Профессионально-этические основы социальной работы

СОДЕРЖАНИЕ: Анализ некоторых дилемм, возникающих в процессе профессиональной деятельности социального работника на современном этапе. Расхождение личных и профессиональных ценностей. Выбор путей решения этической дилеммы. Оценка результатов принятого решения.

Введение

Этика – это одна из философских наук, объектом изучения которой является мораль, её развитие, нормы и роль в обществе. Как отрасль философии, этика призвана на теоретическом уровне решать вопросы морали и нравственности, возникающие перед человеком в его повседневной деятельности.

Социальная работа, как особый вид профессиональной деятельности, обладает специфической, только ей присущей совокупностью идеалов и ценностей, сложившихся в процессе становления принципов и норм поведения специалистов. Будучи специализированной деятельностью, социальная работа содержит в себе неповторимые ситуации, противоречия, которые необходимо решать в самом процессе деятельности и которые нередко являются предметом этой деятельности. Это обстоятельство вызывает необходимость придерживаться в деятельности особых, более жёстких моральных принципов и норм. [1]

В настоящее время, когда социальная работа стала неотъемлемой частью жизнедеятельности государства и общества, когда социальные работники включены в политические, экономические и социальные структуры общества и общественные отношения, появилась потребность формализации этических нормативов деятельности в сфере социальной защиты населения, так как, подобно всем социальным институтам, институт социальной защиты и социальной работы выполняет одну из важнейших задач государства и общества – задачу стабилизации и сохранения социума, поддержания и гармонизации существующих общественных отношений и обеспечения условий для его дальнейшего всестороннего развития.

Ни один социальный работник не может самостоятельно устанавливать этические правила и нарушать стандарты профессии. Если профессиональные интересы не совпадают с общественными, то появляется риск подрыва профессионального авторитета социального работника. Общество и каждый человек ждут от профессионала соблюдения этических правил. Профессиональная этика социальной работы провозглашает, что все люди должны иметь равные возможности, но приоритет должен быть отдан интересам клиента. [2]

Кодекс этики социальных работников необходим для того, чтобы любая деятельность проводилась этично, с соблюдением и опорой на этические признаки, не принося вреда и ущерба кому-либо. Кодекс этики не является сводом четких правил, он является как бы сборником рекомендаций. Споры об этике в социальных науках ведутся с двух позиций – этического абсолютизма и этического релятивизма. В этическом абсолютизме существуют нормы, нарушитель – подвергается профессиональной дисквалификации; в этическом релятивизме этичность действий оценивается точки зрения конкретных обстоятельств[3] .

Многообразие функций профессиональной морали социального работника обусловлено ее высокой социальной значимостью.

Этически ориентированная социальная работа соединяет сущее с должным на основах морали и нравственности. Она не ограничивает себя абстрактными нормами и ценностями, а рассматривается в практических ситуациях, учит видеть контекст поведения и действий специалиста, выходящий за рамки чисто практических, непосредственных производственных интересов, т.е. помогает сопоставить объективное и субъективное, абсолютное и ситуативно обусловленное. Этика социальной работы изучает поведение специалиста относительно ценностных ориентации, оценивает его мотивы и результаты его действий с точки зрения добра и зла. Она подчиняется одному из важнейших этических постулатов: каждый социальный работник ответствен за зло и несчастье, о котором он знает и которое может предотвратить.

Цель работы:

- развитие навыков выявления и преодоления профессионально-этических дилемм, возникающих в процессе профессиональной деятельности.

Задачи работы:

- систематизация и закрепление полученных теоретических знаний и практических навыков в области профессиональной этики;

- определение дилеммы, с которой сталкивается специалист;

- анализ и выбор возможных путей решения этической дилеммы;

- оценка и взвешивание результатов принятого решения.

Работа состоит из введения, двух частей (теоретическая и практическая), заключения и списка использованных источников.

Теоретическая часть

Социальная работа направлена на оказание помощи, поддержки, защиты всех людей, особенно «слабых» социальных групп, испытывающих нужду в процессе своей жизнедеятельности. Поэтому, основываясь на гуманизме и нравственности, социальная работа ориентируется на ключевые элементы комплекса ценностей, сохраняющейся с незначительными изменениями в ходе всей ее истории –

1. Уважение личности клиента и его самоценности;

2. Принятие клиента таким, какой он есть;

3. Не осуждающее отношение;

4. Уважение права клиента на его самоопределение;

5. Уважение доверия клиента;

6. Уверенность в человеческую способность к изменению, росту, улучшению;

7. Умение понимать социальную природу человека, как уникального создания, однако зависящего от других людей для осуществления своей уникальности;

8. Индивидуальный подход;

9. Уважение конфиденциальности;

10. Эмпатия;

11. Эмоциональная открытость контролируемое присоединения;

12. Профессиональное развитие;

13. Обязательство работать в интересах клиента;

14. Стремление к социальной справедливости.

Это означает, что подход к жизни каждого индивида как высшему ценностному измерению дополняется пониманием того обстоятельства, что сама эта жизнь должна быть достойной человека. Каждый человек ценен своей уникальностью, которую следует учитывать и уважать.

Наиболее известная декларация о ценностях этики, которой руководствуются все современные социальные работники, это «Кодекс этики Национальной Ассоциации социальных работников», принятый в США в 1997 году. Принципы и ценности, содержащиеся в Кодексе, являются как предписывающими, так и запрещающими. «Принцип» определяется как основная истина, исходное положение какой-либо теории, учения, мировоззрения. Практические принципы и ценности не являются правилами, которым следует слепо или немедленно подчиняться. Профессионалу положено знать, когда, как и в какой мере могут быть сделаны исключения из правил. Но существует профессиональная обязанность действовать насколько возможно в соответствии с принципами и ценностями профессиональной деятельности.[4]

Рассмотрим ценности социальной работы, которые поднимаются в нашем кейсе.

Клиентом нашего кейса является несовершеннолетняя девочка (15 лет), которая столкнулась с жизненными трудностями и имеет ряд очень сложных проблем:

- у девочки проблемы в семье;

- девочка беременна и не знает, как поступить относительно её будущего ребёнка;

- девочка – наркоманка и не собирается бросать наркотик;

- девочка занимается проституцией, таким образом, зарабатывая на наркотик;

- девочка не посещает школу.

В рассмотренном кейсе есть ряд ценностей социальной работы, которые по ряду причин не могут быть мной соблюдены. Рассмотрим их.

Принцип «Уважение личности клиента» . Я как человек не могу поддержать свою клиентку в выборе её жизненной позиции, её образа жизни и поведения. Как человек человека я не могу уважать её личность, т. к. я считаю, что личность, которая саморазрушает себя, употребляет наркотики, занимается проституцией, не заботится о своём будущем и будущем своих близких (наша клиентка совсем не переживает о здоровье своего будущего малыша, о том, что она подвергает своих родителей административной ответственности) и сама себя не уважает, не достойна и уважения со стороны общества, т.е. и соответственно и с моей стороны тоже. Таким образом, соблюдение принципа уважения личности в кейсе теряет свою значимость.

«Уважение права клиента на его самоопределение» . Этот принцип говорит о том, что девочка, как клиент социальной работы, имеет право поступать, так как ей хочется, принимать наркотики, заниматься проституцией, действовать в соответствии со своими взглядами и убеждениями. И вне зависимости от степени рациональности (иррациональности) поступков моей клиентки я, как работник, не могут принуждать её (морально, материально, психологически, физически) следовать моей профессиональной логике. Но в конкретном нашем случае, намерения в поведении несовершеннолетней девочки, т.е. намерение не бросать наркотик, всё также зарабатывать на него проституцией, не задумываться о своей жизни и о жизни своих близких, может причинить огромной вред как ей самой (её психологическому и физическому здоровью), так и близкому ей окружению (в конкретном случае, её еще не родившемуся ребёнку, а также родителям). И я не могу допустить, чтобы клиент своими действиями, вредила себе, а также могла навредить третьим лицам. Таким образом, соблюдение 4 принципа социальной работы также ставится под вопрос.

« Уверенность в человеческую способность к изменению, росту, улучшению» – ещё один из принципов социальной работы, который рассматривается в нашем кейсе. Очень важно при работе с клиентом верить в него, верить в положительные изменения, его рост, тем самым настраивая и себя и клиента на оптимистическое развитие событий, эффективное решение проблем. Но в нашем случае – этот принцип, в некоторых моментах теряет свою значимость. В нашем случае, явно известно, что девочка легкомысленно относится, как к беременности, так к остальному, что происходит в её жизни. Да, она прекрасно понимает, что она наркоманка, но она не осознаёт всего вреда от этого, и совершенно не собирается завязывать с этим делом. То есть, у меня, как у социального работника, не остаётся уверенности в том, что она захочет и сможет самостоятельно отказаться от наркотика. Эти обстоятельства убеждают меня в том, что девочка не способна к изменению, росту, улучшению. Этот принцип также не может быть соблюден при работе с клиентом.

«Уважение конфиденциальности». Я получила от своей клиентки очень много информации: о её личной жизни (о том, что она беременна, наркоманка, проститутка, не посещает школу, убегает из дома), о её жизненных планах (что она не собирается бросать наркотик). И по идее я не должна сообщать эту информацию кому либо, но с другой стороны, я не могу скрыть эту информацию, т. к. её сокрытие может нанести ещё больший вред моей клиентке, и не только ей. Могут пострадать её родители. И поэтому это ещё один принцип, через который я должна переступить.

Так как клиентом социальной работы в нашем кейсе выступает несовершеннолетняя 15 летняя девочка, очень важно отметить следующий факт: вся ответственность за действия ребёнка лежит на плечах родителей, в том числе и ответственность за совершение административных и уголовных преступлений (административная и уголовная ответственность наступает по достижению 16 летнего возраста).[5] Однако, также необходимо отметить, что наша клиентка имеет полное право (по достижению 14 летнего возраста) самостоятельно решать вопросы связанные с её личным здоровьем (Семейный кодекс Р.Ф.).[6] Эти обстоятельства необходимо учитывать при работе с клиентом и планировании своих действий относительно него.

В данном кейсе я должна выступить посредником между клиенткой – девочкой и другими специалистами такими как: медицинские работники, психологи, наркологи, юристы – для решения проблем клиентки связанные с состоянием её здоровья и наркозависимостью. А также выступить посредником между клиенткой и людьми, от которых также зависит успешность решения проблем (родители девочки; отец её ребёнка, если таковой имеется).

Я выделила следующие этические дилеммы, с которыми сталкиваюсь в данном кейсе:

- Патернализм и самоопределение;

- Расхождение личных и профессиональных ценностей;

- Конфиденциальность и частный характер сообщении;

- Распределение ограниченных ресурсов.

Патернализм и самоопределение:

Патерналистские действия включают вмешательство в желания клиентов или их свободу для их собственного блага с целью ограничить саморазрушительные действия клиента. Патернализм считает возможным обязывать клиента принимать услуги против желания или принудительно, утаивать информацию или предоставлять дезинформацию. Так же мы имеем право ограничить свободу действий клиента, если:

1) человек постоянно отказывается поступать в соответствии с принятыми в данном обществе моральными нормами;

2) действия человека в недопустимой степени подвергают риску интересы других людей;

3) действия человека нарушают закон. [7]

С одной стороны наша клиентка имеет право поступать, так как она хочет, имеет право, переживая беременность заниматься проституцией, принимать наркотики, нарушая закон, имеет право не желать отказываться от них, тем самым нанося огромный вред себе, будущему ребёнку, близким людям (т. к. ответственность за девочку понесут её родители), с другой стороны я, как специалист социальной работы, имею право совершить патерналистские действия в отношении своего клиента. И я считаю, это будет лучший вариант, так как моя клиентка выбирает неверную позицию. Если разрешить девочке поступать так, как она хочет, мы рискуем подвергнуть опасности её жизнь (так как беременность, наркомания, проституция – это огромный риск для здоровья. Возможны различные венерические заболевания, СПИД, осложнения с беременностью и многие другие последствия). А также клиентка рискует подвергнуть опасности третьих лиц, т.е. своих родителей, т. к. она своими действиями нарушает закон, а всю ответственность понесут они. Поэтому, я ограничу свободу действий своей клиентки.

Расхождение личных и профессиональных ценностей:

В основе этой группы этических дилемм лежит конфликт между моими личными и профессиональными ценностями, как социального работника. Я не поддерживаю моральные установки, ценности, желания и увлечения моей клиентки, как обычный человек, вне своей профессии. Моя клиентка поступает в противовес моим ценностям и убеждениям. Я считаю занятие проституцией наркоманией очень низким и грязным делом. А также я, как человек, совершенно не понимаю поведение родителей в отношении моей клиентки. Почему они так всё запустили в воспитании своей дочери, почему, если у них возникли на этот счет проблемы, вовремя не обратились в соответствующие органы? Но как работник социальной службы я уважаю и принимаю клиента со всеми его достоинствами и недостатками и действую в соответствии с профессионально-этическим кодексом социального работника.

Конфиденциальность и частный характер сообщения:

Эта дилемма гласит о том, что социальный работник, следуя Этическому кодексу, должен сохранять сведения, полученные от клиента конфиденциально. Но в отдельных случаях социальный работник вынужден рассматривать возможность раскрытия информации, когда, например, существует угроза того, что клиент может нанести вред себе, третьему лицу.

В моём случае, действия моей клиентки: незаконное употребление наркотических средств, незаконное занятие проституцией, могут нанести вред её родителям (от административного штрафа до заключения). [8] Отсюда у меня возникает необходимость информировать девочку о границах конфиденциальности полученной мной информации и убедить её либо не подвергать опасности близких (что в нашем случае, я думаю, добровольно не осуществимо), либо самой рассказать обо всём родителям. В противном случае я сама использую информацию.

Распределение ограниченных ресурсов.

В нашем случае речь идёт о ресурсе времени. Я как, социальный работник, имею конкретный план и временные рамки работы с клиенткой. Но с другой стороны, те проблемы, которые стоят передо мной, не должны ограничиваться во времени, т. к. промедление с их решением может навредить моей клиентке. Например, если не провести своевременный мед. осмотр и сделать аборт, могут возникнуть серьёзные проблемы со здоровьем. А промедление решение проблемы наркомании и проституции, так же могут сказаться на здоровье и благополучии, как самой девочки, так и её родителей. Они могут подвергнуться санкциям со стороны закона.

Практическая часть

В данном кейсе существует ряд проблем, которые требуют решения:

1. семейные проблемы девушки;

2. проблема беременности девушки;

3. проблема наркомании девушки;

4. проблема проституции;

5. непосещение школы.

Самым эффективным видом взаимодействия при работе с клиентом является сотрудничество. Поэтому основной целью в работе с моей клиенткой на первых этапах, будет установление сотрудничества. Но, как я считаю, когда речь зайдёт о решении проблемы наркомании и решении семейных проблем девочки, мне придётся применить позицию заключения соглашения, т. к. вряд ли клиентка в этих вопросах пойдёт на сотрудничество.

Следующим моим шагом будет посредническая деятельность между девочкой и другими специалистами: медики (произвести медицинский осмотр относительно беременности), психологи (оценить психическое состояния клиентки, степень зависимости от наркотика), юристы (с целью просвещения её по вопросу наркомании и проституции, предоставить информацию, о том, кто за неё несёт ответственность).

Решение проблемы 1.

Так как мне известно, что девочка ранее убегала из дома, то я могу предположить, что у неё проблемы в семье, проблемы во взаимоотношении с родителями, и возможно, что это основная причина всех последующих её проблем. Поэтому мне необходимо разобраться в этом. Мишенью в данном случае выступает девочка и её родители. Мне нужно получить всю необходимую информацию.

– Возможно, что у девочки просто сложный характер, плохая компания, но родителей интересует дочь, которая плохо идёт на контакт.

В этом случае девочке необходима работа с психологами. Необходимо наладить контакт между ребёнком и родителями. Я предполагаю, мне придётся приложить максимум усилий, чтобы убедить девочку пойти на контакт с родителями при содействии специалистов. Как раз в этом случае мне придётся применить позицию заключения соглашения. А также мне будет необходимо убедить девочку рассказать о своих проблемах её родителям. Я могу сказать клиентке, что в любом случае, рано или поздно они об этом всё равно узнают, от знакомых, либо от школьных работников (ведь она не посещает школу), и что родители помогут ей справиться с трудностями. Можно привлечь юриста, который объяснит девочке, что вся ответственность за неё лежит на плечах родителей.

– А возможно, родители уделяют воспитанию дочери мало времени и поэтому она запущена. В этом случае придётся проделать много работы для восстановления гармонии в семье. А пока можно предложить девушке пожить в специальном реабилитационном центре для решения её проблем.

Решение проблемы 2.

В нашем случае девушка (мишень) не имеет определённой позиции по поводу планов относительно её будущего ребёнка, что свидетельствует о том, что она не исключает возможности родить, но также не исключает возможности аборта.Поэтому в данном случае мы имеем возможность направить клиентку в нужное русло.

Так как наша клиентка наркоманка (т. к. она уже имеет определённую степень физической зависимости, следовательно у неё имеется некий стаж наркомании), да к тому же она занимается проституцией, вероятнее всего, плод развивающийся в ней имеет отклонения. Более подробную информацию об этом нам дадут медики. И в связи с тем, что девушке необходимо лечение от наркозависимости (т. к. для прерывания беременности сроком более 12 недель (а у нашей клиентки 16 недель) необходима социальная причина или медицинские показания, то эти обстоятельства – наркомания и лечение, могут учитываться, как медицинские показания)[9] , т.е. ряд медицинских процедур с применением различных медикаментов, возможно, переливание крови, эти обстоятельства ещё более усугубляют риск рождения, хотя есть огромный риск не вынашивания, неполноценного ребёнка. А также рождение ребёнка в таком возрасте – это огромный риск для здоровья моей клиентки. Все исследования отмечали, что легальные медицинские аборты сопряжены с меньшим риском для женщин, чем вынашивание ребенка полный срок и роды.[10] Также моя клиентка не готова психически стать матерью, т. к. её не беспокоит состояние здоровья её плода, она как принимала, так и собирается дальше принимать наркотик. К тому же моя клиентка не имеет личных средств к существованию и не может являться родителем своему ребёнку до достижения 16 лет (до этого времени опекунами ребёнка должны быть родители несовершеннолетнего).[11]

Исходя из всего вышесказанного, лучшим вариантом для моей клиентки будет сделать аборт, т. к. данная позиция причинит моей клиентке меньше вреда. Поэтому моей задачей будет убедить девушку сделать аборт.

Так как моей клиентке 15 лет, по закону она вправе сама распоряжаться своим здоровьем, [12] поэтому информировать, или не информировать родителей по данной проблеме решает сама клиентка.

Решение проблемы 3.

Эта проблема заключается в том, что девушка (мишень девушка и её родители) не собирается бросать употреблять наркотик. Неоспоримым фактом является то, что такое решение девушки является неправильным и может нанести ей огромный вред.

В нашем случае необходимо посредничество с психологом и наркологами. Моей главной задачей будет убедить девушку отказаться от наркотика и принять решение о лечении наркозависимости в специализированном учреждении. Я могу предоставить моей клиентке ту информацию, которая заставит её задуматься. Например:

– что когда ей исполнится 16 лет, а это будет менее, чем через год, всю ответственность за свои действия будет нести она, и только она. И что, если её застанут за принятием наркотика, она понесёт наказание по закону, от принудительного лечения, в какой-либо клинике, где к ней будут относиться, как к преступнице, вплоть до тюремного заключения в колонии для несовершеннолетних.[13]

– сказать ей (по обстоятельствам, если её заботят родители, или она их боится), что сейчас, в случае, если её поймают, вся ответственность за её правонарушения ляжет на родителей, и это не лучшим образом отразится на ней самой;

– также необходимо привлечь психолога для воздействия на девочку психологическими методами;

– использование шоковой терапии.

И так как девочка находится в возрасте, когда подросток способен поддаваться мнениям старших, я убеждена, что девочка согласится. А также, если у девочки родители, заинтересованные в благополучии своего ребёнка (адекватные), моей задачей будет убедить девочку обо всём рассказать им, т. к. они смогут обеспечить дочери более эффективное лечение в частной клинике.

В случае, если девочка согласится на лечение, но откажется говорить родителям, я приму решение пренебречь принципом конфиденциальности в пользу благополучия клиентки (опираясь на положение Этического кодекса – благополучие клиента превыше всего). Так как родители, смогут обеспечить своей дочери более эффективное лечение в частной клинике, нежели она получит его бесплатно в к-л наркологической клинике, которое будет менее эффективное.

Если же девочка будет против лечения и против того, чтобы говорить родителям, моей задачей станет как можно компетентнее предоставить полученную информацию родителям (опять же опираясь на положения Этического кодекса:

– благополучие клиента превыше всего;

– риск навредить 3 лицу (родителям)). И вместе с ними действовать далее. В любом случае, даже если после этого, девочка откажется от моих услуг, как от специалиста, родители будут в курсе дела и смогут помочь ей самостоятельно. А это самое главное.

Если же родители девочки не заинтересованы в воспитании дочери, уделяют ей мало времени и у них очень негативные отношения, лучшим вариантом будет скрыть полученную мной информацию, т. к. это сможет навредить моей клиентке ещё больше. Мне придётся всеми силами самостоятельно убедить девочку лечиться, возможно, используя тактику заключения соглашения.

Решение проблемы 4.

Мишенью выступает сама девушка. Поочерёдно решая вставшие перед нами проблемы, решение проблемы проституции отпадёт сама собой. Так-так излечившись от наркозависимости, девушке больше не надо будет зарабатывать на наркотики деньги. Но всёже необходимо провести медицинское обследование, устранить возможные проблемы в этом плане и провести курс психологической реабилитации клиентки с помощью психолога.

Решение проблемы 5.

Мишенью в данном случае выступит учебное заведение, в котором обучается моя клиентка, и, возможно, родители.

В связи с лечением девушки, на это вероятнее всего уйдет не одна неделя, лучшим вариантом для неё будет не бросать школу, а окончить её по вечерней программе. В этом случае мне придется, как представителю интересов клиентки, уладить возникшие у неё проблемы. При этом необходимо соблюдать принцип конфиденциальности. Или, если у семьи есть такая возможность, нанять репетитора и вести обучение вне школы. Как специалист, я могу оказать содействие по поиску педагога (ов).

Потом, по истечению определённого времени, девушка по своему желанию сможет восстановиться на дневное обучение.

Оптимальный способ решения проблемы:

Необходимо наладить контакт между ребёнком и родителями. Лучшим вариантом для моей клиентки будет сделать аборт, т. к. данная позиция причинит моей клиентке меньше вреда. Поэтому моей задачей будет убедить девушку сделать аборт. Необходимо убедить девушку лечиться от наркозависимости и обо всём рассказать родителям самой. В противном случае, (если родители адекватные) пренебрегаем принципом конфиденциальности, ради благополучия клиента. Устроить девушку в вечернюю школу, либо посодействовать в поисках репетитора.

Проведя данную работу с клиентом я, как социальный работник смогу приобрести новые навыки, повысить свой профессионализм и возможно привнести, что-то новое в свою профессию.


Заключение

Долг и ответственность перед обществом и государством требуют от социального работника в первую очередь использования всех его профессиональных знаний и навыков, таланта и душевных качеств в интересах общества и государства, – т.е. следования социальным работником установлениям принятой государством социальной политики. Долг предполагает выбор приоритетов деятельности и способов ее осуществления на основании понимания им (работником) целей и задач профессии, институциализированной обществом и государством, а также социального содержания его деятельности.

Социальная работа, как особый вид профессиональной деятельности, обладает специфической, только ей присущей совокупностью идеалов и ценностей, сложившихся в процессе становления принципов и норм поведения специалистов. Будучи специализированной деятельностью, социальная работа содержит в себе неповторимые ситуации, противоречия, которые необходимо решать в самом процессе деятельности и которые нередко являются предметом этой деятельности. Это обстоятельство вызывает необходимость придерживаться в деятельности особых, более жёстких моральных принципов и норм.

Исходя из предписанных в Этическом кодексе социального работника положений, строилась и наша работа с клиентом, основываясь на главном принципе социальной работы – все действия совершаются исключительно в интересах клиента.

Приложив максимум, усилий в реализации наиболее оптимальных и выгодных путей решения проблем, через некоторое время моя клиентка сможет социализироваться и начать новый образ жизни.


Список используемой литературы:

1) Беребешкина З.А Этика социального работника. Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 1995. – 199 с.

2) Веселкова Н. Об этике исследования // Социологические исследования. 2000. №8. – 125 с.

3) Медведева Г.П. Этика социальной работы. – М.: Владос, 2002. – 208 с.

4) Склярова Т.В. Современные проблемы профессиональной этики социальной работы: Учеб. пособие. Саратов: Сарат. гос. техн. ун-т, 2002. – 54 с.

5) Семейный кодекс Р.Ф. Глава 12. Права и обязанности родителей.

6) Кодекс РФ об административных нарушениях. Гл. 6. Административные правонарушения, посягающие на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность.

7) http://www.humanities.edu.ru/db/msg/6762

8) http://www.narkotiki.ru/jcomments_1531.html

9) http://www.narkopomosch.ru/committee/law/adm_code/

10) GRANI.RU: Досье: http://www.grani.ru/abortion/facts/law/


[1] Медведева Г.П. Этика социальной работы. – М.: Владос, 2002.– с-47.

[2] Склярова Т.В.Современные проблемы профессиональной этики социальной работы: Учеб. пособие. Саратов: Сарат. гос. техн. ун-т, 2002. с-3.

[3] --Веселкова Н. Об этике исследования//Социологические исследования. 2000. №8. стр. 111 – 113.

[4] Беребешкина З.А Этика социального работника. Учебное пособие. – М:. ИНФРА-М, 1995 г.-с.67

[5] Кодекс РФ:http://www.narkopomosch.ru/committee/law/adm_code/

[6] Семейного кодекса Р.Ф. http://www.humanities.edu.ru/db/msg/6762

[7] Склярова Т.В.Современные проблемы профессиональной этики социальной работы: Учеб. пособие. Саратов: Сарат. гос. техн. ун-т, 2002. с-11.

[8] Кодекс РФ об административных нарушениях. Гл.6.Административные правонарушения, посягающие на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность.

[9] GRANI.RU: Досье: http://www.grani.ru/abortion/facts/law/

[10] Из книги Гэри. Ф. Келлер ``Основы современной сексологии``

[11] Семейный кодекс Р.Ф. Глава 12. Права и обязанности родителей.

[12] http://www.humanities.edu.ru/db/msg/6762

[13] http://www.narkopomosch.ru/committee/law/adm_code/

Скачать архив с текстом документа