 г. и составила 92 тыс. руб., в 2010 г. прибыль значительно возросла до уровня 888 тыс. руб. На протяжении периода 2008-2009 гг. происходит уменьшение рентабельности производственной деятельности ООО «Ай Пи Эр Медиа». Если в 2008 г. рентабельность составляла 1,54%, то 2009 г. – уже 0,93%, что связано с ростом уровня внереализационных расходов предприятия. В 2010 году рентабельность увеличилась до 6,03%, что является благоприятным моментом в работе организации.
Исходя из вышеприведённого анализа, можно сделать вывод, что производственно-финансовая деятельность ООО «Ай Пи Эр Медиа» к концу анализируемого периода улучшается.
2.2 Организация службы управления качеством продукции
В связи с тем, что ООО «Ай Пи Эр Медиа» по своим производственным и экономическим показателям предприятие небольшое, отдельно служба управления качеством продукции в организационной структуре управления фирмой не выделена. Отдельные функции по обеспечению управления качеством продукции распределены между действующими работниками аппарата управления и производства на предприятии.
Одной из форм отражения функциональной модели системы качества служит матрица распределения специальных функций между руководителями и специалистами предприятия.
Данная матрица выполняется в виде прямоугольной таблицы, в первой графе которой указывается код (шифр) функции, во второй – полное ее наименование, а в последующих графах, соответствующих числу подразделений и должностных лиц предприятия, участвующих в реализации данной функции, с помощью условных обозначений указывается характер участия каждого подразделения или должностного лица в совместной деятельности.
Ниже приведена матрица распределения функций системы качества между должностными лицами, которая была разработана и успешно применяется в ООО «Ай Пи Эр Медиа» (таблица 2.2).
Таблица 2.2 - Матрица распределения специальных функций между руководителями и специалистами ООО «Ай Пи Эр Медиа»
№ п/п |
Функции системы качества |
Должностные лица |
||||
Директор |
Зам. директора |
Заведующий производством |
Печатник |
Бухгалтер |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
01 |
Разработка политики в области качества |
|||||
02 |
Разработка и совершенствование организационной структуры системы качества |
|||||
03 |
Правовое обеспечение качества |
|||||
04 |
Реализация принципов системы качества |
|||||
05 |
Разработка документации системы качества |
|||||
06 |
Регистрация, хранение и предоставление данных о качестве |
|||||
07 |
Внутренняя проверка системы качества |
|||||
08 |
Учет и оценка затрат на качество |
|||||
09 |
Спец. подготовка и обучение кадров |
|||||
10 |
Стимулирование качества |
|||||
11 |
Повышение активности членов трудового коллектива |
|||||
12 |
Организация использования статистических методов |
|||||
13 |
Изучение рынков сбыта |
|||||
14 |
Изучение требований к качеству и цене продукции |
|||||
15 |
Прогнозирование потребностей и качества |
|||||
16 |
Этикетирование и реклама продукции |
|||||
17 |
Планирование качества |
|||||
18 |
Нормирование требований к качеству |
|||||
19 |
Разработка и постановка новой продукции на производство |
|||||
20 |
Обеспечение безопасности продукции |
|||||
21 |
Материально-техническое снабжение |
|||||
22 |
Технологическая подготовка производства |
|||||
23 |
Обеспечение стабильности качества изготовления продукции при производстве |
|||||
24 |
Выявление отклонений от установленных требований |
|||||
25 |
Устранение выявленных отклонений от установленных требований |
|||||
26 |
Контроль и испытания продукции |
|||||
27 |
Внешняя проверка качества |
|||||
28 |
Обеспечение качества упаковки и хранения продукции |
|||||
29 |
Обеспечение качества транспортирования продукции |
|||||
30 |
Обеспечение качества монтажа и наладки продукции |
|||||
31 |
Анализ качества продукции при эксплуатации |
|||||
32 |
Гарантийный ремонт продукции |
|||||
33 |
Сервисное обслуживание продукции |
|||||
34 |
Утилизация продукции после использования |
Условные обозначения:
- руководит работами и принимает решение по функции, несет ответственность за конечные результаты работ по функции;
- организует исполнение работ по функции, обобщает результаты работ, несет ответственность за своевременность и качество подготовки проекта решения;
- консультирует при подготовке и принятии решения, несет ответственность за качество консультирования;
- получает информацию о принятом решении по функции, несет ответственность за своевременность и качество реализации решения.
2.3 Система совершенствования управления качеством продукции в ООО «Ай Пи Эр Медиа»
В системе качества, создаваемой ООО «Ай Пи Эр Медиа», деятельность, связанная с определением затрат на качество, начинает носить постоянный характер, что требует закрепления за функциональными подразделениями выполнения работ в соответствии со структурой и составом затрат. Формирование структуры и состава затрат определяет необходимость разработки классификации затрат, которая позволяла бы в максимальной степени учесть все виды затрат.
В предлагаемой методике которая применяется в ООО «Ай Пи Эр Медиа» использованы следующие признаки классификации:
- целевое направление затрат;
- периодичность затрат;
- методы учета затрат;
- отражение затрат в статьях калькуляции себестоимости.
Основные характеристики затрат на обеспечение качества продукции по каждому из признаков классификации приведены в таблице 2.3.
Таблица 2.3 – Характеристики затрат
Классификационный признак |
Характеристика |
1. Целевое направление затрат |
1. Затраты на обеспечение качества в процессе производства 2. Послепроизводственные затраты, связанные с доказательством обеспечения качества |
2. Периодич-ность затрат |
1. Единовременные затраты 2. Текущие затраты |
3. Методы учета затрат |
1. Прямой счет затрат 2. Расчетный метод 3. Комбинированный метод |
4. Отражение в статьях калькуляции себестоимости изделий |
01. Сырье и основные материалы 02. Покупные и комплектующие изделия, полуфабрикаты и услуги кооперативных предприятий 03. Вспомогательные материалы для технологических целей 04. Основная и дополнительная заработная плата с отчислениями на социальное страхование и пенсионный фонд производственных рабочих 05. Расходы на подготовку и освоение производства 06. Возмещение износа инструментов и приспособлений целевого назначения и прочие специальные расходы 07. Расходы на содержание и эксплуатацию оборудования 08. Цеховые расходы 09. Общезаводские расходы 10. Потери от брака 11. Прочие производственные расходы 12. Внепроизводственные расходы |
Очевидно, что для определения перечисленных выше задач, связанных с обеспечением и полной реализацией качества проекта, необходимо до конца пересмотреть существующую на ООО «Ай Пи Эр Медиа» систему учета на основе составления и утверждения смет по каждому проекту с применением целевого финансирования за счет собственных и привлеченных средств. В качестве привлеченных средств могут использоваться кредиты различных организаций (банка, инновационных фондов, хозяйственных ассоциаций и др.).
Из полученной информации из документации о деятельности по улучшению качества продукции в ООО «Ай Пи Эр Медиа» видно, что затраты на эту часть производства составляют всего лишь 1,5% - 3,2%, что составляет 50 процентов от идеального количества затрат в размере 6,2% от общего количества затрат на производство. Однако, если проанализировать последние пять лет выделения средств на улучшение качества продукции (оно составляло 0,68% от общего количества затрат в 2006 году), то новая система управления качеством даёт свои результаты, и в ООО «Ай Пи Эр Медиа» не сомневаются в достижении поставленной перед собой цели.
2.4 Состояние управления качеством продукции в ООО «Ай Пи Эр Медиа»
Организационная структура управления качеством продукции на предприятии ООО «Ай Пи Эр Медиа» представляет собой единство ступеней и звеньев управления в их зависимости и соподчиненности и включает все подразделения предприятия, участвующие в управлении и производстве продукции на стадиях разработки, изготовления, обращения и эксплуатации или потребления.
Организационная структура комплексной системы УКП (КС УКП) на предприятии ООО «Ай Пи Эр Медиа», позволяет сформулировать следующие принципы ее построения:
- соответствие структуры с обеспечением максимальных возможностей для достижения поставленных целей в отношении качества;
- отделение работ по планированию и прогнозированию УКП от текущих работ по регулированию и контролю качества продукции;
- централизация в решении вопросов общей политики при децентрализации в решении оперативных вопросов, связанных с обеспечением качества продукции (КП);
- создание организационных механизмов, позволяющих осуществлять эффективную координацию работ по обеспечению КП и разработке мероприятий профилактического характера;
- обеспечение комплексного УКП при разработке конкретных проектов, отдельных изделий;
- создание организационных условий, обеспечивающих внутренне развитие оргструктуры, ее гибкость и динамичность.
Одна из характерных особенностей КС УКП состоит в том, что при управлении качеством продукции оказываются задействованными практически все подразделения предприятия. В соответствии с реформой качества, проводимой на ООО «Ай Пи Эр Медиа» на предприятии была создана инспекция качества в лице директора, заведующего производством и заместителя директора с разработанным к ней положением.
На ООО «Ай Пи Эр Медиа» координацию работ по обеспечению качества продукции осуществляет заместитель директора. В структуре управления качеством определяется и конкретизируется роль каждого звена управления, показывается степень интеграции и специализации функций управления.
В соответствии с основными принципами международных стандартов по качеству при управлении качеством на предприятии, в том числе и на нашем предприятии, выполняются следующие функции:
- прогнозирование потребностей, технического уровня и качества продукции;
- планирование качества на этапе подготовки производства;
- планирование, контроль и оценка исходных материалов;
- контроль и оценка КП и процессов в ходе производства;
- организация потоков информации;
- разработка средств ее сбора и передачи;
- подготовка и обучение персонала;
- обеспечение качества технического обслуживания;
- руководство деятельностью по управлению качеством;
- аттестация продукции;
- правовое обеспечение качества продукции.
Целью функционирования системы качества в ООО «Ай Пи Эр Медиа» является обеспечение:
- изготовления каждого элемента выпускаемых полиграфических изделий в соответствии с типовой конструкцией и требованиями безопасной эксплуатации;
- заданного уровня качества выпускаемой продукции при минимальных затратах;
- соответствия продукции заявленным требованиям типовой конструкции и условиям на поставку.
Достижение указанной цели осуществляется с помощью:
- выполнения документированных ГОСТами, ОСТами, РТМ и стандартами предприятия всех необходимых процедур, правил и методов обеспечения качества;
- активного взаимодействия по вопросам качества с партнёрами, и с поставщиками материалов, полуфабрикатов и покупных изделий;
- повышения качества и ответственности руководства ООО «Ай Пи Эр Медиа»;
- повышения технического уровня производства;
- вовлечения в работу всех сотрудников предприятия;
- организации эффективного технического контроля операций и процессов производства и обеспечением его стабильности при изготовлении особо ответственных элементов изделий, проведением комплекса их испытаний;
- совершенствования системы мотивации персонала предприятия на качественную работу.
Политика в области качества обязывает:
1. Каждого работника предприятия:
- знать положения политики в области качества и строго следовать им в работе;
- выполнять все требования технической и нормативно-технической документации;
- соблюдать производственно-технологическую дисциплину, в срок и качественно выполнять все указания руководителей, не противоречащие действующим законам и документам, утверждённым в установленном порядке;
- постоянно помнить, что главная цель работы каждого - полное удовлетворение требований потребителей;
- проявлять творческую инициативу, подавать предложения и добиваться устранения любых причин и обстоятельств, препятствующих изготовлению продукции заданного качества.
2. Руководителей:
- руководствоваться в своей деятельности требованиями политики качества, обеспечивать её понимание всеми работниками подразделения и практическую реализацию;
- обеспечивать полное соответствие действующих и разрабатываемых подразделением стандартов предприятия комплексной системы УКП положениям политики качества и «Руководству по качеству»;
- обеспечивать приоритетность в планировании, финансировании работ связанных с реализацией политики качества;
- создавать необходимые условия для эффективного труда, своевременно обеспечивать производство необходимым оборудованием, документацией, оснасткой, инструментом, тарой, материалами, технологическую и экологическую безопасность труда, обучение и инструктаж исполнителей, деловую и доброжелательную атмосферу в коллективе.
Далее рассмотрим более подробно процесс обеспечения контроля качества полиграфической продукции на этапе допечатной подготовки в ООО «Ай Пи Эр Медиа».
На стадии допечатной подготовки существует реальная возможность обнаружить подавляющее большинство обстоятельств, которые могут привести к браку на всех последующих этапах производства.
До внедрения данной системы обеспечения контроля качества полиграфической продукции (2009 год) при производстве продукции в ООО «Ай Пи Эр Медиа» наблюдался высокий процент брака (таблица 2.4).
Таблица 2.4 - Анализ брака выпускаемой продукции ООО «Принт Мастер» в 2008-2010 годы
Показатели |
Годы |
Изменение, +/- |
|||
2008 |
2009 |
2010 |
2009/2008 |
2010/2009 |
|
1. Объём произведенной продукции, тыс. руб. |
8 823 |
9 845 |
14 759 |
1 022 |
4 914 |
- в том числе полиграфической, тыс. руб. |
6521 |
7125 |
12532 |
604 |
5 407 |
2. Объем брака в стоимостном выражении, тыс. руб. |
639,06 |
634,13 |
538,88 |
-4,93 |
-95,25 |
3. Процент брака от объема выпуска продукции, % |
9,8 |
8,9 |
4,3 |
-0,90 |
-4,60 |
4. Процент брака по причине плохих материалов, % |
3,3 |
2,4 |
1,8 |
-0,90 |
-0,60 |
5. Процент брака по причине человеческого фактора, % |
1,3 |
1,4 |
1,2 |
0,10 |
-0,20 |
6. Процент брака по технологической причине, % |
5,2 |
5,1 |
1,3 |
-0,10 |
-3,80 |
Как видно из данных таблицы 2.4 , после внедрения вышеуказанной системы значительно снизился прежде всего технологический брак на 3,8 процентных пункта до уровня 1,3% от общего объема произведенной продукции. Среди основных причин брака необходимо выделить следующие:
- Несоответствие макета параметрам печатного оборудования.
- Несоответствие макета требованиям по послепечатной обработке.
- Общие ошибки, допущенные при подготовке макета к печати.
К первой группе относятся:
- Несовпадение минимального или максимального формата печатной машины и макета;
- Несоответствие цветовой модели макета или его частей;
- Низкое или чрезмерно высокое разрешение иллюстраций;
- Использование некорректно интерпретируемых RIP и поврежденных шрифтов или их отсутствие.
- Наличие дополнительных (помимо триадных) красок;
- Превышение суммарной плотности красок;
- Ошибки в установках треппинга;
- Использование графических эффектов, неподдерживаемых RIP;
- Особенности красочного аппарата QM-DI непозволяюшего корректно печатать градиенты и плашки больших площадей, а также шаблонирование.
Ко второй группе относятся:
- Несовпадение минимального или максимального формата послепечатного оборудования и макета;
- Расположение важных графических элементов макета недопустимо близко к линиям реза, фальца, бига, месту сверловки, пробивки, наклейки клапана и др.;
- Запечатка полей для нумерации, мест, покрываемых клеем на специальном оборудовании.
К третьей группе относятся:
- Неправильный спусковой макет;
- Грамматические и пунктуационные ошибки в наборе;
- Утрата или смещение иллюстраций, графических элементов и текстовых блоков;
- Явное расхождение по цвету печатного оттиска и макета заказчика;
- Отсутствие вспомогательных меток (резки, фальца, бига, приводных меток для вырубки и др.)
На этапе печати наиболее распространены следующие случаи брака:
- Разнотон (изменение цвета изделия от экземпляра к экземпляру в тираже);
- Марашки;
- Несовмещение красок;
- Неправильный переворот и, как следствие, несовпадение лица и оборота изделия;
- Непопадание в заданный цвет (PANTONE);
- Перетискивание;
- Недопечатка тиража.
Вышеперечисленные случаи брака происходят в виду халатности печатника, и их количество напрямую зависят от аккуратности и опыта печатника. Причинами возникновения марашек могут послужить: низкокачественная бумага, пыльное помещение, несоблюдение нормы влажности в помещении, где установлена печатная машина.
Брак, допущенный при послепечатной обработке полиграфической продукции способен отправить под нож хорошо отпечатанный дорогостоящий тираж. Хотя причиной могут послужить самые простые обстоятельства:
- Направление на Postpress сырого тиража;
- Неправильная или неровная подрезка;
- Неправильная или неровная фальцовка и биговка;
- Ошибка при подборке тиража;
- Неправильная приклейка элементов изделия;
- Некачественное скрепление;
- Применение негодных или несоответствующих спецификации переплетных и отделочных материалов.
Каждый, не выявленный вовремя случай брака наносит не только прямой материальный ущерб ООО «Ай Пи Эр Медиа», но может привести и к косвенным потерям, таким как снижение продажной стоимости тиража или даже потере клиента. Поэтому необходимо не только отслеживать все случаи брака, выявлять и устранять их причины, но принимать превентивные меры, направленные на контроль и формализацию прохождения заказа по всем этапам производства.
Применительно к системе документооборота и оборудованию ООО «Ай Пи Эр Медиа» система контроля качества построена следующим образом.
1. Оформление Job-Ticket менеджером, принявшим заказ Job-Ticket должен содержать полную информацию о:
- Формате, красочности, количестве полос и тираже изделия;
- Всех используемых материалах (бумаге, переплетных и отделочных материалах);
- Технологических процессах Prepress (верстка, сканирование, вывод пленок, цветопроба) и Postpress (фальцовка, биговка, вид скрепления и др.)
Работа без Job-Ticket или с незаполненным Job-Ticket в производство не принимается и в производственный план не вносится. Правила заполнения Job-Ticket полностью описываются в должностной инструкции сотрудника отдела продаж.
2. Работа с заказом в отделе допечатной подготовки:
- Верстальщику в работу передается заполненный Job-Ticket и материалы заказчика;
- Верстальщик не может принять какие-либо материалы без заполненного Job-Ticket;
- Приняв заказ в работу, верстальщик заполняет Job-Ticket согласно своей должностной инструкции;
- По выполнении работы верстальщиком изготовляется цветная распечатка спуска и макет, максимально приближенный к готовому изделию;
- На распечатке ставится штамп «В ПЕЧАТЬ» в нем ставит подпись верстальщик;
- Распечатка и макет передаются руководителю отдела, для контроля и проверки;
- Далее распечатка и макет передаются для утверждения менеджеру;
- Job-Ticket работы переданной на утверждение хранится у начальника отдела;
- После утверждения заказчиком и менеджером распечатка и макет передаются руководителю отдела;
- Перед отправкой файла в печать на QM-DI верстальщик на RIP делает TIF- образ работы и распечатывает его;
- TIF проверяется верстальщиком и начальником отдела;
- Когда все распечатки проверены и подписаны, файл заказа отправляется на печатную машину;
- Печатник должен убедиться, что файл ему доступен, и поставить свою подпись на распечатке в штампе «В ПЕЧАТЬ»;
- Job-Ticket, подписанная распечатка, макет и распечатка TIF передаются заведующему производством ООО «Ай Пи Эр Медиа».
Данная процедура позволяет выявить и устранить практически все причины брака на 1 этапе (Prepress).
Максимально приближенный макет готового изделия поможет печатнику и отделу послепечатной обработки избежать ошибок в перевороте печатного листа, подрезке, фальцовке, подборке и скреплении. Кроме того, при желании заказчика он может быть приглашен «на приладку». В этом случае заказчик подписывает печатный лист, что снижает вероятность предъявления претензий при получении готового тиража.
Таким образом, в стадии допечатной подготовки и утверждения макета при выполнении указанной схемы реально обнаружить и устранить большую часть ошибок, ведущих к браку. Печатнику и отделу послепечатной подготовки необходимо лишь соблюдать параметры изделия указанные в Job-Ticket и осуществлять визуальный контроль изделий на стадии печати и послепечатной обработки.
Далее рассмотрим, как в организации ООО «Ай Пи Эр Медиа» реализуются ключевые принципы системного управления качеством, освоенных передовыми международными компаниями (таблица 2.5).
Таблица 2.5 - Анализ реализации ключевых принципов системного управления качеством в организации ООО «Ай Пи Эр Медиа»
Принципы |
Анализ реализации |
1. Ориентация на потребителя |
Вся продукция, производимая ООО «Ай Пи Эр Медиа», разрабатывается с учетов всех пожеланий и предпочтений заказчика, главная цель фирмы – полное и качественное удовлетворение потребностей клиентов |
2. Роль руководства |
Руководство играет значительную роль в контроле качества продукции ООО «Ай Пи Эр Медиа», стиль руководства в фирме можно охарактеризовать как демократичный |
3. Вовлечение работников |
Работники фирмы заинтересованы в изготовлении качественной продукции, все материальные и моральные стимулы и мотиваторы организации направлены на высокие результаты и качество труда |
4. Процессный подход и органично с ним связанный |
Реализовано не в полной мере |
5. Системный подход к управлению |
Основу управления организацией ООО «Ай Пи Эр Медиа» составляет иерархическая организационная структура (линейно-функциональная). В организации эффективно используется делегирование полномочий, распределение контролирующих функций |
6. Постоянное улучшение |
Руководство организации ООО «Ай Пи Эр Медиа» постоянно уделяет пристальное внимание техническому перевооружению основных производственных фондов, разработке новых инвестиционных проектов, внедрению новых технологий печати. |
7. Принятие решений, основанных на фактах |
В организации широко используются информационные системы поддержки принятия управленческих решений, бизнес-планирования, методы социально-экономического прогнозирования |
8. Взаимовыгодные отношения с поставщиками |
С многими поставщиками материалов ООО «Ай Пи Эр Медиа» имеет долгосрочные контракты и договора, опыт успешного сотрудничества, значительные скидки на приобретаемую продукцию. |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Современное управление качеством на предприятии, независимо от формы собственности и масштаба производственной деятельности, должно оптимально сочетать действия, методы и средства, обеспечивающие, с одной стороны, изготовление продукции или оказания услуги, удовлетворяющей текущие запросы и потребности рынка, а с другой - разработку новой продукции или услуги, способной удовлетворять будущие потребности и будущие запросы рынка. Принципиальная схема механизма управления качеством органически должна взаимодействовать с маркетинговыми исследованиями и включать в свой состав блок разработки политики в области качества.
Организационная структура управления качеством продукции на предприятии ООО «Ай Пи Эр Медиа» представляет собой единство ступеней и звеньев управления в их зависимости и соподчиненности и включает все подразделения предприятия, участвующие в управлении и производстве продукции на стадиях разработки, изготовления, обращения и эксплуатации или потребления.
В соответствии с реформой качества, проводимой на ООО «Ай Пи Эр Медиа» на предприятии была создана инспекция качества с разработанным к ней положением. Общее руководство комплексной системы управления качеством продукции осуществляется директором, а координация работ, связанных с функционированием и развитием системы, обычно возлагается на заместителя директора.
На ООО «Ай Пи Эр Медиа» координацию работ по обеспечению качества продукции осуществляет заместитель директора. В структуре управления качеством определяется и конкретизируется роль каждого звена управления, показывается степень интеграции и специализации функций управления.
В соответствии с поставленной целью, в данной работе были решены следующие задачи исследования:
- рассмотрены теоретические основы управления качеством продукции на производственном предприятии;
- проведен анализ управления качеством продукции в исследуемой организации ООО «Ай Пи Эр Медиа».
Библиографический список
1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993г. (с изменениями, внесенным Федеральным законом от 30.12.2008г. № 7-ФКЗ) // СПС Консультант Плюс.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Части I и II. Принят Государственной думой РФ 21.10.1994г. № 51-ФЗ (с изменениями, внесенным Федеральным законом от 17.07.2009г. № 145-ФЗ) // СПС Консультант Плюс.
3. Басовский Л.Е., Протасьев В.Б. Управление качеством: Учебник. - М.:ИНФРА - М, 2006.
4. Бакиев Т.А., Никифоров А.Д. Метрология, стандартизация и сертификация. – М.: ИНФРА – М, 2005.
5. Бузов Б.А. Управление качеством продукции. Технический регламент, стандартизация и сертификация . - Высшее профессиональное образование, 2006 г.
6. Варакута, С.А. Управление качеством продукции: Учебное пособие. – М.: ИНФРА – М, 2003.
7. Гиссин В.И. Управление качеством продукции: Учебное пособие.- Ростов н/Д: Феникс, 2007.
8. Ильин В.В. Руководство качеством проектов. Практический опыт. - М.: ИНФРА-М, 2006 .
9. Круглов М.Г., Сергеев С.К., Такташов В.А. Менеджмент систем качества: Учебное пособие. – М.: ИПК Издательство стандартов, 1997.
10. Крылова Г.Д. Основы стандартизации, сертификации, метрологии. - М.: ИНФРА-М, 2007.
11. Поздняков В.Я., Волков О.И. Экономика предприятия (фирмы): Практикум. - М.: ИНФРА-М, 2006.
12. Салиманова Т.А., Ватолкина Н.Ш. История управления качеством. - М.: ИНФРА-М, 2005.
13. Спиридонов С.П., Злобина Н.В. Герасимов Б.И. Управление качеством. Учебное пособие. - КноРус, 2006.
14. Туровец О.Г. Организация производства: Учебник для вузов. - Воронеж, 2008.
15. Федюкин В.К., Дурнев В.Д., Лебедев В.Г. Методы оценки и управление качеством промышленной продукции. Учебник. Изд. 2-е перераб. и доп.- М.информационно-издательский дом Филинъ, Рилант, 2005.