ВТО этапы формирования, система управления, основные направления деятельности

СОДЕРЖАНИЕ: Введение Темой, выбранной нами для написания реферата, является ВТО: этапы формирования, система управления, основные направления деятельности. В ходе работы, нам необходимо познакомиться с такой организацией, как Всемирная торговая организация, изучить принципы ее работы, познакомиться с историей ее создания.

Введение

Темой, выбранной нами для написания реферата, является ВТО: этапы формирования, система управления, основные направления деятельности. В ходе работы, нам необходимо познакомиться с такой организацией, как Всемирная торговая организация, изучить принципы ее работы, познакомиться с историей ее создания.

Всемирная торговая организация представляет собой один из наиболее крупных международных институтов, регулирующих внешнеэкономическую деятельность вообще и ее торговый сектор в частности. Членами ВТО являются более 150 стран, и существует еще определенные государства, включая Россию, которые претендуют на место в этой организации. Штаб-квартира ВТО находится в Женеве, руководителем организации на данный момент (с 2005г.) является Паскаль Лами [5]. Официальные языки организации - английский, французский, испанский [8].

1.1. История создания ВТО. ГАТТ

Начиная говорить о ВТО, нельзя не упомянуть о Генеральном соглашении по тарифам и торговле (GeneralAgreementonTariffsandTrade), или ГАТТ, своеобразном прародителе Всемирной торговой организации. ГАТТ – это международная экономическая организация, регулировавшая в 1948-1994 гг. правила международной торговли согласно принципам либерализма [9].

Все возрастающая роль мировой торговли заставила индустриальные страны уже в XIX веке поддерживать на международном уровне ограниченную кооперацию по вопросам таможенных пошлин. Разразившийся в 1929 году глобальный кризис и попытки его преодоления в отдельных странах путем прямой защиты внутреннего рынка высокими таможенными пошлинами от иностранного импорта показали, что при все возрастающих объемах внешней торговли необходима ее индустриализация и наднациональное регулирование в признанных международно-правовых рамках. Экономическим фундаментом требований либерализации внешней торговли служит экономическая теория сравнительного преимущества, разработанная в начале XIX века Давидом Риккардо [2]. Идея создания международной организации, призванной регулировать международную торговлю, возникла еще до окончания Второй мировой войны. В основном усилиями США и Великобритании в 1944 году на конференции в Бреттон Вуде были основаны Международный валютный фонд и Международный банк реконструкции и развития [3]. Третьей опорой нового экономического порядка наряду с упомянутыми организациями предполагалось создание Международной торговой организации (МТО). Для этого в 1946 году в Гаване была созвана международная конференция по торговле и занятости, которая и должна была выработать метериально-правовые рамки международного соглашения о снижении тарифов, предложить заинтересованным странам устав этой организации, взять на себя координирующую роль в вопросах упрощения внешней торговли и снижения таможенного бремени на пути товаров из страны в страну [9]. Уже в октябре 1947 года было подписано Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ), которое первоначально рассматривалось лишь как часть всеобъемлющего соглашения в рамках новой международной торговой организации. Это соглашение, рассматриваемое как временное, вступило в силу 1 января 1948 года. СССР не был приглашен к участию в Гаванской конференции, так как отказался быть участником МВФ и МБРР. Советское правительство опасалось того, что большое влияние, которое имели США в этих организациях, и начало противостояния между идеологическими блоками (Холодная война) не позволят в должной степени учитывать интересы СССР в рамках этих организаций. Конгресс США, однако, неожиданно отказался от ратификации Устава МТО, несмотря на то, что Соединенные Штаты были главной движущей силой организации МТО, и ГАТТ, первоначально временное соглашение, продолжало действовать без всякой организационной структуры, которой должна была стать МТО. В последующие годы ГАТТ, хотя и в урезанном от первоначально задуманного виде, оказался достаточно эффективной системой, в рамках которой средняя таможенная пошлина снизилась с 40% к моменту подписания соглашения в середине сороковых годов до 4% в середине девяностых. С целью снижения прямых таможенных пошлин и скрытых, так называемых нетарифных, ограничений на ввоз продукции из-за рубежа в рамках ГАТТ регулярно проводились раунды переговоров между странами-участницами. Так называемый Уругвайский раунд переговоров, длившийся с 1986 по 1994 год, был наиболее успешным. В результате долгих переговоров в 1994 году в Марракеше было подписано соглашение о создании ВТО, вступившее в силу 1 января 1995 года. Страны-участницы достигли согласия о том, что в рамках этой организации будет не только регулироваться торговля товарами (что являлось предметом ГАТТ уже с 1948 года), но и в связи с возрастающей ролью услуг в постиндустриальном обществе и их растущей долей в мировой торговле (на начало XIX века – около 20%) принято Генеральное соглашение о торговле услугами (GATS), регулирующее эту область внешней торговли. Также в рамках Марракешского соглашения было принято Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (TRIPs), регулирующее торговые вопросы прав на результаты интеллектуальной деятельности и являющееся неотъемлемой частью правового фундамента ВТО [8].

Таким образом, спустя почти 50 лет после неудачных попыток создания международной организации и существования временной конструкции ГАТТ, регулирующей вопросы внешней торговли, с 1 января 1995 года ВТО приступило к работе.

1.2. Организационная структура ВТО

Сегодня ВТО является главной международной организацией, в рамках которой обсуждаются и разрабатываются все основные вопросы, связанные с режимом международной торговли товарами и услугами, осуществляется контроль над соблюдением правовых норм. Более того, развитие ВТО за первые шесть лет ее деятельности отчетливо показало, что круг ведения ее вопросов расширяется и, очевидно, в ближайшие годы пополнится новыми сложными вопросами: проблемы защиты окружающей среды, связанные с торговлей; внешняя торговля и международное перемещение капиталов; внешняя торговля и обмен передовыми технологиями; внешняя торговля и конкурентная политика и ряд других. Таким образом, ВТО все активнее превращается в универсальную международную организацию по регулированию всех процессов международного обмена товарами, капиталами, услугами, рабочей силой.

Основа деятельности ВТО – это своеобразный, многосторонний контракт. Он состоит, по меньшей мере, из 56 основных соглашений (примерно 30000 страниц) и является самым крупным в мире договором, регулирующим торговлю практически всеми видами товаров и услуг. Заключив его, государство получает гарантии, что его экспортная продукция не будет подвергаться какой-либо дискриминации на рынках других участников в обмен на аналогичные обязательства [2].

В настоящее время по правилам ВТО осуществляется примерно 95% всей мировой торговли.

Главный орган ВТО – конференция на уровне министров, собирающаяся раз в два года. Эта конференция обладает всеми правами ВТО. В перерывах между конференциями ее функции выполняет Генеральный совет. В числе функций совета – организация работы органа по разрешению споров и органа по проведению обзоров торговой политики.

Кроме того, в составе ВТО созданы: совет по торговле товарами, совет по торговле услугами, совет по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности. Совет по торговле товарами наблюдает за реализацией многосторонних соглашений по торговле товарами (фактически, это ГАТТ-1994, сохранившее свою автономию в рамках ВТО). Совет по торговле услугами следит за выполнением ГАТС, совет по интеллектуальной собственности наблюдает за действием этого соглашения. В составе ВТО работают комитет по торговле и развитию, комитет по ограничениям, связанный с состоянием платежного баланса, и комитет по бюджетным, финансовым и административным вопросам.

В соответствии с соглашением был создан секретариат ВТО во главе с Генеральным директором, который наделен полномочиями назначать других сотрудников секретариата и определять круг их функций.

В своей деятельности ВТО следует процедурной практике и решениям, принятым странами-участницами ГАТТ-1947. Решения в рамках ВТО по-прежнему принимаются путем консенсуса. В тех случаях, когда консенсус не может быть достигнут, решение принимается обычным голосованием, причем каждая страна-участница имеет один голос. По вопросам толкования любого из соглашений, входящих в сферу действия ВТО, решения принимаются большинством в три четверти голосов. Решение Генерального совета в тех случаях, когда он действует в качестве органа по разрешению споров, принимается исключительно путем консенсуса.

Бюджет ВТО утверждается министерской конференцией (Генеральным советом) и формируется из взносов стран-членов. Соглашение устанавливает, что в этой области ВТО будет продолжать практику ГАТТ, т.е. взнос каждой страны пропорционален ее доле участия в международной торговле.

ВТО имеет статус юридического лица, пользуется всеми привилегиями, предоставленным специализированным учреждениям ООН.

Основные принципы, на которых строится многосторонняя система регулирования торгово-экономических отношений ВТО:

· Торговля без дискриминации – данный принцип предполагает применение режима наибольшего благоприятствования и национального режима. Режим наибольшего благоприятствования (most-favored-nation, MFN) предполагает обязательства стран распространять на третьи страны все льготы и привилегии в отношении таможенных пошлин и сборов в связи с ввозом и вывозом, предоставляемые любой договаривающейся стране в отношении любого товара. Это требование ВТО направлено против дискриминации товаров в международной торговле на основе страны их происхождения или страны назначения. Изъятие из режима наибольшего благоприятствования, с одобрения ВТО, возможно, если страна является членом интеграционного объединения или если страна-партнер проводит несправедливую торговую политику, наносящую ущерб национальным производителям [4]. Национальный режим (nationaltreatment) означает, что на внутреннем рынке на иностранные товары должен распространяться режим не менее благоприятный, чем режим, предоставляемый аналогичным товарам национального происхождения в отношении всех законов, правил, требований, относящихся к их внутренней продаже, предложениям на продажу, покупке, перевозке, распределению и использованию[4].

· Либерализация международной торговли посредством проведения многосторонних переговоров по прогрессивному снижению таможенных тарифов. Средний уровень импортного таможенного тарифа в результате восьми раундов многосторонних торговых переговоров снизился примерно до 6%. Во время последнего раунда таких переговоров – Уругвайского – было принято решение о среднем снижении импортных тарифов на 40%, что привело к росту импорта промышленных товаров, на которые распространился режим беспошлинного ввоза в развивающиеся страны с 30 до 44%.

· Отказ от использования количественных ограничений [6].

Правовой механизм ВТО можно разделить на несколько главных составных частей и блоков.

Первая группа – это соглашения генерального типа, своего рода рамочные соглашения. Их всего три:

1. Генеральное соглашение по тарифам и торговле;

2. Генеральное соглашение по торговле услугами;

3. Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности.

Есть еще одно соглашение, которое сейчас не очень заметно, но которое в будущем может стать четвертым основополагающим соглашением ВТО. Это соглашение по торговым аспектам инвестиционных мер.

Вторая группа – это соглашения, подробно регулирующие отдельные, частные вопросы, например, соглашение об импортном лицензировании, Соглашение о таможенной стоимости и др.

Третья группа – это соглашения, которые регулируют вопросы, первоначально не вошедшие в ГАТТ. Они регулируют сложные вопросы технических барьеров в торговле, санитарные нормы и др.

Четвертая группа – это решения самих органов ВТО или решения, родившиеся на основе разбора спорных конфликтных ситуаций. Таких соглашений очень много [1].

Еще одна особенность правовой системы ВТО связана с тем, что правовые нормы организации имеют жесткую связку с правовыми условиями национальных систем, регулирующих внешнюю торговлю. ВТО очень четко выдвинула такой принцип: международное право является источником национального права, регулирующего внешнюю торговлю. То, что закреплено в правовых соглашениях ВТО обязательно должно стать нормами национального права без каких-либо изъятий, исключений, модификаций. Это заранее выведено за пределы переговоров по присоединению стран к ВТО.

Иными словами, вступая в ВТО, каждая страна обязуется:

· регулировать свою внешнюю торговлю преимущественно тарифными методами при последовательном сокращении импортных пошлин;

· устранить различные нетарифные барьеры, количественные ограничения и другие препятствия к международному обмену товарами [6].

В настоящее время полноправными участниками ВТО являются 146 государств, причем только 18 из них стали новыми членами: Эквадор, Болгария(1996г.); Монголия, Панама(1997г.); Киргизия(1998г.); Латвия, Эстония(1999г.); Иордания, Грузия, Албания, Оман, Хорватия(2000г.); Литва, Молдова, Китай(2001г.); Тайвань(2002г.); Армения, Македония(2003) [2].

Более 30 государств имеют статус наблюдателя в ВТО. В их число входит и Россия. Помимо того свыше 60 международных организаций имеют статус наблюдателя в различных структурах ВТО, в том числе и ООН, ЮНКТАД, МВФ, МБРР, ВОИС и др.

1.3. Деятельность ВТО

Некоторые количественные показатели 1995-1996 годов позволяют судить о том, как и в каких направлениях развертывается деятельность ВТО. В 1995 году в рамках ее подразделения провели 1659 заседаний, в 1996 году уже примерно 2400 [8].

За прошедшие годы определились приоритетные направления деятельности ВТО. В области торговли товарами это:

· доступ на рынки (тарифные и нетарифные барьеры);

· реализация правил ВТО по таким специфическим товарам, как сельскохозяйственная продукция, текстиль и одежда;

· установка правил в отношении использования антидемпинговых пошлин, субсидий, защитных мер, технических барьеров в торговле, санитарных и фитосанитарных мер;

· импортное лицензирование и процедуры импортного лицензирования.

Так же одним из основных направлений деятельности ВТО является организация и проведение переговоров, начатых в последний год Уругвайского раунда. Это, прежде всего, переговоры по услугам морского транспорта, которые предполагалось завершить еще в 1996 году, но позиция США помешала этому [1].

Другое, не менее важное направление – основные средства телекоммуникации [4].

Заключение

В ходе работы мы познакомились со Всемирной торговой организацией, со спецификой ее деятельности и организационной структуры. Мы узнали о ее значении на мировом рынке и роли в экономике. Сегодня ВТО – одна из не многих организаций, которая действует на основе жестко закрепленных правил. Она контролирует выполнение торговых соглашений и ведет наблюдение за торговой политикой стран-участниц, организует проведение новых многосторонних торговых переговоров, занимается разрешением торговых споров между членами организации. ВТО в современной экономике – это один из важнейших институтов, со своими достоинствами и недостатками, но без которого мировая торговля была бы очень затруднительна.

Список литературы

1. Портанский А.П. ВТО: перспектива переговоров Дохийского раунда сохраняется // Мировая экономика и международные отношения. – 2008.- N 12.-С. 65-73.

2. Внешнеэкономическая деятельность: учебник / В.В, Покровская. – М.: Экономистъ, 2006.

3. Всемирная торговая организация / И.И. Дюмулен.-М.: Экономика, 2003.

4. Мировая экономика. Учеб. Пособие для вузов/ ред. проф. И.П. Николаева.-3-е изд., перераб и доп.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.

5. А.Шаповалов. Лами в глобализации/ Российская Бизнес-газета 21.06.2005. №512

6. www.wto.ru

7. inservice.ru

8. wikipedia.ru

9. krugosvet.ru

Скачать архив с текстом документа