Защита а как форма итоговой аттестации по литературе в 9 и 11 классах

СОДЕРЖАНИЕ: Реферат (лат reffere – докладывать, сообщить) – краткое изложение какого-либо вопроса, содержания книги, статьи, исследования, а также доклад с таким изложением. (Из «Толкового словаря русского языка» С. И. Ожегова)

Защита реферата как форма итоговой аттестации по литературе

в 9 и 11 классах в 2007-2008 уч.г.

Реферат (лат. reffere – докладывать, сообщить) – краткое изложение какого-либо вопроса, содержания книги, статьи, исследования, а также доклад с таким изложением. (Из «Толкового словаря русского языка» С.И.Ожегова).

Еще совсем недавно считалось, что развитые исследовательские способности нужны только узкой группе специалистов. Но современный мир столь динамичен и меняется так стремительно, что выжить в нем, опираясь на наработанные стереотипы, невозможно. Современный человек должен постоянно проявлять исследовательскую, поисковую активность. Проблема развития исследовательских способностей относится к числу приоритетных задач современного образования.

На наш взгляд, правомерно рассматривать работу над ученическим рефератом как познавательную деятельность, а сам реферат как результат длительного, серьезного интеллектуального, исследовательского и творческого труда школьника. По своему содержанию и оформлению он приближается к научной исследовательской работе, т.е. включает в себя следующие разделы:

Введение

Основная часть (основной текст реферата может быть разделен на главы)

Выводы

Заключение

К реферату прилагается:

· титульный лист

· оглавление с указанием страниц

· список использованной литературы

Работа над рефератом, как и любая деятельность, подчинена определенной логике, которая реализуется в последовательности ее этапов.

Мы выделяем следующие этапы работы над рефератом :

- подготовка

(определение темы, формулировка проблемы, цели и задач предстоящей работы);

- планирование

(определение источников информации, составление плана работы, определение способов сбора и анализа информации, определение способа представления результатов, временных сроков выполнения работы);

- исследование

(сбор и анализ информации, формулирование выводов);

- представление на рецензию

(рецензирование работы учителем);

- подготовка к защите

(знакомство с рецензией на работу, устранение недочетов, составление плана выступления);

- защита

(устное выступление по теме, ответы на вопросы).

Объём экзаменационного реферата для учащихся

9-х классов – 12 - 18 страниц,

11-х классов – 20 – 25 страниц

машинописного текста или рукописи на листах формата А4 .

ОФОРМЛЕНИЕ ТИТУЛЬНОГО ЛИСТА:

ГОУ средняя общеобразовательная школа № ________ СВАО

Реферат

Жанр малой прозы в творчестве А.П.Чехова и И.А.Бунина

ученика 11 класса «А»

Петрова Сергея Ивановича

Научный руководитель

учитель русского языка и литературы

С.Я.Бондаренко

Москва – 2008 г.

Требования к экзаменационным рефератам

Реферат как одна из форм аттестации в 9 и 11 классах должен отвечать следующим критериям:

  1. Содержание и план работы полностью соответствуют заявленной теме.
  2. Автор реферата самостоятелен в подходе и раскрытии темы.
  3. Автор глубоко и полно раскрывает заявленную тему.
  4. Учащийся владеет системой аргументации, умеет делать выводы.
  5. Учащийся владеет литературоведческой терминологией и использует её в работе.
  6. Работа характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения.
  7. Работа экзаменуемого характеризуется точностью выражения мысли, богатством словаря и разнообразием грамматических форм.
Примерные темы рефератов по русской литературе

в 2007-2008 уч.г.

1. Художественный мир «Слова о полку Игореве».

2. Жанровая система классической литературы.

3. Оды М. В. Ломоносова. Темы, герои, образы.

4. Поэтическое новаторство Г.Р.Державина.

5. Оды «Вольность» А.Н.Радищева и А.С.Пушкина.

6. Царствование Екатерины II в творчестве Г.Р.Державина и Н.М.Карамзина.

7. Утверждение ценности частной жизни человека в литературе русского

сентиментализма.

8. Изображение природы в лирике В.А. Жуковского.

9. Жанр баллады в творчестве В.А. Жуковского.

10. Своеобразие романтизма К.Н.Батюшкова.

11. Проблема ума в комедии «Горе от ума» А. С. Грибоедова.

12. Речевые характеристики героев в комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума».

13. Внесценические персонажи и их роль в комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума».

14. София Фамусова в пьесе и в оценке литературных критиков.

15. Средства создания сатиры и юмора в баснях И.А.Крылова.

16. Философские мотивы лирики А.С.Пушкина.

17. Герой романтических поэм А.С.Пушкина.

18. Тема Петра I и его эпохи в творчестве А.С.Пушкина.

19. Народ и власть в творчестве А.С.Пушкина.

20. Нравственные уроки «маленьких трагедий» А.С.Пушкина.

21. Тема бунта в творчестве А.С.Пушкина.

22. Образ рассказчика в «Повестях Белкина».

23. Сюжетно-композиционная роль снов в творчестве А.С.Пушкина.

24. Лирические отступления о Родине в романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин» и стихотворение М.Ю.Лермонтова «Родина»: общее и особенное.

25. Образ малой родины в творчестве А.С.Пушкина («Деревня» и «…Вновь я посетил…»).

26. Три стихотворения «Пророк» в русской литературе (А.С.Пушкин,

М.Ю.Лермонтов, Н.А.Некрасов).

27. Три «Памятника» в русской литературе (перевод М.В.Ломоносова «К

Мельпомене», «Памятник» Г.Р.Державина и «Я памятник себе воздвиг ...»

А.С.Пушкина).

28. Две «Осени» (Е.А.Баратынский и А.С.Пушкин).

29. А.С.Пушкин и античность.

30. Цитаты и реминисценции в романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин».

31. Отражение событий русской истории в творчестве А.С. Пушкина и М.Ю.

Лермонтова.

32. Исторические детали и их роль в «Песне... про купца Калашникова» М.Ю.

Лермонтова.

33. Отношение М.Ю. Лермонтова к войне.

34. Мотивы лирики М.Ю. Лермонтова и их отражение в романе «Герой нашего

времени».

35. Проблема личности в романе «Герой нашего времени».

36. Портрет и композиция в раскрытии образа Печорина.

37. Печорин и Гамлет.

38. Мастерство Н.В.Гоголя - драматурга.

39. Магия слова в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души».

40. Художественные детали и их функции в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души».

41. Особенности жанра и композиции поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души».

42. Тема дороги и ее роль в художественном пространстве поэмы Н. В. Гоголя

«Мертвые души».

43. Приемы сатирического изображения чиновников в комедии Н. В. Гоголя

«Ревизор» и поэме «Мертвые души».

44. Сад в имении Плюшкина (поэма Н.В.Гоголя «Мёртвые души») и сад в имении

Раневской (комедия А.П.Чехова «Вишнёвый сад»).

45. Символика в драме А.Н.Островского «Гроза».

46. Трагические судьбы женщин (по драмам А.Н. Островского «Гроза» и «Бесприданница»).

47. Самодурство в изображении Д.И. Фонвизина и А.Н. Островского.

48. Две Катерины (А.Н.Островский «Гроза» и Н.С.Лесков «Леди Макбет Мценского

уезда»).

49. Особенности сатиры произведений М.Е.Салтыкова-Щедрина.

50. Традиции басни в сказках М.Е.Салтыкова-Щедрина.

51. Фольклорные мотивы в сказках М.Е.Салтыкова-Щедрина.

52. Гротеск в портретных характеристиках персонажей М.Е.Салтыкова-Щедрина.

53. Тургеневские женщины (по творчеству И.С. Тургенева).

54. Базаров в оценке русских критиков.

55. Патриархальный мир в изображении И.А. Гончарова («Обломов») и А.Н. Островского («Гроза»).

56. «Униженные и оскорбленные» в творчестве Ф.М. Достоевского.

57. Психологизм романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».

58. Образы детей в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».

59. Внутренний монолог как средство раскрытия характера в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».

60. Прием антитезы в романах Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» и Л.Н. Толстого «Война и мир».

61. Портрет как средство характеристики героев романа Л.Н.Толстого «Война и

мир».

62. Художественная роль пейзажей в романе Л.Н. Толстого «Война и мир».

63. Народ в оценке Н.А.Некрасова.

64. Проблема счастья в поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».

65. Фольклорные традиции в творчестве Н.С. Лескова.

66. Образы «футлярных» людей в творчестве А.П.Чехова.

67. Роль художественных деталей в творчестве А.П. Чехова.

68. Жанр малой прозы (по творчеству А.П. Чехова).

69. Сокровенные переживания человека в поэзии Ф.И.Тютчева.

70. Мир любви и природы в лирике А.А.Фета.

71. Тема революции и Гражданской войны в творчестве М.А. Булгакова.

75. Эксперимент и его назначение в творчестве М.А. Булгакова.

76. Правда и вымысел в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита».

77. Судьба личности в обществе и истории в романе М.А. Булгакова «Мастер и

Маргарита».

78. Изображение московского быта 1930-х годов в произведениях М.А. Булгакова.

79. Платон Каратаев («Война и мир» Л.Н. Толстого) и Лука («На дне» М. Горького).

80. Образы романтических героев ранних произведений М. Горького.

81. Человек и время в ранних рассказах Л. Андреева.

82. Социальная утопия и социальная трагедия в прозе А. Платонова.

83. Судьба крестьянства в произведениях М. Шолохова и А. Платонова.

84. Тема войны и революции в романе М.А. Шолохова «Тихий Дон».

85. Художественные открытия поэтов Серебряного века.

86. Россия в изображении русских писателей и поэтов.

87. Проблема положительного героя в русской литературе.

88. Тема героя своего времени в русской литературе.

89. Тема дуэли в русской литературе.

90. Тема бала в русской литературе.

91. Тема города в русской литературе.

92. Тема Наполеона в русской литературе.

93. Тема будущего в русской литературе.

94. Тема отцов и детей в русской литературе.

95. Тема Дома и бездомья в русской литературе.

96. Образ праведника в русской литературе.

97. Библейские мотивы и сюжеты в русской литературе.

98. Образ Москвы в русской литературе.

99. Образ Петербурга в русской литературе.

100. Духовные искания личности в русской литературе.

101. «Лишний человек» как герой русской литературы.

102. Изображение особенностей русского национального характера.

103. Преступление и наказание в русской литературе.

104. Испытание любовью в русской литературе.

105. Гамлеты и Дон Кихоты в русской литературе.

106. Утопия и антиутопия в русской литературе.

107. Образ Демона в русской литературе.

108. Война в изображении русских писателей.

109. Карты и карточные игры в русской литературе.

110. О назначении художника (поэта, писателя).

111. Русская литература и театр.

112. Реминисценции в русской литературе.

113. Исповедь как средство самохарактеристики героя.

114. Приём антитезы в русской литературе.

115. Роль детали в раскрытии характеров персонажей, авторского замысла.

116. Роль эпиграфов в русской литературе.

117. Роль эпилогов в русской литературе.

118. Роль пейзажа в русской литературе.

119. Портрет и его роль в русской литературе.

120. Роль музыки в русской литературе.

121. Сон и сновидения в русской литературе.

123. Личность и тоталитаризм в русской литературе.

124. Интерьер и его роль в русской литературе.

125. Символика цвета в русской литературе.

126. Особенности композиции и авторский замысел в русской литературе.

127. Речь персонажей как средство характеристики героев.

128. Ритм и цветовое решение в поэзии.

129. Мир бардовской песни.

В подготовке статьи принимала участие

творческая группа учителей:

Бутова Т.Н. (школа №1411)

Черноброва Г.В. (гимназия №1554)

Карханина Л.П. (гимназия №1506)

Жук Н.А. (гимназия №1506)

Печникова О.М. (школа №1412)

Стадниченко Е.А. (школа №762)

Белова И.А. (школа №762)

Золотавкина О.Е. (школа №962)

Сурожская С.В. (гимназия №1518)

Скачать архив с текстом документа