Производство по делам, возникающим из публично-правовых отношений

СОДЕРЖАНИЕ: Виды производств в гражданском судопроизводстве, их отличительные черты от искового производства и порядок проведения. Правовая и законодательная природа некоторых дел, возникающих из публично-правовых отношений, и процессуальный порядок их производства.

Содержание

Введение

1. Правовая природа дел, возникающих из публичных правоотношений

2. Производство по делам о признании недействующими нормативных правовых актов полностью или в части

3. Производство по делам об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего

4. Производство по делам о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации

Заключение

Литература


Введение

Вид гражданского судопроизводства – это процессуальный порядок возбуждения, рассмотрения, разрешения дел в судах общей юрисдикции определяемый характером и спецификой подлежащего защите материального права.

В гражданском судопроизводстве выделяются следующие виды производств:

1) исковое производство;

2) производство по делам, возникающим из публичных правоотношений;

3) особое производство;

4) приказное производство;

5) иные производства

Одним из видов судопроизводства является производство по делам, возникающим из административно-правовых отношений. Следует иметь в виду, что этот термин, используемый законодателем, носит условный характер. Условность термина определяется тем, что суды общей юрисдикции рассматривают дела, возникающие не только из собственно административных, но и из финансовых (налоговых), таможенных, конституционных и иных правоотношений. Поэтому настоящее производство целесообразно именовать производством из публично-правовых отношений.

Этот вид судопроизводства, как и другие, базируется на нормах Конституции РФ.

Целью данной работы является изучение особенностей производства по делам возникающим их публично-правовых отношений.

В ходе исследования были поставлены следующие задачи :

– выявить правовую природу дел, возникающих из публично-правовых отношений;

– рассмотреть процессуальный порядок производства по отдельным делам, возникающим из публично-правовых отношений;

– выяснить, чем отличается данный вид производства от искового производства.


1. Правовая природа дел, возникающих из публичных правоотношений

В соответствии со ст. 15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы. В то же время ст. 46 Конституции РФ установила правило, согласно которому решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В государстве, функционирование которого основано на принципе разделения властей, обращение в суд с требованием о защите прав, свобод и охраняемых законом интересов служит эффективной формой контроля за действиями (бездействием) органов власти и должностных лиц. Это обусловлено тем, что самый совершенный ведомственный контроль не в состоянии заменить судебное разбирательство, обеспечивающее максимум гарантий для защиты законных прав и интересов заинтересованных лиц. Преимущества судебного порядка рассмотрения споров в сравнении с ведомственным контролем заключаются, прежде всего, в равенстве процессуального положения (статуса) гражданина и органа власти, наличии равных возможностей в отстаивании своих позиций, гласном характере разрешения спора и т.д. Поэтому в установленных случаях закон закрепляет право граждан и организаций на судебный контроль за действиями административных органов и должностных лиц.

Институт, регулирующий порядок рассмотрения и разрешения споров в сфере административного управления, носит название «административной юстиции» или судебного контроля за законностью управленческой деятельности. Этот институт давно существует в экономически развитых государствах, нормы которого реализуются специальной системой судебных органов. Отдельные элементы административной юстиции появились в России (СССР) в 30-е годы прошлого столетия. Они не имели практического значения, но были призваны символизировать торжество «высшего демократизма» социалистического права.

В настоящее время административная юстиция в России получила значительное развитие, так как возможности судебного контроля за действиями органов законодательной и исполнительной власти, органов местного самоуправления и должностных лиц практически не ограничены. В случае возникновения спора любой вопрос, относящийся к органам административной юстиции, может быть рассмотрен соответствующим судом[1] .

В соответствии со ст. 245 ГПК в этом порядке рассматриваются и разрешаются дела:

– по заявлениям граждан, организаций, прокурора об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части, если рассмотрение этих заявлений не отнесено федеральным законом к компетенции иных судов;

– по заявлениям об оспаривании решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих;

– по заявлениям о защите избирательных прав или права на участие в референдуме граждан Российской Федерации;

– иные дела, возникающие из публичных правоотношений и отнесенные федеральным законом к ведению суда.

Настоящий перечень не является исчерпывающим, поскольку суд вправе рассматривать и разрешать другие дела, возникающие из административно-правовых отношений, отнесенных законом к компетенции судов. К ним могут относиться, в частности, дела, связанные с оказанием психиатрической помощи в рамках закона РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании».

Порядок рассмотрения и разрешения дел, возникающих из публичных правоотношений, должен удовлетворять следующим наиболее существенным требованиям и правилам:

а) это неисковые производства, так как в них нет ни истца, ни ответчика, ни третьих лиц. Обязательными участниками выступают гражданин – с одной стороны и должностные лица (представители соответствующего органа управления или местного самоуправления) – с другой;

б) в данном производстве не применяются исковые средства защиты права (иск, встречный иск, мировое соглашение и т.д.);

в) все дела рассматриваются и разрешаются уполномоченным судом;

г) предметом судебного исследования служат официальные документы должностных лиц и управленческих органов;

д) обязанность доказывания возлагается на административные органы, должностных лиц. Участие гражданина в судебном доказывании составляет его процессуальное право;

е) судья при удовлетворении жалобы заявителя обладает полномочиями: отменить соответствующийакт; изменить административный акт; санкционировать определенные действия управленческих органов и должностных лиц, т.е. дать согласие на их совершение;

ж) решения суда реализуют сами управленческие структуры, не применяя правила исполнительного производства.

В целом уровень гражданской процессуальной регламентации данного производства значительно выше, чем у искового производства. Законом (в главах 24–26 ГПК РФ определены сроки обращения в суд заинтересованных лиц и судебного разбирательства, состава участников, предмет и средства доказывания, полномочия судьи и др.)

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 134 ГПК РФ судья отказывает в принятии искового заявления в случае, если оно не подлежит рассмотрению и разрешению в порядке гражданского судопроизводства, поскольку рассматривается и разрешается в ином судебном порядке.

В соответствии с ч. 1 ст. 246 ГПК РФ это правило применимо к производству по делам, возникающим из публичных правоотношений.

Исходя из этого, недопустимо принятие и рассмотрение в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ, заявлений об оспаривании таких решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, для которых Федеральными законами (Уголовно-процессуальным кодексом РФ, Кодексом РФ об административных правонарушениях. Арбитражным процессуальным кодексом РФ и др.) установлен иной судебный порядок оспаривания (обжалования).

В принятии таких заявлений необходимо отказывать на основании п. 1 ч. 1 ст. 134 ГПК РФ.

Существование отдельного от искового производства по делам, вытекающим из публично-правовых отношений, объясняется традиционно несколькими правовыми обстоятельствами:

1) неравноправным положением участников (сторон) в регулятивных (конституционных, административных) правоотношениях, поскольку, с одной стороны, в них выступает орган государства, должностное лицо, наделенное властными полномочиями, с другой стороны – гражданин, не имеющий таких полномочий;

2) специфической функцией суда при рассмотрении этих дел, состоящей не в разрешении спора, как в исковых делах, а в осуществлении судебного контроля за законностью действий органов управления по отношению к гражданам и в отдельных случаях – к организациям.

Указанными двумя причинами определяется способ возбуждения дел данной категории – путем предъявления жалобы (обжалования), а не предъявления иска. Данная терминология перенесена в гражданский процесс из административного права.

Кроме этого, при рассмотрении и разрешении дел, вытекающих из публично-правовых отношений, в силу неравноправного положения субъектов в административных и иных правоотношениях, не применимы некоторые категории искового производства, а именно: мировое соглашение, увеличение или уменьшение требований, исключается возможность предъявления в качестве способа защиты встречной жалобы, аналогичной встречному иску и т. д[2] .

При рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд может признать обязательной явку в судебное заседание представителя органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица. В случае неявки указанные лица могут быть подвергнуты штрафу в размере до одной тысячи рублей.

2. Производство по делам о признании недействующими нормативных правовых актов полностью или в части

Прежде всего, необходимо указать, что производство по делам о признании недействующими нормативных правовых актов полностью или в части в ГПК РФ впервые выделено в самостоятельную главу, а именно главу 24, и относится, согласно ст. 245 ГПК РФ к делам, возникающим из публичных правоотношений.

Под нормативным правовым актом понимается изданный в установленном порядке акт управомоченного на то органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, устанавливающий правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение и действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные актом[3] .

Оспаривание нормативных правовых актов осуществляется посредством подачи заявления в суд.

Следует отметить, что дела о признании недействующими нормативных правовых актов полностью или в части относятся не только к подведомственности судов общей юрисдикции, но и арбитражных судов РФ.

В соответствии со ст. 251 ГПК РФ правом подачи заявления об оспаривании нормативных правовых актов обладают:

1) граждане и организации, которые считают, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией РФ, законами и другими нормативными правовыми актами;

2) прокурор в пределах своей компетенции;

3) Президент РФ, Правительство РФ;

4) законодательный (представительный) орган субъекта РФ, высшее должностное лицо субъекта РФ;

5) орган местного самоуправления, глава муниципального образования.

В соответствии с п. 4 ст. 251 ГПК РФ заявления об оспаривании нормативных правовых актов подаются по подсудности, установленной ст. ст. 24, 26 и 27 ГПК РФ.

Из положений ст. ст. 24, 26 и 27 ГПК РФ следует, что:

1. Верховный Суд РФ (ст. 27 ГПК РФ) рассматривает в качестве суда первой инстанции гражданские дела об оспаривании:

• нормативных правовых актов Президента РФ,

• нормативных правовых актов Правительства РФ,

• и нормативных правовых актов иных федеральных органов государственной власти, затрагивающих права, свободы и законные интересы граждан и организаций.

2. Верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федеральногозначения, суд автономной области и суд автономного округа (ст. 26 ГПК РФ) рассматривают в качестве суда первой инстанции гражданские дела – об оспаривании нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов РФ, затрагивающих права, свободы и законные интересы граждан и организаций.

3. Районные суды рассматривают в качестве суда первой инстанции гражданские дела об оспаривании нормативных правовых актов, когда их рассмотрение не отнесено к компетенции Верховного суда РФ (ст. 27 ГПК РФ) или суда субъекта РФ (ст. 26 ГПК РФ).

Следует отметить, что п. 4 ст. 251 ГПК РФ определяет не только родовую подсудность, но и территориальную, т. к. согласно данному пункту в случаях, когда дело об оспаривании нормативно-правового акта отнесено к компетенции районного суда, то соответствующее заявление подается в районный суд по месту нахождения органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, принявших нормативный правовой акт.

Как и любое иное заявление, подаваемое в суд, заявление об оспаривании нормативного правового акта должно отвечать, определенным требованиям закона о форме и содержании.

В соответствии с п. 5 ст. 251 ГПК РФ заявление об оспаривании нормативного правового акта должно соответствовать требованиям, предусмотренным ст. 131 ГПК РФ, и содержать дополнительно данные:

• о наименовании органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт. Здесь следует отметить, что наименование органа власти или должностного лица приводится в соответствии с нормативно-правовым актом, которым учреждены соответствующий орган власти или должность;

• о наименовании и дате принятия нормативно-правового акта;

• указание, какие права и свободы гражданина или неопределенного круга лиц нарушаются этим актом или его частью. Исходя из требований ст. 251 ГПК РФ в заявлении лиц, перечисленных в ч. 2 этой статьи, должно быть указано, в чем конкретно состоит нарушение их компетенции оспариваемым нормативным правовым актом.

Необходимо обратить внимание на то, что согласно п. 7 ст. 251 ГПК РФ подача заявления об оспаривании нормативного правового акта в суд не приостанавливает действие оспариваемого нормативного правового акта.

Порядок рассмотрения заявлений.

Рассмотрение судом заявлений об оспаривании нормативных правовых актов осуществляется в порядке, определенном ст. 252 ГПК РФ.

Следует указать, что дела по заявлениям об оспаривании нормативно-правовых актов по общему правилу рассматриваются и разрешаются судьей районного суда единолично (ч. 1 ст. 246 ГПК РФ).

Заявление об оспаривании нормативного правового акта рассматривается в течение месяца со дня его подачи с участием: лиц, обратившихся в суд с заявлением; представителя органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт; прокурора.

В зависимости от обстоятельств дела суд может рассмотреть заявление в отсутствие кого-либо из заинтересованных лиц, извещенных о времени и месте судебного заседания.

При рассмотрении и разрешении дел по заявлениям об оспаривании нормативных правовых актов суд может истребовать доказательства по своей инициативе в целях правильного разрешения дела.

Следует отметить, что при рассмотрении и разрешении дел по заявлениям об оспаривании нормативных правовых актов суд не связан основаниями и доводами заявленных требований. Отказ лица, обратившегося в суд, от своего требования не влечет за собой прекращения производства по делу. Признание требования органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, принявшими оспариваемый нормативный правовой акт, для суда необязательно.

Таким образом, в случае, если орган государственной власти, местного самоуправления или должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт, признали соответствующие требования заявителя, то суду предоставляется право выбора: либо продолжить рассмотрение дела; либо вынести решение об удовлетворении требования заявителя в связи с признанием противоположной стороной дела его требований. В данном случае в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание требования заявителя и принятие его судом.

Решение суда.

По результатам рассмотрения заявления об оспаривании нормативного правового акта суд выносит решение.

Необходимо отметить, что при удовлетворении заявления о признании противоречащим федеральному закону закона субъекта РФ либо заявления о признании противоречащим закону иного нормативного правового акта необходимо учитывать, что если правовой акт издан органом или должностным лицом при отсутствии соответствующих полномочий или не был опубликован для всеобщего сведения либо не был зарегистрирован, когда опубликование или государственная регистрация являлись обязательными, то такой акт признается недействующим и не влекущим правовых последствий со дня его издания.

3. Производство по делам об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего

Согласно ч. 2 ст. 46 Конституции РФ решения и действия (пли бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Исходя из того, что ГПК РФ в гл. 25 используется термин «оспаривание», можно предположить, что производство по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственнойвласти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих в настоящее время законодателем связывается с наличием своеобразных спорных правоотношений, которые отличаются от спорных правоотношений в исковом производстве тем, что вытекают из публичных правоотношений.

В соответствии с ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

Гражданин, организация вправе обратиться: непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

Вышестоящие в порядке подчиненности орган, объединение, должностное лицо обязаны рассмотреть жалобу в месячный срок. Если гражданину в удовлетворении жалобы отказано или он не получил ответа в течение месяца со дня ее подачи, он вправе обратиться с жалобой в суд (ст. 4 Закона РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан»).

Заявление может быть подано гражданином в суд: по месту его жительства; по месту нахождения органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, решение, действие (бездействие) которых оспариваются.

Далее необходимо указать, что ст. 254 ГПК РФ содержит также положения, определяющие исключительную подсудность такой категории дел, как оспаривание отказа в разрешении на выезд из РФ в связи с тем, что заявитель осведомлен о сведениях, составляющих государственную тайну. В данном случае соответствующее заявление подается в верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области, суд автономного округа по месту принятия решения об оставлении просьбы о выезде без удовлетворения.

В соответствии с ч. 4 ст. 254 ГПК РФ в связи с поступлением заявления об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего суд вправе приостановить действие оспариваемого решения до вступления в законную силу решения суда.

О приостановлении действия оспариваемого решения суд выносит определение.

Статья 255 ГПК РФ определяет те решения, действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, которые могут быть оспорены в порядке гражданского судопроизводства.

В соответствии со ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственнойвласти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:

– нарушены права и свободы гражданина;

– созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;

– на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Следует отметить, что согласно ст. 2 Закона РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» от 27 апреля 1993 г. могут быть обжалованы не только решения, действия (бездействия), но и представление официальной информации, если оно повлекло за собой последствия, перечисленные выше.

К официальной информации относятся сведения в письменной или устной форме, повлиявшие на осуществление прав и свобод гражданина и предоставленные в адрес государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений или должностных лиц, государственных служащих, совершивших действия (принявших решения), с установленным авторством данной информации, если она признается судом как основание для совершения действий (принятия решений)[4] .

Порядок рассмотрения заявлений.

Обращение в суд с заявлением ограничено определенными сроками.

В соответствии с ч. 1 ст. 256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.

Так же как и любое иное заявление, поступившее в суд, заявление об оспаривании рассматривается судом в установленном ГПК РФ порядке.

В соответствии с ч. 1 ст. 257 ГПК РФ заявление рассматривается судом в течение десяти дней с участием: гражданина (заявителя), руководителя или представителя органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, решения, действия (бездействие) которых оспариваются.

Следует обратить внимание на то, что согласно ст. 6 Закона РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» от 27 апреля 1993 г., гражданин, обратившийся в суд ссоответствующим заявлением, освобождается от обязанности доказывать незаконность обжалуемых действий (решений), но обязан доказать факт нарушения своих прав и свобод.

Таким образом, из положений ст. 249 ГПК РФ и ст. 6 Закона РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» следует, что, несмотря на то, что гражданин (заявитель) освобождается от обязанности доказывать незаконность обжалуемых действий (решений), это не означает, что указанный гражданин должен бездействовать в гражданском процессе, хотя при лом круг его обязанностей существенно ограничен по сравнению с теми, которые существуют в исковом производстве у истца.

Решение суда.

По результатам рассмотрения заявления суд выносит решение, которое должно отвечать общим требованиям, указанным в гл. 16 ГПК РФ.

Если обжалуемое действие (решение) суд признает законным, не нарушающим прав и свобод гражданина, он отказывает в удовлетворении жалобы.

В случае если суд признает, что заявленные требования являютсяобоснованными, то он принимает решение об обязанности соответствующею органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить: в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина; препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

Суд также может:

– обязать соответствующий орган государственной власти, орган местного самоуправления, должностное лицо, государственного или муниципального служащего удовлетворить требование гражданина;

– отменить примененные к заявителю меры ответственности (но не меры административного взыскания, т. к. глава 25 ГПК РФ не распространяется на обжалование постановлений, вынесенных по делам об административных правонарушениях);

– иным путем восстановить нарушенные права и свободы заявителя.

Обжалуемое действие (решение) признается незаконным, если в результате него (ст. 255 ГПК РФ): нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность, или он незаконно привлечен к ответственности.

Далее необходимо указать, что решение суда направляется в течение трех дней со дня вступления решения суда в законную силу для устранения допущенного нарушения закона: руководителю органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностному лицу, государственному или муниципальному служащему, решения, действия (бездействие) которых были оспорены; в вышестоящий в порядке подчиненности орган, должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

4. Производство по делам о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан российской федерации

Согласно ст. 32 Конституции РФ граждане РФ имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.

Основные гарантии реализации гражданами РФ конституционного права на участие в выборах и референдумах, проводимых на территории РФ в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов РФ, уставами муниципальных образований, определяются ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12 июня 2002 г. №67-ФЗ.

Порядок производства по делам о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ определен в гл. 26 ГПК РФ.

Необходимо обратить внимание на то, что решения или действия (бездействие) органа государственной власти …. нарушающие избирательные права или право на участие в референдуме граждан РФ, обжалуетсяне по правилам гл. 25 ГПК РФ, а только по правилам гл. 26 ГПК РФ.

Все дела об обжаловании решений и действии (бездействия), нарушающих избирательные права или право на участие в референдуме граждан РФ, можно разделить на две группы, а именно:

1) дела об обжаловании решений и действий (бездействия) избирательных комиссий;

2) дела об обжаловании решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц.

Право обжалования решений и действий (бездействий) принадлежит: 1) избирателям; 2) кандидатам, их доверенные лицам; 3) избирательным объединениям, избирательным блокам, их доверенным лицам; 4) политическим партиям, их региональным отделениям, иным общественным объединениям; 5) инициативным группам по проведению референдума и наблюдателям; 6) прокурору.

Следует также отметить, что эти субъекты вправе обжаловать действия (бездействия) избирательных комиссий, комиссий по проведению референдума в соответствующие вышестоящие избирательные комиссии, комиссии по проведению референдума. Однако необходимо обратить внимание на то, что в соответствии с п. 8 ст. 75 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» предварительное обращение в вышестоящую комиссию, избирательнуюкомиссию субъекта РФ, Центральную избирательную комиссию РФ не является обязательным условием для обращения в суд.

Далее необходимо отметить, что правом обращения в суд с требованием о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ обладают не только субъекты, указанные в ч. 1 ст. 259 ГПК РФ, но и избирательные комиссии, а именно (ч. 2 ст. 259 ГПК РФ): Центральная избирательная комиссия РФ; избирательные комиссии субъектов РФ; избирательные комиссии муниципальных образований; окружные, территориальные и участковые избирательные комиссии; соответствующие комиссии референдума.

Порядок рассмотрения заявлений.

Заявление в суд может быть подано в течение трех месяцев со дня, когда заявителю стало известно или должно было стать известно о нарушении избирательного законодательства, законодательства о референдуме либо избирательных прав или права на участие в референдуме заявителя. Заявление, касающееся решения избирательной комиссии… об отмене регистрации кандидата (списка кандидатам), может быть подано в течение десяти дней со дня принятия избирательной комиссией, комиссией референдума соответствующего решения. После опубликования результатов выборов, референдума заявление, касающееся нарушения избирательныхправ или права на участие к референдуме, имевшего место в период избирательной кампании, подготовки и проведения референдума, может быть подано в суд в течение года со дня опубликования результатов соответствующих выборов, референдума. Заявление о неправильности в списках избирателей, участников референдума должно быть рассмотрено в течение трех дней со дня их подачи, но не позднее дня, предшествующего дню голосования, а в день голосования – немедленно.

Заявление, поданное в суд в ходе избирательной кампании или подготовки референдума, должно быть рассмотрено в течение пяти дней со дня его подачи, но не позднее дня, предшествующего дню голосования, а заявление, поступившее в день голосования или в день, следующий за днем голосования, – немедленно.

Решение суда.

По делу о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ суд может вынести решение: 1) об отказе в удовлетворении заявления; 2) о признании оспариваемого решения или действия (бездействия) незаконным.

Суд отказывает в удовлетворении заявления о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ, если установит, что оспариваемое решение или действие (бездействие) является законным.

Суд признает оспариваемое решение или действие (бездействие) незаконным, если установлена обоснованность заявления.

В решении о признании оспариваемого решения или действия (бездействия) незаконным суд: обязывает удовлетворить требование заявителя; либо иным путем восстанавливает в полном объеме его нарушенные избирательные права или право на участие в референдуме.

Суд соответствующего уровня может отменить решение избирательной комиссии об итогах голосования, о результатах выборов на избирательномучастке, территории, в избирательном округе, в муниципальном образовании, в субъекте РФ, в РФ в целом также в случае нарушения: правил составления списков избирателей; порядка формирования избирательных комиссий; порядка голосования и подсчета голосов (включая воспрепятствование наблюдению за их проведением), определения результатов выборов; незаконного отказа в регистрации кандидата, списка кандидатов, признанного таковым после дня голосования; других нарушений избирательного законодательства, если эти нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей.

Далее следует указать, что в соответствии с ч. 1 ст. 261 ГПК РФ решение суда, вступившее в законную силу, направляется руководителю соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественного объединения, председателю избирательной комиссии, комиссии референдума, должностному лицу и подлежит реализации в указанные судом сроки.


Заключение

Таким образом, в гражданском процессе выделяется самостоятельный вид судопроизводства – производство по делам, возникающим из публично-правовых отношений.

Структура административного судопроизводства в гражданском процессе характеризуется тем, что ГПК содержит общие и особенные нормы, регулирующие порядок рассмотрения споров по делам, возникающим из административных, налоговых, таможенных, бюджетных и прочих подобных отношений. Общие и специальные правила рассмотрения этих категорий дел внутренне взаимосвязаны и строго последовательны. Соблюдение этих правил необходимо для правильного разрешения этих всегда сложных споров.

С учетом всего изложенного можно дать следующее определение административного судопроизводства в гражданском процессе Административное судопроизводство в гражданском процессе – это форма осуществления судебной власти, урегулированная нормами гражданского процессуального права, направленными на установление порядка осуществления правосудия по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений

Выделение в отдельную главу ГПК РФ административного производства связано со сложностью и многочисленностью дел возникающих из административных и иных публичных правоотношений. Детальное урегулирование порядка их рассмотрения позволяет снять многие проблемы


Литература

1. Гражданский кодекс Российской Федерации. – СПб.: Виктория плюс, 2001. – 480 с.

2. Гражданский Процессуальный Кодекс Российской Федерации. – М. «Элит», 2000. – 192 с.

3. Комментарий к Гражданскому Процессуальному Кодексу РФ / С.А. Алехина, А.Т. Боннер – М.: ТК Велби, изд-во Проспект. 2003. – 785 с.

4. Гражданский процесс Российской Федерации: Учебник для вузов / Под ред. А.А. Власова. – М.: Юрайт, 2003. – 583 с.

5. Гражданский процесс. Учебник / Под ред. М.К. Треушникова. – М.: Городец – издат, 2003. – 720 с.

6. Гражданский процесс: Учебник / Под ред. В.В. Яркова. – М.: Волтерс Клувер, 2004. – 715 с.

7. Гражданское процессуальное право России: Учебник для Вузов / Под ред. П.В. Алексия. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – 525 с.

8. Гражданское процессуальное право: Учебник / Под ред. М.С. Шакарян. – М.: Проспект, 2004. – 580 с.

9. Коршунов Н.М. Гражданский процесс: Учебное пособие для вузов. – М.: Норма, 2004. – 846 с.


[1] Гражданское процессуальное право: Учебник / Под ред. М.С. Шакарян. – М.: Проспект, 2004. С. 389.

[2] Гражданский процесс. Учебник / Под ред. М.К. Треушникова. – М.: Городец – издат, 2003. С.589.

[3] Гражданский процесс: Учебник / Под ред. В.В. Яркова. – М.: Волтерс Клувер, 2004. С. 490.

[4] Гражданский процесс. Учебник / Под ред. М.К. Треушникова. – М.: Городец – издат, 2003. С. 557.

Скачать архив с текстом документа