Защита нарушенных прав и судебный порядок разрешения споров
СОДЕРЖАНИЕ: СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ 3 1. ПОНЯТИЕ, ВИДЫ И СОДЕРЖАНИЕ ПРАВ И СВОБОД ЛИЧНОСТИ 4 2. СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВАЯ ЗАЩИТА ГРАЖДАН 7 3. Порядок обжалования действий должностныхСОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПОНЯТИЕ, ВИДЫ И СОДЕРЖАНИЕ ПРАВ И СВОБОД
ЛИЧНОСТИ 4
2. СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВАЯ ЗАЩИТА ГРАЖДАН 7
3. Порядок обжалования действий должностных
лиц, нарушающих права и свободы личности 9
4. ДОГОВОР КАК ОСНОВА ГРАЖДАНСКИХ ПРАВООТНОШЕНИЙ 13
5. СУДЕБНЫЙ ПОРЯДОК РАЗРЕШЕНИЯ СПОРОВ 14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 17
список использованных источников 18
ПРИЛОЖЕНИЯ 19
ВВЕДЕНИЕ
Проблемы прав и свобод человека и их защита активно исследовались на протяжении веков. Теория естественного права, сформировавшаяся еще в античную эпоху, актуальна и сегодня. В современном мире к числу основных назначений и функций правового государства относятся гарантирование, защита, реализация основных прав и свобод. Это согласуется с установкой международного права, согласно которой государство несет ответственность за осуществление прав и свобод. Вот почему и сегодня проблема взаимодействия прав человека и гражданина с государством относится к числу наиболее актуальных и острых.
Сегодня миллионы граждан России заинтересованы в установлении подлинно гуманных отношений со своим государством. В российском общественном сознании прочно утверждается идея прав человека, что закономерно связано с общими процессами демократизации страны в эти годы. Конституция Россиийской Федерации 1993 года создала необходимую правовую основу для развития гражданского общества и демократизации государства, стала главным нормативно-правовым средством обеспечения прав и свобод личности. Она либеральна и основана на идеологии естественных прав и свобод.
Задача современного общества заключается в том, чтобы совместить конституционную модель с невсегда укладывающейся в нее реальностью и обеспечить необходимые гарантии защиты прав и свобод человека и гражданина. Мало провозгласить права и свободы, главное – материализовать их, уйти от ситуации, когда право есть, а блага нет, закон действует, а цели его не достигаются.
В свете данной проблематики цель реферата – обобщить конституционные гарантии прав и свобод человека и гражданина, рассказать о способах самозащиты и судебном порядке разрешения споров.
1. ПОНЯТИЕ, ВИДЫ И СОДЕРЖАНИЕ ПРАВ И СВОБОД
ЛИЧНОСТИ
Важным компонентом любой правовой системы является институт прав и свобод. Права человека – понятие сложное и многогранное. Они выражают не потенциальные, а реальные возможности их обладателя, закрепленные Конституцией и другими нормативными актами.
Права человека – это субъективные права, принадлежащие индивиду и независящие от национального законодательства. Ключевым моментом является принцип равного достоинства всех людей, признание за человеком принадлежащего ему высшего свойства обладать разумом, волей и чувствами.
Иначе говоря, под правами и свободами следует понимать возникающие с рождением или устанавливаемые юридическим законодательством государства и гарантируемые им реальные возможности личности обладать соответствующими благами. При этом под благами следует понимать все то, что способно удовлетворить потребности и интересы человека. К ним относятся не только материальные, но и духовные, культурные, политические, нравственные и иные ценности.
Человеческому обществу на всех фазах развития присуще стремление к свободе. Несмотря на жесточайшую борьбу, каждая стадия характерна тем, что в права человека привносится что-то новое, более прогрессивное.
Зарождение идеи прав человека относится к V-IV вв. до н.э. В древних полисах Афин появился институт гражданства. Но при этом неизбежным для общественного развития того периода являлось неравномерное распределение прав человека между различными классами. Граждане Афин обладали всеми правами, а рабы никакими. Архонт Салон разработал Конституцию, которая закрепляла некоторые идеи прав человека, в частности, идеи естественного права, привлечения чиновников к ответственности за нарушение этих прав.
В России впервые идеи прав и свобод человека проявились в Высочайшем Указе царя от 6 августа 1905 г., которым было утверждено Положение о выборах в Государственную Думу и вскоре появился Манифест от 17 октября 1905 г. «Об усовершенствовании государственного порядка». В нем содержалось обещание даровать населению «незыблемые основы гражданской свободы на началах действительной неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний и союзов».
Коренной поворот к демократизации общества и признанию прав человека сыграла принятая в 1991 году Декларация прав и свобод человека, идеи которой зафиксированы в принятой в 1993 году Конституции РФ. В ней впервые признаются и гарантируются согласно принципам международного права положения о том, что права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.
Как видно из данного краткого обзора, права и свободы, в том виде, в котором представлены на современном этапе, возникли не сразу, а прошли достаточно длительный путь исторического развития.
Понятие прав и свобод идентично. Свободы – это те же права, но они относятся к сфере жизнедеятельности человека, в которую государство не должно вмешиваться, однако обязано их защищать.
Человек, как личность, не может существовать без свободы, также как свобода не существует без человека. Что касается права, то оно дает направления и устанавливает границы использования личностью своих возможностей. Посредством права человек ограждается от произвольного вмешательства государственной власти в его личную жизнь. В то же время правом определяются пределы активности индивида в различных сферах жизнедеятельности.
По существу права и свободы человека – это особый тип договорных отношений между обществом и индивидом, личностью и государством, фиксируемые национальными правовыми системами. В Конституции РФ установлено, что права и свободы человека являются высшей ценностью и они не дарованы государством, а неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения (ч.2 ст.17).
Суть договорных отношений между государством и личностью заключается в том, что государство признает права и свободы человека.
Во взаимоотношениях государства и личности существуют сложные зависимости. Они построены на системе взаимной ответственности, где правам одной стороны соответствуют обязанности другой и наоборот.
Единство прав и обязанностей является важнейшей чертой любой правовой системы. Принцип единства заключается в том, что праву одного субъекта соответствует обязанность другого. Принимая на себя обеспечение прав и свобод человека, общество вправе требовать от него должного поведения, сформулированного в системе установленных законом прав и обязанностей.
Единство прав и обязанностей сводится к тому, что каждый человек обязан соблюдать порядок, предписания и запреты правовых норм, и, в свою очередь, вправе рассчитывать на защиту и создание необходимых условий для реализации своих прав и свобод.
2. СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВАЯ ЗАЩИТА ГРАЖДАН
Важной составляющей механизма реализации субъективных прав и свобод является социально-правовая защита граждан. Это комплекс мер идеологического, юридического и социального характера, направленных на поддержание в государстве порядка и условий для нормальной жизни и деятельности населения.
Речь идет о гарантиях, обеспечивающих реальное использование гражданами своих прав. Без этих гарантий, провозглашенных законом, права и свободы не могут быть реализованы.
Обычно рассматриваются две группы гарантий: 1) общесоциальные, 2) юридические.
К общесоциальным относятся экономические, политические и идеологичес-
кие гарантии.
Экономические - отражают социальную политику в сфере исполнения хозяйственных функций государства. На первый план здесь выступает задача создать гражданам условия для достойной жизни и благосостояния. Эти условия определяются величиной материальных богатств общества, национального дохода, уровнем развития производительных сил, всех форм собственности, темпами роста производительности труда, наличием пенсионных и иных фондов.
Политические гарантии включают в себя состояние демократических институтов и форм, реальное использование гражданами своих прав и свобод, суверенитет народа, свободу выборов, политический плюрализм, равноправие партий и политических организаций и т.д.
Идеологические (духовные) гарантии состоят из культурного, научного и творческого потенциала общества, отсутствия или наличия расовой, национальной и религиозной розни, общественного и индивидуального правосознания, нравственных установок граждан, идеологического многообразия.
Рассмотренные выше социальные гарантии являются важным фактором, обусловливавшим действенность социально-правовой защиты прав и свобод граждан. Однако сам по себе этот фактор без юридической поддержки не может обеспечить использование указанных прав. Необходимы юридические гарантии, то есть законодательно закрепленные средства и меры обеспечения реализации субъективных прав и свобод.
Юридические гарантии можно разделить на две группы:
1. Гарантии использования гражданами своих прав и свобод.
2. Гарантии защиты (охраны) прав и свобод.
Первая группа гарантий включает в себя все политико-правовые принципы государства, то есть верховенство закона, разделение властей, приоритет личности, а также системы правовых норм, закрепляющих права и свободы граждан.
В этих нормах конкретизируется и уточняется содержание тех или иных прав, определяются субъекты, то есть круг лиц, обладателей этих прав, порядок, пути, способы и пределы их использования, органы и должностные лица, которые обязаны содействовать реализации прав и свобод, их полномочия.
Вторая группа предполагает защиту (охрану) прав и свобод в случаях их незаконных нарушений или угрозы нарушения. Юридической базой для этого вида гарантий служит провозглашенное Конституцией Российской Федерации право граждан на защиту своих прав и свобод всеми способами, не запрещенными законом, вплоть до самозащиты.
При любых посягательствах граждане могут требовать вмешательства компетентных структур или их представителей для защиты их чести, достоинства, жизни, здоровья и имущества. Такими структурами являются, прежде всего, органы исполнительной власти. Они должны создавать организационные и материальные условия для осуществления гражданами своих прав и свобод.
3. Порядок обжалования действий должностных
лиц, нарушающих права и свободы личности
Укрепление правопорядка, защита человека от преступных посягательств - наиболее болезненная проблема современного российского общества. Она усугубляется обострением кризисных явлений в экономике и духовно нравственной сфере, дефицитом общественной и личной безопасности граждан, снижением авторитета власти. Важно иметь в виду, что авторитет государственной власти тем выше, чем полнее она учитывает интересы народа, а меры государственного принуждения соответствуют интересам населения, удовлетворению его социальных благ.
Инструментом государственной власти являются исполнительные органы, которые обязаны не только охранять права и свободы граждан и бороться с их нарушителями, но и восстанавливать нарушенные права. Для этого они обладают соответствующими полномочиями и средствами.
Выступая в отношениях с государством в качестве правомочной стороны, гражданин обязан выполнять или соблюдать правила, предусмотренные правовыми нормами. В то же время он вправе требовать от исполнительной власти обеспечения реализации своих прав и защиты от любых посягательств. Поэтому обращениям граждан к исполнительной власти по их своевременному и объективному разрешению придается особое значение.
Об этом свидетельствует и тот факт, что Указом Президента РФ от 7 марта 1996 года было образовано Главное управление его администрации по вопросам конституционных прав граждан, целью которого является рассмотрение заявлений и жалоб граждан, восстановление их нарушенных прав.
Следует иметь в виду, что обязанности органов исполнительной власти по реализации прав и свобод граждан находят закрепление не только в законодательных актах, но и в нормативных документах управления органов исполнительной власти.
Доминирующая роль юридических гарантий в охране прав и свобод личности принадлежит институту обжалования. Суть последнего заключается в том, что инициатива в защите прав принадлежит самим гражданам. Они могут обращаться с жалобами и заявлениями на действия должностных лиц. Для этого государством создана специальная система рассмотрения и разрешения жалоб и заявлений, в которую включены:
1. Административный порядок обжалования.
2. Судебный контроль.
3. Прокурорский надзор.
Такая система гарантий вытекает из факта разделения властей, что позволяет обеспечить социальные условия жизни, при которых каждый человек может рассчитывать на предсказуемость, последовательность и справедливость принимаемых государственных решений.
Административный порядок обжалования в основном относится к сфере исполнительной власти. Ее деятельность по рассмотрению и разрешению жалоб граждан следует считать как функцию государственных органов, общественных организаций, должностных лиц и граждан по созданию оптимальных условий для неуклонной реализации правовых предписаний, направленных на осуществление прав и свобод человека. Задача административного порядка заключается в наиболее полной защите прав и свобод граждан. Но даже в тех случаях, когда вышестоящий орган, куда подана жалоба, не удовлетворил гражданина, он вправе обратиться в суд.
Среди всех видов контроля наиболее универсальным и действенным является судебный контроль. Он осуществляется по нескольким направлениям.
Во-первых, в процессе разбирательства уголовных и гражданских дел, когда проверке подвергается законность действий государственных органов и должностных лиц, в том числе органов внутренних дел.
Во-вторых, в процессе разрешения народным судьей единолично некоторых категорий дел об административных нарушениях - путем проверки законности и обоснованности привлечения лица к административной ответственности и применения к нему мер административного принуждения.
Однако самым эффективным способом восстановления нарушенных прав человека является рассмотрение судами жалоб на действия исполнительных органов и должностных лиц, превышающих свои полномочия, ущемляющих или нарушающих права граждан. Наличие двух других ветвей власти нисколько не влияет на справедливость и обоснованность судебного решения. Тем более что такая независимость регламентируется ч.2 ст. 46 Конституции РФ, которая устанавливает, что решения и действия (или бездействие) органов государственной власти и местного самоуправления могут быть обжалованы в суде.
Судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации» от 1 января 1997 г.
Гражданин вправе выбирать суд по своему усмотрению - на территории, где находится орган, нарушивший его права, либо по месту жительства.
Суды общей юрисдикции рассматривают жалобы на любые действия, кроме тех, которые отнесены к компетенции Конституционного суда или требуют иного порядка рассмотрения. При этом бремя доказывания законности своих действий лежит на органе, в отношении которого подана жалоба. Гражданин доказывает лишь факт нарушения его прав.
Рассмотрение жалоб в суде производится по правилам гражданского судопроизводства. По выявленным недостаткам и нарушениям выносится частное определение, и предлагаются меры по восстановлению нарушенных прав. В случае если решение суда не удовлетворяет заявителя, то он имеет право обжаловать его в кассационном порядке.
«Задача суда,- пишет профессор В.А. Рязановский,- установить право, в случае надобности охранить его и осуществить…Процесс должен быть организован соответсвующим для достижения материальной истины образом, сохраняя при этом, конечно, важнейшее приобретение современного правового государства – права личности».(13, с.5).
Судебная защита является наиболее универсальным механизмом охраны прав и свобод граждан. Однако этот вид контроля, по ряду причин, используется недостаточно интенсивно. Высокий уровень судебной пошлины, цен на адвокатские услуги, недостаточная юридическая грамотность населения и перегруженность судов текущими делами, делают недоступным широкое использование этого средства защиты малообеспеченными гражданами.
Важным органом, обеспечивающим защиту субъективных прав и свобод личности, является прокуратура. Это единственный орган, который оказывает бесплатную правовую помощь гражданам и наиболее оперативно разрешает основную массу обращений граждан по устранению беззаконий и восстановлению нарушенных прав.
В тех случаях, если внутригосударственные средства исчерпаны, включается механизм международных гарантий. Гражданин вправе обратиться за помощью в международный орган.
С этой целью сообщество государств создало комплексную систему международного сотрудничества, структура которого включает в себя Генеральную ассамблею ООН, Совет Безопасности, Экологический и Социальный Совет, Комитет по правам человека, Европейский суд в Гааге, ОБСЕ, Интерпол, Европол, Комиссию по правам человека.
Нормы, которые выработаны этими органами, принято называть международными стандартами, ими должны руководствоваться во всех странах. При этом они имеют приоритет в случаях, когда в законодательстве каких-либо стран отсутствуют нормы, установленные международными стандартами.
4. ДОГОВОР КАК ОСНОВА ГРАЖДАНСКИХ ПРАВООТНОШЕНИЙ
В цивилизованном обществе отношения между людьми, направленные на установление, изменение гражданских прав и обязанностей, возникают на основании договора (письменного или устного), именуемого иначе контрактом. Из судебной практики следует, что подавляющее большинство споров возникает из ненадлежащего или несвоевременного исполнения имеющегося договора либо заключения его без соблюдения требуемых законом форм (устной, простой письменной или нотариальной), что серьезно затрудняет исследование возникшего спора и вынесение законного и обоснованного решения.
Любой договор обязательно должен включать в себя следующие сведения:
1. Фамилии, имена, отчества участников договора (сторон), желательно с указанием паспортных данных и прописки.
2. Предмет договора с его конкретными данными.
3. Права и взаимные обязательства сторон.
4. Вознаграждение по договору (или стоимость) и порядок расчета.
5. Ответственность сторон за нарушение условий договора либо его неисполнение.
6. Особые и дополнительные условия договора.
7. Сроки исполнения договора и условия его досрочного расторжения.
8. Место заключения договора и дата, подписи сторон.
При составлении договора особо пристальное внимание следует обращать на предмет договора (по какому поводу он заключается), проверку и установление его собственника либо правомочности доверенности.
Соблюдение этих основных требований к содержанию договора облегчит защиту права гражданина в суде.
5. СУДЕБНЫЙ ПОРЯДОК РАЗРЕШЕНИЯ СПОРОВ
Наиболее эффективной гарантией конституционного статуса личности выступает судебная защита, которая «реализуется через совокупность различных процессуальных средств, обеспечивающих справедливое правосудие и эффективное восстановление нарушенных прав граждан» (Постановление Конституционного Суда РФ от 10 декабря 1998 года). Однако конституционно-правовая действительность свидетельствует, что право на судебную защиту для многих категорий населения остается не большим, чем лист бумаги, на котором оно напечатано. Так, Уполномоченный по правам человека в РФ констатирует в докладе о своей деятельности в 1999 году «незнание людьми функций суда как защитника их прав и свобод». Более того, по наблюдению Уполномоченного «в суды граждане обращаются редко, боясь волокиты и бюрократизма, почти не надеясь добиться там истины». (Российская газета, 05.04.2000 г., С.6).
В функциональном аспекте судебная власть представляет собой совокупность ограниченных юридической конституцией и общими принципами права юрисдикционных и связанных с ними полномочий государства, реализуемых от имени народа независимыми должностными лицами (судьями) в особой, судебной процедуре. В другом, институциональном аспекте, судебная власть отражается в нашем мышлении в виде обособленной группы взаимосвязанных государственных учреждений (в основном судов), организующих и обеспечивающих реализацию судьями юрисдикционных полномочий. Социальная природа судебной власти состоит в разрешении судьями, с позиции справедливости, конфликтов противоборствующих интересов в обществе.
Исковое право обеспечивает защиту реального или предполагаемого гражданского права, а судебное разрешение административно-правового спора по жалобе обеспечивает устранение нарушений прав и свобод граждан, связанных с изданными актами управления, устраняет препятствия для возникновения гражданских правоотношений.
Иск – это средство защиты через суд нарушеного или оспариваемого права или охраняемого законом интереса, либо оспариваемое требование, носящее материально-правовой характер, основанное на юридических фактах и заявленное в установленном процессуальным законом порядке.
Основной стадией, в которой осуществляется правосудие путем рассмотрения и разрешения дел (споров), является судебное разбирательство. Оно подразделяется на подготовительную часть судебного заседания (ст. ст. 144-163 ГПК), исследование обстоятельств дела, т.е. рассмотрение дела по существу (ст. ст. 164-184 ГПК), судебные прения (выступления участников), реплики и заключение прокурора (если таковой участвует в процессе; ст. ст. 185-187 ГПК), постановление (вынесение) и объявление (оглашение) решения (ст. ст. 189-190 ГПК). (6, с.130).
Возникают ситуации, когда при подаче жалобы на неправомерные действия, нарушающие права и свободы гражданина, или уже в стадии ее рассмотрения суд установит, что фактически имеет место спор о праве гражданском, он должен разъяснить обратившемуся в суд лицу необходимость оформить исковое заявление. Иными словами – рассказать, что данный спор должен рассматриваться не в порядке «жалобного» производства (по правилам гл.24 ГПК), а путем предъявления иска.
Например, Э.Д. Головина заявляла требования признать незаконными приказы ректора университета, понижающие оплату труда, а также взыскать сумму недоплаты. Право на взыскание недоплаты появляется лишь в случае признания приказов незаконными. Тем не менее, в определении суда написано, что имеет место спор о праве гражданском (о взыскании заработной платы) и предложено переоформить документ, переименовав его исковым заявлением.
В юридической практике существуют следующие виды судебных споров: договорные, налоговые, трудовые, земельные, жилищные, брачно-семейные, споры о возмещении имущественного ущерба и компенсации морального вреда, споры при совершении сделок с недвижимостью, споры с участием банков, споры о признании сделки недействительной, споры о наследстве, споры о защите чести, достоинства и деловой репутации, споры при регистрации и ликвидации юридических лиц.
В данном реферате более подробно рассматривается один из всех видов судебных споров, а именно спор о возмещении убытков и компенсации морального вреда, причиненных продажей некачественных товаров.
Гражданка Петрова 04 марта 2000 года обратилась в суд города Рязани с иском к торговой организации о возмещении убытков и компенсации морального вреда, причиненных ей продажей некачественного телевизора. В своем заявлении она указала, что купленный ею телевизор в течение гарантийного срока вышел из строя, а гарантийная мастерская отремонтировать его не смогла.
Согласно п.1 ст.17 закона РФ от 07.02.92 г. «О защите прав потребителей», потребитель, которому продан товар с недостатками, если они не были оговорены продавцом, вправе по своему выбору требовать:
а) безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на исправление недостатков потребителем либо третьим лицом;
б) соразмерного уменьшения покупной цены;
в) замены товара на товар аналогичной марки (модели, артикула);
г) замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;
д) расторжения договора и возмещения убытков.
Право выбора вида возмещения за продажу вещи ненадлежащего качества, предусмотренное п.1 ст.17 названного Закона, принадлежит исключительно потребителю. Истица настаивала на расторжении договора купли-продажи телевизора и возмещении убытков.
В соответствии со ст.22 указанного Закона при расторжении договора расчеты с потребителем производятся в случае повышения цены на товар, исходя из его стоимости на момент предъявления соответствующего требования, а в случае снижения цены – исходя из стоимости товара на момент покупки.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Потенциал прав и свобод личности может быть реализован лишь тогда, когда для этого существуют необходимые условия политического, экономического, нравственного, организационного и иного порядка. Процесс реализации прав и свобод регулируется особым механизмом, который включает в себя систему юридических норм, гарантирующих правореализацию, то есть деятельность властных структур и активное поведение самого индивида по материализации своих субъективных прав, достижению закрепленных этими правами благ и социальных ценностей.
Однако законодательство не может удовлетворить всех запросов граждан и учесть многообразие явлений общественной жизни, влияющих на эффективность реализации ими своих субъективных прав. Более того, даже регламентированные правовые нормы не всегда реализовываются в полном объеме вследствие ослабления системы гарантий, злоупотреблений со стороны должностных лиц и других непрогнозируемых издержек. Имеются в виду такие негативные явления, как бюрократический произвол, некомпетентность чиновников, межнациональные конфликты, бессилие власти, нарушения законности и др.
В правовом государстве защита прав и свобод личности, а также борьба с правонарушениями должна вестись законными средствами. Все властно-исполнительные структуры государства должны осуществлять (в пределах своей компетенции) функцию обеспечения реализации гражданами своих прав, свобод и законных интересов.
До тех пор, пока принцип материальной ответственности государственного служащего за нарушение законодательства, ущемление прав, свобод, интересов граждан и юридических лиц не будет реализован в российском законодательстве, высшие ценности, провозглашенные в Российской Коституции, будут оставаться, по большому счету, не более, чем лозунгами, а правовое государство в России не более, чем Утопией.
список использованных источников
1. Берекашвили Л.Ш. Обеспечение прав человека и законности в деятельности правоохранительных органов / Л.Ш. Берекашвили.- М.: Московский университет МВД России: Щит-М, 2004.- С.5-32.
2. Богданов Г.П. Вас защищает закон. Судоустройство и судопроизводство: Законодательные и нормативные акты. Современные образцы документов / Г.П. Богданов // Под ред. Г.П. Богданова.- М., 1997.
3. Бойков А.Д. Дела судебные: адвокаты делятся опытом / А.Д. Бойков // Под ред. А.Д. Бойкова.- М.: Юрлитинформ, 2004.- С.76-79.
4. Делопроизводство в судах: Инструкции.- М.: Книга сервис, 2004.
5. Карпов Д.В. Проблемы конституционно-правового гарантирования правозащитной функции судебной власти в РФ / Д.В. Карпов.- Ниж. Новгород, 2000.
6. Краев Н.В. Защита от произвола властей: Как обжаловать незаконные решения государственных органов и их должностных лиц / Н.В. Краев.- Киров, 1998.
7. Лукъянова Е.Г. Теория процессуального права / Е.Г. Лукъянова.- М.: НОРМА, 2004.
8. Масликов И.С. Справочник судьи и адвоката: Судебная практика / И.С. Масликов.- Ростов-на-Дону: «Феникс», 2000.
9. Смоленский М.Б. Правоведение / М.Б. Смоленский // Под ред М.Б. Смоленского.- Ростов-на-Дону: «Феникс», 2005.- С.104-115.
10. Тихомиров М.Ю. Судебные споры: Современная судебная практика. Образцы исковых заявлений / М.Ю. Тихомиров // Под ред. М.Ю. Тихомирова.- М.: Изд-е Тихомирова М.Ю., 2006.
11. Ткаченко С.И., Никитина О.Ю. Как защитить свои интересы в суде / С.И. Ткаченко, О.Ю. Никитина.- М.: Контур, 1998.- С.4-5.
12. Топорнин Б.Н., Батурин Ю.М., Орехов Р.Г. Конституция РФ. Комментарий / Б.Н. Топорнин Б.Н., Ю.М. Батурин, Р.Г. Орехов // Под общей ред. Б.Н. Топорнина, Ю.М. Батурина, Р.Г. Орехова.- С. 376-390.