Взаимодействие судов и Министерства юстиции в Финляндии
СОДЕРЖАНИЕ: В соответствии с Конституцией Финляндии судебную власть в стране осуществляют независимые суды, а высшими судебными инстанциями являются Верховный суд и Высший административный суд (§ 3).Взаимодействие судов и Министерства юстиции в Финляндии
Марина Веняляйнен советник Министерства юстиции Финляндии
В соответствии с Конституцией Финляндии судебную власть в стране осуществляют независимые суды, а высшими судебными инстанциями являются Верховный суд и Высший административный суд (§ 3).
На основании Конституции каждый гражданин имеет право на рассмотрение своего дела адекватно и без необоснованных задержек в компетентном на основании закона суде или другом органе управления, а также право на рассмотрение судом или другим независимым правоприменительным органом решения, касающегося его прав и обязанностей (§ 21). Органы публичной власти обязаны обеспечить реализацию основных прав и прав человека (§ 22).
В соответствии с Конституцией в Государственном совете (правительстве) имеется необходимое количество министерств, каждое из которых отвечает перед правительством страны за подготовку вопросов и осуществление адекватного административного управления в своей сфере деятельности. Сферы деятельности министерств определены в законодательстве и Постановлении правительства (§ 68). В Финляндии суды, так же, как и органы прокуратуры, исполнения наказаний, принудительного исполнения и государственной юридической помощи, входят в ведомственную сферу деятельности Министерства юстиции.
В соответствии с законодательством о подготовке государственного бюджета (Закон о государственном бюджете, 1988) министерство несет ответственность за реализацию общественного влияния путем постановки целевых задач в деятельности подведомственных организаций. Министерство обеспечивает условия функционирования и развития своей ведомственной сферы.
В структуру Министерства юстиции входят три Департамента и несколько самостоятельных отделов. Департамент законопроектной деятельности отвечает за подготовку и развитие законодательства, Департамент криминальной политики – за обеспечение предпосылок деятельности, в частности, органов прокуратуры и исполнения наказаний, а Департамент правового управления – за вопросы, связанные с деятельностью судов, органов принудительного исполнения, государственной юридической помощи и попечительства.
Каковы же те условия деятельности, за обеспечение которых отвечает Министерство юстиции?
Министерство отвечает за то, чтобы посредством подготовки государственного бюджета и распределения бюджетных ассигнований между ведомственными организациями всем были обеспечены достаточные кадровые ресурсы, материальные средства, адекватные рабочие помещения и оборудование. В настоящее время в условиях сложной экономической ситуации и, в частности, в результате реализуемой в Финляндии широкомасштабной программы по повышению степени влияния и эффективности деятельности государственных органов при распределении скудных ресурсов все более важную роль играет комплексный, хорошо обоснованный, рассчитанный на долгую перспективу подход. Как мы все понимаем, всегда сложно делить то, чего мало.
Ежегодно Министерство юстиции проводит переговоры по вопросам постановки целевых задач и результативности деятельности со своими подведомственными структурами и, в частности, судами. Постановку целевых задач определяют общественные цели по обеспечению влияния. Целевые задачи при обосновании бюджета являются обещаниями правительства о том, что планируется сделать на бюджетные средства. Цели связаны с эффективностью деятельности, управлением качеством и человеческими ресурсами. Самая главная задача заключается в том, чтобы с помощью выделенных средств добиться максимальных результатов с максимальным уровнем качества и посредством этого оказать влияние на общественное развитие.
Среди общих принципов распределения ресурсов можно отметить следующие:
Ситуация с рабочей нагрузкой
Количество и структура дел
Изменения в количестве дел
Количество рассмотренных дел по сравнению с количеством поступающих дел
Количество рассматриваемых дел, изменения
Сроки рассмотрения
Крупные комплексы дел.
Таким образом, эффективная организация деятельности является частью управления по результатам и не оказывает влияния на обеспечение абсолютной независимости работы судов в отношении принятия судебных решений.
Независимая Комиссия по выбору судей готовит для Правительства свои обоснованные предложения по кандидатам на должности судей, которые затем передаются Президенту.
В 2011 году объем государственных ассигнований, выделенных для обеспечения работы судов и системы государственной юридической помощи, составил 41 % от общего бюджета Министерства юстиции и подведомственной ему сферы. Бюджет органов прокуратуры составил 5 %, а самого Министерства - 13 % от общего бюджета в объеме 0,8 млрд евро. В расходной части бюджета всей подведомственной сферы доля затрат на кадровые ресурсы составила 69 % и на рабочие помещения - 15 %.
В прошлом году в судах Финляндии объем кадровых ресурсов составил 2501,5 человеколет, что на 36 человеколет меньше по сравнению с предыдущим годом.
В Департаменте правового управления из 44 государственных чиновников 11 человек работают в Отделе по делам судов, который отвечает непосредственно за обеспечение условий деятельности судебной системы. Кроме того, несколько человек в Отделе обучения занимаются вопросами организации курсов повышения квалификации для судей.
Задачей Министерства является обеспечение увеличения возможностей влияния судов на вопросы бюджета. Для этого запущен механизм межсекторных переговоров, которые проводятся два раза в год отдельно с судами общей юрисдикции (президент Верховного суда, председатели надворных судов, один председатель уездного суда из каждого административного судебного округа) и, соответственно, также с административными судами.
Помимо бюджетных вопросов. Министерство юстиции занимается организацией курсов повышения квалификации для судей. При этом также осуществляется тесное взаимодействие. Созданы рабочие группы, которые определяют потребности в обучении и совместно планируют актуальные учебные мероприятия. Министерство юстиции организует для судей также и языковое обучение. В прошлом году объем предоставленного Министерством обучения для чиновников подведомственной сферы составил 250 учебных дней, из них для судей - 127 учебных дней, то есть половина от общего объема.
Взаимодействие между судами и Министерство юстиции осуществляется также путем привлечения представителей судебного корпуса к участию в проектах по подготовке и усовершенствованию законодательства, которые осуществляются Министерством.
Министерство юстиции обеспечивает также информационно-техническую базу для всей своей подведомственной сферы, включая суды. Таким путем можно внедрить единые решения и базы данных для обеспечения их более широкой применимости во взаимодействии между разными государственными органами, а также организовать более эффективные условия труда и повысить уровень качества обслуживания клиентов.
В последние годы в Финляндии по инициативе административных судов проходит дискуссия о необходимости создания центрального органа судебной системы. Во всех других Северных странах, кроме Финляндии, имеются свои Главные судебные управления. В разных странах Европы применяются также свои модели. По этому вопросу в Финляндии подготовлен первый отчет, высказываются разные мнения, и обсуждение вопроса продолжается. Однако в текущей Правительственной программе нет записи о постановке такой цели. Министерство юстиции занимается в настоящее время подготовкой Программы правовой защиты, и в полученных в этой связи экспертных заключениях также высказывается мысль о необходимости создания Главного судебного управления.
В последние годы судебная система Финляндии активно развивается, и в настоящий момент продолжается ее модернизация. Общественность уже в курсе того, что в результате проведения реформы судов общей юрисдикции (уездных судов) их количество радикально сократится. 3 мая текущего года в Финляндии была опубликована программа, в которой поставлена цель сократить количество надворных судов на одну единицу и административных судов - на две единицы. Целью этих реформ является обеспечение более эффективной правовой защиты, в рамках которой сокращается необходимость личного обслуживания в судах, увеличивается доля электронного документооборота и совершенствуются процедуры обжалования и специализации.
В заключение хотелось бы отметить, что вышеупомянутые цели по достижению эффективности, экономичности, высокого качества и обслуживания клиентов применимы и к рассмотрению трансграничных российско-финляндских дел в судебных инстанциях обеих стран. Поэтому взаимодействие является для всех нас важной задачей.