Защита Родины есть защита и своего достоинства По рассказу Шолохова Судьба человека
СОДЕРЖАНИЕ: Вот уже более шестидесяти лет прошло со дня Великой Победы, и мы до сих пор помним и ценим героический подвиг своих предков. И подвиг этот состоял не в какой-то невиданной, чудесной силе, которая победила врага сразу так, с маху, а в трудном, мучительном каждодневном труде и отваге русских людей. У каждого была своя цель, свое представление о методах ведения боя.Вот уже более шестидесяти лет прошло со дня Великой Победы, и мы до сих пор помним и ценим героический подвиг своих предков. И подвиг этот состоял не в какой-то невиданной, чудесной силе, которая победила врага сразу так, с маху, а в трудном, мучительном каждодневном труде и отваге русских людей. У каждого была своя цель, свое представление о методах ведения боя. Мне кажется, мало кто думал о высоком, абстрактном смысле победы, каждый шел к ней своим путем, первом делом помня о защите своих близких и родных, сохранении собственного человеческого достоинства.
Об одном из таких людей и повествует нам в своем рассказе «Судьба человека» Михаил Александрович Шолохов, который очень чутко относился ко всяким событиям такого рода, будь то гражданская война (сборник «Донские рассказы»), коллективизация (роман «Поднятая целина») или Великая Отечественная война. Андрей Соколов — обыкновенный человек, родился в Воронежской губернии, участвовал в гражданской войне, потерял всех близких. Скоро женился, нажил трех детишек, жил тихо-мирно… Началась война, пришло время отправляться на фронт. Простой шофер грузовых машин, он испытал на войне многое, но выжил и теперь имеет полное право с гордостью рассказывать попутчикам о своих подвигах. Хотя в своем рассказе он ни сколько не позиционирует себя как героя, просто перечисляет все то, что приключилось с ним в жестокие сороковые.
Он не трусит проехать под немецкими пулями, чтобы спасти своих товарищей, хотя и была возможность отсидеться: «А тут и спрашивать нечего было. Там товарищи мои, может, погибают, а я тут чухаться буду?» Для него смирение и жалобы просто не приемлемы: «На то ты и мужчина, на то ты и солдат, чтобы все вытерпеть, все снести, если к этому нужда позвала. А если в тебе бабьей закваски больше, чем мужской, то надевай юбку… и ступай свеклу полоть или коров доить, а на фронте ты такой не нужен, там и без тебя вони много!» В своих заявлениях Соколов прямолинеен и категоричен.
А если ты трус и предатель и рассуждаешь подобным образом: «Своя рубашка ближе к телу», — то тебе в советской армии не место: «Нет, — думаю, — не дам я тебе, сучьему сыну, выдать своего командира! Ты у меня из этой церкви не выйдешь, а вытянут тебя, как падлу, за ноги!» Вот Андрей не сдерживается и душит «гада ползучего».
Не стоит думать, что Соколов — единичный случай. В этом же рассказе мы встречаем таких персонажей, как доктор, который «и в плену и в потемках свое великое дело делал», или верующий солдат, который, несмотря на жестокие условия, не может осквернить святого храма, вследствие чего и гибнет от фашистского автомата.
Дальше нашего шофера ждут два года голода и изнурительных работ, но и это не преломляет его. И когда по доносу очередного предателя его ведут на допрос к Мюллеру, он показывает, что у него еще осталось чувство собственного достоинства: не молит о пощаде, а стойко готовится принять смерть; не накидывается на предложенную пищу (тем более за признание «победы немецкого оружия»): «Захотелось мне им, проклятым, показать, что хотя я и с голода пропадаю, но давиться ихней подачкой не собираюсь, что у меня есть свое, русское достоинство и гордость и что в скотину они меня не превратили, как ни старались». Позже, спасшись от казни и добыв немного хлеба и сала, он не прячет еду для себя одного, а честно делит все пополам с товарищами по несчастью: пусть хоть немного, но достанется всем.
Много пережил наш герой: мучительный плен, тяжелые работы, страшный голод, болезни, ранения, смерти жены и дочерей, а затем и кончину последней надежды — сына Анатолия, — но он не опустил руки и решил воспитать новую жизнь, продолжение русского великого рода — сиротку Ванюшку. Пусть у Соколова «глаза, словно присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной смертельной тоской, что в них трудно смотреть», он находит в себе силы поддерживать мальчика — представителя будущего поколения страны, которому предстоит переводить жизнь на мирный лад. Ванюшка теперь — смысл его жизни, его надежда на светлое будущее, вера в то, что все-таки не зря он сражался с фашистами.
Грандиозный подвиг русского народа в Великой Отечественной войне складывается из миллионов маленьких подвигов частных людей (все равно, на фронте ли или в тылу), таких, как Андрей Соколов. Уйдя с поля боя, он продолжил добрые дела — подобрал сиротку, ведь в трудные времена народ как никогда объединяется, все становится общим: и радости, и горести, и хлеб, и дети. Они сделали все, чтобы наше будущее сбылось, поэтому наша задача — помнить их и чтить и в дальнейшем не совершать подобных ошибок. А память о простых бойцах хранят книги их выживших товарищей: таких писателей, как А. Т. Твардовский, В. П. Некрасов, К. Г. Паустовский, В. Быков, К. Воробьев и многие другие, кто нашел в себе силы правдиво, без прикрас описать жизнь военных, их быт, чувства, взаимоотношения и дальнейшие судьбы.