Программирование на канале ТНТ
СОДЕРЖАНИЕ: Министерство образования и науки РФ Кемеровский государственный университет Кафедра журналистики и русской литературы ХХ века Петров Алексей ЮрьевичМинистерство образования и науки РФ
Кемеровский государственный университет
Кафедра журналистики и русской литературы ХХ века
Петров Алексей Юрьевич
Программирование на канале ТНТ
Курсовая работа
Научный руководитель:
Асс. Королёва О.О.
Оценка___________
Кемерово 2004
Содержание:
Введение: ……………………………………………………………......1
Глава 1. Программирование на ТВ
1.1 Классификация передач………………………………..................3
1.2 Процесс телевизионного программирования: структура и направленность программ…………………………….…………13
Глава 2. Телевизионное программирование на канале ТНТ……………………………………………………….17
Заключение……………………………………..………...22
Список литературы……………………………………………….23
Введение
Наша курсовая работа посвящена исследованию программной политики канала ТНТ. Сегодня, когда телевидение становится всё более популярным средством массовой информации многие исследователи уделяют внимание многим вопросам, связанным с телевидением. Ведь именно электронные СМИ становятся первым и главным источником информации для большей части аудитории.
Кроме того, в последнее десятилетие российское телевидение претерпело огромные изменения: появляются новые телевизионные каналы, не только государственные, но и коммерческие, растёт количество кабельных сетей, развивается спутниковое телевидение. При таком разнообразии ТВ-каналов становится понятно, почему продюсерам так важно уделять внимание проблеме «удержания» своей аудитории. С каждым годом растёт конкуренция, и для того, чтобы не потерять зрителя, руководители телеканалов стараются грамотно выстроить свою программную политику. Именно с этим связана актуальность выбранной нами темы. Итак, программирование – это:
- один из способом организации и максимизации аудитории, «продаваемой» рекламодателю.
- Также П. понимают как синоним слова программа – совокупность передач, или планирование – аранжировка и вёрстка программы.
Цель нашей курсовой работы определить программную политику канала ТНТ. ( Выяснить, какая аудитория у канала ТНТ).
Задачи:
1) Определить термин «программирование»
2) Выяснить историю появления П. в нашей стране.
3) Выявить классификацию программ по их основной функции и направленности
4) Исследовать процесс ТВ-программирования.
5) Выяснить типы вёрстки, используемые на канале ТНТ
6) Определить возрастные рамки аудитории ТНТ
Источник материала – телевизионная программа канала ТНТ.
Выбор данного телеканала не случаен: ТНТ ярче всех демонстрирует то, как, переняв американские принципы вёрстки, канал, чей рейтинг и популярность были предельно низкими, в короткие сроки стал одним из самых популярных. Изменилась программная политика, и его рейтинг увеличился в несколько раз.
Глава 1
Правила британской Комиссии по независимому ТВ предписывают обязательный показ в неделю не менее 1,5 часа качественных информационных программ (новостей), 10 часов детских программ и 2 часов религиозных программ. Ограничена демонстрация насилия и секса.
Наше государство не способно финансировать даже собственные каналы, они живут за счет рекламы – следовательно, не являются вполне государственными1 .
В законе РФ о СМИ термин «программа» трактуется устаревшим образом как «совокупность периодических сообщений материалов», имеющих «постоянное название» и выходящих в эфир «не реже одного раза в год».
«Программа» - синоним слова «передача» или «фильм». Программа м.б. регулярной либо одноразовой, «специальной».
Телерадиопрограмма – это единица вещания, отдельное законченное произведение журналистики или искусства, обозначенное отдельной строкой в плане вещания, т.е. в расписании передач.
Представим классификацию передач по их основной функции и направленности:
1. Информационная (новостная) программа – регулярное сообщение о текущих событиях, состоящее из 8-14, иногда до 20 эпизодов. По мере необходимости в передаче м.б. использован «негатив», но баланс «негатива» и «позитива» не должен оставлять ощущения безысходности. Новостные программы – «лицо» любой телекомпании, опорные точки вещательного дня.
2. Специализированная новостная информационная программа – набор новостей одного профиля (мода, результаты спортивных соревнований, сельское хоз-во, криминал).
3. Информационно-аналитическая программа – еженедельное или ежемесячное (а иногда и ежедневное) комментирование событий, имеющих значение для аудитории и откровенно субъективная их трактовка. Функция – формирование общественного мнения
4. Публицистическая программа – произведение журналистики, ставящее перед аудиториейреальные социальные проблему на конкретных примерах и призывающее к их решению. Такая программа формирует общественное мнение, но не обязательно связана с последними событиями. Жанры – от студийной беседы до телеочерка.
Признаки качественной публицистической программы:
- Новизна и оригинальность не только фактов, но и идей.
- Стремление реально помочь в адаптации к новым условиям общественной жизни.
- Утверждение социального согласия, перевод конфликтов в план конструктивного обсуждения.
- Выдержанность стиля, чёткой композиции, логика изложения.
- Образность видеоряда, культура видеосъёмок и монтажа.
5. Познавательно-развлекательные программы. Чаще всего создаются в форме ток-шоу. Особого таланта и такта требуют юмористические обозрения текущих событий.
6. Культурно-просветительские программы – отнюдь не лекции, но драматургически выстроенный рассказ или показдуховных ценностей, созданных человечеством. Такая программа м.б. посвящена фактам из истории науки или искусства, музыки, а также современным поисках в этих сферах.
7. Детские программы – система направленных программ, адресованных зрителям дошкольного, младшего школьного, подросткового и юношеского возраста. Цель – всестороннее образование и воспитание, социализация подрастающего поколения. Форма – непременно увлекательная. Жанры: здесь и телеконкурсы типа «Умники и умницы», и информационно- публицистические прграммы типа «До 16 и старше», и инсценировки сказок, и фильмы – художественные и мультипликационные, юмористические типа «Ералаш», приключенческие, научно-популярные.
8. Религиозные программы – это могут быть трансляции богослужений, специальные телевизионные и радиопроповеди, беседы журналистов со священнослужителями.
9. Спортивные программы: полные трансляции матчей или подробные репортажи о них, анализ побед и поражений спортсменов.
10. Художественные (игровые) кинофильмы.
11. Многосерийные фильмы: Функция – дешёвое (в прямом и переносном смысле) развлечение.
12. Откровенно – развлекательные программы: без видимых социальных целей, эстрада, цирк, лёгкая музыка, игры типа «Угадай мелодию», «Поле чудес».
13. Рекламная функция может присутствовать во всех вышеперечисленных программах (кроме новостных), но для собственно рекламных программ (наборов клипов, «сюжетов», кадров) есть особое время, выделяемое иногда специальной заставкой, объявлением. Не принято прерывать рекламой детские и религиозные программы.
Социально - значимыми программами можно признать:
--- информационные программы (пункты 1,2,3)
--- публицистические программы (пункт 4)
--- познавательно – развлекательные программы (пункт 5 )
--- культурно – просветительские программы (пункт 6)
--- детские программы ( пункт 7).
Некоторые понятия:
--- рубрика – постоянный элемент информационной программы
--- цикл – способ организации публицистических, культурно – просветительских и детских программ
--- серия – обозначение однородных, взаимосвязанных художественно – игровых программ, в том числе фильмов
--- канал – фиксированная стандартная полоса частот, на которой работает передатчик радиостанции или телецентра; совокупность радио и телепередач, объединённых творческим замыслом, направленностью на однородную аудиторию, а иногда и личность ведущего.
Необходимо ещё раз подчеркнуть, что программы объединяются не по жанрам, не по месту производства или приобретения, а по своей направленности, по социальным функциям, по смыслу воздействия на зрителя, а показатели рейтинга и «доли» имеют не решающее, а вспомогательное значение.
Обратимся к предпосылкам программирования .1 Попытаемся наметить иерархию факторов, прямо или косвенно влияющих на построение реальной программы телевидения. Мы будем исходить из того, что в любой социальной среде и на любом уровне технического развития телевидение материализуется, становясь из «вещи в себе» - «вещью для нас» (для аудитории, для общества) не иначе, как обретая определённую структуру – содержательную форму, получившую наименование «программа». Повторим: научный подход требует учитывать безусловную социальную детерминированность этой формы «публичного бытия» массовой информации.
Обращаясь к исходному м главному объекту исследования – телевизионной программе, мы определили её как «систему произведений, объединённых в некую пространственно – временную форму и адресуемых к дифференцированной массовой аудитории. Такая формулировка – скорее «рабочая», нежели теоретическая – соответствовала и уровню развития теории телевидения, и конкретным нуждам практики.
Итак, программа – реальная («материализованная») форма существования телевидения, его «публичное бытие». Иначе, как в программной форме, телевидение не существует. Но программа – это результат деятельности, «овеществлённый продукт» канала «на выходе»: управленческого аппарата и редакционных коллективов, производственно – творческих групп и вспомогательных цехов, студийной и нестудийной техники, приёмо – передающих систем и т.д. – то есть практически всего, что объемлет столь ёмкое понятие «телевидение».
Программа как продукт (или предмет) телевидения, являясь результирующей формой его деятельности, естественно предполагает процесс создания, складывающийся из различных этапов и осуществляющийся на разных уровнях. Такой процесс создания программы получил рабочее наименование «программирование». Ныне этот термин обрёл вполне официальный статус.
Таким образом, уже в сфере наиболее очевидной и изученной – на уровне технологическом, профессионально – производственном - проблема программирования предстаёт как комплексная, многоэтапная.1
Изначальная и генеральная предпосылка успеха в программной деятельности одна – это реальное выделение объекта – изучение аудитории. Её характеристика складывается по меньшей мере из трёх основных качеств, выяснение которых не представляет особого труда. Это прежде всего структурные статистические данные.
Вначале – выявление размеров общей , т.е. возможной – потенциальной – аудитории. Здесь могут быть полезны несколько величин: от населения, проживающего на территории, охваченной сигналом данного канала до количества приёмников, умноженного на среднестатистический индекс (чаще всего – на 4).
Затем, и это качественно более существенный показатель для программирования – социально-демографическая структура аудитории.1 Т.е. статистическая характеристика (микромодель) процентных соотношений, отражающих, как правило, следующие параметры: профессиональный, возрастной состав, деление по полу, по уровню образования, социальному положению, среде обитания (социокультурным условиям).
К числу научных предпосылок программирования стоит отнести структуру внерабочего (главным образом – свободного) времени .
Пожалуй, не стоит подробно аргументировать меру важности таких сведений, как преобладающее количество зрителей – пенсионеров, безработных. Или выявление свободного для просмотра времени у наиболее массовой аудитории.
Можно назвать ещё один важный аспект, который так же причинно связан с характером восприятия программы, а значит должен влиять на её построение. Это психо-физический фактор индивидуального восприятия программы.
Конечно, пропаганда – вне зависимости от канала распространения – не может брать в расчёт индивидуальные психофизиологические различия, особенности единичного восприятия. На современном этапе развития техники связи и пропагандистских методов такой подход выглядел бы утопией. Но в телевидении, где психофизиология восприятия звуко-зрительного сигнала играет особую роль, обойти этот вопрос трудно. Начиная хотя бы с того, что при восприятии телевизионного сообщения в деятельностном состоянии находится максимально число рецепторов – органов восприятия, воссоздающих целостный синтетический образ в сознании реципиента.
Телесигнал – это поток сменяющихся в пространстве и времени двухмерных образов – картинок, оцениваемых реципиентом как трёхмерные (объёмные) и обладающие эмоционально-логической связью. Весь этот процесс должен проходить при непременном условии синхронизации воспроизведения на экране и восприятия (усвоения) в сознании.
Мы заглянули, так сказать, в «микромир», определив начальный уровень общей психофизиологической проблемы восприятия программы. Здесь вопросы, соответственно крупнее, масштабнее: пределы вместимости (оптимального освоения) однотипной – по теме, жанру, изобразительному решению и т.п. – информации; природа переключаемости внимания при переходе от одного компонента программы к другому;
влияние темпо-ритмических характеристик программной структуры («макромонтаж») программы) на общий процесс её восприятия и т.д. И эти вопросы остаются пока без ответа: психология вообще не подошла к ним и в постановочном плане.
Уровни ( и – соответственно – факторы), на которых обнаруживается причинная обусловленность телевизионного программирования: идеологический, политический, структурно-статистический, социально-психологический, психофизический – представляют собой необходимый (в идеале) иерархический ряд, теоретическую основу ( или вернее – предпосылку) научно организованного процесса создания программы. Это, так сказать, «внеканальный», допроизводственный этап.
Следующая группа факторов, также обладающих детерминирующим значением, уже непосредственно связана с телевидением – его природой и характером производства. И, поскольку она включает либо достаточно изученные явления, либо специальные проблемы, лежащие вне компетенции работников программных служб ТВ, ограничимся только их перечислением.
Специфика канала – непременный учёт в процессе подготовки программы комплекса своеобразных отличительных качеств телевидения: система изобразительно-выразительных средств, характер контакта с аудиторией; преимущественная безусловность, документальность, «репортажность» телевизионного зрелища, личность на телеэкране, т.е. персонификация и т.д.
Степень совершенства телевизионной техники – общий уровень её развития: приёмо-передающие средства, характер и способы ретрансляции и т.д.
Штат студии и творческий уровень коллектива , соотносимый со способностью к выполнению конкретных – документалистских и художественно-игровых задач, намечаемых в программе.
Как производное – система освоенных жанров , характер варьирования ими в рамках программной структуры.
Реальная техническая база студии: площадь павильонов, репетиционных помещений, вспомогательные цехи, передвижные телестанции, количество каналов и т.д.
Организованный уровень производства : руководство – управление, ритмичность, принципы планирования, отчётность и т.д.
Материальные средства : характер и способы финансирования, фонды кино- и ферромагнитной плёнки и т.д.
Объём вещания и возможности( либо принципы, традиции) распределения экранного времени.
Характер координации и коопереации деятельности с другими телестудиями в стране и мире. Обмен программами – как в форме прямых ретрансляций, так и готовых передач; эпизодические либо периодические включения в программу; принципы совместного производства и планирования и т.д.
Процесс телевизионного программирования: структура и направленность программ
Программирование – последовательный, поэтапный процесс создания телевизионной программы.1
В настоящее время можно считать устойчивой тенденцией в организации телевизионного производства большинства ТВ студий мира, предложенный ещё в 1965 г. принцип годичного двухсезонного программирования. Следовательно, программа вписывается в контекст естественного темпо-ритма времени.
На телевидении практически непрерывно обнаруживается двуединый процесс: подготовки и выпуска (разумеется, на разных этапах) программы. И, поскольку процесс устремлён в будущее, логично начальный этап программирования и определить как прогнозирование.
В коммерческом ТВ, где программа и её структурные элементы – прежде всего товар, генеральная цель её производителей – получение максимальных прибылей. Цели прогнозирования практически замыкаются на определении массового спроса «среднестатистического потребителя». Эти цели вполне укладываются в известную формулу Гарольда Лассуэлла, совпадая в итоге с её пятым, завершающим элементом «с каим эффектом». А результаты выявленной обратной связи в конечнов счёте переводятся в деньги – размеры предвидимой прибыли.
Но обратимся к практике программирования, абстрагируясь от социального статуса ТВ. Итак, план, который кладётся в основу телевизионного производства, естественно, должен опираться на реальное движение жизни, на предвидимое развитие основополагающих процессов, возникновение новых явлений в экономике, политике, культуре и т.д.
Первые – исходные сведения о том, что непременно будет полтора-два года спустя (а именно таковы сроки начала прогнозирования будущего ТВ-сезона) с протокольной точностью даёт календарь: исторические даты, юбилеи, традиционные праздники, планируемые политические события и т.п. Поэтому календарные даты первыми попадают в план – прогноз.
Как показывает практический опыт, подготовка прогностических материалов – процесс двусторонний. Т.е. идущий в двух направлениях: снизу, от редакций и отделов (журналистские предложения) и сверху – от специализированных структур – органов планирования и выпуска программ.
Конкретизация и отбор реального материала по существу является логическим переходом к следующему этапу программирования – перспективному планированию .
Здесь основная задача состоит в вычленении ключевых проблем в каждой из сфер общественного развития, в определении главных пропагандистских кампаний, в актуализации репертуарной политики телетеатра и телекино – анализе возможностей показа готовых произведений и утверждении материала для создания произведений собственно телевизионных.
Телевидение на выходе к аудитории, как и любое средство массовой информации ограничено пространственно – временными рамками. Опыт программирования показал, что сколько – нибудь чёткое структурирование (композиционная организация) программ невозможна без некоего «типового проекта». Такой предварительный контур общей структуры телевидения и был нами назван «архитектурным проектом программы». Такой «архитектурный проект» получил, как и на радио, в практике телевидения название «сетка вещания». Анализ программных сеток может дать обширную информацию, способствующую, в итоге, определению также и пропагандистского потенциала студии. Иначе говоря, выявлению (чаще скрытой, нежели явной) программной политики.
Здесь важно особо отметить, что сетка отражает уровень организационной деятельности студии: с одной стороны – степень владения принципами и процедурой планирования, с другой – возможность согласованной деятельности всех звеньев творческого производства. Показателями в данном случае могут служить:
--- жанрово – тематические соотношения – пропорции в рамках общей структуры программ.
--- общая адресная направленность, степень отражения социально – демографической структуры аудитории («групповой модели»),
конкретизация по месту и времени – учёт преобладающих контингентов зрителей, «движение» аудитории на протяжении программного дня;
--- соотношение спорадических (разовых) и периодических (серийных) компонентов программ;
--- характер координации и конкретные формы кооперации с другими телевизионными студиями;
--- временная ритмичность: отражение в сетке последовательно повторяющейся структуры недельной, двухнедельной либо месячной программы на основе чередования основных её элементов.
Но программа, будучи формой не только пространственной, но и временной организации содержательного материала, требует – на следующем этапе – чёткого выражения в календарном планировании . 1 Календарные планы студий – квартальные, месячные, недельные - это уже плановое оформление конкретных телевизионных произведений в жанрах, т.е. именно той продукции, которой экран обращается к своей аудитории. Но если квартальное и месячное планирование остаётся этапом внутристудийной организации производства, так сказать «закрытой структурой», то телевизионная неделя – структура открытая. Именно недельная программа – содержательная форма «публичного бытия» телевидения, предметная реализация его функций в обществе.
Теперь обратим своё внимание на понятие «вёрстка». «Вёрстка» пришла в телевидение из давней журналистской практики, где с самого начала обсуждали композицию – подбор и расположение материалов на определённой пространственно ограниченной площади, и оформление – ориентирующее выделение их для более удобного, быстрого и чёткого восприятия потребителем информации.
Смысловая вёрстка, т.е. расположение материала по содержанию, - это первый этап конкретного телевидения. Вёрстка по содержанию – это расположение передач по разделам, имеющим точный адрес, в зависимости от преобладающего контингента зрителей в определённое время дня.
К примеру, раннее время следует отвести для всей аудитории: новости, медицинские и др. практические советы, утренняя гимнастика. Затем – раздел программы для домашних хозяек: домоводство, кулинария, педагогические советы, «семейные» мелодрамы и др., позднее – для школьников 1-й смены и, наконец, раздел, составленный из повторов наиболее значительных передач, прошедших накануне, для работников вечерних и ночных смен (но их интересы до сих пор не учитывает ни один программный канал). Вполне возможной в обозримом будущем, оптимальной представляется организация программы в блоковой структуре, т.е. составление её из 2-3- часовых «программ в программе», в которых бы повторялись бы основные жанрово – тематические компоненты и учитывалась преимущественная для данного времени суток аудитория.
Блоковая структура программы в сколько-нибудь определившемся, законченном варианте ещё не найдена практикой. Даже наиболее профессиональные студии только нащупывают новый путь от рубрики, цикла, серии к блоку, причём поиск идёт пока очень медленно. Программный блок – это относительно законченная программная единица продолжительностью в 2-3 часа, адресованная или определённой группе, или всей аудитории.
Межпрограммная вюрстка – это принцип организации одновременного вещания по нескольким каналам, главным образом, по содержанию.
Многопрограммность – одна из самых существенных тенденций современного мирового телевидения. Вслед за США и Японией повсеместный переход к вещанию по нескольким каналам наметился с середины 60-х годов и в Европе. Следует, как правило, избегать, чтобы передача одной из программ адресовалась ко всей аудитории (художественный фильм, эстрада), а остальные – к специализированной (садоводам, домохозяйкам). Основная, главным образом художественно – игровая передача (рубрика, цикл) может совпадать с аналогичными, также преимущественно художественными передачами других каналов: скажем, по одной программе – телеспектакль, по другой – повтор фильма, по третьей – трансляция оперы, по четвёртой – концерт-лекция о симфонической музыке. Итак, предлагаемый принцип межпрограммной вёрстки может быть сформулирован так: передачи, одновременно идущие в эфир по разным каналам, и адресующиеся к недифференцированной аудитории, верстаются по принципу сходства при максимальном жанровом разнообразии.
Глава 2.
Программирование на канале ТНТ.
В этой главе мы попытаемся выяснить, какая аудитория у канала ТНТ, методы её привлечения с целью повышения рейтинга и типы верстки телевизионной программы канала.
Причиной выбора для нашей работы именно этого канала стал тот факт, что за последние три года из канала, имевшего одно из последних мест в рейтинговой таблице тв-каналов ТНТ смог стать одним из первых.
Этим он обязан смене руководства и программной политики. Как мы уже отмечали, все каналы живут за счёт рекламы. А чтобы рекламы было больше и она была дороже надо иметь большую аудиторию. Сделать это можно только за счёт грамотной программной политики.
Но сначала нам необходимо узнать жанровую принадлежность программ на канале. И если мы вычислим процентное соотношение самых популярных жанров, то можно делать первые выводы об аудитории канала. Проанализировав программу передач, выделяем вот какие блоки:[1]
--- Развлекательные программы «Школа ремонта» и «Цена любви», «Москва. Инструкция по применению»
--- Музыкальные клипы
--- Познавательно-развлекательные («Обед с Дискавери»)
--- Детские – мультфильмы
--- Художественные фильмы и телесериалы
--- Комедийные шоу («Шоу Бенни Хилла», «Маски-шоу»)
--- Ток–шоу («Запретная зона», «Окна»)
--- Реалити-шоу («12 негритят», «Голод» и др.)
К нашему удивлению, это все программы, которые идут в течение дня на канале ТНТ всю неделю. Но из-за такого малого количества передач нам только легче анализировать программу передач.
Для того, чтобы узнать процентное соотношение этих блоков, вычислим количество появления за неделю в эфире каждого.
На таблице 1 приведены результаты наших вычислений:
Американский опыт поучителен для всех стран, дополняющих государственную систему вещания. Основные принципы вёрстки взяты нашими телевизионщиками у американцев, большинство ток-шоу сделаны по американским моделям и т.д. Что интересно, раньше в советском ТВ вёрстки в том виде, в каком она существует сегодня не было, как и не было принципов программирования. Это можно легко объяснить: каналов было мало, и бороться за зрителя не было смысла: всё равно все всё смотрели и так. Продолжая выяснять аудиторию канала, попутно обратим своё внимание на принципы верстки программы передач[2] :
Лид – подводка. Смысл в том, что любая передача наследует часть аудитории предшествующей программы. Соответственно предыдущая программа готовит зрителя к следующей. На ТНТ 20:00 – окна, 21:00 – 12 негритят, а в 22:00 – кино на ТНТ
Гамак – слабая передача между двух сильных: 23:30 – 12 негритят, 0:00 – Наши песни, 0:30 – Окна
Тент – Здесь всё наоборот: сильная передача вытягивает предшествующую и последующую. 17:30 – Муз. Клипы, 18:00 – Запретная зона, 19:00 – Документальный сериал. Получается, что популярное ток-шоу делится своей популярностью и с другими программами.
Блочное программирование – всё очень просто: передачи одной направленности идут блоком, одна за другой. К примеру:
11:45 – мультфильм «Пёс в сапогах»
12:05 – мультфильм «Приключения Джимми Нейтрона»
12:35 – мультфильм «Дикая семейка Торнберри»
13:00 – мультфильм «Сердитые бобры»
Лента – смысл такой вёрстки заключается в том, что каждый день в одно и то же время идут программы сходного типа. Канал как будто вырабатывает у зрителя привычку включить телевизор в определённое время и посмотреть определённую передачу.
Последние два принципа программирования Блочное и Лента – самые часто встречаемые. Бывают такие дни, когда в течение четырёх часов, т.е. с 18:00 до 20:00 может идти ток-шоу «Запретная зона», и, видимо, это обусловлено его высоким рейтингом. Это яркий пример блочного П., а что касается ленты, то тут ещё интересней. Дело в том, что каждый день, уже в течение года, с появлением ток-шоу «Окна» и «Запретная зона» в 18:00 идёт либо одно, либо другое ток-шоу. То же самое касается и других временных промежутков: каждый день с 15:00 до 16:00 можно видеть «Маски- шоу» или «Шоу Бенни Хилла». Канал надеется «приучить» зрителя к своей программной политике, включать телевизор в 22:00, и обязательно увидеть комедию и т.д. И зрителю намного проще ориентироваться в программе канала. Таким образом канал увеличивает свой рейтинг, и судя по его результатам, у него это получается.
Обратимся к исследованию аудитории канала. Как мы видим, самые часто выходящие в эфир программы на канале – детские, ток-шоу и фильмы. А ведь начальство не станет показывать часто программы, не пользующиеся успехом. Соответственно, делаем вывод о том, что эти программы действительно популярны. Тем более, это подтверждают данные социологического опроса, проведённого каналом ТНТ: [3]
1 Детские передачи.
2 «Запретная зона» и «Окна»
3 Реалити-шоу
Так как популярны именно эти программы, значит канал популярен у детей с 4 лет и более. Реалити-шоу будут интересны лицам от 18 до 30. А ток - шоу, в которых решаются «реальные жизненные проблемы» смотрят домохозяйки, которых немало в нашей стране и только что вышедшие на пенсию люди от 40 до 45. Соответственно канал охватывает аудиторию от 4 до 45 лет, что, подтверждают его социологические исследования: за период с 2003 по начало 2004 года канал имеет самый высокий индекс привлечения аудитории от4 до 45 лет. А ведь раньше ТНТ был аутсайдером. Теперь же он – один из самых популярных каналов:
Заключение.
В настоящей курсовой работе мы поставили перед собой следующие задачи: определить программную политику канала ТНТ, выявить наиболее популярные принципы программирования, выяснить популярные передачи на канале, в результате чего определить аудиторию канала ТНТ.
Итак, самыми популярными принципами верстки на исследуемом нами канале являются «Лента» и «Блочное программирование». По такому виду верстки построены наиболее популярные передачи исследуемого телевизионного канала. Например, ток – шоу «Окна» (периодичность – 3 раза в день) выходит в эфир каждый день в 17.00, 21.00. Построение по принципу «ленты» объясняется тем, что авторы передачи «приучают» аудиторию включать телевизионный приемник в одно и то же. Перед вечерним прайм – таймом в 18.00 каждый день выходят в эфир программы - «клоны»: «Цена любви», «Запретная зона». Также раз в неделю «Школа ремонта». Эти программы имеют высокий рейтинг. По «блочному принципу» построена практически вся программа ТНТ: т.е. программы, сходные по смыслу и направлению, выходят каждый день в эфир в одно и то же время. Причем, не меньше, чем три программы в блоке. Например:
11:45 – мультфильм «Пёс в сапогах»
12:05 – мультфильм «Приключения Джимми Нейтрона»
12:35 – мультфильм «Дикая семейка Торнберри»
13:00 – мультфильм «Сердитые бобры»
Помимо этих видов вёрстки канал использует и другие: «Лид», «Гамак» и «Тент». Самые популярные программы на изучаемом нами канале: детские, реалити-шоу и, конечно же, ток-шоу.
А что касается аудитории канала, то, основываясь на наших исследованиях в этой области и исследованиях социологов канала ТНТ, можем сделать вывод, что канал охватывает аудиторию от 4 до 45 лет.
Список литературы:
1. Борецкий Р.А. В Бермудском треугольнике ТВ / Под ред. Я.Н. Засурского. М., 1998.
2. Засурский И. Масс-медиа второй республики. М., 1999.
3. Кузнецов Г.В. ТВ-Журналистика: критерии профессионализма. М., 2003.
4. Назарова В.Л. Телевизионные новости России. М., 2002.
5. Федотова Л.Н. Социология массовой коммуникации. М., 2002.
- 1 Борецкий Р.А. В Бермудском треугольнике ТВ / Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова. Фак. журналистики; Под общ. ред. Я.Н. Засурского. - М.: Икар, 1998. С. 56
- 1 Кузнецов Г.В. ТВ-Журналистика: Критерии профессионализма. – М. 2003 С. 89
- 1 Засурский И. Масс-медиа – вторая республика. – М. 1999 С.67
- 1 Кузнецов Г.В. ТВ-Журналистика: Критерии профессионализма. – М. 2003 С. 87
- 1 Борецкий Р.А. В Бермудском треугольнике ТВ / Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова. Фак. журналистики; Под общ. ред. Я.Н. Засурского. - М.: Икар, 1998. С. 145
- 1 Борецкий Р.А. В Бермудском треугольнике ТВ / Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова. Фак. журналистики; Под общ. ред. Я.Н. Засурского. - М.: Икар, 1998. С 79
- [1] Кузнецов Г.В. ТВ-Журналистика: Критерии профессионализма. – М. 2003 С. 31
[2] Борецкий Р.А. В Бермудском треугольнике ТВ / Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова. Фак. журналистики; Под общ. ред. Я.Н. Засурского. - М.: Икар, 1998. – С. 202
- [3] Федотова Л.Н. Социология массовой коммуникации. – М. 2002
С. 45