Понятие коррупционной преступности и ее виды

СОДЕРЖАНИЕ: Содержание Введение 2 §1. Понятие коррупционной преступности и ее виды 4 §2. Причины и условия совершения коррупционных преступлений 9 §3. Предупреждение коррупционных преступлений 16

Содержание

[1] .

Аналогичную мысль еще в 1970 году высказал бывший министр юстиции США Р. Кларк. Он писал: «Нападения, изнасилования, даже умышленные убийства исчисляются тысячами и десятками тысяч, однако жертвами самого жестокого из всех существующих видов преступлений, наносящего тяжелый урон, делающего жизнь людей несчастной, пустой и искалеченной, становятся миллионы. Это – преступление власти, господствующей над беспомощностью. Это – преступление против людей, у которых нет прав, преступление общества, которое пытается поддерживать порядок без права»[2] .

Следовательно, особая роль в угрозе конституционному строю принадлежит коррупции. Сталкиваясь с коррупцией должностных лиц государственных учреждений, общественность начинает проявлять глубокое недоверие к власти, испытывать страх и нежелание сотрудничать с ней. Это наносит серьезный ущерб структурам общества ввиду ослабления желания его членов поддерживать традиционные социальные структуры. Широко распространенная коррупция ведет к циничной и оппортунистической позиции тех, кто видит, что продажность государственных должностных лиц идет рука об руку с безнаказанностью преступников.

Коррупция обеспечивает прикрытие преступных действий отдельных лиц, использующих свое официальное положение, договоренностью по получению помощи на постоянной основе. Зачастую коррупция имеет свои денежные фонды, формирующиеся из отчислений от преступных средств, направленных на подкуп должностных лиц. Надо отметить, что коррупция связана и с хищением, рэкетом, контрабандой, незаконным оборотом и контрабандой наркотиков.

Коррупция, несомненно, имеет место и в нашем государстве. Бандитизм, наемные убийства, нелегальная торговля оружием, организация азартных игр и притонов, наркобизнес, банковская и валютная преступность, рэкет, хищения в особо крупных размерах, грабежи и разбои в настоящее время, как правило, являются сферами влияния и деятельности преступных группировок, связанных в той или иной мере с коррупцией.

Выявление коррупционных правонарушений очень сложный процесс, так как это связано с ее латентностью и глубокой конспиративностью. Поэтому изучение влияния коррупции на общество необходимо учитывать при определении уголовной политики государства, так как коррупция имеет тенденцию активизации внедрения во многие сферы социальной, экономической и политической жизни общества.

Причиной роста коррупционных правонарушений, к сожалению, можно назвать как экономический спад и безработицу, так и резкое имущественное расслоение среди населения. Для предупреждения коррупции, на мой взгляд, необходимо решение целого комплекса мер экономического, правового и политического характера:

-повышение материального благосостояния государственных служащих;

-формирование нравственной позиции граждан по отношению к коррупции;

-профессионализм сотрудников правоохранительных органов;

-моральная устойчивость государственных служащих;

-реальный контроль за доходами и их законностью государственных служащих;

-введение эффективного порядка конфискации преступных доходов и приобретенного имущества;

-усиление контроля по периметру казахстанской границы с целью пресечения контрабанды товаров, сырья и особенно наркотиков.

Крупные преступные сообщества с участием коррумпированных должностных лиц разработали высокоэффективные механизмы «перекачки» в свои карманы государственных безвозвратных и беззалоговых кредитов, а также гуманитарной помощи. В этих условиях коррупция в судах может влиять на законность принятия решения, через волокиту повлиять на сроки рассмотрения дел, исполнение судебных решений, на проникновение в судейский корпус, аппарат суда, лиц недостойных высокого звания судьи, судебных работников.

Всероссийский центр изучения общественного мнения провел опрос о том, что россияне думают о коррупции и борьбе с ней: можно ли в принципе победить это явление и чем его причины, кого наши сограждане проинформировали бы о фактах коррупции, и насколько проще стало бы людям решать свои проблемы в случае, если чиновники перестали бы брать взятки.

Россияне чаще склоняются к мнению о том, что коррупция в принципе непобедима (58%). Чуть более трети (37%) верят в то, что этого можно достичь, но только политической волей и решительностью властей и общества. Первая точка зрения ближе абсентеистам (66%), жителям столиц (66%) и высокообеспеченным россиянам (65%), вторая – сторонникам КПРФ и ЛДПР (46% и 43% соответственно) и селянам (39%).

За год наши сограждане еще больше укрепились во мнении, что причина коррупции – в жадности, аморальности чиновников (44% против 39% в 2008 году). Напротив, продолжает снижаться доля тех, кто усматривает корень проблемы в неэффективности законодательства (с 37% в 2006 году до 34% в текущем году). Реже всего россияне склонны видеть источник коррупции в низком уровне правовой культуры и законопослушания подавляющего числа населения (18-21% в 2006-2009 гг.).

Женщины и малообразованные россияне чаще считают причиной коррупции жадность и аморальность чиновников (46% и 60% соответственно). Мужчины и обладатели среднего, высшего или неполного высшего образования наиболее склонны указывать на несовершенство законов (37% и 37-38% соответственно). При этом, как и прежде, россияне чаще всего не готовы к тому, чтобы проинформировать кого-либо о фактах коррупции (29%). Доля таких респондентов наиболее высока среди россиян с начальным и средним уровнем образования (34-35%). С прошлого года резко снизилась доля тех, кто согласился бы сообщить об этом правоохранительные органы (31% против 22% в текущем году) и, напротив, возросло количество желающих проинформировать лично Президента (с 3% до 11%). Несколько чаще наши сограждане демонстрируют готовность предоставить такую информацию СМИ (7% против 10%). Как и ранее, реже всего россияне допускают возможность сотрудничества с местными органами власти, а также правозащитными и иными организациями (по 7%). Впрочем, 15% затруднились ответить.

Большая часть наших сограждан уверена в том, что людям станет проще решать свои проблемы, если чиновники перестанут брать взятки (49%). Чаще такое мнение высказывают россияне старше 60 лет (57%). Им оппонируют лишь 12% наших соотечественников, по мнению которых, это осложнит ситуацию – в основном это респонденты моложе 34 лет (15-18%). Наконец, 29% россиян уверены: отсутствие коррупции существенно не повлияет на решение проблем простых людей, наиболее склонны к такому мнению 35-59 летние (33%). 10% затруднились ответить.

Инициативный всероссийский опрос ВЦИОМ был проведён 4-5 апреля 2009 г. Опрошено 1600 человек в 140 населенных пунктах в 42 областях, краях и республиках России. Данные опроса приведены в Приложении №1.


§3. Предупреждение коррупционных преступлений

На мой взгляд, основные направления предупреждения коррупции в современном российском обществе можно разделить на две группы, в первую из которых входят меры воздействия на ее структуру, динамику, причины и условия. Вторую группу образует воздействие в отношении отдельных физических лиц или организаций, совершивших или намеревающихся совершить конкретное коррупционное преступление или правонарушение, направленное на достижение ими какой-либо цели.

При этом, в целях повышения эффективности деятельность по предупреждению коррупционного поведения в жизни современного российского общества должна осуществляться на основе общепринятых в отечественной криминологии принципов: законности, социальной справедливости, комплексности, системности, приоритете и уважении прав и свобод человека, своевременности, достаточности, индивидуализации и дифференциации мер предупредительного воздействия.

Важную роль в предупреждении коррупционных правонарушений на муниципальном уровне могут сыграть такие меры, как мониторинг коррупционных правонарушений в целом и отдельных их видов; разработка антикоррупционных стандартов, препятствующих возникновению или ограничивающих интенсивность либо сферу действия явлений, способствующих совершению коррупционных правонарушений. Не менее важны пропаганда антикоррупционных стандартов; содействие гласности и открытости решений, принимаемых лицами, имеющими публичный статус, если иное прямо не предусмотрено законом; опубликование отчетов о состоянии коррупции и реализации мер антикоррупционной политики.

Следует совершенствовать антикоррупционные образование и воспитание; оказание государственной и муниципальной поддержки формированию и деятельности общественных объединений; составление и опубликование рейтингов объектов (территорий и юридических лиц), характеризующихся наиболее низкими показателями коррупционной пораженности; официальное предостережение о недопустимости совершения коррупционных правонарушений; административный надзор за лицами, имеющими судимости за тяжкие или особо тяжкие коррупционные преступления либо за тяжкие или особо тяжкие преступления, связанные с коррупционными.

Полагаю, что такие научно обоснованные и последовательные общесоциальные и специально-криминологические меры противодействия коррупции, в полной мере соответствуют требованиям, направленным на снижение криминализации современного российского общества.

Для организации и регулирования процесса противодействия коррупционной преступности необходима мощная правовая основа в виде совокупности нормативных правовых актов как федерального, так и муниципального характера, которые позволят, как минимум, сбить волну преступлений, разрядив тем самым напряженную атмосферу в обществе, вызванную недоверием к органам власти.

В отечественном законодательстве отсутствует формальное определение коррупции. Впрочем, комплексного определения коррупции не содержится и в Конвенции ООН против коррупции от 31 октября 2003 г. В ней разграничиваются два вида коррупционных действий: активный подкуп и пассивный подкуп. Полагаю, что закрепление определения коррупции в качестве правового понятия не изменит положение дел, т.к. в уголовном законе уже есть нормы, содержащие признаки коррупционных преступлений, а вот эффективность их применения зависит от правоприменителя.

Наиболее эффективной мерой по борьбе с коррупционными преступлениями является разработка новой и реформирование уже существующей правовой базы, поэтому в ходе проведения административной реформы необходимо предусмотреть меры по минимизации коррупционных факторов организационного характера.

Особое значение имеет правовое регулирование специальной системы государственного контроля, которая, на мой взгляд, должна основываться на следующих принципиальных положениях:

– включение в основной механизм по контролю за деятельностью должностных лиц муниципальных образований представителей общественных организаций, населения;

– выделение в системе правоохранительных органов службы, расследующей факты коррупции, при этом расследование факторов коррупции на муниципальном уровне возложить на выделенные территориальные службы;

– закрепление обязанности правоохранительных органов реагировать на факты коррупционной деятельности, упоминаемые в СМИ, без какого-либо специального уведомления или заявления заинтересованных лиц.

Назрела необходимость привести в соответствие организационно-правовую базу предупреждения коррупционной преступности на уровне муниципальных образований, так как на данный момент она не соответствует требованиям времени, что подтверждено в нашем исследовании оценкой состояния и динамики коррупции в органах местного самоуправления. В результате внедряются меры организационного, ведомственного характера с увеличением лишних государственных расходов, укреплением силовых структур, а та правовая база, которая имеется в распоряжении правоохранительных органов, реализуется крайне неудовлетворительно.

Актуальность предупреждения коррупционных преступлений и борьбы с коррупцией обусловлена рядом обстоятельств, которые носят политический, экономический, социальный и правовой характер.

Во-первых, коррумпированность российских чиновников привела к тому, что в общественное сознание активно внедрилась мысль о неэффективности работы органов государственной власти, снижении их компетенции.

Во-вторых, коррупция как социально опасное явление, обладающее чрезвычайно высокой степенью латентности и адаптивности к внешним факторам, с каждым годом порождает целый ряд экономических преступлений, наносит огромный экономический ущерб: по мнению специалистов, теневая экономика ежегодно направляет около 7 млрд. долларов на коррумпирование чиновников, до половины преступных доходов на эти же цели расходует организованная преступность.

Можно ли победить коррупцию? По мнению президента общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России» Сергея Борисова, нужно шаг за шагом отвоевывать у неё место под солнцем. Нужно вводить персональную ответственность чиновника за создание избыточных барьеров и вырабатывать способы, как это можно оценить. Соответственно требуются административные регламенты, создание механизма досудебной апелляции, позволяющего в досудебном порядке отменить неправомерные действия чиновников. Важно, чтобы предприниматели уходили от псевдолоббирования и занимались цивилизованным лоббированием через общественные объединения, чтобы они отказались от традиции давать взятку. Согласно опросам, категорически отвергают взятки только 2% бизнесменов, а остальные, так или иначе, участвуют в процессе мздоимства.

Есть и другой путь. Необходимо создавать такие условия, при которых коррупция становится невозможной. В качестве иллюстрации можно привести уже ставший почти классическим пример: ситуация в бывшем министерстве топлива и энергетики. Это ведомство имело славу одного из самых коррумпированных. Когда у него забрали функции проведения сертификации и регулирования доступа к магистральным нефтепроводам, уровень коррупционности там резко пошел на спад. В последние годы его существования на это ведомство в данном аспекте никто не жаловался[3] .

Планируя программу борьбы с коррупцией, необходимо исходить из следующих предпосылок:

- абсолютная победа над коррупцией невозможна. Более того, в нормальном состоянии власти и общества случаи коррупции являются технологически полезными сигналами о неполадках в методах работы власти;

- не существует стран, априори обреченных на масштабную и хроническую коррупцию. Россия не является исключением из этого правила;

- ограничение коррупции не может быть разовой кампанией. За окончанием любой кампании всегда может последовать новый, более страшный виток коррупции;

- коррупцию нельзя ограничить только законодательными методами и борьбой с ее проявлениями. Более того, в условиях, когда коррупция достигла больших масштабов и забралась на весьма высокие уровни власти, более эффективна борьба против условий, порождающих коррупцию, чем неподготовленная атака на ее проявления;

- борьба с коррупцией достигает успеха, если она всеохватна, комплексна, ведется постоянно, на это направлены все силы и властей, и общества;

- антикоррупционная программа должна реализовываться на высшем уровне политического руководства страны и при максимальном сотрудничестве с институтами гражданского общества.

Потери, которые несут от коррупции государство и общество в России, настолько велики, что любые разумные затраты на реализацию антикоррупционной программы обеспечат быструю отдачу, в несколько десятков раз превышающую вложения.

Из приведенного выше анализа следует, что антикоррупционная политика должна включать в себя меры, направленные на решение следующих задач:

- организация борьбы с коррупцией на всех ее уровнях;

- сужение поля условий и обстоятельств, благоприятствующих коррупции;

- уменьшение выгод для обеих сторон, участвующих в коррупционной сделке, от заключения последней;

- увеличение вероятности выявления коррупционных действий и наказания за причиненный ими вред;

- влияние на мотивы коррупционного поведения;

- создание атмосферы общественного неприятия коррупции во всех ее проявлениях.

Естественно ожидать, что реализация антикоррупционной политики может встретить сопротивление на разных уровнях административной иерархии.

Нельзя утешать себя тем, что повышение уровня коррупции всегда сопровождает глобальные переходные процессы. Есть страны, которые на стадии модернизации пережили всплеск коррупции, но смогли его побороть целенаправленными усилиями. Но существуют и другие примеры – страны, в которых реформы вызвали увеличение коррупции, а отсутствие целенаправленной и всесторонней борьбы с ней привело к ее укоренению.


Заключение.

Таким образом, коррупционная преступность – это целостная, относительно массовая совокупность преступлений (и лиц, их совершивших), посягающих на авторитет государственной службы или службы в органах местного самоуправления, службы в коммерческих и иных негосударственных организациях, выражающихся в незаконном получении (и предоставлении) материальных или иных благ и преимуществ лицами, уполномоченными на выполнение государственных, муниципальных функций или служебных функций в коммерческих и иных негосударственных структурах.

Хотя коррупция – общемировое явление, в каждой стране она имеет свои особенности, свой размах, свои традиции. России в этом смысле «повезло»: отечественная коррупция щедро наделена специфическими чертами. Многое из того, что есть у нас, в других странах либо совсем не развито, либо не приобрело такого истинно российского размаха.

Особенно сильно страдает от коррупционного пресса малый бизнес. По мнению президента общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России» Сергея Борисова, малое предпринимательство на сегодняшний день развивается вопреки выстроенным для него преградам. 70% усилий предприниматели тратят на хождение по мукам, на преодоление административных барьеров и на выплату статусной ренты.

Также следует отметить, что антикоррупционная политика обязана стать постоянной частью государственной политики.

Успех борьбы с коррупцией возможен лишь при сознательной поддержке обществом этой борьбы, а это может быть лишь, если граждане действительно доверяют государственным институтам власти и управления. Результат борьбы с коррупцией мы ощутим тогда, когда гаишнику будем давать деньги, а он от них будет отказываться. Если попробовать сделать это в Прибалтике или Европе – можно самим сесть!


Список используемой литературы:

I. Официальные документы

1.1. Статья 10 Конституции Российской Федерации «О разделении государственной власти в РФ»;

1.2. Статья 15 Конституции Российской Федерации «О соблюдении Конституции РФ»;

1.3. Статья 118 Конституции Российской Федерации «О судебной власти в РФ»;

1.4. Статья 125 Конституции Российской Федерации от 24.04 1994 г. «О Конституционном Суде РФ»;

1.5. Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» (с изменениями от 20 мая 2004 г., 15 марта, 14 ноября, 23 декабря 2005 г., 27 марта 2006 г., 15 февраля, 24 сентября 2007 г., 12 мая, 7 октября, 25 декабря 2008 г., 22 июня 2009 г.);

1.6. Указ Президента РФ от 24.11.2003 № 1384 «О Совете при Президенте Российской Федерации по борьбе с коррупцией» // Собрание законодательства РФ, 01.12.2003, № 48, ст. 4657;

1.7. Федеральный закон от 17 января 1992 г. N 2202-I «О прокуратуре Российской Федерации» (с изменениями от 17 ноября 1995 г., 10 февраля, 19 ноября 1999 г., 2 января, 27 декабря 2000 г., 29, 30 декабря 2001 г., 28 июня, 25 июля, 5 октября 2002 г., 30 июня 2003 г., 22 августа 2004 г., 15 июля, 4 ноября 2005 г., 2 марта, 5 июня, 24 июля 2007 г., 25 декабря 2008 г., 17 июля 2009 г.);

1.8. Закон РФ от 27 апреля 1993 г. N 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» (с изменениями от 14 декабря 1995 г., 9 февраля 2009 г.).

1.9. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ (с изменениями от 25 апреля, 25 июля, 30, 31 октября, 31 декабря 2002 г., 30 июня, 4 июля, 11 ноября, 8, 23 декабря 2003 г., 9 мая, 26, 28 июля, 20 августа, 25 октября, 28, 30 декабря 2004 г., 7, 21 марта, 22 апреля, 9 мая, 18 июня, 2, 21, 22 июля, 27 сентября, 5, 19, 26, 27, 31 декабря 2005 г., 5 января, 2 февраля, 3, 16 марта, 15, 29 апреля, 8 мая, 3 июня, 3, 18, 26, 27 июля, 16 октября, 3, 5 ноября, 4, 18, 29, 30 декабря 2006 г., 9 февраля, 29 марта, 9, 20 апреля, 7, 10 мая, 22 июня, 19, 24 июля, 2, 18 октября, 8, 27 ноября, 1, 6 декабря 2007 г., 3 марта, 29 апреля, 13, 16 мая, 14, 22 июля, 8 ноября, 3, 22, 25, 26, 30 декабря 2008 г., 9 февраля, 7 мая, 3, 28, 29 июня, 17, 19, 24 июля 2009 г.);

1.10. Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ (с изменениями от 27 мая, 25 июня 1998 г., 9 февраля, 15, 18 марта, 9 июля 1999 г., 9, 20 марта, 19 июня, 7 августа, 17 ноября, 29 декабря 2001 г., 4, 14 марта, 7 мая, 25 июня, 24, 25 июля, 31 октября 2002 г., 11 марта, 8 апреля, 4, 7 июля, 8 декабря 2003 г., 21, 26 июля, 28 декабря 2004 г., 21 июля, 19 декабря 2005 г., 5 января, 27 июля, 4, 30 декабря 2006 г., 9 апреля, 10 мая, 24 июля, 4 ноября, 1, 6 декабря 2007 г., 14 февраля, 8 апреля, 13 мая, 22 июля, 25 ноября, 22, 25, 30 декабря 2008 г., 13 февраля, 28 апреля, 3, 29 июня, 24, 27, 29 июля 2009 г.).

1.11. О состоянии законности, борьбы с преступностью и коррупцией: Постановление Съезда народных депутатов Российской Федерации от 14 декабря 1992 г. № 4081-1 // Рос. газ. 1992. 17 дек.

II. Монографии, учебники, учебные пособия

2.1. Гумилев Л.Н. От Руси к России. М., 1992;

2.2. Гурвич В.В. В паутине взяточничества. М., 2004;

2.3. Долгова А. И. Коррупция и борьба с ней, М., 2002;

2.4. Долгова А. И. Криминология: Учебник для вузов, М., 2005;

2.5. Кирпичников А. Взятка и коррупция в России. СПб., 1997;

2.6. Малков В. Д. Криминология: Учебник для вузов, М., 2005;

2.7. Никифоров А.С. Об организованной преступности на Западе и в СССР.- М., 1991;

2.8. Понаморев П. Г. Уголовно-правовые проблемы противостояния коррупции. М., 2003;

2.9. Темнов Е. И. Коррупция. Происхождение современного понятия. М., 2004;

III. Статьи

3.1. Козлов Ю. Г. Коррупция: криминологические и социально-политические аспекты // Право, 1998, № 1;

3.2. Кузнецова Н.Ф. Я сорок лет отдала борьбе с преступностью. // Юридический мир. - 1998. - № 2;

3.3. Коррупция в России: статистика, сравнительный анализ, зарубежный опыт // Информационно-аналитическое агентство МиК. М., 2008;

3.4. Коррупция бессмертна, но бороться с ней все равно надо// Информационно-аналитическое агентство МиК. М., 28.04.2009;

3.5. Максимов С. Коррупционная преступность в России: правовая оценка, источники развития, меры борьбы // Уголовное право, 1999, № 2;


Приложения

Приложение №1

Результаты инициативного всероссийского опроса ВЦИОМ

А как Вы думаете, можно ли в принципе победить коррупцию? (закрытый вопрос, один ответ)
2006 2009
Да, коррупцию можно победить, но для этого нужна политическая воля и решительность властей и всего общества 35 37
Нет, коррупцию полностью победить невозможно 58 58
затрудняюсь ответить 7 6
Что, на Ваш взгляд, является главной причиной коррупции? (закрытый вопрос, один ответ)
2006 2008 2009
Жадность, аморальность российских чиновников и бизнесменов 40 39 44
Неэффективность государства, несовершенство законов 37 35 34
Низкий уровень правовой культуры и законопослушания подавляющего числа населения 18 21 18
затрудняюсь ответить 4 5 4
Если бы Вы располагали сведениями о коррупции, кого бы Вы проинформировали в первую очередь? (закрытый вопрос, один ответ)
2004 2006 2008 2009
Правоохранительные органы 28 24 31 22
Местные органы власти 7 7 8 7
Правозащитные и иные общественные организации 7 7 6 7
СМИ 6 8 7 10
Лично Президента 7 7 3 11
Не стал бы сообщать ни при каких условиях 33 29 30 29
затрудняюсь ответить 12 18 15 15
Представьте себе, что все чиновники в России разом перестали брать взятки. Как это может, на ваш взгляд, повлиять на решение проблем простых людей? (закрытый вопрос, один ответ)
. 2006 2009
Людям станет проще решать свои проблемы 46 49
Людям станет сложнее решать свои проблемы 12 12
Это существенно не повлияет на то, как решаются проблемы простых людей 29 29
затрудняюсь ответить 12 10

[1] Кузнецова Н.Ф. Я сорок лет отдала борьбе с преступностью. // Юридический мир.- 1998. - № 2

[2] Никифоров А.С. Об организованной преступности на Западе и в СССР.- М., 1991

[3] Гурвич В. В паутине взяточничества. М., 2004.

Скачать архив с текстом документа