Женские образы в романе А. С. Пушкина Евгений Онегин
СОДЕРЖАНИЕ: Женские образы в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин» Автор: Пушкин А.С. В романе “Евгений Онегин”, опубликованном в 1831 году, А. С. Пушкин отразил современную ему русскую жизнь. Действие романа начинается весной-летом 1819 года и заканчивается весной 1825 года, за полгода до восстания декабристов на Сенатской площади.Женские образы в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин»
Автор: Пушкин А.С.
В романе “Евгений Онегин”, опубликованном в 1831 году, А. С. Пушкин отразил современную ему русскую жизнь. Действие романа начинается весной-летом 1819 года и заканчивается весной 1825 года, за полгода до восстания декабристов на Сенатской площади.
“Евгений Онегин” является центральным произведением А. С. Пушкина, его основным “литературным подвигом”. Именно с этим романом связано утверждение реализма в творчестве великого поэта.
Картину жизни русского общества периода, предшествовавшего восстанию декабристов, поэт изобразил в своем романе с подлинно энциклопедической насыщенностью. Недаром В. Белинский назвал роман “энциклопедией русской жизни”. Важное место в системе образов романа занимают женские образы.
Главной героиней романа является Татьяна Ларина. В ней автор развил русский женский характер, созданный Жуковским в балладе “Светлана”. О связи этих двух характеров говорит разговор Онегина с Ленским:
— Скажи: которая Татьяна?
— Да та, которая грустна
И молчалива, как Светлана.
О Светлане автор упоминает и в эпиграфе к пятой главе романа: “О, не знай сих страшных снов, ты, моя Светлана”. Сны девушек очень близки по содержанию. Близость к народу, русскому миропониманию, а также искренность, бесхитростность, непосредственность роднят Татьяну со Светланой, героиней баллады Жуковского “Светлана” (1813).
Высоко оценил образ Татьяны и критик В. Г. Белинский: “Велик подвиг Пушкина, что он первый в своем романе поэтически воспроизвел русское общество того времени и в лице Онегина и Ленского показал его главную, то есть мужскую, сторону; но едва ли не выше подвиг нашего поэта в том, что он первый поэтически воспроизвел, в лице Татьяны, русскую женщину”. Критик подчеркивает цельность натуры героини, ее исключительность в обществе. В то же время Белинский обращает внимание на то, что образ Татьяны являет собой “тип русской женщины”.
Сам автор романа так выражает отношение к своей героине: “Я так люблю Татьяну милую мою”, “Татьяны милой идеал”, “Татьяна, милая Татьяна”. Пушкин все время подчеркивает отсутствие в ней черт, которыми постоянно одаривают своих героинь авторы классических и сентиментальных произведений: красота, поэтическое имя. Автор прямо говорит:
Ни красотой сестры своей,
Ни свежестью ее румяной
Не привлекла б она очей.
Это же подчеркивается в последней главе романа, где Татьяна — петербургская знатная дама, “равнодушная княгиня, непреступная богиня роскошной, царственной Невы”, “законодательница зал”. И при этом Пушкин замечает:
Никто б не мог ее прекрасной
Назвать...
И в то же время она, сидя за столом рядом с “блестящей Ниной Воронскою”, знаменитой петербургской красавицей, ничем не уступает ей, “беспечной прелестью мила”. Очевидно, эта прелесть была в ее душевном благородстве, уме и простоте, богатстве душевного содержания.
Рисуя в своем романе образ простой русской девушки, не очень красивой, с простонародным именем, поэт и в характеристике ее душевного склада, и в изображении ее поведения нисколько не приукрашивает и не идеализирует ее.
Татьяна растет в семье одинокой девочкой, не любящей играть с подругами, большей частью она погружена в себя, в свои переживания:
Она в семье своей родной
Казалась девочкой чужой.
О людях, о жизни она привыкла судить по прочитанным ею романам:
Ей рано нравились романы;
Они ей заменяли все.
В них она искала соответствий своим переживаниям и поэтому:
Она влюблялася в обманы
И Ричардсона, и Руссо.
Татьяна таким образом создала в своем воображении образ возлюбленного, не похожего на других, таинственного. Именно таким и явился в ее глазах Онегин.
Татьяна близка к русской природе:
Она любила на балконе
Предупреждать зари восход,
Когда на бледном небосклоне
Звезд исчезает хоровод.
Отношение к природе помогает глубже раскрыть характер героини. От природы она одарена:
Воображением мятежным,
Умом и волею живой,
И своенравной головой,
И сердцем пламенным и нежным.
Этим она выделяется среди помещичьей среды и светского общества. Татьяна мечтала о человеке, который бы внес в ее жизнь смысл и высокое содержание, но любовь принесла Татьяне лишь разочарование и страдание. Будучи “законодательницей зал” в Петербурге, она сохранила свою непосредственность и искренность. Так, она заявляет Онегину:
Сейчас отдать я рада,
Всю эту ветошь маскарада,
Весь этот блеск, и шум, и чад
За полку книг, за дикий сад,
За наше бедное жилище.
Душевные качества Татьяны раскрываются еще глубже в сцене последнего свидания с Онегиным: верность долгу одерживает верх над ее чувством:
Я вышла замуж. Вы должны,
Я вас прошу меня оставить;
Я знаю: в вашем сердце есть
И гордость, и прямая честь.
Я вас люблю (к чему лукавить?),
Но я другому отдана;
Я буду век ему верна.
Типичными являются и образы Ольги и матери Татьяны Лариной. Отношение автора к ним двойственное. С одной стороны, семья Лариных, где главную роль играла мать, хлебосольна, проста, гостеприимна, радушна, с другой - мать-Ларина - крепостница, “открывшая тайну, как супругом самодержавно управлять”, а Ольга быстро забывает убитого Ленского, выйдя замуж за проезжего улана.
Мать Татьяны прошла типичный путь девушки своего времени: от светской девушки до жены деревенского помещика. Ее выдали замуж, “не спросясь ее совета”. Она “рвалась, и плакала сначала”, потом “хозяйством занялась”, привыкла и “довольна стала”:
Привычка усладила горе.
Она вела жизнь типичной русской барыни:
...брила лбы,
Ходила в баню по субботам,
Служанок била осердясь -
Все это мужа не спросясь.
Но вместе с тем она - хранительница “привычек милой старины”, столь дорогих автору:
У них на масленице жирной
Водились русские блины;
Два раза в год они говели.
Также с известной долей иронии начертан образ Ольги. Пушкин рисует портрет красавицы:
Всегда скромна, всегда послушна,
Всегда как утро весела,
Как жизнь поэта простодушна,
Как поцелуй любви мила;
Глаза, как небо, голубые,
Улыбка, локоны льняные,
Движенья, голос, легкий стан,
Все в Ольге...
Но одновременно с этим автор подчеркивает типичность ее образа и так выражает к нему отношение:
...но любой роман
Возьмите и найдете, верно,
Ее портрет: он очень мил;
Я прежде сам его любил,
Но надоел он мне безмерно.
“Не долго плакала” Ольга после смерти Ленского. Автор осуждает это непостоянство Ольги:
Увы! Невеста молодая
Своей печали неверна.
Другой увлек ее вниманье…
Улан умел ее пленить.
В романе присутствуют и образы других представительниц прекрасного пола: дочек провинциальных помещиков, которых “прочили за полурусского соседа”. Сатирически изображена и московская “ярманка невест”. Особо следует отметить и образ няни Филипьевны, которая сыграла большую роль в формировании душевного мира Татьяны.
Женские образы играют большую роль в романе. Они помогают глубже раскрыть образы Онегина и Ленского, автора, который также является полноправным героем романа. Кроме того, женские образы имеют вполне самостоятельное значение. Они дополняют “картину русского общества, взятого в один из интереснейших моментов его развития”.