Введение в психологию

СОДЕРЖАНИЕ: Основные направления психологии, структурализм. Психология как наука о непосредственном опыте. Функционализм. Бихевиоризм. Поведение как предмет психологии. Гештальтпсихология. Психоанализ: бессознательное. Гуманистическая психология.

План:

1. Понятие о предмете.

2. Основные направления психологии.

3. Структурализм. Психология как наука о непосредственном опыте.

4. Функционализм.

5. Бихевиоризм. Поведение как предмет психологии.

6. Гештальтпсихология.

7. Психоанализ: бессознательное.

8. Гуманистическая психология.

ПОНЯТИЕ О ПРЕДМЕТЕ ПСИХОЛОГИИ

Психология-это наука, изучающая возникновение, протекание и проявление психологических явлений в результате деятельности и общения человека. Психологические явления - психологические процессы: ощущение, восприятие, психологическое состояние, внимание, воля, эмоции, чувства. Психологические свойства: темперамент, характер направленности личности. Психология-это наука о психики. Психика делится на четыре модальности: я хочу; я чувствую; я думаю; я делаю. В этом задействованы: внимание, память, мышление, воображение, ощущения. Психологическое здоровье-это наука о психологических причинах здоровья, методах, средствах сохранения, укрепления и его развития.

Любая наука как самостоятельная отрасль человеческого знания имеет свой особый предмет. Предметом науки психологии являются закономерности возникновения, развития и проявления психики вообще и сознания человека как конкретно-исторической личности в особенности. Психология изучает внутренний мир человека как сознательного субъекта общественного развития, который следует учитывать в процессе воспитания и обучения, при прогнозировании поведения и деятельности людей. (Сам термин психология происходит от двух греческих слов: психе душа и логос — слово, учение.) Однако это краткое определение не дает еще полного представления о психике человека как определенной реальности. Для более полного и правильного понимания предмета психологии необходимо хотя бы в общих чертах раскрыть сущность психических явлений, выступающих в форме внутренних переживаний (ощущений, мыслей, чувств), недоступных прямому наблюдению и именуемых психикой, а также формирование знаний о них в истории раз вития человеческого общества. Материалистическое и идеалистическое понимание психики. Еще в глубокой древности человек обратил внимание на то, что существуют явления вещественные (окружающая природа, люди, различные предметы) и невещественные (образы различных людей и предметов, воспоминания о них, переживания), таинственные, подчас трудно объяснимые. Не имея возможности правильно понять эти загадочные явления, раскрыть их природу причины возникновения, люди стали считать их существующими самостоятельно, независимо от окружающего реального мира. Так возникло представление о теле и душе, о материи и психике как самостоятельных началах. Позднее возникли и оформились в принципиально противоположные, взаимоисключающие друг друга философские направления: материализм идеализм. Начавшаяся более двух тысяч лет тому назад борьба между материализмом и идеализмом продолжается и в наши дни. При этом следует иметь в виду, что если появление идеализма можно объяснить низким уровнем знаний людей на ранних ступенях развития человеческого общества, то сохранение идеализма до настоящего времени порождается стремлением эксплуататорских классов использовать идеализм для обоснования и упрочения своего привилегированного положения. На протяжении всей истории человечества идеализм был и остается философией всего реакционного, отживающего. Сущность идеалистического понимания психических явлений заключается в том, что психика рассматривается как нечто первичное, существующее самостоятельно, независимо от материи. Психика,— говорят идеалисты,— это проявление бесплотной, нематериальной основы — «абсолютного духа», «идеи». В зависимости от исторических условий идеализм меняет свои формы, но сущность его остается той же. В противоположность идеализму материалистическое пони мание психики выражается в том, что психика рассматривается как явление вторичное, производное от материи, а материя— как, первичное, как субстрат (основа), носитель психики. Первичность материи и вторичность психики убедительно можно доказать тем, что психика возникает только на определенном этапе развития материи. До появления на Земле живых существ, обладающих психикой, существовала неживая природа, возраст которой исчисляется миллиардами лет. Первые живые существа появились только несколько миллионов лет назад. Естествознание,— писал В. И Ленин,— положительно утверждает, что земля существовала в таком состоянии, когда ни человека, ни вообще какого бы то ни было живого существа на ней не было и быть не могло. Органическая материя есть явление позднейшее, плод продолжительного развития... Материя есть первичное, мысль, сознание, ощущение — продукт очень высокого развития». Психика, согласно материалистическому учению, понимается как свойство особым образом организованной материи — мозга. То, что психика действительно является продуктом деятельности мозга, особым свойством его, доказывается многочисленными экспериментами над животными и клиническими наблюдениями над людьми. Так, при определенных поражениях мозга всегда неизбежно наступают изменения психики, и притом вполне определенные: при поражении затылочно-теменных отделов коры левого полушария мозга нарушается ориентировка человека в пространстве, а при поражении височных отделов — восприятие (понимание) речи, музыкальных мелодий. Эти и многие другие примеры показывают, что психика неотделима от деятельности мозга. Естественнонаучный анализ деятельности мозга дан в трудах И. М. Сеченова и И. П. Павлова. В работе «Рефлексы головного мозга» И. М. Сеченов писал, что психическая деятельность — это рефлекторная, или отражательная, деятельность. Раскрывая рефлекторную природу психики, он писал, что рефлексы головного мозга человека включают три звена. Первое, начальное, звено это возбуждение в органах чувств, вызываемое внешними воздействиями. Второе, центральное, звено — процессы возбуждения и торможения, протекающие в мозге. На их основе возникают психические явления (ощущения, представления, чувства и т. д.). Третье, конечное, звено — внешние движения и действия человека. Все эти звенья взаимосвязаны и взаимно обусловливают друг друга. Психика — центральное звено рефлекса. Значение выдвинутых И. М. Сеченовым положений велико: во-первых, раскрывается причинная обусловленность психических явлений внешними воздействиями; во-вторых, психика рассматривается как результат протекания физиологических процессов возбуждения и торможения в коре мозга; в-третьих, психика рассматривается как регулятор внешних движений и поведения в целом. Дальнейшее теоретическое и экспериментальное обоснование рефлекторной теории дано в трудах И. П. Павлова. Учение И. П. Павлова об условных рефлексах, о временных нервных связях, возникающих в коре головного мозга, раскрыло физиологический механизм психической деятельности. Современные знания о структуре и способах работы мозга как сложнейшей саморегулирующейся системе позволяют еще глубже понять материалистические основы психических явлений и роль психики как регулятора всей деятельности человека. Однако изучением физиологических механизмов работы мозга не исчерпывается изучение психики. Всегда следует помнить, что психика есть отражение мозгом окружающего мира. Поэтому она обладает собственным содержанием, т. е. тем, что отражает человек в окружающем мире. Особенности психического отражения. Отражение присуще всей материи. Взаимодействие любых материальных тел приводит к их взаимным изменениям. Это явление можно наблюдать в области механики, во всех проявлениях электрической энергии, в оптике и т. д. То, что психика является своего рода отражением, еще раз подчеркивает ее неразрывную связь, единство с материей. Однако психическое отражение является качественно иным, ему присущ ряд особых свойств. Чем же характеризуется психика как отражение? Психическое сознание человека рассматривается как результат отражательной деятельности мозга человека, как субъективное отражение объективного мира. Всестороннее раскрытие сущности психики как отражения дано в работах В. И. Ленина, и прежде всего в его труде «Материализм и эмпириокритицизм». «Наши ощущения, наше сознание,— по словам В. И. Ленина,— есть лишь образ внешнего Мира...» Психика это не мертвое, зеркальное отражение, а активный процесс. В. И. Ленин писал: «Отражение природы в мысли человека надо понимать не «мертво», не «абстрактно», н е без д в и ж е н и я, не без противоречий, а в вечном процессе движения, возникновения противоречий и разрешения их». Ленинская теория отражения является философской основой научной психологии, так как дает правильное материалистическое понимание психики как процесса субъективного отражения действительности. Если в неживой природе отражающий воздействие предмет пассивен и лишь подвергается тем или иным изменениям, то живые существа обладают «самостоятельной силой реагирования», т. е. любое воздействие приобретает характер взаимодействия, которое даже на самых низких ступенях психического развития выражается в адаптации (приспособлении) к внешним воздействиям и в той или иной избирательности ответных реакций. Психика — это такое отражение, при котором любое внешнее воздействие (т. е. воздействие объективной действительности) всегда преломляется через то психическое состояние, которое имеется в данный момент у конкретного живого существа. По этому одно и то же внешнее воздействие может по-разному отражаться разными людьми и даже одним и тем же человеком в разное время и при различных условиях. С этим явлением мы постоянно сталкиваемся в жизни, в частности в процессе обучения и воспитания детей. Так, все учащиеся в классе слушают одно и то же объяснение учителя, а учебный материал усваивают по-разному; ко всем школьникам предъявляются одни и те же требования, а ученики неодинаково воспринимают и выполняют их. Преломление внешних воздействий через внутренние особенности человека зависит от многих обстоятельств: возраста, достигнутого уровня знаний, ранее сложившегося отношения к данному виду воздействия, степени активности и, самое главное, от сформировавшегося мировоззрения. Таким образом, содержанием психики являются образы реальных, независимо от нас и вне нас существующих предметов, явлений, событий (т. е. образы объективного мира). Но эти образы возникают у каждого человека своеобразно, в зависимости от его прошлого опыта, интересов, чувств, мировоззрения и т. д. Именно поэтому отражение субъективно. Все это и дает право сказать, что психика — субъективное отражение объективного мира. Эта особенность психики лежит в основе такого важного педагогического принципа, как необходимость учета возрастных и индивидуальных особенностей детей в процессё их обучения и воспитания. Без учета этих особенностей нельзя знать того, как каждый ребенок отражает меры педагогического воздействия. Психическое отражение — это правильное, верное отражение. Возникающие образы являются снимками, слепками, копиями существующих предметов, явлений, событий. Субъективность психического отражения ни в какой мере не отрицает объективную возможность правильного отражения реального мира. Признание правильности психического отражения имеет принципиальное значение. Именно это свойство делает возможным познание человеком мира, установление в нем объективных законов и последующее их использование в теоретической и практической деятельности людей. Правильность отражения проверяется общественно-исторической практикой человечества. «Для материалиста,— указывал В. И. Ленин,— «успех» человеческой практики доказывает соответствие наших представлений с объективной природой вещей, которые мы воспринимаем». Если мы заранее можем предвидеть, когда произойдет солнечное или лунное затмение, если мы заранее можем рассчитать орбиту полета искусственного спутника Земли или грузоподъемность корабля и последующая практика подтвердит сделанные расчеты; если, изучив ребенка, мы наметим определенные меры педагогического воздействия и, применив их, получим желаемый результат, то все это означает, что мы верно познали соответствующие законы космической механики, гидродинамики, развития ребенка. Важной особенностью психического отражения является и то, что оно носит опережающий характер («опережающее отражение» — П. К. Анохин; «антиципирующая реакция» — Н. А. Бернштейн). Опережающий характер психического отражения является результатом накопления и закрепления опыта. Именно в процессе многократного отражения определенных ситуаций посте пенно складывается модель будущей реакции. Как только живое существо попадает в аналогичное положение, первые же воз действия вызывают всю систему ответной реакции. Итак, психическое отражение — это активный, многоактный процесс, в ходе которого внешние воздействия преломляются через внутренние особенности того, кто отражает, и поэтому является субъективным отражением объективного мира. Психика — это правильное, верное отражение мира, проверяемое и подтверждаемое общественно-исторической практикой. Психическое отражение носит опережающий характер. Все эти особенности психического отражения приводят к тому, что психика выступает в качестве регулятора поведения живых организмов. Перечисленные особенности психического отражения в той или иной мере присущи всем живым существам, высший же уровень развития психики — сознание характерно только для человека. для того чтобы понять, как возникло сознание чело века, каковы его основные особенности, следует рассмотреть развитие психики в процессе эволюции животных.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИИ

Психология — древняя наука. Человек всегда интересовался тем, что значит его душа, как работает ум и какие движущие силы определяют его поведение. Систематическое изучение этих проблем насчитывает немногим более столетия, несмотря на то, что многие из них были сформулированы философами тысячелетия назад. Можно назвать много таких вечных вопросов. В качестве примера упомянем следующие: В какой мере поведение человека определяется наследственными факторами, и в какой — приобретенным опытом? Являются ли способности, которыми обладает человек, только приобретенными, или передаются по наследству? Как события жизни воспринимаются и запоминаются? Хотя с философских позиций многие подобные вопросы обсуждались в течение столетий, психология как самостоятельная наука возникла лишь в XIX веке, когда появились экспериментальные методы изучения психики и поведения. Начало этому было положено представителями естественных наук, в первую очередь врачами и физиологами, некоторые из которых в силу своих научных интересов в конце концов осознали себя в качестве психологов. Исторически вопросы определения психики как души относились к философии. Самостоятельное развитие психологии было медленным и из-за противоречий с религиозными воззрениями. Одной из основополагающих концепций теологии является свобода сознания человека (или духа, или души) и независимость его от законов природы. Лишь когда немецкие исследователи подвергли сомнению это положение, и началась научная психология как таковая. Одним из пионеров в области психологических экспериментов был Г. Гельмгольц (1821—1894). Его исследования в ряде областей были связаны с интересом к проблемам восприятия; изучая нервную систему человека, Гельмгольц, в частности, впервые измерил скорость распространения нервного импульса. Другим представителем ранней немецкой психологии явился Г. Фехнер (1801—1887), занимавшийся проблемами отражения физических стимулов (как, например, яркого света) в психике: увеличивает ли усиление яркости света его воспринимаемую яркость; насколько должна увеличиться яркость, чтобы испытуемый заметил разницу. Рассматривая эти и подобные вопросы, Г. Фехнер основал направление психологии, названное психофизикой.

СТРУКТУРАЛИЗМ. ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА О НЕПОСРЕДСТВЕННОМ ОПЫТЕ

Работы Г. Гельмгольца, Г. Фехнера и других привели к пониманию того, что психические процессы могут изучаться экспериментально. Однако формально начало современной научной психологии относят к 1879 г., времени основания Вильгельмом Вундтом (1832 — 1920) первой психологической лаборатории в Лейпциге. Научное влияние В. Вундта было чрезвычайно велико. В. Вундту принадлежит первый опыт систематизации психологических знаний, получивший название структурализма. Сторонники структурализма считали, что психика слагается из элементарных процессов сознательного опыта. Как отмечал ученик В. Вундта Э. Б. Титченер (1867—1927), «психолог отвечает на вопрос «что», разлагая внутренний опыт на его элементы. Он отвечает на вопрос «как», формулируя законы сочетания этих элементов. И он отвечает на вопрос «почему», объясняя душевные процессы, указывая на процессы, протекающие параллельно в нервной системе» (Титченер Э. Б . Учебник психологии. М., 1914. С. 34). Различались три категории элементов: ощущение, представления и чувство. К ощущениям относились зрительное восприятие, слух, обоняние, вкус, осязание. Представления являются опытом, не переживаемым в настоящий момент. Чувства — это эмоциональные реакции, такие как любовь, радость, ревность. Элементы объединяются по законам ассоциаций. «Предмет, метод и проблема психологии. Наука состоит из большой группы добытых наблюдением фактов, которые приведены в связь друг с другом и подчинены всеобщим законам. ...Прежде всего ясно, что все науки имеют нечто общее в своем предмете; все они относятся с той или иной точки зрения к миру человеческого опыта. ...Душа есть вся совокупность человеческого опыта с точки зрения зависимости от переживающего его индивидуума. Популярное представление о мире, в общих чертах, следующее. Мир заключает в себя или состоит из двух по существу различных субстанций: из материи и духа. Материя находится в окружающих нас физических телах; она повсюду заполняет пространство; она подчинена механическим законам, законам причинности. Дух находится в нас самих, а также, что весьма вероятно, в некоторых других живых существах; он не материален и не занимает пространства; он не подчиняется механическим законам, но может действовать свободно, по своему произволу; если он вообще подчиняется законам (как например, законам мышления в наших интеллектуальных процессах), то эти законы своеобразны и отличаются от законов природы. Несмотря на эти их различия дух и материя очень тесно связаны друг с другом в нас самих и в таких живых существах, которые имеют душу; ведь наше тело материально. Если они так связаны друг с другом, то они оказывают друг на друга воздействие — душа на тело и тело на душу. Сознание имеет два смысла. ...В... первом смысле «сознание» означает, что душа воспринимает свои собственные процессы. Как, согласно популярному взгляду, душа есть то внутреннее Я, которое мыслит, вспоминает, выбирает, обсуждает и руководит движениями собственного тела, так и сознание есть внутреннее знание об этом мышлении... В своем втором смысле «сознание» тождественно с душой, и слово «сознательный» тождественно со словом «душевный». ...Методом психологии является, как мы видим, наблюдение. Чтобы отличать его от наблюдения, которое применяется в естественных науках и состоит в наблюдении за внешними явлениями, в смотрении наружу,— психологическое наблюдение определяется как смотрение внутрь» (Титченер Э. Б . Учебник психологии. М., 1914. С. 1—17). Э. Титченер, как и его последователи, видели в структурализме образец того, как должна строиться психология, и боролись против новых течений, вытеснивших структурализм к началу 1920-х гг. Структурализм и интроспекция подверглись критике со стороны функционализма, бихевиоризма и гештальтпсихологии.

ФУНКЦИОНАЛИЗМ

В отличие от структурализма, возникшего в Европе и распространившегося на Соединенные Штаты, функционализм возник на американской почве. Одной из предпосылок его возникновения была дарвиновская теория эволюции, овладевшая умами как в Европе, так и в Америке в конце XIX в. Учение Ч. Дарвина радикально изменило представление о месте человека в природе. Для психологов теория эволюции послужила источником захватывающих вопросов: Имеют ли человеческие психические процессы эволюционную историю? Сходны ли человеческие способности, такие, например, как способность учиться на опыте, с аналогичными способностями животных? Каково приспособительное значение различных способностей человека? Ответ на эти вопросы и попытался дать функционализм. Функционализм был не столь систематизирован, как структурализм. Скорее, он представлял собой общий набор идей, охватывающих определенную тематику, в особенности проблему полезности или адаптивной значимости психических процессов. Возникновение функционализма обычно связывается с именем Джона Дьюи (1859—1952). В то время как структурализм отвечал на вопросы содержания сознания, функционализм стремился определить функции психических процессов. Для их изучения применялись как объективные, так и субъективные методы; считалось, что полезные сведения могут быть получены при изучении и человека, и животных. Кроме того, функционализм тяготел к исследованию жизненных проблем, изучению психики и поведения в реальных ситуациях. Подчеркивалось, что психические процессы являются непрерывными, длящимися, и искусственная их остановка и расчленение, как это предлагалось в структурализме, не ведет к получению полезных данных. Выдающимся американским психологом, исследования которого часто связывают с функционализмом, является Уильям Джемс (1842—1910). Работы У. Джемса предшествовали появлению функционализма. Предметом психологии человека является сознание. «Определить психологию всего лучше можно словами профессора Ладда, как науку, занимающуюся описанием и истолкованием состояний сознания, как таковых. Под состояниями сознания здесь разумеются такие явления, как ощущения, желания, эмоции, познавательные процессы, суждения, решения, хотения и т. п. В состав истолкования этих явлений должно, конечно, входить изучение причин и условий, при которых они возникают, так и изучение действий, непосредственно ими вызываемых, поскольку те и другие могут быть констатированы» (Джемс У. Психология. СПб., 1911. С. 1). Развитие взглядов Дж. Дьюи и У. Джемса дало толчок некоторым тенденциям в психологии, подавлявшимся структурализмом. Благодаря функционализму, сфера интересов психологии расширилась: стали изучаться дети и душевнобольные, а также животные (шимпанзе, собаки), изучение которых методами интроспекции было невозможно. Важнейшим направлением стало приложение психологических исследований в различных областях.

БИХЕВИОРИЗМ. ПОВЕДЕНИЕ КАК ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИИ

В 1913 г. была опубликована статья Джона Уотсона «Психология с точки зрения бихевиориста», в которой он сформулировал новое определение предмета и метода психологии: «С точки зрения бихевиориста психология есть чисто объективная отрасль естественной науки. Ее теоретической целью является предсказание поведения и контроль за ним. Для бихевиориста интроспекция не составляет существенной части методов психологии, а ее данные не представляют научной ценности, поскольку они зависят от подготовленности исследователей в интерпретации этих данных в терминах сознания... Традиционно утверждалось, что психология — это наука о явлениях сознания. В качестве основных проблем выдвигалось, с одной стороны, расчленение сложных психических состояний (или процессов) на простые элементарные составляющие их, а с другой стороны, построение сложных состояний, когда даны элементарные составляющие» (Хрестоматия по истории психологии. М.: Изд-во МГУ, 1980. С. 17—18). Бихевиоризм оказался привлекательным для многих молодых психологов: он давал им возможность отбросить то, что как им казалось, засоряло психологию. «Сущность бихевиоризма. С точки зрения бихевиоризма подлинным предметом психологии (человека) является поведение человека от рождения и до смерти. Явления поведения могут быть наблюдаемы точно так же, как и объекты других естественных наук. В психологии поведения могут быть использованы те же общие методы, которыми пользуются в естественных науках. И поскольку при объективном изучении человека бихевиорист не наблюдает ничего такого, что он мог бы назвать сознанием, чувствованием, ощущением, воображением, волей, постольку он больше не считает, что эти термины указывают на подлинные феномены психологии... Сознание и его подразделения являются поэтому не более как терминами, дающими психологии возможность сохранить — в замаскированной, правда, форме — старое религиозное понятие «души». Наблюдения над поведением могут быть представлены в форме стимулов (С) и реакций (Р). Простая схема С—Р вполне пригодна в данном случае. Задача психологии поведения является разрешенной в том случае, если известны стимул и реакция» (Уотсон Дж . Бихевиоризм // Хрестоматия по истории психологии. М.: Изд-во МГУ, 1980. С. 34—35). Бихевиористы считали, что истинная цель психологии — описывать, объяснять, предсказывать и управлять поведением. Они делали акцент на том, чтобы понять, как опыт формирует поведение; поэтому, естественно, их интерес был сконцентрирован на процессе научения. Работы И. П. Павлова (1849—1936) и его последователей надолго определили представление о рефлекторных механизмах поведения. Они изложены во всех современных учебниках в разделе о мозговых механизмах психики. В настоящее время существует много направлений бихевиоризма. Его основные положения нашли применение во многих областях современной психологии. Большинство психологов согласны в том, что изучение поведения занимает центральное место в психологии, но только немногие придерживаются мнения о полной бесполезности психологических понятий для описания и объяснения психических процессов. Представители раннего бихевиоризма исключили из психологии многие разделы — восприятие, эмоции, познание,— интерес к которым находится в центре современных когнитивных исследований.

ГЕШТАЛЬТПСИХОЛОГИЯ

Функциональная психология и бихевиоризм возникли в значительной мере как реакция на структурализм. Примерно к этому же времени относится возникновение другого альтернативного структурализму направления — гештальтпсихологии. Гештальтпсихология явилась протестом против представлений о психическом как сумме отдельных независимых психических процессов. Была сформулирована общая идея о том, что все психические процессы функционируют как целостные образования — как гештальты. Макса Вертгеймера (1880—1943) принято считать теоретиком и методологом этого направления в психологии. Хотя гештальтпсихология возникла как реакция на структурализм, она также вступила в противоречие и с бихевиоризмом. Гештальтпсихологи оспаривали присущий бихевиоризму анализ сложных феноменов в терминах элементарных поведенческих проявлений, подобно тому как они возражали против структуралистской теории комплексов ощущений. Бихевиоризм, со своей стороны, не принял положений гештальтпсихологии. Влияние гештальтпсихологии остается сильным не только в некоторых областях общей психологии (исследовании когнитивных процессов психологии личности), но также в различных разделах социальных наук.

ПСИХОАНАЛИЗ: БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ

Зигмунд Фрейд (1856—1939), австрийский врач, психолог и психотерапевт, разработал психотерапевтический метод, получивший название психоанализ. Наблюдения за многими больными привели З. Фрейда к выводу, что большинство психологических проблем имеет своей причиной неосознаваемые эмоциональные переживания. Он считал, что возникновение этих личностных проблем может быть прослежено и отнесено к травмирующим событиям в детстве. Воспоминания о них вызывали бы у человека тревогу, если бы были осознаны; но, по З. Фрейду, они были «вытеснены» из сознания, или «подавлены», и остались в подсознании. Многие симптомы психических заболеваний вызываются прорывами этих «подавленных» воспоминаний о травмирующих событиях детства. Задачей психоаналитика, таким образом, является помощь пациенту в ведении этих воспоминаний в сознание при помощи методики свободных ассоциаций или интерпретации снов. В результате пациент получает возможность рационально отнестись к подавленным воспоминаниям и тем самым получить облегчение психологического напряжения. Теоретическую основу психоанализа составляет определение соотношения сознательного и бессознательного, психической динамики и психологической структуры личности. «Деление психики на сознательное и бессознательное является основной предпосылкой психоанализа, и только оно дает ему возможность понять и приобщить науке часто наблюдающиеся и очень важные патологические процессы в душевной жизни. Иначе говоря, психоанализ не может перенести сущность психического в сознание, но должен рассматривать сознание как качество психического, которое может присоединяться или не присоединяться к другим его качествам... К термину или понятию бессознательного мы пришли... путем разработки опыта, в котором большую роль играет душевная динамика... Наше знакомство с психической динамикой не может не оказать влияния на номенклатуру и описание. Скрытое бессознательное... называется нами предсознательным; термин «бессознательное» мы применяем только к вытесненному динамическому бессознательному; таким образом, мы имеем теперь три термина: «сознательное» (bw), «предсознательное» (vbw) и «бессознательное» (ubw), смысл которых уже не только чисто описательный... Мы создали себе представление о связной организации душевных процессов в одной личности и обозначаем его как Я этой личности. Это Я связано с сознанием, что господствует над побуждениями к движению, т. е. к вытеснению возбуждений во внешний мир. Это та душевная инстанция, которая контролирует все частные процессы (Partialvorgange), которая ночью отходит ко сну и все же руководит цензурой сновидений. Из этого Я исходит также вытеснение, благодаря которому известные душевные побуждения подлежат исключению не только из сознания, но также из других значимости и деятельности» (Фрейд 3 . Я и Оно // Хрестоматия по истории психологии. М.: Изд-во МГУ, 1980. С. 184—210). Психоанализ послужил толчком для развития систематического изучения личностного развития, нормы и патологии личности, а также заложил основы психотерапии. Он также оказался мишенью суровой критики как со стороны бихевиоризма, так и гуманистической психологии.

ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Гуманистическая психология выступила против бихевиоризма и психоанализа и сформулировала личностный подход как к исследованию, так и к практическому использованию психологических знаний в различных сферах жизни человека (в общении, обучении, межличностных отношениях, психотерапии). Одним из основателей гуманистической психологии являлся американский психолог Карл Роджерс (1902—1988). Центральным в гуманистической психологии оказывается положение о внутреннем мире личности, его смысловом содержании, выражающем не только сущность личности, но и определяющем всю систему психологических структур человека. Личность в системе гуманистической психологии выступает не как отдельный раздел (глава) психологической науки и психологической практики, но как такое ядро в психологии человека, которое определяет гуманистическую сущность психологического знания, отвечающего не только потребностям науки, но и этическим принципам изучения и практической помощи человеку на основе психологических знаний. В гуманистической психологии по-новому формулируются основные положения о предмете и методе психологии человека, о содержании психологических знаний и нравственных требований к их использованию во благо человека. «Каждое направление в психологии имеет свой подразумеваемый философский взгляд на человека... Для бихевиориста человек представляет собой сложную, но тем не менее доступную изучению машину, которую можно научить работать со все большим и большим умением до тех пор, пока она не научится думать мыслями, двигаться в определенных направлениях вести себя сообразно обстоятельствам. Для фрейдиста человек является иррациональным существом, поведение которого определяется его прошлым и продуктом этого прошлого — бессознательным. Для того чтобы провозгласить существование третьего направления, нет необходимости отрицать тот факт, что в каждой из этих теорий есть своя доля правды. Выделяя экзистенциальную направленность человека, его феноменологические внутренние отношения, эта теория рассматривает его не как машину и не как зависимого полностью от бессознательных мотивов, а как личность, постоянно создающую себя, осознающую свое назначение в жизни, регулирующую границы своей субъективной свободы... Человек в течение долгого времени ощущал себя в жизни марионеткой, сделанной по шаблону экономическими силами, силами бессознательного, или же окружающей средой. Но он последовательно выдвигает новую декларацию независимости. Он отказывается от удобств несвободы. Он выбирает себя, пытается в самом сложном и часто трагическом мире стать самим собой,— не куклой, не рабом, не машиной, но уникальным индивидуальным «Я». ...Это течение содержит в себе истоки новой науки, которая не побоится заниматься проблемой личности — личности как наблюдателя, так и наблюдаемого,— используя как субъективное, так и объективное познание. Оно проводит в жизнь новый взгляд на человека как на субъективно свободного, выбирающего, создающего свое «Я», ответственного за него» (Роджерс К. Р . К науке о личности // История зарубежной психологии: Тексты. М.: Изд-во МГУ, 1986. С. 199—230). Так гуманистическая психология определила свое особое место в психологической науке и психотерапии, отвечающее не только общенаучным, но прежде всего социальным и нравственным требованиям к психологическому знанию и его использованию в жизни.

Скачать архив с текстом документа