Понятие и правовое регулирование гражданства в Российской Федерации

СОДЕРЖАНИЕ: Гражданство - это устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности. Правовое регулирование гражданства в РФ. Правовое регулирование ограничения права на свободу передвижения.

Содержание

Введение. 2

[1] .

Конституция РФ закрепила положение о том, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы и что если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора (ч. 4 ст. 15).

Вслед за Конституцией Федеральный закон от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» устанавливает (ст. 2), что вопросы гражданства Российской Федерации регулируются Конституцией, международным договором Российской Федерации, а также принимаемыми в соответствии с ними другими нормативными правовыми актами РФ.

В современном международном праве нормы, имеющие отношение к вопросам гражданства, содержатся главным образом во Всеобщей декларации прав человека; в Конвенции о статусе беженцев; в Конвенции о статусе апатридов; в Конвенции о гражданстве замужней женщины; в Конвенции о сокращении безгражданства; в Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации; в Международном пакте о гражданских и политических правах; в Международной конвенции о пресечении преступления апартеида и наказания за него; в Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин; в Декларации о правах человека в отношении лиц, не являющихся гражданами страны, в которой они проживают; в Итоговом документе Венской встречи 1986 г. представителей государств - участников Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, состоявшейся на основе положений Заключительного акта, относящихся к дальнейшим шагам после Совещания от 15 января 1989 г.; в Европейской конвенции о гражданстве 1997 г. и др.

Во Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г., устанавливается, что никто не может быть подвергнут произвольному аресту, задержанию или изгнанию (ст. 9), что каждый человек имеет право свободно передвигаться и выбирать себе местожительство в пределах каждого государства, покидать любую страну, включая свою собственную, и возвращаться в свою страну (ст. 13); что каждый человек имеет право на гражданство и никто не может быть произвольно лишен своего гражданства или права изменить свое гражданство (ст. 15).

Что касается внутригосударственного регулирования вопросов гражданства, то, как отмечено в пункте 3 Административного регламента исполнения государственной функции по вопросам гражданства, утвержденного Приказом МИД РФ от 16.06.2008 N 7491 исполнение государственной функции по вопросам гражданства осуществляется в соответствии с:

Конституцией Российской Федерации;

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 25 июня 1976 г. «Об утверждении Консульского устава Союза Советских Социалистических Республик»[2] ;

Федеральным законом от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» (далее - Федеральный закон о гражданстве)[3] ;

Бюджетным кодексом Российской Федерации[4] ;

Указом Президента Российской Федерации от 14 ноября 2002 года N 1325 «Об утверждении Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации»[5] ;

Указом Президента Российской Федерации от 5 ноября 1998 г. N 1330 «Об утверждении Положения о Консульском учреждении Российской Федерации»[6] .

Приказом МИД России от 4 февраля 2009 года N 1145 «Об утверждении Тарифа консульских сборов Российской Федерации, взимаемых за пределами территории Российской Федерации»[7] .

Как установлено статьей 6 Конституции России гражданство Российской Федерации приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом, является единым и равным независимо от оснований приобретения.

Каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации.

Гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства или права изменить его.

Статья 62 Конституции России определяет, что Гражданин Российской Федерации может иметь гражданство иностранного государства (двойное гражданство) в соответствии с федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Наличие у гражданина Российской Федерации гражданства иностранного государства не умаляет его прав и свобод и не освобождает от обязанностей, вытекающих из российского гражданства, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Согласно статьи 1 Консульского устава СССР консульские учреждения Союза Советских Социалистических Республик защищают за границей права и интересы СССР, юридических лиц и граждан СССР.

Действующий Федеральный закон от 31 мая 2002 г. «О гражданстве Российской Федерации» содержит принципы гражданства Российской Федерации и правила, регулирующие отношения, связанные с гражданством Российской Федерации, определяет основания, условия и порядок приобретения и прекращения гражданства Российской Федерации.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 31 мая 2002 г. принципы гражданства Российской Федерации и правила, регулирующие вопросы гражданства Российской Федерации, не могут содержать положений, ограничивающих права граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

Гражданство Российской Федерации является единым и равным независимо от оснований его приобретения.

Проживание гражданина Российской Федерации за пределами Российской Федерации не прекращает его гражданства Российской Федерации.

Гражданин Российской Федерации не может быть лишен гражданства Российской Федерации или права изменить его.

Гражданин Российской Федерации не может быть выслан за пределы Российской Федерации или выдан иностранному государству.

Российская Федерация поощряет приобретение гражданства Российской Федерации лицами без гражданства, проживающими на территории Российской Федерации.

Наличие у лица гражданства Российской Федерации либо факт наличия у лица в прошлом гражданства СССР определяется на основании законодательных актов Российской Федерации, РСФСР или СССР, международных договоров Российской Федерации, РСФСР или СССР, действовавших на день наступления обстоятельств, с которыми связывается наличие у лица соответствующего гражданства.

Приобретение гражданства Российской Федерации регулируется в Федеральном законе от 31 мая 2002 г. в отдельной главе II.

Институт сохранения российского гражданства, к сожалению, почти никогда не выделяется в теоретических разработках, однако составляющие его правовые нормы достаточно полно представлены в действующем Законе о гражданстве. Так, в п. 3 ст. 4 Федерального закона от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ прямо закреплен принцип, согласно которому «проживание гражданина Российской Федерации за пределами Российской Федерации не прекращает его гражданства Российской Федерации». В соответствии с п. 2 ст. 8 действующего Федерального закона о гражданстве «изменение гражданства одним из супругов не влечет за собой изменение гражданства другого супруга», а согласно п. 3 этой же статьи «расторжение брака не влечет за собой изменение гражданства родившихся в этом браке или усыновленных (удочеренных) супругами детей». Пункт 5 ст. 25, п. 1 ст. 26 и п. 4 ст. 27 Федерального закона от 31 мая 2002 г. также содержат основания сохранения гражданства. Таким образом, комплексный анализ действующего Закона о гражданстве Российской Федерации убедительно говорит о наличии самостоятельного правового института сохранения российского гражданства, цель которого - подтвердить наличие гражданства РФ у лица в том случае, когда оно в силу определенных обстоятельств может быть оспорено или подвергнуто сомнению.

Институт прекращения российского гражданства по Закону от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ содержит существенно новые положения, которые выражены в том, что этот Закон разграничил порядок выхода из гражданства на два способа: в общем порядке, на обычных условиях; и в упрощенном порядке, на льготных условиях.

Институт восстановления статус-кво российского гражданства имеет место в случае, если решения о приобретении или прекращении гражданства Российской Федерации были приняты на основании представленных заявителем подложных документов или заведомо ложных сведений. Исключительно важно, что в действующем Законе о гражданстве Российской Федерации этот институт представлен как самостоятельный, а не как одно из оснований прекращения гражданства. Это принципиальная новация действующего Федерального закона о гражданстве. Соответственно эти вопросы регулируются в отдельной гл. IV «Отмена решений по вопросам гражданства Российской Федерации». Разумная логика этого варианта регулирования данной проблемы очевидна, поскольку нельзя прекратить то, чего не было, ведь юридический акт, принятый путем обмана на основе ложных сведений, не может иметь какие-либо легитимные правовые последствия, он не порождает и не уничтожает никакие юридические явления. Поэтому цель отмены таких юридически несостоятельных решений заключается только в восстановлении изначального правового состояния. Этим же можно объяснить и отсутствие в Законе срока исковой давности в отношении неправомерно принятых решений, поскольку беззаконные действия должны пресекаться независимо от того, когда они совершены.

Глава 2 Право граждан на свободу передвижения

2.1 Понятие и содержание право на свободу передвижения

Конституция Российской Федерации объявила права и свободы человека высшей ценностью, что для нашей страны весьма значительно, так как они на протяжении многих лет хотя в некоторой части и были законодательно урегулированы, но носили декларативный характер. Это касается и прав на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства, ставших теперь конституционными (основными).

Как установлено пунктом 1 статьи 27 Конституции России каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.

Каждый может свободно выезжать за пределы Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации имеет право беспрепятственно возвращаться в Российскую Федерацию (пункт 2 статьи 27 Конституции).

Статья 27 Конституции регулирует пять отдельных самостоятельных правовых возможностей: 1) право на свободу передвижения; 2) право на свободу выбора места жительства; 3) право на свободу выбора места пребывания; 4) право на свободный выезд из страны; 5) право на беспрепятственное возвращение граждан Российской Федерации. Но несмотря на самостоятельный характер исследуемых прав, каждое из них предоставляет человеку возможность использования определенного вида территориального перемещения, и реализация одного права может повлечь за собой реализацию другого права, т.е. данные права взаимосвязаны и взаимозависимы, а следовательно, могут быть рассмотрены в системном единстве как сложносоставное субъективное право человека и гражданина на территориальное самоопределение.

Содержание исследуемых прав позволяет сделать вывод о том, что социальным благом права на свободу передвижения является возможность свободно перемещаться; права на выбор места пребывания - возможность выбора места временного проживания, чаще в дополнение к выбору места постоянного проживания.

Конституционные права, закрепленные в ст. 27, относятся к группе личных прав и свобод человека, под которыми также понимают естественные права. Естественный характер происхождения исследуемых прав, как и других личных прав, обусловлен «природой» человека, без этих правовых возможностей теряет смысл само его существование, так как они служат необходимым условием для обеспечения естественных потребностей личности.

Анализируя содержание возможностей, заключенных в исследуемых правах, можно сделать вывод о том, что социальным благом права на свободу передвижения является возможность свободно перемещаться; права на выбор места пребывания - возможность выбора места временного либо постоянного проживания; права на свободный выезд - возможность оставить пределы России как страны пребывания; прав граждан Российской Федерации на возвращение - их возможность без препятствий приехать обратно в Российскую Федерацию как страну своей гражданской принадлежности.

Каждое из исследуемых прав имеет отдельный объект, то есть служит достижению различных социальных благ и, значит, может быть реализовано отдельно. Указанная точка зрения подтверждается и Конституционным Судом РФ.

Так в пункте 3 Постановления Конституционного Суда РФ от 04.04.1996 N 9-П «По делу о проверке конституционности ряда нормативных актов города Москвы и Московской области, Ставропольского края, Воронежской области и города Воронежа, регламентирующих порядок регистрации граждан, прибывающих на постоянное жительство в названные регионы» отмечено, что нормативное содержание права на свободу передвижения включает: 1) свободу передвижения каждого по территории Российской Федерации; 2) свободу выбора места пребывания; 3) свободу выбора места жительства[8] .

Несмотря на самостоятельный характер исследуемых прав, каждое из них предоставляет человеку возможность использования определенного вида территориального перемещения, и реализация одного права может повлечь за собой реализацию другого права, т.е. данные права взаимосвязаны и взаимозависимы, а следовательно, могут быть рассмотрены в системном единстве.

В науке конституционного права не раз делались попытки объединить данные права либо в одну группу в системе личных прав, либо в одно сложносоставное право. Так, И.В. Солонченко исследуемые права объединила в группу прав, обеспечивающих свободу территориального перемещения индивидов. В некоторых словарях право на свободу передвижения характеризуется как комплексное, включающее: 1) возможность свободно перемещаться по территории страны; 2) возможность свободно выбирать место жительства; 3) возможность свободно покидать страну; 4) возможность свободно возвращаться в страну. То есть в содержание права на свободу передвижения включаются все права, урегулированные ст. 27 Конституции РФ 1993 г[9] .

В тоже время, права на свободный выезд и беспрепятственный въезд граждан связаны не с возможностью определять свое местонахождение в пределах государства, а с возможностью пересекать государственные границы, свободно выезжая за пределы государства или въезжая (возвращаясь) на его территорию. Перемещаясь по территории страны, лицо реализует право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства внутри страны, предусмотренное ч. 1 ст. 27 Конституции РФ, но только при пересечении государственной границы происходит реализация предусмотренных ч. 2 ст. 27 Конституции РФ 1993 г. прав на выезд и беспрепятственное возвращение.

Помимо Конституции России правовое регулирование права на свободу передвижения осуществляется Законом РФ от 25.06.1993 N 5242-1 (ред. от 18.07.2006, с изм. от 25.12.2008) «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации»[10] .

В тоже время анализ норм названного закона позволяет сделать вывод, что непосредственно понятие права на свободу передвижения и содержание данного права в законе не раскрывается.

Регулируя данную сферу общественных отношений, Закон РФ от 25.06.1993 N 5242-1 вводит институт регистрации в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданами России их прав и свобод, а также исполнения ими обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом.

Как установлено статьей 3 Закона РФ от 25.06.1993 N 5242-1 в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.

Граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, Конституциями и законами республик в составе Российской Федерации.

В целом регистрационный учет не является средством реализации прав на выбор места пребывания и жительства. Ведь при его осуществлении может не иметь места материализация социального блага как цель личных прав человека.

Согласно российскому законодательству граждане обязаны зарегистрироваться по месту жительства в течение семи дней со дня прибытия на новое место жительства; по месту пребывания - по истечении указанного срока, если общий срок проживания свыше девяноста дней.

Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию утверждены Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 N 713[11] .

Под регистрационным учетом понимают совокупность правовых предписаний, устанавливающих порядок регистрации и учета населения Российской Федерации, его передвижения внутри страны и при выезде в другие государства, правила въезда, выезда, проживания и передвижения по территории России иностранцев и лиц без гражданства. Таким образом, целью регистрации является лишь учет передвижения человека, что происходит уже после того, как правообладатель поселился в выбранном им месте пребывания или жительства, т.е. после того, как субъект получил искомое благо.

Постановление Конституционного Суда РФ от 04.04.1996 N 9-П в отношение регистрации граждан по месту жительства отмечает следующее - закон Российской Федерации от 25 июня 1993 года регулирует данную сферу общественных отношений в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом. Закон содержит перечень оснований ограничения права граждан на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства (статья 8) и вводит систему регистрационного учета граждан, устанавливая уведомительный порядок регистрации, при котором регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации других прав и свобод (часть вторая статьи 3).

Право на выбор места жительства составляет часть свободы самоопределения личности. Органы государственной власти уполномочены лишь на регистрацию результата акта свободного волеизъявления гражданина при выборе места жительства. Именно поэтому регистрационный учет не может носить разрешительного характера и служить основанием для ограничения права гражданина на выбор места жительства. Уведомительная регистрация гражданина Российской Федерации по месту жительства представляет собой допустимое ограничение права на выбор места жительства и в соответствии со статьей 6 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года обязывает гражданина лишь обратиться к должностному лицу, ответственному за регистрацию, не позднее семи дней со дня прибытия на новое место жительства, предъявив при этом паспорт и документ, являющийся основанием для вселения гражданина в жилое помещение.

Говоря о свободе на передвижение необходимо отметить, что речь идет о правах, в содержании которых присутствует возможность использования социальных благ, связанных с двигательной активностью человека, осуществляемого им территориального перемещения и выбора территории постоянного или временного проживания. Каждое из указанных прав служит достижению различного социального блага, и значит, может быть реализовано отдельно. Следовательно, реализация права на свободу передвижения не всегда связана с реализацией прав на выбор места пребывания или жительства. То есть нельзя здесь говорить о том, что осуществление права на свободу передвижения можно рассматривать только в аспекте выбора человеком своего временного или постоянного места жительства, например возможны поездки на отдых к морю и проживание в местах, которые Закон 1993 г. не отнес к местам пребывания или жительства.

Не раскрывая в полной мере содержания права на свободу передвижения, Закон устанавливает гарантии защиты этого права.

В соответствии со статьей 9 Закона действия или бездействие государственных и иных органов, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц и иных юридических и физических лиц, затрагивающие право граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации, могут быть обжалованы гражданами в вышестоящий в порядке подчиненности орган, вышестоящему в порядке подчиненности должностному лицу либо непосредственно в суд.

Подводя итог вышесказанному, следует обратить внимание, что в правовой науке нет единого понимания ни составных элементов права на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства, а также свободного выезда и беспрепятственного возвращения граждан, ни их классификации.

Учитывая объективные сущностные черты прав на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства, выезд и возвращение граждан как характеризующих в своей совокупности меру свободы лица в пространственно-географическом перемещении и избрании для себя такой социально-территориальной среды пребывания, которая в рамках его конкретных субъективных представлений, интересов и целей является наиболее оптимальной и комфортной для полноценной самореализации, соответствующие права должны оцениваться в своем системном единстве в контексте самоопределения личности, что предполагает необходимость их соотнесения с такой юридической категорией, как «право на самоопределение».

2.2. Правовое регулирование ограничения права на свободу передвижения

В соответствии с пунктом 3 статьи 55 Конституции России права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В соответствии со статьей 8 Закона РФ от 25.06.1993 N 5242-1 право граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации в соответствии с законами Российской Федерации может быть ограничено:

в пограничной полосе;

в закрытых военных городках;

в закрытых административно-территориальных образованиях;

в зонах экологического бедствия;

на отдельных территориях и в населенных пунктах, где в случае опасности распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний и отравлений людей введены особые условия и режимы проживания населения и хозяйственной деятельности;

на территориях, где введено чрезвычайное или военное положение.

Для защиты нравственности и здоровья Закон вводит ограничение права на свободу передвижения в зонах экологического бедствия и на отдельных территориях в случае опасности распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний и отравлений людей.

Для обеспечения обороны страны аналогичные ограничения введены в закрытых военных городках, закрытых административно-территориальных образованиях, на территориях, где введено военное положение.

Для обеспечения безопасности страны ограничения права на свободу передвижения введены в пограничной полосе.

Ограничения свободы передвижения в пограничной полосе введены Законом РФ от 1 апреля 1993 г. N 4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации»[12] . Согласно ст. 17 Закона РФ N 4730-1 въезд (проход) лиц и транспортных средств в пограничную зону осуществляется по документам, удостоверяющим личность, индивидуальным или коллективным пропускам, выдаваемым пограничными органами на основании личных заявлений граждан или ходатайств предприятий и их объединений, организаций, учреждений и общественных объединений. Устанавливаются места въезда (прохода) в пограничную зону. Могут определяться время въезда (прохода), маршруты передвижения, продолжительность и иные условия пребывания в пограничной зоне лиц и транспортных средств.

Это ограничение непосредственно говорит лишь о свободе передвижения, но затрагивает также и право на выбор места пребывания и места жительства, т.к. ни постоянное, ни временное проживание невозможны без свободного передвижения непосредственно вблизи места проживания.

Под «закрытыми военными городками» (ЗВГ) понимаются расположенные в населенных пунктах военные городки воинских частей, имеющие систему пропусков, а также отдельные обособленные военные городки воинских частей, расположенные вне населенных пунктов. Перечни закрытых военных городков установлены распоряжением Правительства РФ от 15 июля 1999 г. N 1132-р и распоряжением Правительства РФ от 1 июня 2000 г. N 752-р (их больше 1700)[13] .

Как установлено пунктом 1 статьи 56 Конституции России в условиях чрезвычайного положения для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя в соответствии с федеральным конституционным законом могут устанавливаться отдельные ограничения прав и свобод с указанием пределов и срока их действия.

Чрезвычайное положение на всей территории Российской Федерации и в ее отдельных местностях может вводиться при наличии обстоятельств и в порядке, установленных федеральным конституционным законом (пункт 2 статьи 56 Конституции России).

Цели обеспечения обороны страны и безопасности государства во многом перекликаются с целями введения режимов военного и чрезвычайного положения. Так, согласно п. 4 ст. 1 Федерального конституционного закона от 30 января 2002 г. N 1-ФКЗ «О военном положении»[14] (далее Закон «О военном положении») могут в той мере, в какой это необходимо для обеспечения обороны страны и безопасности государства, ограничиваться права и свободы граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства.

Под военным положением понимается особый правовой режим, вводимый на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях в соответствии с Конституцией Российской Федерации Президентом Российской Федерации в случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии.

Целью введения военного положения является создание условий для отражения или предотвращения агрессии против Российской Федерации (пункты 1и 2 статьи 1 Закона «О военном положении»).

Пунктом 1 статьи 18 Закона «О военном положении» определено, что в период действия военного положения граждане пользуются всеми установленными Конституцией Российской Федерации правами и свободами человека и гражданина, за исключением прав и свобод, ограничение которых установлено настоящим Федеральным конституционным законом и другими федеральными законами.

В связи с тем, что военное положение представляет собой особый правовой режим, который вводится при наличии агрессии против России или угрозы агрессии, права граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства носят ограниченный характер по сравнению с правами, предоставленными им в мирное время. При этом законодатель устанавливает, что права граждан могут ограничиваться только в той мере, в какой это необходимо для обеспечения обороны страны и безопасности государства. В истории России ограничения прав и свобод граждан в период военного положения приобретали зачастую неоправданно жесткий характер. Поэтому, решая вопрос об ограничении прав и свобод граждан, крайне важно объективно сочетать целесообразность их установления и разумную достаточность. Кроме того, такие ограничения не должны противоречить нормам международного права, установленным в обществе, основам правопорядка и конституционным нормам[15] .

На основании п. 1 указанной статьи в период действия военного положения граждане пользуются всеми конституционными правами и свободами человека и гражданина, за исключением тех, ограничение которых установлено настоящим Законом и другими федеральными законами. Ограничиваются следующие права граждан:

2) право граждан РФ на свободу передвижения, выбор местопребывания и местожительства.

Право на свободу передвижения может в определенных районах подлежать ограничениям, вводимым в соответствии с законом и обоснованным общественными интересами в демократическом обществе.

Подпунктом 17 пункта 2 статьи 7 Закона «О военном положении» установлено запрещение или ограничение выезда граждан за пределы территории Российской Федерации.

Подводя итог изложенному следует отметить, что в как в Конституции России, так и в федеральном законодательстве, регламентирующим отношения связанные с ограничением права на свободу передвижения прослеживаются принципы, которые в свою очередь являются и условиями ограничения права на свободу передвижения и из которых следует, что:

во-первых, ограничения могут быть установлены только федеральным законом.

во-вторых, только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Заключение

Гражданство - это устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека и гражданина.

Гражданство служит тем юридическим основанием, в силу которого лицо в полном объеме обладает всеми правами и свободами, выполняет обязанности, установленные Конституцией и другими законами, отвечает за их нарушение и пользуется защитой государства, где бы это лицо ни находилось, в том числе за пределами государства, гражданином которого оно является.

Содержанием права на свободу передвижения является возможность свободно перемещаться; права на выбор места пребывания - возможность выбора места временного либо постоянного проживания; права на свободный выезд - возможность оставить пределы России как страны пребывания; прав граждан Российской Федерации на возвращение - их возможность без препятствий приехать обратно в Российскую Федерацию как страну своей гражданской принадлежности.

Закон устанавливает возможность ограничения права на свободу передвижения, но только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Список используемой литературы

Нормативно- правовые акты

1. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) // СПС Консультант плюс;

2. Федеральный конституционный закона от 30 января 2002 г. N 1-ФКЗ «О военном положении» // СПС Консультант плюс;

3. Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. // СПС Консультант плюс;

4. Федеральный закон от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» // СПС Консультант плюс;

5. Закон РФ от 25.06.1993 N 5242-1 (ред. от 18.07.2006, с изм. от 25.12.2008) «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» // СПС Консультант плюс;

6. Указ Президента Российской Федерации от 14 ноября 2002 года N 1325 «Об утверждении Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации» // СПС Консультант плюс;

7. Указ Президента Российской Федерации от 5 ноября 1998 г. N 1330 «Об утверждении Положения о Консульском учреждении Российской Федерации» // СПС Консультант плюс;

8. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 25 июня 1976 г. «Об утверждении Консульского устава Союза Советских Социалистических Республик» // СПС Консультант плюс;

9. Приказ МИД России от 4 февраля 2009 года N 1145 «Об утверждении Тарифа консульских сборов Российской Федерации, взимаемых за пределами территории Российской Федерации» // СПС Консультант плюс;

Судебная практика

10. Постановление Конституционного Суда РФ от 04.04.1996 N 9-П «По делу о проверке конституционности ряда нормативных актов города Москвы и Московской области, Ставропольского края, Воронежской области и города Воронежа, регламентирующих порядок регистрации граждан, прибывающих на постоянное жительство в названные регионы»;

11. Постановление Конституционного Суда РФ от 04.04.1996 N 9-П «По делу о проверке конституционности ряда нормативных актов города Москвы и Московской области, Ставропольского края, Воронежской области и города Воронежа, регламентирующих порядок регистрации граждан, прибывающих на постоянное жительство в названные регионы»;

Учебники и научная литература

12. Кантор Н.Е., Кантор П.Ю. «Комментарий к Закону Российской Федерации «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации» (постатейный) («Юстицинформ», 2004);

13. Кутафин О.Е. «Российское гражданство» («Юристъ», 2004);

14. Смолина Л.В. «Комментарий к Федеральному конституционному закону от 30 января 2002 г. N 1-ФКЗ «О военном положении», 2006;

15. Шапиро И.В. Конституционные права граждан на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства, выезд за границу и возвращение: теоретический аспект («Конституционное и муниципальное право», 2009, N 13);

16. Югов А.А. Гражданство в Российской Федерации: размышления об уникальном правовом феномене («Адвокатская практика», 2009, N 1).


[1] Кутафин О.Е. «Российское гражданство» («Юристъ», 2004). Стр. 89

[2] Свод законов СССР, т. 9, ст. 24

[3] СЗ РФ, 03.06.2002, N 22, ст. 2031.

[4] СЗ РФ, 03.08.1998, N 31, ст. 3823,

[5] СЗ РФ, 18.11.2002, N 46, ст. 4571,

[6] СЗ РФ, 09.11.1998, N 45, ст. 5509.

[7] «Российская газета», N 49, 24.03.2009

[8] СЗ РФ, 15.04.1996, N 16, ст. 1909.

[9] Шапиро И.В. Конституционные права граждан на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства, выезд за границу и возвращение: теоретический аспект («Конституционное и муниципальное право», 2009, N 13)

[10] «Ведомости СНД и ВС РФ», 12.08.1993, N 32, ст. 1227.

[11] СЗ РФ, 24.07.1995, N 30, ст. 2939,

[12] «Ведомости СНД и ВС РФ», 29.04.1993, N 17, ст. 594

[13] Кантор Н.Е., Кантор П.Ю. «Комментарий к Закону Российской Федерации «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации» (постатейный) («Юстицинформ», 2004)

[14] СЗ РФ, 04.02.2002, N 5, ст. 375

[15] Смолина Л.В. «Комментарий к Федеральному конституционному закону от 30 января 2002 г. N 1-ФКЗ «О военном положении», 2006

Скачать архив с текстом документа