Понятие и сущность трудового стажа по Трудовому кодексу Российской Федерации

СОДЕРЖАНИЕ: Содержание Введение 3 Глава . Общая характеристика трудового стажа Общий трудовой стаж 4 Специальный трудовой стаж 7 Непрерывный трудовой стаж 8 Глава

Содержание

Введение 3

Глава I . Общая характеристика трудового стажа 4

1.1. Общий трудовой стаж 4

1.2. Специальный трудовой стаж 7

1.3. Непрерывный трудовой стаж 8

Глава II . Порядок исчисления и подтверждения трудового стажа 12

2.1. Исчисление трудового стажа 12

2.2. Подтверждение трудового стажа 14

Заключение 21

Список используемой литературы 22

Введение

Одним из важнейших юридических фактов, с которым законодатель связывает возникновение большинства правоотношений в сфере социального обеспечения, является трудовой стаж. Его наличие существенно влияет на объем прав нетрудоспособных граждан в сфере социального обеспечения. Под трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой деятельности (работы, учебы) и иной общественно полезной деятельности, как оплачиваемой, так и не оплачиваемой. Трудовой стаж, как особая мера величины трудовой деятельности, имеет количественную и качественную характеристику.

Целями данной контрольной работы являются, прежде всего:
определение и классификация видов трудового стажа; определение роли и значения трудового стажа в современных экономических отношениях; характеристика видов трудового стажа и порядка их начисления.

В соответствии с поставленными целями работы необходимо реализовать следующие задачи: проанализировать правовую природу трудового стажа и его экономическое обоснование в условиях социализации трудовых отношений; проанализировать виды трудового стажа их различия и особенности; проанализировать процедуру начисления и порядок подтверждения трудового стажа с целью назначения пенсий.

В современных условиях социализации труда значение трудового стажа все больше и больше повышается, поскольку развитие рыночных процессов в экономике делает сектор трудовых ресурсов важным фактором, определяющим общее экономическое развитие государства, а защищенность трудовых ресурсов, в том числе и социальная, намного повышает их эффективность.

Глава I . Общая характеристика трудового стажа

1.1Общий трудовой стаж

В законе 1990 года содержалось определение общего трудового стажа. Общим трудовым стажем признавалась суммарная продолжительность трудовой и иной общественно-полезной деятельности, указанной в этом законе, с учетом которой устанавливалась пенсия по старости, а в соответствующих случаях пенсия по инвалидности пенсия по случаю потери кормильца. Закон 1990 года утратил силу, вместе с ним утратило силу приведенное выше определение общего трудового стажа, изменилось и его назначение в пенсионном обеспечении.

Теперь общий трудовой стаж юридически безразличен для установления пенсии по старости. Для назначения такой пенсии необходим соответствующий страховой стаж.

С 1 января 2002 года изменилось содержание общего трудового стажа. В целях оценки пенсионных прав застрахованных граждан под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно-полезной деятельности до 1 января 2002года, учитывая в календарном порядке, в которую включаются:

Периоды работы в качестве рабочего, служащего (в том числе работа по найму за пределами территории РФ), члена кооперативной организации, периоды иной работы, на которой работник, не будучи рабочим или служащим, подлежал обязательному пенсионному страхованию; периоды индивидуальной трудовой деятельности, в том числе в сельском хозяйстве;

Периоды творческой деятельности членов творческих союзов – писателей, художников, композиторов, кинематографистов, театральных деятелей, а также литераторов и художников, не являющихся членами соответствующих творческих союзов;

Служба в Вооруженных Силах Российской Федерации и иных созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации воинских формированиях, Объединенных Вооруженных Силах бывшего СССР, органах внутренних дел Российской Федерации, органах внешней разведки, органах федеральной службы безопасности, федеральных органах исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, бывших органах государственной безопасности Российской Федерации;

Периоды временной нетрудоспособности, начавшейся в период работы, и период пребывания на инвалидности I и II группы, полученной вследствие увечья, связанной с производством, или профессионального заболевания;

Периоды пребывания в местах заключения сверх срока, назначенного при пересмотре дела;

Периоды получения пособия по безработице, участия в оплачиваемых общественных работах, переезда по направлению службы занятости в другую местность и трудоустройства.

Необходимо отметить, что отдельные периоды из числа перечисленных выше, которые подлежат зачету в общий трудовой стаж, нельзя отнести к общественно полезной деятельности. Первый – временная нетрудоспособность, начавшаяся в период работы, и инвалидность I и II групп вследствие увечья, связанного с производством или профессиональным заболеванием. Данное правило имеет место в том случае, когда трудовой договор расторгнут в период временной нетрудоспособности, которая продолжается и после расторжения трудового договора.

Два других периода также не связаны с осуществлением какой-либо определенной общественно полезной деятельности. Это пребывание в местах заключения сверх срока, назначенного при пересмотре дела, и получения пособия по безработице. Следует иметь в виду, что в законе «О занятости населения в РФ»[1] более полно раскрывается изложенное выше правило. Согласно этому закону в общий трудовой стаж засчитывается: время, в течение которого гражданин в установленном законом порядке получает пособие по безработице, стипендию, принимает участие в оплачиваемых общественных работах, время, необходимое для переезда по направлению службы занятости в другую местность и трудоустройства, а также период временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, призыва на военные сборы. Из этого следует, что безработные, зарегистрированные в органах службы занятости в качестве таковых, по своему правовому положению в части общего трудового стажа приравниваются к работающим по найму. Периоды, которые ранее учитывались в общий трудовой стаж, а при оценке пенсионных прав граждан по состоянию на 1 января не включаются в него. Среди них обучение в средних специальных и высших специальных учебных заведениях, уход не работающей матери за каждым ребенком в возрасте до трех лет и семьдесят дней до его рождения (но не более девяти лет в общей сложности) и многие иные периоды.

Общий трудовой стаж имеет значение в пенсионном обеспечении за выслугу лет военнослужащих и других, приравненных к ним граждан, когда их выслуга не достигает двадцать лет. Пенсия за выслугу лет в этом случае устанавливается при условии, что граждане имеют, в частности, общий трудовой стаж двадцать пять календарных лет.

Общий трудовой стаж имеет юридическое значение при правовом регулировании многих других общественных отношений. Ветеранами труда признаются лица, награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками за отличия в труде, имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее сорока лет (мужчины) и тридцати пяти (женщины). Все эти граждане имеют звание «Ветеран труда» и им предоставляются соответствующие меры социальной защиты – права и льготы.

1.2. Специальный трудовой стаж

Специальный трудовой стаж – это суммарная продолжительность определенной деятельности, в период которой лицо не подлежало обязательному пенсионному страхованию. Данный вид стажа влечет определенные правовые последствия в пенсионном обеспечении военнослужащих, служащих органов внутренних дел, государственной противопожарной службы, учреждений и органов исполнительной системы и других приравненных к ним по условиям службы служащих.

Особым видом специального трудового стажа являетсяи выслуга лет. Но в отличие от специального стажа, выслуга лет установленной продолжительности служит юридическим фактом, дающим право на пенсию независимо от возраста при условии увольнения с работы, в связи с которой назначается пенсия.

Круг субъектов, имеющих право на пенсию за выслугу лет, довольно широк. В него входят: работники, занятые на работах с особыми условиями труда; работники гражданской авиации; педагогические работники; лица, занятые лечебной и иной работой по охране здоровья населения; артисты и другие категории творческих работников; военнослужащие; государственные служащие.

С учетом специального трудового стажа, т.е. суммарной продолжительности определенной трудовой деятельности (службы), устанавливается пенсия по старости в связи с особыми условиями труда, работой на Крайнем Севере, а также пенсия за выслугу лет.

Так, например, специальный трудовой стаж учитывается при установлении: пенсии по старости в связи с особыми условиями труда (в стаж включается время инвалидности I и II групп вследствие профессионального заболевания или увечья, связанного с производством, на котором получено указанное увечье или заболевание); времени начала выплаты пенсии в связи с работой на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах (в таких случаях пенсия устанавливается: мужчинам по достижении пятидесяти лет и женщинам по достижении сорока пяти лет, если они соответственно трудились не менее десяти лет и семи лет и шести месяцев и их общий трудовой стаж не менее двадцати и пятнадцати лет, а если не менее половины стажа приходится на подземные работы, на работы с вредными условиями труда и в горячих цехах, то пенсия назначается с уменьшением возраста на один год за каждый полный год такой работы мужчинам и женщинам)[2] .

Законодательство предусматривает также и другие случаи учета специального трудового стажа.

Специальный трудовой стаж неразрывно связаны с назначением пенсии; момент назначения пенсии и ее размер всецело зависят от продолжительности этих видов стажа.

1.3. Непрерывный трудовой стаж

Непрерывный трудовой стаж – это время трудовой деятельности (службы) в одной организации без перерывов либо в нескольких (двух или более), если при переходе с одного места работы на другое трудовой стаж по действующим правилам не прерывался. Условия, характер и местность, где выполнялись работы, роли не играют.

Данный вид стажа имеет юридическое значение в обеспечении работающих граждан одним видом пособия – пособием по временной нетрудоспособности. С учетом непрерывного стажа определяется лишь размер пособия, но не право на него, причем даже не во всех случаях временной нетрудоспособности и не6 для всех работающих.

Правовое регулирование непрерывного трудового стажа осуществляется на основании нормативных правовых актов СССР.

Правила эти довольны сложны. Они касаются следующих основных вопросов: какие допускаются перерывы в работе при смене одного места работы на другое (обычный допустимый перерыв и более длительные допустимые перерывы), когда допустимые перерывы увеличиваются, в каких случаях увольнения непрерывный трудовой стаж считается прерванным, какие виды деятельности при определенных условиях не прерывают непрерывный трудовой стаж, хотя и не засчитываются в него.

Общее правило исчисления непрерывного трудового стажа при работе в разных организациях таково: при переходе с одной работы на другую стаж не прерывается, если перерыв не превысил месяца. Однако если работник уволен по собственному желанию без уважительных причин, то допустимый перерыв сокращается до трех недель.

В ряде случаев допускается более длительный перерыв – два, три месяца и т.д. иногда непрерывный трудовой стаж, сохраняется независимо от продолжительности перерыва в работе. Так, при поступлении на работу граждан, работавших на Крайнем Севере, если они уволились в связи с истечением срока трудового договора, перерыв может составлять до двух месяцев; при поступлении на работу граждан, высвобождаемых из аппарата управления в связи с осуществлением мероприятий по совершенствованию организации управления, - до трех месяцев при поступлении на работу после увольнения по собственному желанию в связи с переводом супруга на работу в другую местность, при увольнении в связи с уходом на пенсию по старости стаж не прерывается независимо от длительности перерыва в работе и т.д. Сохраняется трудовой стаж в течение всего периода инвалидности[3] .

Как общее правило (оно касается всех случаев увольнения), допустимый перерыв в работе (один месяц, два месяца, и т.д.) увеличивается на время, необходимое для переезда к новому месту жительства, если при переходе с одной работы на другую меняется место жительства. Увеличивается допустимый перерыв в работе и на период временной нетрудоспособности, имевший место во время перерыва в трудовой деятельности.

При расторжении трудового договора по определенным обстоятельствам непрерывный трудовой стаж признается прерванным даже при отсутствии перерыва в работе. Это увольнение: за систематическое неисполнение работником без уважительных причин обязанностей, возложенных на него трудовым договором или правилами внутреннего трудового распорядка, если к работнику ранее применялись меры дисциплинарного взыскания; за прогул без уважительных причин; за появление на работе в состоянии наркотического или токсического опьянения; за совершение по месту работы хищения имущества, установленного вступившим в законную силу приговором суда или постановлением органа, в компетенцию которого входит наложение административного взыскания. К ним относятся также следующие основания увольнения: за однократное грубое нарушение трудовых обязанностей руководителем предприятия, учреждения, организации и его заместителями, совершение виновных действий работником, непосредственно обслуживающим денежные или товарные ценности, если эти действия дают основания для утраты доверия к нему со стороны администрации; совершение работником совершающего воспитательные функции, аморального поступка, несовместимого с продолжением данной работы; требование профсоюзного органа (не ниже районного) расторгнуть договор с руководящим работником, за которым действующим законодательством предусмотрено увольнение[4] .

Помимо работы в непрерывный трудовой стаж при определенных условиях засчитывается некоторая иная деятельность. Согласно Федеральному закону «О статусе военнослужащих»[5] , гражданам, уволенным с воинской службы засчитывается в непрерывный стаж работы, учитываемый при выплате пособий по социальному страхованию, если перерыв между днем увольнения с военной службы и днем приема на работу (поступлением в образовательное учреждение) не превысил одного года. Ветеранам боевых действий на территориях других государств, ветеранам, исполнявшим обязанности военной службы в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, а также гражданам, общая продолжительность военной службы которых в льготном исчислении составляет двадцать пять лет и более, время военной службы включается в непрерывный трудовой стаж независимо от продолжительности перерыва. Обучение в училищах и школах профессионального образования засчитывается в этот стаж, если перерыв между окончанием учебы и поступлением на работу не превысил трех месяцев. Время вынужденного прогула при неправильном увольнении засчитывается в непрерывный трудовой стаж, если работник восстановлен на работе.

Некоторые периоды при соответствующих условиях не засчитываются в непрерывный трудовой стаж, но не прерывают его. Так, период обучения в высшем, среднем специальном учебном заведении, аспирантуре, или клинической ординатуре хотя и не засчитывается в этот стаж, но не прерывает его, если перерыв между освобождением от работы и зачислением на учебу не превысил трех месяцев и перерыв между окончанием учебы и поступлением на работу также не превысил трех месяцев.

Глава II . Порядок исчисления и подтверждения трудового стажа

2.1. Исчисление трудового стажа

Пенсионное законодательство устанавливает два порядка подсчета периодов, засчитываемый в трудовой стаж (в выслугу лет): обычный и льготный. Следует иметь ввиду, что в обычном порядке исчисляются все виды и подвиды трудового стажа, а в льготном лишь отдельные из них и в определенном случае, предусмотренные законом.

Правительство в соответствии с Законом «О трудовых пенсиях»[6] утвердило правило подсчета и подтверждения трудового стажа для установления трудовых пенсий.

Рассмотрим сначала правила исчисления трудового стажа в обычном порядке.

Исчисление периодов работы, в том числе, на основании свидетельских показаний, и иной деятельности, а также других периодов производится в календарном порядке из расчета полного года (12 месяцев). При этом каждые тридцать дней указанных периодов переводятся в месяцы, а каждые двенадцать месяцев этих периодов переводятся в годы.

В случае совпадения по времени периодов работы и иной деятельности, включаемых в трудовой стаж, и других периодов, засчитываемых в стаж, учитывается один этих периодов по выбору лица, обратившегося за установлением пенсии, подтвержденному заявлением, в котором указывается выбранный для включения в трудовой стаж период.

Иные периоды, предусмотренные Правилами, засчитываются в стаж при условии, если им предшествовали и (или) за ними следовали периоды работы и (или) за ними следовали периоды работы и (или) иной деятельности независимо от их продолжительности.

В льготном порядке стаж для назначения трудовой пенсии в соответствии с Законом «О трудовых пенсиях» подсчитывается лишь в двух случаях – при работе в течение полного навигационного периода на водном транспорте и в течение полного сезона, а организациях сезонных отраслей промышленности. Период такой работы учитывается в календарном порядке с таким расчетом, чтобы продолжительность стажа в соответствующем году составила полный год.

Работа на водном транспорте во многих регионах нашей страны выполняется некоторыми работниками лишь в навигационный период. Продолжительность навигационного периода зависит от климатических условий, в которых расположены водные пути.

Определение сезонных работ дано в ст. 293 ТК РФ[7] . ими признаются работы, которые в силу природных климатических условий выполняются в течении определенного периода (сезона), не превышающего шести месяцев. Однако сезонными работами признаются не все работы, а лишь те, которые включены в перечень, утвержденный в установленном порядке. Условие о сезонном характере работы должно быть указано в трудовом договоре; при приеме на сезонные работы испытание не может превышать двух недель (ст. 294 ТК РФ); сезонные работники вправе расторгнуть трудовой договор до истечения его срока, предупредив об этом администрацию за три дня (ст. 295 ТК РФ), и т.д.

Одной из гарантий работников, занятых на сезонных работах, указанных в перечне, является льготное исчисление их трудового стажа. При этом конкретная продолжительность данной сезонной работы не имеет значения. Главное проработать полный сезон, именно это дает право на льготное исчисление трудового стажа. Если полный сезон не проработан (независимо от причины), то время работы в льготном порядке не исчисляется. На практике при подсчете стажа сезонную работу засчитывают за год, а работу после окончания сезона до начала следующего сезона не учитывают в стаж.

2.2. Подтверждение трудового стажа

Любой юридический факт в юридическом составе должен быть в соответствующем порядке доказан. Трудовой стаж не исключение, его тоже нужно доказать.

Закон предусматривает два способа подтверждения трудового стажа. Первый, основной способ, - подтверждение трудового стажа документами. В таком порядке доказываются все виды трудового стажа – общий, страховой, специальный и непрерывный. При этом документами подтверждается любая трудовая деятельность, засчитываемая в трудовой стаж, а также все иные периоды, которые в него включаются (время ухода за ребенком, инвалидом, и т.д.)[8] .

Второй способ, вспомогательный, состоит в подтверждении стажа свидетельскими показаниями. В таком порядке может подтверждаться стаж работы (кроме работы у отдельных граждан), к тому же лишь при определенных условиях и при назначении пенсии.

Рассмотрим первый способ подтверждения трудового стажа – с помощью документов.

Основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору до регистрации гражданина, в качестве застрахованного, является трудовая книжка установленного образца (далее именуется трудовая книжка).

При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, когда в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, а также в случаях когда трудовая книжка не ведется, в подтверждении периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действующим на день возникновения соответствующих правоотношений; справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.

Периоды работы по договору гражданско-правового характера, предметом которого является выполнение работ или оказание услуг, подтверждаются указанным договором, оформленным в соответствии с гражданским законодательством, действовавших на день возникновения соответствующих правоотношений, и документов работодателя об уплате обязательных платежей. При этом продолжительность периода работы, включаемого в трудовой стаж, определяется согласно сроку действия договора, соответствующему периоду уплаты обязательных платежей. В случаях, когда срок действия не установлен, продолжительность указанного периода определяется исходя из периода уплаты обязательных платежей.

Периоды работы у отдельных граждан по договорам (домашние работницы, няни, секретари, машинистки и др.) за время до заключения трудовых договоров или договоров гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ или оказание услуг, подтверждаются договором между нанимателем и работником, зарегистрированным в профсоюзных органах, и документом территориального налогового органа об уплате обязательных платежей.

Периоды работы членов крестьянского (фермерского) хозяйства и граждан, работающих в крестьянском (фермерском) хозяйстве по договорам об использовании их труда, подтверждаются трудовой книжкой и документом территориального налогового органа об уплате обязательных платежей.

Записи, внесенные в трудовые книжки членов крестьянского (фермерского) хозяйства по договорам об использовании их труда, удостоверяются органом местного самоуправления.

Периоды осуществления предпринимательской деятельности, в течение которой индивидуальным предпринимателем уплачивался единый налог на временный доход для определенных видов деятельности, подтверждаются свидетельством об уплате единого налога на вменный доход для определенных видов деятельности, выдаваемых территориальными налоговыми органами в установленном порядке.

Периоды иной деятельности, не перечисленной выше, осуществляющейся гражданами, отношения которых в соответствии с законодательством Российской Федерации возникают в связи с уплатой платежей по обязательному пенсионному страхованию, подтверждаются документом территориального налогового органа об уплате обязательных платежей.

Периоды прохождения военной службы, а также приравненной к ней службы, подтверждаются военными билетами, справками военных комиссариатов, воинских подразделений, записями в трудовой книжке, внесенными на основании документов, и другими документами содержащими сведения о периоде прохождения службы.

Период получения пособия по безработице, период участия в оплачиваемых общественных работах, и период переезда по направлению государственной службы занятости в другую местность для трудоустройства подтверждаются справкой органа государственной службы занятости определенной формы.

Период содержания по стражей граждан, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности, и период нахождения их в местах лишения свободы и в ссылке подтверждаются документами учреждения, исполняющего наказания, о периоде нахождения в местах лишения свободы, в ссылке, содержания под стражей и документом об необоснованном привлечении к уголовной ответственности, выданными в установленном порядке.

Период ухода, осуществляемого трудоспособным лицом за инвалидом первой группы, ребенком-инвалидом в возрасте до восемнадцати лет или за лицом, достигшим возраста восьмидесяти лет, засчитываются в страховой стаж по решению органа, осуществляемому пенсионное обеспечение, по месту жительства лица, за которым осуществляется уход, принимаемым на основании заявления трудоспособного лица, осуществляющего уход, и документов, удостоверяющих факт и продолжительность нахождения на инвалидности (для инвалидов первой группы и детей-инвалидов) гражданина, за которым осуществляется уход.

Факт и продолжительность нахождения на инвалидности подтверждаются выпиской из акта освидетельствования в учреждении государственной службы медико-социальной экспертизы.

В качестве документов, подтверждающих возраст, могут быть представлены свидетельство о рождении, паспорт, а также другие документы.

Период работы гражданина может подтверждаться на основании свидетельских показаний. Он устанавливается на основании показаний двух или более свидетелей, знающих гражданина по совместной работе у одного работодателя. Если документы о работе утрачены в связи со стихийным действием, и восстановить их невозможно.

К заявлению гражданина об установлении периода его работы по свидетельским показаниям должны быть приложены: документ государственного (муниципального) органа, на территории которого произошло стихийное бедствие, подтверждающее число, месяц, год, место и характер произошедшего стихийного бедствия; документ работодателя или соответствующего государственного (муниципального) органа, подтверждающего факт утраты документов о работе в связи с указанным стихийным бедствием и невозможность их установления; справка архивного учреждения или государственного (муниципального) органа, подтверждающего факт отсутствия архивных данных о периоде работы, устанавливаемом по свидетельским показаниям.

При утрате документов о работе и невозможности и невозможности их получения вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и других подобных причин не по вине работника периоды работы устанавливаются на основании показания двух или более свидетелей, знающих этого работника по совместной работе у одного работодателя и располагающих документами о своей работе за время, в отношении которых они подтверждают работу гражданина. К заявлению работника об установлении периода его работы по свидетельским показаниям должен быть приложен документ работодателя либо иные документы, подтверждающие факт и причину утраты документов о работе и невозможности их получения.

Установление периодов работы по свидетельским показаниям производится решением органа, осуществляющего пенсионное обеспечение.

Указанное решение выносится на основании показаний свидетелей, данных органу, осуществляющему пенсионное обеспечение, по месту установления пенсии либо по месту жительства свидетеля. В случае если свидетель не может дать показания по состоянию здоровья или по другим уважительным причинам, свидетельские показания, заверенные в установленном порядке, могут быть представлены в письменной форме.

На основании заявления гражданина период его работы по свидетельским показаниям может устанавливаться также и до наступления условий, дающих право на трудовую пенсию.

В утвержденных Правительством Правилах определены общие требования к документам, которые служат доказательством стажа.

Документы, выдаваемые в целях подтверждения периодов работы, периодов иной деятельности и других периодов, должны содержать номер и дату выдачи, фамилию, имя, отчество гражданина, которому выдается документ, число, месяц и год его рождения, место работы, период работы, профессию (должность), основания их выдачи.

Записи в трудовой книжке, учитываемые при подсчете трудового стажа, должны быть оформлены в соответствии с трудовым законодательством, действовавших на день их внесения в трудовую книжку.

Если помимо трудовой книжки предоставляются отдельные документы о работе за период до заполнения трудовой книжки, к которому относится суммарная запись, то весь страховой стаж, записанный общим итогом, должен быть подтвержден документами или в установленных случаях свидетельскими показаниями. Если в трудовой книжки не содержатся сведения о видах трудовой деятельности, которые должны были вноситься отдельной строкой, то периоды такой деятельности, подтвержденные дополнительными документами, принимаются на ряду с суммарной записью.

В случаях массовой утраты документов о стаже в результате чрезвычайных ситуаций трудовой стаж устанавливается комиссиями по установлению стажа, создаваемые органами исполнительной власти субъектов РФ. установление факта работы, профессии и периода работы в данной организации осуществляется комиссией на основании документов, имеющихся у работника, а в случае их отсутствия – на основании показаний двух и более свидетелей, знающих заявителя по совместной с ним работе в одной организации или в одной системе.

Если работник до поступления в данную организацию уже работал, комиссия принимает меры к получению документов, подтверждающих этот факт.

По результатам работы комиссии составляется акт, в котором указываются периоды работы, профессия (должность) и продолжительность трудового стажа каждого работника. Администрация организации на основании акта комиссии выдает работнику дубликат трудовой книжки. Периоды трудовой деятельности, установленные комиссией, включаются в общий и специальный стаж, дающий право на пенсию на льготных условиях и за выслугу лет, а также для установления ежемесячных надбавок к должностному окладу за выслугу лет как время работы, подтвержденное документами.

Запись о работе, внесенная в трудовую книжку (дубликат трудовой книжки) на основании решения комиссии по установлению стажа, образуемой и действующей в соответствии с порядком, определяемым Министерством Труда и социального развития Российской Федерации, рассматривается наравне с записью, подтвержденной документами. Это особый порядок подтверждения стажа, он предусмотрен для случаев массовой утраты документов о стаже в результате чрезвычайных ситуаций. Введен этот порядок по поручению Правительства.

Рассмотренный выше порядок, как уже говорилось, относится к случаям, когда документы организации уже утрачены в результате чрезвычайных ситуаций, и не включает возможности установления трудового стажа по свидетельским показаниям в обычном порядке, если невозможно получить документы о трудовой деятельности, имевшей место до поступления на работу в организацию, утратившую документы в связи с чрезвычайными ситуациями.

Заключение

Итак, исходя из данной контрольной работы, можно сделать следующие выводы.

Право на многие виды социального обеспечения поставлено в зависимость от участия гражданина в трудовой или иной общественно-полезной деятельности. Эта зависимость получила юридическое оформление через институт трудового стажа. Помимо указанной деятельности, в трудовой стаж включаются также периоды, когда гражданин не мог работать по объективным причинам, признанным государством уважительными (например, в связи с необходимостью ухода за ребенком или инвалидом; в связи с учебой в вузах по очной форме обучения и т.п.).

Реформа пенсионного законодательства внесла существенные изменения в правовое регулирование трудового стажа, значительно снизив значение трудового стажа для получения отдельных видов социального обеспечения, ужесточив порядок его исчисления.

Трудовой стаж имеет количественную и качественную характеристику. Количественной характеристикой трудового стажа является его продолжительность. Качественная характеристика отражает характер и условия, в которых протекает трудовая деятельность (вредность, тяжесть, опасность и пр.).

В современный период нормативные правовые акты, наука права социального обеспечения выделяют несколько видов трудового стажа: общий трудовой стаж, страховой стаж, специальный трудовой стаж, непрерывный трудовой стаж.

Список используемой литературы

Нормативные правовые акты:

1. Трудовой кодекс РФ от 30.12.2001. №197-ФЗ в ред. от 25.11.2009. // СЗ РФ. 07.01.2002. №1(ч.1). ст.3.

2. Федеральный закон «О трудовых пенсиях в РФ» от17.12.2001. №173-ФЗ в ред. от 30.06.2009. // Российская газета. №247. 20.12.201.

3. Федеральный закон «О статусе военнослужащих» от 27.05.1998. №76-ФЗ в ред. от 14.03.2009. // СЗ РФ. №22. 01.06.1998. ст.2331.

4. Закон «О занятости населения» от 19.04.1991. №1032-1 в ред. от 18.10.2009. // СЗ РФ №17. 22.02.1996. ст.1915.

Литература:

5. Буянова М.О. Право социального обеспечения России. - М.: ТК Велби. 2007. 488с.

6. Горбачева Ж.А. Право социального обеспечения: Учебное пособие для ВУЗов. – М., 2009. 486с.

7. Захаров М.Л. Право социального обеспечения России: Учебник. – М., 2008. 608с.

8. Мачульская Е.Е. Право социального обеспечения. – М., 2009. 293с.

9. Сулейманов Г.В. Право социального обеспечения. Ростов н/Д., 2009. 512с.

10. Филиппова М.В. Право социального обеспечения: Учебник. – М. Юристъ. 2008. 446с.


[1] Закон «О занятости населения» от 19.04.1991. №1032-1 в ред от 18.10.2009. // СЗ РФ №17. 22.04.1996. ст.1915.

[2] Филиппова М.В. Право социального обеспечения: Учебник. – М. Юристъ. 2008. С.178.

[3] Захаров М.Л. Право социального обеспечения России: Учебник. – М., 2008. С.332.

[4] Буянова М.О. Право социального обеспечения России. - М.: ТК Велби. 2007. С.243.

[5] Федеральный закон «О статусе военнослужащих» от 27.05.1998. №76-ФЗ в ред. от 14.03.2009. // СЗ РФ. №22. 01.06.1998. ст.2331.

[6] Федеральный закон «О трудовых пенсиях в РФ» от17.12.2001. №173-ФЗ в ред. от 30.06.2009. // Российская газета. №247. 20.12.201.

[7] Трудовой кодекс РФ от 30.12.2001. №197-ФЗ в ред. от 25.11.2009. // СЗ РФ. 07.01.2002. №1(ч.1). ст.3.

[8] Сулейманов Г.В. Право социального обеспечения. Ростов н./Д., 2009.

Скачать архив с текстом документа