Правосознание и правовая культура в России
СОДЕРЖАНИЕ: Содержание Введение 3 1 Понятие, структура и виды правосознания и правовой культуры. 4 1.1 Сущность, виды и значение правосознания 4 1.2 Понятие и структура правовой культуры 12Содержание
Введение 3
1 Понятие, структура и виды правосознания и правовой культуры. 4
1.1 Сущность, виды и значение правосознания 4
1.2 Понятие и структура правовой культуры 12
2 Правовой нигилизм и правовой идеализм как проявления деформированного правосознания 15
2.1 Формы проявления и причины правового нигилизма 15
2.2 Правовой идеализм 17
2.3 Пути преодоления правового нигилизма: правовое воспитание и правовое обучение. 19
3 Правосознание и правовая культура в России. 22
3.1 Особенности российского правосознания. 22
3.2 Пути повышения уровня правосознания и правовой культуры граждан России. 25
Заключение 31
Список использованной литературы 33
Приложения
1 Понятие, структура и виды правосознания и правовой культуры.
1.1 Сущность, виды и значение правосознания
Формирование правосознания становится в XIX—XX веках процессом, продвигающим эволюцию общественного сознания к новому уровню коллективного разума. Растет роль и ценность права как основной регулятивной системы цивилизованного общества. Соответственно, совершенствуется и юридическое мировоззрение, которое становится условием благополучного существования индивида и общества в целом. Многие условия жизнедеятельности в разных обществах просматриваются их членами исключительно сквозь призму прав, обязанностей, ответственности. Правосознание выполняет важную роль в правотворчестве и правоприменении. Огромная заслуга в области исследования правосознания и, в частности, теории естественного права принадлежит Канту. В своей концепции «свобода и равенство» Кант формулирует, что право есть нравственность, поэтому общая норма права предписывает поступать так, чтобы поведение личности находилось в закономерном согласии с поведением всех людей[1] .
Гегель же стремится придать определяющую ценность именно конкретному действию, именно легальности его. Закон не действует, - пишет он. Лишь человек действует и при оценке человеческих поступков может иметь значение лишь то, насколько он воспринял этот закон в свое убеждение.
Русский правовед И. А. Ильин рассматривал правосознание как совокупность воззрений на право, на государство, на всю организацию общественной жизни. И. А. Ильин считает, что человек без правосознания будет жить собственным произволом и терпеть произвол от других[2] .
Правосознание - это отношение людей к праву, основанное на знаниях о праве и чувствах. То есть субъективное восприятие правовых явлений. Это одна из форм общественного сознания, представляющая собой систему правовых взглядов, теорий, идей, представлений, убеждений, оценок, настроений, чувств, в которых выражается отношение индивидов, социальных групп, всего общества к существующему и желаемому праву, к правовым явлениям, к поведению людей в сфере права[3] .
Будучи специфической формой сознания, правосознание имеет свой особый предмет отражения и объект воздействия. Предметом отражения правосознания являются реальные общественные отношения, требующие правильного регулирования, само право, его функционирование, поступки людей в сфере права, а также правовые явления, возникающие в связи с действием правовых норм. Причем это отражение обладает той спецификой, что оно происходит на фоне сложившихся в обществе правовых реалий, на основе действующих юридических понятий о правах и обязанностях членов общества и т. п. Все они в совокупности подвергаются анализу и оценке. Следовательно, правосознание не только отражает юридическую действительность, поведение людей в сфере права, но и участвует в регулировании поведения, а также в определении тех отношений общественной жизни, которые объективно нуждаются в правовой регламентации.
Правосознание предполагает осмысление и ощущение необходимости права, оценку права, осознание необходимости создания развитой системы законодательства, осмысление потребности в изменении и дополнении действующих нормативных актов, восприятие процесса и результатов реализации права. Специфика правового сознания состоит в том, что оно воспринимает, а затем и воспроизводит жизненные реалии через призму справедливого, праведного, свободного. Оно требует установления общеобязательных норм поведения. В отличие от других форм сознания правосознанию в большей степени присущи формализованность и определенность. Ему свойственно требовать жесткого контроля за исполнением правовых обязанностей. Но в первую очередь правовое сознание ориентировано на создание всех условий для осуществления прав человека и гражданина. [4]
Правосознание представляет собой основу и органическую составную часть правовой жизни организованного в государство общества. Оно представляет собой сферу или область сознания, отражающую правовую действительность в форме юридических знаний и оценочных отношений к праву и практике его реализации, социально-правовых установок и ценностных ориентиров, регулирующих поведение людей в юридически значимых ситуациях.
На формирование и развитие правосознания как одну из форм общественного сознания оказывают воздействие социально - политические, экономические, культурные факторы, оно взаимосвязано и взаимодействует с политическим сознанием, моралью, искусством, религией, философией, наукой.
Для понимания того, что есть правосознание, нужно рассмотреть его разновидности. Существует два основания, по которому можно разделить правовое сознание на виды. Первое основание для классификации, в зависимости от субъекта, который обладает правовым сознанием. Второе основание, в зависимости от способа отражения, выделяют обыденное и теоретическое или научное правовое сознание (Приложение 1).
По критерию субъектов (индивид, общественные группы, общество) правосознание подразделяется на индивидуальное, групповое и общественное.
Индивидуальное правосознание - это правовое сознание, которое принадлежит конкретному индивиду. Оно появляется в результате включения человека в систему общественных связей и осознание им группового и общественного правового сознания. Этот вид правосознания уникален и неповторим, но имеет конечное время своего существования, заканчивается со смертью индивида. Индивидуальное правосознание - это фактор формирования активности личности, предпринимательства, стимулирования использования прав, свобод и исполнения обязанностей.
Индивидуальное правосознание как особое и относительно самостоятельное явление складывается в результате взаимодействия массы специфических социальных и психических регуляторов. Личные потребности и интересы, социальное положение, практикуемые индивидом стереотипы правовой деятельности, неповторимые черты восприятия, исповедуемая мораль, самооценка – таков неполный перечень тех моментов в жизни индивида, под совокупным влиянием которых складывается его правосознание[5] .
Индивидуальное правосознание может отражать уровень социальной зрелости. Он зависит от того, насколько точно индивид воспринимает действующее в обществе право; какова степень информированности индивида о нормах, процедурах, институтах, которые связаны с реализацией права, каково внутренне отношение индивида к данным явлениям.
Групповое правосознание играет роль промежуточного звена между индивидуальным и общественным. Любая социальная группа, так или иначе, включена в состав общества, поэтому в её правосознании всегда присутствуют оценки, нормы, схемы правосознания общества. Но наряду с ними в правосознании общественной группы есть и собственные групповые установки, критерии, стандарты. Групповое правовое сознание - такое правосознание, которое свойственно отдельному человеческому коллективу. Возникает у обособленной группы людей с определенными специфическими потребностями и интересами. И осознание правовой действительности преломляется через их потребности и интересы, этим и отличается групповое от индивидуального правового сознания. [6]
Правосознание общества проявляет себя в ходе общенациональных акций - референдума, голосования за тех или иных кандидатов в депутаты, на должность президента и т. п. Это весьма сложный феномен, который изучают и измеряют разными способами.
По глубине отражения правовой деятельности выделяют обыденное, профессиональное и доктринальное правосознание.
Обыденное правосознание - правосознание глазами обывателя, ориентирующегося на свой житейский юридический опыт. В данном случае человек руководствуется простой логикой. Обыденное правосознание свойственно основной массе членов общества, формируется на базе повседневной жизни граждан в сфере правового регулирования. Для людей с этим уровнем правосознания характерно знание общих принципов права, здесь правовые воззрения тесно переплетаются с нравственными представлениями.
Профессиональное правосознание - это правовое сознание юристов-практиков, получивших юридическое образование, которое предполагает обладание систематизированными знаниями, умениями и навыками, необходимыми для успешного выполнения работы в правовой сфере.
В книге Н. Я. Соколова впервые предпринят анализ правосознания данного социального слоя с привлечением результатов достаточно представительного социологического исследования. Он определяет профессиональное правосознание юристов «как одну из коллективных форм правового сознания, выступающую как система правовых взглядов, знаний, чувств, оценочных ориентации и других структурных образований правового сознания общности людей, профессионально занимающихся юридической деятельностью, которая требует специальной образовательной и практической подготовки» [7]
Профессиональное правосознание складывается в ходе специальной профессиональной юридической подготовки. Субъекты этого уровня обладают специализированными, детализированными знаниями действующего законодательства, умениями и навыками его применения. Юриста-профессионала должно отличать устойчиво положительное отношение к праву и практике его применения, что предусматривает максимально высокую степень согласия с правовой нормой, понимание полезности, необходимости её применения, привычку соблюдать закон.
Профессиональное правосознание в России формирует и весьма обоснованные предложения, вытекающие из знания обстановки в сфере компетенции Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда, Генеральной прокуратуры, Конституционного Суда.
Доктринальное или научное правосознание характерно для исследователей, научных работников, занимающихся вопросами правового регулирования общественных отношений. Научное правосознание опирается на изучение состояния действующей правовой системы, необходимых перемен, социальных заказов и ожиданий в правовой сфере.
Научное правовое сознание - это идеи, концепции, взгляды, выражающие теоретическое осмысление права. В современных обществах научному правовому сознанию принадлежала приоритетная роль в указании путей развития права, законодательства, политико-конституционных отношений. Носителями и генераторами этого вида отражения правовых явлений выступают ученые–правоведы. Научное или теоретическое правовое сознание, в отличие от обыденного сознания, формируется на базе широких и глубоких правовых обобщений, знания закономерностей и специальных исследований социально-правовой действительности. Именно научное правосознание должно быть источником правотворчества, служить совершенствованию юридической практики.
Правовое сознание оказывает активное воздействие на регулирование всего многообразия жизненных процессов в обществе и государстве, способствует консолидации граждан, всех социальных групп, поддержанию и укреплению целостности общества, порядка в нем. Здоровое правосознание общества, уважение граждан к закону являются основой крепости государства, эффективного функционирования политической и правовой систем. Правовые представления о справедливости прав и обязанностей человека, дозволений и запретов - все это воздействует на формирование мотивов и установок поведения человека в правовой сфере жизни общества, а через регулирование правового поведения личности проявляется активная роль права, правосознания.
Никакая человеческая деятельность немыслима вне сознания индивидов. Ни один правовой акт, ни одно юридическое отношение не реализуется вне опосредующей их правовой психологии и правовой идеологии.
Правосознание есть осознание права, совокупность представлений и чувств, выражающих отношение людей как к действующему, так и к желаемому праву. Оно имеет общую природу с правом и в силу этого вторично по отношению к существующим экономическим отношениям. Оно формируется под непосредственным воздействием объективно обусловленных потребностей и интересов общества, различных социальных групп; динамично развивается под влиянием меняющихся объективных условий и процессов; является частью общественного сознания и поэтому испытывает на себе влияние философских, идеологических и политических воззрений. [8]
Развитое правосознание и правовая активность граждан являются основой верховенства права в цивилизованном обществе, фундаментом правового государства. Воспитание правосознания граждан - необходимая составная часть профилактики правонарушений, борьбы с преступностью.
Правосознание - это часть субъективной реальности, а именно совокупность представлений людей о праве как явлении социальной жизни. Правосознание - это субъективное представление человека, группы людей, общества в целом об объективном праве, существующем в настоящем, существовавшем в прошлом и должном существовать в будущем.
Таким образом, влияние правосознания на организацию общественной жизни достаточно велико, ощутимо. Этим объясняется включение правосознания в механизм правового регулирования как одного из средств воздействия на общественные отношения. Правосознание включается в работу и на стадии правотворчества, и на стадии реализации права. В той или иной степени оно присутствует во всех элементах механизма правового регулирования — нормах права, правоотношениях, актах реализации права.
Наиболее зримую роль играет правосознание на стадии реализации права, в процессе воплощения в жизнь юридических прав и обязанностей. Жизнь человека ясно демонстрирует, что сознание, мысль, образ, волевое усилие действительно управляют поведением людей, инициируют и регулируют их действия и поступки во всех сферах жизнедеятельности, в том числе правовой.
От уровня, качества, характера, содержания правосознания в значительной степени зависит то, каким будет поведение человека в обществе - правомерным, социально полезным или, наоборот, неправомерным, социально вредным и опасным. В этой ситуации вопросы понимания роли правосознания, путей его формирования и развития приобретают особую значимость.
1.2 Понятие и структура правовой культуры
Правовая культура является неотъемлемой частью общей культуры общества, базируется на её началах, является отражением уровня ее развития. Несмотря на то, что история правовой культуры насчитывает не одну тысячу лет, сам термин «правовая культура» был сформулирован лишь в 60-80-е годы XX века.
Формирование правовой культуры не есть обособленный процесс от развития других видов культуры - политической, моральной, эстетической. Их объединяет общность задачи - создание морально-правового климата в обществе, который гарантирует реальную свободу поведения личности и соединении с ответственностью перед обществом, обеспечивает ее права, социальную защищенность, уважение ее достоинства, то есть ставит человека в центр экономических, социальных, политических, культурных процессов.
Исследователи сходятся на мнении, что уровень правовой культуры современного россиянина остается на невысоком уровне. В этой связи надежды возлагаются на позитивное развитие правосознания и оформление правовой культуры
«Правовая культура есть процесс и результат творчества человека в сфере права, характеризующейся созданием и утверждением правовых ценностей», — пишет один из ведущих исследователей в области правовой культуры в России М. Б. Смоленский, и это определение в полной мере отражает суть правой культуры [9] .
Через восприятие и переосмысливание правовых ценностей, наряду с правовой культурой общества, формируется правовая культура личности. Правовая культура личности выражается в субъективно выработанном индивидом уровне овладения правом в своей деятельности, а также в правосознании индивида, то есть в совокупности представлений, взглядов, чувств, в которых выражено отношение к действующему праву.
Таким образом, понятие «правовая культура» употребляется обычно в двух основных значениях:
- правовая культура общества (Приложение 2)
- правовая культура личности (Приложение 3)
В научной литературе нередко встречается указание ещё и на третий вид правовой культуры - правовую культуру социальной группы, характеризующуюся уровнем правосознания данной социальной группы, а также уровнем реального осуществления ею требований действующего права. Однако, учитывая, что характеристика правовой культуры общества в целом совпадает с характеристикой правовой культуры социальной группы, выделять правовую культуру социальной группы из правовой культуры общества целесообразно непосредственно при изучении конкретной социальной группы, а не правовой культуры как таковой.
Правовая культура складывается из ряда взаимосвязанных элементов – уровня правосознания и правовой активности граждан.
Уровень правосознания выражается в степени освоения знания и понимания права гражданами, должностными лицами, направленности на соблюдение запретов, использование прав, исполнение обязанностей. Каждый субъект призван: осмыслить, что право представляет собой ценность в сфере общественных отношений; знать право, понимать его смысл, уметь истолковать те или иные положения закона, выяснить его цель, определить сферу действия; уметь применять в практической деятельности добытые правовые знания, использовать закон для защиты своих прав, свобод и законных интересов; уметь вести себя в сложных правовых ситуациях и т.д.
Правоприменительная, судебная, следственная, прокурорского надзора, арбитражная, нотариальная и другие виды юридической практики представляют собой специфическое производство, соответствующим образом организованное и спланированное. Её субъекты - юристы-профессионалы. Их деятельность - показатель уровня правоприменительной культуры.
Правовая культура - это не просто совокупность социальных явлений, но именно качественное состояние последних, характеризующее уровень развития, эффективность правовой системы. Правовая культура показывает правовые ценности, результаты и достижения общества в правовой сфере, степень развития юридической теории и практики. Высокий уровень правовой культуры, важнейшей частью которой выступает правосознание общества, является одним из признаков правового государства.
2 Правовой нигилизм и правовой идеализм как проявления деформированного правосознания
2.1 Формы проявления и причины правового нигилизма
Нигилизм вообще (в переводе с лат. nihil - ничто, ничего) выражает отрицательное отношение субъекта к определенным ценностям, нормам, взглядам, идеалам, отдельным, а подчас и всем сторонам человеческого бытия. Нигилизм разнолик. Одним из видов нигилизма является правовой нигилизм, сущность и причины возникновения которого рассмотрены ниже.
Правовой нигилизм - это активное отрицание права, его ценностей, как в целом, так и отдельных его институтов.[10]
Существуют следующие формы проявления правового нигилизма:
· прямые нарушения действующих законов и иных правовых актов,
· повсеместное и массовое неисполнение и несоблюдение юридических предписаний,
· издание противоречивых, параллельных или взаимоисключающих актов,
· конфронтация исполнительной и законодательной структур,
· нарушение и несоблюдение прав и свобод человека.
Правовой нигилизм есть определенная форма общественного состояния, отражающая политические и национально-исторические особенности общества. Степень правового нигилизма является своего рода показателем здоровья общества и государства, в которых он проявляется. В связи с этим, правовой нигилизм не только правовая категория, но его можно охарактеризовать и как социально-психологическое явление, возникающее в результате оценки права или отдельных его норм людьми, социальными группами или даже всем обществом, оценки, переходящей в соответствующие действия или бездействия.
Причины правового нигилизма различны. К ним относятся:
- исторические корни как естественное следствие самодержавия в дореволюционной России;
- теория и практика понимания после 1917 г. Диктатуры пролетариата как власти, не связанной и не ограниченной законами;
- функционирование политико-правовой системы, в которой господствовали командно-административные методы управления.
Основной причиной правового нигилизма есть знание людей о том, что законы не исполняются, когда человек узнает о правонарушении, за которым не последовало наказание, его вера в силу закона падает и может упасть до такого уровня, что он вообще не будет учитывать закон в своих действиях, дойдя до крайности - правового нигилизма[11] .
Политика подавления личности, запреты, основанные на идеологической почве, репрессии, понимание и толкование официальными властями права лишь как средства достижения политических целей привели к укоренению в общественном сознании нигилистического восприятия права, формирование его негативного образа[12] . Происходящие в обществе быстрыми темпами социально-экономические преобразования сохраняют и даже усиливают питательную среду правового нигилизма. Отрицательное влияние оказывает и тот факт, что технология власти по-прежнему основана на принуждении.
Правовой нигилизм находит свое выражение в усилении настроений социальной пассивности, развитии социальных болезней, в росте преступности, в актах бессмысленного насилия, моральной деградации.
Традиция пренебрежительного отношения русского народа к праву уходит в глубину веков. П.И. Новгородцев считал, что правовой нигилизм народа является ответной реакцией на несправедливые действия и «неправедные» законы. [13]
Правовой нигилизм получил широкое распространение во многих странах. Глубокие корни правовой нигилизм пустил и в условиях российской действительности. Проблема преодоления правового нигилизма в сегодняшней России является довольно актуальной и будет рассмотрена в следующей главе.
2.2 Правовой идеализм.
Правовой идеализм (юридический фетишизм) - гипертрофированное отношение к юридическим средствам, переоценка роли права и его возможностей, убеждённость, что с помощью законов можно решить все социальные проблемы. [14]
Правовой идеализм является прямой противоположностью правового нигилизма, однако обе эти категории имеют сходные по содержанию последствия негативного характера. Категорию «Правовой идеализм» ввел в научный оборот в 1994 году профессор Н.И. Матузов. [15]
Если правовой нигилизм означает недооценку или игнорирование права, то правовой идеализм - его переоценку, идеализацию. Оба эти явления питаются одними корнями - юридическим невежеством, неразвитым и деформированным правосознанием, дефицитом политико-правовой культуры.
Хотя внешне правовой идеализм менее заметен, он причиняет не меньший вред государству и обществу. Правовой идеализм - это неоправданное и необоснованное преувеличение возможностей права, к нему приписывается то, что оно не в состоянии дать обществу. [16]
Проявление правового идеализма, как и правового нигилизма разнолико. Наиболее основными формами являются следующие:
· создание законодательством таких правовых актов, которые призваны регулировать правовые отношения, еще не возникшие в обществе; издание правовых актов, не учитывают существующие объективные и субъективные условия
· отсутствие реального механизма для реализации юридической нормы;
· недоучет тех экономических, политических, социально-психологических условий, в которых будут реализовываться принятые юридические нормы.
Правовой идеализм как явление сопровождает человеческую цивилизацию практически на всем пути ее развития. Так, еще Платон полагал, что главным средством осуществления его замыслов, строительства идеального государства будут идеальные законы, принимаемые мудрыми правителями. В эпоху Просвещения считалось достаточным, уничтожив старые законы, принять новые, и царство разума будет достигнуто. Но лишь с помощью закона невозможно ликвидировать безработицу, повысить социальный и экономический уровень жизни.
Таким образом, правовой идеализм наряду с правовым нигилизмом являются формами деформированного правосознания и крайне недопустимы в правовом государстве.
2.3 Пути преодоления правового нигилизма: правовое воспитание и правовое обучение.
В настоящее время отмечается невысокий уровень правосознания и правовой культуры в нашем обществе. Длительное функционирование командно-административной системы, которая была в большей степени приспособлена к выполнению указаний различного ранга руководителей, а не к соблюдению законов, породило у значительной части населения извращенное, деформированное представление о праве. Повышение уровня правовой культуры предполагает, с одной стороны, преодоление правового нигилизма, с другой - преодоление правового идеализма. И то, и другое вызывает необходимость в осуществлении большой работы по повышению юридической грамотности всех слоев населения, а также по надлежащему кадровому обеспечению государственных учреждений, осуществляющих юридическую деятельность.
Уровень юридической грамотности, правовой культуры членов общества зависит в первую очередь от характера, духа социальной практики, складывающейся в сфере правового регулирования, функционирования власти. Но следует признать, что немаловажное значение имеет и целенаправленная работа по правовому воспитанию населения, если она будет осуществляться в условиях благоприятной для права социально-политической практики.
Под правовым воспитанием понимается систематическая и целенаправленная деятельность государства, негосударственных объединений, направленная на формирование у граждан правовых знаний, навыков правомерного поведения, уважительного отношения к праву, на развитие и поддержание у них позитивной активности в сфере права.
Правовое воспитание может проводиться в различных формах (Приложение 3). Это, прежде всего, юридическое образование, просвещение, правовая пропаганда, широкая гласность в правотворческой и правоприменительной практике.
Оно осуществляется путем преподавания основ права в общеобразовательных, средних специальных и высших учебных заведениях, проведение занятий в системе повышения квалификации, правовой пропаганды и просвещения через печать и телевидение, посредством организации лекций и бесед на правовые темы для населения.
Поддержание и повышение уровня правовой культуры российского общества вызывает необходимость принятия комплекса мер, прежде всего, со стороны компетентных государственных органов по организации и проведению на должностном уровне правового воспитания.
Как подтверждает практика и результаты исследований, работа системы правоохранительных органов, уровень профессионального правосознания значительной части лиц, действующих в правоохранительной сфере, не соответствует современным требованиям. В сфере работников правоохранительных органов также сохраняются правовой нигилизм, нацеленность на личное усмотрение при разрешении юридических дел, ориентация не на требования закона, а на позиции руководителей. Следовательно, повышение уровня правовой культуры лиц, работающих в этой системе, да и вообще должностных лиц является первостепенной задачей.
Развитие правосознания гражданина, общества способствует преодолению отсталых взглядов, отклоняющегося поведения людей, предотвращению случаев произвола и насилия над личностью. Внесение научно обоснованных, взвешенных правовых представлений, взглядов в сознание граждан, борьба с преступностью являются предпосылками укрепления законности и правопорядка, без чего невозможно построить гражданское общество и правовое государство [17] .
Преодоление правового нигилизма весьма сложный и длительный процесс. Основные пути преодоления правового нигилизма: повышение уровня общей и правовой культуры; их правосознания; предупреждение правонарушений, в первую очередь преступности; совершенствование законодательства; массовое правовое просвещение; правовое воспитание; укрепление законности, правопорядка, государственной дисциплины; уважительное отношение к личности человека, обеспечение его прав и свобод; подготовка высококвалифицированных кадров юристов; правовая реформа и другое. [18]
Политика нашего государства в сфере правового регулирования, юридическая практика должна строиться таким образом, чтобы в обществе, в сознании людей утверждалось отношение к праву как к ценности, без которой невозможно добиться социального порядка, основанного на справедливости, утверждения прав и свобод личности.
3 Правосознание и правовая культура в России.
3.1 Ос обенности российского правосознания и правовой культуры.
Часто при изучении проблем правовой культуры можно столкнуться с высказываниями о том, что правовая культура в России отсутствует и может быть присуща только обществу с развитым правовым государством. Рассмотрим данное высказывание с позиции науки.
Правовая культура, как уже отмечалось выше, не есть нечто обособленное, она, являясь частью культуры в целом, и, следовательно, в той или иной степени присуща как обществу, так и отдельным индивидам. А.Р. Ратинов отмечает, что «усвоение правовых ценностей, правовых норм, стандартов правового поведения идёт в течение всей жизни. Даже в самом раннем возрасте человек «с молоком матери» впитывает первые элементы правовой культуры. Он приобретает навыки и усваивает стандарты нормативного поведения, получает первые юридические представления из сказок, в ролевых играх приобретает понятия о функциях права и его представителей и постепенно формирует хотя и примитивную, детскую, но собственную картину правовой жизни. С возрастом, по мере расширения круга общения, усложнения деятельности и выполняемых ролей происходят интенсивное обогащение и развитие этой, равно как и иных, сфер сознания»[19] .
Следовательно, ни индивид, ни общество в целом не могут быть лишены правовой культуры, хотя она может быть на очень низком уровне.
Важно так же отметить роль правовой культуры в деле борьбы за субъективные права. Высокая правовая культура личности обуславливает нетерпимость к любым нарушениям законности и правопорядка вообще, в том числе, и к нарушению субъективных прав граждан.
Особенности российского правосознания могут быть выявлены лишь посредством конкретных исследований. Исторический опыт неопровержимо свидетельствует, что любые политические решения, законы, указы и т.д. оказываются неэффективными, если они противоречат культуре масс, выраженной в частности в правосознании. На идеологическом уровне, не говоря уже об обыденном сознании, еще не преодолены все те предубеждения и стереотипы, которые мешают достаточно полному пониманию роли права, его социального потенциала. В числе таких предубеждений – представление о праве лишь как о средстве наказания и разрешения конфликтов, отождествление права с законом[20] .
Существует мнение, что юридическому нигилизму немало способствовала перестройка. Однако более значимым представляется другое объяснение: как только общество отказалось от авторитарных методов не правового государственного управления и попыталось встать на путь правового государства, как только скованные ранее в политическом и экономическом плане люди получили более или менее реальную возможность пользоваться правами и свободами, так тот час же дал о себе знать низкий уровень правовой культуры общества, десятилетия царившие в нем пренебрежение к праву, его недооценка. Таким образом, вся сфера правового сознания оказалась в кризисе.
Исторически сложилось, что законодательство, создающее юридические основы рынка, демократические формы государственного устройства, остается чуждым правосознанию значительной части населения. Массовое сознание , особенно в условиях всякого рода кризисов, социальных катаклизмов, тяготеет к введению власти «сильной руки», которая только и может навести в стране твердый порядок и которая отнюдь не обязательно должна опираться на закон.
Понятно, что в обществе, где правовой нигилизм воспроизводится самим государством в соответствующих масштабах, очень трудно, почти невозможно воспитать сколько-нибудь позитивное отношение к праву среди населения, поскольку под правом неверно понимаются тот порядок, те предписания, которые устанавливаются законами и ведомственными нормативными актами. В результате этого в современном российском обществе сложился широко распространенный среди населения обыденный массовый правовой инфантилизм и нигилизм.
В настоящее время в нашей стране отсутствует налаженная система правового воспитания населения в духе идей, ценностей и ориентиров развитой правовой культуры современности. Негативные тенденции общественного развития, нестабильность ситуации в обществе вызывают значительный рост социальных девиаций, деформаций правосознания, особенно среди несовершеннолетних и молодежи. В этих условиях образование, просвещение, распространение правовых знаний, воспитание уважения к правопорядку и законности у всего населения страны приобретают огромное значение.
Оценка законов при их принятии и применении на предмет соответствия праву направлена на повышение качества законодательной базы, что будет способствовать формированию уважительного отношения к праву и преодолению правового нигилизма. Основным и непосредственным критерием оценки законов должны выступать конституционные положения, и федеральный закон будет правовым, если он соответствует Конституции РФ, Федеральному конституционному закону. Для законов субъектов Федерации дополнительным критерием могут выступать федеральные законы, а также конституции (уставы) этих субъектов, не противоречащие Конституции РФ и федеральным законам.
Формирование подлинно государственного правосознания должностных лиц связано с преодолением узковедомственных, национальных и региональных интересов. В центр политики ставится гражданин как духовно свободная, творческая личность, которая нуждается в помощи и защите со стороны государства. Однако в фокусе правовой деятельности должностных лиц остаются вместе с тем общегосударственные интересы вопреки интересам индивидуальным, групповым, классовым, партийным, если они стремятся к собственной выгоде, игнорируя при этом право и правопорядок. [21]
Осуществляемые в стране реформы в политической, экономической, социальной и правовой сферах требуют от государственного аппарата и правоохранительных органов дальнейшего улучшения организации, совершенствования форм и методов работы, строгого соблюдения демократических принципов деятельности, обеспечения достоверности и повышения доступности информации. Нужно подчеркнуть также необходимость повышения авторитета суда, укрепления гарантий его независимости. Судебная защита это не только решение суда, изложенное на бумаге, это деятельность судебной власти в целом по охране прав и законных интересов людей.
3.2 Пути повышения уровня правосознания и правовой культуры граждан России.
В современных условиях в российском обществе необходимо преодолеть правовой нигилизм, воспитывая уважительное отношение к закону, путем обеспечения качества принимаемых законов, упрочнения законности и правопорядка, действительной независимости судов от власти и чиновников. Массовое сознание людей не должно мириться с произволом, коррупцией. Основами формирования здорового нравственного и правового сознания российских граждан является социальный мир, гражданское согласие, повышение благосостояния народа, расширение материальных гарантий прав человека.
Правовое воспитание и правовое обучение являются одним из важнейших факторов развития правового сознания человека и правовой культуры общества в целом. Формирование правового государства и гражданского общества невозможно без массового участия граждан в этом процессе, их активной позиции в отстаивании своих прав, в борьбе против произвола и беззакония должностных лиц. Воспитательная работа поднимает индивидуальное правосознание личности до понимания наиболее общих юридических принципов и требований, отвечающих интересам всего общества, государства [22] .
Воспитание правосознания начинается с усвоения нравственных ценностей, норм в семье, школе, в духовном общении. Знание гражданами своих прав, свобод, а также обязанностей перед государством и обществом является составной частью правовой культуры.
В своем научном труде П.И. Новгородцев считает, что кризис правосознания возможно преодолеть если ввести в основы понимания права религиозно–нравственную составляющую, как единственно верно скрепляющую ценность любого общества и России в том числе. [23]
В теории и методике правового воспитания выделяется тройственная иерархия целей в деятельности, направленной на формирование комплекса специфических качеств личности в правовой сфере жизнедеятельности:
1. ближайшая цель – формирование системы правовых знаний;
2. промежуточная цель – формирование правовой убежденности;
3. конечная цель – формирование мотивов и привычек правомерного социально активного поведения [24] .
Очень важно ознакомление населения с образцами и идеалами, правовым опытом и традициями тех стран, где уровень правовой защищенности личности, а следовательно, и уровень правовой культуры, выше, чем в России, где более сильны саморегуляторы гражданского общества, прежде всего - стабильное законодательство, действуют традиции уважения к закону и ответственности перед ним; правовой культурой проникнуты все структуры государственного и социального механизма.
Стремительное качественное обновление общества, становление рыночной экономики, построение демократического правового государства - эти и многие другие проблемы выдвигают на первый план решение глобальной задачи - формирования в России единого информационно-правового пространства, обеспечивающего правовую информированность всех структур общества и каждого гражданина в отдельности, ибо правовая образованность необходима, чтобы расти в условиях правового государства.
Поступательное развитие общества возможно лишь тогда, когда между гражданами существует более или менее прочное согласие, когда их сближают общие взгляды, установки, информация. В результате совершенствования информационных коммуникаций внутри и между различными социальными группами общество может развиваться более динамично.
Под правовой информатизацией России понимается процесс создания оптимальных условий максимально полного удовлетворения информационно-правовых потребностей государственных и общественных структур, предприятий, организаций, учреждений и граждан на основе эффективной организации и использования информационных ресурсов с применением прогрессивных технологий. Главная цель правовой информатизации России состоит в построении общенациональной правовой информационной системы, охватывающей все регионы, высшие государственные органы власти и управления, правоохранительные органы. Современное состояние и перспективы общественно-политического, экономического и социального развития страны требуют оперативного и качественного информационно-аналитического обеспечения органов государственной власти Российской Федерации. С этой целью была создана президентская программа «Правовая информатизация органов государственной власти Российской Федерации», разработанная в соответствии с Концепцией правовой информатизации России.
Реализация программы позволит повысить оперативность, обоснованность и корректность принимаемых решений по регулированию различных сфер общественной жизни за счет информатизации правотворческой деятельности органов государственной власти Российской Федерации; обеспечить свободный, оперативный доступ к существующим в электронном виде информационно-правовым ресурсам со стороны органов государственной власти Российской Федерации; создать организационные и технические возможности информационно-правового обмена с планируемыми региональными узлами правовой информации, субъектами Российской Федерации и зарубежными странами.
Развитость и совершенство государственного аппарата - показатель высокого уровня правовой культуры. Правовой нигилизм представителей власти, которые злоупотребляют своим положением, пагубно сказываются на уровне культуры в целом, включая и политическую и нравственную.
Правовое воспитание - это формирование у граждан и в обществе правовой культуры. Данный процесс осуществляется государственными органами, должностными лицами, учебными заведениями, обществом в целом.
К формам правовоспитательной работы через средства массовой информации относятся беседы на правовые темы, дискуссии по актуальным вопросам политико-правовых отношений, тематические передачи, комментарии нового законодательства специалистами и т.д. Практикой выработаны такие формы массовой правовой работы, как лекционная пропаганда, всевозможные лектории по юридической тематике, недели, декады, месячники правовых знаний, научно-практические конференции, сборы. Однако, в связи с ломкой общественного сознания и переориентацией человеческих ценностей, произошедшей в нашей стране за последнее десятилетие, их удельный вес сократился. Эта форма работы не пользуется популярностью в обществе и проводится только в период избирательных или иных конституционно необходимых мероприятий.
Уровень развития правового сознания населения должен быть зафиксирован в реальной правовой деятельности, которой занимаются юристы. При непосредственном, каждодневном соприкосновении с правовыми понятиями и явлениями у них вырабатывается профессиональная правовая культура. Им свойственен более высокий уровень правовой культуры. Они должны обладать системой правовых знаний, а также навыков и умений, которые способствуют разрешению сложных ситуаций.
Из важнейших качеств, которыми должен обладать современный юрист, и которые необходимо прививать будущим юристам в процессе профессионального образования, можно выделить следующие:
· профессиональную этику, правовую и психологическую культуру;
· гражданскую зрелость и высокую общественную активность;
· глубокое уважение к закону и бережное отношение к социальным ценностям правового государства, чести и достоинства человека и гражданина;
· твердые моральные убеждения, ответственность за судьбы людей и порученное дело;
· нетерпимость к любому нарушению закона.
Повышение уровня правовой культуры – процесс обоюдный. С одной стороны, государство должно издавать законы, «уважающие» права и свободы гражданина, а с другой – гражданин и общество в целом должны формировать позитивного отношения к закону.
Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя. «Если мы хотим быть свободными, мы должны быть рабами закона», - говорил древнеримский политик Марк Туллий Цицерон. Каждый живущий в данном обществе включен в систему норм, культурных традиций. Общество оказывает влияние на его правосознание, способствует усвоению им правовых знаний и навыков, формирует его правовую культуру [25] .
Сейчас особенно актуален вопрос об укреплении высокой культуре каждого гражданина. Именно высокая культура действий и поступков, чувств и побуждений должна являться главным результатом развития личности гражданина нашего общества.
[1] Нерсесянц В.С. Философия права: Учебник для вузов. – М.: Издательская группа НОРМА – ИНФА, 1998
[2] Теория государства и права: Учебник для юридических вузов/Под общ. ред. А.Б.Венгерова. - М.: Юриспруденция, 2000.
[3] http://ru.wikipedia.org/wiki/Правосознание
[4] Общая теория государства и права: Учебник для юридических вузов/Под общ. ред. А.С.Пиголкина. - М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э.Баумана,1998.
[5] Ратинов А. Р. Структура правосознания и некоторые методы его исследования. //Методология и методы социальной психологии. М., 1981.
[6] Теория государства и права: Учебник для вузов/Под ред. Проф.В.П.Корельского и проф. В.Д.Перевалова. - М.: Изд-во НОРМА, 2001
[7] Н. Я. Соколов. Профессиональное правосознание юристов. М.: Наука, 1988.
[8] Комаров С.А. Общая теория государства и права: Учебник - 3-е издание, - М.: Юрайт, 1997.
[9] Смоленский М. Б. Правовая культура, личность и гражданское общество в России: формула взаимообусловленности // Правоведенье. 2003. № 1
[10] Теория государства и права: Учебник для вузов/ Под ред. Проф.В.П.Корельского и проф. В.Д.Перевалова. - М.: Изд-во НОРМА, 2001
[11] П.Донченко Р.Н. Правовой нигилизм как устоявшееся общесоциальное явление // Юрист. - 2005. -№ 6. - С. 14-17.
[12] ГойманВ. Правовой нигилизм: пути преодоления // Советская юстиция. 1990.-№ 9.-С. 3-7.
[13] П. И. Новгородцев о судьбах правосознания в России
[14] http://ru.wikipedia.org/wiki/Правовой_идеализм#cite_ref-0
[15] Н.И. Матузов. «Правовой нигилизм и правовой идеализм как две стороны одной медали» Правоведение. 1994. №2
[16] Теория государства и права: Учебник для юридических вузов/Под общ. ред. А.Б.Венгерова. - М.: Юриспруденция, 2000.
[17] Лукашева Е. А. Социалистическое правосознание и законность. 1982.
[18] Зрячкин А. Н. Правовой нигилизм: причины и пути их преодоления. Автореф. дис., Саратов, 2007;
[19] . Н.Каминская В.И., Ратинов А.Р. Правосознание как элемент правовой культуры // Правовая культура и вопросы правового воспитания. Сборник. -М, 1974. - С. 42-43.
[20] Кузнецов Э.В. Кризис современного правосознания // Изв. Вузов.
Правоведение. 1994. №3. С.3-9.
[21] Общая теория государства и права: Учебник для юридических вузов/Под общ. ред. А.С.Пиголкина. – М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э.Баумана,1998.
[22]
[23] Новгородцев П. И. Введение в философию права. Кризис современного правосознания. М., 1996.
[24] Татаринцева Е.В. Правовое воспитание. Методология и методика. М.: «Высшая школа», 1990.
1. [25] Бабаев В.К. и др. Теория права и государства: Учебник. - М.: Право и закон, 2002.