Занятость населения и ее регулирование
СОДЕРЖАНИЕ: Составитель – Квеско Раиса Брониславовна, доцент кафедры философии Томского политехниче-ского университета, д филос наук--ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«ТОМСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ЗАНЯТОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ И ЕЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
СД.Ф04
Рабочая программа для студентов
направления 040100
«Социальная работа»
Гуманитарный факультет и
Экзамен
Курсовая работа
(дифзачет)
Составитель – Квеско Раиса Брониславовна, доцент кафедры философии Томского политехниче-ского университета, д.филос.наук
Зав.каф.философии
_______________ А.А. Корниенко
Томск 2008
1. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
РАЗДЕЛ 1. ОСНОВЫ ТЕОРИИ ЗАНЯТОСТИ
Тема 1.1. Введение: предмет, задачи и источники
изучения курса
Методологические аспекты изучения курса: диалектический, деятельностный, компаративистский и синергетический методы; последовательная ориентация на принципы объективности, системности, комплексности; использование структурно-функционального и сравнительного анализа. Источники курса, их виды. Использование результатов научных исследований, отечественного и зарубежного опыта, соответствующих законов и нормативных документов в учебном процессе. Цели, задачи и структура курса. Формы и методы реализации учебной программы.
Тема 1.2. Занятость как социальная и экономическая категория,
ее социальный статус
Занятость. Сущность. Определение. Типы занятости: трудовая, общественно-политическая, семейно-бытовая. Свободный досуг как тип занятости. Потребности, их роль в формировании механизма занятости. Мотивация занятости.
Имидж. Типы и формы имиджа. Роль имиджа в формировании занятости. Роль этикета в управлении занятостью населения. Дресс-код.
Трудовая занятость. Ее типы и формы. Социально-экономическая сущность занятости. Занятость как деятельность, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, и как совокупность общественных (экономических) отношений по поводу участия граждан в хозяйственной деятельности, связанная с обеспечением их рабочими местами. Место занятости в системе социально-экономических отношений.
Рабочая сила, труд и занятость: взаимосвязь и соотношение понятий. Процесс воспроизводства рабочей силы и его основные фазы. Вещественные и личный факторы производства, их соотношение. Содержание понятия “рабочее место”. Система рабочих мест, ее трансформация и влияние на занятость населения. Научно-технический прогресс и занятость.
Факторы формирования и развития занятости. Обусловленность занятости экономическими, социальными, демографическими и политическими процессами. Трудовые ресурсы. Трудоспособное население. Возрастные границы трудоспособности. Категории занятого населения. Распределение населения по статусу в занятости.
Занятость в условиях различных социально-экономических систем. Экономические и юридические свободы и занятость. Право граждан распоряжаться своими способностями к производительному, творческому труду. Добровольная незанятость. Многоукладность экономики и занятость. Предпринимательство и занятость.
Ответственность государства за создание условий для занятости.
Тема 1.3. Структура и формы занятости населения.
Разделение труда в обществе. Понятие и виды разделения труда. Социальный и исторический аспекты разделения труда. Понятие профессии, специальности, квалификации. Подвижность (мобильность) рабочей силы.
Процесс распределения рабочей силы и формирование занятости. Понятие “структура занятого населения”. Виды структур. Экономические структуры. Технологические структуры. Распределение занятых по отраслям, сферам, видам, организационным формам деятельности и должностям. Структура занятых по формам собственности.
Профессионально-квалификационная структура занятости. Проблемы дефицитности (избытка) рабочей силы, рабочих мест и их количествено-качественного соответствия.
Структура занятости в социальном аспекте. Демографический срез структуры занятости. Понятие демографической нагрузки.
Организационные аспекты занятости. Формы и системы организации занятости. Нестандартные формы занятости (частичная и временная занятость; нестандартные режимы труда: надомничество, совместительство, гибкие графики труда).
Занятость формальная и неформальная. “Теневая” занятость.
Занятость первичная и вторичная. Сверхзанятость. Неполная занятость.
Специфика структуры и форм занятости в России и за рубежом.
Проблема оптимизации и рационализации структуры занятости. Сбалансированность занятости. Социально и экономически обоснованные пропорции в распределении занятых по основным сферам приложения труда и видам занятий.
Тема 1.4. Концептуальные основы и методы изучения
занятости населения
Эволюция взглядов и концептуальных подходов к понятию “занятость”. Занятость в условиях рыночного хозяйства: от А.Смита и К.Маркса к Дж.М.Кейнсу и М.Фридману. Занятость в условиях централизованной экономики (опыт СССР). Особенности занятости в странах переходной экономики: сравнительный анализ России и восточноевропейских государств.
Занятость полная, продуктивная, свободно избранная: содержание и взаимосвязь понятий, возможности и пути достижения в условиях рыночной экономики.
Эффективность занятости и влияющие на нее факторы. Критерии оценки эффективности занятости. Проблема высвобождения и перераспределения занятых (микро- и макроаспект).
Динамика и тенденции в развитии занятости.
Трудовая активность населения. Факторы и характеристики трудовой активности населения. Уровень занятости и коэффициент экономической активности трудоспособного населения.
Мотивационный механизм занятости. Система трудовых мотиваций и ее роль в обеспечении эффективности занятости. Современные теории мотивации и стимулирования трудовой активности работников.
Методы изучения занятости населения. Количественные методы. Качественные методы. Статистика занятости.
Методологические основы прогнозирования, планирования и программирования занятости населения.
РАЗДЕЛ 2. РЫНОК ТРУДА, ЗАНЯТОСТЬ И БЕЗРАБОТИЦА
Тема 2.1. Рынок труда
Механизм обеспечения занятости в обществе. Место рынка труда в системе отношений занятости.
Рынок труда как органическая составляющая рыночной экономики. Понятие рынка труда. Взаимосвязь и взаимообусловленность развития рынков.
Товар, реализуемый на рынке труда. Условия возникновения рынка труда. Специфика и особенности формирования рынка труда в России.
Границы рынка труда. Узкая и расширительная трактовки границ рынка труда. Рынок труда открытый (текущий) и внутрифирменный.
Структура и виды рынков труда. Рынок труда местный (локальный), региональный, национальный, международный.
Основные элементы рынка труда: субъекты, инфраструктура, конъюнктура. Факторы и характеристики (индикаторы) конъюнктуры рынка труда.
Механизм функционирования рынка труда.
Спрос и предложение на рынке труда. Факторы спроса и предложения на рынке труда (демографические, экономические, социальные).
Модели взаимодействия спроса и предложения на рынке труда. Классическая модель. Кейнсианская модель и государственное антициклическое регулирование.
Модель социального рыночного хозяйства (Л.Эрхард). Скандинавская модель. Рынок труда в Японии.
Тема 2.2. Безработица
Понятие и сущность безработицы. Безработица как социально-экономическое явление, учетно-статистическая категория и фактор конъюнктуры рынка труда.
Структура и виды безработицы (фрикционная, структурная, циклическая, по продолжительности, региональная, скрытая, по социально-демографическим группам).
Социально-экономические предпосылки безработицы в развитой рыночной экономике. Безработица полной занятости (классическая). “Кейнсианская” безработица. Понятие “естественного уровня” безработицы.
Принципы учета и методы оценки безработицы. Показатели безработицы. Современные тенденции в динамике безработицы за рубежом.
Массовая безработица как социально опасное явление. Методы борьбы с безработицей. Специфика безработицы в России.
Экономические потери от безработицы. Закон Оукена.
Тема 2.3. Инфраструктура рынка труда
Понятие инфраструктуры рынка труда. Инфраструктура как система обслуживающих рынок труда институтов.
Нормативно-правовой и организационный компоненты инфраструктуры рынка труда.
Основные элементы инфраструктуры рынка труда и их функции. Государственная служба занятости. Система подготовки и переподготовки кадров. Информационно-аналитическое обеспечение функционирования рынка труда. Кадровые службы предприятий и фирм. Роль союзов работодателей и профессиональных организаций трудящихся (профсоюзов). Негосударственные структуры содействия занятости населения.
Законодательные акты, постановления Правительства Российской Федерации, другие нормативные документы как правовая основа признания и социальной поддержки безработных граждан в России.
Международные нормативные акты по вопросам занятости.
Проблемы и противоречия практического применения отечественного законодательства и международных норм в России.
Значение развития инфраструктуры рынка труда для его становления и регулирования.
РАЗДЕЛ 3. РЕГУЛИРОВАНИЕ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ
Тема 3.1. Регулирование рынка труда и политика
обеспечения занятости населения
Цели системы управления занятостью.
Понятие и виды регулирования рынка труда.
Рынок труда как саморегулирующаяся система. Ограниченность механизма саморегулирования рынка труда. Государственное регулирование рынка труда, его сущность и необходимость. Возможности и пределы государственного регулирования процессов на рынке труда.
Политика занятости, ее роль и место в регулировании рынка труда и социально-экономической политике государства. Эволюция методов государственного регулирования рынка труда в странах с развитой рыночной экономикой.
Виды мер политики содействия занятости. Активные меры. Государственное содействие воспроизводству рабочих мест, подготовке и переподготовке рабочей силы, незанятых и безработных; субсидирование занятости; организация общественных работ; поощрение мобильности трудоспособного населения, развития самозанятости; консультативная помощь и психологическая поддержка высвобождаемых и безработных.
Пассивные меры (пособия по безработице). Страхование по безработице, его роль и значение в системе социальной защиты на рынке труда.
Задачи государственной политики на рынке труда России в период его становления.
Социальное партнерство, его роль на рынке труда и в системе содействия занятости населения.
Международный опыт регулирования занятости. Международная организация труда (МОТ), ее структура, сфера деятельности и методы работы.
Тема 3.2. Управление занятостью на федеральном уровне.
Государственная служба занятости как многоуровневая и многофункциональная социальная система и административная организация. Разработка и осуществление государственной политики занятости населения как главная целевая функция службы занятости. Роль службы занятости как амортизатора негативных тенденций на рынке труда. Превентивная (упреждающая) и оперативная (по поддержанию занятости) функции государственной службы занятости.
Структура службы занятости. Необходимость соответствия формальной организационной структуры службы занятости ее целевому назначению.
Тема 3.3. Управление занятостью на региональном и местном уровне.
Место и роль органов службы занятости субъектов Федерации (республик, краев, областей, автономных округов, городов Москва и Санкт-Петербург) в общей системе службы занятости России. Назначение, основные задачи и функции, направления и формы деятельности. Правовой статус, организационная структура, материально-техническое и финансовое обеспечение их деятельности. Необходимость учета региональной специфики и тесного взаимодействия с органами власти и управления в регионе. Руководство реализацией программ содействия занятости населения и работой местных служб занятости.
Районные и городские центры (отделы) – основное, первичное звено службы занятости, связывающее ее с населением. Непосредственная работа с клиентами (безработными, желающими пройти переподготовку, ищущими работу и др. категориями) как главная отличительная особенность местного уровня управления занятостью.
Статус, управление, финансирование, правовое, информационное, материально-техническое и кадровое обеспечение деятельности органов службы занятости местного уровня. Их задачи и функции. Направления, формы и методы работы по реализации мер, предусмотренных Законом о занятости, программами содействия занятости населения. Взаимодействие с местными органами власти и управления, контакты с работодателями, совместные акции с социальными партнерами.
Основные проблемы управления занятостью в России: отставание нормотворческой деятельности от реальных потребностей, обусловленных социально-экономическими преобразованиями; объективные трудности адаптации международных норм и стандартов к российским условиям; недостатки материально-технического, финансового, информационного и кадрового обеспечения деятельности служб занятости разного уровня; слабость их общественных связей, взаимодействия и поддержки со стороны органов власти, предпринимательской среды и средств массовой информации.
РАЗДЕЛ 4. ТЕХНОЛОГИЯ РАБОТЫ В УЧРЕЖДЕНИЯХ И
ОРГАНИЗАЦИЯХ СЛУЖЫ ЗАНЯТОСТИ
Тема 4.1. Основы технологизации работы службы занятости.
Социальные технологии и их роль в реализации функций службы занятости. Разновидности социальных технологий, применяемых в службах занятости (организационные, коммуникационные, информационные, обучающие, маркетинговые). Организационно-технические предпосылки технологизации функций: точное определение последовательности, взаимосвязи и взаимообусловленности всех функциональных операционных процессов. Технологизация как фактор повышения эффективности работы персонала.
Комплекс процедур и технологий по основным функциям учреждения (организации) службы занятости. Профориентация. Профессиональная подготовка и переподготовка незанятых и безработных как совокупность упреждающих (превентивных) технологий. Организация работы учреждения службы занятости по отраслевому принципу.
Структурно-элементные и функциональные модели технологических процессов по базовым процедурам. Технологии взаимодействия с гражданами, ищущими работу, и безработными (процессы консультирования, профотбора, профориентации, постановки на учет). Схемы потока клиентов в центре (отделе) занятости и технологические “цепочки” операций – стадий процесса обслуживания. Варианты первичного и вторичного приема граждан.
Общие (организационные, технико-экономические) и особые (социально-психологические, этические, правовые) требования к технологиям взаимодействия с клиентами центра (отдела) занятости.
Моббинговая ситуация в трудовом коллективе. Проблема маргинальности. Сущность социоморфизма как социального феномена и его влияние на взаимоотношения в коллективе. Взаимоотношение социального бессознательного и общественного сознания в трудовом процессе.
Управление персоналом. Бенч-маркинг. Корпоративная культура. Социоморфизм.
Тема 4.2. Технологии работы службы занятости с
социально-демографическими группами населения
Особенности занятости мужчин, женщин, молодежи, населения средних возрастов, населения старших возрастов, мигрантов. Дискриминация в сфере занятости по отношению к отдельным социально-демографическим группам: причины и распространенность. Правовой, экономический и моральный аспекты борьбы с дискриминацией в сфере занятости.
Маргинальные слои населения и особенности их занятости.
Программы содействия занятости социально-демографических групп населения: отечественный и международный опыт. Практика использования государством механизмов стимулирования занятости социально-демографических групп населения с пониженной конкурентоспособностью на рынке труда.
Специфика и технологии работы службы занятости с лицами, особо нуждающимися в социальной защите и испытывающими трудности в поиске работы (инвалиды; граждане, имеющие на содержании лиц, которым по заключению уполномоченного на то органа необходим постоянный уход, помощь или надзор; лица, освобожденные из мест лишения свободы; молодежь в возрасте до 18 лет, впервые ищущая работу; лица предпенсионного возраста; беженцы и вынужденные переселенцы; граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей; одинокие и многодетные родители, воспитывающие несовершеннолетних детей, детей-инвалидов; семьи, в которых оба родителя признаны безработными; граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие чернобыльской и других радиационных аварий и катастроф).
Специальные мероприятия, направленные на содействие занятости лиц, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы, их правовое, организационное и финансовое обеспечение.
Тема 4.3. Планирование и информационное обеспечение технологических процессов в учреждениях и организациях службы занятости.
Методы, процедуры и технологии планирования и прогнозирования в службе занятости. Этапы планирования. Информационно-аналитическое, организационное, научное и правовое обеспечение планирования и прогнозирования.
Программно-целевой подход: разработка и реализация программ содействия занятости населения. Федеральная, региональные и местные программы занятости как инструменты политики занятости.
Особенности планирования, прогнозирования и программирования в организациях (учреждениях) службы занятости различного уровня.
Информационные потребности органов и подразделений службы занятости. Источники и способы получения информации. Основные требования к информации: своевременность, надежность, доступность, оптимальность.
Компьютеризация информационных потоков и технологических процессов в службе занятости. Новые информационно-коммуникационные технологии и перспективы их применения в деятельности службы занятости.
2. ПЕРЕЧЕНЬ ПРИМЕРНЫХ КОНТРОЛЬНЫХ ВОПРОСОВ И ЗАДАНИЙ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
1. Что такое “занятость”? Каково ее место в системе социально-экономических отношений?
2. Каково содержание понятий “рабочая сила”, “труд”, “занятость” и как они соотносятся?
3. Какие категории граждан относятся к экономически активному населения и занятому населению?
4. Какие категории граждан относятся к трудовым ресурсам? Как соотносятся понятия “трудовые ресурсы” и “рабочая сила”?
5. Что понимается под структурой занятого населения? Перечислите и дайте характеристику основных видов структур.
6. Какие факторы обуславливают формирование профессионально-квалификационной структуры занятого населения?
7. В чем причины дефицита (избытка) рабочей силы?
8. Расскажите о формах и системах организации занятости.
9. Что такое “нестандартные формы занятости” и какова их роль в условиях обострения ситуации на рынке труда?
10. Как воздействует демографическая ситуация на занятость населения?
11. Достижима ли и при каких условиях полная занятость населения?
12. Каковы факторы, влияющие на эффективность занятости?
13. Охарактеризуйте мотивационный механизм занятости. Раскройте систему трудовых мотиваций.
14. Что такое “рынок труда”? расскажите о его структуре, элементах, механизме функционирования.
15. Каковы факторы формирования спроса и предложения рабочей силы?
16. Почему рынок труда можно рассматривать как саморегулирующуюся систему?
17. В чем заключаются позитивные и негативные последствия высвобождения рабочей силы?
18. Что такое фрикционная безработица? Есть ли возможности ее сокращения?
19. Каковы современные тенденции в динамике уровня безработицы в России и за рубежом?
20. Что такое инфраструктура рынка труда?
21. Каковы возможности и пределы государственного вмешательства в регулирование занятости населения и рынка труда?
22. В чем отличие активных и пассивных мер политики обеспечения занятости населения?
23. Каковы функции и основные направления деятельности государственной службы занятости?
24. Какова структура государственной службы занятости России?
25. Оцените уровень нормативно-правового обеспечения деятельности службы занятости.
26. Каковы основные направления и методы работы службы занятости на региональном и местном (районном) уровнях?
27. Что осложняет использование международных норм и стандартов в области занятости в условиях России?
28. Какие технологии применяются в деятельности службы занятости? Дайте им развернутую характеристику.
29. Каковы основные направления и формы взаимодействия службы занятости с работодателями?
30. Оцените перспективы технологизации работы службы занятости?
31. Какие группы населения подвергаются дискриминации на рынке труда? Как противодействовать дискриминации?
32. В чем заключаются особенности регулирования занятости граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы?
33. Оцените эффективность реализации программ содействия занятости населения?
34. Расскажите об информационном обеспечении службы занятости и использовании компьютерных технологий в деятельности ее органов.
3. ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА КУРСОВЫХ РАБОТ
1. Проблема занятости трудоспособного населения на современном этапе социально-экономического развития (особенности формирования и функционирования рынка труда; спрос и предложение рабочей силы, ее стоимость и цена; роль демографического фактора на рынок труда ).
2. Проблемы занятости и безработицы (теоретико-методологический анализ проблем занятости и безработицы; исторические и современные типы занятости и безработицы; структура занятости и безработицы, совершенствование рыночного механизма занятости ).
3. Факторы формирования профессионально-квалификационной структуры занятого населения и тенденции ее развития (понятие профессионально-квалификационной структуры занятого населения; факторы формирования, процесс формирования; тенденции развития ).
4. Формы и системы организации занятости (организация занятости, ее сущность; формы и системы занятости; оптимизация систем занятости населения ).
5. Методы управления занятостью в обществе (понятие управления занятости; методы управления; эффективность методов управления ).
6. Занятость в регионе и проблемы ее регулирования (понятие занятости, ее структура; состояние занятости в России и регионе; сравнительный анализ занятости в России и регионе ).
7. Стандартные и нестандартные формы занятости (понятие занятости; стандартные и нестандартные формы занятости, их специфика, социально-экономическая необходимость; актуализация форм занятости населения ).
8. Государственная политика занятости (предпосылки создания служб занятости; основные направления деятельности службы занятости; критерии эффективности работы служб занятости ).
9. Социальная защита населения на рынке труда (социальная защита населения на рынке труда как элемент социальной политики государства; социальные выплаты; трудоустройство ).
10. Технологии деятельности служб занятости (регистрация: общественные работы: профессиональная подготовка и переподготовка ).
11. Рынок труда как регулятор занятости и безработицы (основные виды и характеристики рынка труда; рынок труда как регулятор занятости, перспективы регулирования рынка труда в России и в регионе; модель формирования профессионализма ).
12. Занятость людей с ограниченными возможностями по зрению (понятие людей с ограниченными возможностями; основные проблемы трудовой занятости лиц данной категории; сравнительный анализ российской, региональной и зарубежной моделей трудоустройства лиц с ограниченными возможностями ).
13. Занятость людей с ограниченными возможностями по слуху и речи (понятие людей с ограниченными возможностями; основные проблемы трудовой занятости лиц данной категории; сравнительный анализ российской, региональной и зарубежной моделей трудоустройства лиц с ограниченными возможностями ).
14. Занятость людей с ограниченными возможностями (понятие людей с ограниченными возможностями; основные проблемы трудовой занятости лиц данной категории; сравнительный анализ российской, региональной и зарубежной моделей трудоустройства лиц с ограниченными возможностями ).
15. Занятость подростков (понятие подростка; основные проблемы трудоустройства; сравнительный анализ российской, региональной и зарубежной моделей трудоустройства подростков ).
16. Занятость и безработица молодежи (безработица молодежи, ее виды; основные проблемы трудоустройства; сравнительный анализ российской, региональной и зарубежной моделей трудоустройства молодежи ).
17. Занятость и безработица женщин (безработица женщин, ее причины; основные проблемы трудоустройства женщин; сравнительный анализ российской, региональной и зарубежной моделей трудоустройства женщин ).
18. Занятость лиц предпенсионного возраста (понятие предпенсионного возраста; основные проблемы трудоустройства; сравнительный анализ российской, региональной и зарубежной моделей занятости лиц предпенсионного возраста ).
19. Занятость пенсионеров (понятие пенсионера; основные проблемы трудоустройства; сравнительный анализ российской, региональной и зарубежной моделей трудоустройства пенсионеров ).
20. Занятость детей группы риска (понятие детей группы риска; проблемы их трудоустройства; сравнительный анализ российской, региональной и зарубежной моделей занятости детей группы риска ).
21. Добровольчество как форма занятости населения (понятие добровольчества и добровольческого движения как формы занятости населения; роль некоммерческих и общественных организаций; зарубежные, российская и региональная модель добровольчества ).
22. Субъект труда и его развитие (труд как выражение социальной, биологической и психологической сущности человека; психология трудового процесса; субъект труда в условиях рыночной экономики ).
23. Психологическое профессиоведение (психологический анализ трудовой деятельности; функциональная система; антиципация в деятельности ).
24. Классификация профессий (основание для классификации; профессиограмма и психограмма; профессионально важные качества и их тестирование ).
25. Профотбор, профконсультация и профориентация (многоступенчатый отбор и профессиональная подготовка; методы обучения, тренировки, тренажеры; критерии обученности и профпригодности ).
26. Психология становления профессионала (знания, навыки, умения; уровни профессиональной подготовки, автоматизированный навык; интерференция и угасание навыков ).
27. Индивидуальный стиль деятельности и эффективность труда (роль мотивации и уровня притязаний; роль характера, темперамента, эмоционально-волевых и психофизиологических качеств; фазы работоспособности, режим труда и отдыха ).
28. Проблемы взаимоотношений в трудовом коллективе (психологическая совместимость и психологическая поддержка; конфликты; эффективность совместной деятельности ).
29. Психологическая профилактика травматизма и аварийности (методы контроля функционального состояния и работоспособности; способы поддержки работоспособности и анализ ошибок в деятельности; влияние неблагоприятных факторов внешней среды на эффективность и безопасность трудовой деятельности ).
30. Деятельность человека в автоматизированных системах управления и производства (системы отображения информации, органы управления, алгоритм деятельности; эффективность и надежность деятельности, точность и быстродействие; влияние запаздывания на процессы компенсаторного и преследующего слежения ).
31. Инженерно-психологическое проектирование (антропоцентрический и машиноцентрический подходы, способы моделирования деятельности; учет человеческого фактора при проектировании системы «человек – машина», характеристики анализаторов, оперативная память и мышление; оценка функциональных возможностей человека ).
32. Психологическое содержание организаторского труда (распределение функций и система управления; стили управления, формальное и неформальное лидерство, профессионально важные качества; планирование и организация труда ).
33. Труд как объект изучения (понятие труда, его сущность и характер; экономический взгляд на труд; социологическая концепция труда ).
34. Труд в исторической перспективе (труд в традиционном обществе; индустриальное общество как общество труда; труд в постиндустриальном обществе ).
35. Эволюция управления персоналом (тейлористско-фордистская организация труда; технологии и люди: социальные проблемы массового производства; человеческий капитал как фактор конкурентоспособности предприятия ).
36. Механизмы регуляции трудовых отношений (трудовые отношения; классовый конфликт и социальное партнерство; производственная демократия, перспективы профсоюзного движения ).
37. Корпоративная культура (сущность современного корпоративизма; управление корпоративной культурой; национальные особенности корпоративной культуры и трудовых отношений ).
38. Роль государства в регулировании рынка труда (кейнсианская политика занятости и формирование социального государства; неолиберальная политика занятости; проблемы государственного регулирования рынка труда в постиндустриальном обществе ).
39. Занятость и безработица в современных условиях (дестандартизация и флексибилизация занятости; сегментация рынка труда; индивидуальные стратегии занятости ).
40. Рынок труда в контексте глобализации социально-экономических отношений (процесс глобализации и демографическая ситуация в мире; трудовая миграция; противоречия глобализации и регулирования ).
41. Цивилизационные основы и историческая эволюция трудовой этики в России (отношение к труду в российской хозяйственно культуре; советская трудовая этика; трудовые ценности постсоветского общества ).
42. Возрождение российского предпринимательства (проблемы собственности и управления; нравственное и правовое регулирование трудовых отношений; социальное партнерство ).
43. Рынок труда и политика занятости в переходный период (занятость и безработица; неформальные отношения в сфере занятости; итоги переходного периода и перспективы развития рынка труда ).
44. Общий рынок труда стран Ближнего Зарубежья (особенности интеграционного процесса; миграция на постсоветском пространстве; межгосударственное сотрудничество по формированию общего рынка труда стран Ближнего Зарубежья ).
45. Корпоративный имидж организации (понятие корпоративного имиджа; современные типологии и функции имиджа; формирование имиджа фирмы ).
46. Профессионально-личностный имидж специалиста (типы имиджа; инструментарий формирования имиджа; фэйс-контроль как имиджевая практика ).
47. Деловой имидж (принципы построения делового имиджа; основные формы выражения делового человека; внешний вид делового человека ).
48. Поведение как форма проявления делового имиджа (стратегия; техника; тактика ).
49. Физическое состояние делового человека как форма выражения его делового имиджа (физическая и умственная активность; биоритм и социоритм; питание ).
50. Технология имиджирования (Я-концепция; самопрезентация; физиогномика ).
51. Стратегия, строение и эффективность организации (цели и стратегия организации; строении организации; эффективность организации ).
52. Социально-психологическая природа имиджа (символическая природа имиджа; имидж в системе индивидуального поведения и социального влияния; создание имиджа как способ преодоления когнитивного диссонанса ).
53. Индивидуальный имидж (особенности индивидуального имиджа; имидж, ориентированный на самоощущение; имидж, ориентированный на восприятие ).
54. Групповой имидж (понятие группового имиджа; национальные имиджи-стереотипы; эффективность управления групповым имиджем ).
55. Предметный имидж (понятие предметного имиджа; персонификация как установка; информация и предметный имидж ).
56. Корпоративный имидж (понятие корпоративно имиджа, его функции, президентская коммуникация; внутренний и внешний имидж организации; благоприятный и нейтральный имидж фирмы ).
57. Структура имиджа и способы его функционирования (понятие имиджа, его типы; структура имиджа; способы его функционирования ).
58. Имиджмейкинг (сущность и функции имиджмейкинга; ошибки при создании и восприятии имиджа; роль имиджа в системах «человек – общество», «человек – группа», «человек – человек» ).
59. Роль делового общения в формировании имиджа коллектива (условия формирования имиджа коллектива; основные виды делового общения; оценка эффективности делового общения в формировании имиджа коллектива ).
60. Маркетинг рынка труда (понятие маркетинга рынка труда; маркетинговая модель; маркетинговый процесс ).
61. Маркетинговая стратегия (стратегическая инерция; изучение конкретной ситуации и составление маркетингового плана; сегментация ).
62. Брендинг (эмоциональная нагрузка; лояльность; управление брендом ).
63. Система управления персоналом в организации (правовое обеспечение системы управления персоналом; основные правила работы с персоналом; организационная структура управления персоналом ).
64. Формы работы с персоналом (структура и принципы организации персонала; маркетинг персонала; бенчмаркинг ).
65. Бенчмаркинг как элемент инновационного менеджмента (понятие бенчмаркинга, структура и виды; цели бенчмаркинга; функционирование бенчмаркинга ).
66. Бенчмаркинг как этап реализации инновационного процесса мотивации (содржание и виды бенчмаркинга, его эволюция; функционирование бенчмаркинга; бенчмаркинговый подход в маркетинге персонала ).с
67. Инновационный менеджмент персонала (понятие инновации и инновационных методов; инновационные технологии управления персоналом; инновационные методы управления персоналом ).
68. Организационное поведение (организационное поведение и среда; организационное поведение и высокоэффективная организация; глобальные аспекты организационного поведения ).
69. Организационное поведение как основа менеджмента персонала (способности и личностные качества работников: взаимодействие и групповое принятие решений; организационная культура ).
70. Методы социологии и психологии управления трудовой деятельностью (диагностические методы; регулирующие методы; социально-психологические ).
71. Личность работника как объект управления (личность работника, динамика и развитие ее свойств; группа и коллектив, личность в группе; организация и коллектив, личность в организации ).
72. Задачи управления персоналом (мотивация труда; конфликт в организации; управление движением кадров ).
73. Выработка и реализация управленческого решения (специфика управленческого решения и виды управленческих задач; основные этапы подготовки и реализации управленческих решений; деловое совещание как коллективная форма выработки управленческого решения ).
74. Менеджер по персоналу (понятие менеджера по персоналу, его функции; задачи менеджера по персоналу; роль менеджера по персоналу в повышении работоспособности персонала ).)
75. Интеллектуальный капитал (понятие интеллектуального капитала, знание как производственный фактор; человеческий и потребительский капитал; структурный капитал ).
76. Основы управления человеческими ресурсами (управление человеческими ресурсами; стратегическое управление человеческими ресурсами; интеллектуальный капитал ).
77. Практика управления человеческими ресурсами (роль служб персонала; оценка работы отдела персонала; международное управление человеческими ресурсами )
78. Работа и занятость (сущность труда; трудовые отношения; психологический контракт ).
79. Организационное поведение и организационная культура (особенности людей как работников и руководителей; мотивация трудовой деятельности; функционирование организации, ее организационная культура ).
80. Организация, виды работ и роли (проектирование организации; развитие, изменение и трансформация организации; проектирование рабочих мест и ролей ).
81. Процесс управления человеческими ресурсами (аспекты управления человеческими ресурсами: политика, компетентность; управления знаниями; анализ и описание работ и ролей ).
82. Методика проведения стратегического анализа предприятия (PEST -анализ, многофакторный анализ, SWOT -анализ; инновационная составляющая экономического роста предприятия; распределение интеллектуального капитала ).
83. Обеспечение организации трудовыми ресурсами (планирование человеческих ресурсов; подбор и отбор персонала; введение в организацию, уход из организации ).
84. Развитие человеческих ресурсов (стратегическое развитие человеческих ресурсов; организационное и профессиональное обучение, планирование личного развития; управление карьерой ).
85. Управление вознаграждением (система управления вознаграждением; оценка работы и анализ уровня рыночных ставок; управление системой оплаты труда ).
86. Отношения с работниками в организации (структура отношений с работниками; процессы в сфере отношений с работниками; вовлечение и участие работников в управлении организацией, коммуникации ).
87. Охрана труда и безопасность работников (управление охраной труда и безопасности на производстве; проведение оценок риска и аудиты охраны труда и безопасности; измерение показателей здоровья и безопасности ).
88. Социальное обеспечение работников организации (индивидуальное обеспечение; групповое социальное обеспечение; программы помощи работникам).
89. Обеспечение найма и управление человеческими ресурсами (практика трудового найма; процедуры и управление человеческими ресурсами; автоматизированные информационные системы управления человеческими ресурсами ).
90. Управленческое решение: теория, методология (сущность и характерные особенности управленческих решений; системный анализ как методологическая основа принятия управленческих решений; определение области применения системного анализа и процесс его проведения ).
91. Измерения при принятии управленческих решений (Основные понятия и шкалы измерения; методы измерения, в том числе методы измерения полезности; надежность и достоверность измерений ).
92. Типы задач принятия управленческих решений и походы к их решению (характеристика задач принятия управленческих решений; типы задч управленческих решений; многокритериальные оценки при поиске оптимальных решений ).
93. Математические методы принятия управленческих решений (характеристика математических методов принятия управленческих решений; методы исследования операций; теория массового обслуживания и теория игр ).
94. Экспертные оценки принятия управленческих решений (характеристика экспертных оценок; типы экспертных оценок; сравнительный анализ эффективности экспертных оценок принятия управленческих решений на основе индивидуального принятия и групповых предпочтений ).
95. Методы социологических решений принятия управленческих решений (характеристика и типы социологических методов; процесс социологического исследования; методы социологических исследований внутри организации ).
96. Прикладные вопросы принятия управленческих решений (анализ проблемной ситуации, методы целеполагания; методы оценки альтернатив и предпланового стратегического анализа; решения по повышению эффективности управления ).
97. Интеллектуальный капитал как фактор инновационного развития экономики (характеристика современного состояния и условий развития отечес твенных наукоемких предприятий; анализ роли и значения интеллектуального капитала в обеспечении конкурентных преимуществ наукоемких предприятий; анализ проблем и определение направлений повышения эффективности управления инновационным капиталом в условиях инновационного развития ).
98. Теоретико-методологические основы управления интеллектуальным капиталом (базовые теоретические предпосылки, подходы и принципы управления интеллектуальным капиталом; теории управления интеллектуальным капиталом; выбор инструментов принятия решений в сфере управления интеллектуальным капиталом ).
99. Система управления интеллектуальным капиталом (предпосылки создания системы внутрифирменного управления интеллектуальным капиталом, ее место в общей системе управления предприятием; структура и функции системы управления интеллектуальным капталом; разработка организационного обеспечения системы управления интеллектуальным капиталом ).
100. Управление формированием интеллектуального капитала (процесс формирования интеллектуального капитала; модель управления формированием интеллектуального капитала; методика управления интеллектуальной активностью персонала ).
101. Управление развитием персонала как фактор преумножения интеллектуального капитала (развитие персонала как основа стратегической ориентации на усиление конкурентоспособности организации; методика оценки эффективности инвестирования в развитие персонала и модель целесообразности аутсорсинга знаний в процессе развития персонала; оценка деловой активности и профессиональной ориентации персонала ).
102. Коммерциализация интеллектуального капитала (концепция управления коммерциализацией интеллектуального капитала; понятие и особенности коммерциализации интеллектуального капитала, анализ форм коммерциализации; оценка рыночной стоимости интеллектуального капитала ).
103. Инновации и их место в предпринимательстве (содержание и сущность инновационной деятельности как объекта предпринимательства; управление инновационной деятельностью субъектами предпринимательства; маркетинг инновационной деятельности в предпринимательстве ).
104. Формирование инновационной системы в предпринимательстве (факторы, определяющий коммерческий потенциал инноваций; методы и процедуры выбора и оценки нововведений; модель формирования инновационной системы в предпринимательстве ).
105. Управление персоналом на инновационных предприятиях (кадровая политика в условиях инновационной деятельности, деловая карьера работника; трудовое поведение и мотивация персонала в инновационной организации, методы мотивации персонала; автоматизация процессов управления персоналом на инновационном предприятии ).
106. Роль HR-менеджера в организации (понятие HR -менеджера; функции HR -менеджера; роль HR -менеджера в роли лидера ).
107. HR-стратегия и планирование человеческих ресурсов (планирование человеческих ресурсов; оценка спроса и предложений рабочей силы; разработка и реализация HR -стратегий ).
108. Управление формированием и развитием персонала (набор персонала; отбор кадров; система аттестации персонала ).
109. Программа персонального обучения и развития персонала (профессиональное обучение; повышение квалификации; переподготовка кадров; реформа в сфере ).
110. Охрана здоровья и труда (безопасность трудовой деятельности; международные аспекты охраны – здоровья и труда; HR -подход к охране здоровья и труда ).
111. Дисциплина и трудовые конфликты (понятие трудовой дисциплины; трудовой конфликт; процедура и практика регулирования трудового процесса ).
112. Работа с персоналом в связи с увольнением (правовые основы увольнения; аутплейсмент; консалтинг ).
113. Социморфизм как социальное явление в сфере занятости населения (понятие и сущность социоморфизма», связь с корпоративизмом; функции социморфизма; роль социоморфизма в формировании корпоративной культуры ).
114. Моббинговая ситуация в трудовом коллективе (сущность, основные черты, причины; пути разрешения моббинговой ситуации; роль моббинговой ситуации в формировании и развитии персонала ).
115. Корпоративизм как основа корпоративной культуры (сущность корпоративизма, его функции; черты корпоративизма, его принципы, социокультурные нормы; роль социации в формировании интеллектуального капитала ).
116. Механизм формирования толерантных отношений в коллективе ( понятие толерантности, ее сущность, основные черты, толерантность и интолерантность, толерантность и терпимость; роль социального бессознательного и самосознания личности в формировании социально-психологического климата в коллективе; значение толерантных отношений для эффективного и оптимального развития трудовых отношений ).
117. Проблемы и организационные принципы мотивации трудовой деятельности людей (анализ основных мотивационных систем; организационные принципы и компоненты мотивации; рост мотивации и саморегуляция ).
118. Маркетинговые агентства служб занятости: сущность, структура, функции (сущность и типы маркетинговых агентств; структура, задачи, функции маркетинговых агентств; роль маркетинговых агентств в развитии и совершенствования персонала ).
119. Консалтинговые агентства служб занятости: сущность, структура, функции (сущность и типы консалтинговых агентств; структура, задачи, функции консалтинговых агентств; роль консалтинговых агентств в развитии и совершенствования персонала ).
120. Система менеджмента качества персонала (сущность и задачи системы менеджмента качества персонала; политика, цели, задачи системы менеджмента качества персонала, процессы, мониторинг, документированные процедуры, должностные и рабочие инструкции; роль системы менеджмента качества в развитии персонала организации ).
121. Модерация: сущность, задачи, функции (теории модерации; процесс модерации, ее сущность, задачи, функции; роль модератора как лидера в развитии персонала организации ).
122. Основы теории организации (природа организаций; целевая структура, стадии развития организации; патология в управленческих ирешениях и организационных отношениях ).
123. Особенности профессии консультанта по управлению (типология консультационной деятельности; субкультура консультационной деятельности, особенности работы консультанта по управлению; маркетинг консультационных услуг ).
124. Организационная диагностика (смысл и назначение организационной диагностики; организационная самодиагностика, методы анализа управленческих решений; структурализация проблемного поля организации ).
125. Персональные инновации (сущность инноваций и персональных инноваций; проблема бессубъектности; ролевое развитие персонала ).
126. Мотивационный механизм занятости (теории мотивации; процесс мотивации, субъекты процесса мотивации; роль механизма мотивации в повышении производительности труда ).
127. Структура и виды рынков труда. Трактовки границ рынка труда (понятие рынка труда; структура, типология рынков труда; границы рынка труда ).
128. Факторы формирования спроса и предложения рабочей силы (понятия спроса и предложения на рынке труда; проблема конкуренции на рынке труда, диалектика спроса и предложения; процесс формирования спроса и предложения на рынке труда ).
129. Модели взаимодействия спроса и предложения на рынке труда (понятие модели; взаимодействие спроса и предложения на рынке труда; модели взаимодействия спроса и предложения ).
130. Инфраструктура рынка труда и ее роль в регулировании занятости (понятие инфраструктуры рынка труда; формы инфраструктуры, особенности инфраструктуры рынка труда; региональные особенности ).
131. Безработица, ее виды и структура. Понятие “естественного уровня” безработицы (понятие безработицы; типология и структура безработицы, понятие естественного уровня безработицы; региональные особенности безработицы ).
132. Принципы учета и методы оценки безработицы. Показатели безработицы (понятие безработицы; принципы учета и методы оценки безработицы, показатели безработицы; региональные особенности ).
133. Современные тенденции в динамике и структуре безработицы в России и за рубежом (понятие безработицы; современные тенденции в динамике и структуре безработицы в России, за рубежом; современные тенденции в динамике и структуре безработицы в регионе ).
134. Взаимосвязь инфляции, занятости и безработицы в условиях рыночной экономики (Современное состояние безработицы; взаимосвязь инфляции, занятости и безработицы; специфика этой взаимосвязи в регионе ).
135. Система предоставления образовательных услуг людям с ограниченными возможностями (система образования; предоставление образовательных услуг людям с ограниченными возможностями; рекомендации по предоставлению образовательных услуг лицам данной категории ).
136. Развитие и поддержка женского предпринимательства в России (предпринимательство; особенности женского предпринимательства; меры поддержки женского предпринимательства ).
137. Развитие и поддержка малого бизнеса в России (малый бизнес, сущность, характерные особенности; развитие малого бизнеса в Томске; развитие малого бизнеса в регионе ).
138. Государственная программа подготовки управленческих кадров (Государственная политика подготовки управленческих кадров; программы подготовки кадров управленцев; особенности решения программы в регионе ).
139. Кадровый резерв: формирование, задачи, перспективы (понятие кадрового резерва; формирование, задачи, перспективы; подготовка кадрового резерва на конкретном предприятии или в конкретной организации ).
140. Трудоустройство выпускников средних профессиональных учебных заведений (проблема трудоустройства выпускников; программы трудоустройства выпускников; региональные особенности ).
141. Трудоустройство выпускников высших профессиональных учебных заведений (проблема трудоустройства выпускников; программы трудоустройства выпускников; региональные особенности ).
142. Методы содействия занятости граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в трудоустройстве (актуальные проблемы занятости; меры содействия занятости граждан; региональные особенности ).
143. Профессиональная ориентация, профессиональная подготовка и переподготовка как превентивные (упреждающие) меры политики содействия занятости населения (понятие превентивных мер политики содействия; профессиональная ориентация, профессиональная подготовка и переподготовка ; обобщение опыта работы ).
144. Социальное партнерство и его роль в содействии занятости населения (понятие социального партнерства; сущность, типы, формы; роль социального партнерства в регулировании занятости населения ).
145. Негосударственные структуры содействия занятости, их виды, направления деятельности, место и роль на рынке труда (социальная политика занятости; негосударственные формы служб занятости; их роль на рынке труда ).
146. Трудовой кодекс и его роль в правовом регулировании занятости населения ( основные задачи Трудового кодекса; роль Трудового кодекса в правовом регулировании занятости; критический анализ Трудового кодекса ) .
147. Деятельность отдела по работе с персоналом на предприятиях (структура и задачи отдела по работе с персоналом; формы работы с персоналом; преимущества деятельности отдела по работе с персоналом ).
148. Социальная работа с безработными (понятие безработного; формы социальной работы с безработными; особенности социальной работы с безработными в регионе ).
149. Работа по организации занятости бомжей (понятие бомжа; формы социальной работы с бомжами; особенности социальной работы с бомжами в регионе ).
4. ПРИМЕРНЫЕ ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ
1. Виды и формы занятости населения.
2. Потребности и их роль в организации занятости населения
3. Занятость как социально-экономическая категория и социальный статус.
4. Место занятости в системе социально-экономических, социально-политических отношений.
5. Занятость в различных социально-экономических системах
6. Активная политика занятости
7. Распределение населения по статусу в занятости. Категории занятого населения.
8. Структура занятого населения и ее виды.
9. Факторы формирования профессионально-квалификационной структуры занятого населения и тенденции ее развития.
10. Формы и системы организации занятости.
11. Нестандартные формы занятости.
12. Занятость в условиях рыночной экономики.
13. Методы изучения занятости
14. Структура и виды рынков труда. Трактовки границ рынка труда.
15. Инфраструктура рынка труда и ее роль в регулировании занятости.
16. Рынок труда и его место в системе отношений занятости.
17. Особенности рынка труда в России.
18. Модели взаимодействия спроса и предложения на рынке труда.
19. Факторы формирования спроса и предложения рабочей силы.
20. Рабочая сила, трудовые ресурсы.
21. Трудоспособное население. Характеристика основных черт.
22. Мотивационный механизм занятости.
23. Социальное партнерство и его роль в содействии занятости населения.
24. Эффективность занятости и высвобождение работников.
25. Безработица, ее виды и структура. Понятие “естественного уровня” безработицы.
26. Принципы учета и методы оценки безработицы. Показатели безработицы.
27. Современные тенденции в динамике и структуре безработицы в России и за рубежом.
28. Страхование по безработице и его место в системе социальной защиты на рынке труда.
29. Право на труд, занятость и свобода личности.
30. Государственное регулирование занятости населения, его сущность, необходимость и границы.
31. Функции и основные направления деятельности Государственной службы занятости и населения.
32. Структура Государственной службы занятости населения РФ.
33. Информационные технологии в деятельности Государственной службы занятости населения.
34. Модели технологических процессов взаимодействия службы занятости с безработными и ищущими работу гражданами. Характеристика основных используемых технологий.
35. Основные проблемы в деятельности органов Федеральной государственной службы занятости населения России на современном этапе
36. Основные направления, задачи и методы работы органов Государственной службы занятости населения на региональном и местном уровнях.
37. Федеральная, региональные и местные (районные) программы содействия занятости населения как инструменты политики занятости.
38. Принципы и особенности технологизации работы учреждений (организаций) службы занятости.
39. Профессиональная ориентация, профессиональная подготовка и переподготовка как превентивные (упреждающие) меры политики содействия занятости населения
40. Негосударственные структуры содействия занятости, их виды, направления деятельности, место и роль на рынке труда.
41. Специфика и особенности регулирования занятости граждан, особо нуждающихся в социальной защите
42. Международный опыт регулирования занятости. МОТ, его структура и сфера деятельности.
43. Политика содействия занятости населения и ее взаимосвязь с экономической и социальной политикой государства.
44. Инструменты и меры государственной политики содействия занятости.
45. Трудовой кодекс, его роль в организации занятости населения
46. Семейный кодекс. Роль семейно-бытовых отношений в организации занятости населения
47. Жилищный кодекс. Роль бытовых факторов в организации занятости.
48. Этикет делового человека.
49. Этика руководителя
50. Этика подчиненного
51. Имидж делового человека, типы имиджа. Роль имиджа в организации деятельности.
52. Этика коллег
53. Корпоративнаятура
54. Моббинговая ситуация и пути ее разрешения. Проблема маргинальности
5. .ФОРМА ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ – экзамен, дифзачет по курсовой работе
6. ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Адамчук В.В., Ромашов О.В., Сорокина И.Е. Экономика и социология труда: Учеб. для вузов.- М., 2001.
2. Армстронг М. Практика управления человеческими ресурсами. – 8-е изд. – М., СПб, Н.Новгород, Воронеж, Ростов н/Д, Екатеринбург, Самара, Новосибирск, Киев, Харьков, Минск: Питер, 2007.
3. Бовин А.А., Чередникова Л.Е., Якимович В.А. Управление инновациями в организациях. – М.: Омега–Л, 2006
4. Боровик В.С., Ермакова Е.Е., Похвощев В.А. Занятость населения: Учебное пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 2001.
5. Голубков Е.П. Маркетинговые исследования: теория, методология и практика. – М.: Изд-во «Финпресс», 1998.
6. Голубков Е.П. Технология принятия управленческих решений. – М.: Дело и Сервис, 2005.
7. Дафт Р. Ор ганизации. Учебник для психологов и экономистов. – СПб: прайм-ЕВРОЗНАК, 2003.
8. Динамика и факторы эффективности профессионального обучения и переподготовки безработных // Вопросы экономики. – 2002. – № 11.
9. Дудина О.М., Ратникова М.А. Профессиональная мобильность: кто и как принимает решение сменить профессию / Социологические исследования. – 2004. – №11.
10. Занятость молодежи: проблема, выходящая на первый план // Человек и труд. – 2004. – №12.
11. Игнатова Т., Змияк С. Рынку труда не обойтись без госрегулирования // Служба кадров и персонал. – 2005. – №4.
12. Игнатова Т., Змияк С. Центрам занятости – новые технологии //Служба кадров и персонал. – 2005. – №5.
13. Ильин Г.Л. Социология и психология управления. Учебное пособие. – М.: Издательский центр «Академия», 2005.
14. Кейнс Дж.М. Избранные произведения: Пер. с англ. – М., 1993.
15. Комментарий к Трудовому кодексу РФ / Под ред. К.Н. Гусова. – М.: Проспект, 2006.
16. Конституция Российской Федерации. – М., 1994.
17. Лукичева Л.И. Управление интеллектуальным капиталом: Учебное пособие. – М.: Омега–Л, 2007.
18. Пригожин А.И. Методы развития организации. – М.: МЦФЭР, 2003.
19. Рофе А.И. Рынок труда. – М., 2003.
20. Социальные гарантии безработным // Служба кадров и персонал. – 2005. – №8.
21. Стюарт Т.А. Интеллектуальный капитал. Новый источник богатства организаций. – М.: Поколение, 2007.
22. Трудовое и социальное право зарубежных стран: основные институты. Сравнительно-правовое исследование. /Под ред. Э.Б. Френкель. – М., 2002.
23. Трудовой кодекс Российской Федерации. – М., 2006.
24. Ульрих Д. Эффективное управление персоналом: новая роль HR–менеджера в организации. – М.: ООО «И.Д. Вильямс», 2007.
25. Управление человеческими ресурсами. Энциклопедия. – М., СПб, Н.Новгород, Воронеж, Ростов н/Д, Екатеринбург, Самара, Новосибирск, Киев, Харьков, Минск: Питер, 2002.
26. Фрэнкин Р. Мотивация поведения . – 5 изд. – М., СПб, Н.Новгород, Воронеж, Ростов н/Д, Екатеринбург, Самара, Новосибирск, Киев, Харьков, Минск: Питер, 2003.
27. Шермерорн Дж., Хант Дж., Осборн Р. Организационное поведение. – 8 –е изд. – М., СПб, Н.Новгород, Воронеж, Ростов н/Д, Екатеринбург, Самара, Новосибирск, Киев, Харьков, Минск: Питер, 2006.
7. СПИСОК ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Анализ ситуации на рынке труда России в 2002 – 2003 гг. // РЭО Вестник. – 2004. – №81.
2. Ананьев А. Новые процессы в занятости населения в условиях перехода к рыночной экономики // Вопросы экономики. – 2000. – № 5.
3. Бабкина З.В., Макарова И.К. Занятость, предпринимательство и профессиональная подготовка в условиях рынка труда. – М., 1991.
4. Базыленко Т.Ю. Роль службы занятости в адаптации безработных // Вестник МГУ. Серия 6: Экономика.- 1999.- №3/ 99.
5. Баканов Е. Кто должен оценивать работу центров занятости? // Человек и труд. – 2004. – №7.
6. Бараненкова Т. Состояние рынков труда РФ и проблемы их регулирования. – М., 2003.
7. Барр Н. Рынок труда и социальная политика в Центральной и Восточной Европе: переходный период и дальнейшее развитие. - М., 2001.
8. Барсукова С.Ю. Женское предпринимательство: специфика и перспективы // СОЦИС. -1999. - № 9.
9. Безработица, структурная перестройка экономики и рынок труда в восточной Европе и России / под редакцией Р. Емцова, С, Коммандера, Ф. Коричелли. – М., 1997.
10. Безработица, структурная перестройка экономики и рынок труда в России. – М., 1995.
11. Бейсенов С., Мухамбетов Т. Инфраструктура рынка труда // Человек и труд. - 1993 - № 1.
12. Бородин Ю. Как рассчитать экономическую эффективность трудоустройства //Человек и труд. – 2005. – №7.
13. Бочарова И. Программа содействия занятости (социальная политика) // Экономист. – 2005. – № 5.
14. Брагин В. Оценка естественного уровня безработицы в России в 1994-2003гг.: эмпирический анализ // Вопросы экономики. – 2004. – № 3.
15. Брайер К.Х. Безработица и неполная занятость / Социологические исследования. – 2003. – № 10.
16. Бреев Б.Д. Некоторые аспекты занятости населения на современном этапе. - СПб, 2001.
17. Васильев Я.Т. Региональная занятость и рынок труда: основные теории функционирования и прогнозирования / Отв. ред. А.А. Попов. – Новосибирск, 2000.
18. Власова Н., Кулешова Е. Российский рынок труда в 2000 году // Человек и труд. – 2001. - №4.
19. Волжская Е. Государственные гарантии гражданам, потерявшим работу и заработок // Трудовое право. – 2005. – №3.
20. Волосатов В. Регионы Урала и Сибири: Занятость и безработица // Человек и труд. – 2005. – №2.
21. Восколович Н.Н. Формирование цены рабочей силы на рынке труда переходного периода // Человек и труд. – 2000. – №1.
22. Голубева Я.В. Профессиональное взаимодействие специалиста службы занятости с безработным человеком: адаптация или совместное развитие? // Журнал прикладной психологии. – 2004. – №6.
23. Горчакова В.Г. Имиджелогия. Учебное пособие. – М.: Академический Проект, 2007.
24. Гурьянов С.Т., Ночевник М.Н. Рыночная экономика: выбор пути. - М., 2000.
25. Занятость. Безработица, Служба занятости / Под науч. ред. Ю.В. Колесникова. – М.: Изд-во всероссийской газеты «Нива России», 1996.
26. Занятость и рынок труда: новые решения и национальные приоритеты, перспективы. - М., 1998.
27. Илясов Е. Как устроиться на работу? (Проблема трудоустройства молодежи) // Вестник молодежной политики. – 2004. - № 4.
28. Имиджелогия. Как нравиться людям. – М.: Народное образование, 2002.
29. Имиджелогия–2006: актуальные проблемы социального имиджмейкинга: Материалы Четвертого Международного симпозиума по имиджелогии / Под ред. Е.А. Петровой. – М.: РИЦ АИМ, 2006.
30. Исупова О.Г. Недостаточно оплачиваемая работа: Почему мы соглашаемся? // СОЦИС. – 2002. - № 3.
31. Карташов С.А., Одегов Ю.Г. Рынок труда: проблемы формирования и управления (на примере г. Москвы) – М., 1998.
32. Карташова Л.В. Организационное поведение: Учебное пособие. – М.: ИНФРА–М, 2006.
33. Ковальчук А.С. Основы имиджелогии и делового общения. – Ростов н/Д: Феникс, 2004.
34. Кокин Ю.Л., Стрельникова Л.В. В помощь безработному.- М., 2000.
35. Котляр А.Э., Кирпа И.Н. Занятость населения и рынок труда России в условиях перехода к рыночной экономике. – М., 1998.
36. Крылов К.Д. Социально-партнерские соглашения в сфере труда //Труд и право. – 2005. – №5.2003.
37. Кузин Ф.А. Современный имидж делового человека, бизнесмена, политика. – М.: Ось–89, 2002.
38. Кутепова Н. Специфика российского рынка труда // Человек и труд. – 2003. – № 5.
39. Кучер Н. Рабочие лошадки рынка // Социальная защита.- 2000.- №1.
40. Лаврикова А.И. Проблемы занятости женщин в сфере труда // Социальная работа с семьей. - М., 2000.
41. Лапин А.Е., Соснина Т.П. Занятость в государственном секторе экономики: границы эффективности // Вопросы статистики. – 2001. - №3.
42. Лысикова О.В., Лысикова Н.П. Имиджелогия и паблик рилейшнз в социокультурной среде. Учебное пособие. – М.: Флинта: МПСИ, 2006.
43. Малеева Т. Российский рынок труда и политика занятости: противоречия и перспективы реформирования // Politekonom. – 2000. - № 2 (13).
44. Маренков Н.Л., Косаренко Н.Н. Управление персоналом организаций. Учебное пособие. – М.: Академический Проект; Трикста, 2005.
45. Марков Г.А. Порядок разработки, заключения, изменения и дополнения соглашений // Вопросы экономики. – 2004. – №3.
46. Мелкулян А. Проблемы безработицы // Экономист. – 2005. – №8.
47. Миляева Л. Экономические стороны «скрытой» безработицы // Экономист. – 2002. – №5.
48. Монусова Г. Незанятость в России: вынужденная или добровольная? // Вопросы экономики. – 2001. - № 9.
49. Морозова Е, Поварич И. Социальная защита в сфере труда // Человек и труд. – 2005. – №8.
50. Московская А., Московская В. Качественные и количественные сдвиги в сфере занятости // Вопросы экономики. – 1999. - № 11.
51. Никифирова А.А. Рынок труда, занятость и безработица. – М., 1991.
52. Орлова Е. О формировании системы гарантий обеспечения системы занятости населения. // Человек и труд.- 2000. - № 12.
53. Павленков В.А. Рынок труда. - М., 2003.
54. Пасечник Е. Девять кругов безработицы // Импульс. – 2004. - № 20.
55. Пельцман Л. Стрессовые состояния у людей, потерявших работу // Психологический журнал.- 2002. - № 13.
56. Перелыгина Е.Б. Психология имидж: Учебное пособие. – М.: Аспект Пресс, 2002.
57. Плакся В.И., Блинов А.О. и др. Становление предпринимательства и политика занятости. – М.,1993.
58. Платонов Ю.П. Основы этнической психологии. Учебное пособие. – СПб: Речь, 2003.
59. Попов А. Рынок труда. Оценка ситуации и перспектив // Человек и труд. – 1997. - № 9.
60. Прокопов Ф. Эффективная организация услуг службы занятости: современный подход. – М.: Академия, 2004.
61. Прокофьева Л. , Фести П., Мурачева О. Профессиональная карьера мужчин и женщин // Вопросы экономики. - 2001. - №3.
62. Профессиональная ориентация и психологическая поддержка безработных граждан и незанятого населения в службе занятости Московской области в 1999г.: (Аналитические материалы). – М., 2000.
63. Профессиональная реабилитация и занятость инвалидов: Реализация законодательства РФ// Человек и труд. - 2001.- №5.
64. Работающая женщина в условиях перехода России к рынку // Вопросы экономики. - 2001. - №3.
65. Радаев В.В. Социологические подходы к анализу рынка труда // Российский экономический журнал. - 1995. - № 3-4.
66. Радаев В.В. Экономическая социология: Курс лекций – М., 1998.
67. Ржаницина Л. Женский труд: дискриминация усиливается // Человек и труд. - 2002.- №5.
68. Российский рынок труда: становление и развитие: Учебное пособие. – М., 1995.
69. Рофе А.И., Збытко Б.Г., Ишин В.В. Рынок труда, занятость населения, экономика ресурсов для труда: Учебное пособие – М., 1998.
70. Рощин С.Ю., Разумова С.О. Экономика труда: экономическая теория труда: Учебное пособие – М., 2000.
71. Рынок труда в России: проблемы формирования и регулирования / Под ред. К.И.Микульского – М., 1995.
72. Сакс Дж. Рыночная экономика и Россия. - М., 1994.
73. Сараев А. Формирование трудовых ресурсов и занятости // Экономист. - 2001. - №10.
74. Содействие занятости женщин // Человек и труд. - 2001.- №1.
75. Социальные службы для молодежи: Материалы и документы. – М., 1995.
76. Старовойтова Л.И. Занятость населения и ее регулирование. – М., 2001.
77. Старовойтова Л.И., Золотарева Т.Ф. Занятость населения и ее регулирование. - М., 2001.
78. Сыроватская Л.А. Трудовое право: Учебник. - М., 2001.
79. Ткаченко А.О. О смягчении последствий безработицы // Человек и труд. - 1999.- №3.
80. Толстова К. Без работы больше года // Трудовые отношения. - 2000. - №2.
81. Топилин М. Динамика позитивная, но расслабляться нельзя // Служба кадров и персонал. – 2005. – №6.
82. Труд и занятость в России. – М, 2001.
83. Фут М., Хоук К. Введение в HR–менеджмент: Учебник. –М.: Дело и Сервис, 2005.
84. Четвернина Т. Государственная служба занятости: архаика или живой организм // Человек и труд. - 2002. - №12.
85. Четвернина Т. Российский рынок труда: тенденции, институты, политика. – М., 2001.
86. Четвертый периодический доклад о выполнении в РФ Конвенции ООН о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин: Бюллетень Департамента проблем семьи, женщин и детей. - 1995.- №1.
87. Чирикова А.Е. Женщины во главе фирмы (проблемы становления женского предпринимательства в России) // Вопросы экономики. - 2001. - № 3.
88. Шейнин Л.Б. Недостатки рынка труда в России // Российские регионы. – 1999. - №18-19.
89. Ширяева Л. Важно быстрее вернуть человека к труду // Человек и труд. – 2002. - №10.
90. Шлендер П.Э., Кокин Ю.П. Экономика труда. – М., 2004.
91. Экономика и бизнес / под. Ред. Камаева В. Д. – М., 1993.
8. КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН
чтения лекций по учебной дисциплине
«Занятость населения и ее регулирование»
для студентов очной и очно-заочной форм обучения
№ |
Лекции (тема) |
Часы |
|
Ауд. |
Сам. работа |
||
1 |
Введение: предмет, задачи, источники |
2 |
1 |
2 |
Занятость как социальная и экономическая категория, ее социальный статус |
4 |
2 |
3 |
Структура и формы занятости населения |
2 |
1 |
4 |
Концептуальные основы и методы изучения занятости населения |
4 |
2 |
5 |
Рынок труда |
2 |
1 |
6 |
Безработица |
2 |
1 |
7 |
Инфраструктура рынка труда |
2 |
1 |
8 |
Регулирование рынка труда и политика обеспечения занятости населения |
2 |
1 |
9 |
Управление занятостью на федеральном уровне |
4 |
2 |
10 |
Основы технологизации работы службы занятости |
6 |
3 |
11 |
Технологии работы службы занятости с социально-демографически-ми группами населения |
2 |
1 |
12 |
Итоговая письменная работа |
2 |
1 |
ИТОГО: |
34 |
17 |
9. КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН
семинаров по учебной дисциплине
«Занятость населения и ее регулирование»
для студентов очной и очно-заочной форм обучения
№ |
Практические (семинарские) занятия, (тема) |
Часы |
|
Ауд. |
Сам. работа |
||
1 |
Введение: предмет, задачи, источники 1. Методологические аспекты изучения курса: диалектический, деятельностный, компаративистский и синергетический методы. 2. Использование структурно-функционального и сравнительного анализа. 3. Использование результатов научных исследований, отечественного и зарубежного опыта, соответствующих законов и нормативных документов в учебном процессе. 4. Цели, задачи и структура курса. |
4 |
2 |
3 |
Занятость как социальная и экономическая категория, ее социаль-ный статус 1. Занятость. Сущность. Определение. Типы занятости: трудовая, общественно-политическая, семейно-бытовая. Свободный досуг как тип занятости. 2. Потребности, их роль в формировании механизма занятости. Мотивация занятости. 3. Имидж. Типы и формы имиджа. Роль имиджа в формировании занятости. Роль этикета в управлении занятостью населения. Дресс-код. 4. Трудовая занятость. Ее типы и формы. Социально-экономическая сущность занятости. 5. Рабочая сила, труд и занятость: взаимосвязь и соотношение понятий. 6. Факторы формирования и развития занятости. Трудовые ресурсы. |
4 |
2 |
4 |
Структура и формы занятости населения 1. Разделение труда в обществе. Понятие и виды разделения труда. 2. Понятие “структура занятого населения”. Виды структур. 3. Профессионально-квалификационная структура занятости. 4. Демографический срез структуры занятости. Понятие демографической нагрузки. 5. Организационные аспекты занятости. Формы и системы организации занятости. 6. Специфика структуры и форм занятости в России и за рубежом. |
4 |
2 |
5 |
Концептуальные основы и методы изучения занятости населения 1. Эволюция взглядов и концептуальных подходов к понятию “занятость”. Занятость в условиях рыночного хозяйства: от А.Смита и К.Маркса к Дж.М.Кейнсу и М.Фридману. Занятость в условиях централизованной экономики (опыт СССР). Особенности занятости в странах переходной экономики: сравнительный анализ России и восточноевропейских государств. 2. Мотивационный механизм занятости. Система трудовых мотиваций и ее роль в обеспечении эффективности занятости. Современные теории мотивации и стимулирования трудовой активности работников. |
2 |
1 |
6 |
Рынок труда 1. Понятие рынка труда. Специфика и особенности формирования рынка труда в России. Границы рынка труда. 2. Структура и виды рынков труда. Основные элементы рынка труда: субъекты, инфраструктура, конъюнктура. Механизм функционирования рынка труда. 3. Спрос и предложение на рынке труда. Факторы спроса и предложения на рынке труда (демографические, экономические, социальные). 4. Модели взаимодействия спроса и предложения на рынке труда. |
2 |
1 |
7 |
Безработица 1. Понятие и сущность безработицы. Структура и виды безработицы. 2. Социально-экономические предпосылки безработицы в развитой рыночной экономике. Понятие «естественного уровня» безработицы. 3. Принципы учета и методы оценки безработицы. Показатели безработицы. Современные тенденции в динамике безработицы за рубежом. 4. Массовая безработица как социально опасное явление. Методы борьбы с безработицей. Специфика безработицы в России. |
2 |
1 |
8 |
Инфраструктура рынка труда 1. Понятие инфраструктуры рынка труда. Инфраструктура как система обслуживающих рынок труда институтов. 2. Основные элементы инфраструктуры рынка труда и их функции. 3. Значение развития инфраструктуры рынка труда для его становления и регулирования. |
2 |
1 |
9 |
Регулирование рынка труда и политика обеспечения занятости населения 1. Понятие и виды регулирования рынка труда. Рынок труда как саморегулирующаяся система. 2. Политика занятости, ее роль и место в регулировании рынка труда и социально-экономической политике государства. 3. Задачи государственной политики на рынке труда России в период его становления. 4. Социальное партнерство, его роль на рынке труда и в системе содействия занятости населения. 5. Международный опыт регулирования занятости. Международная организация труда (МОТ), ее структура, сфера деятельности и методы работы. |
2 |
1 |
10 |
Управление занятостью на региональном и местном уровне 1. Место и роль органов службы занятости субъектов Федерации в общей системе службы занятости России. 2. Районные и городские центры (отделы) – основное, первичное звено службы занятости, связывающее ее с населением. 3. Основные проблемы управления занятостью в России. |
4 |
2 |
11 |
Основы технологизации работы службы занятости 1. Социальные технологии и их роль в реализации функций службы занятости. 2. Структурно-элементные и функциональные модели технологических процессов по базовым процедурам. Технологии взаимодействия с гражданами, ищущими работу, 3. Моббинговая ситуация в трудовом коллективе. Проблема маргинальности. Сущность социоморфизма как социального феномена и его влияние на взаимоотношения в коллективе. Взаимоотношение социального бессознательного и общественного сознания в трудовом процессе. 4. Управление персоналом. Бенч-маркинг. Корпоративная культура. Социоморфизм. |
4 |
2 |
12 |
Планирование и информационное обеспечение технологических процессов в учреждениях и организациях службы занятости 1. Методы, процедуры и технологии планирования и прогнозирования в службе занятости. Этапы планирования. Информационно-аналитическое, организационное, научное и правовое обеспечение планирования и прогнозирования. 2. Программно-целевой подход: разработка и реализация программ содействия занятости населения. Федеральная, региональные и местные программы занятости как инструменты политики занятости. 3. Особенности планирования, прогнозирования и программирования в организациях (учреждениях) службы занятости различного уровня. 4. Компьютеризация информационных потоков и технологических процессов в службе занятости. Новые информационно-коммуникационные технологии и перспективы их применения в деятельности службы занятости. |
2 |
1 |
13 |
Защита курсовой работы |
2 |
1 |
34 |
17 |
10. КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН
выполнения курсовой работы по дисциплине
«Занятость населения и ее регулирование»
для студентов очной и очно-заочной форм обучения.
№ п/п |
Недели |
Наименования разделов курсовой работы |
Процент выполнения |
1. |
Чет 24 |
Сбор теоретического и эмпирического материала по теме. Составление библиографии |
5 |
2. |
Нечет 25 |
Сбор теоретического и эмпирического материала по теме. Составление библиографии |
5 |
3. |
Чет 26 |
Сбор теоретического и эмпирического материала по теме. Составление библиографии |
5 |
4. |
Нечет 27 |
Сбор теоретического и эмпирического материала по теме. Составление библиографии |
5 |
5. |
Чет 28 |
Написание 1 главы |
5 |
6. |
Нечет 29 |
Написание 1 главы |
5 |
7. |
Чет 30 |
Написание 2 главы |
5 |
8. |
Нечет 31 |
Написание 2 главы |
5 |
9. |
Чет 32 |
Написание 3 главы |
5 |
10. |
Нечет 33 |
Написание 3 главы |
5 |
11. |
Чет 34 |
Написание введения |
5 |
12. |
Нечет 35 |
Написание заключение |
5 |
13. |
Чет 36 |
Разработка приложений |
10 |
14. |
Нечет 37- |
Разработка презентации в программе MS PowerPoint |
5 |
15. |
Чет 38 |
Разработка презентации в программе MS PowerPoint |
10 |
16. |
Нечет 39 |
Подготовка доклада |
5 |
17. |
Чет 40 |
Защита курсовой работы |
10 |
11. ГРАФИК ВЫПОЛНЕНИЯ ДОМАШНИХ ЗАДАНИЙ
для студентов очной и очно-заочной форм обучения.
№ п/п |
Недели |
Наименования разделов курсовой работы |
|
Нечет 27 |
Анализ статей |
|
Чет 28 |
Задачи |
|
Чет 30 |
Тесты |
|
Чет 32 |
Кроссворд |
|
Чет 34 |
Расчетно-графические работы |
|
Нечет 39 |
Защита курсовой работы |
|
Чет 40 |
Защита курсовой работы |
|
Нечет 41 |
Итоговая письменная работа. Дифференцированный зачет по курсовой работе |