Применение различных методик для ознакомления детей подготовительной группы со свойствами песка и глины

СОДЕРЖАНИЕ: Теоретические основы познавательно-исследовательской деятельности дошкольников в подготовительной группе. Экспериментально-педагогическое исследование применения различных методик для ознакомления детей подготовительной группы со свойствами песка и глины.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. Психолого-педагогические особенности формирования представлений об окружающем мире у старших дошкольников

1.1. Психолого-педагогическая характеристика семилетних детей

1.2. Теоретические основы познавательно-исследовательской деятельности дошкольников в подготовительной группе

ГЛАВА 2. Экспериментально-педагогическое исследование применения различных методик для ознакомления детей подготовительной группы со свойствами песка и глины

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ЛИТЕРАТУРА


ВВЕДЕНИЕ

Семилетний ребенок, еще не поступивший в школу, находится, как правило в подготовительной группе ДОУ, он уже постепенно покидает старший дошкольный возраст, готовясь вступить в новый мир младшего школьного возраста. Этот период развития ребенка - один из ответственных этапов, на котором закладываются основы знаний об окружающем мире, о физических свойствах предметов неживой природы, о взаимоотношениях и связях между ними. Этот период является ступенью в системе непрерывного естественнонаучного образования, цель которого - наиболее полно раскрыть для детей огромный, необъятный, полный чудес мир, который их окружает, с которым они ежедневно соприкасаются, в котором им предстоит жить.

Современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. Это особенно важно на этапе подготовке к школе. Известно высказывание Л.С. Выгодского о том, что обучение должно вести за собой развитие, а не плестись в хвосте, педагогика должна ориентироваться на завтрашний день, а не на сегодняшний[1] .

К концу старшего дошкольного возраста, на этапе подготовки ребенка к поступлению в первый класс, заметно возрастают возможности инициативной преобразующей активности ребенка. Этот возрастной период важен для развития познавательной потребности, которая находит отражение в форме поисковой, исследовательской деятельности, направленной на «открытие» нового, которая развивает продуктивные формы мышления. Задача воспитателя – не подавлять ребенка грузом своих знаний, а создавать условия для самостоятельного нахождения ответов на свои вопросы «почему» и «как», что способствует развитию познавательной компетенции детей. Поэтому очень важно организовывать занятия по ознакомлению детей со свойствами песка и глины таким образом, чтобы не только преподносить им готовые знания, но и помогать им добывать эти знания сами с помощью игровых методов, экспериментирования, исследования.

Ребенок познает мир в процессе любой своей деятельности, самостоятельно или в партнерстве со взрослым. Вместе с тем для детей старшего дошкольного возраста целесообразно выделить в образовательном процессе познавательно-исследовательскую деятельность, впрямую направленную на постижение устройства мира (вещей, явлений, находящихся в определенных отношениях и связях), упорядочение, систематизацию представлений об окружающем.

Актуальность нашей работы определяется теоретическим и практическим значением проблемы ознакомления детей с песком и глиной, неразработанностью вопросов развития у детей элементарных естественнонаучных представлений, отсутствием четкой системы обучения дошкольников доступным для данного возраста предметам неживой природы, внешними свойствами, внутренними связями и отношениями.

Объектом нашего исследования является процесс применения различных методик для формирования у детей комплекса знаний о свойствах песка и глины, о способах работы сними.

Предмет исследования - формирование у дошкольников подготовительной группы представлений о предметах неживой природы.

Целью нашей работы является изучение применения системы методов и приемов по обучению детей подготовительной группы дошкольного возраста элементарным представлениям о свойствах песка и глины.

Гипотеза исследования: применение различных методов при ознакомлении старших дошкольников со свойствами песка и глины возможно и необходимо только тогда, когда педагог целенаправленно включает детей в различные продуктивные виды деятельности; обучение идет через активную игровую, исследовательскую и эспериметирующую деятельность; практические занятия способствуют формированию представлений об окружающем мире.

Объект, предмет, цель и гипотеза определяют задачи:

1. Рассмотреть основные психолого-педагогические характеристики старших дошкольников семилетнего возраста.

2. Определить необходимые условия и методы для развития у детей естественнонаучных представлений об окружающем мире.

3. Провести опытно-экспериментальную педагогическую работу по применению различных методов и приемов на занятиях изучения свойств песка и глины.

4. Сделать выводы об эффективности и необходимости использования тех или иных методов работы, описанных в нашем исследовании.

Методологической основой исследования в нашей работе являются положения философии о развитии, всеобщей связи, взаимообусловленности явлений, предметов действительности, об отношении как одной из форм отражения человеком окружающей действительности, учение о единстве человека, природы и общества, о непреходящей самоценности всего живого (В.И. Вернадский, Э.В. Гирусов, Н.Н. Моисеев, Н.М. Мамедов, И.Т. Фролов, А.Л. Леонтьев, В.Н. Мясищев, С.Л. Рубинштейн, А. Щвейцер и др.).

Теоретическую основу составили положения психологии и педагогики о развитии личности ребенка, о роли деятельности в ее становлении, о возможности и необходимости формирования системных знаний, ценностных ориентации, концепции построения предметно-развивающей среды, зависимости существования любого организма от среды обитания.

Методы исследования: теоретический анализ психолого педагогической литературы; педагогический эксперимент; наблюдения за деятельностью детей, беседы; качественный и количественный анализ экспериментальных данных; обработка результатов эксперимента.

Практическая значимость работы: материал, изложенный в нашей работе, может быть использован во всех для практической работы с детьми старшего школьного возраста в ДОУ. Также материал данной работы поможет педагогам в разработке перспективных планов, авторских программ, конспектов занятий по ознакомлению дошкольников подготовительной группы с предметами неживой природы.


ГЛАВА 1. Психолого-педагогические особенности формирования представлений об окружающем мире у старших дошкольников

1.1Психолого-педагогическая характеристика семилетних детей

Семилетний ребенок находится на промежуточном, переходном этапе от дошкольного детства к младшему школьному возрасту, поэтому в полной мере характеристики младшего школьника еще не сформированы, к тому же нерешенные проблемы дошкольного детства могут усиливать те или иные особенности развития конкретного ребенка. Как правило, такие дети находятся в подготовительной группе детского сада.

Ведущей деятельностью в этот период развития ребенка остается игра. Но сюжеты усложняются игр, она приобретает более творческий характер. Развиваются режиссерские игры, игры-фантазии и игры с правилами, охотно участвуют в дидактических играх, организованных взрослым. Трансформируют среду в зависимости от сюжета игры. Игра как ведущая деятельность сохраняет свое приоритетное место по сравнению с учебной деятельностью. Переход к учебной деятельности как ведущей возможен только в том случае, когда завершены те психические новообразования, которые должны быть сформированы в дошкольном детстве благодаря игровой деятельности. Среди новообразований ведущее место занимают произвольность поведения, усвоение социальных норм и развитие наглядно-образного мышления[2] .

1. Не сформированная произвольность приводит к тому, что ребенку трудно следовать инструкции взрослого. Одним из наилучших способов развития произвольности являются игры с правилами (Ай, да я! Да - нет, не говори, черный, белый не бери! Продолжите…)

2. Введение любых требований, в том числе и относительно школьной жизни, должны вводиться постепенно, т.к., во-первых, объем памяти недостаточен, чтобы запомнить все нормы сразу, во-вторых, только осознанное правило будет произвольно выполняться. Оптимальный способ для усвоения социальных норм, касающихся школьной жизни - это ролевые игры. Они могут быть использованы как на уроках литературного чтения (игры- драматизации), таки на уроках окружающего мира.

3. Игра должна составлять большую часть деятельности ребенка семи лет, в том числе и дома. Для развития наглядно-образного мышления важно, чтобы в игре ребенка присутствовали свободное рисование, лепка, конструирование.

4. Чтобы игра как метод обучения дала наибольшие результаты, важно а) чтобы учебная и игровая задачи совпадали; б) чтобы учебная задача не задавила игровую; в) чтобы данный игровой метод использовался систематически.

5. Для создания базы для развития логического мышления, очень важно, чтобы были созданы условия для полноценного развития наглядно-образного мышления. Поэтому не только возможно, но и необходимо, чтобы ребенок опирался на схемы, модели и другие опоры при выполнении любой мыслительной деятельности

6. Так как логическое мышление не сформировано, абстрагирование представлено слабо, то очень яркие, выразительные наглядные сигналы становятся помехой в работе семилетнего ребенка.

7. Для формирования полноценной учебной деятельности как произвольной, сознательно выполняемой необходимо а) работать над формированием внутренней мотивации (как?); б) учить планировать собственные действия (как?); в) учить контролировать собственные действия (как?).

8. Важно поддерживать активность и самостоятельность ребенка. Это напрямую зависит от стиля отношения воспитателя с группой (воспитатель как попутчик или костыль). Этому же способствуют и творческие задания, в которых, во-первых, ребенку надо что-то придумать самому, во-вторых, эти задания не обязательны и делают их по желанию. Для детей с низким уровнем активности требуется поддержка его начинаний со стороны учителя, вплоть до физической поддержки.

9. Дети семилетнего возраста не имеют предварительного плана своих действий, поэтому перед выполнением любого задания требуется проговорить, что и как будет делать ребенок (обсуждение замысла рассказа, плана рисунка и т.п.). Эта работа подчиняется общей логике формирования любых умственных действий: демонстрация образца; выполнение под руководством взрослого, внешне речевой этап регуляции (может содержать два подэтапа - проговаривание вместе со взрослым и самостоятельное проговаривание вслух); выполнение действий с использованием внутренней речи и автоматизированное выполнение действия.

10. Эффективное взаимодействие с семилетним ребенком возможно только в том случае, когда педагог точно определил зону актуального и ближайшего развития каждого конкретного ребенка.

Важным этапом развития в семилетнем возрасте считается речевое общение - речь становится более контекстной (независимой от ситуации общения, понятность смысла только на основе использования языковых средств)[3] . Способны с помощью речи привлекать к себе внимание, устанавливать контакты, для воздействия и взаимопонимания, средство фиксации знаний, средство познавательной деятельности, а также речь - самостоятельный объект окружающего мира, значит, объект познания. Активно осваивается диалог. Зарождается монолог. Речь в форме короткого рассказа. Наличие интереса к речи влияет на освоение и пополнение словаря, грамматической структуры речи, качественное совершенствование (понимание антонимов, многозначных слов, сравнения, общее и особенное, словообразование), чистота произношения. Усваиваются способы построения предложений.

Социальное развитие - возникает новая форма общения - внеситуативно-личностное, в процессе которого ребенок ориентируется на мир людей, осваивает взаимосвязи в социальном мире. Потребность в сравнении себя с другими. Формируется достаточно сплоченное детское общество, увеличиваются интенсивность и широта круга общения. Более самостоятелен и независим от взрослых, элементы самостоятельного представления о себе и своих действиях, не принимают на веру оценки взрослых. Самооценка детализируется, ребенок способен осознать свое положение среди сверстников.

Познавательное развитие - восприятие теряет глобальный характер, становится более дифференцированным, внимание к признакам и отдельным свойствам, благодаря слову появляются обобщающие категории, т.е. процесс восприятия интеллектуализируется.[4] Память становится произвольной и целенаправленной. Воображение из репродуктивного, воспроизводящего становится предвосхищающим. С помощью речи начинает планировать и регулировать свои действия. Широко используют экспериментирование с практическим преобразованием предметов и явлений, моделирование. Появляется словесно-логическое мышление. Формируется образ мира, систематизируются знания о нем. Система знаний включает две зоны: зона проверяемых стабильных знаний и зона догадок и гипотез. Вопросы детей - показатель развития их мышления. Формируются способы умственной работы и средства построения собственной познавательной деятельности.

Эстетическое развитие - более осознанное и активное, способен сам создавать красоту, а не только воспринимать: по отношению к материальному миру, к людям, к природе. Сочетание двух противоположных тенденций - высокий творческий потенциал и стремление к подражательности, нормативности. Может назвать несколько литературных произведений, прочитать стих, отвечает на вопросы по прочитанному, интерес к книгам, может дополнить сюжет сказки или сочинить целостную сказку. Становятся устойчивыми замыслы, расширяются возможности использования художественных средств. Появляются стойкий интерес и симпатии к определенным видам искусств. Имеют опыт художественного рукоделия с разными материалами. В музыке выделяет тембры музыкальных инструментов, жанровую принадлежность произведения. Использует мимику и пантомимику в танце, координированные движения рук и ног. Выразительно и звонко исполняет несложные песни в удобном диапазоне, чисто интонирует с аккомпанементом, с удовольствием поет в хоре, владеет элементарными певческими навыками. Владеет приемами игры на различных музыкальных инструментах, слышит, как меняется звук при правильном и неправильном звукоизвлечении, самостоятельно подбирает инструменты по характеру музыкальной пьесы.

Физическое развитие - основные показатели физического развития протекают менее согласованно и плавно. Улучшается подвижность, уравновешенность и устойчивость, при этом быстрая истощаемость. Завершается процесс формирования грудной клетки, устанавливается грудной тип дыхания, изменяется соотношение размеров головы и туловища (приближается к взрослым показателям). Увеличивается длина верхних и нижних конечностей, лучше развиты крупные мышцы, а слабо связочные отделы и мелкие мышцы (основа для деформации позвоночника). Двигательная активность более целенаправленна и осмысленна. В движениях дети познают себя и свое тело, совершенствование ранее приобретенных навыков. Лучше представлены скорость и гибкость, чем сила и выносливость.

В целом же, общими показателями развития семилетнего дошкольника можно считать следующие[5] :

a) выполняет элементарные логические операции: классификация, сериация, соотношение «часть-целое», обобщение; владеет обобщенными способами деятельности, способен находить варианты решений открытого типа, использует символические средства познания мира, способен планировать свои действия, учитывает позицию другого ребенка, разнообразие познавательных интересов;

б) осознанно относится к эстетическому в мире, знаком со множеством литературных произведений, может пересказать сказку, прочитать стих, имеет опыт художественной деятельности, исполняет простые песни.

1.2 Теоретические основы познавательно-исследовательской деятельности дошкольников в подготовительной группе

При планомерном ознакомлении детей с природой к 7 годам у них накапливаются представления о самых разнообразных предметах и явлениях природы, развивается наблюдательность. Дети овладевают умениями принимать указания взрослого, следовать его плану, использовать в процессе деятельности усвоенные ранее приемы, оценивать полученные результаты и т. д. В результате дети седьмого года жизни уже способны под руководством взрослого вести целенаправленный анализ воспринимаемых явлений, выделять при этом существенные признаки и свойства, на их основе обобщать и классифицировать объекты. Все это дает возможность в работе с детьми седьмого года жизни решать новые задачи ознакомления с природой, использовать новые способы организации работы[6] .

В семилетнем возрасте ребенок познает мир в процессе любой своей деятельности, самостоятельно или в партнерстве со взрослым. Вместе с тем для детей старшего дошкольного возраста целесообразно выделить в образовательном процессе познавательно-исследовательскую деятельность, впрямую направленную на постижение устройства мира (вещей, явлений, находящихся в определенных отношениях и связях), упорядочение, систематизацию представлений об окружающем.

Истоки познавательно-исследовательской деятельности обнаруживаются в свойственном дошкольнику свободном экспериментировании с предметами и явлениями, в поисковой активности, отвечающей на вопросы: почему? зачем? как устроен мир? для чего нужно бережно относиться к окружающему миру?

Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно-исследовательской деятельности, ребенок с одной стороны, расширяет свои представления о мире, с другой – начинает овладевать основополагающими культурными формами познания – средствами дифференциации и упорядочения опыта: причинно-следственными, пространственными и временными отношениями, позволяющими связывать отдельные представления в целостную картину мира. Кроме того, познавательно-исследовательская деятельность развивает у него внимание, мышление, речь, пробуждает интерес к окружающему миру, формирует умение делать открытия и удивляться им, а также совершенствует такие необходимые качества, как наблюдательность, прилежание, аккуратность.

Задачи познавательно-исследовательской деятельности[7] :

· использовать познавательно-исследовательскую деятельность как стержнеобразующую для познавательного развития ребенка;

· обеспечить освоение дошкольниками основополагающих форм упорядочения опыта (причинно-следственные, пространственные и временные отношения) и переход от систематизации опыта на уровне практического действия к уровню символического действия (схематизация, символизация связей и отношений между предметами окружающего мира);

· стимулировать детей к сравнению, поиску сходства и различия, связей вещей и явлений, к словесному анализу-рассуждению;

· развивать познавательную инициативу дошкольников (любознательность), самостоятельную исследовательскую деятельность за счет партнерства со взрослым;

· расширять кругозор ребенка, выводя его за пределы непосредственного практического опыта в более широкую пространственную и временную перспективу.

Можно выделить следующие нормативные показатели познавательной инициативы и характера познавательно-исследовательской деятельности к концу дошкольного возраста[8] :

· проявление интереса к предметам и явлениям, лежащим за кругом непосредственного данного, постановка вопросов почему? зачем? как?;

· стремление объяснить связь фактов, использование простого причинного рассуждения потому что…;

· стремление к упорядочению, систематизации конкретных материалов;

· проявление интереса к познавательной литературе, к символическим языкам: самостоятельно берется записывать наблюдения (осваивает письмо как средство систематизации и коммуникации).

В подготовительной к школе группе проводится дальнейшая конкретизация и обогащение представлений о природе. При этом детей выводят за пределы непосредственного опыта, знакомя с новыми объектами через художественную книгу, картинку, диафильмы и кинофильмы и т. п.

В подготовительной к школе группе в центре работы стоит систематизация и обобщение накопленных знаний, формирование элементарных понятий и суждений об объектах и явлениях неживой природы. В процессе усвоения элементарных знаний у будущего школьника развиваются важные для обучения способности обобщенного восприятия, элементы словесно-логического мышления, связная речь. Систематизация и обобщение знаний требуют дальнейшего расширения представлений о признаках и свойствах, структуре природных явлений, а также усвоения разнообразных связей и причин; на этой основе у детей возникает познавательное отношение к природе.

Совершенствуется эстетическое восприятие природы. Старших дошкольников учат видеть неповторимость ее явлений, гармонию красок и форм, все разнообразие проявлений жизни. Дети седьмого года жизни способны при участии взрослых поддерживать порядок на участке и в уголке природы, беречь красоту тех мест, где они отдыхают, играют, выращивать красивые цветы, создавать несложные композиции из природного материала, выражать красоту наблюдаемой природы в ярком точном слове, в изобразительной деятельности.

Возросшие возможности детей подготовительной к школе группы позволяют использовать для работы не только уголок и участок, но и ближайшее природное окружение: парки и сады, поле, луг, водоем, фермы, оранжереи, ботанический и зоологический сады и т. д.

При организации ознакомления с песком и глиной в подготовительной к школе группе следует широко использовать элементарную поисковую деятельность; она обеспечивает усвоение детьми доступных их пониманию связей и отношений в природе. Проводятся разнообразные опыты. Они могут проводится как на отдельном занятии, посвященном изучении свойств песка или глины, так и на занятиях более общей тематики. Например, изучение темы «Вещества» связано с целой серией опытов по определению свойств различных веществ, не только песка и глины. Дети на таких занятиях знакомятся со свойствами воды, глины, песка, сыпучих продуктов, жидких веществ, могут назвать некоторые свойства веществ (растворяет, растворяется, лепится, рассыпается и др.). Повторение этих опытов весьма полезно, потому что формирует у школьников общую характеристику понятия «свойство» и термины, ее определяющие, позволяет развивать умение сравнивать и делать самостоятельные выводы[9] .

Например, воспитатель предлагает провести опыты с песком и глиной.

Цель: сравнить свойства песка и глины, составить их характеристики (выделить их свойства).

Используется следующее оборудование: стаканчики (из под йогурта), листы чистой бумаги, лупа, песок, глина, трехлитровая банка, закрытая крышкой с отверстием, и резиновая трубка.

Задания:

o С помощью увеличительного стекла нужно рассмотреть песчинки и кусочки глины. Дать им характеристику: комочки, песчинки, рыхлый, слитный, легкий, тяжелый, липкий, не липкий.

o Будем сыпать песок и глину из стаканчика на лист белой бумаги. Обсудим вопросы: какое из этих веществ можно назвать сыпучим, какие другие свойства вещества делают его сыпучим?

o В трехлитровой банке с помощью резиновой трубки попробуем устроить «ветер» (опыт демонстрационный, проводит воспитатель). Обсудим вопросы: что происходит с песчинками, движутся ли кусочки глины также быстро?

o Устроим игрушечный огород на листе бумаги. Обсудим вопросы:

«Можно ли из песка сделать грядки, а из глины, а из смеси глины и песка?». «О каком веществе можно сказать «рыхлый»?», «Какое вещество быстрее забирает воду: песок или глина? Почему?», «В какое вещество легче «посадить» растение? Почему?», «Почему человек, сажая в землю растение, поливает его?».o Намочим песок и глину, слепим из того и другого вещества фигурки. Подождем, пока они высохнут. Обсудим вопросы: «Из какого вещества легче лепить?», «Какие новые свойства приобретает изделие после высыхания?».

Вообще, стоит отметить, что опытно-экспериментальные методы в настоящее время очень активно применяются при организации занятий с дошкольниками, особенно на занятиях по ознакомлению со свойствами различных веществ. Современные исследователи (Иванова А.И., Куликовская И.Э., Николаева С.Н., Рыжова Н.А., Поддьяков Н.Н. и др.) рекомендуют использовать метод экспериментирования и в работе с детьми дошкольного возраста.

Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Главное достоинство детского экспериментирования заключается в том, что оно даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания. В процессе эксперимента идёт обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы, т.к. постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. Экспериментирование включает в себя активные поиски решения задачи, выдвижение предположений, реализацию выдвинутой гипотезы в действии и построение доступных выводов. Т.е. детское экспериментирование является хорошим средством интеллектуального развития дошкольников[10] .

Детское экспериментирование оказывает положительное влияние на эмоциональную сферу ребёнка; на развитие творческих способностей, на укрепление здоровья за счёт повышения общего уровня двигательной активности.

Экспериментирование является наиболее успешным путём ознакомления детей с миром окружающей их живой и неживой природы. В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем.

Для ознакомления семилетних дошкольников со свойствами песка и глины могут быть использованы следующие эксперименты:

1. «Песчаный конус»

Возьмите горсть песка и выпускайте его струйкой так, чтобы он падал в одно место. Постепенно в месте падения образуется конус, растущий в высоту и занимающий все большую площадь в основании. Если долго сыпать песок, на поверхности конуса то в одном месте, то в другом возникают сплывы, движения песка, похожее на течение. Дети делают вывод: песок сыпучий и может двигаться (напомнить детям о пустыне, о том, что именно там пески могут передвигаться, быть похожими на волны моря).

2. «Свойства мокрого песка»

Мокрый песок нельзя сыпать струйкой из ладони, зато он может принимать любую нужную форму, пока не высохнет. Объяснить детям, почему из мокрого песка можно сделать фигурки: когда пе6сок намокнет, воздух между гранями каждой песчинки исчезает, мокрые грани слипаются и держат друг друга. Если же в мокрый песок добавить цемент, то и высохнув, песок свою форму не потеряет и станет твердым, как камень. Вот так песок работает на строительстве домов.

3. «Волшебный материал»

Предложить детям слепить что-нибудь из песка и глины, после чего проверить прочность построек. Дети делают вывод о вязкости влажной глины и сохранении формы после высыхания. Выясняют, что сухой песок форму не сохраняет. Рассуждают, можно ли сделать посуду из песка и глины. Дети проверяют свойства песка и глины, вылепив из них посуду и высушив ее.

4. «Где вода?»

Предложить детям выяснить свойства песка и глины, пробуя их на ощупь (сыпучие, сухие). Дети наливают стаканчики одновременно одинаковым количеством воды (воды наливают ровно столько, чтобы полностью ушла в песок). Выяснить, что произошло в емкостях с песком и глиной (вся вода ушла в песок, но стоит на поверхности глины); почему (у глины частички ближе друг к другу, не пропускают воду); где больше луж после дождя (на асфальте, на глинистой почве, т.к. они не пропускают воду внутрь; на земле, в песочнице луж нет); почему дорожки в огороде посыпают песком (для того, чтобы вода не застаивалась).

Данные экспериментальные методы помогают решить следующие задачи обучения: познакомить детей со свойствами песка и глины, развивать умение сосредоточиться; планомерно и последовательно рассматривать объекты, умение подмечать малозаметные компоненты; развивать наблюдательность детей, умение сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости и делать выводы.

дошкольник методика познавательный экспериментальный


ГЛАВА 2. Экспериментально-педагогическое исследование применения различных методик для ознакомления детей подготовительной группы со свойствами песка и глины

Наша опытно-экспериментальная работа строилась по принципу систематизирования и обобщения всех знаний, полученных из методических и психологических трудов, упомянутых в данной работе. В своей практической деятельности мы учитывали возрастные и индивидуальные особенности детей. Опыт проводился в подготовительной группе детского сада с детьми в возрасте 7 лет. Несмотря на приблизительно одинаковый возраст, дети отличались своими индивидуальными возможностями: кто-то был более робким в общении, кто-то наоборот напористым, кто-то несколько медлительным, кто-то более спокойным, кто-то наоборот непоседливым. При работе в группе необходимо обращать на это внимание, чтобы строить работу соответствующим образом. Констатирующий этап исследования заключался в психолого-педагогической диагностике детской группы и определению содержания занятия.Для изучения и первоначальной оценки психологических и индивидуальных особенностей детей перед началом эксперимента проводилось педагогическое наблюдение, результаты которого фиксировались в таблице. Например
ФИО ребенка возраст индивидуальные психологические особенности что необходимо учитывать в работе
Потапенко Валентина Юрьевна 7 лет Спокойная, усидчивая, немного робкая в общении необходимо индивидуально обратиться к ней, назвать по имени, спросить, все ли она поняла, можно дать самостоятельную работу
Стефанов Михаил Викторович 7 лет 1 мес. активный, любознательный, непоседливый, торопится при выполнении заданий корректировать деятельность, добиваться более тщательного и вдумчивого выполнения заданий

Отбор содержания занятия осуществлялся следующим образом: изучалась специальная литература, сборники игр, сборники дидактических упражнений и заданий для детей, отбирались игры и задания, соответствующие тематике планируемого эксперимента, целям обучения, возрасту, особенностям детей. На констатирующем этапе выявлялись начальные знания детей о свойствах песка и глины, для этого им задавались вопросы, например, где мы можем найти песок, какой он, как с ним можно играть, какая глина, где ее можно найти, что из нее можно сделать.

Затем начинался формирующий этап эксперимента.

На этом этапе были проведены несколько обучающих занятий, направленных на закрепление у детей знаний о свойствах песка и глины. Например, творческие уроки.

«Песчаные шедевры».

Нам понадобились сухой песок, клей, плотная бумага или картон.
Сначала рисуем карандашом или фломастером рисунок - это может быть красивый замок, берег моря, морское дно. Можно нарисовать или приклеить вырезанные из журналов подходящие персонажи. Теперь начинается самое интересное. Те места в рисунке, где должен быть песок промазываем клеем. Пока клей не высох, чайной ложкой насыпаем песок на эти места. Песок нужно насыпать так, чтобы бумага под ним не просвечивала. Подождем, пока песок высохнет. Потом стряхнем лишний песок и шедевр готов!

«Разноцветный песок»

Нам понадобились песок, несколько баночек из-под йогурта, краски, небольшой прозрачный стеклянный сосуд с пробкой.

Эта работа требует подготовки. Сначала песок рассыпаем по баночкам (примерно на 3/4). Теперь покрасим его. Для этого разведем в баночках с водой краски, т.е. сделаем «цветную воду». Затем аккуратно зальем цветной водой баночки с песком и перемешаем как следует. Теперь подождем, пока песок снова станет совсем сухим. Когда песок высохнет, возьмем стеклянный сосуд и, постепенно заполним стеклянную посудину разноцветными слоями. Закупорим сосуд, перевяжем красивой ленточкой и оригинальный сувенир готов! Если его встряхнуть, то все слои перемешаются и получится удивительный «мраморный» цвет.

По теме «Свойства песка» было проведено комплексное занятие.

Занятие было ориентировано на решение следующих задач:

1. закрепить знания о свойствах песка

2. формировать умение узнавать и называть основные цвета

3. развивать общую и мелкую моторику

4. создать радостное настроение

Необходимое оборудование:

· скамейка, дорожка из ткани;

· мобильная песочница, сито для песка, воронка;

· 1 большая танцующая мышка;

· маленькие мышки по количеству детей;

· телеграмма;

· цветные коробочки (основных цветов);

· косточки абрикосов, зёрна белой и коричневой фасоли, горох, семечки;

· пиалы;

· нагрудные знаки с изображением зерен.

Ход занятия.

Организационный момент (Дети сидят полукругом на стульчиках).

Воспитатель:

Дети, дети – телеграмма.

Пишет нам Мышенька - мама,

Что мышата заболели,

Сыра очень захотели.

Просит нас прийти она,

Принести чуть-чуть зерна.

(Воспитатель предлагает детям собрать гостинцы для больных мышат. По ходу укладывания зёрен и косточек, уточняет их названия).

- Ребята, давайте пойдём в гости к мышке.

(Воспитатель заранее ставит скамейку, за ней кладет дорожку. Дети выстраиваются друг за другом и выполняют действия по словам воспитателя)

Наши ножки, наши ножки

По скамейке, по дорожке

Наших деток поведут,

Марик, Оля – тут как тут!

Света, Аня, не спеши,

И Алина…

Все прошли!

Основная часть.

1. Воспитатель берет в руки игрушку – Мышку и разговаривает с ней.

- Здравствуй, Мышка. Мы к тебе в гости пришли да гостинцы принесли. А где твои мышата?

- Разбежались все они, не могу никак найти.

- Давайте поможем Мышке найти её мышат.

(По группе расставлены коробочки 4 основных цветов и разных размеров).

- Ребята, а вы знаете, что мои мышата любят прятаться в коробочках? Ищите скорее коробочки и несите их на стол.

(Дети ищут и приносят коробочки, а воспитатель спрашивает у каждого ребёнка: «Какого цвета у тебя коробочка, она большая или маленькая?» Затем открывают их и достают мышат.)

- Мышка, мы мышат нашли!

Вот гостинцы вам, бери!

(Воспитатель приглашает детей к столу, и выкладывает «гостинцы» на разнос).

-Ой, здесь всё перемешалось!

Мы мышат накормим,

Всё здесь приберём.

Косточки и зёрнышки

Вместе разберём.

(У детей нагрудные знаки с белой, коричневой фасолью, горохом, косточками абрикоса).

- А косточки мышки будут есть?

- А зёрна фасоли и гороха будут есть?

- А семечки будут есть?

(Дети кормят мышат зёрнышками).

- Ешьте мышки, ешьте вволю-

Много зёрнышек на поле.

2. Работа с песком и водой.

- Мышка, где же твои мышата будут отдыхать? Где их норки?

- Нету норок у меня, помогите мне друзья.

-Ребята, сделаем норки? (Да)

(Дети подходят к песочнице наполовину заполненную сухим песком, а наполовину мокрым).

- Посмотрите, дети, как сыплется песок. А вы знаете почему он сыплется? (Он сухой)

- А какого цвета сухой песок? (Жёлтого) Я попробую насыпать сухой песок в воронку, а вы возьмите сухой песок в руки. Он сыплется? (Да)

Попробуем-ка мы набрать песок в сито. Что получается? (Песок просыпается). А можно ли построить норки из этого песка для мышат? (Нет). давайте всё же попробуем собрать его горкой.

(Вместе с детьми собирает песок горкой, он рассыпается).

- Не получается. А что нужно сделать с песком, чтобы из него можно было строить? (Полить песок водой). А где у нас мокрый песок? Давайте насыплем песок в воронки. Не сыплется? Почему? (Потому, что он мокрый). А через сито он будет сыпаться? (Нет). А почему? (Потому, что он сырой). Зато из сырого песка можно построить горку. (Дети строят горку из сырого песка, воспитатель обращает внимание на то, что песок стал тёмным).

- Мы построим норки для мышки и мышат,

Будут мышки в норке очень крепко спать.

(Кладут мышек в норки.)

- Поработали на славу, постарались от души.

А теперь помоют дружно свои руки малыши.

Заключительная часть.

Воспитатель говорит, держа в руках игрушку

-Спасибо вам, ребятки,

За норки и обед,

А я для вас станцую

И помашу вам вслед.

(Мама-мышь танцует и прощается с гостями, воспитатель предлагает детям вернуться домой).

-Наши ножки, наши ножки,

По скамейке, по дорожке,

Наших деток поведут,

Марик, Оля – тут как тут!

Света, Аня, не спеши,

И Алина…

Все прошли!

Занятие окончено.

Знакомство со свойствами глины, а также способами работы с ней детей знакомим на занятиях лепки. Когда ребенок лепит, развивается его мелкая моторика, совершенствуются мелкие движения пальчиков, что, в свою очередь, влияет на развитие речи и мышления, к тому же, лепка благотворно влияет на нервную систему в целом.

Важно помнить, что глина пачкает руки во время лепки, но зато легко смывается обычной водой. Изделия из глины легко высушить и потом расписывать их красками, из глины отлично можно лепить посудку для кукол, и даже персонажей для сказки. На занятиях по лепке из глины учим детей технике вытягивания и выщипывания - не из отдельных частей собирать предмет, а искать внутри спрятанные лапки, ушки. Для создания декораций делаем весенний лес - в лепешку из глины втыкаем веточки и прилепляем к ним листики и цветы из пластилина.

Можно из колбасок лепить буквы и цифры. Можно раскатывать тесто через кусок ткани разной фактуры, а потом на ней отпечатывать ключик или листочек, или игрушку.

Из глины можно изготовить и посуду. Что и было проделано нами на одном из занятии по теме «Лепка декоративной посуды». Данное занятие является не первым в цикле занятий по декоративной лепке, а продолжает его. Задачи, решаемые на этом занятии:

1. Учить детей изображать декоративную посуду, передавая особенности формы и росписи.

2. Творчески подходить к выполнению работы и самостоятельно выбирать способ лепки.

3. Украшать готовое изделие углубленным рельефом при помощи стеки, или налепами.

4. Закреплять навыки аккуратной лепки.

Необходимые материалы

1. Поворотные станки, стеки, влажные губки, подставки, глина на каждого ребенка.

2. Иллюстративный материал с изображением декоративной посуды, образцы декоративной посуды разного предназначения, магнитофонная запись спокойной музыки.

Ход занятия.

1. Организационный момент

Воспитатель: Здравствуйте ребята. Сегодня мы с вами продолжим знакомство с декоративной посудой. Встаньте удобно, закройте глаза и представьте, что мы перенеслись в древний мир. Представили? А теперь послушайте мой рассказ. Люди с древних времен лепили глиняную посуду. Сначала они хранили в ней разные продукты: овощи, фрукты, зерно. Но однажды один горшок стал крепким, легким, звонким, но главное он не размокал от воды. Так глиняная посуда вошла в быт первых людей. Постепенно при лепке посуды люди стали изменять форму изделий, делали кувшины с длинными узкими горлышками для воды и широкие массивные сосуды с крепкими ручками для других продуктов. Вскоре стали отбирать наиболее удачные и красивые изделия, а потом и сами стали украшать посуду разными способами. Вот, например древнегреческая ваза украшена глиной разных цветов. А еще, какими способами можно украсить посуду?

(Ответы детей: налепами, углубленным рельефом, росписью)

То есть со временем посуда стала настоящим украшением стола, а потом и жилища человека. Появились причудливые изящные вазы, кувшины разнообразных форм и размеров, т.е. появилась декоративная посуда. Что значит слово «декоративная»?

(Ответы детей: яркая, расписная, украшенная.)

Давайте рассмотрим некоторые изделия поближе. Вот перед вами разные виды посуды: вазы, кувшины, конфетницы, чаши. Нравятся они вам? Чем именно?

(Ответы детей: красивые)

Ребята, а как вы думаете, каким способом вылепили эту вазу? А эту сахарницу? и т.д.

(Выслушиваю ответы детей, дополняю, добавляю, еще раз повторяю способы лепки: вдавливание, выбирание, ленточный способ.)

Итак, сегодня мы с вами тоже будем создавать декоративную посуду, будем лепить известными способами самую разную посуду. И конечно будем украшать ее или налепами или прорисовывать узор стекой.

Рассаживайтесь за столы, кому как удобно, садитесь красиво, спину держим прямо. Подумайте, какую посуду вы хотели бы вылепить, и какой способ нужно для этого использовать.

(Ответы детей, совет, подсказ воспитателя)

Хорошо подумайте, на сколько частей вы разделите кусок глины. Самые удачные работы высушим, и вы заберете для украшения группы. Приступаем к работе, хорошо разминаем глину, делим ее на части.

(Самостоятельная работа детей, помощь, подсказ, напоминание, что перед налепами или прорисовкой необходимо тщательно загладить поверхность.)

После работы воспитатель предлагает детям вымыть руки и рассмотреть изделия вылепленные детьми, отметить наиболее удачные, выбрать для группы.

Воспитатель: А теперь давайте на минуту закроем глаза и постараемся вспомнить самые интересные моменты занятия, что вам понравилось больше всего?

(Ответы детей).

После проведения данного занятия устраивалась выставка готовых работ, они демонстрировались родителям.

Данное занятие очень интересно детям, они очень стараются при выполнении заданий, очень гордятся теми изделиями, которые изготовили своими руками, с радостью демонстрируют их родителям и друг другу.

На этом формирующий этап закончен, начинается контрольный этап.

Необходимо выяснить, что дети запомнили, хорошо ли усвоили знания, научились ли определять свойствапеска и глины, использовать их для творчества. Для этого детям задаются в конце каждого занятия детям задавались вопросы по теме, а в ходе и в конце каждого занятия воспитатель вместе с детьми формулировал выводы. При ответах детей учитывались не только их правильность, но и активность детей, их готовность отвечать. После проведения данного блока занятий выявилось, что все дети были очень активны, хорошо усвоили предложенный им материал, он не был для них труден, наоборот, вызвал большой интерес у детей, что также способствовало его лучшему усвоению.

Таким образом, согласно гипотезе нашего исследования, применение различных методов при ознакомлении семилетних детей со свойствами песка и глины возможно и необходимо только тогда, когда педагог целенаправленно включает детей в различные продуктивные виды деятельности; обучение идет через активную игровую, исследовательскую и эспериметирующую деятельность; практические занятия способствуют формированию представлений об окружающем мире. Это и доказывают проведенные нами опытно-экспериментальные занятия по общей теме «Свойства песка и глины». Следовательно, игровая, творческая и экспериментально-опытная деятельность являются необходимым элементом обучающего процесса при изучении свойств неживой природы, в частности свойств песка и глины, и должна быть включена в систему методов и приемов формирования знаний об окружающем мире у детей старшего дошкольного возраста.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Семилетний возраст является переходным от детства дошкольного к детству школьному, именно в этом возрасте уже начинается постепенная подготовка ребенка к школе. В этом возрасте происходит интенсивное развитие интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности ребенка. Развитие личности и деятельности характеризуется появлением новых качеств и потребностей: расширяются знания о предметах и явлениях, которые ребенок не наблюдал непосредственно. Детей интересуют связи, существующие между предметами и явлениями. Проникновение ребенка в эти связи во многом определяет его развитие.

Но при этом детей все же надо знакомить лишь с достаточно простыми зависимостями, в процессе познания которых существенную роль играют специфические формы мышления дошкольников, а именно наглядно-действенное и наглядно-образное мышление.

Знания в семилетнем возрасте должны становится продуктом определенных познавательных действий ребенка. При формировании новых знаний необходима и организация новых познавательных действий детей. На основе этих положений в дидактике разработаны разнообразные методы обучения: опыты, эксперименты, игры.

Старших дошкольников знакомят с доступными для данного возраста предметами неживой природы, учат самостоятельно рассматривать различные явления и производить с ними простые преобразования. К моменту поступления в школу ребенок должен иметь достаточно полные и правильные представления как о внешних свойствах предметов неживой природы, так и о некоторых внутренних связях и отношениях.

Знакомство с предметами неживой природы, в частности с песком и глиной должно отличаться по содержанию и методам от школьного обучения. Прежде всего, детей знакомят с теми фактами действительности, которые так или иначе попадают в поле зрения в быту. Ознакомление должно базироваться на живом интересе ребенка и проводиться в увлекательной форме, т есть через игры, творческую деятельность, опыты.

В настоящее время в системе дошкольного образования формируется ещё один эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира – метод экспериментирования. Современные исследователи (Иванова А.И., Куликовская И.Э., Николаева С.Н., Рыжова Н.А., Поддьяков Н.Н. и др.) рекомендуют использовать метод экспериментирования и в работе с детьми дошкольного возраста. Мы также использовали данный метод в своем педагогическом , что и отметили в данной работе.

В ходе проведенного нами опытно-педагогического исследования нами было установлено, что экспериментирование включает в себя активные поиски решения задачи, выдвижение предположений, реализацию выдвинутой гипотезы в действии и построение доступных выводов. Мы пришли к выводу, что детское экспериментирование является хорошим средством интеллектуального развития дошкольников.

Детское экспериментирование оказывает положительное влияние на эмоциональную сферу ребёнка; на развитие творческих способностей, на укрепление здоровья за счёт повышения общего уровня двигательной активности.


ЛИТЕРАТУРА

1. Акимова Ю.А. Знакомим дошкольников с окружающим миром. М.: Творческий Центр Сфера 2007.

2. Вахрушев А.А. Мир и человек. – М.: Дрофа, 1998.

3. Выготский Л.С. Проблема возраста. М.: Изд-во МГУ, 1998.

4. Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М., 2005.

5. Дыбина О.В. Творим, изменяем, преобразуем: занятия с дошкольниками. М., 2002.

6. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: развитие ребенка от рождения до семнадцати лет. М.: Изд-во РОУ, 1996.

7. Куликовская И.Э., Совгир Н.Н. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст. – М.: Пед. общество России, 2003

8. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. /Под ред. Л.Н. Прохоровой. – М.: АРКТИ, 2004

9. Перельман Я.И. Занимательные задачи и опыты. Екатеринбург, 1995.

10. Поддъяков Н.М. Умственное воспитание детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 1998.

11. Равиза Ф.В. Простые опыты. М., 1997.

12. Рыжова Н. Игры с водой и песком. // Обруч, 1997. - №2

13. Рыжова Н. Опыты с песком и глиной. Обруч, 1998. - №2.

14. Смирнов Ю.И. Воздух: Книжка для талантливых детей и заботливых родителей. СПб., 1998.


[1] Выготский Л.С. Проблема возраста. М.: Изд-во МГУ, 1998. С. 24.

[2] Кулагина И.Ю. Возрастная психология: развитие ребенка от рождения до семнадцати лет. М.: Изд-во РОУ, 1996. С. 56.

[3] Кулагина И.Ю. Возрастная психология: развитие ребенка от рождения до семнадцати лет. М.: Изд-во РОУ, 1996. С. 58.

[4] Поддъяков Н.М. Умственное воспитание детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 1998. С. 34.

[5] Кулагина И.Ю. Возрастная психология: развитие ребенка от рождения до семнадцати лет. М.: Изд-во РОУ, 1996. С. 59.

[6] Акимова Ю.А. Знакомим дошкольников с окружающим миром. М.: Творческий Центр Сфера 2007. С. 41.

[7] Акимова Ю.А. Знакомим дошкольников с окружающим миром. М.: Творческий Центр Сфера 2007. С. 42.

[8] Акимова Ю.А. Знакомим дошкольников с окружающим миром. М.: Творческий Центр Сфера 2007. С. 60.

[9] Рыжова Н. Опыты с песком и глиной. Обруч, 1998. - №2. С. 22.

[10] Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М., 2005. С. 12.

Скачать архив с текстом документа