Производство по административным нарушениям
СОДЕРЖАНИЕ: Глава 1. Общая характеристика производства по делам об административных правонарушениях …..….4 1.1. Понятие, правовая основа и особенности производства по делам об административных правонарушениях ..…..4Глава 1. Общая характеристика производства по делам об
административных правонарушениях………………………………………..….4
1.1. Понятие, правовая основа и особенности производства по делам об административных правонарушениях………………………………..…..4
1.2. Задачи и принципы производства по делам об административных правонарушениях. Право на защиту………………………………...……6
1.3. Участники производства по дела об административных правонарушениях………………………………………………………..…8
Глава 2. Стадии производства по делам об административных правонарушениях………………………………………………………………....9
Глава 3. Органы и должностные лица, уполномоченные рассматривать
дела об административных правонарушениях…………………………….…..21
1.1. Система органов и должностных лиц, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях………………………….21
1.2. Подведомственность дел об административных правонарушениях……………………………………………………..…..23
Заключение…………………………………………………………….…………25
Приложение………………………………………………………………………26
Список использованных источников и литературы………………….………..27
Глава 1. Общая характеристика производства по делам об административных правонарушениях.
1.1. Понятие, правовая основа и особенности производства по делам об административных правонарушениях.
Производство по делам об административных правонарушениях – это деятельность уполномоченных субъектов по применению административных взысканий, осуществленная в административно-процессуальной форме. Это производство - составная часть административно-юрисдикционного процесса.
Следует отметить, что основными элементами процессуальной формы являются группы норм, закрепляющих:
· цели производства;
· принципы производства;
· круг его участников, их права и обязанности;
· систему совершаемых действий, их последовательность, стадии производства;
· сроки совершения действий;
· виды и условия использования доказательств;
· подведомственность дел, властных действий;
· содержание и порядок оформления процессуальных документов;
· виды, размеры и порядок применения мер процессуального принуждения;
· порядок возмещения процессуальных расходов.
Совокупное действие этих элементов процессуальной формы создает процессуальный режим деятельности процессуальных субъектов, участвующих в производстве по делам об административных нарушениях.
Российское законодательство уже давно различает привлечение к административной ответственности в административном порядке и в судебном порядке. Важная особенность производства в том, что в нем ограничено сочетается административная деятельность и судопроизводство, роль которого в производстве по делам об административных нарушениях непрерывно возрастает.
Производство по делам об административных нарушениях в основном регулируется нормами Кодекса Российской федерации об административных правонарушениях. Субъекты Федерации своими законами вправе определять только подведомственность дел об административных правонарушениях, закрепленных их законами. Также в правовую основу производства входит ряд Постановлений Правительства Российской Федерации и актов руководителей федеральных ведомств. В нормативную основу производства входит так же ряд норм Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (статьи с 202-211) и Федерального закона «Об исполнительном производстве».
В судах общей юрисдикции дела об административных правонарушениях рассматриваются в порядке, установленном Кодексом об административных правонарушениях, а в арбитражных судах производство по таким делам в значительном объеме регулируется нормами Арбитражного процессуального кодекса.
В зависимости от объема и сложности процессуальной деятельности можно различать:
· упрощенное производство. Например, когда штраф налагается прямо на месте нарушения;
· ускоренное производство. Это когда дело возбуждает и рассматривает одно должностное лицо, когда нарушитель подвергнут задержанию или аресту;
· обычное;
· особое (усложненное). Примерами такого производства является процедура возбуждение дел, включающая административное расследование, рассмотрение дел арбитражными судами.
По субъекту ответственности необходимо различать производства по привлечению к административной ответственности физических лиц (как совершеннолетних, так и несовершеннолетних) и юридических лиц.
1.2. Задачи и принципы производства по делам об административных нарушениях. Право на защиту.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения внесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений[1] .
При производстве по указанным делам решаются две связанные между собой задачи: юрисдикционная (справедливое решение дел) и профилактическая (предупреждение новых правонарушений, побуждение к исполнению обязанностей).
Административная часть производства – это разновидность административной деятельности, в нем действуют принципы эффективности, законности, оперативности. Такие принципы присущи и административному производству. Они общие.
Так же существуют специальные принципы производства по делам об административных правонарушениях. Кодекс об административных правонарушениях закрепил презумпцию невиновности[2] для лиц, привлекаемых к административной ответственности.
Настоящий Кодекс об административных правонарушениях более полно регламентирует процессуальную форму производства по этим делам, чем ранее КоАП РСФСР. Анализ поправок, внесенных в КоАП РФ, свидетельствует, что процессуальная форма производства по делам об административных правонарушениях развивается и совершенствуется.
Право на защиту – реализуется предоставлением лицу, привлекаемому к ответственности, необходимых правовых возможностей для доказывания своей невиновности, обстоятельств, смягчающих его вину, исключающих производство. Данное лицо пользуется широкими правами на всех стадиях производства: может знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства, обжаловать постановления, при рассмотрении дела пользоваться юридической помощью адвоката.
Когда говорят о праве на защиту, прежде всего, имеют ввиду лицо, которое привлекают к ответственности. Но нельзя забывать, что в процессе может участвовать и другой субъект, заинтересованный в справедливом решении дела – это потерпевший. Он так же активно может защищать свои интересы. Для этого он может заявлять ходатайства, подавать жалобы и т.д.
Право на защиту включает в себя следующие полномочия:
· требовать доказывания предъявляемого обвинения;
· лично участвовать в совершении ряда процессуальных действий. Например, в осмотре помещений. Он должен быть извещен о времени и месте их совершения;
· получать копии основных документов, отражающих позицию субъекта власти по делу (протокола, постановления, решения по жалобе и др.);
· «быть выслушанным» (давать объяснения);
· заявлять ходатайства (о вызове свидетелей, приобщения документов и др.);
· заявлять отводы должностным лицам и экспертам;
· обжаловать действия субъектов власти;
· на юридическую помощь;
· на содействие (переводчика, законного представителя).
Важной составной частью права на защиту является обязанность должностных лиц знакомить обвиняемого, потерпевшего с их правами и обязанностями, а также вытекающая из презумпции невиновности их обязанность доказать вину лица, привлекаемого к ответственности.
1.3. Участники производства по делам об административных правонарушениях[3] .
Всех субъектов производства по делам об административных правонарушениях можно поделить на три группы:
· участники, способствующие объективности производства по делам об административных нарушениях, процессу доказывания по делу, - свидетели, понятые, специалисты, эксперты, переводчики. Их участие в деле – важная гарантия объективного разбирательства. Такую команду, которая обеспечивает объективность, можно назвать судейской командой.
Понятой - не заинтересованное в исходе уголовного дела лицо, привлекаемое дознавателем, следователем для удостоверения факта производства следственного действия, а также содержания, хода и результатов следственного действия.
Эксперт – лицо, обладающее специальными познаниями в науке, технике, искусстве или ремесле, достаточными для проведения экспертизы и дачи экспертного заключения.
Потерпевшим является физическое лицо или юридическое лицо, которым административным правонарушением причинен физический, имущественный или моральный вред.
Глава 2. Стадии производства по делам об административных правонарушениях.
Деятельность участников административного процесса развивается во времени как последовательный ряд связанных между собой процессуальных действий по реализации и прав и взаимных обязанностей. Процесс проходит несколько сменяющих друг друга фаз развития, или стадий.
Под стадией следует понимать такую сравнительную часть производства, которая, наряду с его общими задачами, имеет свойственные только ей задачи.
Стадии отличаются друг от друга кругом участников производства. На каждой стадии совершаются разные действия. Решение задач каждой стадии оформляется специальным процессуальным документом, который подводит итог его деятельности. После принятия такого акта начинается новая стадия.
Стадии связаны между собой; последующая, как правило, начинается лишь после того, как закончится предыдущая, на новой стадии проверяется то, что было сделано раньше.
Производство состоит из четырех частей:
· возбуждение и расследование дела[4] ;
· исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях[5] .
1). Возбуждение и расследование дела.
Поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются[6] :
· непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения;
· поступившие материалы из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения;
· сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в СМИ, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.
Дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента:
· составления протокола при осмотре места совершения административного правонарушения;
· составления первого протокола о применении мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении,;
· составления протокола об административном правонарушении или вынесения прокурором постановления о возбуждении дела об административном правонарушении;
· вынесения определения о возбуждении дела об административном правонарушении при необходимости проведения административного расследования;
· оформления предупреждения или с момента наложения административного штрафа на месте совершения административного правонарушения в случае, если протокол об административном правонарушении не составляется;
· вынесения постановления по делу об административном правонарушении.
Итак, при выявлении факта правонарушения и правонарушителя уполномоченное на то лицо (например, сотрудник милиции)
вправе:
· подвергнуть административному наказанию нарушителя на
месте, без составления протокола;
· составить протокол на месте, если правонарушитель оспаривает налагаемое на него наказание или если составление протокола
является обязательным;
· доставить правонарушителя в милицию, другой государственный орган для составления протокола при невозможности составить
его на месте, если составление протокола является обязательным.
При составлении протокола[7] об административном правонарушении в нем указывается: дата и место его совершения; должность,
фамилия и инициалы лица, составившего протокол; сведения о личности нарушителя; место, время совершения и существо административного правонарушения; нормативный акт, предусматривающий
ответственность за данное правонарушение; фамилии, адреса свидетелей и потерпевших, если они имеются; объяснение нарушителя;
иные сведения, необходимые для разрешения дела.
Протокол подписывается лицом, его составившим, и лицом, совершившим административное правонарушение; при наличии свидетелей и потерпевших протокол может быть подписан также и этими лицами.
В случае отказа лица, совершившего правонарушение, от подписания протокола в нем делается запись об этом. Нарушитель вправе
представить прилагаемые к протоколу объяснения и замечания по
содержанию протокола, а также изложить мотивы своего отказа от его
подписания. При составлении протокола нарушителю должны быть разъяснены его права и обязанности, предусмотренные ст. 28.2 КоАП РФ, о чем делается отметка в протоколе. Кроме того, в соответствии с этой же статьей ему должна быть вручена копия протокола по его просьбе,
а также по просьбе потерпевшего.
Сроки составления протокола об административном правонарушении[8] :
· Протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения.
· В случае если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела либо данных о физическом лице или сведений о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении, протокол об административном правонарушении составляется в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения.
· В случае проведения административного расследования протокол об административном правонарушении составляется по окончании расследования в сроки[9] .
Административное расследование проводится если осуществляются экспертиза или иные процессуальные действия, требующие значительных временных затрат, по месту совершения или выявления административного правонарушения. Его срок не может превышать один месяц с момента возбуждения дела об административном правонарушении, который в исключительных случаях может быть продлен вышестоящим должностным лицом на срок до одного месяца, а по делам о нарушении таможенных правил - на срок до шести месяцев.
По окончании административного расследования составляется протокол об административном правонарушении либо выносится постановление о прекращении дела о нем. Протокол направляется субъекту административной юрисдикции, уполномоченному рассматривать дело, в течение суток с момента его составления. Протокол об административном правонарушении, влекущий административный арест, передается на рассмотрение судье немедленно после его составления (вынесения прокурором).
2). Рассмотрение дела – вторая стадия производства.
Субъекты юрисдикции в порядке подготовки к рассмотрению дела выясняют[10] : относится ли к их компетенции рассмотрение дела; имеются ли обстоятельства, исключающие рассмотрение ими дела; правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, относящиеся к делу; а также правильно ли оформлены другие материалы дела; имеются ли обстоятельства, исключающие производство по делу; достаточно ли имеющихся по делу материалов для его рассмотрения по существу; имеются ли ходатайства и отводы.
Место рассмотрения дела об административном правонарушении[11] :
· Дела об административных правонарушениях несовершеннолетних рассматриваются по месту жительства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
· Дело об административном правонарушении, влекущем лишение права управления транспортным средством, может быть рассмотрено по месту учета транспортного средства.
Важное значение имеет соблюдение сроков рассмотрения дел[12] .
· Дело об административном правонарушении рассматривается в пятнадцатидневный срок со дня получения судьей, органом, должностным лицом, правомочными рассматривать дело, протокола об административном правонарушении и других материалов дела.
· В случае поступления ходатайств от участников производства по делу об административном правонарушении либо в случае необходимости в дополнительном выяснении обстоятельств дела срок рассмотрения дела может быть продлен судьей, органом, должностным лицом, рассматривающими дело, но не более чем на один месяц. О продлении указанного срока судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело, выносят мотивированное определение.
· Дело об административном правонарушении, совершение которого влечет административный арест либо административное выдворение, рассматривается в день получения протокола об административном правонарушении и других материалов дела, а в отношении лица, подвергнутого административному задержанию, - не позднее 48 часов с момента его задержания.
· Дело об административном правонарушении, за совершение которого может быть назначено административное наказание в виде административного приостановления деятельности и применен временный запрет деятельности, должно быть рассмотрено судьей не позднее пяти суток с момента фактического прекращения деятельности филиалов, представительств, структурных подразделений юридического лица, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг. Срок временного запрета деятельности засчитывается в срок административного приостановления деятельности.
Рассмотрение дела должно быть отложено в случаях :
а) поступления заявления о самоотводе или отводе судьи, члена коллегиального органа, должностного лица, рассматривающих дело, если их отвод препятствует рассмотрению дела по существу;
б) отвода специалиста, эксперта или переводчика, если указанный отвод препятствует рассмотрению дела по существу;
в) необходимости явки лица, участвующего в рассмотрении дела, истребования дополнительных материалов по делу или назначения экспертизы.
При продолжении рассмотрения дела оглашается протокол об административном правонарушении, а при необходимости и иные материалы дела. Затем заслушивают его участников в определенной последовательности: лиц, в отношении которых ведется производство, других лиц, участвующих в производстве, пояснения специалиста и заключение эксперта. Исследуются иные доказательства, а в случае участия прокурора в рассмотрении дела заслушивается его заключение.
Рассмотрение дела завершается вынесением постановления либо определения в зависимости от их оснований.
Постановления могут быть двух видов[13] :
а) о назначении наказания;
б) о прекращении производства по делу. Оно выносится при наличии хотя бы одного из обстоятельств, исключающих производство по делу, а также в случаях объявления устного замечания, прекращения производства по делу и передачи материалов дела прокурору, в орган предварительного следствия или в орган дознания, если в действиях содержатся признаки преступления.
Определение выносится:
а) о передаче дела органу административной юрисдикции, уполномоченному назначать административные наказания иного вида или размера либо применять иные меры воздействия в соответствии с законодательством РФ;
б) о передаче дела по подведомственности, если выяснено, что рассмотрение дела не относится к компетенции рассматривающего его субъекта административной юрисдикции.
Постановление по делу об административном правонарушении должно отвечать требованиям, установленным ст. 29.10 КоАП РФ. В частности, им должна определяться юридическая судьба вещественных доказательств, изъятых документов и т.д.
Постановление коллегиального органа принимается простым большинством голосов присутствовавших на заседании.
Постановление по делу объявляется немедленно[14] по окончании рассмотрения дела. Его копия вручается под расписку физическому лицу или его законному представителю, или законному представителю юридического лица, а также потерпевшему по его просьбе либо высылается указанным лицам в течение трех дней со дня вынесения постановления.
Субъект административной юрисдикции, рассматривающий дело, не может ограничиться только вынесением постановления о назначении административного наказания. При установлении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, он вносит в соответствующие организации и должностных лицам представление о принятии мер по устранению указанных причин и условий. Представление должно быть рассмотрено в течение месяца со дня его получения. О принятых по представлению мерах должно быть сообщено субъекту административной юрисдикции, внесшему его.
3). Пересмотр постановлений и решений по делу .
Постановление и решение могут быть пересмотрены по жалобе или протесту прокурора.
Обжаловать имеют право: лицо, в отношении которого ведется производство; потерпевший; законные представители физического и юридического лица; защитник и представитель.
Жалоба может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления[15] .
Постановление может быть обжаловано:
· вынесенное судьей - в вышестоящий суд;
· коллегиальным органом - в районный суд по месту нахождения коллегиального органа;
· должностным лицом - в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела;
· иным органом, созданным в соответствии с законом субъекта РФ.
Если жалоба поступила в суд и в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу, жалобу рассматривает суд.
Жалоба юридического лица, а также лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, рассматривается арбитражным судом в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.
Жалоба подается субъекту административной юрисдикции, который обязан в течение трех суток со дня поступления жалобы направить ее со всеми материалами дела в вышестоящий суд, вышестоящему должностному лицу. Жалобы на постановление о назначении наказания в виде ареста подлежат направлению в вышестоящий суд в день получения жалобы.
По результатам рассмотрения жалобы выносится одно из следующих решений [16] :
· об оставлении постановления без изменений, а жалобы без удовлетворения;
· об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление;
· об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии обстоятельств, исключающих производство по делу либо освобождение от административной ответственности при малозначительности административного правонарушения;
· об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение субъекту юрисдикции в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело; а также в связи с необходимостью применения закона, влекущего назначение более строгого административного наказания, если потерпевшим подана жалоба на мягкость примененного административного наказания;
· об отмене постановления и направления его по подведомственности.
Одной из гарантий надлежащей защиты прав граждан и организаций является проверка законности и обоснованности судебных постановлений, вступивших в законную силу. Проверяя правильность судебных решений, вступивших в законную силу, надзорная инстанция не только исправляет допущенные судебные ошибки по конкретным делам, но и оказывает большое влияние на судебную практику, обеспечивая правильное и единообразное применение судами действующего законодательства[17] .
К жалобе, протесту должны быть приложены:
· копия постановления по делу об административном правонарушении;
· копии решений по результатам рассмотрения жалоб, протестов, если такие решения вынесены;
· копия документа, которым удостоверяются полномочия законного представителя физического или юридического лица, копия доверенности или выданный соответствующим адвокатским образованием ордер, которыми удостоверяются полномочия защитника, представителя, в случае, если жалоба подписана указанными лицами;
· копия жалобы, протеста, число которых соответствует числу других участников производства по делу об административном правонарушении.
Решение по жалобе[18] , протесту выносится не позднее двух месяцев со дня поступления жалобы, протеста в суд, а в случае истребования дела об административном правонарушении - не позднее одного месяца со дня поступления дела в суд.
Повторные подача жалоб, принесение протестов в порядке надзора по тем же основаниям в суд, ранее рассмотревший в порядке надзора постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов, не допускаются.
Решение по результатам рассмотрения в порядке надзора жалобы, протеста принимается в форме постановления. По результатам рассмотрения в порядке надзора жалобы, протеста выносится одно из следующих решений:
· об оставлении постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста без изменения, а жалобы, протеста, рассмотренных в порядке надзора, без удовлетворения;
· об изменении постановления;
· об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о возвращении дела на новое рассмотрение в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело;
· об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.
Постановление, принятое по результатам рассмотрения в порядке надзора жалобы, протеста, вступает в законную силу со дня его принятия[19] .
4). Исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях – завершающая стадия производства.
Постановление по делу об административном правонарушении
вступает в законную силу[20] :
· после истечения срока, установленного для обжалования постановления, если оно не было обжаловано или опротестовано;
· после истечения срока, установленного для обжалования решения по жалобе, протесту, если это решение не было обжаловано
или опротестовано вновь, за исключением случаев, если решением
отменяется вынесенное постановление;
· немедленно, после вынесения не подлежащего обжалованию решения по жалобе, протесту, за исключением случаев, если решением
отменяется вынесенное постановление.
Постановление по делу подлежит исполнению с момента вступления его в законную силу[21] .
Постановление - индивидуальный правоприменительный акт, который с момента вступления в законную силу подлежит исполнению всеми органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами, гражданами и их объединениями, юридическими лицами.
Постановление обращается к исполнению вынесшим его субъектом административной юрисдикции, а приводится в исполнение[22] уполномоченным на то органом, должностным лицом в порядке, установленном КоАП РФ, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними постановлениями Правительства РФ.
Статья 31.5 КоАП РФ предусматривает при осуществлении процедуры исполнения постановления возможность отсрочки, рассрочки, приостановления и прекращения его исполнения.
Исполнение постановления приостанавливается в случае принесения протеста на него до рассмотрения протеста. Однако опротестование постановления об административном аресте не приостанавливает его исполнение.
Субъекты административной юрисдикции прекращают исполнение постановления в случае[23] : издания акта амнистии, если такой акт устраняет применение административного наказания; отмены или признания утратившими силу закона или его положения, устанавливающих административную ответственность за содеянное; смерти лица, привлеченного к административной ответственности, или объявления его умершим; истечения срока давности исполнения постановления; отмены постановления.
Субъект административной юрисдикции, вынесший постановление, вправе отсрочить его исполнение на срок до одного месяца при наличии обстоятельств, вследствие которых исполнение постановления о назначении наказания в виде административного ареста или в виде административного штрафа (кроме взыскиваемого на месте совершения правонарушения) невозможно в установленные сроки. С учетом материального положения лица, привлеченного к административной ответственности, уплата штрафа может быть рассрочена на срок до трех месяцев.
Постановление должно быть исполнено в установленные сроки. Оно не подлежит исполнению, если не было приведено в исполнение в течение года со дня его вступления в законную силу. Течение этого срока давности прерывается, в случае, если лицо, привлеченное к административной ответственности, уклоняется от исполнения постановления. Исчисление срока давности в этом случае возобновляется со дня обнаружения указанного лица либо его вещей, доходов, на которые в соответствии с постановлением может быть обращено административное взыскание.
При отсрочке или приостановлении исполнения постановления течение срока давности приостанавливается до истечения срока отсрочки или срока приостановления. В случае рассрочки исполнения постановления течение срока давности продлевается на срок рассрочки.
Постановление, исполненное полностью, возвращается органом, должностным лицом с отметкой об исполнении субъекту административной юрисдикции, вынесшим постановление. Но ему может быть также возвращено постановление[24] , по которому исполнение не производилось или произведено не полностью в случае, если:
· по адресу, указанному субъектом административной юрисдикции, не проживает, не работает или не учится привлеченное к административной ответственности физическое лицо, не находится юридическое лицо либо не находится имущество указанных лиц, на которое может быть обращено административное взыскание;
· у лица, привлеченного к ответственности, отсутствует имущество или доходы, на которые может быть обращено административное взыскание, и меры по отысканию имущества такого лица оказались безрезультатными;
· истек срок давности исполнения постановления.
Постановление о назначении административного штрафа может быть исполнено добровольно, а при отказе от добровольной его уплаты - в принудительном порядке.
Штраф должен быть уплачен не позднее 30 дней со дня вступления постановления в законную силу или со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки.
При отсутствии самостоятельного заработка у несовершеннолетнего штраф взыскивается с его родителей или иных законных представителей.
При неуплате штрафа в указанный срок копия постановления о его наложении направляется субъектом административной юрисдикции:
· в отношении физического лица - в организацию, в которой оно работает, учится либо получает пенсию, для удержания суммы штрафа из его заработной платы, вознаграждения, стипендии, пенсии или иных доходов;
· в отношении юридического лица - в банк или иную кредитную организацию для взыскания суммы штрафа из денежных средств или из доходов юридического лица.
В случае невозможности взыскать с физического лица сумму штрафа из указанных источников субъект административной юрисдикции направляет постановление судебному приставу-исполнителю для обращения административного взыскания на имущество, принадлежащее физическому или юридическому лицу, в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.
Если штраф взимается на месте[25] совершения физическим лицом административного правонарушения, такому лицу выдается постановление - квитанция установленного образца. Оно составляется в двух экземплярах, подписывается должностным лицом, назначившим административное наказание, и лицом, привлеченным к административной ответственности. При неуплате штрафа на месте совершения административного правонарушения производство по делу осуществляется в общем порядке.
Постановление судьи о возмездном изъятии или конфискации вещей исполняется судебным приставом-исполнителем в порядке, предусмотренном федеральным законодательством, а оружия и боеприпасов - органами внутренних дел. Реализация и конфискация вещей, осуществляется в порядке, установленном Правительством РФ.
Конфискованные экземпляры произведений и фонограмм, материалы и оборудование, используемые для их воспроизведения, подлежат уничтожению[26] , за исключением случаев их передачи обладателю авторских и смежных прав по его просьбе.
Постановление судьи о лишении права[27] :
а) управления транспортным средством, за исключением некоторых видов, исполняется должностными лицами органов внутренних дел;
б) управления трактором, самоходной машиной или другими видами техники - должностными лицами органов государственного надзора за техническим состоянием тракторов, самоходных машин и других видов техники;
в) управления судном, в том числе маломерным, - должностными лицами органов государственного надзора за соблюдением правил пользования судами;
г) на эксплуатацию радиоэлектронных средств или высокочастотных устройств - должностными лицами органов государственного надзора за связью;
д) охоты - должностными лицами органов государственного надзора за соблюдением правил охоты.
Постановление судьи об административном выдворении[28] исполняется: а) органами и войсками пограничной службы - за нарушение правил пересечения Государственной границы РФ иностранным гражданином или лицом без гражданства; нарушение режима в пунктах пропуска через Государственную границу РФ;
б) органами внутренних дел - за нарушение иностранными гражданами и лицами без гражданства режима пребывания в РФ; правил привлечения и использования в РФ иностранной рабочей силы; нарушение иммиграционных правил.
Постановление судьи о дисквалификации[29] исполняется путем прекращения управления юридическим лицом; прекращения (договора) контракта с дисквалифицированным лицом на осуществление им деятельности по управлению юридическим лицом.
Глава 3. Органы и должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях.
3.1. Система органов и должностных лиц, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях.
В КоАП РФ устанавливается система органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных как КоАП, так и законами субъектов Российской Федерации. Должностные лица органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации несут ответственность, предусмотренную федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации[30] .
Дела об административных правонарушениях, предусмотренных КоАП , рассматриваются в пределах полномочий, установленных КоАП РФ:
· судьями, они реализуют свою компетенцию единолично[31] ;
· комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав[32] ;
· федеральными органами исполнительной власти, их учреждениями, структурными подразделениями и территориальными органами.
Дела об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской федерации , рассматриваются в пределах полномочий, установленных этими законами:
· мировыми судьями[33] ;
· комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав;
· уполномоченными органами и учреждениями органов исполнительной власти субъектов Российской федерации;
· административными комиссиями, иными коллегиальными органами, создаваемыми в соответствии с законами субъектов РФ.
Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в пределах своей компетенции обеспечивают[34] :
· осуществление мер по защите и восстановлению прав и законных интересов несовершеннолетних, выявлению и устранению причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних;
· осуществление мер, предусмотренных законодательством РФ и ее субъектов, по координации вопросов, связанных с соблюдением условий воспитания, обучения, содержания несовершеннолетних;
· осуществление мер по координации деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
· подготовку совместно с соответствующими органами или учреждениями материалов, представляемых в суд, по вопросам, связанным с содержанием несовершеннолетних в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа;
· оказание помощи в трудовом и бытовом устройстве несовершеннолетних, освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы;
· применение мер воздействия в отношении несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей в случаях и порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
КоАП РФ также определены должностные лица, которые вправе рассматривать дела об административных правонарушениях:
· руководители соответствующих федеральных органов исполнительной власти, их учреждений и их заместители;
· руководители структурных подразделений и территориальных органов соответствующих федеральных органов исполнительной власти, их заместители;
· иные должностные лица, осуществляющие в соответствии с федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации надзорные или контрольные функции.
· органы и должностные лица, которые рассматривают дела об административных правонарушениях;
· органы, которые вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, они фактически полномочны возбуждать производство по делам об административных правонарушениях.
Судьями судов общей юрисдикции рассматривается большинство административных правонарушений, посягающих на права граждан (глава 5 КоАП РФ). В сфере посягательств на здоровье и общественную нравственность (глава 6 КоАП РФ), судьям подведомственны такие правонарушения, как потребление наркотических средств без назначения врача (ст.6.9), занятие проституцией (ст.6.11) и др. Судьями также рассматриваются административные правонарушения, содержащиеся и в других главах КоАП РФ: административные правонарушения, посягающие на охрану собственности (глава 7 КоАП РФ), административные нарушения в промышленности, строительстве и энергетике (глава 9 КоАП РФ), правонарушения в сельском хозяйстве (глава 10 КоАП РФ), административные правонарушения на транспорте (глава 11 КоАП РФ), правонарушения в области связи и информации (глава 13 КоАП РФ), в области предпринимательской деятельности (глава 14 КоАП РФ) и др.
Судьями районных судов рассматриваются дела об административных правонарушениях, производство по которым осуществляется в форме административного расследования, а также дела об административных правонарушениях, влекущих административное выдворение за пределы Российской Федерации. В остальных случаях дела рассматриваются мировыми судьями.
Дела об административных правонарушениях по ряду составов, предусмотренных КоАП РФ, совершенных юридическими лицами, а также индивидуальными предпринимателями, рассматриваются судьями арбитражных судов [35] .
Районные (городские) комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав рассматривают :
· дела об административных правонарушениях, совершенных несовершеннолетними;
· дела о неисполнении родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних.
Органы внутренних дел (милиция) в соответствии с КоАП рассматривает дела об административных правонарушениях, предусмотренных нормами его Особенной части:
· ст. 6.8, 8.22, 8.23, 10.4, 10.5, ст. 11.9, 11.14, 11.15;
· частями 1, 2 и 3 статьи 11.17;
· статьями 11.23, 12.1;
· частями 1 - 3 статьи 12.2;
· статьей 12.3 (за исключением случаев управления транспортным средством водителем, не имеющим при себе лицензионной карточки);
· частью 3 статьи 12.4;
· и другими, в соответствии со ст. 23.3 КоАП РФ.
Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов вправе :
· начальники территориальных управлений (отделов) внутренних дел и приравненных к ним органов внутренних дел, их заместители, начальники территориальных отделов (отделений) милиции;
· начальники линейных управлений (отделов, отделений) внутренних дел на транспорте, их заместители;
· должностные лица Государственной инспекции безопасности дорожного движения.
Военные комиссары рассматривают административные правонарушения в виде неисполнения военно-транспортных мобилизационных обязанностей.
Помимо вышеперечисленных органов, в соответствии с КоАП РФ, в пределах установленной компетенции, дела об административных правонарушениях также рассматривают органы и учреждения уголовно-исполнительной системы, налоговые органы, таможенные органы, органы экспортного контроля, органы пограничной службы, а также ряд других органов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Производство по делам об административных правонарушениях - это нормативно установленные порядок и правовые формы осуществления процессуальных действий по возбуждению, рассмотрению, пересмотру дел об административных правонарушениях, а также по исполнению постановлений по таким делам.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
ПРИЛОЖЕНИЕ.
ПОСТАНОВЛЕНИЕ № дела Город Дата Должность, фамилия, имя, отчество судьи, наименование и состав коллегиального органа, вынесших постановление (допустим, предыдущее). Т.е., кто рассмотрел дело и по чьей жалобе на постановление какого-либо судьи (суда). Установил:
На основании изложенного, руководствуясь нормами………КоАП РФ Постановил: (одно из четырех) 1. протест без изменения, а жалобу, без удовлетворения; 2. изменение постановления; 3. отмена постановления по делу, возвращение дела на новое рассмотрение в тот же суд; 4. отмене постановления и о прекращение производства по делу. Судья……………… Подпись судьи…………… |
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ:
Нормативно-правовые акты:
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) от 30.12.2008 N 7-ФКЗ;
2. Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации от 03.06.2009 N 121-ФЗ;
- Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 6.10 1999 N 184-ФЗ;
- Федеральный закон « Об общих принципах местного самоуправления в РФ» от 07.05.2009 N 90-ФЗ;
5. Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 23.07.2008 N 160-ФЗ.
Учебные пособия и учебники:
- Бахрах Д.Н – «Административное право России», Москва: ЭКСМО, 2008;
- Бородин С.С. – «Административное право», Санкт-Петербург, 2007;
- Габричидзе Б.Н. – «Административное право России», М: Проспект, 2009;
- Глазунова Н.И. – «Система государственного и муниципального управления», М: Проспект; Велби, 2006;
5. Звоненко Д.П. – «Административное право», М.: Эксмо, 2007;
- Конин М.Н. – «Административное право России», М: Проспект; Велби, 2008;
- Макаров Ю.Я. – «Судебная практика мирового судьи по административным делам», М: Проспект, 2009;
- Попов Л.Л. – «Административное право России», М: Проспект, 2008.
1.
[1] Статья 24.1 КоАП РФ;
[2] Статья 1.5 КоАП РФ;
[3] Глава 25 КоАП РФ;
[4] Глава 28 КоАП РФ;
[5] Главы 31 и 32 КоАП РФ;
[6] Статья 28.1 КоАП РФ;
[7] Статья 28.2 КоАП РФ;
[8] Статья 28.5 КоАП РФ;
[9] В сроки по статье 28.7 «Административное расследование» КоАП РФ;
[10] Статья 29.1 КоАП РФ;
[11] Статья 29.5 КоАП РФ;
[12] Статья 29.6 КоАП РФ;
[13] Статья 29.9 КоАП РФ;
[14] Статья 29.11 КоАП РФ;
[15] Статья 30.3 КоАП РФ;
[16] Статья 30.7 КоАП РФ;
[17] «Исполнительное право» 2008 №4, «Судебно-надзорное производство»;
[18] Статья 30.16 КоАП РФ;
[19] Статья 30.19 КоАП РФ;
[20] Статья 31.1 КоАП РФ;
[21] Статья 31.2 КоАП РФ;
[22] Статья 31.4 КоАП РФ;
[23] Статья 31.7 КоАП РФ;
[24] Статья 31.10 КоАП РФ;
[25] Статья 32.3 КоАП РФ;
[26] Статья 32.4 КоАП РФ;
[27] Статья 32.6 КоАП РФ;
[28] Статья 32.9 КоАП РФ;
[29] Статья 32.11 КоАП РФ;
[30] Ст. 28 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 6.10 1999 N 184-ФЗ;
[31] Федеральный закон «О судебной системе в РФ» от 05.04.2005 N 3-ФКЗ;
[32] Статья 23.2 КоАП РФ;
[33] Федеральный закон «О мировых судьях в РФ» от 22.07.2008 N 147-ФЗ;
[34] Ст. 11 Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 23.07.2008 N 160-ФЗ;
[35] Федеральный закон «О судебной системе в РФ» от 05.04.2005 N 3-ФКЗ.