Право международных договоров 4

СОДЕРЖАНИЕ: СОДЕРЖАНИЕ СОДЕРЖАНИЕ 2 ВВЕДЕНИЕ 3 1. ПОНЯТИЕ ПРАВА МЕЖДУНАРОДНЫХ ДОГОВОРОВ, СУБЪЕКТЫ, ПРИНЦИПЫ И ИСТОЧНИКИ ПРАВА МЕЖДУНАРОДНЫХ ДОГОВОРОВ. ТРЕБОВАНИЯ К МЕЖДУНАРОДНОМУ ДОГОВОРУ. 5

СОДЕРЖАНИЕ

[1] .

Право международных договоров распространяется на все виды международных договоров независимо от их наименования, формы объекта и процедуры заключения.

Право международных договоров (law of treaties) является общепризнанным термином. В комментарии Комиссии международного права говорится, что «право договоров» является «термином, почти универсально используемым для обозначения этой отрасли международного права». Так называются посвященные ему конвенции.

Наименование «договор» было принято для обозначения родового понятия, охватывающего все виды международных соглашений, регулируемых международным правом, независимо от их наименования, формы и состава участников. В таком смысле оно используется Конституцией и иными законами РФ. Соответственно право договоров распространяет свое действие на все виды международных договоров.

Необходимо отметить, что право международных договоров как отрасль международного права является одной из самых кодифицированных. Первый кодификационный акт в области права международных договоров был принят в 1928 г. на Конференции американских государств – Гаванская конвенция о договорах, которая носила региональный характер, т.к. действовала лишь в Латинской Америке.

Значение права международных договоров определяется той ролью, которую играют договоры в современных международных отношениях. Договоры являются необходимым инструментом решения одной из важнейших проблем современности – повышение управляемости международной системы, от чего зависит решение других глобальных проблем. Сегодня трудно найти какую-либо область международных отношений, которая бы в большей или меньшей степени не регулировалась договорами. Они регулируют политическое и военное сотрудничество, экономические и финансовые связи, сотрудничество в области науки, техники, культуры, защиты окружающей среды и т.д. На основе договоров учреждаются и действуют международные организации. Большое значение приобрели договоры в регулировании взаимодействия внутреннего права государств. Они же оказывают большое влияние на это право.

Роль договоров высоко оценивается как международными, так и внутригосударственными актами. В Венских конвенциях подчеркивается важность договоров как полезного средства развития международных отношений и обеспечения условий для мирного сотрудничества между государствами. В Федеральном законе о международных договорах России говорится: «Международные договоры образуют правовую основу межгосударственных отношений, содействуют поддержанию всеобщего мира и безопасности, развитию международного сотрудничества в соответствии с целями и принципами Устава Организации Объединенных Наций. Международным договорам принадлежит важная роль в защите прав человека, в обеспечении законных интересов государств» (преамбула).

Значение договоров издавна подчеркивалось в литературе. Представляет в этом плане интерес мнение выдающегося отечественного юриста Ф.Ф. Мартенса: «...Заключаемые ради обеспечения интересов государств трактаты служат показателем, на какой ступени развития находится гражданская и культурная жизнь народов, которые их заключили, и насколько правильно устроен их государственный порядок»[2] .

Современные авторы указывают на возрастание роли международных договоров. В связи с этим уже не первый год подчеркивается актуальность изучения проблем права международных договоров.

1.2. Субъекты права международных договоров

Сторонами в международных договорах являются субъекты международного права. Субъект международного права – категория объективная. Она определяется природой международного сообщества как сообщества суверенных государств. В доктрине существуют релятивистские взгляды по этому вопросу, допускающие произвольное определение круга субъектов.

Основными субъектами международного права являются государства. Только они в силу своего суверенитета способны придать этому праву юридически обязательный характер. Поэтому они являются и основными субъектами права международных договоров.

С учетом потребностей международного сообщества государства наделили правосубъектностью международные организации. Помимо государств и организаций участвовать в договорах могут и иные субъекты. Такая возможность предусмотрена Венскими конвенциями. В них говорится, что тот факт, что они не применяются к международным соглашениям с участием иных субъектов международного права, не затрагивает юридической силы таких соглашений. Предусматривается возможность применения к ним любых норм, изложенных в конвенциях, под действие которых они подпадали бы в силу международного права. В таких случаях обычные нормы международного права понимаются так, как они изложены в конвенциях.

Государство, будучи основным субъектом международного права, является и основным субъектом права договоров. Оно обладает высшей и универсальной правовой властью – суверенитетом. В силу своего суверенитета государства создают международное право, определяют его содержание и обеспечивают соблюдение. Иными словами, государство является первоначальным субъектом международного права. Отражая реальное положение, международное право закрепляет основные права и обязанности государств, которыми не обладают и не могут обладать иные образования.

Стороной в договоре является государство в целом, а не его подразделения или органы. В Федеральном законе о международных договорах РФ говорится, что Закон применяется в отношении международных договоров Российской Федерации – межгосударственных, межправительственных договоров и договоров межведомственного характера. Разъясняются эти понятия следующим образом: межгосударственные договоры – договоры, заключаемые от имени Российской Федерации, межправительственные – от имени Правительства РФ, договоры межведомственного характера – от имени федеральных органов исполнительной власти.

Эти понятия отражают присущую договорной практике юридическую неточность. Во всех случаях договоры заключаются между государствами, и, следовательно, должны заключаться от их имени соответствующими органами. Однако в целях удобства в практике используются условные формулировки. Так, Российско-французское соглашение о воздушном сообщении носит следующее официальное наименование: «Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Французской Республики о воздушном сообщении».

Несмотря на то, что сторонами во всех договорах являются государства, уровень его представительства не лишен юридического значения. Во взаимоотношениях одних и тех же сторон договору на высшем уровне должны соответствовать все иные договоры, договору на уровне правительств – договоры межведомственного характера. Если же речь идет о договорах с разными государствами, то межправительственный договор по своей юридической силе не уступает межгосударственному. Различный уровень представительства при заключении договора может иметь существенные последствия во внутреннем праве государств.

В силу своего суверенитета государство вправе участвовать в любых договорах, разумеется, в рамках международного права. Большинство договоров заключается государствами. Договорной практике государств принадлежит первостепенная роль в развитии права договоров.

Государство, находящееся в процессе становления, может заключать договоры с момента обретения суверенной власти, способной быть носителем прав и обязанностей по международному праву.

Праву международных договоров известен и такой термин – как «нетипичные субъекты» - это выражение, которым обычно обозначают образования, не обладающие качествами, необходимыми для субъекта, но тем не менее признаваемыми в качестве такового. Такие случаи носят исключительный характер и объясняются необходимостью правового урегулирования особой ситуации. Решение вопроса зависит от других государств, которые считают такой способ урегулирования наиболее целесообразным.

Согласно комментарию Комиссии под «иными субъектами» понимаются: Святой престол (Ватикан) и иные международные образования, такие, как повстанцы, которые в определенных обстоятельствах могут вступать в международные договоры. Ряд государств признают субъектом Мальтийский орден. Таким субъектом может быть вольный город. В прошлом ими порой были колонии и их объединения.

Характерной чертой современной международной жизни является растущее участие в ней все большего числа неправительственных организаций. Речь идет о политических партиях, профсоюзах, научных, спортивных, религиозных и иных общественных организациях. Большую роль играют различного рода финансовые и производственные объединения. Деятельность такого рода организаций оказывает большое влияние на международную жизнь, включая межгосударственные отношения. Нередки случаи, когда соглашения между неправительственными организациями регулируют отношения, имеющие государственное значение.

1.3. Источники права международных договоров

Основным источником права договоров является обычное право. Лишь во второй половине прошлого века в результате многолетних усилий удалось кодифицировать основные принципы и нормы права договоров. Это было осуществлено в результате принятия трех универсальных конвенций: Венская конвенция о праве международных договоров 1969 г. (касается договоров только между государствами); Венская конвенция о праве международных договоров между государствами и международными организациями или между международными организациями 1986 г.; к праву договоров относится и Венская конвенция о правопреемстве государств в отношении договоров 1978 г., но она более тесно связана с институтом правопреемства.

Несмотря на эти конвенции, право договоров в значительной мере продолжает опираться на обычное право. Во-первых, конвенции кодифицировали не все нормы отрасли, что отмечается в их текстах. В преамбуле Конвенции 1969 г. подтверждается, что «нормы международного обычного права будут по-прежнему регулировать вопросы, которые не нашли решения в положениях настоящей Конвенции». Конвенции оговаривают, что они не предрешают вопросов, которые могут возникнуть из международной ответственности государства или организации, из прекращения существования последней, из начала военных действий между государствами и некоторых других. Во-вторых, конвенции касаются лишь договоров в письменной форме. Они не касаются договоров не в письменной форме, а также договоров с участием иных субъектов, чем государства и организации. При этом конвенции оговаривают, что это не лишает такие соглашения юридической силы. Более того, предусмотрена возможность применения к ним тех норм конвенций, под действие которых они подпадали бы в силу международного права, независимо от конвенций. Это значит, что существующие обычные нормы должны применяться так, как они изложены в конвенциях. Следовательно, конвенции в определенной мере кодифицировали и нормы, относящиеся к договорам не в письменной форме и к договорам с участием других субъектов. Что касается иных субъектов, то в комментарии Комиссии международного права говорится, что таковыми являются повстанческие движения.

Наконец, значительное число государств по разным причинам не участвует в конвенциях. Для них право договоров продолжает действовать как обычное право.

Исключительно важное значение для права договоров имеет Устав ООН, который закрепил основные принципы международного права. Это положение подчеркивается в преамбуле Венских конвенций, согласно которым государства-участники заключают их, «принимая во внимание принципы международного права, воплощенные в Уставе Организации Объединенных Наций». Эти принципы обладают императивной силой. Противоречащий им договор является недействительным. Существенное значение имеет положение, установившее приоритет обязательств по Уставу перед обязательствами по любому международному соглашению (ст. 103 Устава). Наконец, Устав определил обязанность всех членов регистрировать свои договоры в Секретариате ООН (ст. 102).

Важная роль в регулировании заключения и осуществления договоров принадлежит внутреннему праву государств. Наиболее важные положения содержатся в конституционном праве. Более детальные нормы формируются в практике государственных органов, включая судебные. Считается, что область внешних сношений требует гибкого регулирования. Конституционное право определяет порядок заключения договоров, компетенцию органов государства, виды договоров, подлежащих ратификации, и др. В новых конституциях проявляется тенденция к закреплению приоритета ратифицированных договоров в отношении внутренних законов. Внутреннее право влияет на формирование соответствующих норм международного обычного права.

В некоторых странах, например в Испании, Мексике, Турции, приняты специальные законы о договорах. В нашей стране такие законы являются традиционными, начиная с постановления ЦИК СССР 1925 г., и становятся все более детальными. В настоящее время действует Федеральный закон о международных договорах РФ 1995 г. Закон подготовлен с учетом Венских конвенций.

Договорные отношения международных организаций регулируются их учредительными актами, а также принимаемыми на их основе резолюциями. Немаловажную роль играет и практика организаций. Значение этих источников подчеркивается конвенциями о праве договоров, придающих им особый статус. В Конвенции 1969 г. говорится: «Настоящая Конвенция применяется к любому договору, являющемуся учредительным актом международной организации, и к любому договору, принятому в рамках международной организации, без ущерба для соответствующих правил данной организации» (ст. 5). Это положение, как видим, не относится к договорам, заключенным под эгидой организации или с использованием лишь ее материальных средств. Оно касается лишь договоров, текст которых был разработан и принят в рамках органа организации.

1.4. Венская конвенция 1969 г. и Венская конвенция о праве договоров между государствами и международными организациями или между международными организациями 1986 г. как основные источники права международных договоров

Важнейшим этапом становления права международных договоров явилась Венская конференция ООН по праву договоров, две сессии которой состоялись в 1968 и 1969 гг. Работа конференции характеризовалась довольно острой политической борьбой. Западные державы выступали против существенных положений прогрессивного развития права договоров. Они доказывали, что проект Комиссии не соответствует существующему праву. В основном это касалось части V проекта, в которой речь шла о недействительности, прекращении и приостановлении действия договоров, т.е. части, отличавшейся особой новизной. Западные державы опасались, что новые положения могут представлять опасность для их договоров с другими странами, которые далеко не всегда соответствуют демократическим принципам международного права. Тем не менее, голосами в основном социалистических и развивающихся стран удалось преодолеть это сопротивление и добиться сохранения основных положений проекта Комиссии.

В порядке компромисса с западными державами в Конвенцию была включена ст. 66, предусматривающая обязательную юрисдикцию Международного Суда ООН по спорам о недействительности договоров, противоречащих императивным нормам общего международного права. Еще одним компромиссом по той же проблеме стала Декларация о запрещении применения военного, политического или экономического принуждения при заключении договоров. Западные державы отказались дать согласие на включение соответствующих положений в текст Конвенции, но вынуждены были признать их в декларативной форме. Несмотря на эти компромиссы, некоторые западные государства отказались от участия в Конвенции.

Следующим вопросом, весьма остро обсуждавшимся на Конференции, был вопрос о закреплении в Конвенции права на участие всех государств в общих многосторонних договорах. Вопрос носил в основном политический характер. Западные державы воспрепятствовали участию в Конференции ГДР, ДРВ и КНДР, поскольку это могло способствовать их международному признанию. СССР, другие социалистические государства и ряд развивающихся стран добивались включения в проект статьи о праве всех государств на участие в общих многосторонних договорах.

Западным державам удалось не допустить этого. Тем не менее Конференция приняла Декларацию, предусматривающую, что общие многосторонние договоры должны быть открыты для всеобщего участия. Тем самым было подтверждено, что возражения против права на участие носили конъюнктурный характер и не соответствовали принципам международного права. Новым подтверждением тому же явилась Венская конвенция 1986 г., предусматривающая право всех государств принять в ней участие.

Третьим вопросом, вызвавшим оживленную дискуссию, был вопрос об оговорках. Социалистические государства и ряд развивающихся стран добивались большей свободы оговорок. Нужно сказать, что и западные державы были отчасти в этом заинтересованы, поскольку в новых условиях им все чаще приходится прибегать к оговоркам в отношении договоров, принятых большинством государств. В результате Конвенция закрепила право государств делать оговорки. При этом была принята предложенная СССР формулировка, содержащая презумпцию действия договора между государством - автором оговорки и возражающим против нее государством, что имеет существенное значение для обеспечения универсального действия общих многосторонних договоров.

В заключение своей работы Венская конференция в 1969 г. приняла резолюцию, указавшую на важность вопроса о договорах с участием международных организаций и рекомендовавшую Генеральной Ассамблее ООН предложить Комиссии международного права заняться этим вопросом. Эта рекомендация была принята Ассамблеей резолюцией от 12 ноября 1969 г., в которой подчеркивалось значение вопроса.

Следует заметить, что в ходе работы над первым проектом статей о праве договоров не раз возникал вопрос о целесообразности охвата проектом и договоров с участием международных организаций. В конечном итоге в 1965 г. Комиссия приняла окончательное решение ограничиться договорами с участием государств.

Венская конвенция 1969 г. вступила в силу в 1980 г., что для такого рода конвенции довольно короткий срок. СССР присоединился к Конвенции в 1986 г., и с 29 мая того же года она вступила для него в силу. В настоящее время участниками Конвенции являются большинство государств. Еще до вступления Конвенции в силу Международный Суд указывал, что многие ее положения представляют собой нормы общего международного права.

В процессе подготовки проекта статей о праве договоров с участием организаций Комиссия с самого начала решила, что ее задача состоит в распространении или, в случае невозможности, приспособлении статей Венской конвенции о праве договоров 1969 г. к договорам с участием международных организаций с сохранением духа, формы и структуры Конвенции.

В ходе работы над проектом второй Конвенции Комиссия не только опиралась на опыт разработки предыдущего проекта, но и учитывала дополнительные материалы, предложения и замечания, представленные правительствами и международными организациями. В 1982 г. Комиссия завершила работу над проектом статей и рекомендовала Генеральной Ассамблее созвать дипломатическую конференцию для разработки и принятия Конвенции.

Состоявшаяся в 1986 г. в Вене конференция приняла Венскую конвенцию о праве договоров между государствами и международными организациями или между международными организациями. Из этого видно, что речь идет о договорах, в которых хотя бы одной из сторон является международная организация. Конвенция подчеркивает значение такого рода договоров. Тот факт, что новая Конвенция смогла быть принята в течение одной сессии, подтверждает обоснованность раздельной разработки двух конвенций.

Основным вопросом при подготовке Конференции и в ходе ее работы был вопрос о правовом статусе международных организаций. Проект Комиссии международного права предусматривал, что организации могут на равных основаниях с государствами участвовать в международных конференциях и договорах (ст. 9). Иная позиция была зафиксирована в одобренных Генеральной Ассамблеей ООН в 1985 г. правилах процедуры предстоящей Конференции. Предусматривалось, что правом голоса при принятии решений обладают лишь государства. Организации могут участвовать работе Конференции и ее органов, высказывать свое мнение и вносить предложения.

На самой Конференции западные державы стремились приблизить статус организаций к статусу государств. Опасаясь, что это может привести к усилению влияния западных держав, социалистические государства при поддержке некоторых развивающихся стран выступили за признание ограниченной правосубъектности организаций. В результате было принято компромиссное положение, согласно которому текст договора принимается на Конференции в соответствии с согласованной участниками процедурой.

Организации получили право подписать Конвенцию. Однако для ее вступления в силу было достаточно ратификации определенным количеством государств.

Особенно сложным оказался вопрос о правах и обязательствах государств - членов международной организации, вытекающих из заключенных ею договоров. СССР и многие другие государства, а также ряд международных организаций выступили против положения, допускавшего возможность создания для государств-членов прав и обязательств договорами организации без их на то согласия. В результате соответствующее положение было отклонено. Одновременно ст. 74 была дополнена положением, предусматривающим, что Конвенция не предрешает ни одного из вопросов, которые могут возникнуть в отношении установления обязательств и прав государств-членов в силу договора организации. Иными словами, решение проблемы было отложено.

Активно обсуждался вопрос о процедуре арбитража и примирения при разрешении споров, связанных с недействительностью, прекращением и приостановлением действия договоров. СССР предложил исключить соответствующие положения, содержавшиеся в проекте Комиссии международного права (ст. 66). Это предложение было поддержано рядом других стран. Однако большинством голосов с преимуществом всего в один голос было принято предложение, инициированное рядом западных стран (поправка восьми). Дополнительно к обязательному арбитражу она предусматривала обязательную юрисдикцию Международного Суда ООН по спорам, связанным с императивными нормами.

Острая дискуссия имела место в связи с понятием «правила организации». Социалистические государства исходили из того, что под такими правилами должны пониматься учредительные акты, основанные на них юридически обязательные акты и установившаяся практика. Против этого выступили западные державы и ряд международных организаций. В достигнутой компромиссной формуле говорится о всех решениях и резолюциях, а не только о юридически обязательных. Вместе с тем оговаривается, что они должны быть приняты в соответствии с учредительными актами.

Таким образом, договоры основываются на равенстве сторон. Отсюда тенденция к выравниванию правового положения организаций и государств.

Вместе с тем существенные различия в международной правосубъектности государств и организаций не могут не сказываться на их договорной правоспособности. Все государства являются суверенно равными. Организации создаются соглашением государств, которое определяет их правовую природу и характерные черты каждой из них. В результате статус организации отличается не только от статуса государства, но и от статуса иных организаций. Помимо всего прочего, в учреждающих организации соглашениях их компетенция в области внешних сношений зачастую определяется весьма нечетко. Поэтому, признавая равноправие организации как стороны в договоре, Конвенция отражает и специфические черты ее правосубъектности.

С учетом принятых конвенций необходимо определить сферу их применения. В эту сферу входят договоры между государствами, а также договоры между государствами и международными организациями и между последними (ст. 1 Конвенции 1986 г.). Иначе говоря, конвенции применяются к международным договорам с участием основных субъектов международного права.

Конвенции не применяются к международным соглашениям, участниками которых являются не только государства или международные организации, но и иные субъекты международного права. Не применяются они и к соглашениям с участием только иных субъектов международного права. Наконец, в сферу их действия не входят международные соглашения не в письменной форме (ст. 3).

Ограничивая таким образом сферу своего применения, конвенции оговаривают, что это не затрагивает юридической силы находящихся вне ее международных соглашений. Осуществленная кодификация не затрагивает также применения к таким соглашениям любых содержащихся в конвенциях норм, под действие которых они попадают в силу обычного международного права. Наконец, конвенции предусматривают, что они подлежат применению к отношениям между государствами, между государствами и организациями и последних между собой, когда эти отношения регулируются международными соглашениями, участниками которых являются также иные субъекты международного права (ст. 3).

Конвенции не имеют обратной силы - они применяются только к договорным отношениям, которые возникли после вступления в силу соответствующей конвенции в отношении данного государства или данной организации (ст. 4). Это положение имеет существенное практическое значение. Оно означает, что подавляющее большинство существующих международных договоров сохраняют свою силу. Это относится и к тем договорам, порядок заключения которых и содержание не соответствуют конвенциям. Исключением является случай возникновения новой императивной нормы общего международного права. Любой противоречащий ей договор становится недействительным и прекращается (ст. 64). Это означает, что даже заключенные в прошлом и находящиеся в силе договоры прекращаются, если они противоречат основополагающим нормам международного права. Значение этого положения для демократизации договорного права трудно переоценить.

Конвенции специально указывают, что отсутствие у них обратной силы не влияет на применение к не охватываемым ими соглашениям любых изложенных в конвенциях норм, обязательных для сторон в силу международного права (ст. 4).

Конвенции устанавливают особый порядок их применения к договорам, являющимся учредительными актами международных организаций, и к договорам, принятым в рамках организации. К таким договорам конвенции применяются без ущерба для любых соответствующих правил данной организации (ст. 5). Главным образом это касается процесса принятия указанных договоров. Так, процедура принятия текста договора в некоторых организациях, например в Международной организации труда, не предусматривает необходимости подписания. Одобренный текст сразу же отправляется государствам-членам для решения вопроса о признании за ним обязательной силы.

По настоянию представителей некоторых международных организаций, в том числе и Генерального секретаря ООН, Комиссия первоначально (в 1962 г.) приняла более широкую формулировку, которая включала и договоры, принятые под эгидой организаций. Однако уже в следующем году она отказалась от нее, ограничившись договорами, которые приняты в рамках организации, и исключив договоры, которые были лишь подготовлены под эгидой организации или при использовании ее возможностей.

Таким образом, во второй половине XX в. международному сообществу удалось кодифицировать право международных договоров. Чтобы оценить это достижение, достаточно вспомнить, что в первой половине века государства не смогли кодифицировать даже нормы, регулирующие процесс заключения договоров. Ныне же кодифицированы нормы, определяющие не только формальные моменты процесса, но и устанавливающие критерии его правомерности. Установлены основания оспоримости договоров - ошибка, обман, подкуп представителя, а также основания недействительности договоров - принуждение государства, противоречие императивной норме международного права.

В результате меняется правовая регламентация всего международного правотворческого процесса, поскольку соответствующие положения по аналогии применимы к формированию и содержанию обычных норм. Впервые кодифицированы нормы права договоров с участием международных организаций, роль которых неуклонно растет.

Совершенно особое значение имеет закрепление в позитивном праве концепции императивных норм как норм, принимаемых международным сообществом государств в целом, отклонение от которых недопустимо. Противоречащий таким нормам договор является ничтожным. Все это поднимает на новый уровень международное право в целом, содействует его демократизации, существенно повышая юридические гарантии прав государств независимо от их могущества.

Наличие двух конвенций по праву договоров порождает вопрос об их соотношении. Прежде всего Конвенция 1969 г. послужила основой, на которой разрабатывалась Конвенция 1986 г. Комиссия поочередно брала каждую статью Конвенции 1969 г. и выясняла, в каких дополнениях она нуждается. Поэтому большая часть статей обеих конвенций имеет общую нумерацию. Еще более значительно то, что их объединяет общая система.

Исходя из того, что договоры основаны на равенстве сторон, Комиссия старалась по мере возможности определять режим договоров международных организаций аналогично режиму договоров государств. Однако существенные различия в правосубъектности государств и организаций потребовали их учета. Комиссия с самого начала работы стремилась установить соответствующий баланс между общим правилом равенства государств и организаций как сторон в договоре и учетом особенностей их правосубъектности.

Связь с Конвенцией 1969 г. нашла отражение и в преамбуле Конвенции 1986 г., которая принимает во внимание положения первой Конвенции. Признается связь права договоров между государствами и правом договоров с участием организаций. Собственно говоря, речь идет о двух отраслях единого права международных договоров. Вместе с тем Конвенция 1986 г. является самостоятельным актом.

1.5. Понятие международного договора. Основные требования к международному договору.

Международный договор – явно выраженное соглашение субъектов международного права, призванное регулировать их отношения друг с другом путем создания взаимных прав и обязанности.

Для юридической полноценности международных договоров необходимо:

- согласование воли субъектов международного права;

- равноправие сторон.

Международный договор можно классифицировать:

1. В зависимости от статуса участников – межгосударственные, межправительственные, межведомственные.

2. В зависимости от числа участников – двусторонние и многосторонние.

3. В зависимости от условий участия – общие и с ограниченным числом участников.

4. В зависимости от объекта – политические, экономические и по специальным вопросам.

Важное значение для международного договора играет договорная форма:

1. Язык – посредством, которого согласованная воля субъектов ясное проявление вовне. Международный договор существует как соглашение, воплощенное в тексте.

2. Структура договора:

a) Преамбула,

б) Основная часть,

в) Заключительная часть.

В настоящее время широкое распространение получили приложения, но для придания им силы самого договора необходимо специальное указание в нем или в приложении к нему, иначе такие акты нельзя рассматривать как часть договора.

3. Наименование. Однако в международном праве не существует общепризнанной классификации таких наименований.

Право заключать международный договор является важнейшим элементом международной правосубъектности и необходимым атрибутом основных субъектов международного права.

Государства заключают международные договоры в лице своих высших органов власти и управления. Органы государства при этом действуют через специально уполномоченных на то лиц, имеющих особые полномочия.

В полномочиях не нуждаются:

1) Глава государства;

2) Глава правительства;

3) Министр иностранных дел.

Заключение международного договора представляет собой процесс, включающий:

1. Согласование текста договора:

- выработка согласованного текста путем переговоров;

- принятие текста договора, выражающееся в особой процедуре голосования;

- аутентификация – удостоверение того, что текст окончательный и не может быть изменен уполномоченными;

- иногда встречается условное подписание, когда подпись уполномоченного нуждается в последующем одобрении правительством или другим компетентным органом.

2. Способы выражения согласия сторон на обязательность договора:

- подписание;

- ратификация;

- присоединение, принятие, утверждение договора.

Различают два вида недействительности международного договора:

- абсолютная недействительность (ничтожность);

- относительная недействительность (оспоримость).

Вступление договора в силу означает, что он начал действовать, т.е. порождать права и обязательства с момента вступления в силу, который определяется сторонами в договоре. Как правило, это может быть момент подписания или момент обмена или же сдачи на хранение ратификационных грамот.

Срок действия международного договора определяется в самом договоре. Договоры бывают срочные и бессрочные. Если срок действия договора истекает, то он может пролонгироваться (продлятся, до истечения срока) на условиях, предусмотренных договором.

Обеспечение выполнение международного договора:

1) международные гарантии;

2) международные организации и конференции;

3) создание специальных международных комиссий;

4) внутригосударственные меры.

Толкование международного договора - это выяснение того в чем согласились стороны в договоре. Оно должно быть добросовестным, в соответствии с обычном смыслом употребляемых в нем терминов и в свете его объекта и целей.

Прекращение действия международного договора означает, что он утратил свою обязательную силу в отношениях между его участниками и перестал порождать для них права и обязательства.

Все способы прекращения международного договора можно подразделить:

1) правомерные и недозволенные;

2) волевые и автоматические.

К волевым способам прекращения международного договора относятся: отмена, новация, денонсация, аннулирование.

Автоматические способы прекращения договора: истечение срока действия договора, наступление отменительного условия, прекращение существования субъекта, договора гибель договорного объекта, появление новой императивной нормы международного права, война.

Разрыв дипломатических и консульских отношений между участниками договора не влияет на правовые отношения, установленные этим договором, кроме случаев когда дипломатические или консульские отношения необходимы для его выполнения.

2. АНАЛИЗ КОНВЕНЦИИ О БМОЛОГИЧЕСКОМ РАЗНООБРАЗИИ 1992 Г. С ПОЗИЦИИ СООТВЕТСТВИЯ ЕЕ СОДЕРЖАНИЯ ТРЕБОВАНИЯМ ВЕНСКОЙ КОНВЕНЦИИ 1969 Г.

Конвенция о биологическом разнообразии была принята на Конференции ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро 5 июня 1992 года. Таким образом, она основывалась на положениях Венской конвенции о международных договорах.

В 2000 г., в развитие правовых положений Конвенции, был принят Картахенский протокол по биобезопасности. Конвенция дает определение понятию биологическое разнообразие. Биологическое разнообразие представляет собой непреходящую ценность по экологическим, социальным, экономическим, научным, образовательным, культурным, рекреационным и стетическим причинам. Сохранение и устойчивое использование биоразнообразия особенно важно с учетом увеличения населения Земли и роста проблем обеспечения его продовольствием, одеждой, лекарственными препаратами и т.д.

Целями конвенции являются сохранение биоразнообразия, устойчивое использование его компонентов, справедливое и равноправное распределение выгод, возникающих в результате использования генетических ресурсов, в т.ч. путем соответствующего доступа к ним, а также поощрение передачи прогрессивных технологий. Конвенция предусматривает, в рамках мер по устойчивому использованию, использование генетических материалов растительного, животного, микробного или иного происхождения, несущих в себе функциональные механизмы наследственности.

В Конвенции зафиксирована необходимость сохранения экосистем, включающих живые организмы и вещества и функционирующих как единое целое. Предусмотрено, что государства-участники имеют право распоряжаться своими биологическими ресурсами при ответственности за сохранение биоразнообразия и рациональное использование таких ресурсов. Специально отмечены обязательства сохранять биоразнообразие внутри экосистем (in-situ), а также вне мест обитания организмов (ex-situ), прежде всего в стране, где они обитают.

По смыслу Конвенции, угрозу биоразнообразию создает не только разрушение естественной среды распространения видов или чрезмерная эксплуатация биологических ресурсов, а также загрязнение, но и неоправданное внедрение («интродукция») флоры и фауны, несвойственной для данной естественной среды.

Конвенция признала, что стойкие органические загрязнители обладают токсичными свойствами, устойчивы к разложению, характеризуются биоаккумуляцией и являются объектом трансграничного переноса по воздуху, воде и мигрирующими видами, а также осаждаются на большом расстоянии от источника их выброса, накапливаясь в экосистемах суши и водных экосистемах и несут в себе опасность международного масштаба.

В соответствии с Конвенцией каждая сторона разрабатывает:

· меры по сокращению или устранению выбросов в результате преднамеренного производства и использования;

· меры по сокращению или ликвидации выбросов в результате непреднамеренного производства;

· меры по сокращению или ликвидации выбросов, связанных с запасами и отходами;

· каждая Сторона разрабатывает и стремится осуществлять план выполнения своих обязательств, предусмотренных настоящей Конвенцией;

· каждая Сторона облегчает или осуществляет обмен информацией;

· Стороны в рамках своих возможностей поощряют и осуществляют, как на национальном, так и международном уровнях научные исследования разработки, мониторинг и сотрудничество в области стойких органических загрязнителей, их альтернатив и потенциальных стойких органических загрязнителей по таким, например, вопросам, как: источники и выбросы в ОС; присутствие, уровни присутствия в организмах людей и в ОС; способ переноса в ОС; воздействие на здоровье человека и ОС; социально-экономические и культурные последствия и др.

Страны-участники Конвенции признали необходимость оказания своевременной и соответствующей технической по мощи в ответ на просьбы развивающихся стран и стран с переходной экономикой, являющихся Сторонами Конвенции.

Россия ратифицировала конвенцию в 1995 году. Еще до ратификации принят УказПрезидента РФ от 4 февраля 1994 г. № 236 «О государственной стратегии РФ по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития», согласно которому сохранение биоразнообразия является основным направлением деятельности России при реализации международного сотрудничества по сохранению, защите и восстановлению экосистем Земли.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, право международных договоров как отрасль международного права – это совокупность принципов и норм, регламентирующих порядок их заключения, исполнения и прекращения, определяющих участие государств в договорном процессе.

Право международных договоров является основополагающей отраслью международного права, без которой развитие международного права было бы невозможно, так как с помощью заключения международных договоров между государствами регламентируются отношения данных государств в различных сферах общественной жизни. Без договоров практически невозможно дальнейшее развитие международного права.

Субъектами права международных договоров являются субъекты международного права.

Основными источниками права международных договоров являются Венская конвенция о праве международных договоров от 23 мая 1969 г.; Венская конвенция о праве договоров между государствами и международными организациями или между международными организациями от 21 марта 1986 г.

Появление на мировой арене международных межправительственных организаций и их возрастающая роль в международном праве повлекли за собой заключение договоров между данными организациями и между международными межправительственными организациями и государствами. В связи с этим появилось большое количество международных договоров.

Рассмотренная во второй части Конвенция о биологическом разнообразии соответствует положениям, зафиксированным в Венской конвенцией о праве международных договоров 1969 г.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Конвенция о биологическом разнообразии от 5 июня 1992 г.

2. Венская конвенцию о праве договоров между государствами и международными организациями или между международными организациями 1986 г.

3. Венская Конвенция о праве международных договоров от 23 мая 1969 г.

4. Устав Организации Объединенных Наций (ООН) от 26 июня 1945 г.

5. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) (с поправками).

6. Федеральный закон от 15 июля 1995 г. № 101-ФЗ».

7. Бирюков П.Н. Международное право. Учебное пособие. - М.: Юристъ, 1998 г.

8. Лукашук И.И. Современное право международных договоров. Т. I, II.- М.: Волтерс Клувер, 2004 г.

9. Международное право: Конспект лекций / МИЭМП; Сост. Живарев В.Е. - М.: 2004 г.

10. Ушаков Н.А. Международное право: Учебник. - М: Юрист, 2000 г.


[1] Лукашук И.И. Современное право международных договоров. Том I. – М.: Волтерс Клувер, 2004 г.

[2] Лукашук И.И. Современное право международных договоров. Том I. – М.: Волтерс Клувер, 2004 г.

Скачать архив с текстом документа