Профессиографический анализ и психограмма профессии

СОДЕРЖАНИЕ: Профессиографический анализ: подготовка и проведение. Ошибки, возникающие при профессиографическом анализе. База данных. Интерпретация информации о профессии. Среда в профессиографическом анализе. Устранение ошибок при анализе. Составление психограммы.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

1. Вводные замечания по профессиографическому анализу………………4

2. Что такое профессиографический анализ?.................................................7

3. Подготовка к профессиографическому анализу…………………………9

а) Кто проводит профессиографический анализ?................................................9

б) Какую информацию необходимо собрать?....................................................10

в) Какой источник следует использовать?.........................................................12

4. Ошибки, возникающие при профессиографическом анализе……………15

а) База данных профессиографического анализа……………………………..15

б) Интерпретация информации о профессии………………………………….15

в) Среда в профессиографическом анализе……………………………….…...16

г) Устранение ошибок, возникающих при профессиографическом анализе..17

5. Описание работы………………………………………………………….18

6. Составление психограммы………………………………………….……….22

Заключение………………………………………………………………….........26

Список используемой литературы……………………………………………...27

Введение

Приспособление рабочих операций, обычно выполняемых здоровыми людьми, под нужды инвалидов может иногда потребовать установки сложнейшего оборудования. Но такое приспособление может быть и очень простым, например предоставление работнику возможности выполнять сидя ту работу, которая всегда выполнялась в положении стоя. Гибкость при приспособлении работы под особые нужды работников с теми или иными недостатками начинается с детального изучения того, что включает в себя определенная работа. Источником этой информации являются данные, собираемые в процессе профессиографического анализа[1] .

Почерпнутая из профессиографического анализа информация – в дополнение к созданию базиса для модификации традиционной работы, с тем чтобы ее могли выполнять работники-инвалиды, - может быть использована в самых разнообразных целях. Среди них: профессиональный рост работников, подписание коллективного договора, оценка выполнения работы, кадровое планирование, начисление заработной платы, справедливое документирование сложившейся практики трудовых отношений, а также набор, отбор, определение на должности и обучение работников. Решение отказаться от проведения формального профессиографического анализа означает лишь то, что информацию, необходимую для осуществления этих действий, получают менее систематизированным образом.


1. Вводные замечания по профессиографическому анализу

Организация – это социальная система, созданная для выполнения задач, которые людям, действующим в одиночку, выполнить не под силу. Эти задачи образуют две большие категории: производство какого-либо продукта и предоставление какой-либо услуги. Многие организации поставляют на рынок и продукцию, и услуги.

Товары или услуги (или и то и другое одновременно) – это результат деятельности организации. Они являются конечным результатом многих тысяч заданий, выполняемых членами организации. Задание – это часть работы, которая должна быть выполнена в соответствии с определенным стандартом и в течение определенного периода времени. Некоторые из заданий, выполняемых в организациях, имеют прямое отношение к производству продукции или предоставлению услуг. Другие задания имеют отношение к управлению организацией. Третий вид заданий – это задания, связанные с кадровой политикой организации.

Набор заданий, обязанностей и действий, которые должны быть выполнены отдельным работником, характеризуют определенную должность , основной строительный кирпичик организации. Должность существует независимо от того, имеется или нет человек, ее занимающий (штатный работник); она может быть введена, ликвидирована или видоизменена по желанию организации. Идентичные или аналогичные должности в организации составляют одну профессию (вид работ). Группа профессий, которые достаточно близки по характеру присущих им производственных операций и объединены с определенной целью, называется классом профессий . Связь между заданиями, должностями, профессиями и классами профессий показана на рис.1[2] .

Задание Поиск историй болезни Задание Подго-товка отчетов

Задание

Под-шивка историй

Задание

Ответы на теле-фонные звонки

Задание

Регистра-ция пациен-тов

Задание

Ввод в компьютер данных о новых пациентах

Задание

Выпи-сывание счетов

Задание

Вопросы страхова-ния

Профессия 1

Секретарь-машинистка

(3 должности)

Профессия 2

Секретарь-регистратор

(2 должности)

Профессия 3

Бухгалтер

(2 должности)

Класс профессий

Офисный

(канцелярский)

Рис. 1. Задания, должности, профессии и классы профессий

Верхний ряд прямоугольников на рисунке показывает различные задания, которые должны быть выполнены в офисе, занимаемом группой врачей. Каждый работник в этом офисе занимает одну должность, которая определяется основными обязанностями при выполнении некоторых из этих заданий. Должности, характеризуемые аналогичными заданиями, составляют одну профессию. Три профессии (семь должностей) достаточно близки между собой с точки зрения их основных обязанностей, и их можно сгруппировать в один класс профессий, названный здесь «офисным (канцелярским)».

Группировка, подобная показанной на рис. 1, производится на основании классификации профессий, одного из видов практического использования данных профессиографического анализа. Классификация профессий – это далеко не механический процесс. Насколько профессии должны быть схожими, чтобы их включить в одну группу? Следует ли придавать большее значение схожести по каким-то одним аспектам, чем по другим? Ответы на эти и другие вопросы будут настолько точными, насколько точны данные, на которых они основываются. Некоторые организационные психологи придерживаются мнения, что целостный подход к профессиографическому анализу, который основан на умозаключениях, касающихся содержания работы, а не на данных, адекватен для этой и других задач, имеющих отношение к работе с персоналом. Однако, по мнению большинства, предпочтение следует отдавать традиционному профессиографическому анализу[3] .


2. Что такое профессиографический анализ?

Профессиографический анализ – это процедура сбора и анализа определенных данных, посредством которой получают информацию о производственных действиях. Действия в данном случае должны быть наблюдаемыми, то есть такими, чтобы их «мог видеть, слышать или воспринимать каким-то иным образом человек, отличный от выполняющего данные действия». Трудно переоценить важность того, что профессиографический анализ ограничивается наблюдением. Чтобы данные анализа были валидными (правильными, содержательными, полезными), они должны быть надежными, то есть независимые аналитики, знакомство которых с изучаемой работой примерно одинаково, должны получать схожие результаты. Чем в меньшей степени аналитик исследует действия, которые можно «видеть, слышать или воспринимать каким-то иным образом», тем меньшей будет надежность.

Если постоянно помнить о важности наблюдаемых действий, это поможет избежать путаницы, которая иногда возникает между профессиографическим анализом и другими видами деятельности организации. Профессиографический анализ – это процесс описания только того, что должно выполняться в какой-то работе. Сам по себе он ничего не говорит о том, какой способ выполнения работы является оптимальным (планирование работы), какими качествами должен обладать человек, пригодный для выполнения данной работы (профессиональная характеристика или психограмма), насколько хорошо она выполняется в настоящий момент (оценка выполнения работы) или во что обходится организации выполнение этой работы (оценка затратности работы). Все эти виды деятельности основываются (или должны основываться) на практическом использовании данных профессиографического анализа[4] .

3. Подготовка к профессиографическому анализу

Профессиографический анализ – это процесс сбора данных. Если этот процесс осуществляется хорошо, конечные данные принесут большую пользу в деле координации функций организации, имеющих отношение к работе с персоналом. Чтобы хорошо выполнить профессиографический анализ, нужно к нему подготовится. Кто должен проводить этот анализ? Какую информацию необходимо собрать? Какой источник или источники информации должны быть использованы?

а) Кто проводит профессиографический анализ?

Профессиографический анализ проводит, как правило, персонал отдела кадров, обученный этой операции. Если специалисты, обладающие соответствующей подготовкой, отсутствуют, провести анализ и/или обучить какого-то сотрудника организации выполнению этой задачи может организационный психолог или другой внештатный консультант. Когда приходится решать, кто будет заниматься профессиографическим анализом, первостепенное значение придается наличию подготовки. Большинство методов требуют владения коммуникативными и техническими навыками. Эти методы включают в себя личные контакты со штатными работниками, и подобная ситуация может вызывать у работников чувство опасности. Многие люди до сих пор путают профессиографический анализ с хронометражем и изучением движений, которые, в свою очередь, часто воспринимаются как способ заставить людей больше работать за те же деньги.

Чувство опасности, которое могут испытывать некоторые работники, когда перед ними появляется какой-то человек и начинает обсуждать с ними их работу, может привести к тому, что они станут давать искаженную информацию. Даже когда такое чувство отсутствует, информация может быть неточной, если работники не понимают, чего от них ждут. В любом случае при профессиографическом анализе крайне важно знать, как получить информацию и какую именно.

б) Какую информацию необходимо собрать?

То, какую именно информацию следует получить, зависит от используемого метода, но собраны могут быть любой или все виды информации, перечисленные в примере 1[5] . Как было упомянуто, эта информация может помочь организации в самой разнообразной деятельности, имеющей отношение к индивидуальным работникам, управлению организацией и проведению исследований. Информация о производственных процессах может быть использована, например, при разработке программ обучения технике безопасности. Информация о месте какой-то профессии в структуре организации полезна для рекомендаций в отношении индивидуальной трудовой карьеры. Информация о производственных нормах может помочь психологам-эргономистам, занятым планированием/реорганизацией работы.

П р и м е р 1

Информация, которую можно собрать при профессиографическом анализе

1. Информация о самой профессии (работе).

А. Производственные задания.

Б. Производственные процессы.

В. Используемые машины, инструменты, оборудование, материалы.

2. Информация о результатах деятельности работника.

А. Произведенная продукция или предоставленные услуги.

Б. Производственные нормы (сроки, качество и т.д.)..

3. Информация об условиях труда.

А. Место профессии в структуре организации.

Б. Рабочий график.

В. Физические условия труда.

Г. Стимулы (финансовые и другие).

Основной вопрос при принятии решения в отношении того, какую информацию собирать при профессиографическом анализе, - уровень конкретизации данных. Некоторые виды профессиографического анализа проводятся без намерения использовать его в практических целях, но если имеется какая-то определенная цель, уровень конкретизации лучше всего определять на этой основе. Выделяют три уровня конкретизации информации, собираемой при профессиографическом анализе: задание, обязанности и характеристики или составляющие.

Если информация, полученная при анализе, будет использована для создания базовой программы профессионального обучения, она должна иметь высокую степень конкретизации. Эта информация ориентирована на выполнение задания, например: «(Работник) держит животных, пока ветеринар делает инъекции» . Средний уровень конкретизации информации ориентирован на обязанности, например: «Следит за выздоровлением животных после операции» . Эта информация более полезна при тестировании работника или оценке выполнения работы, чем при обучении, поскольку предполагается, что человеку известны основные задания, входящие в эти обязанности. В основе наименее конкретизированного уровня информации, собираемой при профессиографическом анализе, лежат основные характеристики или составляющие профессии. Возможен такой пример: «Выполняет предписанным образом определенные производственные обязанности в отсутствие непосредственного контроля со стороны руководителя» . Это предписание может относится ко множеству видов работ, поэтому для групповых форм работы оно более полезно, чем информация на основе заданий и обязанностей[6] .

в) Какой источник следует использовать?

При профессиографическом анализе могут быть собраны самые различные виды информации. Откуда поступает эта информация? В число возможных «одушевленных» источников, рассматриваемых в литературе по профессиографическому анализу в качестве экспертов по предмету исследования, входят штатные работники, их руководители и внештатные эксперты. Записи, сделанные в других целях, также являются потенциальными источниками информации. При получении определенных видов информации одни из этих источников могут быть более адекватны, чем другие. В целом достаточно опытные сотрудники (в отличие от новых работников или тех, кто работает очень давно) являются хорошими источниками получения информации о самой профессии. Наиболее важный критерий, используемый при выборе конкретного работника, таков: должность работника должна быть показательной для анализируемой профессии. Если название исследуемой профессии – «административный сотрудник», интервьюируемые работники должны выполнять обязанности, типичные для административных сотрудников. Интервью с единственным библиотекарем компании, чья должность в финансовых отчетах классифицируется как административный сотрудник, не будет удачным выбором.

Наблюдение за работой штатного сотрудника, вероятно, является для профессиографического аналитика наилучшим способом определить, что человек фактически выполняет на рабочем месте, но эта процедура имеет свои недостатки. Во-первых, она отнимает большое количество времени, а во-вторых, информация может быть искаженной; тот факт, что за ним наблюдают, может повлиять на работника, и наблюдатель не увидит обычного выполнения работы. Альтернативой наблюдению, или дополнением к нему, является интервью, хотя этот процесс также имеет потенциальные недостатки. У некоторых работников отсутствует интерес или мотивация к участию в таком интервью. Другим может оказаться трудно рассказать о своей производственной деятельности так, чтобы аналитик извлек из этого пользу.

Существует также вероятность, что во время интервью со штатным работником производственные действия будут описаны неточно по личным причинам, например, работа может быть представлена более важной, чем она является таковой на самом деле. Дополнение информации, полученной от штатного работника, информацией, предоставленной начальником, является одним из противоядий от подобной проблемы, хотя и не гарантирует ее полное устранение. Начальник может также быть более подходящим, чем работник, источником информации, касающейся результатов деятельности работника. Множество людей, работающих в крупных организациях, знают очень мало о конечном продукте или услуге, в производство которых они вносят вклад своей работой.

Другие, нежели штатный работник или его начальник, сотрудники организации могут быть более полезными источниками информации, касающейся определенных аспектов условий труда, таких как используемая в компании программа стимулирования или место данной работы в структуре организации. Кроме того, богатым источником релевантной информации могут быть записи, произведенные другими людьми. Среди вещественных источников информации, доступных профессиографическому аналитику, - видеопленки с записями выполняемой работы, документация компании, имеющая отношение к первичному планированию работы, и существующие описания работы, почерпнутые из другого источника или организации.

Одним словом, различные источники информации при профессиографическом анализе не являются взаимозаменяемыми. Одни более полезны при получении определенных видов информации, чем другие, и ни один из них не является безупречным. Профессиографическому аналитику лучше всего воспользоваться несколькими источниками как для того, чтобы собрать более полную информацию, так и для того, чтобы иметь возможность перепроверить информацию[7] .


4. Ошибки, возникающие при профессиографическом анализе

Использование данных профессиографического анализа может способствовать совершенствованию механизма принятия решений по многим аспектам работы с кадрами, но, чтобы эта потенциальная возможность была реализована, в данных должно быть минимальное количество ошибок. Существуют три основных источника ошибок: база данных, интерпретация информации базы данных и среда, в которой проводится анализ.

а) База данных профессиографического анализа

База данных анализа состоит из всей информации, которая была собрана с целью анализа работы. Как правило, чем меньше база данных профессиографического анализа, тем скорее собранная информация окажется искаженной или неполной. Например, интервьюируемый штатный работник может быть не слишком опытным и/или выполнять не весь круг заданий, фактически охватываемых анализируемой профессией. Или же он может быть не готов или не способен дать точные сведения о своих профессиональных обязанностях, или на эти сведения могут повлиять не имеющие отношения к делу его личностные ценности и наклонности. Лучшая защита ото всех проблем такого рода – множественность источников информации.

Ошибки базы данных могут также иметь место, если у экспертов по исследуемому вопросу недостаточно времени для того, чтобы завершить выполнение задания, или если выбранный метод анализа не годится для данной работы.

б) Интерпретация информации о профессии

Источниками неполной или искаженной, намеренно или нет, информации могут быть не только штатные работники или другие лица, интервьюируемые в процессе сбора данных, ошибки допускают и сами аналитики. Неопытные или плохо подготовленные аналитики также имеют свойство сосредоточивать свое внимание на том, что есть, а не на том, что должно быть. Человек, выполняющий работу, - это всего лишь один из источников информации о ней. То, что он или она делают на своем рабочем месте, - это необязательно то, что они должны на нем делать.

в) Среда в профессиографическом анализе

Среда, в которой осуществляется данный процесс, может являться источником ряда ошибок при профессиографическом анализе. Недостаток времени может заставлять одну или обе стороны выполнять все процедуры быстрее, чем того требуют правила соблюдения точности. Отсутствие интереса или чувства ответственности со стороны администраторов, начальников или штатных работников (или даже откровенное препятствование проведению анализа) также может порождать проблему. Поддержка со стороны высшего руководства крайне важна, поскольку позволяет уменьшить число ошибок, исходящих из этого источника, или избежать их вовсе.

Быстро меняющиеся технология производства, планирование работы, а также процессы слияния, поглощения и реорганизации предприятий являются другим фактором среды, увеличивающим число ошибок при профессиографическом анализе. В некоторых случаях данные успевают устареть за то время, пока организация пытается использовать их в практических целях. Этого вида ошибок невозможно избежать; его можно устранить лишь с помощью постоянного мониторинга информации о профессиографическом анализе.

г) Устранение ошибок, возникающих при профессиографическом анализе

Общая стратегия устранения ошибок, возникающих при профессиографи-ческом анализе состоит из четырех частей:

1. Использование нескольких источников информации о работе.

2. Использование, если это возможно, более чем одного подготовленного и опытного аналитика.

3. Предоставление аналитику(ам) достаточного количества времени для качественного выполнения работы.

4. Проверка и перепроверка информации и результатов.

Этот перечень являет собой предельное требование, и у многих организаций не хватает ресурсов или желания ему следовать. Помощь со стороны промышленных/организационных психологов может заключаться в дальнейшем исследовании и разработке методов профессиографического анализа, при которых менее вероятно появление ошибок, вызванных условиями его проведения[8] .


5. Описание работы

Конечно, далеко не все описания работы основываются на профессиографическом анализе. Этому есть множество объяснений, из которых главным является время и дороговизна такого анализа. Тем не менее, описания работы крайне полезны для многих связанных с персоналом функций, к которым они имеют отношение, когда эти описания создаются на основе данных профессиографического анализа.

Профессиографический анализ – это процесс сбора информации. Описание работы представляет собранную таким образом информацию в форме письменного изложения, определяющего задания, обязанности и условия труда каждой анализируемой работы. Наиболее типичное описание работы – это описательный текст объемом в три страницы, но описанием работы является далеко не любая информация о работе, представленная в письменном виде. Существуют определенные требования в отношении содержания и стиля.

Полное описание работы состоит из двух разделов. Первый содержит идентифицирующую информацию, а другой представляет собой краткое изложение производственных заданий и обязанностей. (Третий раздел, состоящий из пояснительных комментариев, необязателен.) Идентифици-рующая информация состоит (по меньшей мере) из следующих пунктов: название компании, наименование профессии, отдел и/или подразделение, к которому относится профессия, имя профессиографического аналитика и дата составления отчета. Указание источников информации, включая имена всех интервьюированных, необязательно. В разделе с кратким изложением содержания работы описываются исполняемые обязанности, условия работы, кто находится в подчинении или под чьим руководством работа выполняется, связь работы с другими видами работ и используемые машины, инструменты и методы.

Цель описания работы состоит лишь в том, чтобы передать информацию. Оно не рассчитано на то, чтобы развлекать читателя или служить образцом изящного стиля. Хорошее описание работы должно быть полным, ясным и сжатым. Существует несколько широко распространенных указаний в отношении стиля, которые помогают этого добиться:

· Используйте настоящее время: «распечатывает» , а не «распечатал» .

· Начинайте каждое предложение в описании работы с глагола действия: «распечатывает корреспонденцию» , а не «корреспонденция распечатана» .

· Используйте слово «может» , только если некоторые люди, занимающиеся этой работой, никогда не выполняют это задание.

· Используйте слово «иногда» , только если каждый человек, занимающийся этой работой, время от времени выполняет это задание.

Указания по составлению описания работы – не плод размышлений одержимого филолога. Они служат как для того, чтобы сделать более понятной коммуникацию, так и для того, чтобы было легче сравнивать описания работы, составленные различными людьми для различных видов работ. Образец описания работы, выполненного в адекватном стиле, представлен в примере 2[9] .


П р и м е р 2

Пример описания работы

Наименование работы: специалист по материальной помощи

Начальник: администратор материальной помощи

Типовые обязанности (частичные)

· Собирает и обрабатывает заявки студентов на предоставление материальной помощи.

· Рассматривает и анализирует заявки о материальной помощи и определяет необходимость такой помощи.

· Определяет вид(ы) и объем помощи, рекомендуемой в программах материальной помощи.

· Комплектует вознаграждения, уведомляет студентов и выплачивает вознаграждения.

· Следит за успехами студентов и оценивает их в целях определения дальнейшей необходимости в программах материальной помощи.

· Распространяет информацию о программах материальной помощи: помогает студентам заполнять заявки на предоставление помощи, удостоверяясь, что вся необходимая информация получена.

· Консультирует студентов по вопросам распоряжения полученными деньгами и их обязанностей как получателей материальной помощи.

· Проводит беседы с претендентами на материальную помощь и приглашает на консультации при необходимости.

· Создает, хранит и обновляет конфиденциальные досье на студентов, относящиеся к материальной помощи; вводит в базу данных всю информацию, относящуюся к материальной помощи и получателям ссуд.

· Ведет точный бухгалтерский учет вознаграждений, выделенных, пересмотренных или отмененных по всем программам материальной помощи студентам.

· Выполняет разнообразные арифметические расчеты и перерасчеты, относящиеся к материальной помощи и определению ее обоснованности.

· Выписывает приказы на материальную помощь и составляет графики выплат.

Описание работы, показанное в примере, является стандартным, практически универсально приемлемым, но традиционная форма имеет и своих критиков. Некоторые организационные психологи считают, что обычное описание работы может вводить в заблуждение, поскольку оно не показывает относительной важности каждого производственного задания или относительного количества времени, необходимого для его выполнения. Они считают, что необходимо указывать в описании работы условия, в которых выполняются производственные задания, и стандарты, согласно которым будут оценены работники, выполняющие работу. Наконец, традиционные описания работы обычно ничего не говорят о каких-либо групповых заданиях, в выполнении которых может участвовать работник.

Другой вид неадекватности в традиционном описании работы, который беспокоит многих организационных психологов, относится к использованию информации в целях тестирования, отбора и определения работников на должности. В настоящий момент организационные психологи считают, что удачное сочетание индивидуальных работников, профессий и организаций – это вопрос не только совместимости рабочих обязанностей с навыками, знаниями и способностями работника. Сюда входит также сопоставление того, в чем люди нуждаются или что они хотят иметь, с тем, что могут предложить им организация и работа. С точки зрения полного соответствия обычное описание работы дает только половину необходимой информации тем, кто занят тестированием, отбором и определением на должности. Они знают, что человек должен уметь делать на рабочем месте, но им неизвестно, что работа может предложить человеку.

Поощрения за работу (также называемые стимулами) – это результаты оценки выполнения человеком определенной работы, или его пребывания в конкретной производственной среде, или и того и другого одновременно. Поощрительный потенциал работы часто изучают с мотивационной точки зрения; это основа психологического подхода к планированию работы. Систематическое описание поощрений, предлагаемых работой и организацией, как дополнение к традиционному описанию работы – это относительно новая идея[10] .


6. Составление психограммы

В описании работы дается характеристика профессии (работы). В отличие от него психограмма дает описание человека. Это перечисление человеческих качеств, требуемых для выполнения обязанностей, детализированных в описании работы. Требования к опыту и образованию, связанные с работой специалиста по материальной помощи перечислены в примере 3[11] .

П р и м е р 3

Образец психограммы

Знание

· правил, распоряжений и их толкований, касающихся определения обоснованности просьбы студента о материальной помощи, выделяемой государством или местными органами власти;

· учебного заведения, местных организаций, услуг и ресурсов, доступных студентам;

· эффективных приемов ведения телефонных разговоров;

· эффективных коммуникативных приемов, включая умение выступать перед большой аудиторией;

· методов, приемов и процедур работы в офисе, включая работу с информационными системами и обработку электронной базы данных.

Опыт

· проведения интервью.

Образование

· по меньшей мере два года обучения в высшем учебном заведении или эквивалентное образование; предпочтительно наличие диплома;

· практический опыт, имеющий непосредственное отношение к данной работе, может заменять формальное образование.

По сравнению с составлением описания работы составление психограммы – более трудная задача, даже если она выполняется на основе информации, собранной при профессиографическом анализе. Основная проблема здесь состоит в следующем: диапазон того, в какой степени работники, выполняющие работу одинаково хорошо, демонстрируют то или иное качество, может быть очень широким. Еще более осложняет дело то, что этот диапазон может быть неизвестен, поскольку политика (или возможности) организации в определенной мере ограничивает фактический диапазон. Подобная проблема нередко возникает в тех случаях, когда профессиональная характеристика разрабатывается на логической основе – то есть когда качества, требуемые для выполнения какой-то работы, выводятся логическим образом из описания работы или на основании «здравого смысла».

Альтернативой логического подхода к профессиональной характеристике является эмпирический подход. Оценки выполнения работы сотрудниками в настоящий момент сравниваются с результатами тестирования при поступлении на работу, биографическими данными, итогами интервью и любой другой имеющейся релевантной информацией. Как только собрано достаточно данных, диапазон результатов тестов и личностные характеристики, связанные с успешной работой, могут быть конкретизированы с большей точностью, чем та, которая обычно бывает возможна при логическом методе.

Эмпирический процесс имеет по меньшей мере четыре долговременных преимущества. Во-первых, менее вероятно, что потенциально хорошие работники не будут замечены при найме, если известны в деталях фактические требования к работе. Во-вторых, традиционные критерии отбора, которые оказываются несущественными для успешной работы, можно устранить, тем самым сохраняя ресурсы организации. В-третьих, более эффективное тестирование и отбор, которые в итоге обеспечивает этот процесс, должны привести к лучшему выполнению работы со стороны персонала организации в целом. Наконец, этот процесс валидации является одним из основных при документировании практики справедливых трудовых отношений. Как и во всех областях кадровых решений, необходимо, чтобы организация могла показать, что качества, которые она хочет видеть у своих сотрудников, связаны с работой, которую те станут выполнять.

Качества, которые организация стремится найти в работниках, - это то, ради чего пишется психограмма. Чем больший упор делается на конкретность профессиональных требований, тем более полезной будет информация. Если требуется высшее образование, должны быть указаны его вид и продолжительность. Если проводится тестирование, должны быть четко обозначены верхний и нижний пределы его результатов[12] .

Психограмма, насколько это возможно, должна быть также поведенческой по своему содержанию. Логический подход к перечислению требований часто оговаривает такие условия, как «должен быть надежным» или «должен уметь разговаривать с людьми» , но эти качества нельзя наблюдать. Поведение же наблюдать можно. Для большинства характеристик типа «должен быть таким-то» могут быть найдены адекватные поведенческие заменители путем постановки вопроса: «Как можно узнать, надежен ли этот человек?» или «…умеет ли этот человек разговаривать с людьми?» . Тем самым «должен быть надежным» может превратиться в «на предыдущей работе отсутствовал на рабочем месте не более одного дня в месяц» , а фраза «четко отвечает на вопросы интервью» может заменить требование «должен уметь разговаривать с людьми» .

Профессиональные характеристики, которые нельзя изложить в поведенческих терминах, должны быть по крайней мере уточнены. Чем далее отклоняется профессиональная характеристика от наблюдаемого поведения, тем сложнее продемонстрировать ее привязку к работе, а это создает проблемы, если какое-то кадровое решение оспаривается в формальном порядке. Превосходство требований, основанных на поведении, также дает о себе знать, когда характеристику используют на практике. Во многих организациях нередки ситуации, когда некоторые из людей, занятые подбором, повышением квалификации работников и решающие подобные кадровые вопросы, знают немного или вообще не имеют представления о том или ином виде работ. В любом случае, чем меньше почвы остается для интерпретаций и домыслов, тем лучше[13] .


Вывод

Профессиографический анализ – это формальный процесс сбора данных, который позволяет получить информацию о заданиях, контексте и условиях труда, характерных для различных видов работ в организации. На основе этой информации составляются описание работы (показывающее, какие операции выполняются на той или иной работе) и психограмма (в которой перечисляются качества, необходимые человеку для выполнения данной работы).

Информация, полученная при профессиографическом анализе, является основополагающей для таких функций организации, как тестирование, отбор, обучение работников, оценка выполнения работы и документирование практики справедливых трудовых отношений.

Современные организации особенно нуждаются в качественных общецелевых методах профессиографического анализа, требующих меньше времени и навыков, чем большинство тех, что используются в настоящее время. Сейчас профессиографический анализ – это чрезвычайно дорогостоящий и трудоемкий процесс в организациях любого масштаба; накопить исчерпывающую базу данных анализа, управлять ею и ее использовать – все это часто оказывается просто невыполнимой задачей. Если сделать процесс более продуктивным, это позволит большему числу организаций использовать огромный потенциал этой информации с целью эффективного управления интегрированной системой персонала.


Список используемой литературы:

1. Шепель В. М. Управленческая психология. – М., 1993.

2. Морозов А. В. Деловая психология: Курс лекций: Учебник для высших и средних специальных учебных заведений. – СПб., 2000.

3. Практическая психология: Учебник / Под ред. М. К. Тутушкиной. – 2-е изд., перераб., доп. – СПб., 1998.

4. Абульханова-Славская К. Я. Деятельность и психология личности. – М., 1980.

5. Джуэлл Л. Индустриально-организационная психология. Учебник для вузов. - СПб., 2001.

6. Валеева Н. Ш. , Рогов Г. М. Психологические основы менеджмента. Психология успеха. – Казань, 1996.

7. Веснин В. Р. Основы менеджмента: Учебник. – М., 1997.


[1] Джуэлл Л. Индустриально-организационная психология. Учебник для вузов. - СПб., 2001. - С. 122.

[2] Веснин В. Р. Основы менеджмента: Учебник. – М., 1997. – С. 25.

[3] Веснин В. Р. Основы менеджмента: Учебник. – М., 1997. – С. 24-40.

[4] Абульханова-Славская К. Я. Деятельность и психология личности. – М., 1980. – С. 98-100.

[5] Практическая психология: Учебник / Под ред. М. К. Тутушкиной. – 2-е изд., перераб., доп. – СПб., 1998. – С. 103-105.

[6] Джуэлл Л. Указ. соч. – С. 124-125.

[7] Валеева Н. Ш., Рогов Г. М. Психологические основы менеджмента. Психология успеха. – Казань, 1996. – С. 65-71.

[8] Морозов А. В. Деловая психология: Курс лекций: Учебник для высших и средних специальных учебных заведений. – СПб., 2000. С. 123-130.

[9] Джуэлл Л. Указ. соч. – С. 129.

[10] Джуэлл Л. Указ. соч. – С. 128-131..

[11] Джуэлл Л. Указ. соч. – С. 134.

[12] Шепель В. М. Управленческая психология. – М., 1993. – С. 55-61.

[13] Валеева Н. Ш., Рогов Г. М. Указ. соч. – С. 71-76.

Скачать архив с текстом документа