Юридическая природа брака

СОДЕРЖАНИЕ: СОДЕРЖАНИЕ Введение .. Ошибка! Закладка не определена. Юридическая природа брака …...8

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………………………………..Ошибка! Закладка не определена.

Юридическая природа брака………………………………………………………………………………………...8

Введение

В нашей стране отношения, составляющие предмет семейного права, традиционно регулируются обособленной сферой законодательства, т.е. отдельными кодексами. В настоящее время действует Семейный кодекс, принятый в 1995 г. Общеизвестно, что семейное право «отпочковалось» от гражданского права. Более того, во многих странах (например, во Франции, Германии) отношения, возникающие из брака и принадлежности к семье, регулируются соответствующими главами гражданских кодексов. Вследствие этого до сих пор не утихают споры о том, что такое семейное право: то ли подотрасль гражданского права, то ли самостоятельная отрасль права, а может быть, комплексная отрасль законодательства, т.е. отрасль, состоящая из норм разных отраслей права: гражданского, административного и т.д.

Не вдаваясь в детали данного спора, необходимо отметить, что отношения, регулируемые семейным законодательством, обладают достаточной спецификой. На первый взгляд, предмет регулирования гражданского и семейного права совпадает: имущественные и личные неимущественные отношения. Однако в семейном праве имеются свои особенности:

1. Отношения, составляющие предмет регулирования семейного права, характеризуются особым субъективным составом: супруги, родители, дети, усыновители, усыновленные, опекун, попечитель и т.п.

2. Семейно-брачные правоотношения возникают из специфичных юридических фактов: брак, родство, материнство, отцовство, усыновление и т.п. Для семейного права в большей мере, чем для других отраслей права, характерны юридические факты-состояния. Хотя в общем-то не исключены и свойственные гражданскому праву юридические факты, например, сделки (брачный контракт, соглашение о размере алиментов).

3. Семейно-брачные отношения в основном носят личный характер, имущественные отношения являются вторичными, производными от личных. Более того, большинство имущественных прав и обязанностей неотделимы от личности управомоченного лица и поэтому непередаваемы другим лицам (например, право на получение алиментов). Однако тезис о преобладании в семейном праве личных неимущественных отношений легко подвергается критике, так как они почти не поддаются правовому регулированию. Нельзя же, в самом деле, возложить на супругов правовую обязанность, например, любить друг друга. Поэтому семейное право лишь очерчивает внешние границы личных отношений, не претендуя на их регламентацию. Только в случае злоупотреблений в этой области право позволяет себе воздействовать на субъектов. Таким образом, имущественным отношениям в предмете семейного права отводится больше места, чем неимущественным.

4. Участники семейных правоотношений формально юридически равноправны, хотя в действительности далеко не всегда равны. Такое положение складывается прежде всего в тех случаях, когда одной из сторон оказывается нетрудоспособное и недееспособное лицо, нуждающееся в повышенной защите со стороны государства. Поэтому для семейного права в большей степени, чем для гражданского, свойствен элемент императивности, регулирования отношений с помощью предписаний и запретов. Однако в настоящее время наблюдается тенденция к расширению применения дозволительного метода, что сближает семейное право с гражданским.

Таким образом, семейное право — отрасль права, регулирующая личные и имущественные отношения между гражданами, возникающие из брак», рождения детей и принятия детей на воспитание в условиях семьи (усыновление, приемная семья, опека, попечительство).

К отношениям, составляющим предмет семейного права, но не урегулированным семейным законодательством, применяется гражданское законодательство постольку, поскольку это не противоречит существу семейных отношений.Понятие брака. Законодательство не содержит легального определения брака, поэтому для того, чтобы понять его суть, приходится обращаться к теории семейного права. Существует несколько подходов к определению брака.

1. Многие зарубежные авторы отождествляют заключение брака с заключением гражданско-правового договора. «Во французском праве брак есть заключаемый в установленной законом форме гражданский договор, который соединяет мужчину и женщину для совместной жизни и взаимного оказания поддержки и помощи под руководством мужа, главы семьи».

2. Отечественная доктрина семейного права тяготеет к следующему определению брака: брак -это свободный равноправный союз мужчины и женщины, заключенный с соблюдением порядка и условий, установленных законом, имеющий целью создание семьи и порождающий между супругами взаимные личные и имущественные права и обязанности.

Некоторые авторы указывают, что брак - это пожизненный союз мужчины и, женщины. Конечно, в норме это так и должно быть, однако практика говорит об обратном. Например, в Москве из каждых 100 заключенных браков расторгается 51.

Иные авторы добавляют такой признак брака, как наличие цели рождения детей и их воспитания. Однако статистика показывает, что в мире около 20% браков являются бездетными. Таким образом, включение этого признака в определение брака было бы некорректным.

Понятие семьи. Семейный кодекс не дает ни легального определения семьи, ни указаний состава семьи, пригодного для всех случаев. Более того, круг членов семьи, определяемый в Гражданском кодексе, Жилищном кодексе и других актах, отличается друг от друга.

Теория семейного права различает социологическое и юридическое определение семьи.

В социологическом смысле семья есть союз лиц, основанный на браке, родстве (или только родстве), принятии детей на воспитание, характеризующийся общностью жизни и взаимной поддержкой. В данном случае во главу угла ставятся фактические семейные отношения, забота и внимание. Семья с социологической точки зрения может существовать и тогда, когда в юридическом понимании таковой не образуется, например, фактическое сожительство мужчины и женщины, которые не состоят в зарегистрированном браке. В качестве примера социологического понимания семьи можно привести определение Г.Ф.Шершеневича:«Семья есть постоянное сожительство мужа, жены и детей, т.е. представляет собой союз лиц, связанных браком, и лиц, от них происходящих».

В юридическом смысле семья - это союз лиц, соединенных юридическими правами и обязанностями. Другими словами, семья понимается как правоотношение. Семейное право придает юридическое значение прежде всего брачным и родительским отношениям, а также некоторым степеням родства (ребенок и бабушка с дедушкой, брат и сестра), свойствам (отчим, мачеха и пасынок, падчерица), отношениям, вытекающим из усыновления, опеки, попечительства, принятия детей в приемную семью.

Таким образом, в юридическом понимании семья есть круг лиц, связанных между собой правами и обязанностями, вытекающими из брака, родства, свойства, усыновления или иной формы принятия детей на воспитание.

Брак и семья относятся к числу таких явлений, интерес к которым не ослабевает с момента их возникновения и до наших дней, что объясняется их многогранностью и значимостью в жизни людей. Брак и семья являются объектом изучения различных наук: философии, социологии, права, медицины, психологии и др. С учетом их направленности и специфики изучаются разные стороны, признаки, свойства данных социальных феноменов. Для юридических наук представляют интерес лишь те стороны жизнедеятельности семьи, которые могут быть подвергнуты правовому регулированию.

Семейный кодекс Российской Федерации также, как и ранее действовавший Кодекс о браке и семье РСФСР (КоБС РСФСР), не содержит определения брака. Вместе с тем в теории семейного права предпринимались попытки дать такое определение. Так, А.М.Белякова определяет брак как юридически оформленный, свободный и добровольный союз мужчины и женщины, направленный на создание семьи и порождающий для них взаимные личные и имущественные права и обязанности. По мнению О.А.Хазовой, брак — это моногамный добровольный и равноправный союз мужчины и женщины, заключенный с соблюдением установленного законом порядка и порождающий между супругами взаимные личные и имущественные права и обязанности. А.М.Нечаева определяет брак как союз мужчины и женщины, влекущий за собой правовые последствия, форму отношений между лицами разного пола и своеобразный символ как для вступающих в брак, так и для государства.

Таким образом, очевидно стремление авторов как можно полнее охватить все стороны исследования, что ведет к некоторой громоздкости определения, однако позволяет раскрыть сущность этого явления.

Анализ норм действующего Семейного кодекса РФ, посвященных заключению брака, осуществлению супругами прав и обязанностей, позволяет определить брак как добровольный и равноправный союз мужчины и женщины, направленный на создание семьи, подлежащий обязательной государственной регистрации, порождающий для них взаимные личные и имущественные права и обязанности.

К юридическим признакам брака следует отнести характерные черты, позволяющие наиболее полно раскрыть его сущность.

Анализируя определение брака и статьи Семейного кодекса РФ, регулирующие порядок и условия государственной регистрации заключения брака, основания и порядок его прекращения, можно выделить следующие юридически значимые признаки брака:

Брак — это союз мужчины и женщины, поскольку в Российской Федерации признается и охраняется государством союз только между мужчиной и женщиной.

Брак — это добровольный союз. Для заключения брака необходимо свободно и добровольно выраженное взаимное согласие лиц, вступающих в брак.

Брак — это равноправный союз, что предполагает наличие равных прав и обязанностей у каждого из супругов в браке.

Брак — это союз, заключенный с соблюдением определенных правил, установленных законом. Оформление брака должным образом является доказательством вступления граждан в брачную общность, которую государство берет под свою защиту. Так, исходя из основных начал семейного законодательства (ст. 1 СК РФ) в РФ признается брак, заключенный только в органах записи актов гражданского состояния.

Целью заключения брака является создание семьи. Заключение брака лицами без намерения создания семьи влечет признание его недействительным.

Брак порождает взаимные личные и имущественные права и обязанности супругов, которые возникают с момента государственной регистрации заключения брака.

Брак заключается без указания срока его действия. Вступление в брак предполагает обоюдное желание супругов на сохранение брачных отношений в течение всей жизни. Однако это не означает невозможность прекращения брака, например, при изменении взаимоотношений между супругами в негативную сторону.

Юридическая природа брака.

Существует насколько правовых теорий, объясняющих юридическую природу брака. В наиболее общем виде их можно свести к пониманию брака как договора, как таинства и как института особого рода. Теория брака как договора берет свое начало в Древнем Риме. В римском праве классического периода все основные формы вступления в брак носили на себе признак простой граждан­ской сделки. Данный подход был прежде всего связан с тем, что правовому регулированию в Риме подвергалась только опреде­ленная сфера брачных как договор, а как институт особого рода. Право должно было стоять на стра­же этого установления, при этом брак опять попадал в сферу действия права целиком, во всем многообразии составляющих его отношений.

Такое понимание брака мы встречаем у И. Канта в “Мета­физике нравов”. Кант считает, что только такое соединение, где оба лица обладают друг другом, сохраняет их нравственную свободу и достоинство. Кант придерживался точки зрения, что концепция договора не применима к браку. Договор, по его мнению, не может порождать брак, поскольку договор всегда имеет в виду нечто временное, какую-либо цель, с достижением которой он себя исчерпывает, а брак охватывает всю человечес­кую жизнь и прекращается недостижением определенной цели, а только смертью людей, состоявших в брачном общении. Не­достатком этой теории является перенесение этических пред­ставлений о браке в область права. Право, безусловно, должно строиться в соответствии с этическими представлениями своей эпохи. Но право не может полностью включать в себя этические нормы. Кроме того, брачные отношения настолько тесно связа­ны с глубинными основами человеческого существования, что малейшая попытка права вторгнуться в интимные или духов­ные взаимоотношения супругов может привести к посягатель­ству на человеческую личность и ее важнейшие права.

В современном плюралистическом обществе невозможно навязывание всем его членам единых представлений о браке. Поэтому право, основываясь на нравственных нормах, должно охватывать лишь ту сферу брачных отношений, которая, во-первых, поддается правовому регулированию, а во-вторых, нуждается в нем. Постепенно осознание необходимости такого разделения все же пробивает себе дорогу. Одновременно с этим возрождается интерес к концепции брака как договора. “Со­гласно с воззрениями, сложившимися во Франции, — пишет по этому поводу К.Д. Кавелин, — брак по своей духовной стороне есть таинство и как таинство подлежит ведению церкви, но как светское учреждение, вытекающее из контракта и на нем осно­ванное, брак есть гражданский институт”. Данное определение, на наш взгляд, соответствует и современной ситуации. В той части, в которой брачные отношения регулируются правом, — это гражданско-правовые отношения. В другой своей части, которая лежит в религиозно-этической или просто этической сфере, брак может рассматриваться как таинство, как мистичес­кий союз, как союз, предполагающий наиболее полное обще­ние, или даже как средство достижения определенных выгод — все это лежит за границами права.

Этическая оценка своего брака — сугубо личное дело каж­дой супружеской пары, она зависит исключительно от их рели­гиозных, философских и этических представлений. Навязыва­ние таких представлений извне есть не что иное, как посяга­тельство на свободу мировоззрения личности. Католик может считать свой брак нерасторжимым и, даже получив развод в светском учреждении, не допускать для себя возможности вступления в новый брак. Супруги, заключившие брак из чисто материальных побуждений, могут считать, что все их права и обязанности вытекают из заключенной ими сделки, и государ­ство признает такой брак действительным, поскольку мотивы заключения брака не имеют правового значения. Все это небез­различно для религии и морали, но и то и другое может быть у разных людей разным, и признание этого факта является одной из важнейших гарантий человеческой свободы.

Концепция брака как института особого рода была весьма популярна и в прошлом. Ее сторонники признают наличие в брачном правоотношении тех или иных договорных элементов, но отказываются рассматривать его как договорное. И.А. Загоровскнй, например, указывает, что хотя брак “в происхождении своем заключает элементы договорного соглашения, но в содер­жании своем и в прекращении далек от природы договора; как содержание брака, так и его расторжение не зависят от произво­ла супругов. Поэтому брачный институт вернее причислить не к области договорного права, а к разряду институтов особого рода” [2, с.5].

Примечание - В дальнейшем канонические нормы придают институту брака характер мистического таинства, подчеркивая его духов­ную сторону. Классическим каноническим понятием брака ста­новится представление о нем, как о “самом полном (физичес­ком, нравственном, экономическом, юридическом, религиоз­ном) общении между мужем и женой” [2, с.5]. Таким образом, в орби­ту права попадают не только правовые, но и этические, религи­озные и в определенной степени физические элементы брака. В тот период, когда семейные отношения регламентировались ре­лигиозными правилами, этот подход был вполне оправдан, но с заменой канонических норм светскими установлениями он из­живает себя. Светское право, в отличие от религии, не регули­рует и не может регулировать отношения, принадлежащие ду­ховной, этической сфере.

В браке можно условно выделить разные группы отношений: духовные, физические и материальные. Духовные и физи­ческие элементы брака, безусловно, не могут регулироваться правом, и с этим соглашаются практически все современные и дореволюционные ученые. Однако такое разделение отноше­ний, составляющих брачный союз, получило признание не сразу. Историческое развитие представлений о браке происхо­дило таким образом, что на место религиозных представлений о браке, а иногда и вместе с ним встали этические представле­ния. Понятие брака в этой концепции выводится не из освяще­ния его церковью (или не только из него), но из соответствия брачного союза нравственной природе человека. Брак рассмат­ривается при этом уже не как таинство

Г.Ф. Шершеневич считал, что основанием возникновения и брака, и гражданского обязательства является договор, но брачное правоотношение, по его мнению, не являет­ся гражданским обязательством. Отличия брака от обязатель­ства он видит в том же, что и И. Кант: “Когда договор направлен на исполнение одного или нескольких действий, то последстви­ем его будет обязательственное отношение. Брачное же сожи­тельство не имеет в виду определенных действий, но общение на всю жизнь, оно имеет, по идее, нравственное, а не экономи­ческое содержание” [3, с.160]. Таким образом, Г.Ф. Шершеневич при­знает юридический факт, порождающий брачное правоотноше­ние, договором, отношение же, возникающее на его основе, он тоже относит к институтам особого рода.

Практически все современные ученые в нашей стране отка­зываются признавать соглашение о заключении брака граждан­ским договором. Основные их доводы можно свести к следую­щему: во-первых, они указывают, что целью заключения брака является не только возникновение брачного правоотношения, но также и создание союза, основанного на любви, уважении и т. д. Вторым доводом является указание на то, что, вступая в брак, будущие супруги не могут определять для себя содержа­ние брачного правоотношения, их права и обязанности опреде­лены императивными нормами закона, что нетипично для дого­ворных правоотношений.

Например, О. С. Иоффе отмечал, что брак возникает на ос­новании юридического акта, совершенного с намерением поро­дить правовые последствия. В этом проявляется сходство брака с гражданской сделкой. Но тем не менее социальное содержа­ние и правовые особенности брака в социалистическом общест­ве, по его мнению, исключали квалификацию брака в качестве одной из разновидностей гражданско-правовых сделок. Сделка имеет своей юридической целью создание для ее участников конкретных прав и обязанностей. Брак, основанный на любви, а не на своекорыстных имущественных интересах, такой право­вой цели не преследует. Целью вступления в брак О.С. Иоффе называл желание получить государственное признание созданного союза, “основа которого — взаимная любовь и уважение — не входит в его юридическое содержание”. Поэтому брак может прекратиться в любое время, как только эта основа будет подо­рвана, что невозможно в гражданских сделках [4, с.187].

Действительно, воля лиц, заключающих брак, направлена на достижение целого ряда последствий, как правовых, так и неправовых. Прежде всего они стремятся приобрести общест­венный и правовой статус законных супругов. Статус состоя­ния в браке влечет за собой и приобретение прав и обязаннос­тей супругов.

Возникают ли они в силу закона независимо от воли супругов? По-видимому, нет. Прежде всего если супруги категорически против их возникновения, они могут не реги­стрировать брак. Заключая брак, они дают согласие на вступле­ние в отношения, большая часть которых ранее была импера­тивно определена законом. Можно ли на этом основании за­ключить, что брак отличается от договора тем, что договором стороны сами устанавливают для себя содержание правоотно­шения, а все права и обязанности, вытекающие из брака, уже закреплены в норме закона? Во-первых, с усилением диспозитивного регулирования и появлением брачных договоров и алиментных соглашений эти возможности значительно расши­ряются [2, с.5].

Само заключение брака как юридический факт не предназначено для конкретизации прав и обязанностей супру­гов. Из этого факта вытекает только то, что два лица становятся мужем и женой, приобретая новый правовой статус. С помощью брачного договора и алиментного соглашения супруги могут почти полностью изменить свои имущественные отноше­ния. Даже если брачный договор не был заключен данной суп­ружеской парой, супруги не теряют возможности заключить его в будущем.

Когда мы говорим, что брак — это наиболее полное общение супругов: материальное, физическое и духовное, то мы предпо­лагаем, что между супругами возникает бесчисленное множест­во личных отношений, содержание которых они определяют для себя сами. Все эти отношения не регулируются правом, а, значит, и соглашения, устанавливающие их содержание, лежат во внеправовой сфере.

Поэтому невозможно сказать, что отно­шения, возникающие из брака, как в своей юридической, так и в своей неюридической части, заранее определены законом, в то время как отношения, вытекающие из гражданского договора, определяются этим договором. Напротив, содержание супру­жеских отношений может варьироваться еще в большей мере, чем содержание других договорных отношений, но изменение этих прав и обязанностей производится не актом вступления в брак, а с помощью специальных юридических актов: брачных договоров и других соглашений между супругами.

По нашему мнению, все вышесказанное позволяет сделать вывод о том, что соглашение о заключении брака по своей пра­вовой природе не отличается от гражданского договора. В той части, в какой оно регулируется правом и порождает правовые последствия, оно является договором.

Признание этого факта ничуть не принижает этического значения брака. Безусловно, это соглашение играет и внеправовую роль, и в этой части оно рассматривается вступающими в брак по-разному. В зависимости от своих убеждений они могут расценивать его как клятву перед богом или как мо­ральное обязательство, или как чисто имущественную сделку. Следует еще раз подчеркнуть, что все это лежит во внеправовой сфере.

Скачать архив с текстом документа