Случевский К.К.

СОДЕРЖАНИЕ: Поэзия Константина Константиновича Случевского принадлежит двум эпохам. Его дебют в Современнике в 1860 г., восторженно встреченный Ап. Григорьевым, Тургеневым, был осмеян прогрессивной критикой.

Константин Константинович Случевский (1837-1904)

Поэзия Константина Константиновича Случевского принадлежит двум эпохам. Его дебют в Современнике в 1860 г., восторженно встреченный Ап. Григорьевым, Тургеневым, был осмеян прогрессивной критикой. Случевский надолго уходит из литературы, изучает философию и естественные науки, служит в Главном управлении по делам печати, в министерстве государственных имуществ; он приближен ко двору, имеет чин камергера. В свите великого князя путешествует по северу и северо-западу России и оставляет живо написанные, богатые фактами очерки.

С 80-х годов Случевский вновь выступает как поэт, в 1898 г. выходят в свет его сочинения в шести томах стихов и прозы. На переломе веков он уже признанный мэтр, окруженный учениками и почитателями; среди постоянных посетителей его пятниц молодые Брюсов, Бальмонт. Символисты охотно печатают Случевского в своих альманахах. В Северных цветах И. Коневской дает восторженную характеристику Случевскому - единственному в своем роде из русских поэтов по буйной яркости, размаху и причудливой изощренности своей живописи; Брюсов пишет о нем статью, назвав ее Поэт противоречий. В 1902 г. выходит сборник стихов Песни из Уголка. Последние циклы стихов - Загробные песни и В том мире (Русский вестник, 1902-1903).

Темы Случевского - безвременье, жизнь-сон пролгавшихся людей с окаменевшей, убывающей душой. Содержанием его поэзии становится состояние дисгармонии и разлада. Он определяет себя как поэта диссонансов (смех в рыдании и тихий плач в веселии). Точная предметная деталь соседствует со свободной фантазией, а фантастические видения обладают вещественной пластичностью. Прозаическую, обиходную речь сменяет размашистая метафоричность. При этом ему свойственны печальная искренность и тон какого-то своеобразного простодушия (Вл. Соловьев). Характерная черта поэзии Случевского - материализация духовного, оплотнение невещественного, ощущение неба, тумана, облаков, ветра как плотной материальной среды (даже тени лежат, навалившись одни на других).

Случевского привлекает состояние переходности. Он фиксирует грани сна и яви, ясного сознания и безумия, фантазии и реальности, ночи и утра, наконец, жизни и смерти, пытаясь разгадать, в чем смысл срединного мгновенья (Но неизведанная тайна,/Потемки - самый переход). К этой пограничной ситуации, между жизнью и смертью поэт подходит аналитически, соединяя шестидесятнический рационализм и доверие к науке с верой в потустороннее бытие. Цикл стихов Загробные песни для Случевского - выполнение своего рода нравственной задачи.

LUX AETERNA *

Когда свет месяца бесстрастно озаряет

Заснувший ночью мир и всЕ, что в нем живет,

Порою кажется, что свет тот проникает

К нам, в отошедший мир, как под могильный свод.

И мнится при луне, что мир наш - мир загробный,

Что где-то, до того, когда-то жили мы,

Что мы - не мы, послед других существ, подобный

Жильцам безвыходной, таинственной тюрьмы.

И мы снуем по ней какими-то тенями,

Чужды грядущему и прошлое забыв,

В дремоте тягостной, охваченные снами,

Не жизнь, но право жить как будто сохранив...

* Вечный свет (лат.). - Ред.

Скачать архив с текстом документа