Правовое регулирование музейно-выставочной деятельности. Международные стандарты в сфере туризма
СОДЕРЖАНИЕ: Цели создания музеев и проблемы разработки правового статуса музейных организаций. Международно-правовое регулирование туризма и туристических услуг. Международные туристские организации как формы координации усилий государств по развитию туризма.Контрольная работа
Содержание
Введение
1. Правовое регулирование музейно-выставочной деятельности
2. Международные стандарты в СКСиТ
Заключение
Список литературы
Введение
Правовые аспекты в области музейного дела необходимы для его дальнейшего развития и эволюции. Они закрепляют деятельность и условия регулирования культурных ценностей, а также влияют на отношения музеев с государством, физическими и юридическими лицами.
На современном этапе туризм является наиболее динамичной отраслью мировой экономики. Туризм относят к разряду отраслей, которые будут определять мировое экономическое развитие в будущем столетии. Структурная перестройка современного туристского рынка - очевидный процесс. Важно придать ему разумное направление, помочь и поддержать государственной, законодательной и исполнительной властью на федеральном, региональном и местном уровнях.
1. Правовое регулирование музейно - выставочной деятельности
Музей стал необходимой составной частью социальной и культурной жизни. Приобщение к общечеловеческим и национальным культурным ценностям является неотъемлемым элементом становления человеческой личности. По выражению Н.А. Бердяева «человек входит в человечество через национальную индивидуальность, как национальный человек». Духовная жизнь общества включает наследие исторического прошлого в качестве своего активного компонента, придает прошлому функции своеобразного аналитика поступков настоящего. К. Ясперс считал, что настоящее совершается на основе исторического прошлого, воздействие которого мы ощущаем на себе. Сейчас в мировой цивилизации обозначился новый этап осмысления культурного наследия. Проблема сохранения и эффективного использования материальных и духовных свидетельств минувшего становится в один ряд с такими глобальными проблемами, как экологическая, демографическая, энергетическая, проблема войны и мира. Императив безусловного сохранения культурного наследия был прочно интегрирован в поведение людей повсеместно в мире на протяжении всей человеческой истории. Стремление к охране своего прошлого - это, в сущности, проявление инстинкта самосохранения человека как вида. Питирим Сорокин усматривал в уважении национальной культуры важнейшее условие, как внутреннего социального мира, так и мира международного. «Когда их (т.е. культурных ценностей) единство, усвоение и гармония ослабевают... увеличиваются шансы международной и гражданской войны». Очевидно, насколько тесно это связано с сегодняшней ситуацией в российском обществе. Разрушение ценностных ориентиров ведет к социальным проблемам, с которыми мы столкнулись сегодня: кризис нравственности и правосознания, социальная нестабильность, и, как следствие, рост преступности, обесценивание человеческой жизни[1] .
Музей является связующим элементом в системе культурное наследие — общество. Однако эта связь не может быть идентифицирована однозначно, привязана к одной определенной системе координат. В разные эпохи в понятия «культурное наследие» и «музей» вкладывалось различное содержание, основанное на смене социально-экономической, идеологической и культурно-образовательной парадигм. Важно также учитывать аксиологические установки социума по отношению к культурному наследию и его интерпретации в музее. «Ценность, подобно времени, относительна», - констатирует А. Тойнби.
Музей является хранителем культурного наследия, транслятором культурно-исторической памяти народа. Длительное время отечественный музей рассматривался как пассивный участник социально-экономических отношений, как организация, нуждающаяся в инвестировании, не способная быть интересным партнером. Такой традиционный взгляд на российский музей популярен и сейчас. Его устойчивость обусловлена в том числе слабой проработанностью гражданско-правового статуса музейных организаций, не позволяющей музеям ярко проявлять себя в социально-экономических отношениях. Этот взгляд не отражает современных тенденций социализации культурной сферы. Музей участвует в формировании вектора развития общества, определяет знаковые элементы духовной сферы, придает им материальное воплощение через свои коллекции. Однако формы участия музея в отношениях во многом зависят от государственной музейной политики. Государство, как наиболее заинтересованный в сохранении культурного наследия субъект, с помощью механизмов правового, экономического регулирования должно создать специфические правила активного поведения музея. Важная роль в государственном регулировании музейной деятельности принадлежит гражданско-правовым нормам. Именно гражданско-правовое законодательство определяет возможности легитимного участия субъекта в социально-экономическом пространстве. Разработка правового статуса музея должна быть направлена на предание музею статуса активного, самостоятельного участника общественных отношений. Вторым актуальным направлением государственного регулирования в музейной сфере является разработка гражданско-правового компонента охраны музейных ценностей, как специфических объектов гражданских прав. В связи с либерализацией отношений собственности, развитием негосударственного музейного сектора, включением музейных ценностей в экономический оборот необходимо в законодательстве создать систему норм, регламентирующих этот сегмент отношений.
Данная работа посвящена историческим особенностям формирования правового статуса музея в России, анализу юридического статуса отечественных музейных организаций, исследованию возможных путей оптимизации правового регулирования музейной деятельности, гражданско-правовым особенностям оборота музейных ценностей[2] .
Степень разработанности проблемы. Вопросы правового обеспечения музеев и музейной деятельности в настоящее время актуальны. Необходимость реформирования культурного сектора осознается не только властными кругами, но и общественностью. Правовые аспекты деятельности культурных организаций в целом, и музеев в частности, составляют ядро новой концепции роли и места организаций культуры в жизни России. Задача правового регулирования - создать реальный, адаптированный к современным условиям механизм правовой интеграции культурных учреждений (в нашем случае музеев) в социальное пространство. Однако проблемы новой организации культурной жизни поднимаются, преимущественно, на страницах публицистической печати, этим вопросам практически не уделяется внимание на научном уровне. Проблема юридической личности музеев, легитимного поведения музеев в пределах правового пространства России до настоящего времени оставалась за рамками научных интересов ученых-правоведов.
В 90-е г.г. прошлого века появились работы, в которых анализируются вопросы экономической составляющей деятельности музея. В работах В.Ю. Дукельского, М. Гнедовского, Л.Н. Годуновой анализируются различные аспекты маркетинговой политики музея, исследуются направления экономической деятельности музейных организаций. Музей как субъект экономических отношений, по мнению этих авторов, нуждается в расширении поля экономической деятельности. Исследователи экономических отношений в музейной сфере отмечают отсутствие традиции самостоятельной экономической деятельности музея в России, неразработанность правовой базы для патисипаторного поведения музея в бизнес-отношениях.
В последнее время стала достаточно популярна тема оборота и охраны культурных ценностей. Работы А.П. Сергеева, Д.В. Мазеина, Н.В. Михайловой посвящены культурным ценностям как специфическим объектам гражданских прав. Авторы анализируют особенности правоотношений, возникающих по поводу культурных ценностей. Особое место во всех работах занимают вопросы их гражданско-правовой охраны. Работа А.П. Сергеева сохраняет свою значимость и как труд, в котором имеется теоретическое обоснование ряда правовых дефиниций (культурная ценность, памятник истории и культуры и другие), раскрываются традиционные для нашей правовой системы механизмы регулирования общественных отношений в сфере оборота культурных ценностей. Книга имеет научный интерес как правовое исследование пограничных с музейными отношений, была использована для формирования методики юриди ческого анализа настоящего исследования. Р.Б. Булатов, Л.И. Вилков исследуют международно-правовые акты, посвященные охране культурных ценностей, возможность применения международного опыта в этой сфере.
В цивилистической науке ряд работ посвящен исследованию правового статуса некоммерческих организаций. В работах Н.В. Козловой, О. П. Кашковского, Е.А. Абросимовой и других исследуются вопросы юридической личности некоммерческих организаций, пределы их правоспособности, способы участия в гражданско-правовых отношениях. И.В. Ершова, Г.Б. Леонова, Ю.Г. Лескова, и другие анализируют особенности организационно-правовой формы «учреждение», специфику вещного права — оперативного управления. Акцент в этих работах сделан на исследовании правовых возможностей, содержащихся в конструкциях «учреждение» и «оперативное управление». По мнению авторов гражданско-правовой статус учреждений нуждается в дополнительной правовой разработке, конкретизации.
В настоящем исследовании использовались работы по истории музейного дела в России. В работах A.M. Разгон на основе архивных данных анализировался процесс становления музейной сети, формирования официального государственного интереса к сохранению исторического прошлого в дореволюционной России. Сборник «Музей и власть» объединил в себе статьи, посвященные анализу взаимоотношений отечественной государственной власти и музея как института культуры в течение XVIII -XX веков. Эти идеологически корректные, основанные на первоисточниках исследования, дают научное представление о том, как обстояли дела в сфере функционирования музеев с момента их появления в России до современного этапа. Спецификой вышеназванных работ является то, что, несмотря на использование в них нормативного материала, они не содержат юридического анализа законов и подзаконных актов Российской империи и СССР. Авторы не ставили себе эту задачу. Их работа ограничивалась политологическими и историческими аспектами. Разработка и конкретизация понятийного аппарата (музей, памятник истории и культуры, наследие, музейная коллекция), правовые методы защиты музейных ценностей, правовой статус музея и так далее, то есть то, что является предметом юридического анализа, осталось за пределами внимания исследователей музейного дела в СССР.
Современное иностранное музееведение уделяет серьезное внимание политико-правовому регулированию своих национальных музейных систем. Зарубежные музеи изначально были достаточно самостоятельными организациями. Государства Европы и США наработали заслуживающую внимания практику нормативного регулирования музейной сферы. Использование международного и зарубежного опыта полезно для построения адекватного правового регулирования отечественного музейного сек тора, позволит избежать ошибок, совершенных иностранными государствами при реализации ими музейного законодательства.
Выносятся следующие положения:
1. Правовое регулирование музейного дела в России складывалось под воздействием специфических национальных черт политико-правовой сферы. Правовые трансформации в музейной сфере обусловлены изменениями в правовой доктрине российского государства, эволюцией государственности в целом. Историко-правовое наследие предопределило особенности правового статуса музейных организаций и правового режима музейных ценностей в настоящее время.
1. Регулирование отношений в музейной сфере нуждается в оформлении новой системой нормативных актов, состоящей из двух законов: о музеях в Российской Федерации и о музейных ценностях в Российской Федерации, а также из принятых в соответствии с ними подзаконных актов.
2. В законе о музеях в нормативной дефиниции термина «музей» предлагается закрепить альтернативность организационно-правовых форм музейных организаций, разрешить создавать музеи в формах автономных учреждений, фондов, автономных некоммерческих организаций. Новая организационно — правовая форма «автономное учреждение» должна быть предусмотрена законом «О некоммерческих организациях». Автономным учреждением предлагается признать организацию, созданную собственником для осуществления общественно полезной деятельности в том числе социальной, культурной, образовательной и частично финансируемую им для достижения уставных целей.
3. Новый законодательный подход к конструкции «музей» заключается в расширении содержания этого понятия. Музеем предлагается признавать организацию, имеющую особый способ участия в социально-экономической и культурной жизни России. Предлагается ввести в научно-правовой оборот, включить в текст закона о музеях следующую дефиницию термина «музей»: Музей - это некоммерческая организация, призванная служить обществу и способствовать его духовному развитию, доступная широкой публике, занимающаяся исследовательской работой, созданная в целях изучения, сохранения материальных ценностей народов и их окружения, образования, развлечения граждан. Под это определение должны подпадать не только музейные организации в привычном для нас понимании этого термина, но и зоологические и ботанические сады, музеи — заповедники, музеи - города, иные аналогичные организации.
4. Социальная роль музея обуславливается его целевой правоспособностью. Интеграция музея в социальное пространство обеспечивается расширением целей его создания и, как следствие, предоставлением дополнительных возможностей участия в гражданско-правовых отношениях. В законе о музеях необходимо установить следующие цели создания музеев[3] :
1. хранение, выявление, изучение музейных ценностей;
1. сохранение, восстановление, изучение культурного, природного наследия;
2. осуществление социальной коммуникации посредством осуществления экспозиционно-выставочной, издательской, образовательной, просветительской иной форм деятельности;
3. осуществление научно — исследовательской деятельности
4. организация досуга граждан с целью удовлетворения их духовных потребностей
5. развитие идей патриотизма, развитие и сохранение национальных культур народов России,
6. Российский музей нуждается в государственном патронаже, состоящем, в том числе в создании особого механизма финансовой поддержки музейных организаций. Обосновывается необходимость включения в закон о музеях правовых норм, посвященных взаимодействию государства и музейных организаций. Закон о музеях должен содержать: во-первых, гарантии государственной поддержки музеев, как организаций, осуществляющих государственно-значимое дело: сохранение культурного наследия, его популяризацию в обществе. Во-вторых, формы государственной поддержки музейных организаций (финансовое обеспечение, налоговые льготы, создание специальных компонентов в государственных программах развития культуры). В-третьих, перечень направлений деятельности музеев, которые должны быть обеспечены государственным финансированием.
7. Показано, что для музея, выбравшего путь активного участника общественных отношений, важно иметь определенный уровень свободы в осуществлении своей деятельности. Мотивировано, что для музея критерием правомерности использования переданного ему имущества должно стать соответствие целям создания. Обосновывается необходимость установления для музея, созданного в форме автономного учреждения, нового вещного права: права целевого использования имущества, в содержание которого должно входить право владения, пользования и распоряжения имуществом в соответствии с целями создания организации.
8. Культурные ценности являются особым объектом гражданских прав. В Гражданский кодекс Российской Федерации (далее - ГК РФ) предлагается включить статью 136.1, посвященную культурным ценностям следующего содержания: «Культурными ценностями считаются движимые и недвижимые объекты, которые являются выражением или свидетельством творчества человека или эволюции природы, созданные не менее 100 лет назад.
Уникальные объекты творчества человека, созданные менее 100 лет назад могут быть отнесены к культурным ценностям, в случае их особого исторического, художественного, научного или технического значения, устанавливаемого на основании экспертного заключения.
В случаях, предусмотренных законом, к культурным ценностям могут относится коллекции и уникальные отдельные объекты живого мира (флоры и фауны).
Правила оборота отдельных видов культурных ценностей устанавливаются законом.
Сделки в отношении культурных ценностей должны заключаться в письменной форме, если законом не предусмотрена иная форма сделки. Сделки, заключенные с нарушением установленного порядка, являются ничтожными».
Унифицированный подход к определению круга объектов - культурных ценностей, оборот которых должен осуществляться с учетом предлагаемых правил позволит создать усовершенствованный гражданско-правовой механизм их участия в правоотношениях и их защиты.
9. Предложен новый термин, обозначающий музеефицированные объекты - музейные ценности. Предлагается в закон о музейных ценностях включить дефиницию термина «музейные ценности» следующего содержания: «Музейными ценностями (музейным предметом и музейной коллекцией) считаются музеефицированные культурные ценности, иные объекты, хранящиеся в музеях и являющиеся частью их экспонируемых фондов, представляющие научный, историко-просветительский, учебно-воспитательный интерес. Музейные ценности являются культурным ценностями федерального значения».
10. Система гражданско-правовых норм, посвященных обороту музейных ценностей, создает механизм их участия в общественных отношениях, служит способом их защиты и сохранности. С этой целью предлагается изменить абзац первый статьи 240 ГК РФ, изложить его в следующей редакции: «В случаях, когда собственник культурных ценностей бесхозяйственно содержит их, что грозит утратой ими своего значения, такие ценности могут быть изъяты у собственника путем выкупа государством и продажи с публичных торгов». Такая формулировка позволит распространить механизм защиты от бесхозяйственного содержания на все культурные ценности, а не только на их особо ценные объекты.
Предлагается включить норму о праве государства (как наилучшего публичного собственника) преимущественной покупки культурных ценностей в главу 14 «Приобретение права собственности» ГК РФ, дополнив пункт 2 статьи 218 ГК РФ «Основания приобретения права собственности» четвертым абзацем: «Государству принадлежит право преимущественного приобретения культурных ценностей, в порядке, определенном действующим законодательством».
Мотивируется, что социализация музейных ценностей допустима путем распространения на них арендных отношений. Предлагается назвать в качестве объектов аренды в статье 607 ГК РФ «Объекты аренды» музейные ценности. В законе о музейных ценностях должны быть нормы, предоставляющие музеям право сдавать в аренду музейные ценности другим организациям.
Обосновано, что в закон о музейных ценностях необходимо включить специальные нормы, посвященные правилам совершения сделок с музейными ценностями. В частности: сделки с музейными ценностями, совершенные без разрешения Федерального агентства по культуре и кинематографии должны рассматриваться как оспоримые. В закон о музейных ценностях необходимо включить норму об антисоциальном характере сделок с музейными ценностями, не прошедшими государственную регистрацию, распространить на них правила, предусмотренные ст. 169 ГК РФ.
Научная и практическая значимость диссертации определяется расширением представлений о специфике гражданско-правовых отношений в музейной сфере современной России и возможностью выделения новых акцентов в музейном правовом поле. Настоящая работа является первым и пока единственным гражданско-правовым в частности и правовым в целом научным исследованием отношений в музейной сфере. В работе показаны особые способы участия музея в гражданско-правовых отношениях, значение гражданско-правового регулирования в деятельности музейных организаций.
Работа содержит рекомендации по оптимизации деятельности музейных организаций в рамках дозволенного легитимного пространства.
Настоящее исследование дает возможность внести коррективы в действующее законодательство, регулирующее музейную деятельность, позволяет расширить круг отношений, подпадающих под действие норм музейного законодательства.
Собранный материал использован при разработке специальных учебных курсов, посвященных правовому обеспечению музейного дела, музейному менеджменту, охране культурного наследия России.
Апробация результатов исследования. Основные положения работы были изложены в опубликованных 10 научных статьях, 2 монографиях и выступлениях на научно-практических семинарах с музейными работниками, внутривузовских, межрегиональных, международных конференциях.
Структура диссертационной работы определяется логикой анализа и содержанием излагаемого материала. Диссертация состоит из введения, трех глав, подразделенных на параграфы, заключения, библиографического списка, двух приложений.
2. Международные стандарты в СКСиТ
Международно-правовое регулирование туризма и туристических услуг основывается на международных договорах и международных обычаях, а также актах специализированных международных организаций.
Можно выделить следующие многосторонние международные договора[4] :
· Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах от 16 декабря 1966 года;
· Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 года;
· Конвенция о таможенных льготах для туризма от 4 июля 1954 года и соответствующий, Протокол к ней (Дополнительный протокол к Конвенции о таможенных льготах для туристов, касающийся ввоза относящихся к туризму осведомительных документов и материалов (Нью-Йорк, 4 июня 1954 г.));
· Международный пакт о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 года;
· Конвенция о защите мирового культурного и природного наследия от 23 ноября 1972 года;
· Генеральное соглашение по торговле и услугам от 15 апреля 1994 года;
Следующий источник международного туристского права – это международные двухсторонние договора. С участием Российской Федерации в настоящее время действует более 40 межправительственных двусторонних соглашений о сотрудничестве в области туризма, в том числе с Италией, Болгарией, Францией, Кипром, Австрией, Испанией, Китаем, Кубой, Тунисом, Коста-Рикой, Бразилией, Таиландом[5] .
Широкое развитие туристских связей обусловило объективную необходимость создания специализированных международных организаций. Исследователи выделяют следующие причины создание специализированных организаций[6] :
Во-первых, бурный рост туризма, сложность складывающихся отношений, многостороннее влияние, оказываемое туризмом на международные отношения.
Во-вторых, развитие международного туризма государства находится на разных уровнях, а поэтому имеющиеся там национальные органы по туризму обладают весьма неодинаковым объемом прав и полномочий.
Итак, в настоящее время одной из, пожалуй, самых эффективных форм координации усилий государств по развитию сотрудничества в сфере туризма является деятельность международных туристских организаций.
В юридической литературе такие организации подразделяют на два основных вида:
· всемирные организации;
· региональные организации.
К всемирным организациям относятся Организация Объединенных Наций (ООН) и Всемирная туристская организация (ВТО).
ООН была создана в 1945г. и функционирует на основании Устава ООН, принятого в том же году странами – участницами Сан-Францисской конференции. Помимо выполнения многих функций эта крупнейшая международная организация является координатором деятельности государств и национальных туристских администраций в области туризма и международных путешествий.
Одной из эффективных форм координации деятельности является проведение международных конференций и совещаний, на которых обсуждаются и принимаются документы, содержащие различные рекомендации по международному сотрудничеству в сфере туризма. Принятые ООН резолюции включают в себя вопросы по:
· упрощению туристских формальностей;
· правовому регулированию положения иностранных туристов;
· обеспечению безопасности туристов и их имущества;
· техническому сотрудничеству в области международного туризма, а также по ряду других аспектов межгосударственного сотрудничества в сфере туризма.
Правовым регулированием мирового туризма, а также изучением национального законодательства государств по данному вопросу в ООН занимаются не только ее главные органы, но и вспомогательные, в первую очередь экономические комиссии ООН, осуществляющие работу по проблемам развития регионального туризма.
Следующий орган - Европейская экономическая комиссия (ЕЭК). В разветвленной системе разнообразных комитетов и других вспомогательных органов ЕЭК обсуждаются конкретные вопросы туристской деятельности, в том числе развития и совершенствования сферы туристских услуг; организации текущего контроля операций, специальных исследований и анализа изменений, происходящих на различных рынках туризма; обеспечения финансовых стимулов для развития туризма; контроля операций и формулирования политики авиакомпаний, судоходных и автодорожных компаний и агентств, занимающихся обслуживанием туристов; таможенных формальностей в отношении туристов как въезжающих в данную страну из-за границы, так и выезжающих из нее. ЕЭК также занимается разработкой вопросов статистики туризма.
В рамках ООН действует ряд региональных комиссий, связанных с международным туризмом:[7]
· Экономическая комиссия для Латинской Америки и Карибского района (ЭКЛАК).
· Экономическая комиссия для Западной Азии (ЭКЗА) .
· Экономическая и социальная комиссия для Азии и Тихого океана (ЭСКАТО).
· Экономическая комиссия для Африки (ЭКА).
Флагманом международного туризма - является Всемирная туристская организация (ВТО, с 2005 года ЮНВТО). Всемирная туристская организация является международной организацией межправительственного характера, созданной с целью содействия развитию туризма. Цели, задачи и организационное строение закреплено в Уставе. Устав ВТО является межгосударственным договором, принятым в Мехико 27 сентября 1970г.[8] и ратифицированным 51 государством, которые являлись членами МСОТО.
Основной целью ВТО, как это следует из ст.3 Устава, является содействие развитию туризма для внесения вклада в экономическое развитие, международное взаимопонимание, мир, процветание, всеобщее уважение и соблюдение прав человека и основных свобод для всех людей без различия расы, пола, языка и религии.
ВТО в своей работе тесно сотрудничает с Конференцией ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) и Всемирной торговой организацией (WTO-OMC). Так, одним из направлений такого сотрудничества – является разработка и реализация программы содействия членам из государственного и частного секторов в определении и реализации задач, стандартов и мер в области качества как вклад в развитие устойчивого туризма и искоренение нищеты.
Задача ВТО состоит в том, чтобы связать правила и положения Генерального соглашения по торговле услугами (ГАТС) с мерами по либерализации торговли туристскими услугами для оказания помощи странам-членам в принятии и проведении грамотной торговой политики и обеспечить вклад туристского сектора в устойчивое развитие туризма, особенно, в отношении наименее развитых стран.
Комиссия ООН по устойчивому развитию на своей сессии в апреле 1999 года в Нью-Йорке одобрила концепцию этического кодекса туризма. Итоговый Глобальный этический кодекс туризма, насчитывающий 10 пунктов и разработанный по результатам длительного консультационного процесса, был единогласно одобрен в октябре 1999 года.
В целом следует отметить в качестве современной тенденции, выделяемой специалистами в области международного права, что на фоне межгосударственного нормотворческого взаимодействия усиливаются позиции негосударственных структур. Это касается и вопросов стандартизации в сфере туризма, регулирования международного рынка туристических услуг и т.п. С одной стороны, это отражает нынешний общий процесс расширения понятия «норма», а с другой стороны – убедительно показывает, что зачастую так называемые «квалифицированные рекомендации» оказываются не только наиболее эффективным, но и единственно приемлемым способом регулирования в отдельных сферах рыночных отношений.
Заключение
Сегодня международные отношения между странами с развитой демократией опосредуются уже не столько представительными органами государства, сколько осуществляются напрямую. Это способствует ускоренному и успешному развитию туризма не только регионального, но и международного в том числе.
Общероссийские классификаторы, являясь частью статистической инфраструктуры, обеспечивают систематизацию, структурирование, группирование и идентификацию социально-экономических объектов и явлений, что позволяет пользователям проводить анализ статистической информации в унифицированном виде на различных уровнях агрегирования и решать задачи создания и совершенствования официальной научно-обоснованной методологии для проведения государственных статистических наблюдений.
Список литературы
1. Международный туризм и право: Учебное пособие / Борисов К.Г.. - М.; НИМП, 2009.
2. Писаревский Е.Л. Законодательство в области туризма. Тенденции и перспективы// Юрист 2008 № 4 с.
3. Отдельные аспекты организационно-правового механизма развития туризма: применение международного опыта в России / Головатюк А.В.. - М.; МАКС-Пресс, 2008.
4. Российская газета от 26 ноября 2005г
5. http://www.kapitan.ru/infoprof/interzakon/kodeks.htm
6. http://government.ru/
7. Барчукова Н.С. Международное сотрудничество государств в области туризма. – М.: Международные отношения. – 2006
8. Устав Всемирной Туристской Организации (ВТО) (Мехико, 27 сентября 1970 г.)
9. http://travel.legal.az/index.php
[1] Международные культурные ценности: Учебное пособие / Борисов К.Г.. - М.; НИМП, 2009.
[2] Писаревский Е.Л. Законодательство в области музейного дела. Тенденции и перспективы// Юрист 2008 № 4 с.
[3] Отдельные аспекты организационно-правового механизма развития музейного дела: применение международного опыта в России / Головатюк А.В.. - М.; МАКС-Пресс, 2008.
[4] www.rb.ru. Медстраховка: Как выбрать полис для отдыха и туризма?
[5] Правовая система Консультант Плюс.
[6] Международный туризм и право: Учебное пособие / Борисов К.Г.. - М.; НИМП, 1999.
[7] Писаревский Е.Л. Законодательство в области туризма. Тенденции и перспективы// Юрист 2002 № 4 с.
[8] Отдельные аспекты организационно-правового механизма развития туризма: применение международного опыта в России / Головатюк А.В.. - М.; МАКС-Пресс, 2000.